Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (ЕГЭ) / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / РАЗДЕЛ "ГОВОРЕНИЕ" / ФОРМАТ ЭКЗАМЕНА / ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ПРИЕМЫ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеваршинова Елена Ивановна, Концевова Светлана Дмитриевна

Статья посвящена вопросу подготовки учащихся школ России к успешной сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку, а именно совершенствованию приемов работы на уроках с целью развития умений устной монологической речи. В статье содержится анализ типичных ошибок участников экзамена в г. Калуге и Калужской области за последние 4 года. Основная часть статьи описывает примерный комплекс заданий, который призван повысить эффективность подготовки потенциальных участников экзамена к выполнению Задания 4 раздела «Говорение» ЕГЭ по английскому языку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеваршинова Елена Ивановна, Концевова Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENT TECHNIQUES OF PREPARING HIGH SCHOOL STUDENTS FOR PASSING THE STATE EXAM IN ENGLISH (PART “SPEAKING”)

The article is devoted to the question of the efficient preparing of the Russian high school students to the part “Speaking” of the State exam in English. It touches upon the idea of improving the teaching techniques of forming students’ skills in speaking English. The article contains as well the analysis of the typical mistakes that the exam participants have been making since 2015 in the Kaluga region. The main part of the article is a system of tasks that are supposed to help students to pass the State exam in English, especially Task 4 of the part “Speaking”.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ»

УДК 8133

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-1-48-58

ББК 74.268.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ

Е. И. Шеваршинова, С. Д. Концевова

Аннотация. Статья посвящена вопросу подготовки учащихся школ России к успешной сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку, а именно совершенствованию приемов работы на уроках с целью развития умений устной монологической речи. В статье содержится анализ типичных ошибок участников экзамена в г. Калуге и Калужской области за последние 4 года. Основная часть статьи описывает примерный комплекс заданий, который призван повысить эффективность подготовки потенциальных участников экзамена к выполнению Задания 4 раздела «Говорение» ЕГЭ по английскому языку.

Ключевые слова: единый государственный экзамен (ЕГЭ), английский язык, раздел «Говорение», формат экзамена, типичные ошибки, критерии оценивания, приемы работы.

EFFICIENT TECHNIQUES OF PREPARING HIGH SCHOOL STUDENTS FOR PASSING THE STATE EXAM IN ENGLISH (PART "SPEAKING")

E. I. Shevarshinova, S. D. Kontsevova

Abstract. The article is devoted to the question of the efficient preparing of the Russian high school students to the part "Speaking" of the State exam in English. It touches upon the idea of improving the teaching techniques of forming students' skills in speaking English. The article contains as well the analysis of the typical mistakes that the exam participants have been making since 2015 in the Kaluga region. The main part of the article is a system of tasks that are supposed to help students to pass the State exam in English, especially Task 4 of the part "Speaking".

Keywords: state exam, the English language, part "Speaking", exam format, common mistakes, criteria of assessment, teaching techniques.

© Шеваршинова Е. И., Концевова С. Д., 2021

■SSL-®-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Главенствующей целью в процессе обучения иностранному языку в рамках современной парадигмы языкового образования является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть приобретении знаний и формирование навыков и умений, позволяющих обучающемуся осуществлять полноценное и адекватное общение на изучаемом иностранном языке. Общение в первую очередь подразумевает обмен информацией как устно, так и письменно. Устной формой общения, как известно, является продуктивный вид речевой деятельности - говорение.

Требования ФК ГОС по иностранным языкам подтверждают тот факт, что выпускник современной школы должен владеть умением осуществлять общение на иностранном языке на достаточно высоком уровне сформированности иноязычной коммуникативной компетенции [1]. Установление соответствия между уровнем сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и требованиями образовательных стандартов осуществляется посредством Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Благодаря введению части «Говорение» в формат ЕГЭ по иностранным языкам в 2015 г. появилась возможность определить уровень иноязычной коммуникативной компетенции выпускников в устной речи.

