Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ ЕГЭ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА'

МАТЕРИАЛЫ ЕГЭ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / УСТНАЯ ЧАСТЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАВЫК / ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева М.И.

Статья посвящена вопросам реализации применения материалов ЕГЭ как формы педагогического контроля на уроках английского языка, с целью выведения объективной оценки уровня знаний школьников по иностранному языку. В статье рассматриваются особенности устного тестирования как одного из видов педагогического контроля, а также цели и задачи Единого Государственного Экзамена как одного из основных видов контроля сформированности коммуникативных компетенций школьников.В статье излагаются взгляды на необходимость развития фонетических и грамматических навыков учащихся, как базовых основ развития навыка говорения, а так же их роль в успешной сдачи устной части ЕГЭ по английскому языку. Согласно анализу результатов экзамена за 2019-2020 год и проведенного исследования, автором разработан комплекс упражнений и методические рекомендации по совершенствованию умений школьников, необходимых для успешного выполнения заданий, а также их эффективной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE MATERIALS AS A MEANS OF ASSESSING THE FORMATION OF PHONETIC AND GRAMMATICAL SKILLS IN PREPARATION FOR THE ORAL PART OF THE EXAM

The article is devoted to the implementation of the application of the USE materials as a form of pedagogical control in English lessons, in order to provide an objective assessment of the level of knowledge of students in a foreign language. The article discusses the features of oral testing as one of the types of pedagogical control, as well as the goals and objectives of the Unified State Exam as one of the main types of control of the formation of communicative skills of students. The article outlines the views on the need to develop the phonetic and grammatical skills of students as the basic foundations for the development of speaking skills, as well as their role in the successful passing of the oral part of the Unified State Exam in English. According to the analysis of the exam results in 2019-2020 and the research conducted, the author has developed a set of exercises and methodological recommendations for improving the students’ skills which are necessary for the successful completion of tasks, as well as their effective assessment.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ ЕГЭ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА»

Материалы ЕГЭ как средство оценивания сформированности фонетических и грамматических навыков при подготовке к устной части экзамена

USE materials as a means of assessing the formation of phonetic and grammatical skills in

preparation for the oral part of the exam

Исаева М.И.

Магистрант 2 курса ф-т иностранных языков Марийский государственный университет РФ, г. Йошкар - Ола e-mail: lleb_51 @mail.ru

Isaeva M.

The 2nd year Master's student faculty of foreign languages Mari State University Russia, Yoshkar-Ola e-mail: lleb_51 @mail. ru

Научный руководитель Курагина А.А.

Кандидат педагогических наук, доцент ф-т иностранных языков Марийский государственный университет РФ, г. Йошкар - Ола e-mail: alanta17@hotmail.com

Supervisor Kuragina A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

faculty of foreign languages Mari State University Russia, Yoshkar-Ola e-mail: alanta17@hotmail.com

Аннотация.

Статья посвящена вопросам реализации применения материалов ЕГЭ как формы педагогического контроля на уроках английского языка, с целью выведения объективной оценки уровня знаний школьников по иностранному языку. В статье рассматриваются особенности устного тестирования как одного из видов педагогического контроля, а также цели и задачи Единого Государственного Экзамена как одного из основных видов контроля сформированности коммуникативных компетенций школьников.В статье излагаются взгляды на необходимость развития фонетических и грамматических навыков учащихся, как базовых основ развития навыка говорения, а так же их роль в успешной сдачи устной части ЕГЭ по английскому языку. Согласно анализу результатов экзамена за 2019-2020 год и проведенного исследования, автором разработан комплекс упражнений и методические рекомендации по совершенствованию умений школьников, необходимых для успешного выполнения заданий, а также их эффективной оценки.

Annotation.

The article is devoted to the implementation of the application of the USE materials as a form of pedagogical control in English lessons, in order to provide an objective assessment of the level of knowledge of students in a foreign language. The article discusses the features of oral testing as one of the types of pedagogical control, as well as the goals and objectives of the Unified State Exam as one of the main types of control of the formation of communicative skills of students. The article outlines the views on the need to develop the phonetic and grammatical skills of students as the basic foundations for the development of speaking skills, as well as their role in the successful passing of the oral part of the Unified State Exam in English. According to the analysis of the exam results in 2019-2020 and the research conducted, the author has developed a set of exercises and methodological recommendations for improving the students' skills which are necessary for the successful completion of tasks, as well as their effective assessment.

