Научная статья на тему 'Информационная среда дистанционного обучения как средство развития классно-урочной формы в общеобразовательной школе'

Информационная среда дистанционного обучения как средство развития классно-урочной формы в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НОРМАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY / INFORMATION ENVIRONMENT OF DISTANCE LEARNING / LEARNING PROCESS / STANDARD-ADMINISTRATIVE DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапёнок Марина Вадимовна

Рассматриваются теоретико-методические основы и нормативно-распорядительное обеспечение организации учебного процесса в школе с использованием информационной среды дистанционного обучения (ИСДО). Раскрывается ее значимость как средства реализации личностно ориентированного обучения в условиях классно-урочной формы; технологии восполнения пробелов в знаниях учащихся; средства формирования универсальных учебных действий. Обосновывается правомочность организации учебного процесса в школе на основе ИСДО при условии разработки локальных нормативных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапёнок Марина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information environment of distance learning as a tool for development of class-lesson form in a secondary school

Theoretical and methodological bases and standard-administrative documents for the organization of the educational process in school using the information environment of distance learning are dealt with. There reveals the importance of IEDL as a means of implementing personal oriented teaching in a class-lesson form; technology of completion of gaps in the knowledge of pupils, means of formation of universal educational actions. Competence of the organization of educational process at school on the basis of IEDL under condition of working out of local statutory acts is proved.M. V. Lapenok

Текст научной работы на тему «Информационная среда дистанционного обучения как средство развития классно-урочной формы в общеобразовательной школе»

УДК 371.315.7 ББК Ч421.27

М. В. Лапёнок

Екатеринбург

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛАССНО-УРОЧНОЙ ФОРМЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ГСНТИ 14.85.25 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционные технологии обучения; информационная среда дистанционного обучения; учебный процесс; нормативнораспорядительное обеспечение.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются теоретико-методические основы и нормативно-распорядительное обеспечение организации учебного процесса в школе с использованием информационной среды дистанционного обучения (ИСДО). Раскрывается ее значимость как средства реализации личностно ориентированного обучения в условиях классно-урочной формы; технологии восполнения пробелов в знаниях учащихся; средства формирования универсальных учебных действий. Обосновывается правомочность организации учебного процесса в школе на основе ИСДО при условии разработки локальных нормативных актов.

M. V. Lapenok

Ekaterinburg

INFORMATION ENVIRONMENT OF DISTANCE LEARNING AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF CLASS-LESSON FORM IN A SECONDARY SCHOOL

KEY WORDS: distance learning technology; information environment of distance learning; learning process; standard-administrative documents.

ABSTRACT. Theoretical and methodological bases and standard-administrative documents for the organization of the educational process in school using the information environment of distance learning are dealt with. There reveals the importance of IEDL as a means of implementing personal oriented teaching in a class-lesson form; technology of completion of gaps in the knowledge of pupils, means of formation of universal educational actions. Competence of the organization of educational process at school on the basis of IEDL under condition of working out of local statutory acts is proved.M. V. Lapenok

Общепризнанной задачей обра- циума в соответствии с его запросами.

зовательной системы является «В настоящее время государство поста-

подготовка новых членов со- вило перед системой образования Рос© Лапёнок М. В., 2011

сии освоение учащимися современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества ради решения новых амбициозных задач» [3. С. 4].

В проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление государства, эффективное развитие экономики [4. Ст. 17].

Теоретико-методические основы

организации информационной среды

дистанционного обучения (ИСДО)

в общеобразовательной школе

Современный этап развития человечества является этапом становления информационного общества. В информационном обществе образованность и интеллект граждан становятся национальным богатством, а реформирование системы образования — общецивилизационной задачей. Встает вопрос о смене парадигмы образования как совокупности основополагающей системы ценностей, целей и методов образования, а также критериев результативности образовательного процесса. Классическая, или функционалистская, образовательная парадигма была ориентирована на обеспечение эффективного функционирования человека в коллективе, на производстве, в обществе. Организационно-методической стороной такой модели обретения знаний является нормативно-репрессивный принцип в условиях классно-урочной организационной формы.

