Научная статья на тему 'Дистанционное обучение: опыт московских вузов'

Дистанционное обучение: опыт московских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕОРИЯ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ / МОСКОВСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / HIGHER EDUCATION / DISTANT LEARNING / DISTANCE EDUCATION / POPULATION ECOLOGY THEORY / MOSCOW UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пеккер Полина Леонидовна

Данная статья посвящена анализу дистанционного обучения. Работа основана на исследовании деятельности университетов с дистанционными программами (проведены очные и телефонные интервью с преподавателями и кураторами дистанционных программ, опрошены преподаватели и кураторы дистанционных программ по электронной почте, проанализированы сайты). Результаты исследования описаны с помощью подхода Г. Кэрролла и Х. Олдрича

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance education: experience from Moscow’s universities

This article analyses the development of distance learning. It is based on exploratory research of activities of the universities having distance programs. Document analysis, expert interviews with curators and teachers were done. The results show that, on the one hand, this form of education has not yet found its function and role in Russian higher education and, on the other hand, the need for distance education is high in Russian regions. The results are discussed with regard to the theory of distance learning (especially the point of view of the population ecology theory by G. Carroll and H. Aldrich) as well as the future development of university-based distance education. It is concluded that it may take more than a decade to improve the effectiveness of distance courses

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение: опыт московских вузов»

П. Л. Пеккер

(Москва)

Дистанционное обучение: опыт московских вузов

Данная статья посвящена анализу дистанционного обучения. Работа основана на исследовании деятельности университетов с дистанционными программами (проведены очные и телефонные интервью с преподавателями и кураторами дистанционных программ, опрошены преподаватели и кураторы дистанционных программ по электронной почте, проанализированы сайты). Результаты исследования описаны с помощью подхода Г. Кэрролла и Х. Олдрича.

Вопрос определения роли и места дистанционного обучения в России на примере Москвы актуален, поскольку Министерство образования и науки Российской Федерации разработало программу развития электронного обучения с 2016 по 2020 г., на внедрение которой будет направлена значительная часть бюджета [13]. В документе Министерства образования обозначено, что цель электронного обучения заключается в «обеспечении доступности образования и в повышении качества обучения» [15].

В федеральной программе по развитию образования в России на 2011-2015 гг. предусматривается «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых образовательных моделей непрерывного обучения, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий» [12].

Автор проанализировал, в каком формате на данный момент проходит дистанционное обучение в ведущих вузах Москвы. За основу

были взяты рейтинги лучших вузов России за 2014 г. По данным рейтингов из ста лучших вузов России 28 вузов находятся в Москве. После проведения автором телефонных и очных интервью преподавателей и кураторов дистанционных программ, опросов по электронной почте, анализа сайтов вузов было выявлено, что из двадцати восьми московских вузов семь используют дистанционную форму обучения для различных программ (табл. 1] [3-7; 16-17]. Следовательно, каждый четвертый московский вуз имеет программы, которые используют дистанционную форму обучения.

По результатам исследования, ведущие вузы России предоставляют возможность пройти курсы в дистанционном формате и получить удостоверение о повышении квалификации или сертификат о прохождении курса. Этот формат появился недавно, 1-2 года назад, на данный момент курсы набирают вто-рой-третий набор участников. Группы состоят из 5-13 человек, количество участников зависит от специальности, направления и по-

Таблица 1

Вузы Москвы, использующие дистанционную форму обучения

Название вуза Курсы повышения квалификации Заочная форма обучения с элементами дистанционных технологий

бакалавриат магистратура второе высшее

МГУ + - - -

ВШЭ + - - -

Финансовый университет при Правительстве РФ - + + +

МИСИС - + + -

РГГУ + + - +

МИЭТ - + - -

МИРБИС MBA - - MBA

пулярности курса. На некоторые курсы организаторы записывают только в лист ожидания или предлагают перезаписать на другой. Спрос на дистанционное обучение пока не сформирован, поскольку это новый формат, преимущества и качество которого пока трудно оценить из-за недостаточной статистики. Также ряд вузов использует дистанционный формат обучения как вспомогательный элемент в процессе заочного получения диплома. На данный момент трудно выявить тренд развития дистанционного обучения, поскольку вузы предоставляют различные его форматы.

В таблице показано, как дистанционные формы обучения в семи вышеупомянутых вузах Москвы распределяются по классификации дистанционного обучения и комбинированного обучения (табл. 2).

