Научная статья на тему 'Дистанционное обучение: опыт университетов'

Дистанционное обучение: опыт университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5224
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕОРИЯ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ / МОСКОВСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пеккер Полина Леонидовна

Данная статья посвящена анализу дистанционного обучения. Работа основана на исследовании университетов с дистанционными программами (проведены очные и телефонные интервью с преподавателями и кураторами дистанционных программ, опрошены преподаватели и кураторы дистанционных программ по электронной почте, проанализированы сайты). Результаты проведенных интервью с преподавателями и кураторами дистанционных программ показали, что, с одной стороны, роль и место дистанционного обучения в системе высшего образования пока не определены, а с другой, потребность регионов России в данном виде обучения очень высока. Результаты исследования описаны с помощью подхода Г. Кэрролла и Х. Олдрича. В заключении автор делает вывод, что роль и место дистанционного обучения изменится значительно через десять лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пеккер Полина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение: опыт университетов»

УДК 378

Пеккер Полина Леонидовна

аспирант. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 384467@bk

Дистанционное обучение:

ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТОВ

Polina L. Pekker

graduate student. Department of Economic Sociology, National Research University «Higher School of Economics», 384467@bk

Distance education:

EXPERIENCE FROM UNIVERSITIES

Аннотация. Данная статья посвящена анализу дистанционного обучения. Работа основана на исследовании университетов с дистанционными программами (проведены очные и телефонные интервью с преподавателями и кураторами дистанционных программ, опрошены преподаватели и кураторы дистанционных программ по электронной почте, проанализированы сайты). Результаты проведенных интервью с преподавателями и кураторами дистанционных программ показали, что, с одной стороны, роль и место дистанционного обучения в системе высшего образования пока не определены, а с другой, потребность регионов России в данном виде обучения очень высока. Результаты исследования описаны с помощью подхода Г. Кэрролла и Х. Олдрича. В заключении автор делает вывод, что роль и место дистанционного обучения изменится значительно через десять лет.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, теория популяционной экологии, московские университеты

Annotation. This article analyses the development of distance learning. It is based on exploratory research of universities with distance programs (document analysis and expert interviews with curators and teachers). The results of interviews with teachers and curators of distance courses show that, from one hand, this form of education has not yet found its function and role in Russian higher education and, from another hand, the necessity of distance education in Russian regions is high. The results are discussed in regard to theoretical explanations of distance learning of G. Carroll and H. Aldrich. It is concluded that it may take more than a decade to improve the effectiveness of distance courses.

Keywords: higher education, distant learning, distance education, population ecology theory, Moscow universities

ведение

На сегодняшний день дистанционное обучение интенсивно развивается благодаря распространению интернета. Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать состояние дистанционного обучения в семи московских вузах на сегодняшний день и спрогнозировать возможное развитие в ближайшие годы. В статье дистанционное обучение рассматривается как новая образовательная форма в сфере высшего образования [12].

Вопрос определения роли и места дистанционного обучения в России на примере г. Москвы актуален, поскольку министерство образования и науки Российской Федерации разработало программу развития электронного обучения с 2016 по 2020, на внедрение которой будет направлена значительная часть бюджета [16]. В документе Министерства образования обозначено, что цель электронного обучения заключается в «обеспечении доступности образования и в по-

вышении качества обучения» [14].

В федеральной программе по развитию образования в России на 2011-2015 гг. предусматривается «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых образовательных моделей непрерывного обучения, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий» [13].

Автор проанализировал, в каком формате на данный момент проходит дистанционное обучение в ведущих вузах города Москвы. За основу были взяты рейтинги лучших вузов России за 2014. По данным рейтингов, из ста лучших вузов России 28 вузов находятся г. Москве. После проведения автором телефонных и очных интервью преподавателей и кураторов дистанционных программ, опросов по электронной почте, анализа сайтов вузов было выявлено, что из двадцати восьми московских вузов семь используют дистанционную форму обучения для различных программ (табл. 1)

88

[2-6; 16-18]. Следовательно, каждый четвертый московский вуз имеет программы, которые исполь-

зуют дистанционную форму обучения.

