Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 2 (54). С. 36-44 Pedagogical Review. 2024, vol. 2 (54), pp. 36-44
Научная статья УДК 372.881. 1
https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2024-2-36-44
Дистанционная подготовка выпускников средних общеобразовательных школ к ЕГЭ по английскому языку (разделы «Говорение» и «Письмо»)
Юлия Георгиевна Седёлкина1, Ксения Валерьевна Канаева2,
Татьяна Дмитриевна Макарова3
12•3 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация
Рассматривается методика дистанционной подготовки учащихся 10-11-х классов к устной и письменной частям ЕГЭ по английскому языку (разделы «Говорение» и «Письмо»). Дана краткая характеристика экзаменационных заданий с учетом изменений, внесенных в 2022-2023 гг. Дается понятие дистанционного обучения, его преимущества и недостатки, основные формы его реализации при обучении устной и письменной речи, а также сравнительная характеристика цифровых инструментов, применяемых для дистанционной подготовки к ЕГЭ. Приводятся результаты практического исследования, содержащие итоги трех анкетирований учащихся и преподавателей, проведенных с помощью ресурса Google Forms, - исследование дистанционной подготовки к устной и письменной (раздел «Письмо») частям ЕГЭ, а также использование школьниками социальных сетей. Результаты показали, что наибольшие трудности вызывают задания «Устное тематическое монологическое высказывание на основе плана» и «Развернутое письменное высказывание на основе таблицы/диаграммы». Что касается использования социальных сетей с целью изучения иностранного языка, то подавляющее большинство респондентов уже имеют такой опыт и считают наиболее популярным сервисом Telegram©. Представлен анализ средних результатов выполнения отдельных заданий устной части ЕГЭ по критериям оценивания 2020-2021 гг. и типичных ошибок, допускаемых экзаменуемыми. Среди них ошибки, связанные как с низким уровнем коммуникативной компетенции в целом и лингвистической в частности, так и со слабыми метапред-метными умениями. Научную новизну исследования составляют выявленные в результате всестороннего анализа типичные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся в процессе подготовки к устной и письменной частям ЕГЭ в дистанционном формате; типичные ошибки экзаменуемых при выполнении заданий открытого типа в письменной и устной частях ЕГЭ по иностранному языку; этапы дистанционного процесса подготовки к выполнению заданий экзамена с использованием сервисов Flipgrid© (подготовка к устной части) и Telegram© (подготовка к разделу «Письмо»). К ним относятся: развитие лингвистической компетенции путем активизации лексико-грамматических знаний учащихся; работа над критерием «Решение коммуникативной задачи»; использование аудиозаписей устных ответов учащихся; поддержание эмоционального и зрительного контакта во время онлайн-дискуссий; использование вербальных и визуальных опор при построении устных ответов.
Ключевые слова: ЕГЭ, английский язык, продуктивная речь, говорение, письмо, дистанционный формат обучения, Flipgrid©, Telegram©
Для цитирования: Седёлкина Ю. Г., Канаева К. В., Макарова Т. Д. Дистанционная подготовка выпускников средних общеобразовательных школ к ЕГЭ по английскому языку (разделы «Говорение» и «Письмо») // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 2 (54). С. 36-44. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-2-36-44
© Ю. Г. Седёлкина, К. В. Канаева, Т. Д. Макарова, 2024
Original article
Online training of secondary school graduates for the State Unified Exam in English (parts "Speaking" and "Writing")
Yuliya G. Sedelkina1, Kseniya V. Kanaeva2, Tat'yana D. Makarova3
12•3 St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Abstract
The article discusses the online training of secondary school leavers for the oral and written parts of the State Unified Exam in English (sections "Speaking" and "Writing" respectively). A brief description of the examination tasks, taking into account the changes made in 2022-2023, is given. The concept of "distance learning", its advantages and disadvantages, the main forms of its implementation in the training of language production, as well as the comparison of digital tools used for distance training for the Exam are presented. Scientific novelty of the research consists of (a) typical problems that teachers and students face preparing for the Exam in a distant format; (b) examinees typical mistakes in open-type tasks of the Exam; (c) stages of the online training for (1) the oral and (2) written (Writing) parts of the Exam, as well as (3) the use of social networks by school-leavers are discussed. The findings showed that tasks "An oral thematic monologue statement based on a plan" and "An extended written statement based on a table / diagram)" cause the greatest difficulties. As for the use of social networks for the purpose of foreign language learning, the vast majority of respondents reported having such experience and named Telegram© the most popular service. Also, the analysis of average results of individual tasks completion along with typical mistakes made by examinees in the oral part of the Exam in 2020-2021 is provided. Among them are errors associated both with a low level of communicative and linguistic competences, and with weak meta-subject skills. On the basis of the data obtained, the stages of online preparation for the Exam tasks using the services of Flipgrid© (preparation for the oral part) and Telegram© (preparation for the "Writing" section) were identified. These include: (1) the development of linguistic competence by activation of students' lexical and grammatical knowledge, (2) work on the criterion "performing communicative task", (3) the use of audio recordings of students' answers, (4) maintaining emotional and visual contact during on-line conversations, (5) the use of verbal and visual supports in the construction of oral responses.
