Научная статья на тему 'Создание ассоциации «History and Computing» и применение интернет-ресурсов историками стран СНГ'

Создание ассоциации «History and Computing» и применение интернет-ресурсов историками стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ассоциация "history and computing" / историческая информатика / интернет-ресурсы / "history and computing" association / historical informatics / internet-based resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пинягин Сергей Владимирович

На основе новейших документов и научных разработок в статье раскрываются процесс создания Ассоциации «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and computing», показано ее сотрудничество с историками стран СНГ. Анализируется применение интернет-ресурсов в научной и образовательной практике историками стран СНГ.Based on the latest documents and scientific developments the creation of the «History and Computing» Association is described as well as its cooperation with the historians of CIS countries. The use of Internet resources in scientific and educational practice by historians of the CIS countries is analyzed.

Текст научной работы на тему «Создание ассоциации «History and Computing» и применение интернет-ресурсов историками стран СНГ»

С. В. Пинягин

СОЗДАНИЕ АССОЦИАЦИИ «HISTORY AND COMPUTING» И ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ИСТОРИКАМИ СТРАН СНГ

На основе новейших документов и научных разработок в статье раскрываются процесс создания Ассоциации «History and computing», показано ее сотрудничество с историками стран СНГ. Анализируется применение интернет-ресурсов в научной и образовательной практике историками стран СНГ.

Ключевые слова: Ассоциация «History and Computing», историческая информатика, интернет-ресурсы.

S. Pinyagin

THE ESTABLISHMENT OF «HISTORY AND COMPUTING» ASSOCIATION AND THE APPLICATION OF INTERNET RESOURCES BY CIS COUNTRIES HISTORIANS

Based on the latest documents and scientific developments the creation of the «History and Computing» Association is described as well as its cooperation with the historians of CIS countries. The use of Internet resources in scientific and educational practice by historians of the CIS countries is analyzed.

Keywords: «History and Computing» Association, historical informatics, internet-based resources.

Процесс информатизации общества начался в европейских странах в 80-х годах. Его стремительное развитие привело к созданию в 1986 г. Международной ассоциации «History and Computing» (AHC), которая координирует деятельность историков разных стран, применяющих в своей исследовательской практике и в учебном процессе компьютерные методы и технологии.

Однако в этой активной профессиональной деятельности специалисты из Советского Союза практически не участвовали. Ситуация начала изменяться с января 1992 г., когда АНС организовала международный симпозиум по координации исследовательской деятельности в области исторической информатики в странах Западной и Восточной Европы, который состоялся в Зальцбурге (Австрия). Участники симпозиума, прибывшие в Зальцбург из 11 европейских стран, обсудили современное со-

стояние исторической информатики, наметили основные направления международного сотрудничества в этой динамично развивающейся области исследований.

С 1986 г. АНС провела 13 крупных ежегодных международных конференций, выпустила более 30 международных сборников статей. С 1989 г. AHC выпускает — сначала в Оксфорде, а затем в Эдинбурге — международный журнал «History and Computing». С 1992 г. в состав АНС входит Ассоциация «История и компьютер» (АИК), объединяющая специалистов по исторической информатике из России и других стран СНГ [8, с. 48].

Возникновение Интернета на рубеже XX-XXI вв. вызвало «вторую революцию» и новый этап в развитии исторической информатики. Во второй половине ХХ века многие страны вступили в постиндустриальную цивилизацию, которая создала необходимые социально-экономические и

технические предпосылки для возникновения компьютерной техники и сетевых технологий.

В России в августе 1990 основана компьютерная сеть Релком (от RELiable COMmunications — надежная связь) на базе РНЦ «Курчатовский институт». Уже к концу года было подключено около 30 организаций, среди которых были центры российской науки в Серпухове, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Дубне. Сеть базировалась исключительно на технологии электронной почты, причем с возможностью переписки и на русском языке. Первый сеанс связи проведен 28 августа 1990 г. с Финляндией по международному телефону. Состоялся выход в глобальную сеть. В сентябре 1990 зарегистрирован домен верхнего уровня SU [3; 11].

В июне 1992 г. сеть была официально зарегистрирована в Брюсселе под названием EUnet/Relcom и стала крупнейшей на европейском континенте. 7 апреля 1993 года международные организации зарегистрировали российский домен «^Ц».

