Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в информационном образовательном пространстве'

Дистанционное обучение в информационном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙНТЕХНОЛОГИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / LMS-СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катханова Ю.Ф.

В статье рассматривается информационное образовательное пространство и место в нем дистанционного обучения. Даны основные характеристики информационных технологий, применительно к единой образовательной среде. Выделены процессы, обеспечивающие работу информационной системы дистанционного обучения в реальной практике обучения. Учтен опыт международного сотрудничества государств дальнего и ближнего зарубежья в синхронизации образовательных стандартов для системы дистанционного обучения. Определены роль и назначение каждого из уровней информационной системы дистанционного обучения: верхний уровень LMS-система и нижний образовательный контент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN INFORMATION EDUCATIONAL SPACE

The article deals with information and educational space in its distance learning. Given the basic characteristics of information technology, as applied to a single educational environment. Allocated processes to ensure the work of the information system of remote training in real teaching practice. Into account the experience of international cooperation and far abroad countries in sync educational standards for distance learning. The role and purpose of each of the levels of the information system of distance learning: the upper level the LMS-system and lower educational content.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в информационном образовательном пространстве»

активизировать познавательную деятельность студентов. В подготовке студентов-медиков особое значение приобретает использование исследовательских методов (метод проектов, research based learning (RBL), способствующих формированию творческого профессионального мышления будущих специалистов, повышению мотивации студентов к саморазвитию и самосовершенствованию.

Литература

1. Инновационные технологии в обучении и оценке учебных дости-жений студентов Карагандинского государственного медицинского уни-верситета. Монография / М.К.

Телеуов, Р.С. Досмагамбетова, В.Б. Молотов-Лучанский. -Караганда, 2010. - 118 с.

2. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Королев В.А. Многоуровневая система привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в Курском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - №1 (7). - С.112-118.

3. Поскотина М.И. К вопросу о значении научно-исследовательской деятельности в современном медицинском образовании. - Медицина и образование в Сибири. - 2010. - № 2. - С. 1-6.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Катханова Ю.Ф.

Московский педагогический государственный университет, доктор педагогических наук, профессор кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна.

Москва

DISTANCE LEARNING IN INFORMATION EDUCATIONAL SPACE Kathanova Y.F., Moscow State Pedagogical University, Doctor ofPeda-gogy, professor of descriptive geometry, computer graphics and designMoscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается информационное образовательное пространство и место в нем дистанционного обучения. Даны основные характеристики информационных технологий, применительно к единой образовательной среде. Выделены процессы, обеспечивающие работу информационной системы дистанционного обучения в реальной практике обучения. Учтен опыт международного сотрудничества государств дальнего и ближнего зарубежья в синхронизации образовательных стандартов для системы дистанционного обучения. Определены роль и назначение каждого из уровней информационной системы дистанционного обучения: верхний уровень - LMS-система и нижний - образовательный контент.

ABSTRACT

The article deals with information and educational space in its distance learning. Given the basic characteristics of information technology, as applied to a single educational environment. Allocated processes to ensure the work of the information system of remote training in real teaching practice. Into account the experience of international cooperation and far abroad countries in sync educational standards for distance learning. The role and purpose of each of the levels of the information system of distance learning: the upper level - the LMS-system and lower - educational content.

Ключевые слова: компьютерные технологии, информационное пространство, дистанционное обучение, онлайн-технологии, международные стандарты, LMS-система, образовательный контент.

Keywords: computer technology, information space, distance learning, online technologies, international standards, the LMS-system, educational content.

В современном информационном образовательном пространстве намечаются новые функции учителя. К ним относятся регулирование и координация дистанционного учебного процесса, консультирование и руководство самостоятельной работой обучающихся, людей с ограниченными возможностями здоровья и других групп, нацеленных на получение образования дистанционно. Актуальность использования дистанционного обучения даже в школьной практике подтверждается программными документами, принятыми на государственном уровне, а также имеющимся опытом развития этой формы обучения. Сегодня дистанционное обучение в образовательном пространстве характеризуется дальнодействием, охватам, рентабельностью, интернациональностью, индивидуальностью обучения, новой ролю учителя и деятельностью обучающегося и т.д. [1].

