УДК 364.642-056.24
ИЗУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ,
ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
STUDIES OF THE RELATIONS BETWEEN CHILDREN AND THEIR PARENTS IN THE FAMILIES WITH HANDICAPPED CHILDREN
Т. М. Кожанова T. M. Kozhanova
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме исследования особенностей родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе полученных экспериментальных данных делается вывод о необходимости создания программы формирования гармоничных и адекватных родительско-детских взаимоотношений.
Abstract. The article is devoted to the problem of researching the peculiarities of the relations between children and their parents in the families with handicapped children. On the basis of the experimental data the conclusion about the necessity of creating the program of the harmonic and adequate relations between children and their parents is made.
Ключевые слова: родительско-детские взаимоотношения, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Keywords: relations between children and their parents, handicapped children.
Актуальность исследуемой проблемы. Проблемам семейных взаимоотношений посвящены работы многих известных педагогов и психологов прошлого и современности: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, И. А. Сикорского, М. М. Манасеиной, В. В. Зеньковского, А. В. Петровского, А. С. Макаренко, А. И. Захарова, А. С. Спиваковской, А. Я. Варга, Л. С. Выготского, Э. Эриксона, А. Адлера, Э. Г. Эйдемиллера, А. Е. Личко и др. В их научных трудах раскрыты различные функции семьи, определена роль родителей в воспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и родителей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющее отношение к феномену семьи.
Начало изучению эмоциональных характеристик родителей больных детей было положено за рубежом. Большинство западных авторов описывают широкий диапазон невротических и психотических расстройств у родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди рассматриваемых проблем у исследователей вызывают интерес степень выраженности и длительности эмоционального стресса, тенденция к социальной изолированности и отчужденности
таких семей, проблема стабильности семьи и изменившегося социального статуса родителей.
Изучением вопросов детско-родительских взаимоотношений, проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, занимались и отечественные ученые. Еще в XIX веке клиницисты и педагоги (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, В. П. Кащенко, И. В. Маляревский и др.) изучали проблемы семей, имеющих детей с особенностями в развитии, роль семьи и ее влияние на состояние больного ребенка. Считалось, что семья содействует врачу и педагогу в правильном выборе метода и создает соответствующую обстановку для его использования. Однако к середине XX столетия гуманистические подходы были утеряны. В 60-80-е годы XX века в СССР активно развивалась система дифференцированного обучения. Вопросами воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стали заниматься в условиях специального образовательного учреждения, а семьи были практически отстранены от учебно-воспитательного процесса. Ряд ученых, продолживших изучение проблем семей в это время, разрабатывали рекомендации для родителей, отмечая, что их влияние на развитие проблемного ребенка должно быть определяющим.
В наше время семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается как реабилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард,
Н. В. Мазурова, Г. А. Мишина, Е. М. Мастюкова, Л. И. Солнцева, В. В. Ткачева и др.). Однако исследования взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии, показывают наличие трудностей в принятии родителями «особого» ребенка, недостаточность знаний у родителей об особенностях воспитания ребенка с проблемами в развитии, с одной стороны, отгороженность, изолированность детей от близких взрослых - с другой. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, специальной педагогической и психологической помощи. Родители так же, как и их дети, нуждаются в абилитации, реабилитации, адаптации в сложившейся ситуации. Их нужно готовить к правильному, адекватному восприятию и принятию детей с отклонениями в развитии, создавая специальные программы. Именно от родителей, особенно на ранних этапах развития ребенка, зависит здоровье, физическая и психическая подготовленность, социализация и интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этой связи целью нашей работы явилось изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материал и методика исследований. Для решения поставленной цели нами были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; анкетирование, беседа; методы математической обработки данных исследования.
Констатирующий этап эксперимента (октябрь-декабрь 2008 г.) был проведен нами на базе Республиканского государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата «Надежда» Минобразования Чувашии.
