Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В БОГОСЛОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ "КЛАССИЧЕСКОГО" ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОЧНЫХ КУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ "БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ И ГИМНОГРАФИЯ" ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ "ТЕОЛОГИЯ"'

ДИСТАНЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В БОГОСЛОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ "КЛАССИЧЕСКОГО" ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОЧНЫХ КУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ "БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ И ГИМНОГРАФИЯ" ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ "ТЕОЛОГИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИТУРГИКА / ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Елена Николаевна

В статье анализируются и сопоставляются методики преподавания богословских дисциплин с использованием дистанционной технологии на факультете дополнительного образования ПСТГУ и в Институте дистанционного образования ПСТГУ, а также опыт перевода очного обучения в дистанционное весной 2020 г. на примере курса «Богослужебный устав и гимнография», изучаемого в рамках программы профессиональной переподготовки «Теология». Показано, что перевод очного курса «Богослужебный устав и гимнография» в дистанционный формат способствовал методическому сближению двух форм обучения (очной и заочной с применением дистанционной образовательной технологии) и одновременно выявил особенности каждой из них. Включение в очный курс инструментов дистанционной технологии обучения обогатило его техническими средствами и внесло методическую упорядоченность. Технические средства платформы Moodle позволили сохранить практическую направленность курса (совмещение теории с опытом посещения церковных служб) и встроенность очного курса в церковный календарь. В статье рассмотрены также методические возможности двух форм обучения в контексте воспитывающего (воцерковляющего) характера курса «Богослужебный устав и гимнография»; выявлены особенности выстраивания коммуникации между преподавателем и учащимися при очном обучении и на заочных занятиях с использованием дистанционных образовательных технологий в Институте дистанционного образования ПСТГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANT TECHNOLOGY IN THEOLOGICAL EDUCATION: METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF “CLASSICAL” DISTANCE LEARNING AND POSSIBILITIES OF REMOTE SUPPORT FOR FULL-TIME COURSES WITH THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE “TYPICON AND HYMNOGRAPHY” OF THE THEOLOGICAL PROFESSIONAL RETRAINING PROGRAMME

The article analyses and compares methods of teaching theological disciplines using distant technologies on the Faculty of Advanced Further Education and in the Institute of Distance Learning at St. Tikhon’s Orthodox University, as well as the experience of transferring full-time education to distance learning in spring of 2020 using the example of the discipline “Typicon and Hymnography” taught at the Theological professional retraining programme. It is shown that the transfer of the full-time course “Typicon and Hymnography” to distance learning encouraged the methodological convergence of two forms of education (full-time and part-time with the usage of distant educational technology) and at the same time identi ed distinctive features of each of them. Full-time course was enriched by the inclusion of the distance learning technology tools with technical means, which added methodological orderliness. Moodle platform’s technical facilities allowed the teachers to keep practical orientation of the course (theory combined with the experience of attending church services) and integration of full-time course into the church calendar. The article also examines methodological opportunities of both forms of education, in context of an educative (that brings a person to church) mode of the course in Typicon and Hymnography. The article also describes features that form the communication between the teacher and students in full-time and in part-time education using distant educational technologies at the Institute of Distance Learning of St. Tikhon’s Orthodox University.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В БОГОСЛОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ "КЛАССИЧЕСКОГО" ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОЧНЫХ КУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ "БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ И ГИМНОГРАФИЯ" ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ "ТЕОЛОГИЯ"»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

2022. Вып. 64. С. 65-75

БОГ: 10.15382МигГУ202264.65-75

Елена Николаевна Никулина, канд. пед. наук, ПСТГУ Москва, Россия nikulina-e-n@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-9954-2501

Дистанционная технология в богословском образовании: методические основы

«КЛАССИЧЕСКОГО» ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОЧНЫХ КУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«Богослужебный устав и гимнография»

ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

«Теология»

