Научная статья на тему 'Принципы и предпосылки формирования и развития региональной энергетической инфраструктуры Республики Таджикистан'

Принципы и предпосылки формирования и развития региональной энергетической инфраструктуры Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
326
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРИНЦИПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ / ENERGY INFRASTRUCTURE / ENERGY POLICY / ENERGY STRATEGY / THE PRINCIPLES OF THE ENERGY STRATEGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бекирова Карина Нурбиевна, Чоршанбиев Садриддин Раджаббокиевич

В данной статье рассмотрены общесистемные и частные принципы формирования и развития региональной энергетической инфраструктуры; определены сущность и содержание каждого принципа, а также возможности их применения в современных социально-экономических условиях Республики Таджикистан; выявлена взаимосвязь предложенных принципов с международными и национальными программами, договорами и соглашениями в сфере энергетике; рассмотрены предпосылки развития энергетической инфраструктуры региона на основе применения разработанных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бекирова Карина Нурбиевна, Чоршанбиев Садриддин Раджаббокиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles and prerequisites for the formation and development of Tajikistan regional energy infrastructure

This scientific article describes the wide-system and specific principles of formation and development of the regional energy infrastructure. It determines the essence and content of each principle as well as the possibility of using in the contemporary socio-economic conditions of the Tajikistan Republic. The paper examines the correlation with the proposed principles of international and national programs, treaties and agreements in the field of energy. The authors consider preconditions of energy infrastructure development in the region based on the application of the developed principles.

Текст научной работы на тему «Принципы и предпосылки формирования и развития региональной энергетической инфраструктуры Республики Таджикистан»

УДК 332.1:621.138(575.3) ББК 65.04(5Тад) Б 42

К.Н. Бекирова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел: (918)425-65-44, e-mail: [email protected]. С.Р. Чоршанбиев

Аспирант кафедры национальной экономики Таджикского национального университета, г.Душанбе. Тел.: (992)907-37-88-90, e-mail: [email protected].

ПРИНЦИПЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

( Рецензирована )

Аннотация. В данной статье рассмотрены общесистемные и частные принципы формирования и развития региональной энергетической инфраструктуры; определены сущность и содержание каждого принципа, а также возможности их применения в современных социально-экономических условиях Республики Таджикистан; выявлена взаимосвязь предложенных принципов с международными и национальными программами, договорами и соглашениями в сфере энергетике; рассмотрены предпосылки развития энергетической инфраструктуры региона на основе применения разработанных принципов.

Ключевые слова: энергетическая инфраструктура, энергетическая политика, энергетическая стратегия, принципы энергетической стратегии.

K.N. Bekirova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting and Finance Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (918)425-65-44, e-mail: kaca-tka@ yandex.ru. S.R. Chorshanbiev

Post-Graduate Student of National Economy Department, Tajik National University, Dushanbe. Ph.: (992)907-37-88-90, e-mail: [email protected].

PRINCIPLES AND PREREQUISITES FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF TAJIKISTAN REGIONAL ENERGY INFRASTRUCTURE

Abstract. This scientific article describes the wide-system and specific principles of formation and development of the regional energy infrastructure. It determines the essence and content of each principle as well as the possibility of using in the contemporary socio-economic conditions of the Tajikistan Republic. The paper examines the correlation with the proposed principles of international and national programs, treaties and agreements in the field of energy. The authors consider preconditions of energy infrastructure development in the region based on the application of the developed principles.

Keywords: energy infrastructure, energy policy, energy strategy, the principles of the energy strategy.

Одним из ключевых факторов социально-экономического развития регионов является надежное и качественное энер-

госнабжение, основанное на обеспечении высокой эффективности функционирования энергетической системы. Такая эф-

фективность определяет необходимость использования системного подхода к управлению развитием региональной энергетической инфраструктуры, предусматривает направленность действий на достижение вышеуказанной задачи.

