Научная статья на тему 'Диспропорции в уровне энергетической самообеспеченности регионов: причины возникновения и пути минимизации'

Диспропорции в уровне энергетической самообеспеченности регионов: причины возникновения и пути минимизации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
481
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЭНЕРГОДЕФИЦИТНЫЙ РЕГИОН / ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕННЫЙ РЕГИОН / ДИСПРОПОРЦИИ / САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / POWER SCARCE REGION / POWER PROVIDED REGION / DISPROPORTIONS / SELF-SUFFICIENCY / POWER RESOURCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Киржинова Карина Нурбиевна

Статья посвящена исследованию диспропорций в уровне энергетической самообеспеченности региональных экономических систем. Раскрываются причины существования энергодефицитных и энергообеспеченных регионов, обозначены возможные направления минимизации различий в энергообеспеченности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Киржинова Карина Нурбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disproportions in level of power self-sufficiency of regions: the reasons of occurrence and a minimization way

Article is devoted research of disproportions in level of power self-sufficiency of regional economic systems. The reasons of existence of the power scarce and power provided regions reveal, possible directions of minimization of distinctions in power security are designated.

Текст научной работы на тему «Диспропорции в уровне энергетической самообеспеченности регионов: причины возникновения и пути минимизации»

DISPROPORTIONS IN LEVEL OF POWER SELF-SUFFICIENCY OF REGIONS: THE REASONS OF OCCURRENCE AND A MINIMIZATION WAY

Kirzhinova Karina Nurbievna, Post-graduate student,

Chair of Economic and Management, Adyghe State University, Maikop E-mail: kaca-tka@yandex.ru

Article is devoted research of disproportions in level of power self-sufficiency of regional economic systems. The reasons of existence of the power scarce and power provided regions reveal, possible directions of minimization of distinctions in power security are designated.

Keywords: power scarce region; power provided region; disproportions; self-sufficiency; power resources.

О

ГЧ

ДИСПРОПОРЦИИ В УРОВНЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ

Статья посвящена исследованию диспропорций в уровне энергетической самообеспеченности региональных экономических систем. Раскрываются причины существования энергодефицитных и энергообеспеченных регионов, обозначены возможные направления минимизации различий в энергообеспеченности регионов. Ключевые слова: энергодефицитный регион; энергообеспеченный регион; диспропорции; самообеспеченность; энергетические ресурсы.

УДК 332.1

*чО

*

©

£3

1^1

© Киржинова К.Н., 2011 ^

Энергетические, как и любые другие природные ресурсы, крайне неравномерно распределены по территории страны. Основные запасы топливно-энергетических ресурсов сосредоточены в восточных регионах России (Сибирь и Дальний Восток), характеризующихся невысокой плотностью населения, вдали от основных потребителей. Вовлечение этих ресурсов в хозяйственный оборот оказывается очень затратным, а во многих случаях вовсе нецелесообразным.

Различия в запасах природно-энергетических ресурсов и стоимости их использования в различных регионах приводят к возникновению диспропорций в уровне их энергетической самообеспеченности (поданным Минэнерго, средний разрыв в энергообеспеченности регионов России составляет 20%). При этом большинство субъектов страны являются энергодефицитными, т.е. не обеспечивают баланса спроса и предложения энергоресурсов за счет источников, находящихся на их территории, покрывая недостаток путем приобретения тепла, энергии или энергоносителей у других регионов.

В Энергетической стратегии России до 2030 года [1] сглаживание данных диспропорций отмечено в качестве одной из наиболее важных задач энергетической политики России в сфере регулирования региональных энергосистем.

По мнению Г.А. Лукашова [2], существуют два пути минимизации диспропорций такого рода:

- развитие региональной, межрегиональной энергетической инфраструктуры;

- повышение уровня самообеспеченности дефицитных регионов.

Выбирая путь, важно правильно оценивать возможности удовлетворения регионом своих энергетических потребностей, в первую очередь стоимость энергии, получаемой в режиме самообеспечения. Возможно, что ее транспортировка (в виде электричества, топлива или энергоносителей), несмотря на затраты на перемещение, для данной территории окажется более выгодной в виду чрезмерно высокой стоимости развития местной генерации. В таких случаях первый путь минимизации диспропорций из вышеназванныхдвух, т.е. развитие энергетической инфраструктуры, окажется более приемлемым.