Аннотация: В статье анализируются и сопоставляются методики преподавания богословских дисциплин с использованием дистанционной технологии на факультете дополнительного образования ПСТГУ и в Институте дистанционного образования ПСТГУ, а также опыт перевода очного обучения в дистанционное весной 2020 г. на примере курса «Богослужебный устав и гимнография», изучаемого в рамках программы профессиональной переподготовки «Теология». Показано, что перевод очного курса «Богослужебный устав и гимнография» в дистанционный формат способствовал методическому сближению двух форм обучения (очной и заочной с применением дистанционной образовательной технологии) и одновременно выявил особенности каждой из них. Включение в очный курс инструментов дистанционной технологии обучения обогатило его техническими средствами и внесло методическую упорядоченность. Технические средства платформы Moodle позволили сохранить практическую направленность курса (совмещение теории с опытом посещения церковных служб) и встроенность очного курса в церковный календарь. В статье рассмотрены также методические возможности двух форм обучения в контексте воспитывающего (воцерковляю-щего) характера курса «Богослужебный устав и гимнография»; выявлены особенности выстраивания коммуникации между преподавателем и учащимися при очном обучении и на заочных занятиях с использованием дистанционных образовательных технологий в Институте дистанционного образования ПСТГУ.

Е. Н. Никулина

© Никулина Е. Н., 2022.

Ключевые слова: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, дистанционное обучение, дистанционная образовательная технология, ли-тургика, воспитывающее обучение, методика преподавания в высшей школе, дополнительное профессиональное образование, богословское образование.

До недавнего времени дистанционная технология обучения в вузах была далеко не на первом месте, преимущество отдавалось традиционному очному обучению в лекционно-семинарском формате с классической формой экзамена по билетам. Однако карантинные меры 2020 г. поставили преподавателей и студентов перед необходимостью освоения дистанционного формата обучения. В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) дистанционное образование активно развивается с 2004 г., сначала на базе факультета дополнительного образования, затем — в специально созданном Институте дистанционного образования ПСТГУ (ИДО ПСТГУ). И к моменту вынужденного перехода на дистанционную форму обучения весной 2020 г. в Университете уже накопился ценный опыт использования дистанционной технологии обучения в преподавании богословских дисциплин. В связи с этим представляется небезынтересным проанализировать перевод очного преподавания в дистанционное в методическом ракурсе, по ходу дела сопоставляя достоинства и слабые места очного и дистанционного обучения1. Последнее мы будем рассматривать в двух вариантах — как заочное обучение с применением ДОТ (дистанционной образовательной технологии), реализуемое в Институте дистанционного образования (ИДО) ПСТГУ, и как вынужденный дистанционный формат очных (вечерних) занятий.

Наше небольшое исследование было проведено на примере курса «Богослужебный устав и гимнография», изучаемого в рамках программы профессиональной подготовки «Теология», которая реализуется на факультете дополнительного образования (ФДО) ПСТГУ и в ИДО ПСТГУ. Методические особенности данного курса были подробно раскрыты ранее2. Напомним их вкратце, поскольку они имеют прямое отношение к цели данного исследования. Курс (как и программа профпереподготовки «Теология» в целом) предназначен для лиц с высшим профессиональным образованием и призван способствовать во-церковлению учащихся через осознанное вхождение в православную богослужебную традицию. Слушатели имеют высокую мотивацию к обучению. Курс

1 Исследования такого рода уже начали проводиться, см.: Захарова У. С., Вилкова К. А., Егоров Г. В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 115—137; Шибанова Е. Ю., Абалмасова Е. С., Егоров А. А., Захарова У. С., Семенова Т. В. Оценка возможности перевода курсов на дистанционные формы обучения // Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Современная аналитика образования. 2020. Вып. 6 (36). С. 46—54; Абрамян Г. В., Катасонова Г. Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 1—9; Ценер Т. С., Ошкина А. В. Особенности обучения в онлайн-формате в высшей школе в форсированных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5—3 (44). С. 170—177, и др.