Известно, что дистанционное обучение - это перспективная, профессионально обоснованная форма обучения с помощью современных информационных технологий. При этом специфика обучения определяется понятием «информационные технологии». Для начала исследуем содержание

термина «информационные технологии», как значимого понятия для дистанционного обучения. Современные информационные технологии, в том числе системное и прикладное обеспечение, определяют как средство сбора, обработки и передачи информации о процессе или явлении. При этом определены основные характеристики информационных технологий, которые можно рассматривать применительно к образовательной среде:

• средства обработки информации, как целостные технологические системы;

• функции, как целенаправленное создание, передача, хранение и отображение учебной информации;

• интеграция информационной технологии в технологию управления учебным процессом;

• интеграция функции тьютора и обучающегося.

Информационная система дистанционного обучения

является средой, в структуру которой входят сети, базы данных, учителя, школьники, студенты, технические и программные средства связи и др. В зависимости от степени автоматизации информационных процессов различают

ручные, автоматические и автоматизированные информационные системы. Было определено и правовое обеспечение информационной системы: нормы, юридический статус работы информационной системы, регламент предоставления учащимся информации, организационные компоненты, как совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие людей с техническими средствами. Важна также эксплуатация системы - подготовка тьютором программы, содержания и способов выполнения заданий обучающимися, включая критерии оценки результатов их самостоятельной работы.

Для построения информационного обеспечения системы дистанцион-ного обучения необходимо понимание целей, задач, функций информационной системы, выявление движения информации в виде информационных потоков от момента ее ввода тьютором (теоретическая информация и задания для самостоятельной работы) до использования их обучающимися. Информационно-техническое обеспечение системы обучения - это технические средства, предназначенные для дистанционного обучения, документация и технология средств. Комплекс этих средств, входящих в техническое обеспечение информационной системы, включает компьютерную технику для сбора, обработки, накопления, вывода информации, передачи информации и др. Причем, процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, идентичны. На этом основании можно уточнить процессы, обеспечивающие работу информационной системы дистанционного обуче-ния в реальной практике:

• ввод информации из внешних или внутренних источников - теоре-тический материал или задания для проверки знаний, осуществляемые тьютором в подсистеме информационного обеспечения с учетом правовой и организационной подсистем;

• обработка учащимися входной информации: теоретического материала, а также заданий для самостоятельной работы с реализацией в программной, математической и технической подсистемах обеспечения;

• вывод учащимися информации - результатов самостоятельной работы для представления тьютору за счет подсистемы технического обеспечения;

• обратная связь - информация о результатах проверки тьютором результатов самостоятельной работы обучающихся при использовании технической подсистемы.

Современная образовательная информационная среда включает применение в учебном процессе новых телекоммуникационных технологий. При этом телекоммуникационная система также нацелена на передачу информации. Ее элементами являются: компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др. [2]. Уточним и дополним структуру автоматизированной информационной системы обучения организационным обеспечением - это методы и средства, регламентирующие взаимодействие с одной стороны тьюторов, учащихся, с другой. Все это находит свое отражение в различных инструкциях, методологии построения баз данных. Внемашинное информационное обеспечение предполагает группировку документов по дате создания, затем в группах по определенным признакам. Внутримашинное информационное обеспечение - это совокупность всех данных, подлежащих накоплению, хранению, поиску, преобразованию, выдаче в установленном порядке.