Второй же путь становится возможным после пересмотра структуры региональных топливно-энергетических балансов, как в части

КИРЖИНОВА Карина Нурбиевна,

аспирант,

кафедра Экономики

и управления,

Адыгейского

государственного

университета,

Майкоп

kaca-tka@yandex. т

использования энергии, уделяя максимум внимания вопросам энергосбережения, рационального использования имеющихся энергетических ресурсов и повышения энергоэффективности экономики, так и в части источников получения энергии и оценки возможностей разумного вовлечения в систему энергообеспечения субъекта дополнительных источников, в том числе нетрадиционных (возобновляемых), которые ранее не учитывались при анализе энергетической самообеспеченности региональных экономических систем.

Энергия, полученная от альтернативных источников, является, как правило, дешевой (в силу неисчерпаемости источника), и экологически чистой (негативное воздействие на окружающую среду при использовании нетопливных энергоресурсов в десятки раз ниже, чем при традиционной генерации).

Как показывает мировой опыт, лидерами в развитии производства энергии из нетрадиционных источников являются страны, которые испытываютдефицит в традиционных собственных топливно-энергетических ресурсах: это Исландия (около 25% приходится на долю ВИЭ, в основном используется энергия геотермальных источников), Дания (20,6%, основной источник - энергия ветра), Португалия (18%, основные источники - энергия волн, солнца и ветра), Испания (17,7%, основной источник -солнечная энергия) и Новая Зеландия (15,1%, в основном используется энергия геотермальных источников и ветра) [3]. Недостаток топливных ресурсов должен привести к поиску других альтернатив и в энергодефицитных регионах России.

Электроэнергетика России на протяжении значительного времени своего существования развивалась по первому пути. В стране, протяженностью 171°21’ или 11,4 часа, графики работы энергосистемдостаточно сильно различаются по времени, и суточные пиковые нагрузки в одном регионе покрывались за счет перераспределения энергии из других районов, в которых в это время объем потребления снижался. Причиной создания такой единой системы энергоснабжения явились именно значительные (до 10 раз) различия в стоимости производства 1 КВт электроэнергии в разных регионах страны. С учетом этого развитие инфраструктуры оказывалось экономически более выгодным, чем развитие местной генерации в энергодефицитных регионах, несмотря на то, что для перемещения такого количества энергии между региональными энергосистемами требовались высокие показатели

напряжения и пропускной способности магист-ральныхлиний электропередач.

Функционирование системы в прежнем режиме сочли неэффективным по ряду причин, главной из которых стал износ (как моральный, таки физический) большей части оборудования отрасли. Рост неплатежей во всех сферах, в том числе и в электроэнергетике, ставший результатом общеэкономического российского кризиса 90-х гг., ограниченность бюджетного финансирования, привели к фактическомуотсутствию средств для строительства новых и замены и модернизации существующих генерирующих мощностей и линий электропередач, процесс обновления основных средств практически остановился.

Анализ основ законодательного регулирования энергосферы на государственном уровне показывает, что в настоящих условиях предпочтение отдается второму пути (повышению уровня самообеспеченности дефицитныхреги-онов) [4].

Согласно стратегической цели региональной энергетической политики, закрепленной в Энергетической стратегии до 2030 года [1], действия органов власти субъектов должны быть направлены на создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, что предполагает повышение самостоятельности регионов в решении вопросов энергообеспечения, включая контроль за рациональным использованием энергоресурсов и энергосбережение, производство тепловой и электрической энергии, а также поиск новых способов автономного удовлетворения потребностей промышленности и населения региона в энергии.

Эффективная реализация намеченных перспектив будет способствовать минимизации диспропорций в уровне энергообеспеченности регионов России.

Примечания:

1. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 №1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года".

2. Лукашов Г.А. Методически подходы в оценке энергетического потенциала региона // Электронный научный журнал "Нефтегазовое дело". - 2011. - № 2 - С. 347-354.

3. Рагин Э. Развитие альтернативной энергетики в России // Информационное агентство ФИНМАРКЕТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finmarket.rU/z/nws/pressinf.asp7idH26 0203&^=6.

4. Шовгенов, Т.М. Стратегическое планирование как экономический механизм обеспечения социально-экономического развития ЮФО / Т.М. Шовгенов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2009. - № 2 (19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.