Keywords: English, productive speech, State Unified Exam, speaking, writing, distant format, Flipgrid©, Telegram©
For citation: Sedelkina Yu. G., Kanaeva Ks. V, Makarova T. D. Distantsionnaya podgotovka vypusknikov srednikh obshcheobrazovatel'nykh shkol k EGE po angliyskomu yazyku (razdely «Govorenie» i «Pis'mo») [Online training of secondary school graduates for the Russian State Exam in English (parts "Speaking" and "Writing")]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2024, vol. 2 (54), pp. 36-44. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-2-36-44
Актуальность обращения к проблеме дистанционного обучения продуктивным видам иноязычной речи была продиктована эпидемиологической ситуацией в мире в 2020-2022 гг., в связи с чем часть подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) также проводилась в дистанционном формате. На современном этапе цель ЕГЭ по иностранным языкам заключается в определении уровня иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, формирование которой является одной из задач обучения иностранным языкам в школе согласно ФГОС [1].
В устной части ЕГЭ 2023 г. представлены четыре типа задания: 1) чтение текста вслух (задание 39/1); 2) условный диалог-расспрос (задание 40/2); 3) условный диалог-интервью (задание 41/3); 4) связное тематическое монологическое высказывание с элементами описания и рассуждения (задание 42/4). В 2023 г. были незначительно уточнены формулировки задания 42/4 ("Imagine that you
and your friend are doing a school project [...]: explain the choice of the illustrations for the project by briefly describing them and noting the differences; mention the advantages (1-2) of the two types of [...]; mention the disadvantages (1-2) [...]") и изменены критерии оценивания задания 41/3 (для получения 1-го балла допускаются фонетические, лексические и грамматические погрешности, которые не затрудняют восприятия) [2].
При подготовке к проверяемым на экзамене устно-речевым навыкам и умениям первостепенное внимание уделяется развитию спонтанной неподготовленной речи с опорой на: 1) источник информации (книгу, картинку, видео и т. д.); 2) жизненный и речевой опыт учащихся; 3) проблемную ситуацию (в дискуссиях, ролевых играх) [3, с. 215]. Методисты рекомендуют отводить время на активизацию требуемого фонетического, лексического и грамматического материала, а также избегать заучивания готовых, шаблонных ответов [4, с. 47]. Наиболее эффективным приемом подготовки к формату и заданиям экзамена является аудиозапись ответов учащихся с последующим анализом и совершенствованием высказываний [5, с. 22]. Владение учащимися такими стратегиями выполнения заданий, как внимательное прочтение инструкции, понимание коммуникативной задачи, грамотное использование вербальных опор, отслеживание времени ответа и т. п., повышает уверенность учащихся на экзамене и успешность выполнения заданий [6, с. 105].