Анализ результатов выполнения заданий устной части ЕГЭ по английскому языку выпускниками школ г. Калуги и Калужской области в период с 2015 по 2020 гг. показывает, что уровень сформированности умения устной речи у учащихся невысок несмотря на то, что ассортимент пособий, направленных на подготовку к ЕГЭ по английскому языку, ежегодно пополняется [2]. Таким образом, проблема совершенствования приемов обучения говорению учащихся старших классов при подготовке к выполнению заданий устной части ЕГЭ до сих пор является актуальной.

Как известно, ЕГЭ по иностранному (английскому) языку включает в себя 4 задания

устной части. Первые три задания соотносятся с базовым уровнем сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, а четвертое задание является заданием высокого уровня сложности [3].

Несмотря на наличие большого количества разнообразных пособий по подготовке к устной части ЕГЭ по иностранному (английскому) языку, а также демонстрационной версии КИМ и подробных методических рекомендаций для учителей на сайте ФИПИ, участники экзамена совершают ряд типичных ошибок из года в год. Рассмотрим более подробно те ошибки, которые делают участники экзамена в г. Калуге и Калужской области [2; 4].

При выполнении первого задания, которое предполагает правильное чтение текста вслух, учащиеся чаще всего ошибаются:

1) в чтении слов, а именно: неправильно произносят звуки, а также некоторые буквосочетания, что ведет к искажению смысла слова и непониманию экспертом;

2) в постановке словесного ударения;

3) в постановке фразового ударения и неправильной паузации как внутри предложения, так и между предложениями текста;

4) в чтении имен собственных, а именно географических названий;

5) в чтении числительных [2; 4].

При выполнении второго задания, которое представляет собой условный диалог-расспрос и требует от участника задать пять грамматически верных прямых вопросов, также правильно оформленных интонационно, экзаменуемые чаще всего делают следующие ошибки:

1) нарушение грамматических правил, что ведет к неправильной структуре вопроса (например, неправильный порядок слов или опущение вспомогательного глагола);

2) неправильное произношение ключевых слов из пунктов плана, что ведет к искажению смысла вопроса и непониманию;

3) замена прямого общего или специального вопроса просьбой "Could you tell me about...?" или фразой "What about...?", что не соответствует цели задания;

4) неправильное интонационное оформление вопроса (например, произнесение специального вопроса с восходящим тоном или общего - с нисходящим);

5) запрос информации, которая не требуется заданием;

6) неправильное употребление артиклей и предлогов при построении вопросов (несмотря на то, что данные ошибки не влекут за собой понижения балла, они все же свидетельствуют о лакунах в знании правил применения артиклей и предлогов в английском языке) [2; 4].

При выполнении третьего задания -описания фотографии с элементами выражения своего мнения - для участников экзамена наиболее частотными являются следующие ошибки:

1) отсутствие вступления и/или заключения, что нарушает структуру и целостность монологического высказывания;

2) неполное раскрытие пунктов плана, представленных в задании, а именно основных, которые требуют от учащегося описания (кто изображено, что изображено, что происходит и т. д.);

3) нарушение последовательности пунктов плана, что ведет к нелогичности высказывания;

4) наличие лексических и грамматических ошибок (переход во время описания с одного грамматического времени на другое, отсутствие артиклей, неправильное употребление предлогов, неправильное употребление слов и нарушение структуры устойчивых словосочетаний);

5) наличие фонетических ошибок, а именно неправильное произнесение слов;

6) подмена спонтанной речи заученным текстом по сходной тематике;

7) логические ошибки, которые противоречат реальности (например, когда учащийся, который является 11-классником, говорит, что на фото его дети и т. п.) [2; 4].