В работе Б. Е. Стариченко показано, что «признание незыблемости классноурочной формы и принятой в массовой школе наполняемости классов с неизбежностью приведет к тому, что попытки совершенствования содержания или методики преподавания конкретных учебных дисциплин не смогут заметно

сказаться на уровне их усвоения большинством учащихся» [6. С. 7].

Компетентностная парадигма в образовании [1. С. 8] сформировалась под воздействием социально-экономических и информационных факторов, среди которых главенствующим является переход к свободному рынку труда и к конкурентной модели его формирования. Работодатель заинтересован в выпускниках учебных заведений, которые умеют и готовы не только применить свои знания на деле, но и добывать недостающие знания, которые обладают коммуникативными знаниями и умеют работать в коллективе.

Как считает А. Г. Гейн, «...личностно ориентированный подход теперь тоже не теоретическое построение от педагогики, а неуклонное требование экономических реалий» [1. С. 9]. Следствием ориентации на личностные интересы учащегося становится требование построения обучения по индивидуальным учебным планам — возможность формирования индивидуальной образовательной траектории. И. В. Роберт говорит о необходимости самостоятельного выбора обучаемым «траектории обучения», о личностно ориентированном режиме учебной деятельности в условиях изменения структуры представления учебного материала, которое становится нелинейным [5. С. 45]. В документе «Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”» отмечается, что российским органам управления образованием необходимо разработать и внедрить систему обеспечения индивидуальных образовательных программ учащихся, в том числе в рамках моделей дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся старших классов [3. С. 3]. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет обучающимся право на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы [4. Ст. 34]. Общие цели и задачи обучения и воспитания, сформулированные в нем, соответствуют тем, что признаны в мире объективно необходимыми.

В то же время ни одна учебная программа общеобразовательной школы не содержит в явном виде задач развития критичности ума и самостоятельности мышления, коммуникативных навыков, формирования умений обрабатывать информацию и самообучаться и пр. Индивидуализация и личностная ориентация для массовой школы по-прежнему сохраняет чисто декларативный характер. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» нацеливает систему общего образования России на «индивидуальный подход к обучению, который предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, вызывающих у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников» [3. С. 7]. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся; обеспечение условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий; поддержку различных форм образования, обучения и самообразования [4. Ст. 3].

Специалисты в области педагогики едины во мнении о необходимости модернизации школы в направлении адаптации целей, организационных планов и программ, форм и методов образовательной работы, требований к научно-технологическому и социальному развитию. Реформирование образования невозможно без использования компьютерных и коммуникационных технологий, обеспечивающих быстрый и неограниченный доступ учащегося к требуемой информации. Да и сама информация, предназначенная для усвоения современным человеком, постоянно содержательно расширяется и структурно усложняется, что создает

трудности для ее представления, извлечения, усвоения и использования [5. С. 46]. С информатизацией связывается как изменение содержания образования, так и применение новых методов обучения, кардинальное изменение организационных аспектов образования, в частности быстрое развитие форм дистанционного обучения [8. С. 45].

Наиболее важным для педагогически обоснованной реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания, по мнению И. В. Роберт, является развитие теории создания и использования информационно-коммуникационных предметных сред со встроенными элементами технологии обучения [5. С. 130]. Дистанционное образование, организованное в информационно-коммуникационной предметной среде со встроенными технологиями обучения, признается перспективным и получает все более широкое распространение в общеобразовательной и высшей школе [Там же. С. 69]. В развитие понятия информационно-коммуникационной предметной среды нами введено понятие «информационная среда дистанционного обучения» [См.: 2. С. 173] и сформулированы дидактические условия, выполнение которых при создании ИСДО в учебном процессе позволит оптимизировать использование учебного времени и индивидуализировать обучение как в рамках классно-урочной организационной формы, так и при самостоятельной учебной, познавательной, творческо-поисковой деятельности учащихся в системе общего среднего и дополнительного образования. Нами также была описана методика использования ИСДО в учебном процессе общеобразовательной школы с целью предупреждения и восполнения пробелов в знаниях школьников, появляющихся вследствие вынужденных пропусков занятий по болезни и другим причинам в условиях традиционной классно-урочной формы [2. С. 175]. Построение индивидуальных траекторий требует составления индивидуального