Что касается письменной части ЕГЭ, то в данной статье уделяется внимание только разделу «Письмо» и его изменениям за последние два года. В связи с пандемией COVID-19 и резко возросшим уровнем виртуализации жизни формат заданий письменной части ЕГЭ в 2022 г. был изменен: письмо личного характера стало электронным, а аргументированное высказывание стало базироваться на диаграмме или таблице [7]. В 2023 г. были введены следующие изменения: 1) вследствие сокращения в количества заданий в разделе 3 «Грамматика и лексика» нумерация заданий в разделе «Письмо» также изменилась (с 39 и 40 на 37 и 38); 2) уточнены формулировки задания 38 (необходимо не просто представить 1-2 сравнения, но и прокомментировать их, а также в заключении необходимо не просто обозначить свое мнение, но и объяснить его); 3) ужесточены критерии оценивания задания 37 (в случае если 2 аспекта не раскрыты и 2-4 раскрыты неполно/неточно, выставляется 0 баллов) [2].
При сопоставлении результатов письменной части ЕГЭ 2019 и 2020 гг. отмечается рост средней успеваемости выпускников. Тем не менее сложности, с которыми сталкиваются старшеклассники, не меняются из года в год: в письме личного характера возникают проблемы с грамматикой, а в аргументированном высказывании - с решением коммуникативной задачи и языковым оформлением речи [8].
Чтобы не только понять причины выявленных проблем и ошибок, но и устранить их в дистанционном формате, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности будущего экзаменуемого. Как показывают недавние исследования, значительную роль в формировании его личности играет компьютеризация современного мира, предоставляющая возможность налаживать социальные контакты, заниматься самообразованием, не страдать от отчужденности [9, с. 32].
В связи с тем что в последние годы происходит активная цифровизация всех сфер общественной жизни, включая сферу образования, актуальным является поиск путей повышения эффективности учебного процесса и его результативности, а также преодоления трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся в условиях онлайн-обучения. В современных условиях под дистанционным обучением понимают организацию образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, предполагающих использование цифровых ресурсов для передачи информации и опосредованного синхронного или асинхронного взаимодействия учащихся и преподавателей [10; 11, с. 66]. К факторам, положительно влияющим на процесс онлайн-обучения устно-речевому общению, можно отнести доступность и разнообразие учебных материалов и инструментов [12, с. 21]. Наиболее существенные недостатки дистанционного обучения, осо-
бенно устному общению, и подготовки к экзамену включают технические, организационные и мо-тивационные проблемы [13, с. 160].
В настоящее время основной формой реализации дистанционного обучения на практике является непосредственное интерактивное взаимодействие и общение учащихся с преподавателем. В первую очередь это предполагает проведение виртуальных занятий в форме интернет-видеоконференций. Такая форма наиболее приближена к традиционному очному занятию, поэтому понятна и удобна. Популярные в России онлайн-платформы Zoom и MS Teams предоставляют важные для осуществления подготовки к устной части экзамена функции: видеосвязь, отдельные «каналы» для работы в парах или малых группах, демонстрацию экрана, чат для обмена сообщениями и учебными материалами и интерактивную доску [14, с. 1]. Кроме того, специально разработанные онлайн-тренажеры устной части ЕГЭ дают возможность учащимся потренироваться в выполнении заданий в формате экзамена и с ограничением по времени.
Альтернативой им служат сервисы для обмена аудио- или видеозаписями высказываний, позволяющие преподавателю самостоятельно создавать и наполнять содержанием коммуникативные задания. Например, сервис Flipgrid® (https://info.flip.com) достаточно прост в использовании за счет интуитивно понятного интерфейса и обладает большим набором функций (аудио- и видеозапись высказываний, установление ограничения времени на ответ, комментирование ответов, функция демонстрации экрана при записи видео и т. д.). Все это позволяет организовать процесс дистанционной подготовки к заданиям устной части ЕГЭ. Принимая во внимание также формат проведения части «Говорение» (компьютеризированный, с аудиозаписью и ограниченным временем на ответ), можно заключить, что платформа Flipgrid® является одним из самых удобных альтернативных решений, позволяющих приблизить процесс подготовки к реальным условиям проведения экзамена.