Таблица 1

Следующие семь вузов Москвы используют дистанционную форму обучения (в таблице описано более подробно, какие дистанционные программы предоставляет каждый вуз)

Название Вуза Курсы повышения квалификации Заочная форма обучения с элементами дистанционных технологий

1 бакалавриат магистратура второе высшее

11 МГУ Есть - - -

22 ВШЭ Есть - - -

33 Финансовый университет при Правительстве РФ - Есть Есть Есть

44 МИСИС - Есть Есть -

55 РГГУ Есть Есть - Есть

66 МИЭТ - Есть - -

77 МИРБИС MBA - - MBA

По результатам исследования было выявлено, что ведущие вузы России предоставляют возможность пройти курсы в дистанционном формате и получить удостоверение о повышении квалификации или сертификат о прохождении курса. Этот формат появился недавно, 1 -2 года назад, на данный момент курсы набирают 2ой-3ий набор участников. Группы состоят примерно из 5-13 человек, количество участников зависит от специальности, направления и популярности курса. На некоторые курсы организаторы записывают только в лист ожидания или предлагают перезаписать на другой. Спрос на дистанционное обучение пока не сформирован, поскольку это новый формат, преимущества и качество которого пока трудно оценить из-за недостаточной статистики. Также ряд вузов использует дистанционный формат обучения как вспомогательный элемент в процессе заочного получения диплома. На данный момент трудно выявить тренд развития дистанционного обучения, поскольку вузы предоставляют различные его форматы.

В таблице показано, как дистанционные формы обучения в семи выше упомянутых вузах г. Москвы

распределяются по классификации дистанционного обучения, комбинированного обучения и дистанционного обучения (табл. 2).

Следует ввести понятия дистанционного обучения, комбинированного обучения:

- Дистанционное обучение проходит полноценно в удаленном формате, не менее 80 % в дистанционной форме.

- Комбинированное обучение включает в себя как очный, так и дистанционный формат, от 30 до 80 % в дистанционной форме.

На данный момент только МГУ и ВШЭ имеют дистанционные курсы, которые позволяют повысить квалификацию удаленно и получить при успешной сдаче экзаменов удостоверение (при наличии высшего образования) или сертификат (если у слушателя нет высшего образования). Остальные пять вузов, которые находятся во втором столбце, используют дистанционное обучение как вспомогательный элемент в процессе заочного обучения.

Таблица 2

Дистанционное и комбинированное обучение. Распределение университетов

Дистанционное обучение (Distance learning) Комбинированное обучение (Blended learning)

не менее 80 % в дистанционной форме от 30 до 80 % в дистанционной форме

МГУ Финансовый университет при Правительстве РФ

ВШЭ МИСИС

РГГУ

МИЭТ

МИРБИС

Один из видов дистанционного обучения: Массовые онлайн курсы - интернет платформа Coursera

Наиболее массовой площадкой онлайн-обучения на сегодняшний день является международная интернет-платформа Coursera, на которой размещают курсы университеты всего мира. Это дает возможность студенту из любой географи-

ческой точки России пройти обучение в самых престижных вузах России и мира, не выходя из дома [1].

Проект Coursera стартовал в 2011 в России. Только Высшая школа экономики, Московский физикотехнический институт и Санкт-Петербургский государственный университет в октябре 2013 представили свои первые онлайн-курсы.

89

Следующая таблица (табл. 3) объединяет ответы 25 преподавателей и кураторов дистанционных форм обучения (очные интервью, телефонные интервью, опрос по электронной почте). Интервью длились от 10 минут до 1 часа. Преподавателям и кураторам дистанционных программ

было задано три вопроса: 1) Какие, по Вашему мнению, плюсы дистанционного обучения? 2) С какими сложностями Вы столкнулись в процессе реализации данного вида обучения? 3) Как будет развиваться дистанционная форма обучения в будущем? В России? В Вашем вузе?