2 См.: Никулина Е. Н. Литургика для мирян: методологические основы обучения взрослых в рамках программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 44—52.

не предназначен для подготовки священнослужителей, регентов и уставщиков, поэтому уставные правила представлены в нем в минимальном объеме, необходимом для восприятия богослужения мирянином. Особое внимание уделяется богословию богослужебных текстов и служб в целом. Лекционный материал на очных занятиях сопровождается прослушиванием песнопений и разбором их богословского содержания по богослужебным книгам. Для закрепления материала разработана система контрольных работ. Очный курс встроен в церковный год: богослужебные особенности различных его периодов изучаются в то время, когда они имеют место на службах (Рождественское богослужение — перед Рождеством Христовым, великопостное богослужение — Великим постом и т. д.). В курсе реализована концепция воспитывающего обучения, воздействия «не только на ум, но и на сердце учащегося»3, что особенно важно при изучении богословских дисциплин. При переходе на удаленный формат обучения необходимо было сохранить означенный замысел курса как воцерковляющего и практико-ориентированного. Рассмотрим, какие возможности и инструменты дистанционной образовательной технологии (ДОТ) оказались востребованными при данном переходе и как эти же инструменты используются в «классическом» дистанционном образовании (заочном обучении с применением ДОТ) в ИДО.

Вебинар как виртуальный аналог лекций. При переводе очных занятий в дистанционный формат в первую очередь необходимо было найти виртуальный аналог лекций. Система дистанционного обучения ИДО (elearn.ido.net.ru) работает на платформе Moodle m3.11. Ее дублер был предложен всем факультетам ПСТГУ как «Система дистанционного обучения (СДО) факультеты» (https:// online.pstgu.ru/). В СДО имеется сервис «Вебинар», который позволяет преподавателю не только читать лекцию в «режиме радио», когда учащиеся слышат голос лектора, но и показывать презентации. Рассказ по презентации, на наш взгляд, вообще является одной из самых удачных форм лекционного занятия в силу использования принципа наглядности, теоретическое обоснование которого дал еще Ян Амос Коменский (1592—1670) в «Великой дидактике»4. Для преподавателя такая форма лекции удобна тем, что позволяет обойтись без конспекта: план занятия, фактический материал и нужные цитаты уже отражены на слайдах. В презентации курса Устава включены схемы служб, тексты песнопений и другие материалы. К сожалению, при проведении занятий в вебинаре теряется возможность работы с печатными богослужебными книгами, знакомство с которыми является важным условием успешного освоения курса5. Преподаватель вынужден перед занятием самостоятельно подбирать в электронных версиях книг изучаемые богослужебные тексты и во время занятия выводить их

3 Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем / сост. игум. Марк (Лозинский). М.; СПб.: Изд. Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995. С. 63. Письмо № 13 еп. Леониду (Краснопевкову).

4 Об истории принципа наглядности см., например: Гусейнов А. З., Турчин Г. Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Известия Саратовского университета. 2007. Т. 7. С. 64-67.

5 Как показывает опыт, электронные копии богослужебных книг, даже аналогичные печатным изданиям (в форматах PDF и DjVu), пригодны только для слушателей, уже знакомых с печатными книгами.

на экран. Возможность прослушивания богослужебных песнопений остается: слушателям можно показать заранее записанное видео с ютуб-канала факультета (звук и текст песнопения на церковнославянском языке). То есть для проведения вебинара с использованием наглядного и звукового учебного материала, в отличие от очной лекции, необходима существенная методическая подготовка, требующая немалых затрат времени. На вебинаре остается возможность опроса группы, слушатели могут отвечать в чате или в микрофон со включенной или выключенной камерой.