Применение принципов системного подхода позволяет рассматривать энергетический комплекс региона как сложную динамическую систему, которая, являясь составной частью не только энергетического комплекса страны, но и национальной экономики в целом, представляет собой совокупность взаимосвязанных энергопроизводящих и энергопотребляющих подсистем. С учетом этого на основе проведенного анализа основных компонентов энергетической инфраструктуры и результатов планирования развития последней можно сформулировать основные принципы формирования и функционирования региональной энергетической инфраструктуры, взаимосвязанные с принципами развития энергетического комплекса.

Обеспечение динамичного социально-экономического развития в региональном разрезе становится возможным только при эффективной реализации государственной энергетической политики. Важную роль в формировании основ современной энергетической системы играет ориентация государства на инновационный путь развития Республики Таджикистан. Такая позиция государственных органов власти закреплена Постановлением Правительства Республики Таджикистан о Программе инновационного развития Республики Таджикистан на 2011—2020 гг., в которой, в частности, зафиксированы основные задачи, цели и направления инновационного развития отраслей энергетического комплекса на рассматриваемый период [1].

Более того, при разработке принципов, на основе применения и соблюдения которых даётся оценка уровня функционирования энергетической инфраструктуры в целом, предоставляется целесообразным учитывать международные документы, соглашения и договоры, подписанные в данной сфере. Прежде всего, к таким документам следует отнести Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества Независимых Госу-

дарств от 25 ноября 1998 г. [2], в котором приведены основные принципы параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников и Договор Энергетической Хартии, подписанный 17 декабря 1994 г. в Гааге, в котором приведены ключевые принципы содействия долгосрочному сотрудничеству в области энергетики на основе взаимодополняемости и взаимной выгоды всех заинтересованных сторон в целях развития, либерализации международной торговли в сфере энергетике, торговли энергетическими материалами и продуктами и связанным с энергетикой оборудованием, повышения энергоэффективности и сокращения неблагоприятного воздействия энергетического производства на окружающую среду; содействия транзиту энергии на недискриминационной основе в соответствии с принципом свободы транзита [3].

Еще одним актуальным документом в области сотрудничества в сфере энергетики, ратифицированным Республикой Таджикистан, является Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в сфере энергетики (Ялта, 20 ноября 2009 г.) [4]. В данном документе зафиксированы наиболее важные принципы сотрудничества государств-участников СНГ в сфере энергетики, такие, как использование рыночных принципов, в том числе при ценообразовании и установлении транспортных тарифов в межгосударственной торговле энергоресурсами, в качестве основы для формирования общего энергетического рынка государств-участников СНГ; диверсификация источников и направлений энергоснабжения государств-участников СНГ; единство технологических норм и правил функционирования энергетической инфраструктуры государств-участников СНГ; соблюдение действующего законодательства государств-участников СНГ; взаимная выгода; равноправие и недискриминация; принцип транспарентности; экономическая и энергоэффективность; ресурсосбережение; экологическая безопасность; использование передовых технологий.

Формирование и развитие региональной энергетической инфраструктуры должно основываться на базисных положениях, которые заключаются в принципах государственной политики в сфере энергетики. С учетом специфики фор-

мирования стратегических приоритетов социально-экономического развития следует выделить следующие блоки принципов: общесистемные принципы и принципы формирования региональной энерге-

тической инфраструктуры. На рисунке 1 показана взаимосвязь указанных блоков принципов в соотнесении с руководящими целями, задачами и принципами договоров и документов в сфере энергетики.

Рисунок 1. Взаимосвязь общесистемных и частных принципов формирования и развития региональной энергетической инфраструктуры с международными и национальными программами, договорами и соглашениями в сфере энергетики

В качестве основных общесистемных кой инфраструктуры можно предложить принципов формирования энергетичес- следующие принципы (рисунок 2).

Рисунок 2. Общесистемные принципы формирования энергетической инфраструктуры (авторская разработка)

Территориальность. Принцип территориальности является необходимым фактором размещения новых или трансформации старых объектов и сооружений электро-, тепло-, газоснабжения и всего энерго-

производственного комплекса региона (реконструкция, проектирование, демонтаж и др.) с учетом финансово-экономических возможностей региональных властей в координации с правительством республики.

