Научная статья на тему 'Дистанционное образование в ТГАСУ: начало пути'

Дистанционное образование в ТГАСУ: начало пути Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевская Т. А., Постников С. Н.

В работе анализируется ситуация на российском рынке дистанционного обучения и рассматриваются предпосылки организации структуры дистанционного образования ТГАСУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалевская Т. А., Постников С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование в ТГАСУ: начало пути»

2. Чернов, В.М. Сентиментальная этика и научная этика / В.М. Чернов // Заветы. - 1913. -№ б. - С. 82-123.

3. Чернов, В.М. Этика и политика / В.М. Чернов // Заветы. - 1912. - № 2. - С. б0-94.

4. Соловьёв, В.С. Оправдание добра / В.С. Соловьёв // Собрание сочинений. - М. : Б.И. -1908. - Т. 7 - С. 19-3б.

5. Соловьёв, В.С. Первичная данная нравственности / В.С. Соловьёв // Собрание сочинений. -М. : Б.И. - 1908. - Т. 7. - С. 37-5б.

A. KURENCOVA

«THE PRIMARY SOURCE OF THE MORAL NORMS: THE CONTROVERSY OF V.M.CHERNOV AND V.S.SOLOVJEV»

The articles of the biggest Russian theoretician of socialism Victor Mikhailovich Chernov (1873-1952) were published in the magazine «Behests» in 1912-1913 years.

In these publications he showed in detail his knowledge of essence and social function of the social ideal, the mechanism of its formation and asked the question about primary source of the moral norms.

The last question was the object of controversy with the greatest Russian metaphysician Vladimir Sergeevich Solovjev.

The aim of this article is the revelation of both the essence of disagreement and the common statements in the views of the greatest Russian social thinkers on this question.

УДК 374.4:681.3

Т.А. КОВАЛЕВСКАЯ, докт. физ.-мат. наук, профессор,

С.Н. ПОСТНИКОВ, канд. физ.-мат. наук, доцент

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТГАСУ: НАЧАЛО ПУТИ

В работе анализируется ситуация на российском рынке дистанционного обучения и рассматриваются предпосылки организации структуры дистанционного образования ТГАСУ.

Стремительное распространение дистанционного образования в настоящий период является ведущей тенденцией развитии образовательных технологий в мире и в России. Если сейчас примерно 20 % всех образовательных услуг предоставляется через Интернет, то, по прогнозам American Educational Research Association, к 2010 году две трети всего мирового образования будет осуществляться дистанционно. Возможно, цифра эта немного завышена, но то, что в скором времени количество студентов очной и дистанционной форм обучения сравняется - несомненно.

Дистанционный способ обучения присутствует сегодня в каждом серьезном вузе. Прежде всего потому, что это выгодно. По существующим оценкам, если в 2003 г. объем только европейского рынка дистанционного образо-

вания составил примерно 4 млрд евро, то в 2004 г. денежный оборот в Шете^ образовании достиг 40 млрд долларов.

В России уже на конец 2003 г. услуги в сфере дистанционного образования оказывали более 120 вузов, причем число участников этого рынка стремительно растет. Идет активный процесс формирования (и, соответственно, дележа) рынка дистанционного обучения со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности, происходит резкое обострение конкуренции между вузами. В ближайшие годы эта конкуренция возрастет, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, количество потенциальных обучаемых и их платежеспособный спрос на услуги дистанционного образования конечен, количество же предложений растет. И если сейчас спрос еще превышает предложение, недалек тот момент, когда они сравняются.

Во-вторых, в силу демографических причин численность абитуриентов падает и к 2006-2008 гг. может стать равной числу мест в вузах.

Сможет ли ТГАСУ в условиях такой жесткой конкуренции завоевать определенную нишу в области дистанционного образования, если учесть, что наш вуз еще только начинает деятельность в этом направлении? Определенные предпосылки для этого есть.

Россия - страна большая, качественных образовательных центров (особенно за Уралом) немного, а получить лишь бы какой диплом мало кто хочет. Сейчас востребовано образование, а не документ о его получении. Поэтому, безусловно, спрос на дистанционное образование есть. Даже в таких крупных научных и образовательных центрах, как Томск и Новосибирск. Если еще учесть довольно высокий статус Томского архитектурно-строительного университета, обусловленный подготовкой специалистов наиболее востребованных сегодня профессий (инженеров-строителей, архитекторов, инженеров-экономистов, экологов и так далее), желающих получить образование в ТГАСУ чрезвычайно много. Основные заказчики здесь:

- предприятия, заботящиеся о профессиональном росте своих сотрудников;

- бизнесмены;

- администраторы;

- имеющие высшее гуманитарное образование и желающие получить второе в целях перепрофилирования;

- жители удаленных от образовательных центров районов (прежде всего - Север, Сибирь, ближнее зарубежье);

- желающие получить высшее образование без отрыва от производства.

