Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как форма образовательных нововведений'

Дистанционное обучение как форма образовательных нововведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как форма образовательных нововведений»

А.В. Никишина

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ

Качественно новой прогрессивной формой обучения, возникшей благодаря новейшим техническим возможностям XX в. в результате информационной революции, является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение применяется при очной и заочной системе образования. При этом образовательном процессе используются лучшие традиционные и современные методы и средства обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, в том числе специально разработанные учебники с рабочими тетрадями для самостоятельного изучения учебных дисциплин.

В Пензенском технологическом институте дистанционное обучение организовано по двум направлениям:

использование системы МЭСИ;

использование системы ЛИНК.

В основу системы дистанционного обучения (СДО) по программе МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики) заложен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает определенное представление о целостной предметной области. Это позволяет формировать учебную программу из набора независимых курсов-модулей, отвечающих индивидуальным и групповым потребностям обучающихся.

Обучение в СДО МЭСИ осуществляется по индивидуальному принципу для каждого студента. Слушатель может изучить отдельные учебные курсы или блоки курсов, закончить обучение на любом уровне СДО с выдачей документа об образовании по изученным дисциплинам или интересующей его дисциплине.

Программа высшего профессионального образования в СДО МЭСИ включает различные уровни обучения:

1) базовый;

2) начальный;

3) профессиональный;

4) специальный.

Базовый (первый) уровень - обеспечивает получение необходимых навыков по основам будущей избранной специальности. Изучение базового уровня курса дает знания и возможности их применения по специальности. Области применения базового уровня:

профориентация учащихся выпускных классов средней школы;

адаптация к системе дистанционного образования;

введение в специальность;

удовлетворение общих образовательных потребностей личности.

Изучение дисциплины базового уровня завершается выдачей сертификата об окончании изучения дисциплин базового уровня.

Начальный (второй) уровень — изучение дисциплин в объеме неполного высшего образования. В него включены общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические дисциплины, часть естественных и часть общепрофессиональных дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (Госстандартом). При условии успешного завершения данного уровня обучающийся получает диплом о неполном высшем образовании.

Профессиональный (третий) уровень - изучение курса в объеме бакалавриата. На третьем уровне продолжается изучение общепрофессионального цикла Госстандарта, цикла специальных дисциплин, ведется дополнительная подготовка, факультативы. При успешном освоении предметов профессионального уровня по результатам итоговой аттестации обучающемуся присваивается степень бакалавра и выдается соответствующий диплом бакалавра.

Специальный (четвертый) уровень - совокупность дисциплин, изучение которых позволяет учащимся получить необходимую теоретическую и практическую подготовку по избранной специальности. Изучение данного уровня позволяет выпускать квалифицированных специалистов с выдачей диплома по специальности.

Система Международного центра дистанционного обучения ЛИНК в Пензенском технологическом институте по программе Школы Бизнеса Университета Великобритании действует с 1994 г.

Данная система ориентирована на обеспечение максимальной доступности и удобства обучения. Осуществляется она с учетом рабочей ситуации студента и его организационного опыта.

Основными составляющими учебного процесса являются: учебные пособия, аудио- и видеоматериалы, семинары-тьюториалы,регламентирующие материалы, самостоятельные занятия, письменные задания, консультации, выездные школы, экзамен, сертификаты.

Учебные пособия - кейс со специально разработанными рабочими тетрадями для самостоятельного изучения. Учебный материал в рабочих тетрадях чередуется с вопросами, тестами, отвечая на которые студент контролирует усвоение материала, а также анализирует рабочую ситуацию и ищет пути ее улучшения.

Аудио- и видеоматериалы - кассеты, которые поступают в распоряжение студентов, на них представлены практические ситуации и беседы менеджеров из различных организаций, дается разбор ситуаций известными учеными и специалистами.

Процесс информационных технологий постоянно совершенствуется по мере роста оснащенности персональными компьютерами и линиями связи.

Тьюториалы-семшщры (тьютор - преподаватель-консультант) - приблизительно раз в месяц студенты в удобное для них время посещают центр обучения для семинарных занятий. Тьютор организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультации для студентов, проверяет и комментирует письменные задания, а также осуществляет процесс корректировки самостоятельных занятий Этим достигается цель освоения эффективных методов коллективной работы и обмена опытом.

Регламентирующие материалы-в процессе обучения студенты получают комплект регламентирующих материалов: «Руководство по курсу», «План курса», «Буклет заданий» и др.

Самостоятельные задания - студенты работают с учебными материалами; ориентировочно для изучения курса требуется 110 - 220 часов занятий. При этом производится анализ своей рабочей ситуации, изучаются материалы по учебным планам, выполняются письменные задания.

Письменные задания-проверяются знания и навыки по курсу, работы оцениваются и комментируются тьютором. За курс обучения студент должен выполнить от 3 до 5 письменных заданий и получить за них определенную сумму баллов.

Консультации - студент в удобное для него время может проконсультироваться у тьютора как по телефону, так и лично по теоретическим вопросам или по своей практической деятельности. Таким образом, достигается постоянный контакт, позволяющий оперативно решать возникающие проблемы.

Выездные школы - в конце курса проводится двухдневная выездная школа, студенты получают возможность упорядочения знаний, развиваются практические навыки групповой работы, происходит обмен опытом и устанавливаются деловые связи.

Экзамен - завершается курс сдачей письменного трехчасового экзамена. Успешной считается оценка в 40% баллов. В случае неудачи возможна пересдача через полгода за дополнительную плату.

Сертификаты при успешной сдаче экзамена и посещении воскресной школы студент получает курсовой сертификат открытого Университета. По окончании каждой ступени обучения выдается соответствующий сертификат или диплом.

Эта система позволяет всем желающим получить профессиональные знания и навыки по самым престижным экономическим специальностям с минимальными затратами и без отрыва от основной деятельности, практически не выходя из дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.