Ключевые слова: контроль, единый государственный экзамен, устная часть, английский язык, коммуникативные компетенции, фонетический навык, грамматический навык, упражнения.

Key words: control, unified state examination, oral part, English, communication skills, phonetic skill, grammatical skill, exercises.

Качественное образование - это залог успешной жизни каждого человека. Обеспечение качественного образования - это основная цель государства. Для развития и повышения качества образования необходим систематический анализ осуществляемой образовательной деятельности и контроль полученных знаний, умений и навыков обучающихся, поэтому мониторинг и оценка качества обучения - это основная задача всех участников учебно-образовательного процесса.

В связи с повышением интереса к изучению иностранных языков в современном мире, проблема определения и оценки качества обучения иностранному языку, а именно степени владения всеми видами речевой деятельности и уровня сформированности полученных коммуникативных компетенций, является одной из основных проблем в методике преподавания английского языка.

Эффективность процесса обучения иностранному языку напрямую зависит от систематического педагогического контроля знаний, так как он позволяет определить степень соответствия сформированных знаний, умений и навыков обучающихся поставленным целям и задачам обучения и планируемым результатам.

Наиболее популярным методом оценивания знаний, умений и навыков обучающихся можно считать тестирование. Данный метод позволяет снизить психологическое и эмоциональное напряжение обучающихся, а также сократить время для проверки полученных результатов.

В современном мире обучение иностранному языку осуществляется на основе коммуникативного подхода в образовании, основной целью которого является развитие способности обучающихся применять иностранный язык как средство общения в любых повседневных ситуациях.

Как и все навыки, навык говорения подвергается регулярному контролю. В процессе оценивания навыка говорения учитель может отследить динамику формирования коммуникативной компетенции обучающегося, а также предоставить наиболее объективную оценку уровню практического владения языком.

Устное тестирование считается одним из наиболее эффективных методов контроля. Устное тестирование (oral test) - это процесс оценивания знаний ученика на основе его устных ответов [9]. Данное тестирование может проводиться как отдельный раздел или быть часть одного комплексного теста.

Опираясь на теорию закономерностей речевого общения Пассова Е.И, можно выделить следующие особенности тестирования [8, c.276]:

1.Процесс оценивания уровня сформированности навыка говорения происходит при выполнении определенных заданий, направленных на осуществление речевой деятельности.

2.Данный процесс оценивания проводится в искусственно созданных, но приближенных к повседневной жизни условия, с целью проверки готовности ученика участвовать в реальном общении на иностранном языке.

3.Устное тестирование должно учитывать возрастные, психологические, личностные и интеллектуальные особенности каждого из тестируемых.

Проведя анализ основных коммуникативных тестов, а именно раздела «Говорение», можно определить следующие типы заданий, направленные на оценку уровня сформированности навыков говорения: ответы на вопросы, обмен информацией, драматизация, решение проблемной ситуации, описание картинок и фотографий и сообщение(монолог) по определенной теме.

В настоящее время существует множество вариантов тестов, направленных на оценку коммуникативных компетенций. В каждом из них можно встретить названные выше типы заданий. Примером таких тестирований

могут послужить различные международные экзамены, такие как пятиуровневый тесты UCLES, TOEFL, OPI, IELTS, а также государственные экзамены, такие как ЕГЭ и ОГЭ в России.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. [2; с.108]

Основная цель ЕГЭ - выявление персонального уровня знаний учеников по данному предмету, получение объективной оценки этих знаний и их соответствие федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Целью единого государственного экзамена по иностранному языку является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемого. Основное внимание обращается именно на речевую компетенцию, то есть на коммуникативные умения в разных видах речевой деятельности.

Как всем известно, введение говорения в экзамен происходило не один раз. С 2003 по 2008 год, устная часть была включена в контрольно-измерительные материалы только на стадии эксперимента, но к 2009 году была отменена в связи со сложностью экзамена и нехваткой подготовленных экспертов.

В 2015 г. в ЕГЭ была введена устная часть, где экзаменуемый должен продемонстрировать владение умениями и навыками устной речи и чтения текста вслух [6].

Особенности проведения данного раздела: [10]

• Экзамен проводится в компьютерной форме.