Четвертое задание - это задание высокого уровня сложности, которое предполагает сравнение двух фотографий на одну общую тему, а также выражение и обоснование своего предпочтения, то есть монологическое

высказывание с элементами рассуждения. Хотя оно выглядит достаточно похожим на третье задание, которое тоже представляет собой монологическое высказывание, это задание намного сложнее в когнитивном и языковом аспектах. Участники экзамена чаще всего совершают следующие ошибки [2-4]:

1) описание фотографий вместо сравнения, то есть участник экзамена не называет общее и различное между двумя изображениями, тем самым не выполняет коммуникативную задачу, которую ставит перед ним задание;

2) сравнение фотографий не по заданной теме, когда монолог не соответствует четвертому пункту плана, в котором указана общая тематика двух фотографий, что влечет за собой полное невыполнение коммуникативной задачи;

3) неполное раскрытие первого пункта плана, а именно: участник экзамена упоминает действие, но не называет место происхождения этого действия;

4) неполное раскрытие пунктов плана, которые требуют сравнения и сопоставления двух фотографий, а именно: участник экзамена испытывает трудности в том, чтобы назвать схожие и отличительные черты между двумя фотографиями;

5) выбор одной из фотографий вместо выбора ситуации, что влечет за собой нарушение логики высказывания;

6) неполное или неточное обоснование своего выбора;

7) отсутствие вступления и/или заключения, что нарушает структуру и целостность монологического высказывания;

8) большое количество лексических и грамматических ошибок, в меньшей степени - фонетических, что говорит о плохо сформированных языковых навыках [4].

Все эти ошибки в данной части задания свидетельствуют, прежде всего, о непонимании коммуникативной задачи, стоящей перед участником экзамена, - сравнить картинки не по случайным деталям (например, there are two people in the first picture and three people in the second picture), а на основе проблематики, сформулированной в

пункте 4 плана ответа из экзаменационного задания.

Таким образом, мы видим, что умения устной речи у выпускников школ г. Калуги и Калужской области, которые сдают ЕГЭ по английскому языку, сформированы на недостаточно высоком уровне. Разнообразие ошибок говорит о том, что задания устной части представляют собой сложность для выполнения участниками экзамена, несмотря на тот факт, что устная часть экзамена в 2020 г. проводится уже в пятый раз. Как учащиеся, так и учителя знакомы с форматом экзамена, однако ошибки, которые делают участники экзамена, связаны как с несоблюдением формата, так и с неполноценным его наполнением языковыми средствами. Мы также можем предположить, что подобные ошибки совершаются участниками экзамена и в других областях и регионах РФ. Следовательно, проблема развития умения устной речи на английском языке у учащихся школ до сих пор остается актуальной.

В данной статье мы хотели бы остановиться на подготовке учащихся к выполнению четвертого задания, которое, по нашему мнению, требует максимального развития устного продуктивного умения, и предложить ряд упражнений и заданий, которые, на наш взгляд, способствуют последовательному формированию навыков и

умений, необходимых для успешного ответа на экзамене. Система упражнений, которую мы описываем в данной статье, была разработана и апробирована в 11 классе МОУ «СОШ № 12» г. Калуги во время курирования педагогической практики магистрантов, обучающихся в ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского» по программе «Языковое образование». Данный учебно-методический комплекс упражнений составлен с учетом тех умений, применения которых требуют пункты плана Задания 4 устной части экзамена [3].

Раскрывая первый пункт плана, участник экзамена должен продемонстрировать умение описывать фотографии, указывая место и действия людей, изображенных на них, или, другими словами, умение использовать такой коммуникативный тип речи как описание.

Формирование данного умения проходило в несколько этапов. На первом этапе -ознакомительном - учащимся было предложено усвоить ряд клише, представленных в нижеприведенной таблице (табл. 1).

