УДК 37.54:519.22:941/949
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИКОВ: ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТОВ ЗАПАДА
© 2010 г. С.В. Пинягин
Ставропольский государственный университет, Stavropol State University,
ул. Пушкина, 1, г. Ставрополь, 355000, Pushkin St., 1, Stavropol, 355000,
[email protected] [email protected]
Анализируется опыт университетов Великобритании, Голландии, Германии и других стран Запада в подготовке магистров в области истории, применение при этом различных компьютерных программ и технологий.
Ключевые слова: Международная ассоциация «История и компьютер», историческая информатика, экономическая история, мультимедиа, интернет-технологии, дистанционное обучение.
In article experience of universities of the Great Britain, Holland, Germany and other countries of the West in preparation of masters in the field of history, application is analyzed thus of various computer programs and technologies.
Keywords: International Association «History and computing», historical computer science, economic history, multimedia, Internet-technology, remote training.
Одним из важнейших средств модернизации образовательной системы стран Запада являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют выйти на новый уровень качества образования и научно-исследовательской деятельности, реализовать большинство методов обучения, контроля и активизации познавательной деятельности студента, рационализировать исследовательский процесс.
При работе в этой области представляет несомненный интерес изучение процесса информатизации образования в европейских странах с учетом опыта, накопленного не только российскими историками, но и учеными стран Запада.
Появление компьютеров в университетах Запада перестроило не только учебную программу, но в некоторых случаях поменяло саму методику преподавания истории. Появление сканеров, создающих возможности для оптического ввода в память компьютера текста или изображения, а также развитие компью-
терной техники дали новый импульс применению ИКТ в социогуманитарном образовании.
Важным фактором внедрения информационных технологий в научные исследования и историческое образование в странах Запада стало создание в 1986 г. Международной ассоциации «History and Computing» (AHC), в структуру которой входит более 25 национальных и региональных «ветвей». AHC, равно как и ее «ветви», координирует деятельность историков, применяющих в своей исследовательской практике и учебном процессе компьютерные методы и технологии [1]. Ведущие позиции в АНС занимают историки США, Великобритании, Германии, Нидерландов и других стран [2], а с 1992 г. в деятельности АНС принимают участие и российские ученые [3].
Деятельность АНС способствовала широкому внедрению современных компьютерных технологий в экономические, демографические, исторические исследования и образование.
Распространение «новой» экономической истории в США, Англии и других странах Запада привело к появлению различных кафедр и курсов по количественной истории, в том числе и с использованием компьютерных технологий [4].
Так, Р. Миддлетон (Бристольский университет, Великобритания) [5] представил отчет об учебном курсе «Компьютерные методы и экономическая теория в историческом анализе» в Бристольском университете за 1988/89 гг. Преподавание студентам первого года обучения велось автором и его коллегами Б. Харрисом и Дж. Стайлсом на факультете экономики и социальной истории. Учебный курс включил в себя эконометрику [6], а с помощью компьютера она получила средства для тестирования гипотез и моделей экономики.
Изначально проект, организация и структура курса определялись профилем студентов. В октябре 1988 г. была организована лаборатория по применению компьютерных методов в социальной истории, оснащенная девятью ШM-совместимыми компьютерами, работающими в сети, и сервером, позволявшим демонстрировать программные продукты. Проблема заключалась в том, как нужно было построить занятия при очевидной нехватке компьютеров [5, с. 25; 7].
В начале 90-х гг. при Лондонском университете был создан Центр подготовки магистров-историков (Институт исторических исследований). Этот институт проводит подготовку студентов по трем специальностям: история США, новейшая история Европы (социальные изменения), применение компьютеров в исторических исследованиях. Последняя специальность предполагает обучение в непосредственном режиме в течение года или с перерывами в течение двух лет. Никакого предварительного опыта работы с компьютером при этом не требуется.
Для получения ученой степени магистра в применении вычислительных машин для истории необходимо сдать экзамены по трем курсам и защитить диссертацию. Основной курс называется «Результаты исследования в историческом компьютинге». Он дополняется курсами «Компьютинг для историков» и «Компьютерные технологии» [8].