Коммуникационностъ:Формирование экономико-географического положения, в том числе инфраструктурно-географи-ческого положения (система локальных и магистральных ЛЭП), т.е. создание условий для развития объектов региональной экономики во взаимодействии друг с другом. Региональная энергетическая инфраструктура предпосылка установления межрегиональных связей по вопросам обеспечения энергоресурсами страны.

Непрерывность. Функционирование и развитие энергосистемы регионального масштаба базируется на поддержке энергоинфраструктурных проектов в обозримой перспективе. При этом новые проекты в сфере энергетики должны планироваться и предлагаться для внедрения с учетом ранее реализованных планов и проектов. Это позволяет учесть специфику уже сформированного энергетического потенциала региона, тем самым обеспечивая эффективность функционирования энергетической инфраструктуры в будущем.

Синергичностъ. Данный принцип предполагает объединение и координацию действий со стороны органов региональной власти, основных заинтересованных сторон (стейкхолдеров) и потенциальных инвесторов при разработке и реализации инвестиционных проектов, ориентированных на государственную политику в сфере энергетики.

Вовлеченность. Основную роль в реализации политики государства в области энергообеспечения играет поддержка приоритетных энергетических проектов, ориентированная на вовлечение в инвестиционный процесс большего числа субъектов отношений в энергетической сфере в целях повышения эффективности и рациональности использования природных энергетических ресурсов.

Целенаправленность. Принцип «целенаправленности» предполагает содействие со стороны региональных органов власти реализации конкретных региональных энергетических инфраструктурных проектов и программ, ориентированных на осуществление соответствующих сценариев социально-экономического развития региона, при условии обеспечения увязки целей с необходимыми ресурсами.

Адаптивность. Энергетическая инфраструктура должна обладать способнос-

тью к постоянному обновлению, самосовершенствованию и самоадаптации к динамично развивающимся трансформационным условиям рынка.

Консолидация усилий. Опыт последних лет убеждает в том, что поиск выхода региональной энергетической инфраструктуры из состояния дисфункции требует консолидации, координации действий и целенаправленного объединения усилий региональных и центральных властей, повышения роли и усиления мер государственного регулирования процессов развития региональных ЛЭП. Это может быть осуществлено при условии совершенствования необходимой нормативной базы, разработки и реализации ряда проектов и программ строительства, а также расширения методов, используемых при управлении развитием энергосистемы.

Комплексность. Обеспечение оптимального развития составляющих энергетической инфраструктуры региона должно способствовать формированию кооперации отраслевых научно-производственных и технологических институтов, осуществлению научных исследований, разработок и бизнес-проектов с учетом подготовки квалифицированных кадров в энергетической сфере.

Взаимодействие. Необходимо активное взаимодействие и учет интересов заинтересованных сторон (стейкхолдеров), принимающих непосредственное участие в процессе формирования и развития элементов энергоинфраструктуры. Также можно говорить об активной адаптивной способности энергетической инфраструктуры региона, которая в процессе взаимодействия с другими элементами не только приспосабливается к внешним условиям, но и активно воздействует на внешнюю среду.

Бюджетная эффективность. Принятие решения о финансовой поддержке центральными или региональными органами власти инфраструктурных проектов должно исходить из условия их соответствия стратегическим программам социально-экономического развития региона с учетом инфраструктурного фактора. При этом считается целесообразным рассматривать общественную значимость проекта, экономическую эффективность или возможность получения социального и других видов эффекта для региона.