Самой существенной проблемой вебинара является выстраивание контакта с аудиторией и поиск обратной связи. Контакт с аудиторией важен для лекций любой тематики, но на курсе «Богослужебный устав и гимнография» он имеет особое значение. «Богослужебный устав и гимнография», пожалуй, единственный в программе «Теология» предмет, для освоения которого недостаточно аудиторных и домашних занятий. Цель курса, как мы говорили, — это включение слушателей в богослужебную традицию православия. Поэтому обучение неотделимо от личного опыта участия в богослужении. Но побудить учащихся посещать богослужение не всегда просто, поскольку на программу «Теология» зачастую приходят взрослые люди, для которых богослужение не является естественной частью их жизни, выстраивание ее согласно церковному календарю для них еще не стало нормой. В случае личного контакта с учащимися на занятиях помимо слов в распоряжении преподавателя находятся невербальные средства коммуникации — жесты, мимика и пр. Преподаватель видит реакцию на свои призывы посещать храм, может смягчить сказанное улыбкой и т. д. Кроме того, преподаватель видит, насколько внимательно группа его слушает, как реагирует на проблемные диалоги с кем-то из учащихся, не отвлекается ли кто на постороннее. И в случае ослабления внимания лектор может срочно «принять меры» — задать неожиданный вопрос, рассказать какой-то случай. Кроме того, воспитательное (воцерковляющее) воздействие оказывает так называемая образовательная среда — нахождение в стенах православного университета, общая молитва, атмосфера в группе, общение с более воцерковленными сокурсниками.

На занятии через вебинар круг коммуникативных средств существенно сужается. При небольшой группе (6—8 человек) слушатели имеют возможность включить камеры, и тогда преподаватель видит реакцию на свои слова, а слушатели видят друг друга. Но чаще занятия проходят в группах из 20—30 человек. При такой численности учащихся работа камер ухудшает качество связи, их приходится отключать, и в этом случае преподаватель видит перед собой лишь список присутствующих, что зачастую приводит к ощущению, что он рассказывает «сам себе», а учащиеся изолированы друг от друга. Степень внимания слушателей проверить невозможно. Конечно, лектор может включить свою камеру, но контакт с группой в этом случае будет односторонним. В связи с этим представляется весьма эффективной не строго лекционная форма изложения материала в вебинаре, а объяснение, регулярно прерываемое вопросами, ответы на которые группа публикует в чате. Преподаватель может их комментировать, может выбрать один-два наиболее удачных ответа и с опорой на них строить дальнейшее объяснение. Поддерживать обратную связь на вебинарах ФДО помогало

предшествующее очное знакомство с группой, в рамках которого со многими учащимися сформировались личностные взаимоотношения. Возможно, с этим связан такой, казалось бы, странный факт, как согласие учащихся на лекцию с выключенной камерой преподавателя: достаточно было голоса лектора и презентаций с аудиоматериалами.

Вебинар оказался удобной формой занятий и при возвращении к очным лекциям. Отъезды преподавателя и даже болезни перестали быть причиной отмены занятий, они просто переносились в вебинары. И до настоящего времени на ФДО вебинары продолжают активно использоваться для разовой замены очных лекций и семинаров, через них осуществляется трансляция занятий для студентов, отсутствующих на занятиях по болезни или другим причинам.

Вебинар и вопросы коммуникации в ИДО. В Институте дистанционного образования занятия проводятся в заочной форме с применением дистанционной образовательной технологии. Данная форма занятий предполагает самостоятельное знакомство учащихся с новым материалом, поэтому от преподавателя требуется детальная проработка каждой темы. Он обязан предоставить учащемуся список источников и литературы с указанием разделов для чтения, разработать систему заданий (вопросы, тесты, темы для обсуждения на форумах и пр.), обязан проверять ответы и консультировать учащихся в случае затруднений. Регулярных вебинаров как лекционных занятий с презентациями в курсе Устава нет6. Вебинары используются несколько раз за курс для разбора ошибок и наиболее сложных тем или не используются вообще. Также остается возможность предоставления учащимся ИДО записей вебинаров, проведенных со слушателями очной (вечерней) формы обучения.