Таблица № 3

Интервью: Дистанционное обучение в московских университетах (количество ответов указано в скобках)

Плюсы дистанционного обучения:_________________________________________________________________________

• Г ибкий график обучения (20)

• Возможность пройти обучение людям из регионов (20)

• Слушатель может пройти обучение из любой точки мира (20)

• Индивидуальный подход (5)

• Непрерывное обучение для взрослых (3)

• Приемлемая стоимость, дешевле, чем очное обучение (13)

• Инструмент профессиональной ориентации (1)

• Это форма обучения-образовательный инструмент (1)

• Дистанционный формат обучения может быть использован как дополнительный к очной форме (13)__________

Сложности, с которыми столкнулись преподаватели и кураторы в процессе организации дистанционного обучения:

• Нехватка бюджета (1)

• Нехватка рекламы (2)

• Неинформированность регионов (2)

• Сложность в поиске клиентов (2)

• На некоторые программы/курсы необходимо приезжать для сдачи сессий/экзаменов/дипломов (6)

• Данная форма обучения не востребована должным образом на данный момент в России (6)

• Цель обучения с предоставления знаний смещается на вовлечение студентов (7)

• Много студентов, у преподавателя физически нет возможности уделить всем время (7)

• Нет рычагов влияния на незаинтересованных слушателей (7)

• На данный момент в России не сформирована ниша (роль и место) дистанционного обучения (13)

• Неизвестно, как работодатели учитывают сертификаты/удостоверения дистанционных курсов (3)

• Процесс записи и подготовки курсов изнурителен для преподавателей: 1) съемка занимает много часов; 2) нет контакта глаз с учениками; 3) нет живого общения (1)

• Трудно весь объем лекции включить в слайды (5)

• Нет живой реакции (6)

Прогноз развития дистанционного обучения в России, в вашем вузе_______________________________

• Использование созданных онлайн курсов в очном обучении (адаптационный курс, видео-материалы) (6)

• По статистике вуза прослеживается динамика увеличения числа студентов год от года (7)

• По статистике вуза прослеживается увеличение числа программ год от года (7)

• Дистанционное обучение будет развиваться динамично (14)

• Через десять лет станет эффективной формой обучения (14)___________________________________

Ответы, представленные в таблице, отражают основные точки зрения экспертов на плюсы и минусы дистанционного обучения и возможности развития данной формы обучения в России и требуют детального анализа. Более глубокая интерпретация ответов требует дополнительного опроса с предоставленными вариантами ответа, а также с возможностью комментировать каждый ответ.

Следует отметить, что большинство опрашенных отметили, что дистанционная форма обучения не востребована должным образом на данный момент в России, хотя у нее есть потенциал для развития, учитывая географические просторы России.

Большинство из опрошенных преподавателей и кураторов дистанционных программ считают, что через десять лет данная форма обучения станет эффективной, поскольку по статистике вузов прослеживается динамика увеличения числа студентов, проходящих дистанционные программы. Дистанционная форма обучения предоставляет возможность обучаться в лучших вузах страны для регионов. Этот вопрос актуален для России, учитывая ее географические особенности.

Более глубокая интерпретация ответов требует дополнительного опроса с предоставленными вариантами ответа, а также с возможностью комментировать каждый ответ.

Результаты проведенного интервью свидетельствуют о том, что эксперты в области дистанционного обучения без энтузиазма поддерживают преимущества дистанционного обучения. Они дают очень сбалансированные ответы о достоинствах и недостатках дистанционной формы обучения. По их мнению:

- роль и место дистанционного обучения в системе высшего образования пока не определены;

- дальнейшее развитие дистанционного обучения требует длительного времени, несмотря на увеличение количества дистанционных форм обучения и числа студентов, поскольку должно измениться качество дистанционных программ и его роль и место в системе высшего образования;

- в свою очередь, эксперты указывают, что необходимо измерять качество дистанционных программ, а также создать курс по педагогике.

90

Теоритическая интерпретация результатов: теория популяционной экологии

Автором были проанализированы статьи по дистанционному образованию, которые публиковались начиная с 2005 в российских журналах, включенных в ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия).

Ряд исследований поднимает вопросы определения характеристик слушателя дистанционных программ. Также проводился ряд исследований социально-экономической эффективности дистанционного обучения, исследования по определению достоинств и недостатков дистанционного обучения по каждому из следующих пунктов: использование в очном обучении, использование аудио- и видеозаписей, применение печатных материалов, использование цифровых учебных материалов, электронной почты и применение онлайн систем управления обучением. Перечисленные исследования проводились в основном с помощью количественных методов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. Соловов в статье «Дистанционное обучение: технологии и целевые группы» отмечает, что дистанционное обучение недостаточно используется регионами России, поскольку учебнометодологическое обучение дистанционного обучения находятся не на должном уровне [11]. В статье «Электронное обучение - новая технология или новая парадигма?» А. Соловов резюмирует: «Технологии меняют не только методы и формы образовательного процесса, но и саму систему образования» [12].