Известно, что «информация» понятие общенаучное. В информатике она рассматривается в качестве представления людей об окружающей среде или пространстве. Разграничим понятия «информация» и «данные» следующим образом: информация - это данные, используемые в настоящий момент. Для того чтобы выявить движение информации в виде информационных потоков необходимо использовать термины, характеризующие эти потоки. Существуют различные основания для классификации информации. Для системы дистанционного обучения актуальной информацией, на наш взгляд, является по месту возникновения:

• входная (поступающая к учащемуся или тьютору);

• выходная (исходящая от тьютора или учащегося);

• внутренняя и внешняя по отношению к тьютору и учащемуся;

• со стороны тьютера на стадии обработки и в соответствии с право-вым обеспечением всей системы.

Для тьютора внутренняя информация - это программное и методиче-ское обеспечение курса. Внешняя информация - это результаты самостоя-тельной работы обучающегося. Причем, для обучающегося внутренней информацией является результат его самостоятельной работы. Внешняя информация - программное и методическое обеспечение курса и результаты оценки тьютером самостоятельной работы учащегося. Первичная информация, возникающая в ходе деятельности в исследуемой ситуации, содержит, как правило, программное и методическое обеспечение курса. Вторичная информация, как результат обработки первичной информации, может быть промежуточной и результативной. Она имеет отношение, как к деятельности учащегося, так и к работе тьютора. Вторичная информация как результат самостоятельной работы обучающегося используется при проверке результатов его самостоятельной работы - тьютором сделаны замечания, и работа пере-дана учащемуся для исправления ошибок или редактирования. Эта информация может быть результатной, если обучающийся освоил теоретическую часть первичной информации, преобразовал ее в личностное знание. В результате чего правильно выполнил задание для самостоятельной работы. При этом вторичная информация, как результат педагогической деятельности тьютора получается в ходе обработки информации со стороны тьютора, в соответствии с правовым обеспечением системы.

Следующим необходимым условием для построения информационного обеспечения дистанционного обучения является совершенствование системы документооборота. Документами в информатике называют файлы. Они бывают входными, базовыми, результатными, на промежуточных и на основных носителях, с оперативной и с постоянной информацией, с линейной и иерархической структурой записи, реляционными, табличными с последовательным, индексным и прямым способом доступа. Обмен электронными до-кументами может осуществляться между тьютором, обучающимся и аудиторией сети Интернет. Одним из самых простых способов документооборота является взаимодействие с использованием текстовых документов, например, файлы теоретического материала, файлы заданий для самостоятельной работы, файлы с дополнительной информацией. Это зависит от успешности, темпа и других показателей освоения обучающимися содержания курса и превращения его в личностное знание.

Создание образовательного пространства на территории нескольких государств связано с Решением «О концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств» (1997 г., Москва). Еще в 1998 г. Советом Европы выработана доктрина «ключевых компетенций». При поддержке Европейской комиссии наметился Проект «Настройка образовательных структур», а в России - «Создание системы открытого образования». В этот период принято много целевых программ: «Развитие единой информационной образовательной среды (2001 - 2005 гг.)», «Электронная Россия на 2002 - 2010 гг.», «Концепция создания системы открытого образования государств-участников Содружества независимых государств» и др. Анализ содержания этих документов показал, что актуальность дистанционного обучения обусловлено созданием информационной образовательной среды на международном уровне.

Дистанционное обучение, в основе которого лежат учебные програм-мы, предназначены еще и для персонализации обучения - учись сам, но управлять процессом самообучения, причем на постоянной основе, требует специальной подготовки. При этом современные специализированные технологии и средства обучения в настоящее время зачастую представляют собой сложное сочетание текста, аудио- и видеоматериалов, использующих различные компьютерные программы. Тем не менее, средства контроля, рассчитанные на дистанционное использование: письменные экзамены, практические, проектные работы, различные тестирующие системы, наконец, информационно-учебный Интернет-портал позволяют в режиме он-line организовать взаимодействие территориально распределенным подразделениям, создавая виртуальные учебные команды и т.д. Здесь современные технологии создания Интернет-порталов позволяют избежать ошибки и недоразумения [2].

