УДК 681.3:378
A.Н. Абакумов, Anatoliy N. Abakumov,
B.Н. Лукьянчиков, Vladimir N. Lukianchikov email: vladimirtms@mail.ru, А.А. Татевосян, Andrey A. Tatevosyan email: karo1@mail.ru
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
APPLICATION ELEARNING TECHNOLOGIES FOR STUDENTS OF CORRESPONDENCE COURSES
В статье рассмотрен подход к реализации системы дистанционного обучения для студентов заочной формы обучения в Омском государственном техническом университете на базе Института заочного обучения.
The article describes the approach to the implementation of distance learning system for students of correspondence courses in Omsk State Technical University at the Institute of Distance Learning.
Ключевые слова: дистанционное обучение, преподаватель, тьютор, слушатель
Keywords: distance learning, teacher, tutor, listener
Общая тенденция развития современных коммуникационных технологий, а также относительно невысокая стоимость реализующего сетевого программно-аппаратного комплекса, делает возможным использование специализированного программного обеспечения в учебном процессе в рамках направления связанного с дистанционным обучением (ДО). Данное направление в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к организации учебного процесса в ВУЗе, причем целесообразность применения ДО обусловливается возможностью непрерывного взаимодействия студента и преподавателя посредством сетевых информационных технологий. Особенно эффективно применение дистанционных образовательных технологий для студентов заочной формы обучения, так как позволяет организовать обучение без отрыва от основной деятельности слушателей. При том, что общий подход к решению задачи организации дистанционного обучения известен, реализация его на практике во многих ВУЗах страны различна, поэтому вопрос использования дистанционных образовательных технологий является открытым и в свете наметившейся тенденции в информатизации различных сфер деятельности человека требует своего дальнейшего рассмотрения.
В статье рассмотрен опыт внедрения системы заочного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в Омском государственном техническом университете (Ом-ГТУ) на базе института заочного обучения. В ходе становления системы дистанционного обучения в ОмГТУ можно выделить три этапа: первый этап (2007-2008 годы) - мониторинг опыта применения ДОТ в целях выявления оптимальных подходов и методов их применения в ОмГТУ, разработка основных требований к учебно-методическим комплексам и преподавательскому составу (специалистам по учебно-методической работе, тьюторам) в системе ДО, запуск пилотного проекта ДО в Ом-ГТУ, формирование структуры системы дистанционного образования в ОмГТУ, старт образовательной деятельности с применением ДОТ в ОмГТУ; второй этап (2008-2013 годы) - непрерывный мониторинг форума дистанционного обучения, организация занятий с преподавателями и студентами по работе с ДОТ в ОмГТУ, развитие и совершенствование системы дистанционного обучения; третий этап (2013 год и далее): внедрение On-line режимов обучения в соответствии с учебным планом -проведение лекции, практические занятия, семинары, консультации и аттестация в режиме реального
времени. Таким образом, для обеспечения работы системы дистанционного обучения можно выделить две подсистемы: Offline - формирование библиотеки учебно-методических материалов и ее доступ из сети Интернет, а также организация электронных ресурсов для различных видов занятий в сети, например, тестирование, обмен файлами и форум; Online - взаимодействие студентов и преподавателей в реальном времени посредством сетевых информационных технологий. Организационное обеспечение указанных подсистем в Институте заочного обучения (ИЗО) ОмГТУ выполняет отдел по дистанционному обучению включающий в свой состав два сектора: сектор комплектования и диспетчерский сектор (рис. 1).
Рис. 1. Применение дистанционных образовательных технологий в ИЗО
С целью обеспечения доступа студентам к учебно-методическим материалам через Интернет сектор комплектования размещает учебно-методические материалы на сервере ОмГТУ. Основным видом деятельности сектора комплектования является выдача студентам учебно-методических кейсов по дисциплинам на текущий семестр. Для выполнения своей функции сектор комплектования формирует учебно-методическую библиотеку, ведет постоянную работу с преподавателями с целью повышения качества учебных кейсов.
