Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / DISTANCE LEARNING / ONLINE PLATFORM / DIGITAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Туяра Ильична, Константинова Уйгулаана Ильична

В статье рассматривается проблема резкого перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение, его преимущество и методологические проблемы, которые необходимо решить. Существует ряд преимуществ традиционного метода работы педагогов со школьниками и со студентами, но нам необходимо задуматься об опоре на внезапно сложившуюся ситуацию и проблему, и на пути их решения при последующих смешанных подходах обучения, чтобы снизить те недоработки, которые были выявлены на массовой практике преподавания. Среди педагогов образовательных организаций был проведен опрос и как показала практика, в системе образования выделились три основные проблемы, связанные с резким переходом на дистанционное обучение. В сложившейся ситуации наличие единого перспективного направления развития методологических и технологических подходов позволило бы своевременно и едино подготовить к работе с ними как педагогов, так и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AS AN INCENTIVE FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article discusses the problem of a sharp transition of educational institutions to distance learning, its advantages and methodological problems that need to be solved. There are a number of advantages of the traditional method of work of teachers with schoolchildren and with students, but we need to think about relying on a sudden situation and problem, and on the way to solve them in subsequent mixed teaching approaches, in order to reduce those shortcomings that have been identified in mass teaching practice. A survey was conducted among teachers of educational organizations and, as practice showed, three main problems were identified in the education system associated with a sharp transition to distance learning. In this situation, the presence of a single promising direction for the development of methodological and technological approaches would make it possible to timely and uniformly prepare both teachers and students to work with them.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Дистанционное обучение как стимул развития цифровой среды образовательных организаций Республики Саха (Якутия)

Константинова Туяра Ильична,

старший преподаватель Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected]

Константинова Уйгулаана Ильична,

преподаватель ГБПОУ «Якутский коммунально-строительный техникум»

E-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема резкого перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение, его преимущество и методологические проблемы, которые необходимо решить. Существует ряд преимуществ традиционного метода работы педагогов со школьниками и со студентами, но нам необходимо задуматься об опоре на внезапно сложившуюся ситуацию и проблему, и на пути их решения при последующих смешанных подходах обучения, чтобы снизить те недоработки, которые были выявлены на массовой практике преподавания. Среди педагогов образовательных организаций был проведен опрос и как показала практика, в системе образования выделились три основные проблемы, связанные с резким переходом на дистанционное обучение. В сложившейся ситуации наличие единого перспективного направления развития методологических и технологических подходов позволило бы своевременно и едино подготовить к работе с ними как педагогов, так и обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-платформа, цифровая среда.

В связи с введением плана национальной научно-технической инициативы в нашем государстве, главной проблемой считается введение новейших информативных технологий в общеобразовательную среду. Одним из основных течений информатизации сообщества, считается информатизация обучения будущего поколения. В данном плане Республика Саха (Якутия) в сфере среднего и высшего профессионального образования занимает девятнадцатое место и признана зоной развития цифровой трансформации среди регионов Российской федерации. Но стоит отметить, что с введением дистанционного обучения во всех образовательных учреждениях связанного с всеобщей пандемией, были выявлены различные аспекты, связанные с недостаточной готовностью системы образования РС(Я) к такому резкому и масштабному переходу, так и с особенностями и преимуществами удаленного обучения. Таким образом, внезапный переход всех образовательных учреждений на дистанционное обучение выявил проблему комплексного обучения и методической диагностики образовательных серверов и онлайн-платформ.

Технологии дистанционного обучения основываются на инструментах информационных технологий (гипертекст, мультимедиа, веб-серверные технологии телеконференции и т.д.) и включают в себя педагогические или образовательные технологии [1].

Для того чтобы понимать особенность организации занятий в дистанционном формате, необходимо обратить внимание на нормативную базу, которая регламентирует исполнение образовательных программ с использованием дистанционной образовательной технологии и электронного обучения.

Исходя из статьи 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» можно определить, что под электронным обучением рассматривается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [2].

Стоит отметить, что в кратчайшие сроки, сложившиеся ситуация поспособствовала быстрому решению многих проблем, которые система образования не могла существенно продвинуть на протяжении многих лет. К примеру, многие педагоги, которые не применяли новые педагогические ин-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

формационные технологии при обучении, были вынуждены приобщаться к их масштабному использованию при преподавании своих дисциплин. Таким образом, педагоги и обучающиеся своевременно освоили специализированные технологии для всех форм учебного процесса, и даже некоторые достаточно оперативно выявили наиболее удобные ресурсы и технологии для своего преподавания и обучения. Многие педагоги делятся мнениями, что переход к дистанционному обучению существенно привел к экономии времени и ресурсов.