25 апреля 1995 г. для организационного решения задач управления и сопровождения сети RUNNet приказом Госкомвуза РФ создано государственное научное учреждение — Республиканский научный центр компьютерных телекоммуникационных сетей высшей школы (Вузтеле-комцентр) [2].

Развитие сети RUNNet на базе систем спутниковой связи позволило не только крупнейшим вузовским центрам, но и многим научным организациям в различных регионах страны осваивать интернет-технологии реального времени, создавать web-серверы и базы данных. Вновь созданная инфраструктура RUNNet федерального масштаба заинтересовала крупнейших по тем временам поставщиков сетевого сервиса, которые на условиях обмена внутрирос-сийским сетевым трафиком стали активно подключаться к ней. Тем самым создавались благоприятные условия для интегра-

ции российских 1Р-сетей и дальнейшего развития национального сегмента Интернет.

Интернет-технологии нашли широкое применение в области изучения истории. Ведущими центрами внедрения интернет-технологий в исторические исследования и в образование стали Лаборатория исторической информатики МГУ им. М. В. Ломоносова (проф. Л. И. Бородкин) и Алтайский государственный университет (доц. В. Н. Владимиров). Они первыми поставили проблемы Интернета на IV и V конференциях Ассоциации «История и компьютер» [1].

Однако в вузах не хватало технических средств. Но в результате международного сотрудничества многое менялось. Соросов-ский проект позволил ряду университетов стран СНГ существенно укрепить материальную базу, прежде всего в плане получения каналов связи. В сети появились домашние странички исторических факультетов. Появились примеры использования глобальных информационных сетей в учебном процессе. Поэтому в программу V конференции Ассоциации «История и компьютер» был внесен круглый стол по проблемам использования Интернета в практике исторических исследований. Предполагалось обсуждение следующих проблем: « Роль и место глобальных информационных сетей в научных исторических исследованиях»; «Значение Интернета в информационном обеспечении и методической организации учебного процесса»; «Интернет как средство организации коммуникативных процессов: от электронной почты до видеоконференций с "эффектом присутствия"»; «Виды и формы представления исторических ресурсов в Интернет: что требуется и что возможно?»; и др. [6].

На IV конференции состоялся круглый стол, посвященный проблемам интернет-ресурсов и технологий. В нем приняли участие наряду с российскими учеными историки из других стран СНГ: В. Л. Носевич

(Минск, Белоруссия), В. В. Подгаецкий (Днепропетровск, Украина), А. Ф. Оськин (Полоцк, Белоруссия), которые выступили за активное внедрение интернет-технологий и ресурсов глобальной сети в исторические исследования и образование, призвали коллег к разработке теоретических и практических вопросов использования интернет-технологий и ресурсов в истории.

На заседании V Конференции в соответствии с предложениями, прозвучавшими на круглом столе, была создана рабочая группа, в задачи которой входит обсуждение основных вопросов, связанных с наполнением исторической информацией глобальных информационных сетей. В группу вошли: В. Н. Владимиров (Барнаул); И. М. Гарскова (Москва); В. В. Лазарев (Москва); В. Л. Носевич (Минск); М. И. Петров (Новгород); А. Ф. Оськин (Полоцк); Ю. А. Святец (Днепропетровск); представитель ИВ РАН (Москва) [6].

Исследователи из стран СНГ приняли живое участие в обсуждении возможностей Интернета в исторических исследованиях и в образовании, а также в разработке интернет-ресурсов и во внедрении интернет-технологий в учебный процесс. Замечено, какое внимание уделяется этому вопросу на международных конференциях AHC: так, если в 1994 году прозвучали единичные доклады в основном на тему е-Mail, то в 1995, на X конференции в Монреале, уже работала секция «Интернет» на которой Дж. М. Велинг делился опытом обучения студентов при помощи WWW, в 1996 году, накануне XI конференции в Москве, был проведен интернет-workshop, на котором речь шла о создании и использовании ресурсов WWW. В рамках секции «История в Интернете» было сделано шесть докладов, посвященных различным способам использования сети.