• Проводится цифровая запись ответов без участия экзаменатора-собеседника

• Сдача устной части ЕГЭ проводится в другой день, в отличие от письменной части экзамена.

• Данный раздел сдается по желанию и составляет 20 баллов от общего количества.

• Выделяемое время на сдачу устной части ЕГЭ -15 минут.

• Раздел включает в себе 4 задания разных уровней подготовки - базового и высокого.

Таблица 1. Структура устной части ЕГЭ по английскому языку

Задание Содержание Время на подготовку Время на ответ Максимальное количество баллов

1 Прочтение текста вслух 1,5 мин. 1,5 мин. 1

2 Ведение диалога-расспроса 2 мин. 2 мин. 5

3 Описание картинок на выбор (1 из 3-х) 2 мин. 2 мин. 7

4 Сравнение двух картинок 2 мин. 2 мин. 7

Следует обратить внимание, что задания 1-3 проверяют базовый уровень знаний обучающихся (В1 по международному стандарту), задание 4 является заданием повышенной сложности и соответствует уровню знаний В2.

Повторное введение устной части ЕГЭ способствует развитию мотивации школьников к изучению иностранного (английского) языка и увеличению времени, которое уделяется говорению на уроке. Так же устная часть вызывает интерес не только у учеников, но и у самих преподавателей и методистов, это еще один способ улучшения методической базы, необходимой для подготовки. Сейчас главная задача учителя заключается в оптимизации такого процесса, как говорение и в повышение его эффективности за счет применения своих методических способностей.

С каждым годом количество обучающихся, желающих сдавать иностранные языки, а конкретно английский язык, увеличивается. Если в России в 2019 году ЕГЭ по английскому языку сдавало более 80 тыс. человек, то в 2020 году - 83 тыс. человек, это на 4% больше, чем в прошлом году [4].

Основываясь на результатах сдачи ЕГЭ по английскому языку в 2019 и 2020 годах, можно сказать, что чтение, устная часть и аудирование являются одними из самых успешных, согласно их качеству выполнения, разделов, хотя говорение - это совсем не легкий вид речевой деятельности. Средний процент выполнения раздела «Устная часть» в 2019 году составил 73,53%, а в 2020 - 71,08% [5]. Следует заметить, что высокий процент связан с тем, что устная часть сравнительно недавно была введена в экзамен и основная часть заданий, а именно первые три задания, относятся к базовому уровню знаний школьника и только последнее четвертое задание - это задание высокого уровня сложности. Основная часть учеников получила от 15 до 18 баллов и примерно одна треть набрала максимальный балл (20 баллов). Но, несмотря на это, учителям и самим школьникам еще многое придется сделать, чтобы усовершенствовать свой навык неподготовленной речи, так как многие ошибки, их можно назвать типичными, повторялись у большинства учеников не один раз, начиная с 2015 года.

Первое задание из устной части ЕГЭ представляет собой чтение текста вслух и проверяет фонетическую сторону речи ученика. Средний процент выполнения задания на 2020г. составил 87,2% (в сравнении в 2017 году 72,5%). Проведя анализ ответов учащихся, было установлено, что из года в год учащиеся допускают одни и те же фонетические ошибки:

1. Неправильное произношение межзубных звуков [9, б], велярного звука [д] и фарингального [h], связующего звука [r]

2. Неправильное чтение слов с непроизносимыми согласными (doubt, knock)

3. Неправильное произнесение долгих и кратких звуков

4. Фонологические ошибки (неправильное произношение звуков, меняющих смысл слова) (ant -aunt, race-raise, food- foot)

5. Неправильное чтение числительных (1997, 250)

6. Несоблюдение ударения

7. Неправильное деление предложения на синтагмы

8. Неправильная интонация при произнесении разных коммуникативных типов предложений.

9. Незнание основных правил чтения (recently, even, until)

В случае пропуска нескольких слов, добавления лишних слогов, артиклей, предлогов и слов ответ тестируемого оценивается в 0 баллов, к сожалению, как и в предыдущих годах, в 2020 году из-за невнимательности или незнания фонетических правил многие обучающие потеряли балл за 1 задание.