плана занятий, организованных как в рамках классно-урочной формы, так и вне класса с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В рамках классно-урочной формы построение ДОТ выполняется с учетом индивидуальных показателей освоения учащимися учебного материала, таких, как количество и скорость выполнения заданий, встроенных в ИСДО в соответствии с рабочими программами учебных дисциплин. В условиях применения ДОТ индивидуальные траектории будут зависеть: а) от объема и времени изучения учебного материала в случае полностью дистанционного освоения учебных курсов; б) от времени пропусков занятий и успеваемости школьников в случае частично дистанционного освоения учебных курсов из-за вынужденных пропусков занятий в классе. ДОТ должны обеспечивать проведение всех форм занятий с учетом сформированного плана и индивидуальных особенностей учебной работы школьников, систему накопительной оценки их учебной работы (включая поддержание коллекции выполненных ими заданий и работ), текущий контроль за ходом и результатами учебной работы. При этом количество заданий по каждому разделу учебной дисциплины, представленной в ИСДО, должно быть достаточным для формирования неповторяющегося набора тестов, предлагаемого каждому учащемуся группы.

В технологическом аспекте ИСДО представляет собой специальный образовательный портал на базе информационно-методического центра городского/районного отдела образования либо на базе образовательного учреждения, где представлены все материалы учебно-методического обеспечения, необходимые для осуществления учебного процесса в соответствии с учебным планом образовательной программы. В соответствующих разделах портала размещаются учебные информационные ресурсы (в том числе теоретические материалы, практические задания, лабораторные работы, тесты, контрольные работы), базы данных учащихся и сетевых педагогов, а также

сервисы для администрирования и сетевого общения участников учебного процесса.

В ходе реформы общего среднего образования для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой учащихся, А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса (т. е. наиболее важной его части) и его «оболочек», варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативности образования [Цит. по: 7. С. 5].

Содержание учебных информационных ресурсов ИСДО, применяющихся в учебном процессе общеобразовательной школы в модели обучения, развивающей классно-урочную форму посредством использования ДОТ, соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (2005 г.), в котором фиксируется обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Информационные ресурсы ИСДО разрабатывались в 2006—2009 гг. коллективами в составе:

специалистов в предметных областях учебных дисциплин, составляющих образовательную программу, например методистов ассоциаций учителей-предметников; специалистов по СДО, знающих функциональные возможности, требования к структуре дистанционных учебных курсов и др., например программистов, системных администраторов; специалистов в области разработки программного обеспечения педагогического назначения, например специалистов отделов образования, специалистов-тестологов, преподавателей педвузов; специалистов в области графики и мультимедиа, например програм-мистов-дизайнеров; операторов-оцифровщиков.

Концепция новых стандартов общего образования (2011 г.), исходящая

из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, также определяет «фундаментальное ядро содержания общего образования». Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования [7. С. 2].

Фундаментальное ядро содержания общего образования нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научной и функциональной грамотности, без освоения которых уровень общего образования не может быть признан достаточным для последующего личностного развития.

В связи с введением стандартов общего образования (2011 г.) необходимо модернизировать содержательное наполнение информационного ресурса. Такая работа проводится коллективом разработчиков с 2011 г. В обеих версиях ИСДО (2009 и 2011 гг.) учебный информационный ресурс должен включать учебно-методические комплексы образовательных программ, состав которых определяется Приказом № 6862 Министерства образования и науки от 06.05.05, проектом федерального закона «Об образовании В Российской Федерации», федеральными стандартами общего образования.

Из сказанного следует, что ИСДО является средством реализации лич-ностно ориентированного образования, предполагающего необходимость дифференцированного подхода к обучению, ориентацию на интеллектуальное и нравственное развитие личности, учет индивидуальных особенностей каждого ученика.