Говоря о дистанционной подготовке к разделу «Письмо», перспективным видится использование социальных сетей, обладающих рядом преимуществ (многофункциональность, популярность, интерактивность, ресурсные возможности, развитие критического осмысления полученных знаний) [15, с. 25-33]. Социальная сеть (от англ. social networks) - это интернет-сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию и общаться между собой, устанавливая социальные связи. Контент на этой площадке создается непосредственно самими пользователями [16]. Выделяют следующие типы социальных сетей: сайты социального общения (VK, Facebook, Telegram®, Twitter и др.), обзоров (Yelp, Tripаdvisor и др.), обмена изображениями (Instagram, Snapchat и др.), видеохостинга (YouTube, Vimeo и др.), а также контентные (Medium, Tumblr и др.) и дискуссионные сообщества (Reddit, Quora и др.) [17]. Как показывает статистика, в 2021 г. самыми популярными социальными сетями стали YouTube, VK, WhatsApp, Instagram, TikTok. В среднем интернет-пользователи проводят в социальных сетях около трех часов в день, причем 91 % из них пользуется этими ресурсами с помощью мобильных устройств [18].
С целью определения эффективности дистанционной подготовки к ЕГЭ, используемых при этом ресурсов, а также потенциала социальных сетей в подготовке к ЕГЭ было проведено три анкетирования с помощью ресурса Google Forms.
Первое из них исследовало дистанционную подготовку к устной части ЕГЭ по английскому языку с помощью 17 вопросов, адресованных трем категориям респондентов: 1) преподавателям, которые готовят к ЕГЭ по английскому языку; 2) учащимся, которые сдавали ЕГЭ ранее; 3) учащимся, которые собираются сдавать экзамен в ближайшее время. Анкета включала три раздела: 1) общая информация о респондентах; 2) особенности процесса подготовки к устной части ЕГЭ; 3) оценка устного общения и процесса подготовки к экзамену в дистанционном формате.
За 43 дня было получено 60 релевантных ответов. Результаты показали, что наибольшие трудности у учащихся вызывает создание тематического монологического высказывания на основе плана (задание 42/4). Согласно ответам учащихся, при подготовке к ЕГЭ 2022 г. не использовались ви-
зуальные и вербальные опоры при тренировке устных высказываний. Кроме того, менее половины учащихся используют онлайн-тренажеры устной части и в целом менее половины опрошенных респондентов практикуют работу с аудиозаписями ответов учащихся. Что касается дистанционной работы, больше половины респондентов используют платформу Zoom и полностью удовлетворены ее функционалом. С точки зрения развития необходимых устно-речевых навыков большая часть респондентов отметила, что онлайн-формат затрудняет устное речевое общение. Наибольшее влияние на это оказывают организационные и технические проблемы, сложности в установлении эмоционального контакта с собеседником, а также ограниченный набор возможных заданий и форматов работы.
Общую картину дополняет анализ типичных ошибок экзаменуемых и средних результатов выполнения ими отдельных заданий в разделе «Говорение» ЕГЭ по английскому языку. По сравнению с 2020 г. в Санкт-Петербурге наблюдается серьезное снижение результатов выполнения заданий устной части, хотя успешность выполнения заданий в целом по России упала незначительно. Аспект «Говорение» остается одним из самых сложных для участников экзамена. В целом экзаменуемые допускают ошибки, связанные как с низким уровнем их коммуникативной компетенции (понимание коммуникативной задачи и выстраивание содержательного и связного ответа), так и со слабыми метапредметными умениями (понимание сути задания и применение необходимых стратегий его выполнения). Кроме того, многие выпускники демонстрируют недостаточный уровень лингвистической компетенции (в области фонетики, лексической сочетаемости, грамматики, синтаксиса) [19, с. 44-45; 20, с. 45].
Онлайн-подготовка к устной части экзамена с помощью сервиса Flipgrid©, позволяет реализовать один из самых эффективных и рекомендуемых экспертами ЕГЭ приемов - работу с аудиозаписями ответов учащихся. Это приближает процесс подготовки к реальным условиям проведения экзамена. С точки зрения совершенствования выделенных этапов подготовки применение данного цифрового инструмента позволяет сделать следующее: 1) организовать активную, разнообразную и последовательную работу с аудиозаписями ответов учащихся; 2) ввести в процесс обучения работу с визуальными и вербальными опорами при построении высказываний; 3) выстроить курс на платформе таким образом, чтобы учащиеся поэтапно отработали выполнение каждого задания, в том числе отдельных критериев, а также необходимый фонетический, лексический и грамматический материал, представленный в кодификаторе; 4) организовать знакомство, установление и поддержание контакта в группе учащихся, в том числе при выполнении совместной работы.
