Дистанционное обучение как стимул развития цифровой среды образовательных организаций Республики Саха (Якутия)
Константинова Туяра Ильична,
старший преподаватель Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
Константинова Уйгулаана Ильична,
преподаватель ГБПОУ «Якутский коммунально-строительный техникум»
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема резкого перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение, его преимущество и методологические проблемы, которые необходимо решить. Существует ряд преимуществ традиционного метода работы педагогов со школьниками и со студентами, но нам необходимо задуматься об опоре на внезапно сложившуюся ситуацию и проблему, и на пути их решения при последующих смешанных подходах обучения, чтобы снизить те недоработки, которые были выявлены на массовой практике преподавания. Среди педагогов образовательных организаций был проведен опрос и как показала практика, в системе образования выделились три основные проблемы, связанные с резким переходом на дистанционное обучение. В сложившейся ситуации наличие единого перспективного направления развития методологических и технологических подходов позволило бы своевременно и едино подготовить к работе с ними как педагогов, так и обучающихся.
Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-платформа, цифровая среда.
В связи с введением плана национальной научно-технической инициативы в нашем государстве, главной проблемой считается введение новейших информативных технологий в общеобразовательную среду. Одним из основных течений информатизации сообщества, считается информатизация обучения будущего поколения. В данном плане Республика Саха (Якутия) в сфере среднего и высшего профессионального образования занимает девятнадцатое место и признана зоной развития цифровой трансформации среди регионов Российской федерации. Но стоит отметить, что с введением дистанционного обучения во всех образовательных учреждениях связанного с всеобщей пандемией, были выявлены различные аспекты, связанные с недостаточной готовностью системы образования РС(Я) к такому резкому и масштабному переходу, так и с особенностями и преимуществами удаленного обучения. Таким образом, внезапный переход всех образовательных учреждений на дистанционное обучение выявил проблему комплексного обучения и методической диагностики образовательных серверов и онлайн-платформ.
Технологии дистанционного обучения основываются на инструментах информационных технологий (гипертекст, мультимедиа, веб-серверные технологии телеконференции и т.д.) и включают в себя педагогические или образовательные технологии [1].
Для того чтобы понимать особенность организации занятий в дистанционном формате, необходимо обратить внимание на нормативную базу, которая регламентирует исполнение образовательных программ с использованием дистанционной образовательной технологии и электронного обучения.
Исходя из статьи 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» можно определить, что под электронным обучением рассматривается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [2].
Стоит отметить, что в кратчайшие сроки, сложившиеся ситуация поспособствовала быстрому решению многих проблем, которые система образования не могла существенно продвинуть на протяжении многих лет. К примеру, многие педагоги, которые не применяли новые педагогические ин-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
формационные технологии при обучении, были вынуждены приобщаться к их масштабному использованию при преподавании своих дисциплин. Таким образом, педагоги и обучающиеся своевременно освоили специализированные технологии для всех форм учебного процесса, и даже некоторые достаточно оперативно выявили наиболее удобные ресурсы и технологии для своего преподавания и обучения. Многие педагоги делятся мнениями, что переход к дистанционному обучению существенно привел к экономии времени и ресурсов.
Как бы не были существенные преимущества традиционного метода работы педагогов со школьниками и со студентами, необходимо задуматься об опоре на внезапно сложившуюся ситуацию и проблему, и на пути их решения при последующих смешанных подходах обучения, чтобы снизить те недоработки, которые были выявлены на массовой практике преподавания. Как показала практика, в системе образования выделились три основные проблемы, связанные с резким переходом на дистанционное обучение. Рассмотрим каждую из них:
Первая из этого списка, это технологические и организационные проблемы. В этом плане, проблема состоит в отсутствии конкретных учебных технических платформ и электронных ресурсов для системы образования. Таким образом, отсутствие четких рекомендаций привело к тому, что, в одном вузе, техникуме или школе, педагогами применяются различные технологии обучения при изучении тех или иных дисциплин. В основном педагоги на территории РС(Я) применяют такие платформы как Zoom, Skype, Moodle, Webinar и многие другие, многие из которых не предназначены для системы образования.