В качестве методик диагностирования были подобраны методики В. В. Ткачевой: «Психологический тип родителя» - с целью определения психологического типа родите-
лей; «История жизни с проблемным ребенком» - с целью уточнения основных проблем, волнующих конкретного родителя.
Результаты исследований и их обсуждение. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме детско-родительских взаимоотношений [3], [4], [5], [6] позволило нам выделить особенности в личностном развитии детей и в их отношениях с родителями:
- ребенок с отклонениями в развитии демонстрирует высокую потребность в эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости. Недостаточность и неадекватность родительско-детского общения проявляется в замещении родителей другими субъектами. Неадекватное отношение родителей (других лиц) к детям отражается в их продуктивной деятельности;
- дети испытывают острую потребность в теплых аффилативно-насыщенных (И. Ю. Левченко) отношениях с родителями. У части детей отношения с родителями как доминирующие складываются лишь с одним родителем (чаще с матерью), что свидетельствует либо об отсутствии второго родителя в семье, либо о его занятости, невнимательном и холодном отношении к ребенку с отклонениями в развитии. Результаты исследований семей также свидетельствуют о том, что наказания, которые применяют родители к детям, воспринимаются последними как адекватные, в силу их психической недостаточности;
- у детей выявляется отсутствие образа отца. Некоторые дети не дифференцируют образ отца и матери, родители воспринимаются ими как нечто абстрактное, дети не идентифицируются по половому признаку с кем-либо из родителей (мальчики - с папами, а девочки - с мамами);
- родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным миром и формируют дезадаптивные характерологические черты личности;
- недостаточность детско-родительских отношений приобретает эмоциональнонеблагоприятные оттенки: отвержение, изолированность, агрессия, страх. Лишь у части детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами.
Для проверки полученных теоретических выводов нами был проведен констатирующий этап эксперимента. В диагностике участвовало 28 родителей воспитанников дошкольного отделения и 27 родителей учащихся начальной школы.
В результате анкетирования были определены психологические типы родителей (деформации личностей родителей вследствие длительной психотравмирующей ситуации), воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Авторитарный тип выявлен у 21,8 % опрошенных родителей, невротичный - у 9,1 %; психосома-тичный (в чистом виде) имеют 29,1 % респондентов, психосоматичный с авторитарными проявлениями - 27,3 %, психосоматичный с невротичными проявлениями - 7,3 %; эмоциональная реакция родителей на дефект ребенка лежит в плоскости нормативного отношения к проблеме ребенка у 5,4 % респондентов.
Для родителей авторитарного типа присуща активная жизненная позиция, которая проявляется в желании найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. В отношениях с ребенком родители данного типа используют жесткие формы взаимодействия вплоть до холодности или отстраненности от проблем ребенка.
Родителям свойственен неравномерный характер применения воспитательных мер, использование жестких форм наказания (окрик, избиение), выдвижение неадекватных требований к ребенку без учета его реальных возможностей.
Родителям невротичного типа свойственна пассивная личностная позиция, фиксация на отсутствии выхода из сложившейся ситуации (не способны принять проблемы ребенка, не стремятся преодолевать их). Невротичные родители стремятся отгородить своего ребенка от всех проблем, некритично оценивают возможности и гиперболизируют проблемы ребенка, в воспитании проявляют несостоятельность, испытывают трудности с послушанием ребенка, часто идут на уступки.
Психосоматичному типу характерны черты авторитарного и невротичного типов. Родители психосоматичного типа проблемы ребенка и личные переживания скрывают от посторонних взглядов и переживают внутри. Все свои усилия они направляют на оказание помощи ребенку. Родители данного типа склонны гиперопекать ребенка.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья нежные прикосновения и ласка родителей приобретают особую значимость: укрепляют эмоциональное равновесие детей, помогают им ощущать себя любимыми и придают уверенность в своих силах. По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что нежность к своему ребенку проявляют 96,3 % родителей, не проявляют - 3,6% опрошенных.
Совместное времяпровождение родителей и детей лежит в основе успешного воспитания, положительно сказывается на психологическом состоянии детей. Положительно на вопрос о совместном времяпровождении, чтении книг ответили 96,2 % родителей, отрицательно - 1,6 %.