Экологичностъ. Функционирование энергетической инфраструктуры, направленное на оптимизацию качества и эффективности использования энергоресурсов, не должно приводить к дисбалансу окружающей среды и климата. Кроме того, при уточнении размещения новых промышленных комплексов и предприятий, в том числе энергоемких производств, на территории региона, необходимо оценивать соответствие степени негативного влияния энергетических объектов требованиям охраны окружающей среды. Как показывает практика, многие мероприятия по сокращению воздействия на окружающую среду окупаются самостоятельно. Так, снижение объема технологических или аварийных выбросов углеводородов в ходе их добычи и транспортировки приводит к снижению затрат на выплату экологических штрафов и на ликвидацию последствий аварий [5].

Формирование и развитие региональной энергетической инфраструктуры может основываться на следующих частных принципах.

Принцип совершенствования рыночных отношений. Важнейшей задачей современного этапа экономических преобразований является совершенствование рыночных отношений. Исходя из состояния национальной экономики, целями совершенствования рыночных отношений в энергетическом комплексе являются:

— совершенствование и повышение прозрачности процедуры привлечения инвестиционных ресурсов отечественных и иностранных инвесторов с целью реализации программ строительства новых, сохранения созданных и модернизации действующих мощностей ТЭК;

— приведение в соответствие современным экономическим условиям системы управления затратами в энергетических предприятиях и построение системы энергетического менеджмента [6];

— содействие развитию прозрачного конкурентного ценообразования на энергетические продукты и услуги на оптовом и розничных рынках при непосредственном участии государственного и частного сектора;

— повышение надёжности, качества облуживания и обеспечение доступности к энергоресурсам в сельской местности и

отдалённых горных районах в контексте реализуемых социально-экономических программ устойчивого развития регионов;

— выявление отраслей, предприятий и организаций, функционирующих в отечественном энергетическом секторе, конкурирующих не только на рынках энергоресурсов СНГ, но и на мировых рынках; создание необходимых условий для их устойчивого функционирования и позиционирования;

— совершенствование государственной тарифной политики естественных монополий с учётом отражения в тарифах специфики региона, установление цен через рыночные механизмы на энергетические продукты и услуги для выявления возможностей и способов инновационного развития и повышения инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства [7].

Принцип реструктуризации организационно-экономической структуры энергосистемы. Реструктуризация организационно-экономической структуры энергосистемы может стать импульсом к реализации стратегии восстановления и развития потенциала имеющихся мощностей, повышению конкуренции, мобилизации капиталовложений на основе тех или иных способов привлечения иностранных инвестиций. Реформирование энергетической системы и ее реорганизация проводится с целью повышения эффективности отрасли за счет оптимизации инвестиционных решений, улучшения использования существующих энергетических объектов, расширения выбора, предоставляемого потребителям [8—10]. Проведение реструктуризации с целью увеличения притока инвестиций возможно при стабильной и предсказуемой правовой, институциональной и политической ситуации, установлении более строгой финансовой дисциплины, полном сборе платежей за энергию, изменении тарифной политики и реструктуризации государственных предприятий, функционирующих в составе ЕЭС страны. С другой стороны, проведение реструктуризации даст доступ иностранным инвесторам к ключевым отраслям промышленности, что может привести к несовершенной конкуренции и повышению энерготарифов для

всех потребителей [11], злоупотреблениям участников рынка, а также децентрализации государственного контроля [12]. Общий курс реструктуризации, нацеленный на оптимизацию развития энергосистемы, а также других подсекторов энергетического сектора, исходит из выбора наиболее приемлемых методов и критериев, учитывающих специфические особенности КйЖ" дой отдельно взятой отрасли.

Принцип разработки скоординированной стратегии развития энергетики. Обеспечение энергетической безопасности и устойчивость развития [13] не могут быть реализованы без разработки скоординированной стратегии развития энергетики [14]. К разработке такой скоординированной стратегии следует подходить достаточно гибко с тем, чтобы принять во внимание конкретные условия развития инфраструктуры с учетом инвестиционно-финансовых показателей энергетических предприятий. Контуры будущего развития энергетики при разработке скоординированной стратегии можно определить следующим образом:

— обеспечение энергетической независимости и реализации регионального подхода к управлению энергетической инфраструктурой;

— поэтапное снижение энергоемкости и потерь энергии в реальных секторах экономики;

— сохранение, укрепление, последовательное восстановление и обновление действующих мощностей, электростанций, системных и межсистемных ЛЭП и всего производственно-обслуживающего комплекса;

— повышение экологических параметров электростанций. Данная задача особенно актуальна в связи с необходимостью обратного перевода на уголь части ТЭС, сегодня используемых газ.