Стоит отметить, что в большинстве случаев применяемые в очной форме электронные ресурсы оказались неприспособленными к работе в дистанционном режиме. Например, удаленное обучение по некоторым дисциплинам затруднено из-за нераспространенности особых систем для удаленного обучения (удаленный вывод и демонстрация математических, химических формул, лабораторный практикум). Эти особенности не способствуют повышению эффективности обучения.
Вторая проблема - неподготовленность педагогов, обучающихся, родителей к удаленному обучению. Если педагоги и обучающиеся достаточно хорошо владели информационными технологиями, то перед ними сейчас стоит новая проблема -неспособность в полной мере владеть техническими, методологическими, организационными подходами к работе в дистанционном формате, и теперь вынуждены с ошибками и малым опытом осваивать соответствующие приемы. Чтобы решить данную проблему, необходимо подготовить педа-° гогов использовать имеющиеся в образовании ин-" формационные ресурсы и сервисы к последова-g тельному, обоснованному, эффективному выбору и применению таких технологий при очном и дис-Ц танционном обучении.
Третья проблема лежит на методологическом уровне. Опыт педагогов показывает, что большинство методов, приемов, учебных материалов, заданий и средств обучения становятся неэффективными и бесполезными при дистанционном обучении. Таким образом, информативная часть, которая должна быть предоставлена в онлайн формате, должна иметь иной содержательный компонент, другую иллюстрацию и пояснение, обладать большей персонализацией и иными мотивирующими характеристиками, чтобы обучающийся легко усвоил тот или иной материал. Так же стоит отметить, что обучения в дистанционном формате, некоторые электронные ресурсы оказались содержательно и методически неэффективными, повторяющими печатные пособия и учебники, неприспособленные для самостоятельного изучения.
Все вышеперечисленные проблемы подтверждаются опросом, который был проведен среди педагогов образовательных организаций.
На данной диаграмме представлены результаты наиболее часто применяемых платформ в РС(Я).
Как видно из рис. 1, большинство образовательных организаций и педагогов предпочитают обучать с помощью таких платформ как Skype и Zoom. Лишь малая половина приходится на discord.
Мы предложили педагогам список потенциальных трудностей при обучении в дистанционной форме. Приведенные результаты подтверждаются и ответом на соответствующий закрытый вопрос (мы ранжировали позиции в порядке убывания процентов их выбравших) (рис. 2).
Webinar
Zoom 46%
Рис. 1. Наиболее часто применяемые платформы в РС(Я)
Исходя из анализа можно с уверенностью сказать, что предоставленная проблема требует одновременного решения по нескольким направлениям, но также стоит отметить, наличие единого перспективного направления развития методологических и технологических подходов.
Связи с отсутствием одного конкретного подхода обучения связанного с системой образования,
объединяющегося все виды деятельности в той или иной образовательной среды, каждый ново созданный электронный ресурс или методологическая разработка должна создаваться с учетом этих потребностей при дальнейшем встраивании в такую систему. Наличие единой системы, подходов и методологических разработок позволило бы своевременно и едино подготовить к работе с ними как педагогов, так и обучающихся, связало бы между собой разные дисциплины и виды деятельности: очного, дистанционного и трансграничного обучения [3,4]. В данном случае, переход к дистанционному обучению означал бы продолжение взаимодействия все с той же единой педагогической, информационной и телекоммуникационной системой. Здесь отметим, что отсутствие единых объемлющих информационных систем характерно не только для отечественной, но и для мировой системы образования.
Рис. 2. Трудности при обучении в дистанционном режиме
В основе систематизации и связывании между собой технологическую и методологическую ресурсов необходимо проложить классификацию видов деятельности, характерных для любой образовательной организации, выделив организационную, научно-методическую, учебную, контрольно-измерительную и внеучебную деятельность. Другие виды работ, характерные для школ или вузов, как правило, могут быть включены в эти объемлющие виды. [5,6].