Цель - ввести обучаемого в курс основных понятий информатики, познакомить с основными направлениями использования ЭВМ в исторических исследованиях. Курс носит историографический и теоретический характер, при этом он сочетается с освоением практических навыков в рамках остальных двух курсов. Предметом практических навыков становятся пакеты баз данных, специальные программные продукты для таких тем, как археология, библиография, демография, эконометрика, историческая география, анализ текста, ономастика, просопография. Помимо этого изучаются методы восстановления истории семей, картографические методы и экспертные системы.
Курс «Компьютинг для историков» дает обучаемым как практические навыки, так и концептуальное представление о современных компьютерных системах. Подробно рассматриваются способы использования ПК историками и наиболее характерные трудности,
возникающие при этом. Обучение предусматривает как лекционную, так и семинарскую формы ведения занятия. Основными разделами данного курса являются: «Компьютерные системы», ориентированные на изучение аппаратных средств персонального компьютера и стандартного программного обеспечения; «Концепция баз данных и методов» - исследуются принципы хранения, извлечения и связывания данных исторических источников; «Статистические методы» - проводится изучение статистических пакетов и использования их в исторических исследованиях.
Интересно содержание курса «Компьютерные технологии», при изучении которого студенты выбирают один из следующих разделов:
- «Введение в программирование», где предусмотрено изучение языков высокого уровня;
- «Компьютер в задачах хранения и анализа изображений» - ориентирован в основном на использование компьютера при изучении истории искусства.
Занятия по трем названным курсам проводятся с октября по май. В июне обучаемые по двум первым курсам сдают экзамены; по третьему - курсовую работу, в конце года - диссертационную работу.
В Лейденском университете (Королевство Нидерландов) с 1991 г. Европейский социальный фонд предложил проект для получения второй специальности историкам «Обработка исторической информации», дающий студентам-историкам и дипломированным специалистам новые и дополнительные квалификации, которые будут востребованы на рынке труда. Ежегодно несколько групп в 16 человек проходят специализацию, рассчитанную на 1 год. Одна из наиболее важных целей курса состоит в применении современных информационных технологий в исторической области. Обучающимся представлен широкий диапазон компьютеризированных методов обработки исторической информации. Все стадии обработки данных рассматриваются начиная из исходного собрания и описания, изучения и составления баз данных, архивации и распространения машиночитаемых файлов в Internet. Курс разделен на три фазы: 1. Студенты обучаются конструированию баз данных, работе в Internet, мультимедийным технологиям. 2. Предоставляется возможность посещать «летние школы», где студенты знакомятся с профессионалами и экспертами в этих областях. 3. Четырехмесячная практика, где происходит воплощение теоретических знаний в практические навыки.
Каждый студент работает над индивидуальным проектом, который отражается на Web-сайте «Голландия - 18 век». В процессе обучения студенты приобретают навыки оцифровки документов, изучают картографирование. Программа преследует две цели.
1. Дать дополнительную специальность историкам, которые в состоянии исследовать и решить проблемы обработки исторической информации с помощью современных информационных технологий.
2. Способствовать автоматизации в области исследования и распространения исторической и документарной информации (на примере компьютеризации
архивов, музеев, библиотек). Следовательно, проект также создает новые рабочие места и поднимает волну интереса к исторической науке [9].
В ноябре 1994 г. группой студентов факультета искусств университета Гронинген (Королевство Нидерландов) под руководством проф. Дж. Веллинга, был создан в Internet Web-сайт, специализировавшийся на истории США перед Первой мировой войной. В разработку специального Web-сайта были вовлечены 25 студентов, которые, по мнению Дж. Веллинга, получили больше знаний о возможностях компьютера, познакомились с языком Java. По словам Дж. Веллин-га, эта работа помогла преодолеть порог «застенчивости» студентов перед компьютером, а возможности Internet расширили кругозор студентов. Инициатива не осталась без внимания, в работе приняли участие не только нидерландские, но и американские студенты (их доклады представлены на Web-странице). Web-сайт существует и поныне. За первые пять лет (1994 - 1999 гг.) его посетило свыше 1500 млн чел., студентам любых стран предлагается взять на себя роль исследователя причин и хода Первой мировой войны [10].