При этом проведение совместной работы учащихся, в том числе в форме создания проектов в парах или группах, а также организация учебных и внеучебных дискуссий и обсуждений на платформе способствуют налаживанию более близкого эмоционального контакта между учащимися. Использование приемов самопроверки и взаимопроверки записанных высказываний способствует более глубокому пониманию учащимися требований, стратегий выполнения и критериев оценивания заданий. А последующее исправление выявленных недостатков в фонетическом, лексическом и грамматическом оформлении ответа позволяет повышать уровень лингвистической компетенции выпускников.
Что касается подготовки к разделу «Письмо» ЕГЭ, то с целью выявления ресурсов, на основе которых она осуществляется, и возникающих при этом трудностей было проведено второе анкетирование. За 40 дней было получено 42 релевантных ответа на 11 вопросов (33 от выпускников и 9 от преподавателей). Результаты исследования показали, что эффективным ресурсом при подготовке к экзамену являются сборники ЕГЭ и специальные сайты/сервисы. При выполнении заданий ни стилистическое оформление текста, ни его объем не вызывают у экзаменуемых трудностей, в отличие от языкового оформления текста и точности понимания ими коммуникативной задачи.
Третье анкетирование было направлено на выявление способов и целей использования школьниками социальных сетей, а также на определение наиболее популярной и удобной в использова-
нии социальной сети. Как показал анализ ответов 68 респондентов, выпускники являются самой активной группой пользователей социальных сетей. Наиболее популярным сервисом является Telegram® (наиболее удобный и простой согласно результатам анкетирования). Кроме того, подавляющее большинство респондентов уже имеют опыт изучения иностранного языка с использованием социальных сетей (92,43 %).
При подготовке к заданиям раздела «Письмо» ЕГЭ Telegram® может быть успешно использован благодаря большому разнообразию функций. Создание каналов (одновекторного способа передачи информации сразу всем ученикам) и групповых чатов (устного (групповые звонки) и письменного общения участников между собой, ответов преподавателя на вопросы учеников) позволяет публиковать различную информацию, касающуюся аспектов подготовки к заданиям ЕГЭ. Предлагается разделить ее на три категории: 1) справочная информация (фразы, списки слов, клише), доступная ученикам в любой момент времени; 2) учебные упражнения в формате экзаменационных заданий для развития лексико-грамматических навыков учеников и умения решения коммуникативной задачи; 3) обратная связь от учителя (ответы на возникающие вопросы, разбор наиболее часто допускаемых ошибок). Для выполнения заданий учащиеся используют функцию комментария в чате.
Создателю Telegram-канала доступна функция публикации опросов с помощью бота @Quizbot, которые легко адаптируются под грамматические тесты, лексические викторины (повторение изученной лексики, изучение новой и пр.), разбор типичных ошибок. При этом оценка выполненному заданию выставляется по критериям ЕГЭ. Использование хештегов позволяет разделять публикации в канале по содержанию и обеспечивает быстрый доступ к сообщениям по необходимой теме. Например, #cliche (основные фразы для написания ответов на задания), #grammar (тесты с наиболее часто встречающимися ошибками учащихся) и пр. Благодаря функции закрепления сообщений педагог имеет возможность разместить вверху экрана в качестве баннера важное сообщение (срочные объявления, домашние задания или оценки учащихся). Кроме публикации собственных записей есть возможность пересылать записи из сторонних каналов в свой - делать репосты, например публикаций с реальными данными (@map_mind, @pornstat и пр.), в качестве основы для выполнения задания 38 (по нумерации 2023 г.), где требуется проанализировать таблицу или диаграмму. Функция отложенной отправки сообщений позволяет систематизировать свою работу - готовить публикации заранее и устанавливать отправку в определенное время, указывать сроки выполнения письменной работы (автоматическая отправка в чат сообщения об истечении времени). Вынесение домашних заданий в формат Telegram-канала обладает важными преимуществами, такими как доступ к заданию из любого местоположения, экономия времени, удобство в использовании, снижение уровня стресса при выполнении упражнений. Такой вид домашних заданий решает выявленные при исследовании проблемы выпускников.
