УДК 332.1
А.В. Таранов
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Данааналитическая характеристика дистанционного обучениякак инновационного фактора развития образования и региональной экономики. Рассмотрены последовательность организациии технологиивнедрения системы дистанционного обучения в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: инновации, образование, дистанционное обучение, эффективность, региональная экономика.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Брянской области и Посланием Президента Российской Федерации Государственной думе, для развития Брянского региона по типу активной стратегии (лидерская созидательная модель, интересы региона выходят за пределы административных границ, происходит транслирование своих смыслов во внешнюю среду и проектирование будущего мира) используются три основных пути: совершенствование человеческого капитала, развитие информационного общества и повышение качества функционирования туристической отрасликак информационно насыщенного направления.Согласно неоклассической и другим теориям, региональные производители на совершенном рынке конкуренции могут иметь перспективы только при наличии существенных преимуществ (например, в связи с коротким транспортным плечом при экспорте сырьевых ресурсов, как у приграничного Брянского региона). В сфере услуг (в частности, в сфере образования) за счет цены услуг можно конкурировать с мегаполисами.
Главный ресурс Брянского региона - не природное богатство, а люди, способные к творческой деятельности и генерации новых идей. Поэтому необходимо поддерживать творческие и предпринимательские способности народа, создавать такие условия для личности, чтобы можно было жить, работать (зарабатывать) и творить. Именно развитие человеческого капитала является базой для поиска ответа на сложившиеся вызовы и целью гуманитарного проектирования развития региона [1].Человеческий капитал является основой эволюционного развития местного сообщества, включает в себя социальное воспроизводство населения, в том числе следующие виды воспроизводства: демографическое (новых поколений), квалификации и компетенции, духовно-культурное, социальных институтов, в первую очередь образования [6].Основным критерием развития человеческого капитала является уровень и качество образования. Новые формы инновационной экономики региона прочно закрепляют позиции в сфере высшего образования. Дистанционное обучение (ДО) - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии, без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся [4].
Организация учебного процесса с использованием дистанционных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами и законами:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции федеральных законов от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, от 10 января
2003 г. № 11-ФЗ, от 6 мая 2003 г. Учтено постановление Конституционного суда РФ от 24 октября 2000 г. № 13-П.
2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образова-нии».Принят Государственной думой 19 июля 1996 г., одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 г.
3. Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий от 04.04.05 (приложение к приказу Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 63).Утвержден приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 63.
4. Приказ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) [8].
При внедрении дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс требуется разработкачеткой нормативно-правовой модели образовательного учреждения (ОУ) в части создания, внедрения и обучения с помощью ДОТ. В существующей нормативной базе определены только основные направления использования дистанционных технологий, которые постоянно корректируются и видоизменяются. В частности, последним документом,регулирующим внедрение ДОТ в образовательный процесс, является Приказ Минобрнауки №63 «О разработке и использовании дистанционных технологий», который отменяет предыдущий документ и устанавливает новые правила. Согласно п.3 данного документа,«образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами». Однако при этом у ОУ остается масса нерешенных вопросов, связанных с внедрением ДОТ. Вот лишь основные: учет учебной работы преподавателя по созданию курсов дистанционного обучения (КДО), соотношение норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию КДО;учет работы специалистов по информационным технологиям по созданию КДО;учет вопросов авторского права на создаваемые продукты и оплаты авторского права; учет рабочего времени дистанционного часа работы преподавателя-тьютора и соотношение с академическим часом;учет оплаты инновационного труда преподавателя; методика учета посещаемости дистанционных занятий [2].
Эти вопросы могут быть разрешены в настоящий момент только в рамках локальных нормативных актов внутри ОУ. Пути решения индивидуальны для ОУ, как и форма документа (положение, приказ, распоряжение, договор и пр.).В любом случае должны быть урегулированы юридические отношения между всеми участниками процесса внедрения ДОТ.
