Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как образовательная практика в современном вузе'

Дистанционное обучение как образовательная практика в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / DISTANCE LEARNING / EDUCATIONAL PRACTICES / CONTENT ANALYSIS / EDUCATIONAL INQUIRIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Игорь Владимирович

Статья посвящена рассмотрению дистанционного обучения в контексте образовательных практик в молодежной среде. Приведены данные контент-анализа официальных сайтов 4-х южнороссийских вузов и результаты анкетного опроса студентов по вопросам дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисов Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance learning as educational practice in contemporary higher education institution

This article focuses on consideration of distance learning in the context of educational practices in young people environment. Data are provided to show the results of the content analysis of the official sites of four South Russian higher education institutions and outcomes of students’ questionnaires concerning distance learning.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как образовательная практика в современном вузе»

УДК 316.774:37

ББК 60.524.224.56

Б 82

И.В. Борисов,

аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного

университета, г. Майкоп, тел.: +79897370001, e-mail: garikl9@yandex.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

( Рецензирована )

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению дистанционного обучения в контексте образовательных практик в молодежной среде. Приведены данные контент-анализа официальных сайтов 4-х южнороссийских вузов и результаты анкетного опроса студентов по вопросам дистанционного обучения.

Ключевые слова: вуз, дистанционное обучение, образовательные практики, контент-анализ, образовательные запросы.

I.V. Borisov,

Post-graduate student of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe

State University, Maikop, ph.: +79897370001, e-mail: garikl9@yandex.ru

DISTANCE LEARNING AS EDUCATIONAL PRACTICE IN CONTEMPORARY HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

Abstract. This article focuses on consideration of distance learning in the context of educational practices in young people environment. Data are provided to show the results of the content analysis of the official sites of four South Russian higher education institutions and outcomes of students' questionnaires concerning distance learning.

Keywords: Higher education institution, distance learning, educational practices, content analysis, educational inquiries.

Одной из образовательных практик можно с уверенностью назвать дистанционное обучение. Характер дистанционного обучения зависит от тех социальных потребностей, которые существуют у современного потребителя образовательных услуг.

Социальные группы, которые нуждаются и готовы получить дистанционное обучение, условно делятся как по потребности в данной образовательной форме, так и по доступу к высшему образованию.

К первой категории можно отнести тех, кто желает получить первое высшее образование, дополнительное высшее образование, второе высшее образование; хочет добиться успеха в новой сфере деятельности; вынужден получать новую специальность в связи с увольнением или сокращением; получил диплом много лет назад, но не работал по специальности; нуждается в повышении квалификации через получение новых знаний о научных, технических и культурных достижениях

в соответствующих отраслях; желает получить образование в отечественном или зарубежном вузе, находящемся далеко от места проживания; постоянно стремится к повышению своего интеллектуального и культурного уровня и т.п. Как отмечает Л.А. Саенко, «...возможность обучаться дистанционно для некоторых является единственной для получения образования» [1].

Ко второй категории можно отнести тех, кто имеет низкие материальные возможности; не может получать образование в традиционной форме обучения в силу специфики профессиональной деятельности; проживает в географически удаленных от учебных заведений регионах страны; проходит службу в армии; находится в декретном отпуске по уходу за детьми или больными родственниками; имеет ограниченные физические возможности. В связи с этим социальным запросом формируются и апробируются модели дистанционного обучения на базе уже существующих учебных заведений. Это могут быть как самостоятельные центры или институты дистанционного обучения, так и факультеты/отделения/ кафедры дистанционного обучения, организующие подготовку по ряду направлений в уже функционирующих государственных или негосударственных вузах.

Существует еще одна модель, связанная с функционированием факультетов или отделений дистанционного обучения (ДО), созданных при институтах повышения квалификации и переподготовки. Современная ситуация предлагает еще одну, инновационную модель, связанную с частными учебными заведениями, предлагающими онлайн-обучение через интернет-ресурсы. В любом случае эти модели развития предполагают интегрирование системы дистанционного обучения в сложившуюся систему высшей школы. Система дистанционного обучения по мере развития

и укрепления постепенно сближается с классическими традиционными образовательными формами, происходит полезный взаимообмен технологиями, что идет только на пользу при подготовке кадров. Дистанционное обучение, таким образом, может реализовываться как в рамках основного высшего образования, так и в системе дополнительного высшего образования, профессионального обучения и до-су гового образования.

Целесообразно рассмотрение дистанционного обучения в контексте непрерывного образования, которое повышает мобильность и гибкость трудовых ресурсов, что продуктивно влияет на состояние рынка труда и снижает риски возникновения безработицы в связи с потерей востребованности определенных специальностей и профессий. В то же время, по мнению В.Н. Андреева, ключевой целью непрерывного образования является диверсификация образовательных услуг, направленных на углубление полученных в средней или высшей школе знаний и профессиональных навыков [2].