Реализация перечисленных задач возможна только в том случае, если их решение будет составлять единый комплекс мер, взаимосвязанных между собой по экономическим, технологическим, демографическим и другими показателям.

Принцип формирования эффективной региональной энергетической политики. Объективной основой разработки региональной энергетической политики во всем мире выступает деление регионов на энер-

гоизбыточние и энергодефицитные. Следствием такого деления является единение интересов тех и других регионов. Наличие региональных энергетических проблем, их расширение до государственного масштаба обусловливают повышенные требования к степени научной обоснованности разработки региональной энергетической политики отдельных районов, городов и областей республики. Региональная политика, являясь составной частью энергетической политики страны, в значительной мере определяет уровень эффективности энергетической инфраструктуры. Основная задача региональной энергетической политики состоит в обеспечении социально-экономического развития региона на основе эффективного, надежного и безопасного энергоснабжения по минимальным затратам на производство, преобразование, транспортировку и потребление энергоносителей [15]. Региональная энергетическая политика должна координироваться на государственном уровне.

Принцип совершенствования конкурсной системы отбора НИОКР и проектов. Основные работы в рамках данного принципа должны быть направлены на совершенствование действующей конкурсной системы отбора НИОКР и проектов с учетом опыта ее использования в предыдущие годы; преодоление технической деградации; развитие механизмов коммерциализации результатов научных исследований; развитие материально-технической базы науки; формирование рынка научно-технической продукции и объектов прав интеллектуальной собственности. Указанные работы должны проводиться на основе нормативно-методических документов, разработанных и утвержденных соответствующими Министерствами и Ведомствами на региональном и государственном уровнях.

Описанные принципы, отражающие объективные закономерности функционирования региональных энергетических систем, во многом универсальны и применимы при формировании стратегий и программ повышения эффективности энергообеспечения любого территориального образования, облегчая их разработку. Однако, руководствуясь данными принципами, важно учитывать реальные условия функционирования топливно-энергети-

ческого комплекса конкретного региона, виды, энергоемкость и уровень развития промышленного производства, сложившуюся структуру регионального топлив-

но-энергетического баланса, степень обеспеченности энергетическими ресурсами и прочие природные, экономические и экологические условия [16, 17].

Примечания:

1. Об утверждении Программы инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 гг.: постановление Правительства Республики Таджикистан от 30.04.11 г. № 227 (вместе с Программой инновационного развития Республики Таджикистан на 20112020 гг.). URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30998445

2. О внесении изменений в Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года: Протокол Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.05.12 г. // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл с экрана.

3. Договор Энергетической Хартии: [подписан в Лиссабоне 17.12.94 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл с экрана.

4. О Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в сфере энергетики: решение Совета глав правительств СНГ от 20.11.09 г. // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл с экрана.

5. Устойчивое развитие нефтегазовых компаний: от теории к практике / В.В. Бушуев [и др.] / под ред. В.В. Бушуева. М.: Энергия, 2012. 88 с.

6. Мельник А.Н. Управление энергетическими затратами как фактор повышения конкурентоспособности промышленных предприятий // Проблемы современной экономики. 2008. № 3(27). С.19.

7. Шамарина B.C. Совершенствование тарифной политики естественных монополий (на примере теплосетевых организаций): автореф. дис. ...канд. экон. наук. СПб., 2013.

8. Хант С., Шаттлуорт Г. Конкуренция и выбор в электроэнергетике // ЭСКО. 2003. № 7(19).

9. Энергетика в России и в мире: проблемы и перспективы. М.: Наука; Интерпериодика, 2001. 136 с.