Преимущества дистанционного обучения перед классическим [3]:
-более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, их материальному положению, здоровью, месту жительства и т.д. и, соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
- разделение всего образовательного процесса на отдельные этапы (модули), завершенность образования на каждом этапе с выдачей соответствующего документа, что обеспечивает возможность непрерывного профессионального роста обучающегося;
- повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, специализированных учеб-
но-методических пособий с обязательными тестовыми вопросами, заданиями для самоконтроля и т.д.;
- использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними;
- концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней,что повышает эффективность усвоения материала;
- оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, так как содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
- доступность для обучающихсяперекрестной информации, поскольку появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
- возможность обращения ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.);
- общение через сеть Интернет и посредством электронной почты друг с другом и с преподавателями;
- приобретение профессиональных знаний и умений по высокому образовательному стандарту без изменения места жительства;
- возможность получать образование без отрыва от профессиональной деятельности - зарабатывать деньги, заниматься делом и одновременно получать знания и умения для более высокой профессиональной ступени;
- возможность пройти обучение и аттестацию быстро, в сжатые сроки, или наоборот, отсрочить аттестацию, т.е. лучше, разумнее планировать свое время;
- возможность одновременно заниматься по нескольким специальностям в разных учебных заведениях;
- равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;
- повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
- уникальность обучения для удалённых от вуза городов и сельских местностей, где другие возможности обучения практически отсутствуют;
- экономичность получения знаний;
- экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг;
- дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя (тьютора), который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями [5];
- ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих);
- престижное брянское образование в лучших университетах региона, обучение у лучших преподавателей;
- студент приобретает глубокие знания благодаря качеству образовательной среды (крупнейший научный центр Брянского региона);
- государственный диплом авторитетного в России брянского вуза;
- объективность оценки знаний (электронный контроль знаний системы дистанционного обучения (СДО) гарантирует непредвзятость и независимость оценок);
- повышение мотивации к саморазвитию;
- получение знаний и навыков их применения на рабочем месте;
- оптимизация затрат студента, экономия времени и средств (до 30 %) на проживание и передвижение;
- экономичность образования (на 30 % дешевле классического образования за счет репликации (тиражирования) курсов);
- инновационные педагогические технологии;
- работа с технологиями e-learning и повышение информационной культуры;
- система электронного обучения, использующая Интернет и мультимедиа;
- самостоятельная работа с электронными материалами;
- получение консультаций тьютора в режимахоп-line и off-line;
- участие в виртуальном сообществе пользователей университета;
- круглосуточная доставка электронных учебников;
- работа студентов с учебными веб-ресурсами;
- возможность получения знаний вне зависимости от расстояния, времени и места проживания;
- трансляция face-to-face (лицом к лицу);
- электронная корреспонденция;
- удобно для тех, кто много работает и/или путешествует;
- отсутствие привязки к жесткому графику и конкретному месту;
- возможность самостоятельно подбирать интенсивность обучения;
- возможность приостановки и продолжения обучения по желанию студента;
- возможность стать специалистом в режиме on-line;
- времени на осмысление материала остается больше;
- экономия временных ресурсов.
Недостатки дистанционного образования:
- нивелируется роль педагога, учителя как нравственного наставника;
- отсутствие прямого (очного) общения между обучающимся и преподавателем, отсутствие эмоциональной окраски;
- необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;
- необходимость постоянного доступа к источникам информации (нужна хорошая техническая оснащенность, техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения);
- высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей;
- проблема аутентификации пользователя при проверке знаний.
Последовательность организации ДО.После зачисления на каждого студента в университете формируется электронное личное дело (досье), которое размещается в единой информационной системе университета независимо от того, в каком филиале будет обучаться студент. Все сведения о студенте будут автоматически поступать в его электронное личное дело, в котором в любой момент времени можно получить информацию по студенту и учебному менеджеру (когда и какие проведены занятия, какие оценки получены за каждое занятие, какие выполнены письменные работы). Интеллектуальная информационная система «Деканат», проанализировав успеваемость каждого студента, подготовит беспристрастное решение о допуске студента к экзаменам, переводе с курса на курс, выходе на итоговую аттестацию. Каждый студент при зачислении получает карту-пропуск, которая является личным идентификатором студента при проходе в центр доступа к образовательным ресурсам университета и при тестировании. Она содержит ФИО и пароль студента.
Обучение начинается с того, что каждый студент ориентируется на утвержденный учебный план из обязательных дисциплин и дисциплин, предлагаемых ему на выбор. На
базе этого учебного плана составляется учебное расписание. Занятия студентов проходят в универсальных учебных аудиториях, видеоконференц-зале и на личных компьютерах. Для этого на личный компьютер студента устанавливается специальное программное обеспечение и закачивается необходимый комплект учебных и методических материалов. Обучаться на личном компьютере очень удобно. Можно захватить компьютер в командировку, на отдых, можно заниматься дома без ограничения времени. Но аттестационные и коллективные занятия студент обязан проходить только в вузе или его филиале, в центре доступа, под контролем преподавателя или учебного менеджера.