Что касается контакта с аудиторией, то при заочном обучении с применением ДОТ вряд ли можно говорить о таком понятии, поскольку аудитории как таковой не существует. Группа как учебная единица редко выступает как единое целое в силу территориальной разобщенности и разновременной учебной активности учащихся: каждый слушатель входит в СДО в удобные для него часы, учится фактически в индивидуальном графике, посещаемость вебинаров — наверное, единственных занятий в режиме реального времени, невысокая. Поиск контакта с группой заменяется на выстраивание коммуникации с каждым учащимся персонально, что не всегда возможно как по причине только письменных средств связи (переписка в сервисе «Личные сообщения» или на форуме), так и в силу разной степени общительности слушателей. Разобщенность учащихся между собой и разобщенность группы и преподавателя, который знаком с учащимися только по фото, при заочном обучении с применением ДОТ не может не осложнять достижение главной цели курса — введение слушателей в богослужебную традицию православия. У преподавателя остается только возможность письменных призывов к посещению храма. Проверка «эффективности» данных призывов — одна из методических проблем курса.

Неплохим средством налаживания контакта с группой является вебинар-знакомство, позволяющий в неформальной обстановке обсудить вопросы пред-

6 На других предметах ИДО вебинары используются, но не как лекции, а для обсуждения проблемных вопросов, представления группе докладов слушателей и т. д.

стоящего обучения на курсе. В тех группах, где его удавалось провести, учебный процесс выстраивался более эффективно.

Вебинар как виртуальный аналог очного экзамена. Сервис «Вебинар» оказался весьма удобен и для проведения устного экзамена. Текст билета выводится на экран, слушатель готовится отвечать с включенной камерой, отвечает в микрофон. Но данная форма экзамена, к сожалению, не позволяет проверить умение работать с богослужебными книгами.

В ИДО для аттестации по курсу «Богослужебный устав и гимнография» экзамен в вебинаре используется в редких случаях, преимущество отдается сервису «Тестирование», или же оценка за курс ставится по итогам текущей успеваемости.

То есть в разных формах обучения сервис «Вебинар» играет разную роль: ключевую при переводе очного обучения в онлайн-формат и вспомогательную при заочном обучении с применением ДОТ, реализуемом в ИДО.

Сервис «Задание» является основным инструментом проверки знаний (текущей аттестации) по курсу «Богослужебный устав и гимнография» при заочной форме обучения с применением ДОТ в ИДО. В сервисе публикуются контрольные вопросы, на которые отвечает каждый слушатель; ответов друг друга учащиеся не видят. При переводе очных занятий в дистанционный формат контрольные работы для вечернего отделения были перенесены в сервис «Задание», что существенно облегчило контроль за своевременностью их выполнения (настройки сервиса дают возможность запретить публикацию после установленного срока) и проверку. Преподаватель может проверить контрольные работы из любой точки мира, вернуть их на доработку; оценка автоматически проставляется в ведомость, замечания ко всем работам видны не только слушателю, но и преподавателю и могут быть использованы на зачете или экзамене для дополнительных вопросов.

Сервис «Тестирование» активно используется при заочном обучении с применением ДОТ в ИДО и никак не был задействован при очном изучении курса «Богослужебный устав и гимнография» до весны 2020 г. При изучении курса в ИДО тесты выполняют как обучающую, так и контрольную функции. При переводе очных занятий в дистанционные данные тесты стали использоваться с теми же целями не только в период удаленного обучения, но и при возвращении к очным занятиям.

Сервис «Вики-документ» на платформе МооШе m3.11 позволяет организовать групповую работу над документом. Он используется только при заочном обучении с применением ДОТ в ИДО для подбора группой святоотеческих высказываний о богослужении.

Библиотека учебных материалов курса. Появление СДО решило одну из давних проблем очного курса Устава — отсутствие единого ресурса, на котором хранились бы все учебно-методические материалы по дисциплине. В СДО для этого есть целый ряд средств: возможность опубликовать в онлайн-кабинете курса отдельный текстовый файл (учебное пособие или статью), аудио- и видеофайлы, страницу со списком литературы или текстовой информацией (например, фрагменты курса догматического богословия, необходимые для анализа вероучи-

тельного содержания богослужебных текстов, или методические рекомендации по изучению курса). В дистанционном курсе Устава все это изначально присутствовало в библиографии курса.