Белорусские ученые отмечали, что, несмотря на все технические сложности, WWW — самый полезный для историка ресурс, и отказываться от его использова-

ния нельзя. Тем более что с каждым днем появляется все больше и больше русскоязычных и белорусскоязычных сайтов, таких как «History of Belarus» [9]. На сервере информация представлена на белорусском и английском языках, он содержит статьи по истории Белоруссии, по белорусской геральдике, краткое содержание некоторых белорусских исторических журналов и замечательную фотогалерею с электронными изображениями памятников белорусской архитектуры; сервер хорошо оформлен и не перегружен графикой и спецэффектами.

Отмечая значение ИКТ в исторических исследованиях и в образовании, белорусский ученый Ф. В. Горбачев (Минск) в своей статье «Плюсы и минусы современного ИНТЕРНЕТ глазами будущего историка» пишет: «Сегодня ни одна из областей человеческой деятельности не остается незатронутой cyberspace. Вполне естественно, что историки тоже пытаются найти способы применения компьютерной сети Интернет в своей деятельности» [4, с. 178-180].

Одним из центров активного применения интернет-технологий является Полоцкий государственный университет, где профессор А. Ф. Оськин разработал учебный план, ориентированный на применение интернет-технологий в курсах исторической информатики. Автор отмечает, что важнейшим направлением в развитии информационных технологий в настоящее время является создание корпоративных сетей, основанных на интернет-протоколах, и интеграция на базе этих сетей в мировое информационное пространство. Корпоративная сеть, использующая протокол TCP/IP (IntraNet-сеть), является мощным и универсальным инструментом для создания систем управления различными сферами деятельности организации [7].

Как известно, наиболее современным и наиболее совершенным способом получения информации из Интернета является на-

вигация по World Wide Web — мировой информационной паутине. Интерфейс пользователя, размещенный на web-узлах, загружается через web-браузеры. Любой web-браузер является прекрасным инструментом и оболочкой для создания электронных учебников, контролирующих программ, тренажеров и других средств обучения.

Под гиперучебником А. Ф. Оськин понимает гипертекстовый документ, объединяющий конспекты лекций по всем дисциплинам данного направления в единую структуру. Компоненты этой структуры связаны друг с другом перекрестными ссылками, что позволяет обучаемому, работающему с таким гиперучебником, возвращаться к пройденному материалу по любой дисциплине или переходить на связанные разделы других дисциплин, отслеживая межпредметные связи. Это создает предпосылки для непрерывного, системного, глубокого и полного освоения данного направления [7, с. 29].

Украинский ученый Ю. А. Святец в своем выступлении на телеконференции АИК «Что в имени твоем, Интернет?» отметил: «причины того, что большинство членов сообщества историков "просто не готово работать в Интернете", можно поделить на экономико-правовые, эрго-номико-психологические и теоретико-методологические» [10].

Автор, анализируя экономико-правовые причины, делает вывод, что в основе многих проблем, связанных с развитием информационных систем и ресурсов, достаточно часто находятся прежде всего экономико-правовые, а не научные (теоретико-методологические) причины.

Ю. А. Святец, выделяя эргономико-психологические проблемы, отмечает, что работа в Интернете предполагает наличие определенных знаний и навыков в области компьютерных технологий вообще, а именно: знание об операционных системах (DOS, UNIX, Windows), об организациях

файловых структур, о сетевых технологиях, о видеотехнологиях, о компрессии и декомпрессии, о форматах хранения файлов и т. п. Подготовка web-страниц — процесс достаточно трудоемкий, язык HTML при ближайшем рассмотрении оказывается не слишком ориентированным на пользователей-историков. Вопросы навигации по Интернету как избыточной системе стоят крайне остро. Автор также подчеркивает, что «следовало бы на основании обобщения коллективного разработать и издать в любом доступном для сообщества виде учебно-методическое пособие по работе в Интернет именно для историков. Мы видим в этом необходимость, ибо не все, что есть в Интернет, необходимо историку» [см.: 6].

На V конференции АИК Ю. А. Святец предложил следующие вопросы для обсуждения: а) о целесообразности инициирования научно-исследовательского проекта по развитию Интернета в АИК.; б) о целесообразности подготовки учебно-методического пособия непосредственно для историков о порядке работы в Интернете; в) о выработке методических рекомендаций по оформлению библиографических ссылок в работах историков на документы, хранящиеся в Интернете; г) о необходимости обсуждения источниковедческих аспектов (внешней и внутренней критики) документов, находящихся в Интернете; д) о возможности помещения на страницах Бюллетеня АИК странички «web-навигатор», где можно было бы помещать адреса серверов с хранящейся в них интересной информацией по истории [6].

