ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ МИРОВОГО ОПЫТА И РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Е.А. Морозов, М.Н. Белоусова
Филологический факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Современный человек должен иметь возможность выбора различных форм обучения в различные периоды своей жизни. Система дистанционного обучения полностью основана на современных средствах информационных и коммуникационных технологий, позволяющих вести процесс обучения непрерывно, не привязывать его к определенному географическому положению или временному интервалу.
Ключевые слова: дистанционное обучение, форма образования, источник информации, знания, образовательное учреждение, наука, подготовка педагогов, инновационные проекты.
Дистанционное обучение (ДО) — это новая форма обучения, которая претендует на занятие значимого места в системе непрерывного образования, позволяющей человеку эффективно проходить обучение в течение всей жизни.
В ближайшем будущем широкое применение дистанционных технологий позволит обеспечить доступ к источнику знаний в любой момент и из любой точки мира, где есть Интернет. Поэтому необходимо разобраться в специфике данной формы обучения, понять, какую роль может сыграть эта форма в жизни современного общества и его отдельных слоев. Для этого нам нужно определиться с базовыми понятиями и уделить особое внимание тенденциям развития ДО в России.
Уже для многих очевидно, что традиционное обучение не успевает за современным, все более ускоряющимся ритмом жизни. Сегодня человек должен иметь возможность выбора различных форм и способов обучения в различные периоды своей жизни.
В наше время каждый школьник или студент может принять участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях и дискуссиях. Совершенствующиеся технологии позволяют получить информацию из любой энциклопедии, в том числе из ставшей очень популярной Википедии (свободно формируемой энциклопедии), где информация не всегда бывает достоверной.
В связи с увеличивающимся объемом знаний основной проблемой становится выбор источника информации и способ ее получения. Рассматриваемая нами форма обучения помогает в решении этой проблемы, она полностью основана на современных средствах информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют с помощью компьютера и сети Интернет вести процесс обучения непрерывно, не привязывать его к определенному географическому положению или временному интервалу.
Теперь обратимся к терминологическому значению понятия «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». В рамках закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с при-
менением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [3].
Целью использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения) [7].
Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при его сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалов).
Мы рассмотрели, как эта проблема понимается в России. А вот как ее понимают специалисты американской ассоциации дистанционного обучения (USDLA). Они понимают под системой ДО процесс обучения, в котором учитель и ученик или учащиеся географически разделены и поэтому опираются на электронные средства общения и печатные пособия для организации учебного процесса.
Основные факторы, определяющие дистанционную форму обучения:
1) разделение учителя и учащихся расстоянием;
2) использование учебных средств, способных объединить усилия учителя и учащихся и обеспечить усвоение содержания курса;
3) обеспечение интерактивности между учителем, учащимися и администрацией курса;
4) преобладание самоконтроля над контролем со стороны учителя.
Дистанционное обучение существует, хорошо зарекомендовав себя, во многих странах наряду с другими формами обучения — очной, заочной, экстернатом. Кроме того, ДО не является ни модернизацией, ни тем более аналогом заочного обучения, которое имеет собственную нишу в системе непрерывного обучения.
Отличием ДО от заочной формы обучения является интерактивность, т.е. постоянное систематическое взаимодействие как между учителем и учащимся, так и между самими учащимися, которое происходит на временной и на географической дистанциях. Еще одним отличием ДО можно считать систему отбора, подачи и структурирования информации.
В ДО заложены огромные возможности для обеспечения нового качества образования, однако еще очень много трудностей возникает на этапе ее внедрения. Технологический прорыв в области глобального внедрения сети Интернет позволяет распространять большое количество информации на огромные территории, и даже в удаленные от районных центров населенные пункты, оборудованные спутниковой связью.
Конечно, нельзя полностью заменить педагога экраном монитора, еще крепка зависимость человека от живого общения друг с другом без помощи бурно развивающихся социальных сетей. Однако следует отметить, что ДО стало уже свершившимся фактом в России.
Первые средства дистанционного обучения (далее — СДО), по разным источникам, появились у нас 8—12 лет назад. По данным Министерства образования РФ, в 2002 г. высшее образование посредством дистанционных занятий получали более 200 тыс. студентов, в 2005—2006 гг. ЮНЕСКО провело социологические исследования, в ходе которых было выяснено, что уже более 8 млн человек желали бы получить образование или повысить квалификацию дистанционно. Спрос рождает предложение, только в нашей стране процесс создания качественного продукта затягивается.
Рассмотрим несколько ситуаций, в которых обучение через Интернет поможет найти выход из казалось бы безвыходного положения.
Ситуация первая. В семье есть ребенок-инвалид, он по состоянию здоровья не может посещать занятия вместе с остальными, но получить образование ему крайне необходимо, иначе он не сможет полноценно влиться в жизнь общества.
Ситуация вторая. В школе нет преподавателя географии или же вся школа ориентирована на иной профиль, нежели тот, который необходим для будущей профориентации. Пытаться передать учеников педагогу смежной специальности или отменить этот предмет, создав еще более серьезный периферийный отрыв? Да и что делать родителям, которые не в состоянии найти и оплатить дорогостоящего репетитора для своего ребенка?