Следует ввести понятия дистанционного обучения, комбинированного обучения: дистанционное обучение проходит полноценно в удаленном формате, не менее 80% в дистанционной форме; комбинированное обучение включает в себя как очный, так и дистанционный формат, от 30 до 80% в дистанционной форме.

На данный момент только МГУ и ВШЭ имеют дистанционные курсы, которые позволяют повысить квалификацию удаленно и получить при успешной сдаче экзаменов удостоверение (при наличии высшего образования) или сертификат (если у слушателя нет высшего образования). Остальные пять вузов используют дистанционное обучение как вспомогательный элемент в процессе заочного обучения.

Таблица 2

Дистанционное и комбинированное обучение. Распределение университетов

В таблице 3 приведены ответы 25 преподавателей и кураторов дистанционных форм обучения (очные интервью, телефонные интервью, опрос по электронной почте). Интервью длились от 10 минут до 1 часа. Преподавателям и кураторам дистанционных программ было задано три вопроса: 1. Какие, по Вашему мнению, плюсы дистанционного обучения? 2. С какими сложностями Вы столкнулись в процессе реализации данного вида обучения? 3. Как будет развиваться дистанционная форма обучения в будущем? В России? В Вашем вузе?

Ответы, представленные в таблице 3 (стр. 68, отражают основные точки зрения экспертов на дистанционное обучение и возможности развития данной формы обучения в России и требуют детального анализа. Более глубокая интерпретация ответов требует дополнительного опроса с предоставленными вариантами ответа, а также возможности комментировать каждый ответ.

Следует отметить, что большинство опрашиваемых считает, что дистанционная форма обучения не востребована должным образом на данный момент в России, хотя у нее есть потенциал для развития, учитывая географические просторы России.

Большинство опрошенных преподавателей и кураторов дистанционных программ прогнозируют, что через десять лет данная форма обучения станет эффективной, поскольку по статистике вузов прослеживается динамика увеличения числа студентов, проходящих дистанционные программы. Дистанционная форма обучения предоставляет возможность обучаться в лучших вузах страны для регионов. Этот вопрос актуален для России, учитывая ее географические особенности.

Результаты проведенного интервью свидетельствуют о том, что эксперты в области дистанционного обучения без энтузиазма поддерживают преимущества дистанционного обучения. Они дают очень сбалансированные ответы о достоинствах и недостатках дистанционной формы обучения. По их мнению:

- роль и место дистанционного обучения в системе высшего образования пока не определены;

- дальнейшее развитие дистанционного обучения требует длительного времени, несмотря на увеличение количества

Дистанционное обучение (Distance learning) Не менее 80% в дистанц. форме Комбинированное обучение (Blended learning) От 30 до 80% в дистанц. форме

МГУ Финансовый

ВШЭ университет при

Правительстве РФ

МИСИС

РГГУ

МИЭТ

МИРБИС

Таблица 3

Интервью: Дистанционное обучение в московских университетах (количество ответов указано в скобках)

Плюсы дистанционного обучения:

- Гибкий график обучения (20)

- Возможность пройти обучение людям из регионов (20)

- Слушатель может пройти обучение из любой точки мира (20]

- Индивидуальный подход (5]

- Непрерывное обучение для взрослых (3]

- Приемлемая стоимость, дешевле, чем очное обучение (13]

- Инструмент профессиональной ориентации (1]

- Это форма обучения - образовательный инструмент (1]

- Дистанционный формат обучения может быть использован как дополнительный к очной форме (13]

Сложности, с которыми столкнулись преподаватели и кураторы в процессе организации дистанционного обучения:

- Нехватка бюджета (1]

- Нехватка рекламы (2]

- Неинформированность регионов (2]

- Сложность в поиске клиентов (2]

- На некоторые программы/курсы необходимо приезжать для сдачи сессий/экзаменов/дипломов (6]

- Данная форма обучения не востребована должным образом на данный момент в России (6]

- Цель обучения с предоставления знаний смещается на вовлечение студентов (7]

- Много студентов, у преподавателя физически нет возможности уделить всем время (7]

- Нет рычагов влияния на незаинтересованных слушателей (7]

- На данный момент в России не сформирована ниша (роль и место] дистанционного обучения (13]

- Неизвестно, как работодатели учитывают сертификаты/удостоверения дистанционных курсов (3]

- Процесс записи и подготовки курсов изнурителен для преподавателей: а] съемка занимает много часов; б] нет контакта глаз с учениками; в] нет живого общения (1]