Применение интернет-технологий и создание электронных ресурсов осуществляется и в других странах СНГ. Так, например, в Казахстане Интернет впервые появляется в апреле 1991 г. на базе фирмы МНТКЦ «Парасат» (г. Алматы), когда здесь открылся первый региональный узел сети RELCOM, оказывающий тогда в основном услуги электронной почты (прото-

кол UUCP/UUPC) с возможностью переписки на русском языке. Уже через год сеть распространилась почти по всем крупнейшим городам республики. Региональными первопроходцами в 1992 году стали следующие провайдерские компании: «RelcomSL» (Семипалатинск), внедренческая фирма «Марат» (Караганда), ТОО «Акпарат Спринт» (Актюбинск), «Иртыш-Релком» (Павлодар). Все эти компании на тот момент занимались предоставлением услуг электронной почты, присваивая пользователям адреса из зоны SU, что соответствовало коду уже бывшего к тому времени Советского Союза. Первым полноценным казахстанским провайдером стала семипалатинская компания «RelcomSL», которая в ноябре 1993 года организовала постоянное соединение с Интернетом, подключившись по IP к узлу RELCOM в Санкт-Петербурге. Именно с этого момента сеть Интернет стала доступной в полном объеме, включая E-mail, WWW, FTP, USENET, IRC и прочие сервисы [5].

С появлением зоны «.KZ» и правил для ее распределения и регулирования были созданы все условия для начала казахстанского сайтостроительства. Тогда же был зарегистрирован и первый домен второго уровня под «. KZ», а к концу 1994 г. их насчитывалось уже 15. Это стало началом лавинообразного роста производства казахстанских сайтов.

Немаловажную роль в развитии сети Интернета в Республике Казахстан оказал образованный в 1995 году Фонд Сорос-Казахстан. Первой крупной акцией фонда в поддержку интернет-технологий в Казахстане стала программа «Интернет — Электронная почта» — по всей стране в 47 школах было установлено соответствующее оборудование и проведено обучение учителей этих школ основным принципам работы в Интернете. Логическим продолжением этой программы стал проект создания международного сообщества препо-

давателей и учеников I*EARN, члены которого с помощью новейших интернет-технологий могли бы участвовать в совместных проектах, свободно обмениваясь своими знаниями и достижениями. Тогда же, в 1996-1997 годах, несколько десятков периферийных вузов и библиотек получили от Фонда Сорос-Казахстан компьютеры и другое оборудование, а также оплаченное на год вперед подключение к Интернету [12]. В декабре 1998 года для дальнейшего осуществления своих интернет-проектов Фонд Сорос-Казахстан учреждает Интернет Training Center (ITC) — Центр интернет-обучения, многогранная деятельность которого сыграла и продолжает играть огромную роль в популяризации Интернета в Казахстане. Под эгидой ITC функционируют курсы Интернета и web-дизайна на русском и казахском языках, организовываются специализированные тематические конференции и семинары, ведется активная пропагандистская деятельность посредством СМИ и громких PR-акций.

В национальном домене Узбекистана «. UZ» (UZNET) открыто несколько сайтов по науке и образованию. Так, на сайте Академии стороительства и права при президенте Республики Узбекистан имеются материалы по истории республики, общая и краткая информация об областях Узбекистана. В разделе «Величественные образы» есть ценный материал о видных национальных просветителях — джадидах. Web-страница, разработанная исследователями Ташкентского исламского университета, богата ценными материалами по истории корана и ислама в целом [13].

Таким образом, Интернет — это неисчерпаемый источник информации, предоставляющий широкие возможности. Однако в современном его виде он не полностью удовлетворяет запросам историка, особенно его русскоязычная часть, в которой наряду с ценными историческими материалами (виртуальными музеями, библиотеками и коллекциями) содержится немало

материалов, которые не имеют серьезной источниковой базы, содержат непродуманные выводы, претендующие на научную сенсацию. В то же время в сети явно не достает архивного, музейного материалов,

учебных пособий и т. д. Не разработаны многие вопросы компьютерной палеографии, в частности четкой идентификации материала для поиска, а также источников происхождения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Владимиров В. Н. Проблемы Интернет на V конференции АИК / Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». М., 1998. № 22.