Ситуация третья. Единый государственный экзамен. Кажется, создавался он для демократичного определения уровня знаний. Но так ли это? Обучение в «глубинке» — более сложный процесс, чем в центральных областях, тут выходит на первый план не только подготовка педагогов, но и техническое обеспечение компьютерных классов, лабораторных работ и укомплектованность библиотек. А попытки найти необходимый справочный материал на низкокачественных сайтах, где на первом месте стоит задача не распространять проверенные знания, а обычный заработок легких денег на рекламе различных услуг? В подобном месте можно скачать материал, бесполезный, а зачастую и вредный для дальнейшего развития.
Все вышесказанное относилось к обучаемым, но как тогда быть педагогам... Им тоже необходимы повышение квалификации, обмен опытом, консультации, профессиональное общение с коллегами.
И тут появляется отрицательный момент в сложности изучения системы ДО: проблема низкой подготовки преподавателей в сфере новых компьютерных технологий, хотя уже создана система дистанционного школьного образования: курсы через Интернет по отдельным предметам школьной программы дополнительного образования, по профильным предметам, элективные курсы, а на сайтах ведущих университетов предлагают аналогичные курсы, которые способны заменить подготовительные.
Если обратиться к мировой практике и посмотреть, чего добились наши коллеги в области педагогической психологии и педагогики, то мы увидим, что основное развитие получают идеи гуманизации, гуманитаризации, индивидуализации и демократизации на всех этапах образовательного процесса. На первый план выходит приоритет личности самого ученика и его стремления к познавательной
деятельности. Отходит в прошлое уже устоявшаяся парадигма учебного процесса «учитель-учебник-ученик», где главными источниками знаний были учитель и учебник.
Теперь многими принимается обратная схема «ученик-учебник-учитель», где роль учителя состоит в организации познавательной деятельности ученика с учетом индивидуальных потребностей, с акцентом на самостоятельную деятельность ученика и на взаимодействие не только с учителем, но и между самими учениками.
Возникает вопрос, как отследить результативность такой работы. И мы приходим к выводу, что отслеживать надо такие параметры, как «грамотность», «образованность», «профессиональная компетентность», «культура», «менталитет». Именно так считает академик Б.С. Гершунский.
Он пишет, что «результат образования в конечном итоге должен оцениваться не только по непосредственным, наблюдаемым и жестко контролируемым параметрам эффективности педагогической деятельности. В конечном счете, важна оценка и по отдельным результатам этой деятельности, на уровне не ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного общества, но с учетом динамики общечеловеческих ценностей и идеалов и меняющихся критериев реального материально-духовного прогресса человека и общества» [2].
Теперь уже недостаточно обладать «багажом» знаний. Умение ориентироваться в быстро меняющемся мире и мыслить абстрактно — вот что необходимо современному человеку. Динамика общественного развития требует постоянного обновления знаний, особенно в области информационных технологий, где принцип работы с каждой компьютерной программой серьезно меняется в среднем каждые пять лет.
Именно поэтому стоит задача создать систему развивающего обучения в рамках СДО. Проблема носит и глобальный характер. От того, как быстро мы сможем адекватно на нее отреагировать, будет зависеть развитие нации в целом. Сергей Капица поделился своими опасениями о том, что россияне могут «одичать», если в ближайшее время руководство страны не уделит больше внимания вопросам просвещения и пропаганды науки [1].
В свою очередь, государство пытается поддерживать линию развития СДО в России на основе инновационных проектов, реализуемых на территории всей страны, и законодательной поддержки Правительства РФ.
При использовании дистанционных образовательных технологий образовательное учреждение в соответствии с государственным порядком обеспечивает доступ обучающихся, педагогов и учебно-вспомогательного персонала к учебнометодическому комплексу (на бумажных или электронных носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету, практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета, организации самоконтроля, текущего контроля, учебные пособия и задачники.
Безусловно, что содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам. Так, 27 декабря 2006 г.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии приказом № 419-ст был утвержден национальный стандарт Российской Федерации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» [8].
Также был утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52655-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования», введенный в действие с 1 июля 2008 г. В стандарте установлены основные термины и определения, соответствующие законодательной базе и национальным стандартам РФ. Для каждого понятия установлен один стандартизированный термин. Все эти действия со стороны нашего государства направлены на поддержание единого стандарта образования в многочисленных образовательных программах.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Без пропаганды просвещения россияне могут «одичать» — академик Капица. иЯЬ: http://rian.ru/science/20080515/107474881.html
[2] Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. — М.: Совершенство, 1998.
[3] Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 30. — Ст. 1797 (с изменениями и доп.).
[4] Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Академия, 2008.
[4] Канаев В.И. Дистанционное обучение: технологические аспекты. — М.: Современный гуманитарный университет, 2004.
[5] Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2007.
[6] Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 № 137.
[7] Приказы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2006.
DISTANCE EDUCATION IN THE CONTEXT OF WORLD EXPERIENCE AND RUSSIAN LAW
E.A. Morozov, M.N. Belousova
Faculty of Philology Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
Modern man must be able to choose different forms of education in different periods of his life. Distance education system is entirely based on contemporary means of information and communication technologies making the learning process uninterrupted, not to bind it to a specific geographical location or time interval.
Key words: distance learning, system of supplementary education, a form of education, source of information, knowledge, educational institution, science, teacher training, innovative projects.