В результате проведенной работы выделены этапы онлайн-подготовки к устной и письменной частям экзамена, требующие усовершенствования. К ним относятся:
1) развитие лингвистической компетенции - активизация лексико-грамматических знаний учащихся;
2) работа над критерием «Решение коммуникативной задачи»;
3) использование аудиозаписей ответов учащихся;
4) поддержание эмоционального и зрительного контакта в группе;
5) использование вербальных и визуальных опор при построении устных ответов.
Перспективы исследования видятся в дальнейшем поиске способов приближения дистанционного формата обучения продуктивным иноязычным навыкам вообще и подготовки к ЕГЭ по иностранному языку в частности, к аудиторному формату или эффективной адаптации онлайн-модели при помощи последних технических инноваций.
Список источников
1. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 26.02.2023).
2. Изменения в КИМ ЕГЭ в 2023 году // ФИПИ. URL: https://doc.fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2023/Izmeneniya_KIM_EGE_2023.pdf (дата обращения: 13.04.2023).
3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 3-е изд. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 336 с.
4. Результаты единого государственного экзамена по английскому языку в 2021 году в Санкт-Петербурге: Аналитический отчет предметной комиссии. СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2021. 58 с.
5. Басова О. В. Приемы и стратегии успешной подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку // Новые технологии в обучении иностранным языкам: сб. ст. Омск. 2021. С. 19-23.
6. Абидуева А. Н. Стратегии подготовки к устной части ЕГЭ // Вестник Бурятского республиканского института образовательной политики. 2019-2020. Вып. 04-05, № 1. С. 93 0150107.
7. Изменения в КИМ ЕГЭ в 2022 году // ФИПИ. URL: https://doc.fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2022/izm_ege_2022.pdf (дата обращения: 26.02.2023).
8. Баклаков В. М., Бизикоева Л. С., Парастаева Н. В. Методический анализ результатов ЕГЭ 2020 по английскому языку // Государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр оценки качества образования» / Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования». 2020. 27 с.
9. Shamionov R. M., Suzdaltsev N. V The Ratio Commitment to Social Activity on the Internet and Physical Space among Young People // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2022. Vol. 19. Iss. 1. P. 21-38. doi: 10.22363/2313-1683-2022-19-1-21-38 (дата обращения: 07.08.2023).
10. Kurilenko V. B., Ershova R. V, Novikova I. A. Digital Society as Cultural-Historical Context of Personality Development // RUDN Journal ofPsychology and Pedagogics. 2022. Vol. 19. Iss. 2. P. 185-194. doi: 10.22363/23131683-2022-19-2-185-194 (дата обращения: 07.08.2023).
11. Лутфуллаев Г. У, Лутфуллаев У Л., Кобилова Ш. Ш., Неъматов У С. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Проблемы педагогики. 2020. Вып. 4, № 49. С. 66-69.
12. Шамина Н. В. Онлайн-обучение в образовательном процессе: сильные и слабые стороны // КПЖ. 2019. № 2 (133). С 20-24.
13. Dykman C. A., Davis C. K. Online Education Forum: Part Two - Teaching Online Versus Teaching Conventionally // Journal of Information Systems Education. 2008.Vol.19, Iss. 2. P. 157-164.
14. Singh R., Awasthi S. Updated comparative analysis on video conferencing platforms - Zoom, Google Meet, Microsoft Teams, WebEx Teams and GoToMeetings // EasyChair Preprint. 2020. № 4026. P. 1-9.
15. Mammadova G. A., Aghayev F. T., Zeynalova L. A. Use of Social Networks for Personalization of Electronic Education // International Journal of Education and Management Engineering. 2019. Vol. 9, Iss. 2. P. 25-33. URL: http://www.mecs-press.net/ijeme (дата обращения: 26.02.2023).
16. Словарь SEO терминов. URL: https://seo.slovaronline.com (дата обращения: 26.02.2023).