При презентации фраз-клише внимание учеников было обращено на то, что в первом пункте плана полным считается ответ, в котором было указано, что происходит на фотографии и где происходит действие. Также было сказано, что при описании

Таблица 1

Фразы для описания фотографий к первому пункту плана Задания 4

What is in the picture? What is happening? (with the present continuous tense or Participle 1) Where? Action-> Location In the first picture we can see a woman eating in a cafe. If we look at the left-hand photo/right-hand, we can see children playing in the garden. The other picture shows a young couple watching a film at the cinema. In the second photo there is a woman cooking soup in the kitchen. In both pictures we can see people who are working at the office. In the first photo we see a woman reading an e-book at home, while in the second we see a man reading a printed book in a bus.

If something isn't clear The photo was probably taken in... They must be ... He could be reading Maybe it's a ... They seem to be .

Рис. 1. Фотографии для описания

предпочтительно использовать the Present Continuous Tense или Participle 1.

Второй этап предполагал выполнение тренировочных упражнений, направленных на закрепление ранее представленного материала, например, предлогов, которые очень важны при выполнении этой части задания:

Task 1. Choose the correct preposition (in, on, at) to fill in the gaps.

1. the concert

2. the seashore

3. the supermarket

4. the car park

5. the picture I can see ...

Task 2. Choose the best variant to complete these sentences.

1. In the first photo we see. a family watching television at home, but/while in the second we see a family riding bikes in a park.

2. The left-hand photo shows ...two young girls who is/are doing shopping at the mall.

3. If we look at the first picture, we can see. people relaxing/relaxed on the seashore.

4. In the second picture we can see a woman.... who is taking/takes photos in the studio.

5. In the right-hand photo there is a man... who can/could be a reporter.

Третий этап - этап речевой практики, в ходе которого учащимся было предложено две фотографии, которые необходимо кратко описать в 2-3 предложениях с помощью изученных клише и конструкций (рис. 1).

После описания фотографий учащимися им был предложен пример описания для сравнения с их ответами:

In the first picture I can see a man and a woman sitting at a nice restaurant giving their order to a waiter. Maybe they are celebrating a special occasion like a birthday or wedding anniversary. The other picture shows two young women eating pizza at home.

Затем учащиеся получали другую пару фотографий для описания. Задание выполнялось в парах: первый ученик описывал первую фотографию, другой выступал в роли экзаменатора, а затем учащиеся менялись ролями - второй описывал вторую фотографию, первый выступал в роли экзаменатора. Учитель в этот момент контролировал выполнение задания, проходя между рядами, слушая, делая необходимые замечания, исправляя ошибки. В завершение двое учащихся, которые, по мнению учителя, справились с заданием лучше остальных, описывали свои фотографии перед классом по очереди.

На последнем этапе - рефлексии - происходило совместное обсуждение ответов учащихся, сравнение их ответов с эталоном, заранее приготовленным учителем, обсуждение наиболее типичных ошибок и трудностей, которые возникали в ходе формирования умения описывать фотографии.

Соответственно, на таком уроке будущие участники экзамена учатся описывать фотографию в рамках первого пункта Задания 4 раздела «Говорение» ЕГЭ по английскому языку, а именно говорить о том, что происходит и где.

Рис. 2. Фотографии для сравнения

Следующий урок начинался с повторения, в рамках которого учащимся было предложено две фотографии для краткого описания в парах. При описании учащиеся должны были указать, кто изображен на фотографии, какие действия выполняют изображенные на картинках люди и назвать место, где сделана фотография. Время выполнения задания - 20 секунд. После чего один ученик описывал фотографию перед классом (рис. 2).

Основное внимание на данном уроке было уделено формированию умения называть сходства и различия двух фотографий, сравнивать их в соответствии с пунктами плана 2 (say what the pictures have in common) и 3 (say in what way the pictures are different). Процесс обучения строился по тому же алгоритму, что и на предыдущем уроке.