В основном статьи носят описательный характер, в некоторых случаях рекламный, большинство статей акцентирует внимание только на преимуществах дистанционного обучения. Следует отметить, что ни в одной статье не было сделано попытки проанализировать дистанционное обучение с помощью теоретического подхода. Стоит заключить, что проблема дистанционного обучения и его роли и места в системе высшего образования в России недостаточно изучена.

В данной работе сделана попытка интерпретировать развитие дистанционного обучения с помощью теоретического подхода. Немногие теории могут описать развитие дистанционного обучения. Теория популяционной экологии достоверно интерпретирует результаты проведенных интервью. Она дает теоретическое обоснование тенденций полученных ответов.

В работе выбраны теории Кэрролла и Олдрича для описания дистанционного обучения как специализированного рынка образовательных услуг [8]. Согласно теории популяционной экологии в теории организации (population ecology of organizations) г. Кэрролла и Х. Олдрича, развитие организаций представляет собой процесс, подобный естественному отбору, в котором выживают наиболее приспособленные [9]. Исходя из эволюционного подхода, следует, что среда порождает разные организационные формы, каждая из которых имеет свои шансы на выживание и распространение, а развитие принимает мно-

Литература:

жественные направления. Г. Кэрролл применял модель разделения ресурсов, в соответствии с которой организационная среда делится на общие и специализированные рынки [15].

Основываясь на популяционной экологической теории организаций, следует заключить, что наряду с традиционными формами обучения высших учебных заведений, чья целевая аудитория - абитуриенты, студенты, магистры, аспиранты, их родители, преподаватели и т.д., появилось дистанционное обучение, которое специализируется по более узким направлениям и интересам. Стоит отметить, что сегментированный рынок (рынок дистанционных форм обучения) и общий рынок (рынок традиционных форм обучения) по-разному реагируют на колебание спроса рынка труда. Специализированный рынок обучения более клиентоориентирован, чем рынок дженералистов, так как он более гибкий, быстро реагирует на изменения спроса. Это подтверждают данные исследования, поскольку даже вузы, в которых не обозначены программы в дистанционной форме, готовы разработать индивидуальный план занятий электронного обучения.

Вопрос заключается в следующем: займет ли дистанционное обучение особую нишу в системе образования или же останется лишь дополнением, опцией к традиционной форме обучения в высших учебных заведениях, и будет ли оно широко распространено и востребовано. Другими словами: приспособится ли дистанционное обучение к условиям рынка и если да, то каким образом?

Заключение

На данный момент в России дистанционный формат является новой опцией в сфере высшего образования. Его популярность и востребованность будут зависеть от ряда факторов: от доступности интернета в регионах России, от позиционирования вузами дистанционного формата обучения, от политической и экономической обстановки в России, от других факторов.

Утверждения, выдвинутые в основной части, можно будет проверить с течением времени после обнародования релевантной статистики, поскольку на данный момент в России дистанционное обучение является новой формой обучения, и его роль и место не определены в системе высшего образования. Хотя потребность в дистанционном обучении регионов России высокая.

Противники дистанционного обучения считают, что этот формат не найдет отклика на российском рынке, не разовьется и так и останется придаточной частью к традиционному формату обучения. Противники дистанционного обучения недальновидны. При появлении телевидения многие считали, что оно никогда не заменит радио.

На данный момент нет сведений о качестве дистанционного обучения. Эффективность дистанционного обучения можно будет измерить через 10-20 лет. Новый формат обучения несет в себе как возможности, так и ограничения.

Literature:

91

1. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы. Высшее образование в России. № 3. 2013. С. 148-155

2. Дистанционное обучение в Московском Государственном Университете имени Ломоносова URL: http://www.msu.ru/study/dist-learn.htm (15.04. 2015).

3. Дистанционное обучение в национальном исследовательском технологическом университете «МИСИС» URL: http://fdisto.misis.ru/ (15.04. 2015).