Как бы не были существенные преимущества традиционного метода работы педагогов со школьниками и со студентами, необходимо задуматься об опоре на внезапно сложившуюся ситуацию и проблему, и на пути их решения при последующих смешанных подходах обучения, чтобы снизить те недоработки, которые были выявлены на массовой практике преподавания. Как показала практика, в системе образования выделились три основные проблемы, связанные с резким переходом на дистанционное обучение. Рассмотрим каждую из них:

Первая из этого списка, это технологические и организационные проблемы. В этом плане, проблема состоит в отсутствии конкретных учебных технических платформ и электронных ресурсов для системы образования. Таким образом, отсутствие четких рекомендаций привело к тому, что, в одном вузе, техникуме или школе, педагогами применяются различные технологии обучения при изучении тех или иных дисциплин. В основном педагоги на территории РС(Я) применяют такие платформы как Zoom, Skype, Moodle, Webinar и многие другие, многие из которых не предназначены для системы образования.

Стоит отметить, что в большинстве случаев применяемые в очной форме электронные ресурсы оказались неприспособленными к работе в дистанционном режиме. Например, удаленное обучение по некоторым дисциплинам затруднено из-за нераспространенности особых систем для удаленного обучения (удаленный вывод и демонстрация математических, химических формул, лабораторный практикум). Эти особенности не способствуют повышению эффективности обучения.

Вторая проблема - неподготовленность педагогов, обучающихся, родителей к удаленному обучению. Если педагоги и обучающиеся достаточно хорошо владели информационными технологиями, то перед ними сейчас стоит новая проблема -неспособность в полной мере владеть техническими, методологическими, организационными подходами к работе в дистанционном формате, и теперь вынуждены с ошибками и малым опытом осваивать соответствующие приемы. Чтобы решить данную проблему, необходимо подготовить педа-° гогов использовать имеющиеся в образовании ин-" формационные ресурсы и сервисы к последова-g тельному, обоснованному, эффективному выбору и применению таких технологий при очном и дис-Ц танционном обучении.

Третья проблема лежит на методологическом уровне. Опыт педагогов показывает, что большинство методов, приемов, учебных материалов, заданий и средств обучения становятся неэффективными и бесполезными при дистанционном обучении. Таким образом, информативная часть, которая должна быть предоставлена в онлайн формате, должна иметь иной содержательный компонент, другую иллюстрацию и пояснение, обладать большей персонализацией и иными мотивирующими характеристиками, чтобы обучающийся легко усвоил тот или иной материал. Так же стоит отметить, что обучения в дистанционном формате, некоторые электронные ресурсы оказались содержательно и методически неэффективными, повторяющими печатные пособия и учебники, неприспособленные для самостоятельного изучения.

Все вышеперечисленные проблемы подтверждаются опросом, который был проведен среди педагогов образовательных организаций.

На данной диаграмме представлены результаты наиболее часто применяемых платформ в РС(Я).

Как видно из рис. 1, большинство образовательных организаций и педагогов предпочитают обучать с помощью таких платформ как Skype и Zoom. Лишь малая половина приходится на discord.

Мы предложили педагогам список потенциальных трудностей при обучении в дистанционной форме. Приведенные результаты подтверждаются и ответом на соответствующий закрытый вопрос (мы ранжировали позиции в порядке убывания процентов их выбравших) (рис. 2).

Webinar

Zoom 46%

Рис. 1. Наиболее часто применяемые платформы в РС(Я)

Исходя из анализа можно с уверенностью сказать, что предоставленная проблема требует одновременного решения по нескольким направлениям, но также стоит отметить, наличие единого перспективного направления развития методологических и технологических подходов.

Связи с отсутствием одного конкретного подхода обучения связанного с системой образования,

объединяющегося все виды деятельности в той или иной образовательной среды, каждый ново созданный электронный ресурс или методологическая разработка должна создаваться с учетом этих потребностей при дальнейшем встраивании в такую систему. Наличие единой системы, подходов и методологических разработок позволило бы своевременно и едино подготовить к работе с ними как педагогов, так и обучающихся, связало бы между собой разные дисциплины и виды деятельности: очного, дистанционного и трансграничного обучения [3,4]. В данном случае, переход к дистанционному обучению означал бы продолжение взаимодействия все с той же единой педагогической, информационной и телекоммуникационной системой. Здесь отметим, что отсутствие единых объемлющих информационных систем характерно не только для отечественной, но и для мировой системы образования.