2. Габбасов Ю. Интернет. СПб., 2000.

3. Гильстер П. Навигатор Internet. Путеводитель для человека с компьютером и модемом. М.: Джон Уайли энд Санз, 1995.

4. Горбачев Ф. В. Плюсы и минусы современного ИНТЕРНЕТ глазами будущего историка // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». М., 1998. № 23.

5. Горожанкин К. Развитие сети в Республике Казахстан. URL: http://www.samal.kz/kazinet/setipk.htm (дата обращения: 15.04.2009).

6. Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». М., 1998. № 22.

7. Оськин А. Ф. Разработка учебного плана, ориентированного на применение Интернет / Интернет-технологии в курсах исторической информатики // Педагогические аспекты исторической информатики. Минск: БГУ, 1999. Вып. 1: Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ. С. 25-30.

8. Пинягин С. В. Историческая информатика в странах СНГ (1992-2006 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2006.

9. Сайт «History of Belarus». URL: http://www.jura.uni-sb.de/serko/history/ (дата обращения: 14.10.2008).

10. Святец Ю. А. Выступление на телеконференции АИК «Что в имени твоем, Интернет?» // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». М., 1998. № 22.

11. Семенов Ю. А. Сети Интернет. Архитектура и протоколы. М.: Блик плюс, 1998.

12. Сервер Общественного фонда Интернет трейнинг Центра фонда Сорос-Казахстан. Об ИТЦ. URL: http://www.samal.kz/about.ru.shtml (дата обращения: 21.04.2009).

13. Шамсиева И. М. История Узбекистана в UZNETе // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». М., 2006. № 34.

REFERENCES

1. Vladimirov V. N. Problemy Internet na V konferencii AIK / Informacionnyj bjulleten' Associacii «Istorija i komp'juter». M., 1998. № 22.

2. Gabbasov Ju. Internet. SPb., 2000.

3. Gil'ster P. Navigator Internet. Putevoditel' dlja cheloveka s komp'juterom i modemom. M.: Dzhon Uajli jend Sanz, 1995.

4. Gorbachjov F. V. Pljusy i minusy sovremennogo INTERNET glazami buduwego istorika // Informacionnyj bjulleten' Associacii «Istorija i komp'juter». M., 1998. № 23.

5. Gorozhankin K. Razvitie seti v Respublike Kazahstan. URL: http://www.samal.kz/kazinet/setipk.htm (data obrawenija: 15.04.2009).

6. Informacionnyj bjulleten' Associacii «Istorija i komp'juter». № 22. M., 1998.

7. Os'kin A. F. Razrabotka uchebnogo plana, orientirovannogo na primenenie Internet / Internet-tehnologij v kursah istoricheskoj informatiki // Pedagogicheskie aspekty istoricheskoj informatiki. — Vyp. 1. Opyt kom-p'juterizacii istoricheskogo obrazovanija v stranah SNG. Minsk, BGU, 1999. S. 25-30.

8. Pinjagin S. V. Istoricheskaja informatika v stranah SNG (1992-2006 gg.): Dis. ... kand. ist. nauk. Stavropol', 2006.

9. Sajt «History of Belarus». URL: http://www.jura.uni-sb.de/serko/history/ (data obrawenija: 14.10.2008).

1G. Svjatec Ju. A. Vystuplenie na telekonferencii AIK «Chto v imeni tvoem, Internet?» // Informacionnyj bjulleten' Associacii «Istorija i komp'juter». M., 1998. № 22.

11. Semenov Ju. A. Seti Internet. Arhitektura i protokoly. M.: Blik pljus, 1998.

12. Server Obwestvennogo fonda Internet Trejning Centra fonda Soros-Kazahstan. Ob ITC. URL: http://www.samal.kz/about.ru.shtml (data obrawenija: 21.G4.2GG9).

13. Shamsieva I. M. Istorija Uzbekistana v UZNETe // Informacionnyj Bjulleten' Associacii «Istorija i komp'juter». M., 2GG6. № 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.