В проекте образовательного стандарта 2011 г. определено понятие «универсальные учебные действия» (УУД) как совокупность способов действий учащегося (а также связанных

с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Функции универсальных учебных действий включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В стандарте указано, что «универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса» [7. С. 38]. Организация учебного процесса в общей школе с использованием ИСДО позволит реализовать названные выше положения стандарта, тем более что, согласно ему, целью овладения УУД является «формирование способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться» [Там же. С. 37].

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

В блок личностных универсальных учебных действий входит жизненное,

личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразо-вания и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Использование ИСДО способствует формированию и развитию такого личностного УУД, как ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Это достигается за счет того, что условия виртуального общения (асинхронной коммуникации по встроенным сервисам СДО типа электронной почты, чата, форума) дают учащемуся «паузу во времени» для того, чтобы адаптироваться в сетевом коллективе и выработать свою тактику поведения. Поэтому виртуальное (сетевое) общение является благоприятной психологической средой для обучения и общения. Учебная деятельность школьника, реализуемая с использованием ДОТ, не предусматривает личных контактов его с другими учащимися или с преподавателями, но предполагает их виртуальное общение, в том числе для консультаций с педагогом-курато-ром (как правило, классным руководителем) и с сетевыми педагогами-предметниками, организующими учебную деятельность отсутствующего в классе школьника. При необходимости и в соответствии с индивидуальным учебным планом этот учащийся может быть вовлечен в работу виртуальных групп сотрудничества.

Организация учебного процесса на основе ИСДО способствует развитию у учащихся коммуникативных УУД. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу и строить продуктив-

ное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации [7. С. 40]. Недостаток невербального общения компенсируется, во-первых, плановыми занятиями в рамках классноурочной формы, во-вторых, включением в учебный план дистанционных занятий в режиме реального времени с использованием видеоконференц-связи, а также неформальных мероприятий типа неформальных домашних страниц (homepages), общей фонотеки любимой музыки, обсуждение в чатах как учебной, так и неучебной тематики; организацией процесса обучения таким образом, чтобы все участники побывали во всевозможных ролях по отношению к друг другу.

Таким образом, общение через ДОТ является благоприятной психологической средой для обучения и общения, а организация учебного процесса в условиях развития классно-урочной системы посредством использования ИСДО способствует формированию личностных и коммуникативных УУД.

Организация учебного процесса с использованием ИСДО помогает формированию у учащихся и развитию таких регулятивных УУД, как целепо-лагание т. е. постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.

Организация учебного процесса с использованием ИСДО способствует формированию и развитию таких общеучебных познавательных УУД, как поиск и выделение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Нормативно-распорядительное обеспечение организации учебного процесса в общеобразовательной школе с использованием ИСДО Практическое внедрение ИСДО в общеобразовательные школы невозможно без наличия правовой нормативнораспорядительной базы, регламентирующей учебный процесс, проводимый в условиях развития классно-урочной формы на основе использования ДОТ.

Законодательство об образовании включает в себя закон, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации в сфере образования. Органы местного самоуправления также могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, которые действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования [4. Ст. 5]. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством об образовании [Там же. Ст. 6]. К компетенции образовательной организации относится использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе ДОТ [Там же. Ст. 31]. В соответствии с проектом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучение осуществляется с учетом потребностей и

возможностей личности в очной, очно-заочной и заочной формах, допускается сочетание различных форм получения образования и обучения, получение общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, без ее посещения [4. Ст. 19].

Для организации в общеобразовательной школе учебного процесса, предусматривающего предупреждение и восполнение пробелов в знаниях, появляющихся вследствие вынужденных пропусков занятий, наряду с созданием ИСДО (образовательного портала) необходимо разработать правовую нормативно-распорядительную базу. Документы (локальные нормативные акты) предназначены регламентировать учебный процесс, проводимый в условиях сочетания классно-урочной формы обучения и ДОТ. Эти документы должны: устанавливать ответственность участников учебного процесса за определенные виды деятельности, такие, как назначение педагогов-кураторов и сетевых педагогов-предметников, составление индивидуального плана занятий учащихся на период пропусков, мониторинг продвижения учащихся по образовательным траекториям, контроль результатов усвоения учебного материала и др.; регулировать взаимоотношения, в том числе отношения подчинения, между участниками учебного процесса (учащимися, педагогами-кураторами / классными руководителями, сетевыми педагогами, родителями, администраторами); регламентировать порядок (процедуры) перехода и возврата учащихся с традиционной классно-урочной формы обучения на дистанционную в случае вынужденных пропусков занятий, при том, что период отсутствия учащегося заранее неизвестен;