Рис. 2. Трудности при обучении в дистанционном режиме

В основе систематизации и связывании между собой технологическую и методологическую ресурсов необходимо проложить классификацию видов деятельности, характерных для любой образовательной организации, выделив организационную, научно-методическую, учебную, контрольно-измерительную и внеучебную деятельность. Другие виды работ, характерные для школ или вузов, как правило, могут быть включены в эти объемлющие виды. [5,6].

Согласно проекту «Цифровой образовательной среды», запланированного на 2019-2024 год, должен быть создан единый цифровой образовательный проект, единая цифровая модель, типовых информационных решений для ЦОС. В конце 2022 года должна быть обновлена информационное наполнение и функциональные возможности открытых информационных ресурсов, а к 2024 году реализована возможность оценки результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на онлайн-курсах, в том числе с применением биометрических данных. Своевременное выполнение и внедрение в 2019 году обозначенных результатов проекта существенно способствовало бы лучшему налаживанию удаленного обучения в сегодняшних условиях [7].

Таким образом, мы с вами рассмотрели проблему перехода к дистанционному обучению и пути его решения в ближайшем будущем.

Литература

1. Крук Б. И., Струкова Е.Г., Журавлева О.Б.. Избранные главы теории и практики дистанционного обучения // Издательская система Ridero.2017. С. 7.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d69 86b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 28.10.2020)

3. Гриншкун В. В., Реморенко И.М. Фронтиры «Московской электронной школы» // Информатика и образование. 2017. № 7 (286). С. 3-8.,

4. Куклин В. Ж., Токарева Г.С. Вопросы информационного обеспечения российской системы образования // Информационное общество. 2017. № 3. С. 41-47

5. Орынбаева Л.К. Особенности и преимущества использования инфор мационных технологии. для организации совместной внеучебной деятельности школьников // Инфо-Стратегия 2017: Общество. Государство. Образование: сб. мат-лов IX Междунар. науч.-практ. конф. Самара: Книжное издательство, 2017. С. 401-404.

6. Bacsich P. Reviewing the Virtual Campus Phenomenon. The Rise of Large-Scale e-Learning Initiatives Worldwide. EuroPACE ivzw, 2009.

7. Национальный проект «Образование» https:// edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения 28.10.20)

DISTANCE LEARNING AS AN INCENTIVE FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Konstantinova T.I., Konstantinova U.I.

North -Eastern Federal University. M.K. Ammosov; GBPOU YAKST

The article discusses the problem of a sharp transition of educational institutions to distance learning, its advantages and methodological problems that need to be solved. There are a number of advantages of the traditional method of work of teachers with schoolchildren and with students, but we need to think about relying on a sudden situation and problem, and on the way to solve them in subsequent mixed teaching approaches, in order to reduce those shortcomings that have been identified in mass teaching practice. A survey was conducted among teachers of educational organizations and, as practice showed, three main problems were identified in the education system associated with a sharp transition to distance learning. In this situation, the presence of a single promising direction for the development of methodological and technological approaches would make it possible to timely and uniformly prepare both teachers and students to work with them.

Keywords: distance learning, online platform, digital environment. References

1. B. I. Kruk, E.G. Strukova, O.B. Zhuravleva. Selected chapters of the theory and practice of distance learning // Publishing system Ridero. 2017. P. 7.

2. Federal Law "On Education in the Russian Federation" of December 29, 2012 N273FZ.URL: http: //www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d-6986b5301ab79c23f0055ca4/ (date of access: 28.10.2020)

сз о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

3. Grinshkun V. V., Remorenko I.M. Frontiers of the "Moscow electronic school" // Informatics and education. 2017. No. 7 (286). S. 3-8.

4. Kuklin V. Zh., Tokareva GS Issues of information support of the Russian education system // Information society. 2017. No. 3. P. 41-47

5. Orynbaeva LK Features and advantages of using information technology. for the organization of joint extracurricular activities

of schoolchildren // Info-Strategy 2017: Society. State. Education: Sat. materials IX Intern. scientific-practical conf. Samara: Book Publishing House, 2017. S. 401-404.

6. Bacsich P. Reviewing the Virtual Campus Phenomenon. The Rise of Large-Scale e-Learning Initiatives Worldwide. EuroPACE ivzw, 2009.

7. National project "Education" https://edu.gov.ru/national-project/ (date of treatment 10/28/20)

o ci u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.