- Трудно весь объем лекции включить в слайды (5]

- Нет живой реакции (6]

Прогноз развития дистанционного обучения в России, в Вашем вузе

- Использование созданных онлайн курсов в очном обучении (адаптационный курс, видеоматериалы] (6]

- По статистике вуза прослеживается динамика увеличения числа студентов год от года (7]

- По статистике вуза прослеживается увеличение числа программ год от года (7]

- Дистанционное обучение будет развиваться динамично (14]

- Через десять лет станет эффективной формой обучения (14]

дистанционных форм обучения и числа студентов, поскольку должно измениться качество дистанционных программ и его роль и место в системе высшего образования;

- необходимо измерять качество дистанционных программ, также создать курс по педагогике.

Автором были проанализированы статьи по дистанционному образованию, которые публиковались начиная с 2005 г. в российских журналах, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК].

Ряд исследований поднимает вопросы определения характеристик слушателя дистанционных программ, также проводились исследования социально-экономической эффективности дистанционного обучения, исследования по определению достоинств и не-

достатков дистанционного обучения по каждому из следующих пунктов: использование в очном обучении в форме аудио- и видеозаписей, применение печатных материалов, цифровых учебных текстов, электронной почты и применение онлайн систем управления обучением. Перечисленные исследования проводились в основном с помощью количественных методов.

А. Соловов в статье «Дистанционное обучение: технологии и целевые группы» отмечает, что дистанционное обучение недостаточно используется регионами России, поскольку учебно-методологическое обеспечение дистанционного обучения находится не на должном уровне [10]. В статье «Электронное обучение - новая технология или новая парадигма?» А. Соловов резюмирует: «Техно-

Таблица 4

Сравнительный анализ традиционного и дистанционного обучения в России

Критерии Традиционное обучение Дистанционное обучение

Качество Высокое Среднее/Низкое

Стоимость обучения Высокая Приемлемая

Время обучения Полный день Гибкий график

Возможность совмещать с работой Практически невозможно Возможно

Ограничения по возрасту Есть Нет

Реакция на изменения предпочтений

слушателей Очень низкая Высокая

Зрительный контакт Есть Нет

Обратная связь от преподавателя Высокая Низкая

Гибкость Нет Есть

Распространение в России Высокое Низкое

Распространение в мире Высокое Высокое

Экспорт в регионы Практически нет Низкий, но есть потенциал

Экспорт в другие страны Практически нет Низкий, но есть потенциал

Востребованность на рынке Высокая Низкая, но есть потенциал

Средний возраст 20 лет До 30 лет

логии меняют не только методы и формы образовательного процесса, но и саму систему образования» [11].

В статье «Новые тренды в развитии университетского сектора» Е. В. Балацкий акцентирует внимание на том, что в скором времени традиционная система образования претерпит значительные изменения, поскольку, по его мнению, дистанционная форма обучения заменит многие традиционные программы обучения. Автор поднимает вопрос о том, что вероятнее всего дистанционное обучение отнимет значительную нишу традиционного обучения и станет дистанционным образованием. На сегодняшний день вопрос роли и места дистанционного обучения остается открытым: станет ли данный вид обучения заменой традиционной форме обучения или лишь дополнением [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной работе сделана попытка интерпретировать развитие дистанционного обучения с помощью теоретического подхода. Немногие теории могут описать развитие дистанционного обучения. Теория популяци-онной экологии достоверно интерпретирует результаты проведенных интервью. Она дает теоретическое обоснование тенденций полученных ответов.

В работе выбраны теории Кэрролла и Олдрича для описания дистанционного обучения как специализированного рынка образовательных услуг [14]. Согласно теории популя-

ционной экологии в теории организации (population ecology of organizations) Г. Кэрролла и Х. Олдрича развитие организаций представляет собой процесс, подобный естественному отбору, в котором выживают наиболее приспособленные [9]. Исходя из эволюционного подхода, следует, что среда порождает разные организационные формы, каждая из которых имеет свои шансы на выживание и распространение, а развитие принимает множественные направления. Г. Кэрролл применял модель разделения ресурсов, в соответствии с которой организационная среда делится на общие и специализированные рынки [15].

Основываясь на популяционной экологической теории организаций, следует заключить, что наряду с традиционными формами обучения высших учебных заведений, целевая аудитория которых - абитуриенты, студенты, магистры, аспиранты, их родители, преподаватели и т.д., появилось дистанционное обучение, которое специализируется по более узким направлениям и интересам. Стоит отметить, что сегментированный рынок (рынок дистанционных форм обучения) и общий рынок (рынок традиционных форм обучения) по-разному реагируют на колебание спроса рынка труда.