Датский опыт применения ИКТ в социогумани-тарном образовании представлен новой технологией в Аальборгском университете. При содействии Центра персональных коммуникаций и Института электронных систем была создана программа IntelliMedia 2000+, в основание которой положено мультимедийное обучение, где компьютер «понимает» не только речь студента, но и его реакцию на получение информации (в виде жестов и т. д.) [11]. Обучение - это значительная часть программы IntelliMedia 2000+. С учетом значительных возможностей программы с 1997 г. были введены два курса для студентов:
1) мультимодальное (MultiModal) воздействие компьютера на человека;
2) современные данные в Мультимедиа HCI, включающие в себя традиционные HCI, состоящие из обучающих методов для развития оптимального интерфейса, посредством расположения знакомых кнопок, меню, методов оформления экрана, а также включающие «продвинутый» интерфейс, использующий в «общении» с компьютером диалоги и жесты.
Курс «Современные данные в Мультимедиа» прельщает новизной, поэтому он пользуется популярностью у студентов. Лекции от приглашенных ученых в этой области проходят с помощью программы IntelliMedia 2000+. Курсы по специализации читаются как на датском, так и на английском языках. Курс подготовки специализации по этой проблематике занимает 1,5 года обучения. Первый семестр студент сфокусирован на традиционных методах работы с компьютером. Во втором семестре изучаются продвинутые методы по применению Мультимедиа. В завершающем семестре нет занятий, и, следовательно, студент ориентирован на творческую работу с гарантией экспертизы на неё [12].
Наглядным примером успешной информатизации образования может служить университет Глазго, в котором создан специальный департамент по компь-
ютеризации науки, в частности по гуманитарному профилю. Цель, которую преследует департамент, -дать студентам методологию применения ИТ в гуманитарных исследованиях и образовании.
С 1997 г. в университете Глазго ведется обучение в магистратуре по специальности «История искусства и английская литература». Студенты осваивают применение НИТ в искусстве. По оценкам выпускников магистратуры, занятия с использованием информационных технологий в гуманитарных исследованиях оказались крайне интересными. Так, выпускница магистратуры Мелисса Террас пишет: «Мой проект был основан на материалах Келвингровского музея и художественной галереи в г. Глазго. Итогом работы над проектом должно было послужить создание мультимедийной программы виртуального египетского погребения. Мне пришлось самостоятельно освоить разработку страницы Web-сайта... Использование информационных технологий в гуманитарных областях, конечно, не простая операция, но это дает доступ к практическим подходам по представлению музейных экспонатов в другой среде» [13].
К концу 90-х гг. исторический компьютинг превратился в достаточно разветвленную научную дисциплину. В ее рамках существовали такие направления, как теоретические и методологические проблемы, квантитативная история, информационные системы и базы данных, информационные технологии в учебном процессе [14]. После 1995 г. возникли новые направления: мультимедиа, интернет и дистанционное образование [15].
Появление персональных компьютеров, стремительное развитие компьютерных и инфокоммуника-ционных технологий, а также усовершенствование периферийного оборудования способствовали созданию образовательных программ, внедрению в практику вузов автоматизированных учебных комплексов и формированию медиатек, содержащих образовательный медиа-контент.
В области применения информационных технологий в образовании стран Запада основными тенденциями стали мультимедиа-технологии и дистанционное обучение, позволившее более широко и разнообразно представить исторический материал. Использование мультимедиа не только как информационного потенциала, но и как закрепляющего дает возможность соприкоснуться с «телом» истории в виде живой речи политиков и видных деятелей культуры и науки. Образность и наглядность мультимедиа-контента дают практически реальное представление об исторических событиях в различных регионах мира, что, конечно, повышает кругозор студента.
В сети Internet расположены материалы лекций и семинаров по истории, для дистанционного обучения в различных университетах стран Запада [12, 16]. Они содержат сведения о процессе проникновения и использования информационных технологий в научной и учебной практике в университетах Запада [17].
В настоящее время «новая образовательная парадигма, основанная на принципах непрерывности
("образование в течение всей жизни"), индивидуализации обучения, фундаментальности образовательных программ» [18], в наибольшей степени реализована в так называемой «открытой системе образования» и уже в технологии дистанционного обучения (ДО). Последнее дает возможность получения качественного образования в самых удаленных регионах, или получения дополнительного высшего образования с минимальными затратами времени. Под ДО понимается форма обучения, которая создает для студента свободный выбор образовательных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем; при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. При ДО также используются традиционные методы педагогики, однако особый упор делается на новые информационные и телекоммуникационные технологии и технические средства [19].