Анализ результатов показывает, что 32,7 % родителей, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не довольны тем, какой у них ребенок, довольны своим ребенком - 69 %. Условно принимают своего ребенка таким, каков он есть, со всеми недостатками и проблемами - 98,1 %, не принимают - 1,8 % опрошенных родителей, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вместе с тем из бесед с родителями выявлено, что не все родители принимают своего ребенка и его диагноз. Как правило, такие родители говорят о том, что в их жизни «один негатив, нет позитивных моментов», что они «устали от такой жизни и не видят выхода».
Результаты диагностической методики «История жизни с проблемным ребенком» позволили нам выяснить, какие основные проблемы тревожат родителей, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Наибольшее количество родителей волнуют проблемы самого ребенка: невозможность самостоятельно сидеть, стоять, передвигаться (43,6 %); нарушения речи или ее отсутствие (21,8 %); отставание в развитии (20 %); невнимательность (16,3 %); неуспеваемость и трудности в учебе (9 %); гиперактивность (9 %); ранимость, чувствительность, сентиментальность, раздражительность (10,7 %); состояние мелкой моторики рук (7,2 %); проблемы в поведении (7,2 %); «плохая» память (5,4 %); утомляемость (5,4 %); нарушения зрения (3,6 %).
Большое количество родителей переживают из-за диагноза ребенка (36,3 %), отмечают, что их дети требуют большого внимания к себе (9 %), часто болеют (7,2 %). Также родителей беспокоят денежные проблемы (3,6 %), длительное по времени лечение (34,5 %), частая смена места работы из-за лечения (1,8 %), боязнь выйти на работу (1,8 %), проблемы с получением качественного медицинского сопровождения и связанная с этим бумажная волокита (3,6 %), страх перед будущим ребенка (1,8 %), чужое мне-
ние и незнание того, как себя вести с проблемным ребенком на людях (9 %). Испытуемых родителей волнуют отсутствие контакта ребенка с другими детьми и трудности общения со сверстниками (9 %), частые истерики детей (3,6 %), недостаточное внимание и забота со стороны отца и бабушек по отношению к ребенку (3,6 %). Чувство вины испытывает
1,8 %, чувство неполноценности - 1,8 % родителей. Это заставляет задуматься над адекватным пониманием и принятием ребенка с ограниченными возможностями в целом. Также родителей волнует собственное отношение к проблемам и болезням ребенка (49 %). О тяжелых переживаниях матерей не всегда знали их близкие (3,6 %), особенно мужья (1,8 %).
Резюме. Полученные результаты показали необходимость проведения коррекционной работы по формированию гармоничных и адекватных родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая работа включает диагностику и консультирование родителей, проведение игровых и обучающих тренингов и занятий, педагогическое просвещение родителей, что возможно в рамках деятельности «Клуба успешных родителей».
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдрахманова, Ю. Р. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника / Ю. Р. Абдрахманова // Семья. Государство. Общество : сборник научных статей. - М. ; Чебоксары, 2009. - С. 3-4.
2. Аврамова, Н. А. Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации детско-родительских отношений / Н. А. Аврамова, Н. В. Павлова, И. В. Иванова // Семья. Государство. Общество : сборник научных статей. - М. ; Чебоксары, 2009. - С. 4-7.
3. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головиц. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2001. - 304 с.
4. Каптерев, П. Ф. Задачи семейного воспитания: избранное / сост., вступ. ст. М. В. Богусловского, К. Е. Сумнительного. - М. : Издательский дом «Карапуз», 2005. -192 с.
5. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития : пособие для пе-дагогов-психологов / Е. А. Савина и др. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 223 с.
6. Скворцова, В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В. О. Скворцова. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 . - 160 с. - (Специальная психология).
7. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование / В. В. Ткачева. - М. : Книголюб, 2007. - 144 с.
8. Частные методики адаптивной физической культуры : учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. -М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.