4. Дистанционное обучение в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» URL: http://busedu.hse.ru/distanob

(15.04.2015).

5. Дистанционное обучение в Российском государственном гуманитарном университете. URL: http://urrdo.rggu.ru/ (15.04.2015)

6. Дистанционное обучение в Финансовом университете при Правительстве РФ URL: http:// bakalavr-magistr. ru/distant/school/219 (15.04.2015).

7. Олдрич Х. 2004. Интервью. Экономическая социология 5 (5): 6-19. URL: http://www. ecsoc. misses.

8. Олдрич Х. 2004б. Предпринимательские

стратегии в новых организационных популяциях. В сб. В.В. Радаев (ред.). Западная экономическая социология: Хрестоматия современной

классики. М. : РОСПЭН; С. 211-225.

9. Соловов А. Дистанционное обучение: технологии и целевые группы. Высшее образование в России. № 7 2006 С. 119-125.

10. Соловов А. «Электронное обучение-новая технология или новая парадигма?» Высшее образование в России. № 11. 2006. С. 104-113.

11. Постановление Правительства РФ от 07.02. 2011 № 61 (ред. от 28.01.2015) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» (07 февраля 2011 г.), URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17 4759/ (05.03.2015).

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», 2014 (09.03.2015).

13. Радаев В.В. Популяционная экология организаций: как возникает разнообразие организационных форм / Хрестоматия : организационная экология. Российский журнал менеджера. Том 3, № 2, 2205. С. 99-108.

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р. Москва URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf

1. Bugaichuk K.L. Massive online open courses: history, types, perspectives // Higher education in R u ssia. № 3 2013 Р. 148-155.

2. Distance education in Lomonosov Moscow States University URL: http://www.msu.ru/study/dist-learn.htm l (15.04.2015).

3. Distance education in National Research Technic University «MISIS» URL: http://fdisto.misis.ru/

(15.04.2015).

4. Distance education in National Research University «High School of Economics» URL: http:// busedu.hse.ru/distanob (15.04.2015).

5. Distance education in Russian State University

for the Humanities. URL: http://urrdo.rggu.ru/

(15.04.2015)

6. Distance education in Finance University under the Government of the Russian Federation. URL: http://bakalavr-magistr.ru/distant/school/219 (15.04.201).

7. Aldrich H. 2004a. Interview // Economic Sociology 5 (5): Р. 6-19. URL: http://www.ecsoc.msses.ru

8. Aldrich H. 2004b Entrepreneurial strategies in the new organizational populations. In the coll. V. Rada (ed.). Western Economic Sociology: A Reader of modern classics. M. : ROSPEN. Р. 211-225.

9. Solovov A. Distance Learning: Technology and target groups // Higher education in Russia. № 7. 2006. Р. 119-125.

10. Solovov A. «E-learning - a new technology or a new paradigm?» // Higher education in Russia. № 11. 2006. Р. 104-113.

11. Government Decree of 07.02.2011 N 61 (ed. from 28.01.2015) «On the Federal Target Programme for the Development of Education for 2011-2015» (February 7, 2011). URL: http://www. consultant.ru/ document / cons_doc_LAW_174759 / (05.03.2015).

12. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 2 «On approval of the use of organizations engaged in educational activities, e-learning, distance learning technologies in educational programs», 2014. (03.09.2015).

13. Radaev V.V. Population ecology organizations: how a variety of organizational forms occurs : reader // Organizational ecology. Russian Journal Manager. Volume 3. № 2.2205. Р. 99-108.

14. Order of the Government of the Russian Federation dated December 29, 2014 № 27. 65 p Moscow : URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.

92

(07.03.2015.)

15. Дистанционное обучение в Национальном исследовательском университете «МИЭТ» URL: http://miet.rU/structure/s/276 (15.04.2015).

16. Дистанционное обучение в Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС» URL: http://www.mirbis.ru/ (15.04.2015).

pdf (07.03.2015).

15. Distance learning at the National Research University «MIET» URL: http://miet.ru/structure/s/276

(15.04.2015).

16. Distance education at the Moscow International Higher Business School «MIRBIS» URL: http:// www.mirbis.ru/ (15.04.2015).

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.