10. Давыдовский Ф.Н. Либерализация мировой электроэнергетики и проблемы становления конкурентных рынков в условиях реструктуризации // Экономика, предпринимательство и право. 2011. № 7. С. 12-28.

11. Энергетика и общество: путь к устойчивому развитию / под общ. ред. Г.Д. Маргулова и И.И. Мазура. М.: Москва, 2002. 516 с.

12. Синюгин, В.Ю. Энергетический кризис в Калифорнии: причины и уроки // ЭСКО. 2003. № 7(19).

13. Одинаев Х.А. Таджикистан: на пути к устойчивому развитию // На пути к устойчивому развитию России. 2013. № 64. С. 68-72.

14. Ахроровой А.Д., Аминджанова P.M., Доронкина К.А. Энергетика Таджикистана: современные тенденции устойчивого развития. Душанбе: Статус. 2005.

15. Экономика и энергетика регионов РФ /A.M. Мастепанов [и др.]. М.: Экономика, 2001.

16. Киржинова К.Н., Хуажева А.Ш., Чич Н.Ш. Энергетическая стратегия региона: вопросы формирования и реализации. Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. 140 с.

17. Захарова Е.Н., Долгиев М.М., Гурнович Т.Г. Концептуальные основы обеспечения энергетической безопасности региона в условиях формирования инновационной экономики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2012. Вып. 1(94). С. 41-48.

References:

1. The program of innovative development of the Republic of Tajikistan for 2011—2020: Decree of the Government of the Republic of Tajikistan from 30.04.11 № 227.

2. On Amendments to the Agreement on the provision of parallel operation of power systems of the Commonwealth of Independent States on 25 November 1998: Protocol of Council of Heads of Government of the Commonwealth of Independent States, the 30.05.12

3. Energy Charter Treaty on 12.17.94

4. The concept of cooperation of CIS member states in the field of energy: Decision of the Council of CIS Heads of Government from 20.11.09

5. Sustainable development of oil and gas companies: from theory to practice / Bushuev V.V. [et al.] / ed. by V.V. Bushuev. M: CI «Energy», 2012. 88 pp.

6. Melnik A.N. Management of energy costs as a factor of increasing of competitiveness of industrial enterprises //Problems of modern economy. 2008 №3(27).

7. Shamarina V.S. Improvement of the tariff policy of natural monopolies (for example heat distribution organizations): author.dis. ...candidate.Econ.Sciences: SPb., 2013.

8. Hunt S., Shuttleworth G. Competition and choice in electricity // ESCO. 2003. №7(19).

9. Energy in Russia and in the world: problems and prospects. M.: MAIK «Nauka / Interpe-riodica», 2001. 136 pp.

10. Davydovskij F.N. Liberalization of world power and problems of formation of competitive markets in conditions of restructuring // Economics, Business and Law. 2011. №7. Pp. 12-28.

11. Energy and society: the path to sustainable development / ed. by G.D. Margulov and I.I. Mazura M.: Moscow, 2002. 516 pp.

12. Sinyugin V.Yu. The energy crisis in California: causes and lessons // ESCO. 2003. №7(19).

13. Odinaev Kh.A. Tajikistan: towards sustainable development // Towards Sustainable Development of Russia. 2013. №64. Pp.68-72.

14. Akhrorovoj A.D., Amindzhanova R.M., Doronkina K.A. Tajikistan energy: Modern trends of sustainable development. Dushanbe: RIA LLC «Status». 2005.

15. Economy and energy of the Russian Federation regions / Mastepanov A.M. [et al.]. M: Economy, 2001.

16. KirzhinovaK.N., Khuazheva A.Sh., ChichN. Sh. Energy strategy of the region: formation and realization. Maikop: ASU, 2013. 140 pp.

17. Zakharova E.N., Dolgiev M.M., Gurnovich T.G. Conceptual framework to ensure energy security in the region in terms of formation of an innovative economy // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2012. №1(94). Pp. 41-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.