Думаем, список этот можно продолжить.

Таким образом, предпосылки для успешного развития дистанционного обучения в ТГАСУ пока есть. Но этого мало.

Организация дистанционного обучения на первых этапах требует значительных финансовых и временных затрат. Во-первых, требуется наличие программно-аппаратного комплекса и команды специалистов, способных реализовать проект. Во-вторых, необходимо создание учебно-методического комплекса по изучаемым дисциплинам. Для этого мало просто перевести в электронный вид читаемый материал. Нужно продумать и реализовать все этапы технологии

дистанционного обучения: предоставление теоретического материала, организацию практических, лабораторных занятий, проведение промежуточных и итоговых аттестаций, online- и offline-консультации и прочее. Эта работа требует создания творческих рабочих групп с участием в них преподавателей, методистов и программистов различного профиля. В-третьих, нужно грамотно и достойно представить себя в мировой сети. Другими словами, одним из ключевых факторов успеха на Internet-рынке является попадание сайта вуза в первую десятку по тематическим запросам, связанным с оказываемыми образовательными услугами. Ежемесячно тысячи Интернет-пользователей ищут услуги обучения, аналогичные нашим. Для поиска они используют популярные поисковые системы Интернета: «Яндекс», «Рамблер» и другие. По статистике, 65 % пользователей определяются с выбором интересующей продукции или услуг, просмотрев только первую страницу, содержащую 10-20 ссылок на сайты, из сотен страниц, предложенных поисковой системой. Таким образом, для сайта, не входящего в первую десятку, выдаваемому по запросу поисковой системой, шанс быть найденным весьма невелик. С вытекающими отсюда плачевными последствиями для организации - владельца сайта1. На настоящий момент услуги специалистов, которым под силу задача поддержки и продвижения сайта, стоят весьма недешево.

Разумеется, все затраты окупаются после создания и введения в действие всей системы. Но это 3-4 года. За это время многое может измениться. Для страны, переживающей реформу образования, срок довольно большой.

Но это не единственная проблема. Хотя развитие дистанционного образования в России происходит чрезвычайно низкими темпами (по сравнению с зарубежными странами), уже сейчас накоплен определенный опыт, имеются достижения, обнаружены недостатки. Нужен комплексный анализ. Мы должны использовать возможность учиться на чужих ошибках и перенимать все хорошее, что создано в этом направлении.

Прежде всего, на сегодняшний день стало совершенно ясно, что электронное обучение, будучи в 2-4 раза дешевле обычного, для усидчивых и старательных студентов ничуть не хуже. Конечно, не лишена оснований точка зрения, что дистанционное образование не предполагает общения. Но причина здесь не столько в самом дистанционном образовании, сколько в людях, которые его организовывают. Возможности Интернет-технологий позволяют обеспечить индивидуальность обучения, о которой так много говорится в педагогической науке, в гораздо большей степени, чем при очной форме. Электронная почта, web-конференции, web-чаты обеспечивают, во-первых, постоянное сопровождение учебного процесса каждого студента-дистантника персональным тьютором, во-вторых, студент имеет возможность при первой необходимости проконсультироваться с преподавателем любой дисциплины.

1 На сегодняшний день, к сожалению, сайт ТГАСУ не находится в поисковых системах по тематическим запросам, относящимся к обучению в нашем университете (строительное образование, архитектура и пр.). Это приводит к тому, что потенциальные студенты как дневной, так и дистанционной формы обучения нашего вуза могут уходить учиться к конкурентам.

Далее, дистанционные технологии позволяют реализовать идею индивидуального учебного плана. Если у студента есть возможность, то время обучения может быть сведено до разумного минимума или, наоборот, растянуто на более продолжительный период.

Наконец, качественные курсы и хорошие преподаватели всегда были, есть и будут в дефиците. Интернет позволяет использовать талант и опыт таких педагогов на очень большую аудиторию, не ограниченную ни географическими, ни возрастными границами.