Журнал успеваемости. Весьма полезным ресурсом оказался встроенный в СДО на базе МооШе m3.11 журнал успеваемости, куда автоматически вносятся оценки за задания, тесты, ответы на форуме. При дистанционном проведении очных занятий и при возвращении к очному обучению слушатели ФДО получили возможность видеть свои текущие оценки и оценку за курс. Журнал имеет несколько режимов просмотра, в том числе — персональный «Отчет по пользователю». В данном режиме и слушателю, и преподавателю видны не только текущие оценки, но и комментарии/замечания к ответам, которые, как уже говорилось, используются в качестве дополнительных вопросов на зачете и экзамене. В ИДО журнал успеваемости всегда был одним из важных учебных ресурсов.

Учебный график. При переводе очных занятий в дистанционный формат встроенность курса в церковный год удалось сохранить: расписание вебинаров было согласовано с Великим постом, Страстной и Светлой седмицами 2020 г. В заочном обучении с применением ДОТ, к сожалению, эту встроенность обеспечить невозможно, поскольку обучение проходит методом погружения (дисциплины изучаются одна за другой, каждая в течение 1—2 месяцев), на курс Устава выделено всего шесть недель. Курс Устава идет два раза в год, для одного потока осенью, для другого — весной. Это приводит к тому, что в осеннем курсе в течение Рождественского поста изучаются не только Рождество Христово, но и Великий пост, Страстная седмица и Пасха; в весеннем курсе Рождество Христово изучается Великим постом, а великопостные и страстные службы часто попадают на Пасхальный период. Закрепить на практике (узнать на богослужении) изучаемые особенности служб при таком графике обучения сложно. Пожалуй, единственным «методическим инструментом» для пробуждения у интернет-учащихся интереса к православному богослужению является система заданий. Она построена таким образом, чтобы, по словам свт. Феофана, «самим предметом... иной раз и невзначай падать на сердце»7. Вопросы контрольных работ нацелены не только на правила построения служб, но, прежде всего, на вероучи-тельное и нравственное содержание богослужебных текстов и последований. Для анализа предлагаются лучшие образцы православной гимнографии, созданные святыми песнотворцами. Работа с этими источниками приобщает слушателей к святоотеческому преданию в форме церковной поэзии и помогает постичь богословскую значимость богослужения и его роль в духовной жизни христианина.

Подведем итоги. Временный перевод очного курса Устава в дистанционный формат способствовал методическому сближению двух форм обучения (очной и заочной с применением ДОТ) и одновременно выявил особенности каждой из них, а также показал, что платформа МооШе m3.11 обеспечивает возможность проведения разных видов занятий.

Методическое сближение нашло свое выражение в использовании одних и тех же сервисов («Задание», «Тестирование», «Журнал успеваемости», общение

7 Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. Репр. воспр. изд. 1898-1901 гг. М., 2000. Вып. 2. С. 130. Письмо № 277.

с преподавателем через «Личные сообщения») и унификации содержания учебных заданий (тестов). Использование СДО внесло больше методической упорядоченности в очный учебный процесс: установился график сдачи контрольных работ; библиотека источников и литературы, задания, тесты, уведомления от преподавателя были размещены в одном ресурсе. Поэтому более правильно, наверное, говорить не столько о сближении, сколько о включении в очный курс инструментов дистанционной технологии обучения, обогащении очного курса ее техническими средствами. Слушатели ИДО (заочная форма с применением ДОТ) в методическом плане «выиграли», пожалуй, только в том, что им стали доступны записи вебинаров с аудио- и видеоматериалами.