обеспечивать мотивацию (в том числе за счет материального вознаграждения) педагогов и администраторов, которые кроме традиционных занятий ведут (курируют) дистан-

ционное обучение школьников в период их отсутствия.

В статье 66, регламентирующей реализацию образовательных программ с использованием ДОТ, указано что:

ДОТ используются с целью предоставления обучающимся возможности обучения непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения), в том числе по медицинским показаниям в связи с ограниченными возможностями здоровья; под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии), в том числе через сеть Интернет или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;

организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе реализовывать с использованием ДОТ общеобразовательные и профессиональные образовательные программы различных уровня и направленности при всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании; основные образовательные программы могут реализовываться с использованием ДОТ частично. Соотношение объема занятий с использованием ДОТ и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом [Там же. Ст. 66].

Построение индивидуальных траекторий предусмотрено в статье 63, в которой указано, что: при обучении по индивидуальному учебному плану для обучающегося составляется индивидуальное расписание занятий;

расписание занятий формируется с учетом формы обучения, основных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой, и включает в себя аудиторные и иные формы занятий, проводимые педагогическим работником с обучающимися; в расписание занятий не включаются учебные курсы, предметы, дисциплины, модули, которые осваиваются обучающимся с использованием ДОТ без участия педагогического работника (самостоятельно).

Анализ статьи 63 позволяет сделать вывод, что занятия, проводимые с использованием ДОТ, но вместе с сетевым педагогом, включаются в расписание занятий. Такие занятия позволяют реализовать закрепленное в статье 49 право педагогических работников на применение авторских методик обучения, на выбор учебных пособий и иных средств обучения, на пользование информационными ресурсами, доступ к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, необходимым для педагогической деятельности, на участие в экспериментальной деятельности и внедрении инноваций [Там же. Ст. 49].

Представленный анализ документов позволяет сделать выводы:

1) о правомочности организации учебного процесса в общеобразовательной школе на базе ИСДО при условии разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения с использованием ДОТ;

2) о перспективности и востребованности организации учебного процесса в общеобразовательной школе в условиях ИСДО для:

реализации личностно ориентированного обучения в рамках классноурочной формы, предполагающего необходимость дифференцированного подхода к обучению, ориентацию на интеллектуальное и нравственное развитие личности, учет индивидуальных особенностей каждого ученика; создания технологии (механизма) вос-

полнения пробелов в знаниях, возникающих из-за пропусков учащимися занятий по различным причинам,

формирования и развития универсальных учебных действий, обеспечи-

вающих способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса; развития творческой и познавательной активности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГЕЙН А. Г. Информация как педагогический ресурс // Информатика. 2011. №3.

2. ЛАПЁНОК М. В. Теоретико-методические основы организации информационной среды дистанционного обучения в общеобразовательной школе // Педагогическое образование в России. 2011. № 2.

3. НАЦИОНАЛЬНАЯ образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Д. Медведевым 4 февраля 2010 г. URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/info/14613.html.

4. ПРОЕКТ федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 декабря 2010 г. URL: http://mon.gov.ru/dok/proj/6649/

5. РОБЕРТ И. В. Теория и методика информатизации образования / ИИО РАО. М., 2008.

6. СТАРИЧЕНКО Б. Е. Компьютерные технологии в вопросах оптимизации образовательных систем / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.

7. ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М. : Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

8. ХЕН Д. Педагогика и технология — применение телекоммуникации в образовании // Информатика и образование 1996. Спец. вып. : Технологическое образование.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. Н. Шамало

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.