Научная статья на тему 'Особенности проекта внедрения системы дистанционного обучения в образовательных организациях МЧС России'

Особенности проекта внедрения системы дистанционного обучения в образовательных организациях МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ КОНТЕНТОМ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / DISTANT LEARNING TECHNOLOGY / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM / LEARNING CONTENT MANAGEMENT SYSTEM / CORPORATE INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцов Владимир Иванович

Статья посвящена процессу внедрения систем дистанционного обучения в образовательных организациях МЧС России. Рассмотрены основные элементы проекта создания системы дистанционного обучения на современном этапе. Представлены сведения о назначении, структуре и компонентах, составляющих комплексные корпоративные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Project of introduction of the learning management system (LMS) in the educational establishments of EMERCOM of Russia

Article is devoted to process of introduction of LMS in the educational establishments of EMERCOM of Russia. Basic elements of the project of creation of LMS at the present stage are considered. Data on appointment, structure and the components making complex corporate decisions are submitted.

Текст научной работы на тему «Особенности проекта внедрения системы дистанционного обучения в образовательных организациях МЧС России»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 20-24. УДК 378.147

Особенности проекта внедрения системы дистанционного обучения в образовательных организациях МЧС России

Статья посвящена процессу внедрения систем дистанционного обучения в образовательных организациях МЧС России. Рассмотрены основные элементы проекта создания системы дистанционного обучения на современном этапе. Представлены сведения о назначении, структуре и компонентах, составляющих комплексные корпоративные решения.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, система управления обучением, система управления образовательным контентом, корпоративная информационная система

в. и. Шевцов

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 20-24.

V. I . S H EVTSOV

Features of the Project of introduction of the learning management system (LMS) in the educational establishments of EMERCOM of Russia

Article is devoted to process of introduction of LMS in the educational establishments of EMERCOM of Russia. Basic elements of the project of creation of LMS at the present stage are considered. Data on appointment, structure and the components making complex corporate decisions are submitted.

Keywords: distant learning technology, learning management system, learning content management system, corporate information system

Введение

настоящее время интеграция образовательных организаций МЧС России в единое научно-образовательное пространство невозможна без внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Актуальность внедрения системы дистанционного обучения (СДО) в структуру вуза объясняется тем, что она позволяет: повысить качественный уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала, предоставить обучающимся из различных регионов равных образовательных возможностей, реализовать очно-заочную и индивидуальную формы освоения образовательных программ, выйти на новый инновационный уровень и интегрироваться в мировую систему образования.

Основная часть

Разработка проекта внедрения СДО носит для каждой организации индивидуальный характер, так как зависит от ряда специфических условий и особенностей. В статье представлены основные элементы разработки проекта внедрения СДО, охватывающие временной промежуток начиная с предпроектного обследования и завершая вопросами защиты информации и безопасности доступа в системе.

При выборе СДО существует два типа решений организации проекта:

1) СДО с установкой на сервер организации -комплексное решение.

2) Облачные технологии.

В сфере корпоративного дистанционного обучения наиболее эффективно работают комплексные решения. Именно такие системы дают

максимальную отдачу и имеют минимальную совокупную стоимость владения в расчете на одного обучающегося. Комплексные решения на основе систем и порталов дистанционного обучения состоят из элементов, представленных на рисунке 1.

Рис. 1 Состав проекта внедрения СДО

Электронная информационно-образовательная среда СДО должна базироваться на современных информационных и телекоммуникационных технологиях и обеспечивать принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества [3].

Рассмотрим все элементы, составляющие проект более подробно.

Предпроектное обследование необходимо для уточнения реальных потребностей образовательной организации во внедрении системы дистанционного обучения. Результатом такого обследования является:

- отчет о проведении анализа потребностей и выработка стратегий обучения;

- рекомендации для разработки методического обеспечения;

- план внедрения системы дистанционного обучения;

- техническое задание на проектирование программно-аппаратной составляющей системы.

Программно-аппаратный комплекс СДО должен обеспечивать проведение обучения большого числа слушателей, автоматизировав при этом весь учебный цикл - от приема заявок до отметки о выдаче диплома. Тщательность проектирования комплекса СДО - гарантия его долговременной и бесперебойной работы. В качестве

альтернативы созданию собственного программно-аппаратного комплекса для СДО существует возможность хостинга электронных учебных материалов на программно-аппаратной базе провайдера. Это позволяет значительно сократить расходы за счет экономии на закупке, установке, администрировании, технической поддержке и сервисном обслуживании собственного комплекса.

Основным составным элементом системы дистанционного обучения является хорошо разработанное методическое обеспечение, позволяющее качественно и в оптимальные сроки усвоить необходимые знания. Методический подход к процессу дистанционного обучения отличается от методического подхода к традиционным видам обучения. Подготовка методического обеспечения - важная составляющая проектов системы дистанционного обучения, поскольку обеспечивает получение необходимых профессиональных знаний и навыков для каждого сотрудника. Главными задачами методической деятельности являются:

- формулирование целей и задач обучения;

- подбор эффективных методик и форм обучения;

- подбор или разработка необходимых электронных курсов;

- процедура формирования учебных групп;

- планирование индивидуальных и групповых графиков обучения;

- проведение мониторинга и отслеживания результатов обучения.