К методическим особенностям каждой формы обучения на курсе Устава отнесем следующие:

• ведущую роль лекций и их аналога — вебинара в СДО для очного обучения и вспомогательную роль вебинара для заочного курса с использованием ДОТ;

• отметим также, что очная лекция и лекция-вебинар требуют более высокой компетенции преподавателя, тогда как при «классическом» дистанционном обучении (заочном с применением ДОТ) преподавателя относительно легко может заменить стажер, работающий по разработанному лектором курсу;

• встроенность двухсеместрового очного курса в церковный календарь, обеспечивающую совмещение теории с практикой (учебных занятий с посещением богослужения), и отсутствие возможности прожить с группой церковный год в шестинедельном курсе ИДО;

• контакт с аудиторией как обязательную часть очных занятий и (не всегда успешные) поиски контактов с отдельными учащимися в ИДО; личное знакомство с учащимися на очном курсе и «знакомство по фотографии» при заочном обучении с применением ДОТ.

Очные занятия даже при переводе в дистанционный формат и «впитывании» в себя инструментов дистанционной технологии обучения остались «самими собой», не перешли в «классическое» дистанционное обучение, поскольку осталось самое существенное различие данных форм обучения — способ знакомства с новым материалом. При очном (вечернем) обучении его объясняет лектор (в аудитории или в СДО на вебинаре). На курсе Устава в ИДО слушатель вынужден разбираться в новом материале сам. Таким образом, очные занятия и «классические» дистанционные так и остались разными формами обучения, несмотря на перевод очных занятий в СДО и использование в обеих формах обучения сервисов одной и той же платформы МооШе m3.11.

Поскольку технологии и методики обучения — это не самодостаточные инструменты, а всего лишь средства для достижения цели обучения, в заключение попытаемся ответить на два важных вопроса.

1. Как перевод занятий в дистанционную форму сказался на достижении цели курса «Богослужебный устав и гимнография» — способствовать вхождению учащихся в православную богослужебную традицию? Как представляется, в информативном плане при переводе лекций в вебинар слушатели ничего не потеряли, даже в некотором роде приобрели, поскольку вебинары стали доступ-

ны и в записи. «Потери», на наш взгляд, могут быть связаны с отсутствием личного контакта слушателя не только с преподавателем, но и с однокурсниками, поскольку учащиеся оказались изолированы от учебной среды, оказывающей воспитательное (воцерковляющее) воздействие (рассказы сокурсников о посещении служб, дискуссии о современной богослужебной практике и пр., к чему вебинар не располагает).

2. Второй вопрос, непосредственно связанный с первым: можно ли утверждать, что дистанционное обучение на курсе «Богослужебный устав и гимногра-фия» в ИДО (заочное с применением ДОТ) менее способствует достижению цели курса, нежели очное? Проведенный обзор методических средств обеих форм обучения свидетельствует о формальном преобладании «воспитывающих» факторов в очном обучении. Для заочного с использованием ДОТ остается, пожалуй, только «воспитывающее» содержание заданий курса. Но учитывая безусловное достоинство дистанционного обучения — возможность учиться из любой точки мира в удобное для себя время, пожалуй, можно предположить, что это «воспитательное средство» является решающим. Через выполнение учебных заданий слушатель «поневоле» пропитывается бесценными мыслями богослужебных текстов и духом православного богослужения. Принимая во внимание высокую мотивацию учащихся ИДО к изучению теологии и данного курса в частности, есть основания надеяться, что, получив на курсе основы знаний о богослужении, впоследствии слушатели будут возвращаться к изученному материалу и самостоятельно применять полученные знания на практике.

Список источников

Абрамян Г. В., Катасонова Г. Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 1—9. Гусейнов А. З., Турчин Г. Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Известия Саратовского университета. 2007. Т. 7. С. 64—67. Захарова У. С., Вилкова К. А., Егоров Г. В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 115— 137.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем / сост. игум. Марк (Лозинский). М.; СПб., 1995.

Никулина Е. Н. Литургика для мирян: Методологические основы обучения взрослых в рамках программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 44—52. Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. Репр. воспр. изд. 1898-1901 гг. М., 2000.

