Психология и психотерапия семьи» №3 2022 | http://familypsychology.ru
СЕКЦИЯ «СЕМЬЯ С ОСОБЫМИ ЗАДАЧАМИ РАЗВИТИЯ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ»
Ведущая: Татьяна Якимова, кандидат психологических наук, доцент МГППУ, системный семейный психотерапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКиП).
Секция «Семья с особыми задачами развития в эпоху пандемии» посвящена тому, с какими вызовами и трудностями столкнулись семьи, в которых есть дети или взрослые с особыми потребностями развития. Конечно, речь идет не только о трудностях, но и о том, какие ресурсы и новые возможности в ситуации пандемии и неопределенности семьи нашли для себя. И конечно, будет очень важно узнать, какие новые стратегии сопровождения предлагают этим семьям помогающие специалисты.
THE SECTION «FAMILY WITH SPECIAL DEVELOPMENT TASKS IN THE ERA OF
THE PANDEMIC»
The section «Family with Special Development tasks in the era of the pandemic» is devoted to the
challenges and difficulties faced by families with children or adults with special development needs. Of course, we are talking not only about difficulties, but also about what resources and new opportunities families have found for themselves in a situation of pandemic and uncertainty. And, of course, it will be very important to find out what new support strategies are offered to these families by helping specialists.
DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-32-33
ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: ЗНАЧЕНИЕ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Щербакова Анна Михайловна к.пед.н., профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Москва, Россия [email protected]
Ключевые слова: дети с нарушениями развития, продуктивная деятельность, совместная деятельность родителя и ребенка, психолого-педэтогическое консультирование семьи.
REMOTE COUNSELING OF CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS: THE IMPORTANCE OF PARENTAL INVOLVEMENT
ShcherbakovaAnna PhD, professor
Moscow State University of Psychology and Education (MSUPE)
Moscow, Russia [email protected]
Keywords: children with developmental disorders, productive activity, joint activity of parents and children, productive activity, psychological and pedagogical support of the family.
«Психология и психотерапия семьи» №3 2022 | http://familypsychology.ru
Одной из важнейших задач работы с семьей ребенка с нарушением развития является помощь родителям во включении их в совместную с детьми деятельность. Успешность социального и личностного становления ребенка во многом зависит от готовности родителя к взаимодействию в рамках деятельности, обеспечивающей приобретение опыта, релевантного потребностям развития (Мастюкова, Московкина, 2003; Щербакова, 2012). При этом в известных нам работах, посвященных проблеме семьи, воспитывающей ребенка с нарушением развития, не ставится вопрос о связи психологических особенностей родителей с их готовностью к включению в совместную с ребенком деятельность.
Мы предположили, что уровень включенности родителя, воспитывающего ребенка с нарушением развития, в совместную с ребенком продуктивную деятельность имеет связь с психологическими особенностями родителя. Нами было осуществлено экспериментальное исследование, в котором, согласно методике «Психологический тип родителя» (Ткачёва, 2014), у родителей выявлялся один из трех психологических типов: авторитарный, невротичный или психосоматический. Также родителям была предложена анкета, проводились беседы и осуществлялось наблюдение за их совместной с детьми продуктивной деятельностью в ходе специально разработанной программы психолого-педагогической коррекции. Результаты исследования показали (Щербакова, 2021), что преобладающим психологическим типом родителей детей с нарушениями развития является психосоматический — 70% исследуемой группы. Невротичный тип и авторитарный выявлены у равного числа исследуемых — по 15%.
Психологической особенностью психосоматического типа является определенная эмоциональная лабильность. При способности проявлять тенденцию к доминированию, свойственному родителям авторитарного типа, отмечаются частые смены настроения, как у родителей невротичного типа. При этом яркие проявления эмоций нехарактерны, преобладают сдержанность и корректность. Многие матери во время исследования выглядели уставшими, жаловались на плохое самочувствие — головные боли, бессонницу, раздражительность, частую смену настроения. Их основной ресурс уходит на занятия с детьми дома.
Анализ связи между психологическим типом родителей и их уровнем включенности в совместную с ребенком продуктивную деятельность показал, что среди матерей психосоматического типа удовлетворительный уровень включенности имеют 79%, высокий уровень включенности имеют 21%, низкий уровень включенности отсутствует.
По итогам участия в коррекционно-развивающей программе группа матерей психосоматического психологического типа продемонстрировала значительную динамику: показатель их включенности повысился до 79%, изменения попадают в зону значимости.
Данные, полученные в проведенном нами исследовании, дают обоснование для использования найденных подходов повышения включенности родителей в совместную с ребенком деятельность в дистанционном консультировании детей с особыми образовательными потребностями.
Литература
Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. (2003). Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии, Селиверстов В. И. (ред.). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 408.
Ткачева, В. В. (2014). Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, с. 160. Щербакова, А. М. (2012). Значение предметно-практической деятельности в социальном становлении детей с ограниченными возможностями здоровья: Шеманов А. Ю. (ред.), Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации. М., 76-93.