Электронная библиотека - упорядоченная коллекция разнородных электронных документов, снабженных средствами навигации и поиска.

Учебный контент - электронные курсы, с помощью которых обучаются в СДО.

Существуют готовые библиотеки электронных курсов. Наиболее известные SkillSoft и NETg. Это англоязычные курсы, поэтому для того, чтобы их использовать в России, некоторые компании занимаются локализацией и адаптацией этих курсов. Наиболее известные российские разработчики электронных курсов:

- Новый Диск, http://www.e-learning.nd.ru;

- Центр е^еагп^, http://www.e-learningcenter.ru;

- Тренинг Медиа, http://www.tmedia.ru;

- CSSeTrain, http://www.cssetrain.com;

- Тренинг Софт, http://trainingsoft.ru.

Корпоративный электронный учебный контент представляет собой электронные учебные материалы, подобранные согласно целям корпоративного обучения, скомпонованные согласно сценарию курсов и обобщенные в учебные программы. Курс может содержать текстовую и графическую информацию, тесты, интерактивные демонстрации, упражнения, практикумы, бизнес-кейсы, интерактивные симуляторы программного обеспечения и оборудования.

Курс обучения по дисциплине строится на модульной основе. Каждый модуль - это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени [4].

Модуль - учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписывающий действия обучающемуся. Каждый курс обучения формируется так, что последовательное изучение его элементов гарантирует качественное освоение материала.

Весь электронный учебный контент должен соответствовать современным стандартам и требованиям, предъявляемым к электронным учебным материалам: SCORM, AICC, QTI, Microsoft LRN.

Принимая во внимание, что СДО является программным комплексом можно говорить об обширных возможностях интеграции СДО с другими электронными системами. Такими системами могут выступать «Система управления талантами», «Система оценки персонала», «Система управления знаниями». Интеграция осуществляется посредством организации обмена информацией между системами, так на пример:

- после прохождения обучения, статистика о текущем уровне квалификации сотрудника сразу же попадает в систему управления талантами, и система сразу же пересчитывает его рейтинг в структуре кадрового резерва;

- дискуссия, которая состоялась между группой специалистов в момент прохождения обучения по курсу и проходила на форуме СДО, может автоматически копироваться в базу знаний и быть использована для обучения других слушателей.

Если СДО имеет интуитивно понятный интерфейс, то в большинстве случаев этап прохождения обучения работе с системой занимает минимум времени. Обучение работе должно проводиться по следующим темам:

- основы работы с СДО;

- типовые процедуры и задачи;

- эффективные приемы работы;

- методы анализа, агрегирования статистики и построения отчетности об учебной деятельности;

- планирование образовательного процесса и проведение обучения;

- прикладные аспекты работы с СДО.

Условно выделяют четыре группы пользователей, работающих с СДО: обучающиеся - слушатели дистанционных курсов, тьюторы (кураторы), преподаватели, администраторы. Каждая из этих групп пользователей характеризуется различной потребностью в обучении работе с СДО.

Обучающиеся изучают учебный материал, проходят тестирования. Их необходимо обучить основам работы с системой: получение доступа и просмотр (изучение) учебного материала, ра-

бота с интерактивными материалами содержимого курсов, последовательность действий при тестировании. Как правило, начальных знаний в работе с компьютерной техникой достаточно, чтобы обучающийся самостоятельно начал работать над изучением курсов и проходил тестирование.

Для тьюторов (кураторов) учебных программ необходимо осуществить сбор статистики успеваемости, предоставить различные виды отчетности о прохождении слушателями тех или иных учебных программ. СДО имеют богатые возможности анализа учебной деятельности. Целесообразно обучить тьюторов (кураторов) всем преимуществам этой функциональности.

Преподаватели, авторы электронного учебного контента, как правило, наиболее полно используют функциональность СДО. Они компонуют учебный материал, осуществляют адаптацию процесса обучения к познавательно-психологическим особенностям обучаемых, проводят виртуальные тренинги и консультации. Для этой категории пользователей особенно важным является знание функциональных возможностей используемой системы, эффективных приемов работы, методов планирования учебной деятельности, а также прикладных аспектов работы с системой.

Администратор - сотрудник образовательной организации, обладающий самым широким набором прав для настройки и управления информационными ресурсами СДО. Администратор должен знать архитектуру и особенности реализации функциональности СДО, обладать достаточной квалификацией, чтобы администрировать систему и решать задачи, влияющие на работу системы в целом. Кроме того, администратор отвечает за безопасность системы, ему предоставлено право блокировать доступ сотрудников к системе либо активизировать и блокировать курсы.