Для самостоятельной подготовки к занятиям и аттестациям, для подготовки письменных работ студент использует учебники, дополнительную учебную и научную литературу из электронной библиотеки (ЭБ) университета. Работать в ЭБ во внеурочное время студент может на любом свободном компьютере. Также возможно получение информационно-библиотечных ресурсов на личный электронный носитель (съемное запоминающее устройство, мобильный телефон, компакт-диск и др.).В основе самостоятельной подготовки к занятиям и контрольным процедурам - изучение электронных рабочих учебников. Рабочие учебники разрабатывают преподаватели (тьюторы) для каждого раздела (модуля) дисциплины. Студенты, которые предпочитают работать с бумажными учебниками, могут сделать непосредственно в учебном заведении индивидуальный заказ на изготовление печатных рабочих учебников и методических материалов. Печатные издания можно заказывать каждый семестр. Затем они остаются в собственности студента.
Виды занятий в университете. В течение семестра студенты изучают определенный набор дисциплин, который установлен учебным планом для каждого направления подготовки. Для эффективного изучения учебный материал дисциплины разбивается на модули. Модуль дисциплины включает изучение теоретического материала, практическое закрепление и контроль усвоения изученного материала. Модуль соответствует «кре диту», принятому за единицу объема учебной работы в Европейском союзе, и выпускники получают документ, принимаемый в Европе, США и др. странах (Болонская система). Завершается изучение дисциплины промежуточной аттестацией - зачетом или экзаменом. Изучение всего набора дисциплин завершается итоговой аттестацией в виде государственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.
Для проведения инфокоммуникационных занятий в университете разрабатывается ежегодно огромное количество электронных учебных продуктов. Чтобы знания не успевали устареть, чтобы студенты своевременно получали самую современную информацию, университет имеет возможность создать целую индустрию и использовать поточный метод разработки учебных продуктов. В ней участвуют авторы учебных материалов: ведущие преподаватели и специалисты, программисты, разрабатывающие программную оболочку для учебного материала, компьютерные дизайнеры, обеспечивающие красочный дизайн учебного продукта, психологи, определяющие, как лучше и доступнее донести до студента знания, редакторы, корректоры и др.
Слайд-лекции - лекции в цифровом формате.Учебный материал представлен в виде графических и текстовых слайдов, показ которых сопровождается пояснениями преподавателя-автора лекции. При просмотре слайд-лекций через каждые 5-7 минут автоматически включается проверочный тест, состоящий, как правило, из одного-двух вопросов по содержанию просмотренного отрезка лекции. Если на вопрос теста студент ответил неправильно, демонстрация лекции останавливается, и студент должен вернуться к началу просмотра. По окончании лекции студенту предлагается пройти тест из 5 вопросов по всему содержанию лекции.
Видеофильмы - импрессинговые лекции (учебные фильмы) в яркой форме, предусматривающей также эстетическое и эмоциональное воздействие, создающие у студентов общее представление об изучаемых дисциплинах.
Мониторинг работы с текстами. С рабочим учебником по каждому модулю дисциплины студент должен работать самостоятельно. А вот насколько успешно он освоил материал учебника, университет проверяет с помощью занятия «Мониторинг работы с текстами». Мониторинг работы с текстами проводится с использованием обучающих компьютерных программ «Глоссарный тренинг» и «Логическая схема».
Индивидуальные компьютерные тренинги - это компьютерные практические занятия, которые дают студенту практические навыки и обеспечивают закрепление теоретических знаний по изученному материалу. Индивидуальные компьютерные тренинги проходят с использованием различных роботов в виде компьютерных обучающих программ.
Коллективные тренинги проводятся по сценариям «Вопросы-ответы», «Дискуссия», «Круглый стол», «Ролевая игра», «Деловая игра». Коллективные тренинги проходят непосредственно в вузе или филиале под руководством преподавателя либо с помощью телекоммуникаций, когда преподаватель и студент находятся в разных городах, но могут слышать, видеть друг друга, участвовать в дискуссии в режиме реального времени через Интернет.
Телеэссе - это новый вид учебных занятий, который реализуется в университете. Непосредственно на учебном компьютерном месте при помощи видеокамеры студент записывает на цифровой носитель устный реферат на заданную тему. Телеэссе помогает студенту научиться четко излагать материал, приобрести навык публичного выступления, развивать коммуникативные компетенции.
Работа с информационной базой знаний в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке - это индивидуальная работа студента с электронной версией учебных и методических материалов. Если студенту понадобится учебник, которого нет в библиотеке, он быстро получит его в электронном виде, заказав его через каталог вуза. Кроме собственных учебников библиотека имеет доступ в виртуальные читальные залы в других библиотеках. В библиотеке можно пользоваться услугами автоматического онлайн-переводчика, который позволяет переводить тексты с английского, французского и немецкого языков.