Согласно проекту «Цифровой образовательной среды», запланированного на 2019-2024 год, должен быть создан единый цифровой образовательный проект, единая цифровая модель, типовых информационных решений для ЦОС. В конце 2022 года должна быть обновлена информационное наполнение и функциональные возможности открытых информационных ресурсов, а к 2024 году реализована возможность оценки результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на онлайн-курсах, в том числе с применением биометрических данных. Своевременное выполнение и внедрение в 2019 году обозначенных результатов проекта существенно способствовало бы лучшему налаживанию удаленного обучения в сегодняшних условиях [7].
Таким образом, мы с вами рассмотрели проблему перехода к дистанционному обучению и пути его решения в ближайшем будущем.
Литература
1. Крук Б. И., Струкова Е.Г., Журавлева О.Б.. Избранные главы теории и практики дистанционного обучения // Издательская система Ridero.2017. С. 7.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d69 86b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 28.10.2020)
3. Гриншкун В. В., Реморенко И.М. Фронтиры «Московской электронной школы» // Информатика и образование. 2017. № 7 (286). С. 3-8.,
4. Куклин В. Ж., Токарева Г.С. Вопросы информационного обеспечения российской системы образования // Информационное общество. 2017. № 3. С. 41-47
5. Орынбаева Л.К. Особенности и преимущества использования инфор мационных технологии. для организации совместной внеучебной деятельности школьников // Инфо-Стратегия 2017: Общество. Государство. Образование: сб. мат-лов IX Междунар. науч.-практ. конф. Самара: Книжное издательство, 2017. С. 401-404.
6. Bacsich P. Reviewing the Virtual Campus Phenomenon. The Rise of Large-Scale e-Learning Initiatives Worldwide. EuroPACE ivzw, 2009.
7. Национальный проект «Образование» https:// edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения 28.10.20)
DISTANCE LEARNING AS AN INCENTIVE FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Konstantinova T.I., Konstantinova U.I.
North -Eastern Federal University. M.K. Ammosov; GBPOU YAKST
The article discusses the problem of a sharp transition of educational institutions to distance learning, its advantages and methodological problems that need to be solved. There are a number of advantages of the traditional method of work of teachers with schoolchildren and with students, but we need to think about relying on a sudden situation and problem, and on the way to solve them in subsequent mixed teaching approaches, in order to reduce those shortcomings that have been identified in mass teaching practice. A survey was conducted among teachers of educational organizations and, as practice showed, three main problems were identified in the education system associated with a sharp transition to distance learning. In this situation, the presence of a single promising direction for the development of methodological and technological approaches would make it possible to timely and uniformly prepare both teachers and students to work with them.
Keywords: distance learning, online platform, digital environment. References
1. B. I. Kruk, E.G. Strukova, O.B. Zhuravleva. Selected chapters of the theory and practice of distance learning // Publishing system Ridero. 2017. P. 7.
2. Federal Law "On Education in the Russian Federation" of December 29, 2012 N273FZ.URL: http: //www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d-6986b5301ab79c23f0055ca4/ (date of access: 28.10.2020)
сз о
CO
-a
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
3. Grinshkun V. V., Remorenko I.M. Frontiers of the "Moscow electronic school" // Informatics and education. 2017. No. 7 (286). S. 3-8.
4. Kuklin V. Zh., Tokareva GS Issues of information support of the Russian education system // Information society. 2017. No. 3. P. 41-47
5. Orynbaeva LK Features and advantages of using information technology. for the organization of joint extracurricular activities
of schoolchildren // Info-Strategy 2017: Society. State. Education: Sat. materials IX Intern. scientific-practical conf. Samara: Book Publishing House, 2017. S. 401-404.
6. Bacsich P. Reviewing the Virtual Campus Phenomenon. The Rise of Large-Scale e-Learning Initiatives Worldwide. EuroPACE ivzw, 2009.
7. National project "Education" https://edu.gov.ru/national-project/ (date of treatment 10/28/20)
o ci u