В течение 2015 г. методом контент-анализа отслеживались сайты 4-х вузов Юга России, в которых реализуются программы дистанционного обучения: Адыгейского государственного университета (АГУ), Калмыцкого государственного университета (КалмГУ), Кубанского государственного университета (КубГУ) и Майкопского государственного технологического университета (МГТУ).

Количественными характеристиками контент-анализа явились: количество страниц на сайтах вузов, содержащих словосочетания «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «программы дистанционного обучения»; количество запросов в поисковых системах, содержащих эти словосочетания и название вузов (краткое или полное). Качественными

характеристиками выступили следующие параметры: опыт работы вузов в сфере дистанционного обучения студентов, используемые модели, технологии и программные комплексы ДО, основные направления программ ДО, стоимость ДО, наличие специального структурного подразделения, занимающегося дополнительным образованием.

Выбор контент-анализа в качестве инструментария социологического исследования обусловлен следующими факторами:

- использование метода контент-анализа дает возможность получить формализованные и систематизированные результаты из официальных источников (к которым, в первую очередь, относятся веб-сайты вузов);

- контент-анализ предполагает сбор не только качественных, но и количественных данных о рассматриваемом предмете, что повышает точность получаемых результатов исследования;

- метод контент-анализа позволяет определить текущий уровень внедрения технологий дистанционного обучения студентов в отечественной высшей школе, а также выявить заинтересованность вузов в использовании и развитии технологий дистанционного обучения.

Количественные характеристики, по которым проводился контент-анализ веб-сайтов вузов, позволили показать их заинтересованность в применении и развитии технологий дистанционного обучения студентов. Достоверность исследования дистанционного обучения данным методом контент-анализа с анализом поисковых запросов пользователей сети Интернет можно подтвердить следующими факторами:

- согласно данным Фонда «Общественное мнение», количество совершеннолетних интернет-пользователей в России составляет 66,1 млн человек (более 50% всего совершеннолетнего населения страны), а более 52,2 млн россиян

пользуются Интернетом ежедневно [3]. Следовательно, значительное количество людей в России используют глобальную сеть в качестве коммуникационного и информативного средства, то есть данная электронная среда может с достоверностью быть применена в социологическом исследовании;

- согласно данным компании «Яндекс», в России насчитывается 66,5 миллиона человек старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходят в Интернет — это более 57% всего совершеннолетнего населения страны. Четыре пятых из них, более 53 миллионов человек, пользуются Интернетом ежедневно [4]. Степень проникновения Интернета в различных регионах России также увеличивается ежегодно (этот показатель выглядит как отношение числа месячной аудитории пользователей сети к общему количеству жителей в регионе). Более трети новых пользователей Интернета - это жители сельской местности. В 2013 году их стало на 18% больше, чем в предыдущем году, а это примерно 2 млн человек. Это самый высокий показатель роста среди всех типов населенных пунктов, как в абсолютных, так и в относительных цифрах [4]. Эти данные также дают объективную картину о достаточном внедрении «всемирной паутины» в Россию, что, в свою очередь, потенциально увеличивает число студентов, которые пожелают получить дистанционное образование.

Проанализировав интернет-сайты четырех вузов - АГУ, Калм-ГУ, КубГУ и МГТУ, мы увидели следующую картину. По количественным характеристикам можно выделить КубГУ, на базе которого функционирует Институт переподготовки и повышения квалификации [5]: 20 дистанционных программ профподготовки и 4 дистанционные программы повышения квалификации. Применение дистанционных интернет-технологий

достаточно востребовано, о чем свидетельствует частота обращений в Каталог дистанционных программ КубГУ. В среднем она составляет 13000 в течение 24 часов.

При анализе официального сайта АГУ можно сказать, что интерес к дистанционным программам обучения в вузе также высок, поскольку частота запросов по поиску «дистанционное обучение» может быть обозначена, как прирост +12 в течение 7 дней. Что касается страниц сайта вуза, то особенно следует выделить наличие двух: «Система ДО Адыгейского государственного университета» и «Республиканская естественно-математическая школа при АГУ» [6]. Последняя посещаема достаточно регулярно, поскольку на этой странице предлагается много дистанционных обучающих практик: 11610 просмотров за месяц и 97 просмотров за день в среднем. Что касается системы дистанционного обучения АГУ, то там содержится информация о возможностях ДО, организованного на платформе МоосИе, которая используется преподавателями и студентами университета в течение нескольких лет. Посещаемость страницы составляет более 15 тысяч просмотров за год и 530 просмотров в день, в среднем. Специального структурного подразделения в университете нет, вопросами ДО занимается учебно-методическое управление университета.

В структуре Калмыцкого государственного университета также создана система дистанционного обучения, предлагающая 8 дистанционных программ для студентов-заочников. Посещаемость сайта КалмГУ СДО [7]: около 14 000 просмотров за год и около 500 просмотров за день, в среднем.