Ценер Т. С., Ошкина А. В. Особенности обучения в онлайн-формате в высшей школе в форсированных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-3 (44). С. 170-177. Шибанова Е. Ю., Абалмасова Е. С., Егоров А. А., Захарова У. С., Семенова Т. В. Оценка возможности перевода курсов на дистанционные формы обучения // Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Современная аналитика образования. 2020. Вып. 6 (36). С. 46-54.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 64. P. 65-75 DOI: 10.15382/sturIV202264.65-75

Elena Nikulina, Candidate of Sciences in Education St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities Moscow, Russia nikulina-e-n@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-9954-2501

Distant Technology in Theological Education: Methodological Foundations of "Classical" Distance Learning and Possibilities of Remote Support for Full-Time Courses with the Example of the Discipline "Typicon and Hymnography" of the Theological Professional Retraining Programme

Abstract: The article analyses and compares methods of teaching theological disciplines using distant technologies on the Faculty of Advanced Further Education and in the Institute of Distance Learning at St. Tikhon's Orthodox University, as well as the experience oftransferring full-time education to distance learning in spring of2020 using the example of the discipline "Typicon and Hymnography" taught at the Theological professional retraining programme. It is shown that the transfer of the full-time course "Typicon and Hymnography" to distance learning encouraged the methodological convergence of two forms of education (full-time and part-time with the usage of distant educational technology) and at the same time identified distinctive features of each of them. Full-time course was enriched by the inclusion of the distance learning technology tools with technical means, which added methodological orderliness. Moodle platform's technical facilities allowed the teachers to keep practical orientation of the course (theory combined with the experience of attending church services) and integration of full-time course into the church calendar. The article also examines methodological opportunities of both forms of education, in context of an educative (that brings a person to church) mode of the course in Typicon and Hymnography. The article also describes features that form the communication between the teacher and students in full-time and in part-time education using distant educational technologies at the Institute of Distance Learning of St. Tikhon's Orthodox University.

Keywords: St. Tikhon's Orthodox University, distance learning, distant educational technology, liturgics, educative learning, teaching methodology in higher education, additional professional education, theological education, further professional education.

E. Nikulina

References

Abramian G., Katasonova G. (2020) "Osobennosti organizatsii distantsionnogo obrazovaniia v vuzakh v usloviiakh samoizoliatsii grazhdan pri virusnoi pandemii". Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia. 2020, no. 3, pp. 1—9 (in Russian).

Guseinov A., Turchin G. (2007) "Razvitie printsipa nagliadnosti v istorii pedagogiki". Izvestiia Saratovskogo universiteta. 2007, vol. 7, pp. 64—67 (in Russian).

Nikulina E. (2019) "Liturgika dlia mirian: Metodologicheskie osnovy obucheniia vzroslykh v ramkakh programm professional'noi perepodgotovki i povysheniia kvalifikatsii". Vestnik PSTGU. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2019, vyp. 54, pp. 44—52 (in Russian).

Shibanova E., Abalmasova E., Egorov A., Zakharova U., Semenova T. (2020) "Otsenka voz-mozhnosti perevoda kursov na distantsionnye formy obucheniia". Shtormpervykh nedel': kak vysshee obrazovanie shagnulo v real'nost' pandemii. Sovremennaia analitika obrazovaniia. 2020, vyp. 6 (36), pp. 46-54 (in Russian).

Tsener T., Oshkina A. (2020) "Osobennosti obucheniia v onlain-formate v vysshei shkole v for-sirovannykh usloviiakh". Mezhdunarodnyi zhurnalgumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2020, no. 5-3 (44), pp. 170-177 (in Russian).

Zakharova U., Vilkova K., Egorov G. (2021) "Etomu nevozmozhno obuchit' onlain: prikladnye spetsial'nosti v usloviiakh pandemii". Voprosy obrazovaniia. 2021, no. 1, pp. 115-137 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 07.12.2021

The article was submitted 07.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.