В ОмГТУ сетевые образовательные технологии реализуются через систему дистанционного обучения «Прометей», мониторинг которой выполняется специалистами диспетчерского сектора, а также через систему «ОпЬте-Университет», разработанную центром телекоммуникаций и вычислительной техники. Диспетчерский сектор выполняет координацию студентов и преподавателей в СДО «Прометей»: осуществляет выдачу студентам учетной записи для работы в СДО «Прометей», формирует списки групп для зачисления в СДО «Прометей» на определенные курсы в соответствии с учебным планом; формирует список дисциплин и преподавателей для организации учебного процесса в СДО «Прометей»; осуществляет мониторинг форума СДО «Прометей» и своевременное реагирование на запросы студентов и преподавателей.
Техническая реализация подсистемы Оп-Ьте в ОмГТУ осуществляется на основе программного обеспечения «Оп-Ьте Университет», причем доступ к программе студенты и преподаватели могут получить с любого компьютера подключенного к сети Интернет. В настоящее время можно выделить два подхода к аппаратной реализации подсистемы Оп-Ьте: применение цифровых планшетов и применение документ камер или web-камер.
Применение планшетов. Студент выполняет задания преподавателей, загружает документ в планшет (либо сразу делает в электронном виде, либо сканирует бумажный вариант), далее студент и преподаватель вместе работают над заданием студента.
Преимущества данного подхода:
- современные условия работы, которые ожидает студент при дистанционном изучении материала;
- широкое распространение планшетов обусловлено их многообразием;
- видеокамера и микрофон в планшете позволяет одновременно, и видеть студента и работать с его заданием;
- мобильные свойства планшета позволяют его использовать везде, где есть возможность подключения к сети «Интернет».
Недостатками применения планшетов являются:
- необходимость поиска дополнительного программного обеспечения или доработки системы «Оп-Ьте Университет» с целью расширения графических возможностей (пока доступны только простейшие операции - подчеркнуть, нарисовать геометрическую фигуру, подчеркнуть; однако очень сложно написать текст, нет возможности прокрутки текста и в условиях небольшого экрана планшета нет возможности сохранять предыдущие записи);
- отсутствие возможности одновременного редактирования работы студента, обязательное требование по переключению режима управления виртуальной аудиторией (сначала вносит правки преподаватель, потом переключает управление на студента, потом работает студент и переключает управление на преподавателя). Указанный алгоритм определяет известные неудобства в работе;
- использование планшетов связано с повышением затрат на организацию дистанционного обучения.
Применение документ камер и веб-камер. В этом случае студент пишет на бумаге или распечатывает документ для получения бумажного варианта, а потом подкладывает документ под камеру.
Преимущества данного подхода:
- низкая стоимость организации дистанционного обучения (веб-камеры имеются у большинства студентов);
- возможность быстрого оформления работы и подачи материала преподавателю;
- не требуется разработка специального программного обеспечения.
Недостатки указанного подхода:
- современные веб-камеры имеют низкую разрешающую способность, поэтому студенту придется держать камеру очень низко над листом бумаги, что определит малую область видимости задания;
- установка документ-камер (имеющих высокое разрешение) возможно потребует дополнительных устройств сопряжения;
- отсутствие микрофона в документ-камере потребует наличия персонального компьютера с микрофоном;
- потребуются постоянные указания преподавателя по корректировке видимого на экране изображения.
Ввиду указанных особенностей аппаратной реализации актуальной задачей является разработка программного обеспечения поддерживающего оба варианта.
В рамках тенденции к применению ДОТ в области высшего образования в ОмГТУ увеличивается количество дистанционных занятий, непрерывно совершенствуется база учебно-методических материалов, отделом разработки электронного контента совместно с лабораторией технических средств обучения ведутся работы по созданию видеолекций и виртуальных лабораторных работ. В настоящее время обучение с применением ДОТ осуществляется по всем лицензированным специальностям и направлениям высшего образования ОмГТУ.