На сайте Майкопского государственного технологического университета отдельная информация о дистанционном обучении отсутствует. Единица «дистанционное обучение» встречается в контексте

общей справки о вузе и в анонсах о проведении конференций. Также нет ссылки на специальное структурное подразделение вуза, которое должно заниматься этой сферой образования.

С целью определить образовательные запросы молодежи в сфере дистанционного обучения мы провели анкетный опрос в городах Майкоп и Элиста в 2015-2016 гг. Всего было опрошено 790 студентов и 34 преподавателя. Вопросы касались разных аспектов дистанционного образования и дистанционного обучения.

Выяснилось, что студенты используют, в основном, поисковую систему Google (67%), на второй позиции - Yandex (29%).

Важно было выяснить, какие социальные сети чаще всего использует молодежь, поскольку именно через этот ресурс можно осуществлять информационную поддержку дистанционного обучения в вузе. Самой популярной оказалась социальная сеть ВКонтакте (90,2%).

На вопрос: «Как Вы относитесь к внедрению технологий дистанционного образования?», больше половины высказались за поддержку (57,84%), нейтральную позицию продемонстрировали 25,49%, 8,82% респондентов не поддержали ДО и 7,84% не определились с ответом.

Показательны результаты, полученные при ответе на вопрос: «На какой специальности Вы предпочли бы учиться дистанционно?». Анализ данных демонстрирует интерес к управлению (37,25%), экономическим специальностям (22,55%), при этом дистанционно обучаться информационным технологиям согласны лишь 9,8%.

Более половины опрошенных респондентов считают дистанционное обучение средством, повышающим уровень эффективности учебной деятельности (57,84%), и средством получения реальных знаний (60,78%). При этом большое число респондентов, затруднившихся ответить

на эти вопросы (29,41% и 23,53%, соответственно), подтверждает мнение преподавателей о недостаточной информированности молодежи о возможностях дистанционного обучения и о дистанционном образовании в целом.

Это подтверждают и 43,14% респондентов, отрицательно ответивших на вопрос о знакомстве с учебными заведениями, предлагающими дистанционное образование.

Несмотря на это, опрос среди преподавателей и студентов вузов дает возможность увидеть следующее:

- во-первых, существует достаточно высокая осведомленность молодежи о программах дистанционного обучения в российских вузах;

- во-вторых, наряду с осведомленностью, присутствует и достаточно высокая востребованность

программ дистанционного обучения на уровне высшего образования;

- в-третьих, основные программы дистанционного обучения связаны с социально-гуманитарным профилем, при этом математические, физические и технические программы ДО практически не предлагаются вузами, хотя запрос на такие программы существует;

- в-четвертых, дистанционное образование реализуется в основном на уровне подготовки бакалавров, тогда как получить дистанционное образование на уровне подготовки магистров можно только в одном вузе из анализируемых;

- в-пятых, не всегда успешно реализуется коммуникация между обучающимися и преподавателями, между обучающими и тьюторами, что говорит об отсутствии современных образовательных программных платформ.

Примечания:

1. Саенко JI.A. Профессиональная социализация студентов средствами дистанционного обучения: проблемы, задачи, перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 109.

2. Андреев В.Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона // Псковский регионо-логический журнал. 2013. № 15. С. 167-171; С. 168.

3. Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2013 // Фонд «Общественное мнение». URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/11067.

4. Развитие Интернета в регионах России. URL: https://yandex.ru/company/ researches/2014/ya_internet_regions_2014 (дата обращения: 03.06.2016).

5. Каталог дистанционных программ. URL: http://bakalavr-magistr.ru/ distant/school/61.

6. Центр дистанционного обучения РЕМШ. URL: http://de.adygmath.ru/.

7. ЛОТОС. Личностно-ориентированная тестирующая обучающая система. URL: http://dis-obr.kalmsu.ru/.

References:

1. Saenko L.A. Professional socialization of students by means of distance learning: problems, tasks, prospects // The world of science, culture and education. No. 3 (52). 2015. P. 109.

2. Andreev V.N. System of continuous education as a key component of ensuring innovative development of the region // Pskov Regionological Journal. No. 15, 2013. P. 167-171. P. 168.

3. The Internet in Russia: the dynamics of penetration. Summer 2013 [Electronic resource] // Public opinion fund. Access mode: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/11067.

4. Development of the Internet in the regions of Russia /https://yandex.ru/ company/researches/2014/ya_internet_regions_2014 (date of access 03.06.2016).

5. Catalogue of remote programs /http://bakalavr-magistr.ru/distant/ school/61.

6. Center for Distance Learning of REMSh / http://ttp.adygmath.ru/.

7. LOTUS. Personal-oriented testing training system /http://dis-obr.kalmsu.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.