Таким образом, качество образования определяется непосредственно организацией учебного процесса, деятельностью методистов и преподавателей вуза. Все предпосылки в дистанционных технологиях для этого есть. Более того, учитывая тенденцию увеличения доли самостоятельной работы в учебных планах для студентов очной формы обучения, методическое обеспечение, создаваемое для дистантников, может оказать неоценимую помощь для повышения качества и интенсивности самостоятельной работы. В настоящий момент, как показывает наш двухлетний опыт работы, можно даже утверждать, что все разрабатываемые материалы можно и нужно использовать в традиционной технологии обучения. По крайней мере, следует «отдать на откуп» компьютеру рутинную работу, оставляя и преподавателю, и студенту больше времени для творческой, продуктивной деятельности.

Что касается ошибок, допускаемых при организации дистанционного образования, основными следует признать нежелание кооперироваться. Каждый вуз считает себя чем-то особенным, создает свои электронные курсы, разрабатывает собственные оболочки. Кто-то лучше, кто-то хуже, порой вообще одинаковые. На это уходит время, деньги, людские ресурсы. А пока вузы удовлетворяют подобным образом свои амбиции, потенциальные студен-ты-дистантники из России начинают учиться за рубежом.

Но именно взаимодействие вузов и компаний, занимающихся программноаппаратным обеспечением, позволяет ускорить процесс организации дистанционного образования каждым вузом, увеличить темпы его развития и, что немаловажно, значительно удешевить его. В подтверждение - небольшой пример.

Кооперация с несколькими вузами, пусть на региональном уровне, позволит силами лучших преподавателей создавать комплекты мультимедийных курсов. Это будет в несколько раз быстрее, и каждый вуз оплатит только часть стоимости, получив в распоряжение весь пакет, причем высококачественный. По тем же причинам будет выгодно совместное использование и программноаппаратного комплекса: заботы по его обслуживанию, администрированию и развитию будут ложиться на всех, что гораздо эффективнее и дешевле.

Подведем некоторые итоги. Ключевым фактором успеха на рынке дистанционного образования является наличие у вуза соответствующей материально-технической и кадровой базы, а именно: программно-аппаратного комплекса и команды специалистов, способных реализовать весь проект от обслуживания техники до создания мультимедийных курсов. Подобная задача для одного вуза, как правило, непосильна, и ее решение растягивается на годы. Поэтому проект по дистанционному образованию должен осуществляться в межвузовском формате. Суть такого проекта - разработка системы дистан-

ционного обучения, которая могла бы объединять (интегрировать) в себе учебные программы вузов различного профиля при сохранении организационно-финансовой независимости вузов. Основные требования, предъявляемые к подобной системе, следующие.

1. Система должна быть ориентирована на активное продвижение в мировой сети. В результате потенциальные студенты смогут легко найти сайт системы (а следовательно, исчерпывающую информацию о вузах, участвующих в проекте) в поисковых системах «Яндекс», «Рамблер», «Апорт», «Гугл» по всем запросам, связанными с преподаваемыми в системе курсами.

2. Система должна быть ориентирована на обучение студентов не одного вуза, а пула не конкурирующих между собой образовательных учреждений. Это означает, что вузы, участвующие в системе, получат экономию как на внедрении системы дистанционного обучения, так и на продвижении образовательных услуг в Интернет. Кроме того, наличие в системе возможности выбора среди большого числа ведущих вузов послужит дополнительным привлекательным фактором.

3. Система должна легко адаптироваться под потребности и сценарии обучения каждого отдельного вуза, что делает возможным реализовать процесс дистанционного обучения для всех направлений обучения (гуманитарное, техническое и др.).

4. Система должна быть ориентирована, в первую очередь, на достижение коммерческой эффективности от внедрения дистанционного образования для каждого вуза, участвующего в системе.

Томский государственный архитектурно-строительный университет уже начал работу согласно представленной стратегической линии. Ведутся переговоры, создаются рабочие группы преподавателей и методистов для создания электронных курсов, активно используется потенциал мультимедийной лаборатории Института заочного и дистанционного обучения, анализируется и обобщается опыт, накопленный нашим вузом в работе с филиалами.

Поставленные нами цели сложны, но тем интереснее и продуктивнее будет их реализация. Работы много, очень много. Мы заинтересованы в участии любых специалистов, поэтому будем рады видеть всех, кто желает в том или ином качестве участвовать в деятельности нашего вуза по становлению дистанционного образования. Мы уверены, что плодотворная работа всего коллектива ТГАСУ позволит нашему университету занять лидирующее место на рынке образовательных услуг по строительным специальностям, что, безусловно, повысит его престиж и статус как в России, так и за рубежом.

Т.А. KOVALEVSKAYA, S.N. POSTNIKOV

REMOTE EDUCATION IN TSUAB: THE BEGINNING OF THE WAY

The situation in the Russian market of remote training is analyzed in the paper. The preconditions of the organization of remote education structure in ТБИАБ are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.