Второе задание в устной части ЕГЭ представляет собой диалог-расспрос и проверяет способность ученика грамматически правильно составлять вопросы. В Задании 2 тоже не обошлось без типичных ошибок:

1. Некорректное выполнение задания, незнание требований (ученик начинает описывать картинку или составлять монолог, вместо требующихся 5 прямых вопросов)

2. Несоответствие вопроса поставленной коммуникативной задаче из-за неправильного перевода опорных слов

3. Употребление местоимения they вместо you

4. Использование утвердительных предложений, вместо вопросительных. («What about ...?»)

5. Использование однотипных вопросов (одни и те же вопросительные слова, типы вопросов)

6. Фонетические ошибки (неправильная интонация, неправильное ударение или неправильное чтение слов)

7. Лексические ошибки (замена одного созвучного слова другим, например, conscious и self-conscious)

8. Грамматические ошибки (неправильное согласование вспомогательного глагола с существительным «Have she already read this book?», потеря вспомогательного глагола «What you want?», использование вопросов, не относящихся к теме задания)

9. Непонимание коммуникативной задачи в пункте opening hours (обучающиеся задают вопросы по типу: Are you open now? What about the opening hours? When can I come?); location (обучающиеся используют в вопросах местоимение it вместо конкретного названого объекта - Where is it located?, многие участники путают вопросы How can I get there? и Where is this hospital located?); discounts for students (обучающиеся не знаю, как правильно построить вопрос - Have you ...? вместо Have you got ...? (Do you have ... ?); making an appointment online (обучающиеся теряют ключевое слово online в вопросах)

Третье задание - это описание картинки или фото. Ученику нужно составить монолог с опорой на вербальную ситуацию, предлагается три картинки на выбор. При обсуждении необходимо упомянуть все пункты, представленные в задании. Как показывает статистика, школьники вполне хорошо справились с заданием, однако средний процент выполнения в 2020 году ниже, чем в 2017 году (77,7%) и составляет 75,2%. В 2020 году обучающиеся осознаннее подошли к выбору описываемой фотографии, это позволило снизить процент неполных или маленьких по объему ответов. Кроме того, снизилось количество учеников использующих шаблонные, заранее заученные выражения и топики, что позволяет экспертам проверить спонтанную, неподготовленную речь тестируемого. Но и не обошлось без характерных ошибок, таких как:

• Неполное освещение всех пунктов плана и добавление лишней информации (особенно часто обучающиеся дают неполный ответ на первый пункт where and when)

• Отсутствие адресата (обращение напрямую к другу)

• Нет формулировки вступительной и заключительной части монолога (часто вместо заключения на английском языке, обучающиеся заканчивают свой монолог фразой «это все», английский вариант «That's all» защитывается)

• Односложные, однофразовые ответы на пункты плана

• Неправильная интерпретация содержания картинки

• Нарушение последовательности пунктов плана, потеря логичности рассказа

• Нет высказывания своего мнения

• Не используются речевые клише, необходимые при описании картинки

• Использование заранее изученного текста при описании картинки

• Лексические и фонетические ошибки

• Фактические ошибки (при описании внешности, одежды, количества человек на картинке и деятельности героев)

• Грамматические ошибки (неправильное употребление времен, отсутствие артиклей)

• Логические ошибки

Еще одной характерной ошибкой, которую пока не удалось решить, является неправильное распределение учеником времени на ответ. Многие обучающиеся делают длинную вступительную часть, поэтому для обсуждения всех пунктов плана им не хватает времени. Чтобы успеть закончить задание вовремя, они дают всего по одному предложению или фразе на последние пункты и иногда даже забывают про заключительную часть. Поэтому получается, что обсуждения содержания картинки и вовсе нет, либо оно слишком скудное.

С целью подтверждения гипотезы о том, что созданный на основе анализа типичных ошибок обучающихся и рекомендаций экспертов по оценке ЕГЭ по английскому языку комплекс упражнений позволит эффективно оценить степень сформированности фонетических и грамматических обучающихся при их подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, нами было проведено исследование. Главная цель исследования - оценить степень сформированности фонетических и грамматических навыков обучающихся при их подготовке к экзамену на основе разработанного дидактического материала, созданного в традиционном формате заданий ЕГЭ по английскому языку в разделе «устная часть». Для достижения данной цели были разработаны следующие упражения:

Task 1. Imagine that you are preparing a project with your friend. You have found some interesting material for the presentation and you want to read this text to your friend. You have 1.5 minutes to read the text silently, then be ready to read it out aloud. You will not have more than 1.5 minutes to read it.