Обратим внимание и на то, что индивидуальное предоставление каж-дому пользователю права доступа к Интернет-порталу и/или системе управления контентом является сложной задачей. Она иногда решается с помощью «профилей», которые увязаны с должностными инструкциями. К должностным инструкциям привязываются и соответствующие профили компетентности, которая понимается, как возможность работать в соответствии со стандартами. Профили компетенции, таким образом, дают перечень таких параметров как: знания, навыки, межличностное общение, уровень сложности, тип влияния и др.

Основу любых информационных стандартов составляют стандарты, описывающие правила, регулирующее взаимодействие между отдельными элементами информационного и программного обеспечения, интерфейсные стандарты. Успешное внедрение стандартов в образование в США и в других Западных странах и потребности международного информационного обмена оказывают некоторое влияние на разработку системы Российских образовательных стандартов.

Изучая международный опыт, отметим, что IMS Global Learning Consortium представляет собой один из авторитетных международных стандартов в образовании. В качестве примера следует упомянуть проект, разработанный для университета Alberta (Canada) - CanCore - a simplification and interprétation of the 86 elements of the IMS Global Learning Consortium Inc.'s Learning Resource Metadata Information Model. Проект этот представлен упрощенной адаптацией

IMS стандарта, который отражает реальные потребности практического образования. CanCore является подмножеством IMS стандарта, что делает его совместимым, как с IMS, так с любым другим стандартом. Аналогичный подход может использоваться и в разработке Российских образовательных стандартов, включающий несколько этапов. На первом этапе можно осуществить отбор тех элементов международных стандартов, которые адекватны Российской моделеобразованию. На втором - интерпретация отобранных элементов в терминах Российских номенклатурных документов. На третьем - разработка программного обеспечения, обеспечивающего трансляцию структур, описанных с применением стандартов, с русского на английский и обратно. Однако разработка, внедрение и сопровождение стандартов требует внедрения соответствующих организационных структур. Часто эта структура представляет собой объединение наиболее авторитетных компаний, которые организуют обсуждение и утверждение стандартов (например, W3C - World Wide Web Consortium). Существуют и другие организационные формы обеспечения стандартов, которые выполняют работу, связанную с реализацией стандартов в форме завершенных проектных решений.

Наконец, нельзя не сказать о фундаменте системы дистанционного обучения, которые представлены мультимедийными обучающими продуктами. Они должны быть эффективными, дидактически выверенными, наглядными, динамичными, информационно лаконичными, представленными не только дистанционно, но и во времени. Причем, информацию на экране компьютера, желательно использовать и как основной материал для конкретного задания, и как дополнительные теоретические сведения по изучаемой теме.

Другой важнейшей составляющей дистанционного обучения является система управления учебным процессом или LMS-система, от английского - Learning Management System. Упрощенно, LMS имеет следующие основные функции и сервисы:

регистрация слушателей на курсы; календарные планы изучения курсов; подсистема регистрации/выдачи сертификатов; свой логин для каждого обучаемого; веб-интерфейс, как подсистема выходного тестирования (в идеале и по ЕГЭ);

• разнообразные средства общения и др.

Причем, LMS должна базироваться на учебных материалах, на основе которых ведется учебный процесс. Руководит этим процессом тьютор, роль которого смещается от задач прямой передачи знаний по изучаемому курсу к задачам менеджера, организующего учебный процесс в системе дистанционного обучения.

Таким образом, систему дистанционного обучения в образовательном пространстве можно представить в виде двух подсистем. Верхний уровень - LMS, нижний уровень - контент (содержание) или обучающие программы, а также справочники, электронные пособия, тексты и др. По нашему мнению, системный подход к реализации дистанционного обучения диктует необходимость создания концептуальной модели информационного образовательного пространства и корпоративных образовательных порталов, единую ме-то-дологию создания информационно-образовательных сред, баз данных и баз знаний различных предметных областей, контента, библиотечных и справочных материалов.