Одним из направлений применения ИКТ в обучении истории является мультимедиа-программа. Причем в этой области есть совместные наработки российских и зарубежных авторов.
Опыт подготовки мультимедийных курсов совместно с российскими преподавателями накоплен в Александровском институте университета Хельсинки (Финляндия) и университете г. Умео (Швеция), где совместно с учеными Петрозаводского госуниверситета была создана мультимедийная Интернет-версия курса «Политическая история России XX века» на английском языке [20].
Мультимедийный курс создан на двух языках -русском и английском. Английская версия имеет цель представить российскую точку зрения на исторические события России XX в. для иностранных студентов, которые изучают историю нашей страны.
Для того чтобы студентам было легче воспринимать информацию, был разработан удобный дизайн лекций. Они разбиты на темы, а те - на подтемы, что позволяет иностранным студентам сосредоточиться на основном материале. Кроме того списки подтем формируют своеобразные конспекты лекций. Для всех лекций курса написаны тесты. Они являются основным инструментом для проверки знаний студентов по изученному материалу.
Мониторинг иностранных студентов, обучающихся по курсу «Политическая история России XX века», был проведен в 2001 - 2004 гг. на факультете политических наук университета г. Умео (Швеция). В этом университете также читался курс «Russians Politics» (на английском языке) для шведских и иностранных студентов (из Англии, Германии, Дании, Норвегии, Франции и Испании). По ряду тем этого курса студентам было предложено использовать материал англоязычной версии дистанционного курса «Политическая история России XX века», которая была размещена в Интернете, изучить исторические документы и литературу, представленные после каждой темы.
Экзамен по данной дисциплине для студентов университета г. Умео, кроме традиционного для иностранных студентов эссе, включал также выполнение
проверочных тестов, размещенных в дистанционном курсе [21].
Университетом Глазго предложен проект TLTP по компьютерному обеспечению курсов истории. Участники проекта Ф. Симонс и А. Виссенбург разрабатывают программное обеспечение гипермедиа. Цель проекта - помочь в обучении как можно большему количеству студентов-историков, повысить показатели качества их подготовки.
Разработчиками проекта введено в оборот понятие «обогащенная лекция», которая включает эссе и знакомит студентов с результатами исторических исследований, с демонстрацией источников и их интерпретациями. Сами лекции идут в режиме «нон-стоп», т. е. постоянно обогащаются все новым материалом как визуального характера, так и текстами. Помимо этого заключено соглашение между Центром по истории, археологии и истории искусства (CTICH) и консорциумом TLTP, а также университетами стран Западной Европы и Северной Америки, которое предоставляет в их распоряжение гигантскую коллекцию оптических носителей по истории [22]. Анализ 88 CD-дисков мультимедиа показал, что 42 CD-Rom - британского производства, 38 - американского производства, Канада представлена одним мультимедиа диском, страны Бенилюкс - тремя. Большинство мультимедиа материалов посвящено истории страны по определенному периоду (средневековье или индустриальный период); 8 дисков - это мультимедиа, которые представляют персоналии в истории; 4 - материалы картографического характера с историческими картами разных периодов; 26 CD - охватывают события мировой истории, при этом, конечно, теряется научная значимость событий, а сама программа большей частью служит «шпаргалкой» для студента.
Таким образом, основными направлениями в области компьютерных технологий в истории стали: применение автоматизированных методов в исследовании, образовании и обработки информации; использование студентами баз данных, содержащих исторические документы по различным регионам; использование мультимедиа технологий и особенно Internet. В историческом исследовании компьютер на современном этапе становится одним из популярных инструментальных средств, особенно в областях количественного и текстового анализа, а также и основным средством в образовании не только в университетах, но и в среднем образовании. В архивах, библиотеках, музеях с помощью современных информационных технологий вводится в эксплуатацию широкий спектр ранее не использованной исторической информации. Оцифровывание каталогов источников и другой исторически значимой информации способствует увеличению сроков хранения и повышает доступность культурного наследия различных стран мира.