17. Ильиных Т. В. Способы применения социальных сетей различных типов на занятиях по иностранному языку // Вопросы педагогики, 2020. Вып. 11. № 1. С. 95-99.
18. Вся статистика социальных сетей, которую вам нужно знать в 2021 году. URL: https://www.affde.com/ru/ social-media-stats-2021.html (дата обращения: 26.02.2023).
19. Результаты единого государственного экзамена по английскому языку в 2020 году в Санкт-Петербурге: Аналитический отчет предметной комиссии. СПб: ГБУ ДПО «СПб ЦОКОиИТ», 2020. 57 с.
20. Результаты единого государственного экзамена по английскому языку в 2021 году в Санкт-Петербурге: Аналитический отчет предметной комиссии. СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2021. 58 с.
References
1. Prikaz Minobrnauki Rossiyskoy Federatsii ot 17.12.2010 № 1897 (v red. ot 31.12.2015) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» [On approval
of the federal state educational standard for basic general education] (in Russian). URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070507/ (accessed 26 February 2023).
2. Izmeneniya v KIM EGE v 2023 godu [Changes in assessment tools of Russian State Exam in 2023] FIPI (in Russian). URL: https://doc.fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2023/Izmeneniya_KIM_EGE_2023. pdf (accessed 13 April 2023)
3. Gal'skova N. D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika [Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 336 p. (in Russian).
4. Rezul'taty edinogo gosudarstvennogo ekzamena po angliyskomu yazyku v 2021 godu v Sankt-Peterburge: Analiticheskiy otchetpredmetnoy komissii [Results of the unified state exam in English in 2021 in Saint Petersburg: Analytical report of the subject commission]. Saint Petersburg, SPbCzOKOiIT Publ., 2021. 58 p. (in Russian).
5. Basova O. V. Priemy i strategii uspeshnoy podgotovki k ustnoy chasti EGE po angliyskomu yazyku [Techniques and strategies for successful preparation for the oral part of the exam in English]. Novye tekhnologii v obuchenii inostrannym yazykam: sbornik statey [New technologies in teaching foreign languages. Collection of articles]. Omsk, 2021. Pp. 19-23 (in Russian).
6. Abiduyeva A. N. Strategii podgotovki k ustnoy chasti EGE [Strategies for preparing for the oral part of the exam]. Vestnik Buryatskogo respublikanskogo instituta obrazovatel'noy politiki - Bulletin of the Buryat Republican Institute of Educational Policy, 2019-2020, vol. 04-05, no. 1, pp. 93-107 (in Russian).
7. Izmeneniya v KIM EGE v 2022 godu [Changes in assessment tools of Russian State Exam in 2022] FIPI (in Russian). URL: https://doc.fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2022/izm_ege_2022.pdf. (accessed 26 February 2023).
8. Baklakov V. M., Bizikoeva L. S, Parastaeva N. V. Metodicheskiy analiz rezul'tatov EGE 2020 po angliyskomu yazyku [Methodical analysis of the results of the USE 2020 in English]. Gosudarstvennoye byudzhetnoye uchrezhdeniye «Respublikanskiy tsentr otsenki kachestva obrazovaniya» / Gosudarstvennoye byudzhetnoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Severo-Osetinskiy respublikanskiy institut povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya» [State Budgetary Institution "Republican Center for Evaluating the Quality of Education" / State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education "North Ossetian Republican Institute for Advanced Training of Educational Workers"]. 2020. 27 p. (in Russian).
9. Shamionov R. M., Suzdaltsev N. V The Ratio Commitment to Social Activity on the Internet and Physical Space among Young People. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2022, vol. 19, iss. 1, pp. 21-38. doi: 10.22363/2313-1683-2022-19-1-21-38 (in Russian) (accessed 07 August 2023).
10. Kurilenko V. B., Ershova R. V, Novikova I. A. Digital Society as Cultural-Historical Context of Personality Development. RUDN JournalofPsychologyand Pedagogics, 2022, vol. 19, no. 2, pp. 185-194. doi: 10.22363/23131683-2022-19-2-185-194 (in Russian) (accessed 07 August 2023).