Слайд-тьюторинги - специальные слайд-лекции, составленные специалистами по часто задаваемым вопросам студентов, - выполняют роль электронных консультантов и помогают готовиться к экзамену, выполнению курсовой работы или другим видам аттестации.
Система индивидуальных асинхронных консультаций «Электронная помощь» обеспечивает студенту возможность в любое время обратиться к преподавателю через средства телекоммуникаций. Ответ студент получает на специальном сайте (в разделе сайта) университета в течение 3-4 дней. Вопросы студентов и ответы на них аккумулированы в единую базу в информационной системе, а также в фондах библиотеки и доступны для всех студентов.
По результатам модульного и предэкзаменационного тестированиястудент в конце семестра допускается к экзаменационной сессии. Все экзамены и зачеты в университете проводятся в электронном виде на компьютерах. Успешное завершение экзаменационной сессии - гарантия перевода студента на следующий курс.
Письменные работы- это один из видов профессионального развития и контроля знаний студента. Письменно выполняются творческие, курсовые и дипломные работы. Чтобы объективно проверить способность студента к самостоятельному мышлению и его профессионализм в изложении темы, все письменные работы студента проверяет автома-
тизированная система контроля оригинальности и профессионализма (КОП) или система «Антиплагиат».
Итоговая аттестация студентов - государственные экзамены и публичная защита выпускной квалификационной работы - проводится непосредственно в базовом вузе в городе Брянске или в одном из региональных филиалов БГТУ, что резко уменьшает необходимость в разъездах выпускников.
Веб-конференции - технология и инструментарий для организации онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб-конференции позволяют проводить онлайн-презентации, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своём рабочем месте за компьютером.
Вебинары - разновидность веб-конференций, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера.
Необходимые ресурсыи технологии для организации системы дистанционного обучения:
1. Ресурсы: электронное личное дело студента (досье); центр доступа к образовательным ресурсам (компьютерная аудитория с подключением к электронной библиотеке); комплект учебных и методических материалов по каждой дисциплине; электронная библиотека университета; библиотека слайд-лекций по дисциплинам; библиотека видеофильмов по дисциплинам; библиотека мониторингов работы с текстами по дисциплинам (в составе - компьютерные программы «Глоссарный тренинг» и «Логическая схема»); библиотека индивидуальных компьютерных тренингов;технологии телекоммуникаций (например^куре); библиотека слайд-тьюторингов по дисциплинам; постепенно создаваемая база «Электронная помощь»; программа модульного и предэкзаменационного тестирования; учебный план в электронном виде; индивидуальное учебное расписание в электронном виде; несколько страниц на сайте университета, посвященных дистанционному образованию.
2. Технологии:Microsoft Learning Gateway, IBM (Lotus Workplace Collaborative Learning), Adobe Acrobat Connect, «Прометей 4.2» (http://www.prometeus.ru), «1С: Электронное обучение. Корпоративный университет».
Сервисы по созданию систем дистанционного обучения учебных заведений включают разработку концепции и создание инфраструктуры обучения, разработку учебных программ и систем тестирования, а также оценку эффективности обучения. Аренда портала обучения дает возможность оперативного создания портального учебного решения при относительно небольших инвестициях. Использование для обучения веб-ресурсов университета позволяет гибко управлять бюджетом на обучение и не требует дополнительных инвестиций на развертывание системы дистанционного обучения. Система работает в режиме «24х7» и позволяет получать доступ к информации независимо от географического местоположения и часовых поясов.
Необходимые материалы по дисциплине для размещения в СДО: рабочая программа по дисциплине; темы и методические материалы для выполнения контрольных работ; темы иметодические материалы для выполнения курсовых работ; электронный вариант лекций; вопросы для сдачи зачета (экзамена); тесты по темам дисциплины (минимум 10 на тему); учебные пособия в электронном виде; список литературы (основной и дополнительной). Типы вопросов к тестам приведены в табл. 1.
Таблица 1
Типы вопросов к тестам в СДО_
Тип вопроса Описание
Один из многих Слушателю предлагается выбрать один вариант ответа из предложенных
Многие из многих Слушатель может выбрать несколько вариантов ответа из предложенных
Поле ввода Слушателю предлагается поле ввода, в котором следует набрать ответ
Соответствие Слушателю предлагается установить соответствие между парами значений
Упорядочение Слушателю предлагается упорядочить элементы последовательности
Да - нет Слушателю предлагается дать положительный или отрицательный ответ
Область на рисунке Слушатель должен выбрать в качестве ответа область на предложенном рисунке
Развернутый ответ Слушателю предлагается дать развернутый ответ в письменном виде. В этом случае участие тьютора при оценке обязательно
Несколько пропущенных слов Слушателю предлагается заполнить пропуски
Несколько полей ввода Слушателю предлагается набрать несколько полей значений
Сравнительная характеристика систем дистанционного обучения в табл. 2.