Прежде всего, необходимо обратить внимание учащихся на пункт 4 плана задания. Например, say which of the hobbies presented in the pictures you'd prefer. На одной фотографии изображен человек, играющий на музыкальном инструменте, на другой -человек, рисующий картину. Собственно, пункт задания 4 определяет тему будущего высказывания, и он очень важен. Поэтому дети должны определить эту тему и понять, что хобби бывают разные: живопись и музыка в данном случае, и выбрать, что бы он сам предпочел. Причем если в пункте 4 написано в задании say which of the hobbies you prefer, сдающий должен сказать именно то, что он предпочитает, а не то, что предпочел бы. А если задание сформулировано

как say which of them you preferred as a child, участнику экзамена нужно рассказать о своих предпочтениях в детстве. Это, казалось бы, незначительная деталь, но она показывает насколько точно понял экзаменуемый поставленную перед ним коммуникативную задачу.

Задание 1. Определите тему будущего высказывания:

• определите основную тему;

• определите основное сходство на основе темы;

• определите основную разницу.

Это задание целесообразнее проводить на родном языке, так как оно предполагает в первую очередь использование логических способностей и фоновых знаний учащихся. Например, если в задании основной темой является просмотр кинофильмов, то основным сходством выступает то, что на обеих фотографиях люди просматривают кинофильм, глядя на экран, а основное различие заключается в том, что на первой картинке люди находятся в кинотеатре в окружении других людей, тогда как на второй картинке они в домашней обстановке. Экзаменуемый должен выбрать, какой просмотр ему ближе: с друзьями в кинотеатре или дома с родными.

Далее учащиеся изучали фразы-клише, необходимые для сравнения фотографий (табл. 2).

После обсуждения фраз учащиеся выполняли тренировочные упражнения, продолжая работать все с теми же картинками, что и в начале урока:

Таблица 2

Фразы для сравнения фотографий

say what the pictures have in common As for the similarities between the two pictures, firstly I can say that both photos demonstrate... On the one hand, the pictures have a lot in common. The/Both pictures present/depict ... Both a ... and a ... are/have to be / ... I get the impression that both pictures ...

say in what way the pictures are different That is where the similarities end. As for the differences between these two pictures, in the first picture we can see. However, in some ways the photos are really different. The main difference seems to be./One main difference is that ./A key difference is that .../ Another striking contrast is that. Unlike the woman in the first picture, the man ... in the second picture. A man in the first picture . whereas/ while a man in the second picture . In contrast with/By contrast

Task 1. Look at the photos again. With your partner, decide what you think are the two most important similarities and the two most important differences. Write them down. You have 2 minutes to do this task.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После выполнения задания учащиеся называли сходства и различия, было организовано совместное обсуждение, учитель записывал на доске варианты, озвученные учащимися (табл. 3).

Второе задание имело своей целью тренировать фразы-клише, которые могут быть использованы при построении описания фотографий, включая их сравнение.

Task 2. Complete the text using the useful phrases below. Fill in the gaps with the correct letters. You have 3 minutes to do this task.

A while/whereas

B Compared with

C To begin with

D One main difference is that

E In both pictures

F in contrast with

G The first is a photograph of

H and so

I more

(1)_, both photos show holidays.

(2)_people on a beach, (3)_the second is of people riding an elephant. (4)_,

the people seem to be relaxed because they are taking a break from work. The photo of the beach was probably taken in the summer

(5)_was the other one. (6)_spending

your holiday lying on a beach can be little

boring, (7)_exotic holidays, which teach

you about other countries and other people.

(8 )_beach holidays, exotic holidays are

(9 )_interesting.

Таблица 3

Сходства и различия фотографий

Similarities Differences

Both photos show places that are not in a city or a town. The first photo is taken in summer in a hot country, whereas the place in the second photo might be colder because the people are wearing jackets.

The people in both photos look as if they are enjoying themselves. The people in the first photo are lying on the beach doing nothing and looking at the sea, whereas in the second photo they are riding an elephant and looking at different things around them.

Далее учащимся предлагались другие пары фотографий для называния сходств и различий. Задание, как и в прошлый раз, выполнялось в парах. Время описания сходств и различий одной пары фотографий ограничивалось 40 секундами. Затем двое учеников описывали каждую пару фотографий перед классом, после чего происходило совместное обсуждение.