11. Lutfullayev G. U., Lutfullaev U. L., Kobilova Sh. Sh., Ne"matov U. S. Opyt distantsionnogo obucheniya v usloviyakh pandemii COVID-19 [The experience of distance learning in the context of the COVID-19 pandemic]. Problemypedagogiki, 2020, no. 4, no. 49. pp. 66-69 (in Russian).
12. Shamina N. V. Onlayn-obucheniye v obrazovatel'nom protsesse: sil'nye i slabye storony [Online learning in the educational process: strengths and weaknesses]. Kazanskiypedagogicheskiy zhurnal, 2019, no. 2 (133), pp. 20-24 (in Russian).
13. Dykman C. A., Davis C. K. Online Education Forum: Part Two - Teaching Online Versus Teaching Conventionally. Journal of Information Systems Education, 2008, vol. 19, no. 2, pp. 157-164.
14. Singh R., Awasthi S. Updated comparative analysis on video conferencing platforms - Zoom, Google Meet, Microsoft Teams, WebEx Teams and GoToMeetings. EasyChair Preprint, 2020, no. 4026, pp. 1-9.
15. Mammadova G. A., Aghayev F. T., Zeynalova L. A. Use of Social Networks for Personalization of Electronic Education. International Journal of Education and Management Engineering, 2019, vol. 9, no. 2, pp. 25-33. URL: http://www.mecs-press.net/ijeme (accessed 26 February 2023).
16. Slovar'SEO terminov [The Dictionary of SEO Terms] (in Russian). URL: https://seo.slovaronline.com (accessed 26 February 2023).
17. Il'inykh T. V. Sposoby primeneniya sotsial'nykh setey razlichnykh tipov na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku [The ways of using social networks of various types in foreign language classes]. Voprosy pedagogiki, 2020, issue 11, no. 1, pp. 95-99 (in Russian).
18. Vsya statistika sotsial'nykh setey, kotoruyu vam nuzhno znat'v 2021 godu [All Social Media Statistics You Need to Know in 2021] (in Russian). URL: https://www.affde.com/ru/social-media-stats-2021.html (accessed 26 February 2023).
19. Rezul'taty edinogo gosudarstvennogo ekzamena po angliyskomu yazyku v 2020 godu v Sankt-Peterburge: Analiticheskiy otchet predmetnoy komissii [Results of the unified state exam in English in 2020 in St. Petersburg: Analytical report of the subject commission]. Saint Petersburg, GBU DPO "SPb TSOKOilT" Publ., 2020. 57 p. (in Russian).
20. Rezul'taty edinogo gosudarstvennogo ekzamena po angliyskomu yazyku v 2021 godu v Sankt-Peterburge: Analiticheskiy otchet predmetnoy komissii [Results of the unified state exam in English in 2021 in St. Petersburg: Analytical report of the subject commission]. Saint Petersburg, GBU DPO "SPb TSOKOilT" Publ., 2021. 58 p. (in Russian).
Информация об авторах
Седёлкина Ю. Г., кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет (Университетская набережная, 7-9, Санкт-Петербург, Россия, 199034).
Канаева К. В., магистр лингвистики, Санкт-Петербургский государственный университет (Университетская набережная, 7-9, Санкт-Петербург, Россия, 199034).
Макарова Т. Д., бакалавр лингвистики, Санкт-Петербургский государственный университет (Университетская набережная, 7-9, Санкт-Петербург, Россия, 199034).
Information about the authors
Sedelkina Yu. G., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Saint Petersburg State University (Universitetskaya naberezhnaya, 7-9, Saint Petersburg, Russian Federation, 199034).
Kanaeva Ks. V., Master of Arts in Linguistics, Saint Petersburg State University (Universitetskaya naberezhnaya, 7-9, Saint Petersburg, Russian Federation, 199034).
Makarova T. D., Bachelor of Arts in Linguistics, Saint Petersburg State University (Universitetskaya naberezhnaya, 7-9, Saint Petersburg, Russian Federation, 199034).
Статья поступила в редакцию 08.08.2023; принята к публикации 21.02.2024 The article was submitted 08.08.2023; accepted for publication 21.02.2024