Компания-производитель СДО должна обеспечить полный пакет услуг по технической поддержке и сопровождению поставляемого программно-аппаратного комплекса:

- гарантийная поддержка в течение 12месцев и более;

- обеспечение доступа к обновлениям и новым версиям СДО;

- обеспечение доступа в базу знаний СДО;

- прием и регистрация заявок по телефону и электронной почте;

- оперативное сопровождение и консультации;

- специалисты компании производителя обеспечивают непрерывное функционирование СДО, установленной в образовательной организации, в приоритетном порядке реагируя на обращения и в гарантированный минимальный срок восстанавливая работоспособность СДО в случае сбоев;

- дистанционная техническая поддержка по терминалу и в режиме «горячей» линии.

Для защиты информации и обеспечения безопасного доступа к информационным ресурсам СДО должна поддерживать промышленные стандарты в области безопасности компьютерных систем, обеспечивать защищенное взаимодействие с действующей 1Т инфраструктурой, иметь средства технической и технологической защиты информационных ресурсов. Цели и принципы защиты информации при организации обучения в СДО должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности» [1].

Инфраструктура СДО должна иметь развитые средства внутреннего аудита и протоколирования событий, происходящих в системе, надёжно защищена от несанкционированного доступа и потери данных на аппаратном и программном уровне. Технологические и программные средства, используемые для функционирования СДО, должны обеспечивать:

- доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;

- возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;

- защиту от копирования авторских материалов [2];

- защиту информации от блокирования доступа, модификации, уничтожения и иных неправомерных действий.

_Выводы

Разработка проекта является важным процессом внедрения СДО в образовательных организациях МЧС России. Ошибки, допущенные на этом этапе, далее могут долго отражаться на функционировании СДО после ввода ее в эксплуатацию. Правильно спроектированная и внедренная СДО, находящаяся на сервисном обслуживании, нуждается в минимальном администрировании со стороны специалистов образовательной организации.

Внедрение проекта СДО в образовательных организациях МЧС России это комплексное решение, которое предполагает адаптацию системы под учебный процесс, наполнение системы контентом, интеграцию ее в корпоративную ИТ-инфраструктуру, а также появление целого ряда новых технологий и ролей для профессорско-преподавательского состава административного, технического и обслуживающего персонала.

Дальнейшее развитие проекта внедрения СДО заключается в разработке новых электронных образовательных ресурсов, широкомасштабном внедрении их в учебный процесс, расширении программно-аппаратного комплекса для обеспечения одновременной работы с большим числом обучающихся и количеством курсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности // СПС КонсультантПлюс.

2. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации // СПС КонсультантПлюс.

3. Шевцов В.И. Концепция и технологии дистанционного обучения медицинского персонала МЧС России // Наука в современном информационном обществе: Материалы XI Международной научно-практической конференции. North Charleston, USA, Изд-во: CreateSpace, 2017. С. 72-74.

4. Шевцов В.И. Основные аспекты организации самостоятельной работы слушателей ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России, обучающихся по дополнительным профессиональным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Наука в современном информационном обществе: материалы XIII Международной научно-практической конференции. North Charleston, USA, 2017. Изд-во: CreateSpace, 2017. Т. 2. С. 49-52.

REFERENCES

1. GOST R ISO/IEC 27002-2012. National standard of the Russian Federation. Information technology. Methods and means of security. The regulation of information security management // ATP ConsultantPlus.

2. The decree of the RF Government dated 10.07.2013 № 582 "On approval of Rules of placement on the official website of the educational organization in the information-telecommunication network "Internet" and update information about the educational organizations // ATP ConsultantPlus.

3. Shevtsov V. I., the Concept and technologies of remote training of medical personnel of EMERCOM of Russia // Science in the modern information society: Materials of XI International scientific-practical conference. North Charleston, USA, Publ: CreateSpace, 2017. pp. 72-74.

4. Shevtsov V. I. Basic aspects of organization of independent work of students of Nikiforov Russian Center of Emergency and Radiation Medicine of EMERCOM of Russia, students in professional programs using e-learning and distance educational technologies, Science in the modern information society: proceedings of the XIII International scientific-practical conference. North Charleston, USA, 2017. Publisher: CreateSpace, 2017. P. 2. pp. 49-52.

Информация об авторе Шевцов Владимир Иванович

(Россия, Санкт-Петербург) Кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, экстремальной и радиационной медицины института дополнительного профессионального образования «Экстремальная медицина» ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова»

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий E-mail: [email protected]

Information about the author

Shevtsov Vladimir Ivanovich

(Russia, Saint Petersburg) PhD in of Technical Sciences Associate Professor of the Department of life safety of extreme and radiation medicine of the Institute of additional professional education «Extreme medicine» Nikiforov Russian Center of Emergency and Radiation Medicine of EMERCOM of Russia E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.