Таким образом, на уроке подобного содержания будущие участники экзамена учатся называть сходства и различия двух фотографий в соответствии с пунктами 2 и 3 Задания 4 раздела «Говорение» ЕГЭ по английскому языку.

Третий урок по развитию умений устной речи, необходимых для успешного выполнения четвертого задания устной части экзамена, был посвящен умению выражать свое предпочтение и обосновывать его в соответствии с требованиями пунктов плана 4 и 5.

В начале урока учащихся традиционно ожидало Revision - описание и сопоставление двух фотографий на общую тематику, следуя трем первым пунктам плана (рис. 3).

Причем учащиеся были снабжены заранее ключевыми фразами:

1. A brief description of the photos (action, location): a rock group, the end of the concert, a university graduate, a degree certificate.

2. Similarities: different types of success

3. Differences: a music performance, an academic success, casual clothes, formal clothes.

После того, как учащиеся описали фотографии, назвали их сходства и различия, их внимание было обращено на два последних пункта, раскрытие которых предполагает выражение предпочтения относительно ситуации, представленной на фотографии, и обоснование своего выбора. Далее совместно с учащимися была составлена таблица с фразами-клише, которые помогают выразить предпочтение (табл. 4).

После изучения фраз-клише учащиеся, опираясь на данные фразы, выражали свое предпочтение относительно представленных на фотографиях ситуаций, а в завершение старшеклассникам были предложены для обсуждения два возможных варианта ответа:

1. I'd prefer to achieve an academic success. This successful situation attracts me in various aspects. I'd like to give arguments in favour of this choice. First of all, individuals with higher education are more likely than others to be employed. What's more, people with higher education also tend to be rewarded with a higher salary. Finally, successfully completing education teaches people how to manage themselves and be responsible.

2. I'd prefer to be a member of a successful rock band. In my view it's a real success to see from the stage the audience clapping. I have no doubt that achievement of success in a performance gives you the chance to become famous and rich. Moreover, it inspires you to work hard and motivates you to collaborate with other artists. Finally, a successful performance gives you the opportunity to have a variety of new experiences.

Рис. 3. Фотографии для описания и сравнения

Таблица 4

Фразы для выражения предпочтения

Фразы для выражения предпочтения (say which of the ... presented in the pictures you prefer) I'd prefer ... to. — Я бы предпочел As for me, I prefer/preferred ... — Я предпочитаю/предпочитал .really attracts/attracted me in various aspects.

Фразы, помогающие объяснить свое предпочтение (explain why) And now I'd like to prove my point of view/I'd like to give several reasons for proving my point of view/I'd like to give arguments in favour of this choice. I think/I suppose/In my view/in my opinion/To my mind I strongly believe that . I have no doubt that. First of all, I think./To begin with. What is more/Furthermore/Moreover/Another major reason/In addition/Besides,. Finally, .

После обсуждения вариантов ответа и анализа языковых средств, в них представленных, учащимся для формирования умения аргументированно выражать свое мнение было предложено высказывание Винстона Черчилля по теме "Success": "Success is walking from failure to failure with no loss of enthusiasm". С помощью данного задания мы создали дополнительные условия для тренировки употребления в речи фраз-клише, необходимых для успешного выполнения Задания 4 устной части экзамена. Также мы обратили внимание будущих участников экзамена на то, что в данном задании необходимо выразить предпочтение одной из двух ситуаций, которые представлены на фотографиях, а не мнение относительно самих изображений.

Затем учащимся были предложены две фотографии, на которых представлены

Рис. 4. Фотографии для

ситуации, относительно которых учащимся было необходимо выразить свое предпочтение и дать развернутую аргументацию своего мнения (рис. 4).

Перед выполнением задания совместно с учащимися был составлен список ключевых слов:

Picture 1: headphones, to play on repeat, to switch artists in an instant, to make playlists.

Picture 2: a unique experience, the sound of the guitars, to have a similar interest.