приведена Таблица 2
Характеристика «1С:Элект-ронное обучение» [7] «Прометей» Adobe-Connect
Учет персонала организации для целей обучения + + +
Управление пользователями + + +
Разработка учебных материалов: теория, тест, глоссарий (оценка по 5-балльной шкале) 5 4 3
Организация и проведение обучения + + +
Контроль знаний и анализ результатов обучения (оценка по 5-балльной шкале) 5 3 3
Интеграция с другими программами («Бухгалтерия», «Зарплата и кадры» и т.д.), на которых работает университет + - -
Возможность организации сеансов доступа, разнесенных по времени (позволяет с одной лицензией работать многим пользователям) + + +
Наличие развитой отчетности + + -
Формирование структуры организации по юридическим лицам и/или центрам ответственности + - -
Разграничение прав для работы в СДО (студент, преподаватель, менеджер обучения, методист, администратор) с распределением обязанностей + - +
Интуитивность, понятность и удобство интерфейса (по 5-балльной системе) 5 3 4
Страна-разработчик (родной язык производителя) Русский Русский Английский
Возможность настройки и доработки программы, отчетности и пр. (по 5-балльной шкале) 5 (встроенный язык) 3 3
Уровень сервисной поддержки (по 5-балльной шкале) 5(наличие 25 франчай-зи в Брянске) 3 (только Москва) 2
Использование разнообразных типов файлов и связанных наборов файлов (подборок): текстовых, графических, аудио- и видео-, ссылок, объектов ActiveX и пр. + - -
Окончание табл. 2
Характеристика «1С:Элект-ронное обучение» [7] «Прометей» Adobe-Connect
Возможность работы с несколькими версиями одного и того же электронного учебного материала + - +
Возможность разработки сценариев мероприятия + - -
Разработка тестов (по 5-балльной шкале) 5 3 3
Наличие системы оценки тестов + + +
Качество оценки результатов обучения (оценки, баллы, %) 5 4 4
Возможность абгрейда с другими модулями, такими как «1С: Электронное обучение. Конструктор курсов» (11000 руб.) и «1С: Электронное обучение. Экзаменатор» (10800 руб.) + - -
Цена, руб. 81000 99000 400000
Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы более доступными по сравнению с традиционным очным образованием. Тем не менее приходится констатировать низкое качество дистанционного обучения, что закономерно в контексте существующих приоритетов (минимизация расходов). Широкое распространение дистанционное обучение в России получит тогда, когда появятся соответствующие технические возможности и хорошие каналы телекоммуникаций.
Дальнейшее развитие систем дистанционного обучения предполагает обеспечение максимальной интерактивности, так как обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволит компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.
Дистанционное обучение позволяет реализовать два основных принципа современного образования - «образование для всех» и «образование через всю жизнь».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Толстогузов, О.В. Стратегия периферийного региона в условиях ограничения информации / О.В. Толсто-гузов. - Петрозаводск: Карел. науч. центр РАН, 2010. - 488 с.
2. Сайт «Образование». - Режим доступа:http://www.obrazovame-ufa.m.
3. Таранов, А.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / А.В. Таранов // Экономическая психология управления человеческими ресурсами: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. / под ред. Д.В. Ерохина. - Брянск: БГТУ, 2011. -С. 137.
4. Таранов, А.В. Информационная философия и общество /А.В. Таранов // Философия в контексте современных социальных практик: материалы Науч.филос. чтений / Брян. обл. науч. унив. б-ка им. Ф.И. Тютчева; Брян. отд-ние Рос.филос. о-ва. - Брянск, 2012. - С. 112.
5. Таранов, А.В. Проблемы инновационной модернизации региональной экономики /А.В. Таранов // Материалы II Международной конференции «Молодежное инновационное предпринимательство». - М.: То-риус 77, 2013. - С. 128.
6. Таранов, А.В. Управление знаниями на современном промышленном предприятии /А.В. Таранов // Материалы Международной инновационной конференции «Инновации - 2013». - Брянск:Брян. ин-т упр. и бизнеса, 2013. - С. 28.
7. Сайт 1С. - Режим доступа:www.1C.ru.
Материал поступил в редколлегию 15.04.14.