Camping is a leisure activity, usually during summer when school children are on holiday, where people leave their homes and spend one or more nights outdoors. Usually they seek nature, adventure, or a different environment. They may sleep in a trailer, a tent, or in the open air in good weather. Winter camping is less common but in some parts of the world, tents are people's homes year around. When camping, people usually prepare food to eat that is easy to make. If they were hunting or fishing, they may cook the animal or fish they caught over a campfire. Dangers can arise, such as wild animals or illness from drinking unclean water.

Task 2. Study the advertisement.

Рисунок 1. Experience the magic view of Cliffs of Moher! Источник: https://www.itineram.com/st tour/ireland-dublin-cliff-of-moher-and-galway-tour/

Cliffs of Moher. You are going on this sightseeing tour and now you'd like to get more information. In 1.5 minutes you are to ask five direct questions to find out about the following:

1) duration of the tour

2) the starting point

3) number of places you'll visit

4) the price for a group of 10

5) discounts for students

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

You have 20 seconds to ask each question.

Task 3. These are photos from your photo album. Choose one photo to describe to your friend.

Рисунок 2. Источник:https://shkolazhizni.ru/sport/articles/4363/ Рисунок 3. Источник:https://foodandmood.com.ua/trend/2359370-domashnyaya-gotovka-stanovitsya-trendom

Рисунок 4. Источник:https://www.kino-teatr.ru/teatr/art/teatr/4725/foto/64449

You will have to start speaking in 1.5 minutes and will speak for not more than 2 minutes (12-15 sentences). In your talk remember to speak about:

• where and when the photo was taken;

• what/who is in the photo;

• what is happening;

• why you keep the photo in your album;

• why you decided to show the picture to your friend.

You have to talk continuously, starting with: "I've chosen photo number...".

В ходе наблюдения было выяснено, что разработанный комплекс упражнений позволяет эффективно оценить степень сформированности фонетического и грамматического навыков обучающихся в ходе первоначального, текущего и итогового контроля перед экзаменом, а также регулярность выполнения данных заданий позволяет повысить процент обучащихся, обладающих необходимыми фонетическими и грамматическими навыками для осуществления коммуникации на английском языке. Значимость данных упражнений заключается в том, что они могут быть использованы учителями английского языка при подготовке учащихся старших классов к устной части ЕГЭ по английскому языку и других стандартизированных экзаменов, таких как CAE, TOEFL и IELTS.

Список используемой литературы:

1. Агасиева И.Р., Исмаилова А.М. Оценка развития языковых навыков в обучении английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №11-3 (65). [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-razvitiya-yazykovyh-navykov-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 20.04.2021).

2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, - 2009. - 448 с.

3. Бамматова М. Г. Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку: проблемы, задачи, методы / М.Г. Бамматова // Высшее гуманитарное образование XXI ВЕКА: проблемы и перспективы. - Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2016. - С. 35-39.

4. Вербицкая М. В. Махмурян К.С., Трешина И.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по иностранным языкам / М.

В. Вербицкая, К. С. Махмурян // Федеральный институт педагогических измерений - 2020. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2020/Inostr_yaz_mr_2020.pdf (дата обращения: 20.04.2021)

5. Вербицкая, М. В. Махмурян К.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по иностранным языкам / М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян // Федеральный институт педагогических измерений - 2019. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.old.fipi.ru/sites/default/files/document/1566546374/inostrannyy_yazyk_2019.pdf (дата обращения 20.04.2021)

6. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. - М.: Минобразования РФ, -2016-2021.

7. Кодификатор элементов содержания по английскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021г // Федеральный институт педагогических измерений - 2021. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fpi.ru/ege/demoversii-specifkacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11 (дата обращения 20.04.2021)

8. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. -М.: Русский язык, - 1989. - 276 с.

9. Рузавкина А.Н. Устное тестирование как способ контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов // Научное обозрение. 2019. №1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnoe-testirovanie-kak-sposob-kontrolya-urovnya-sformirovannosti-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-obuchayuschihsya (дата обращения: 20.04.2021).

10. Федеральный институт педагогический измерений [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fipi.ru/ (дата обращения: 20.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.