Специализированный рынок обучения более клиентоориентирован, чем рынок джене-ралистов, так как он более гибкий, быстро

реагирует на изменения спроса. Это подтверждают данные исследования, поскольку даже вузы, в которых не обозначены программы в дистанционной форме, готовы разработать индивидуальный план занятий электронного обучения.

Наиболее массовой площадкой онлайн-обучения на сегодняшний день является международная интернет-платформа Coursera, на которой размещают курсы университеты всего мира. Это дает возможность студенту из любой географической точки России пройти обучение в самых престижных вузах России и мира, не выходя из дома [2].

Проект Coursera стартовал в 2011 г. в России. Только Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт и Санкт-Петербургский государственный университет в октябре 2013 г. представили свои первые онлайн-курсы.

Стоит отметить, что платформы массовых онлайн курсов, такие как Coursera, Edx, Udacity, ориентированы на слушателей по всему миру. При развитии же массовых онлайн курсов в России не снимается вопрос доступности и востребованности данных видеолекций в регионах, поскольку они выкладываются на английском языке и на данном этапе не учитываются потребности регионов.

Сравнительный анализ традиционного и дистанционного обучения на основе изученных статей приведен в табл. 4 (стр. 69].

В связи с тем, что стоимость обучения в вузах неизбежно растет, а реальные доходы населения сокращаются, дистанционное обучение является возможностью, во-первых, для людей из регионов пройти обучение в лучших вузах России, во-вторых, дать шанс для работающих студентов и, в-третьих, данный формат является опцией для граждан любых возрастов непрерывно обучаться. Стоит отметить, что спрос на дистанционное обучение в системе высшего образования в России пока не сформирован, поскольку это новый формат, преимущества и качество которого пока трудно достоверно оценить из-за недостаточной статистики.

Таким образом, на данный момент в России дистанционный формат является новой опцией в сфере высшего образования. Его популярность и востребованность будут зависеть от доступности интернета в регионах России, от позиционирования вузами дистанционного формата обучения, от политической и экономической обстановки в России и от других факторов.

Литература

1. Балацкий Е. В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России. - 2014. - С. 1-24.

2. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. - 2013. - №3. - С. 148-155.

3. Дистанционное обучение в Московском государственном университете имени Ломоносова [Электронный ресурс]. - URL: http://www.msu.ru/study/dist-learn.html (дата обращения 15.04.2015)

4. Дистанционное обучение в национальном исследовательском технологическом университете «МИСИС» [Электронный ресурс]. -URL: http://fdisto.misis.ru/ (дата обращения 15.04.2015)

5. Дистанционное обучение в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. - URL: http://busedu.hse.ru/distanob (дата обращения 15.04.2015)

6. Дистанционное обучение в Российском государственном гуманитарном университете [Электронный ресурс]. - URL: http:// urrdo.rggu.ru/ (дата обращения 15.04.2015)

7. Дистанционное обучение в Финансовом университете при Правительстве РФ URL: [Электронный ресурс]. - URL: http:// bakalavr-magistr.ru/distant/school/219 (дата обращения 15.04.15)

8. Ховард Олдрич : [интервью] // Экономическая социология. -2005. № 5. - С. 6-19 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.ecsoc.msses.ru

9. Олдрич Х. Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / ред. В. В. Радаев. - М.: РОССПЭН. - 2004. - С. 211-225.

10. Соловов А. Дистанционное обучение: технологии и целевые группы // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. -С. 119-125.

11. Соловов А. «Электронное обучение - новая технология или новая парадигма?» // Высшее образование в России. - 2006. -№11. - С. 104-113.

12. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 28.01.2015) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» (07 февраля 2011 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_174759/ (дата обращения 05.03.2015)

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», 2014 (09.03.2015)

14. Радаев В. В. Популяционная экология организаций: как возникает разнообразие организационных форм // Российский журнал менеджмента. - 2005. - Т. 3. - № 2. - С. 99-108.

15. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2016 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №2765-р [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 07.03.2015)

16. Дистанционное обучение в Национальном исследовательском университете «МИЭТ» [Электронный ресурс]. - URL: http://miet.ru/structure/s/276 (дата обращения 07.03.2015)

17. Дистанционное обучение в Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mirbis.ru/ (дата обращения 07.03.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.