Литература

1. Аветисян Д.Д. Как России стать мировым лидером в области cloud-Learning. Международный Открытый Форум IT LET - 2013, комплекс Правительства Москвы. 6-7 сентября 2013 г.: тез. Докл. - М.: ФГБОУ МГТУ «СТАН-КИН, 2013. - С. 54-55.

2. Гудилина, С.И. «Восхождение на гору» медиа-образования. "Climbing the Mountain" of Media Education // Российско-американский форум образования: электронный журнал. Russian-American Education Forum. Volume: 6, Issue: 1. 1/05/2014.

ТЕХНОГЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Крылов Д.А.

Марийский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент

Йошкар-Ола

TECHNOGENIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER INSTITUTION: ESSENCE, STRUCTURE, FUNCTIONING Krylov D.A., Mari State University, the candidate of pedagogic science, docent, Yoshkar-Ola

АННОТАЦИЯ

Создание техногенной образовательной среды происходит на различных ступенях непрерывной системы образования, в том числе в системе высшего образования, где она особенно актуальна, так как специально не разрабатывалась. Потенциал глобальной техногенной среды позволяет воздействовать на перцептивную, ментальную и когнитивную сферы человека с целью повышения качества образования.

ABSTRACT

Creation of technological educational environment occurs at different stages of continuous education system, including higher education, where it is particularly relevant, since it was not specifically designed. The potential of global man-made environment can influence the perceptual, cognitive and mental sphere of man in order to improve the quality of education.

Ключевые слова: образовательная среда; техногенная образовательная среда вуза; сущность; содержание; структура; функции; информационные технологии.

Keywords: educational environment; technogenic educational environment of higher institution; the essence; content; structure; functions; information technologies.

В настоящее время наблюдается качественное изменение содержания и вида передаваемой информации, повышение ее наглядности, виртуальности и естественности для погружаемых в нее субъектов. В новом информационном социуме создание, предоставление и распространение информации - один из основных видов деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда - наряду с социальной и экологической - новой средой обитания человека. По мнению исследователей, «мы уже вышли за рамки информационной цивилизации, живем в сетевом столетии искусственных информационных сред, и эта реальность должна быть должным образом осознана и отрефлексирована нашим научным и педагогическим сообществом» [10, с. 384].

Начало XXI века идет в условиях мощного усиления техногенного влияния на человечество, в жизнедеятельности человечества усиливается интеграция искусственного и естественного мира, растет методология мобильного хранения, обработки и представления информации, совершенствование электронных коммуникаций (глобальных систем). Впоследнее время возникла и интенсивно развивается технология «искусственной» реальности окружающего мира, которая является онтогенезом глобальных им-мерсивных технологий передачи и обработки информации. Как следствие, в такой среде информация реального мира сливается с информацией виртуального.

Процесс втягивания человека в техногенную среду является сложным и постоянным. Такое интенсивное вовлечение техногенной среды в человечество отразилось и на сфере образования. Создаются различные методические сопро-

вождения с включенными в их содержание виртуальными объектами. Постепенно стирается граница между реальным и виртуальным миром. Необходимо отметить, что появление за небольшой период времени Интернета и развитие информационных процессов приобретают компоненты техногенной среды. Эволюция техногенной среды влияет практически на все формы жизнедеятельности человечества, в связи с этим проблема создания образовательной среды, стимулирующей личностное развитие обучащегося, решается на различных ступенях непрерывной системы образования, в том числе в системе высшего образования, где она особенно актуальна, так как специально не разрабатывалась. Вместе с тем необходимость эффективно функционирующих информационных образовательных сред в образовательных организациях отмечена в ряде нормативно-правовых документов. Так, в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», где в ст. 16 п. 3 отмечено, что «... в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды ...» [8]. В ФГОС ВО, в частности по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование (уровень бакалавриата), отмечено что «каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом . к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронная информационно-образовательная среда должна обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к ин-фор-мационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории организации, так и вне ее».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.