В последние годы определился круг предпочтений в сфере применения информационных технологий в образовании стран Запада: если в 80 - начале 90-х гг. приоритет отдавался обучению статистическим методам в истории, созданию баз и банков данных, то с ру-
бежа 1995 г. основными направлениями стали Internet, создание и использование в сети мультимедиа и гипертекст. Особенностями можно считать то, что большинство новаций в применении информационных технологий в странах Запада приходится на Великобританию и США. Другие страны в этой области пока отстают, однако, учитывая, что тенденции объединения Европы продолжаются, в целом результатами трудов британских коллег пользуются все страны Запада.
Представляется, что все сомнения по поводу возможности «информатизации гуманитарного знания» являются безосновательными: использование новых информационных технологий в социогуманитарном образовании формирует новый тип исследовательской деятельности и мышления в гуманитарных науках, обеспечивая последним большую точность, логичность, структурированность. Использование ИКТ в социогуманитарном образовании стран Запада уже привело к изменению многих оценок и подходов, позволило значительно повысить качество обучения, сделать образование более привлекательным для современной европейской молодежи.
Литература
1. Association for History and Computing. Constitution // History and Computing. 1989. Vol.1. № 1. Р.103 - 104; Association for History and Computing. The Revised Constitution // History and Computing. 1992. Vol.4. № 2. Р. 158 - 161.
2. Бородкин Л.И. IX Международная конференция «History and Computing»: новый этап в развитии исторической информатики // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 1996. № 19. С. 4 - 13.
3. См.: Из устава Ассоциации «История и компьютер» // URL: http://aik.org.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=2 (дата обращения: 11.05.2008).
4. См.: Рагунштейн О.В. Американская модель исторической информатики: основные этапы становления и развития (50 - 90-е гг. XX в.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2004. 22 с.
5. Middleton R. Computer Techniques and Economic Theory in Historical Analyses // History and Computing. 1989. Vol. 1. № 1. Р. 19 - 37.
6. См.: ОрловА.И. Эконометрика: учебник. М., 2002. 442 с.
7. См.: Wardley P., Middleton R. From the Wings to Centre Stage: The role of IT in a resurgent economic history // Computer Applications in Business and the Social Sciences. 1991. Vol. 2. № 2. Р. 1 - 18.
8. См.: MA in Computer Applications for History at the Institute of Historical Research // History and Computing. 1990. Vol.2. № 3. P.219.
9. Universiteit Leiden. URL: http: //www. leidenuniv. nl/nhda/esf. html (дата обращения: 02.10.2009).
10. URL: http: //www.odur.let.rug.nl/index.htm (дата обращения: 10.11.2008).
11. Более подробнее о программе см.: URL: http: //www.kom.auc.dk/CPC/MMUI (дата обращения: 12.01.2009).
12. URL: http: //www.kom.auk.dk/ESN/masters (дата обращения: 5.07.2009).
13.URL:http://ericir.syr.edu/Virtual/Listserv_Archives/edtec h.html (дата обращения: 23.11.2008).
14. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М., 2002. С. 10 - 12.
15. Покасов В.Ф. Европейская модель исторической информатики : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2000. С. 20 - 21.
16. URL: http: //www.odur.let.rug.nl/index.html (дата обращения: 25.02.2009).
17. См.: Ушмаев А.Н. INTERNET как новая информационная среда исторической науки : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2002. С. 14 - 15.
18. Можаева Г.В. Дистанционное обучение в дополнительном образовании // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001. С. 481.
19. Использование сетевых технологий в подготовке историков / Ю.П. Смирнов [и др.] // Круг идей: историческая информатика на пороге XXI века. Москва; Чебоксары, 1999. С. 451.
20. Веригин С.Т. Опыт международного сотрудничества истфака ПетрГУ в создании курсов дистанционного обучения // Учебно-образовательные и научно-исследовательские практики в условиях модернизации высшего образования в России. М., 2005. С. 29 - 31.
21. URL: http: //petrsu. karelia.ru/psu/ lnternation-al/courses/history.html (дата обращения: 14.12.2008).
22. CTICH News // Craft. 1997. № 17. P. 1 - 2. URL: http://www.gla.ac.uk/~ctich/ (дата обращения: 17.03.2005).
Поступила в редакцию 2 октября 2009 г.