Task 1. Look at the photos, say which of the ways of listening to music presented in the pictures you prefer and explain why. You will speak no more than 30 seconds.

Несколько учащихся отвечали перед классом, остальным была дана возможность оценить их ответы с объяснением своей позиции.

выражения предпочтений

Тренировка умений устной речи, необходимых для полного и точного раскрытия пунктов плана 4 и 5 Задания 4 раздела «Говорение» ЕГЭ по английскому языку, завершился обсуждением ответов и анализом языковых средств, которые необходимо использовать участникам экзамена для успешного выполнения задания.

Таким образом, на протяжении трех описанных уроков осуществлялась тренировка стратегии описания и рассуждения, необходимой для раскрытия всех пунктов плана Задания 4 устной части ЕГЭ по английскому языку. Полное раскрытие всех пунктов плана позволяет участнику экзамена набрать максимальное количество баллов по первому критерию оценивания ответов выпускников - решению коммуникативной задачи.

Мы считаем, что формирование умений, необходимых для правильной организации высказывания при выполнении Задания 4, может быть осуществлено подобным образом. Тренировка умений правильно начать монолог, то есть оформить вступительную фразу, и правильно завершить монолог, то есть оформить заключение, а также умения верно использовать средства логической связи на протяжении всего высказывания, может быть проведена в соответствии с вышеописанным алгоритмом работы: языковой

материал для изучения (фразы-клише, вводные слова, союзные слова) - тренировочные упражнения - речевые задания, подобные заданиям экзамена, - повторение и закрепление отдельных коммуникативных действий на следующем уроке.

Что касается последнего критерия оценивания ответа участника экзамена, а именно языкового оформления высказывания, мы твердо убеждены в том, что формирование, тренировка, закрепление и совершенствование фонетических, лексических, грамматических навыков, а также умений монологической речи должно осуществляться на протяжении всего курса обучения иностранному языку, так как освоение формата экзамена по большей части подразумевает многократную тренировку в выполнении типичных заданий, но не стоит забывать о том, что любой формат необходимо заполнять соответствующими знаниями на всех уровнях языковой системы, которые учащийся должен получить за курс обучения иностранному языку в средней школе. Простое «натаскивание на формат», как говорят учителя-практики, ничего не даст при выполнении четвертого задания устной части, так как это задание требует высокого уровня сформированности устно-речевых умений и языковых навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.03.2020).

2. Статистико-аналитические отчеты председателя предметной комиссии ЕГЭ по английскому языку в г. Калуге и Калужской области за 2015-2020 гг.

3. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2020 г. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/ demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 15.03.2020).

4. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy (дата обращения: 15.03.2020).

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego obshchego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/ (accessed: 15.03.2020).

2. Statistiko-analiticheskie otchety predsedatelya predmetnoy komissii EGE po angliyskomu yazyku v g. Kaluge i Kaluzhskoy oblasti za 2015-2020 gg.

3. Demoversii, spetsifikatsii, kodifikatory EGE 2020 g. Available at: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/ demoversii-specifikacii-kodifikatory (accessed: 15.03.2020).

4. Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov EGE 2019 goda. Available at: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy (accessed: 15.03.2020).

Шеваршинова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой английского языка Института лингвистики и мировых языков, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, председатель предметной комиссии ЕГЭ по иностранным языкам в г. Калуге и Калужской области

e-mail: Shevarshinova@gmail.com

Shevarshinova Elena I., PhD in Education, Head of the English language Department, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovski

e-mail: Shevarshinova@gmail.com

Концевова Светлана Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Института лингвистики и мировых языков, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по иностранным языкам в г. Калуге и Калужской области

e-mail: KontsevovaSD@tksu.ru

Kontsevova Svetlana D., PhD in Education, Professor of the English language Department, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky

e-mail: KontsevovaSD@tksu.ru

Статья поступила в редакцию 18.10.2020 The article was received on 18.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.