Научная статья на тему 'Значение энергетического комплекса в процессе обеспечения экономической безопасности республики Таджикистан'

Значение энергетического комплекса в процессе обеспечения экономической безопасности республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
520
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН / ГИДРОЭНЕРГЕТИКА / РОГУНСКАЯ ГЭС / ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ / POWER SAFETY / NATIONAL INTERESTS / ENERGY POTENTIAL OF TAJIKISTAN REPUBLIC / HYDROENERGETICS / ROGUN HEPS / POWER PROVISION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Блиничкина Надежда Юрьевна

Кризисное положение экономики Республики Таджикистан вызвано дефицитом энергоресурсов. Для обеспечения безопасности экономики и ее стабильного развития необходимо устранить данный дефицит, что осуществимо при использовании гидроэнергетического потенциала республики в полном объеме. Целенаправленная энергетическая политика позволит в значительной мере улучшить экономическое положение Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Importance of Power Complex in the Process of Economic Safety Provision in Tajikistan Republic

The crisis state of Tajikistan Republic economy is caused by power resources deficiency. In order to provide economy safety and stable development one ought to obviate this deficiency; it being feasible by utilizing hydroenergetic potential of the republic in full amount. Targeted power policy will enable to improve Tajikistan economy state to a considerable extent.

Текст научной работы на тему «Значение энергетического комплекса в процессе обеспечения экономической безопасности республики Таджикистан»

Блиничкина Надежда Юрьевна,

кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры таможенной службы ТГУПБП

ЗНАЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

22 года минуло после обретения Республикой Таджикистан независимости. Эти годы отмечены поиском собственного места в системе мировых хозяйственных связей и новых путей развития. С распадом Советского Союза организация разделения труда между республиками перестала действовать. В результате появилась необходимость, во-первых, в переходе экономики к рыночным отношениям, и, во-вторых, к полной перестройке внутренней структуры экономики, направленной прежде на удовлетворение потребностей Советского государства в сырье и сельскохозяйственной продукции. Возникла необходимость развития перерабатывающей промышленности, а также использования новых наукоемких технологий в производстве.

Сегодня Таджикистан активно ищет пути выхода из того кризисного состояния, к которому привели Гражданская война и переход к рыночным формам хозяйствования, предполагающий серьезные преобразования структуры управления экономикой и изменение принципов руководства, а также создание новых экономических, политических и других механизмов организации экономической деятельности. В этих условиях чрезвычайно важно определить цели и задачи развития государства, прежде всего его экономики, так как без развития экономического сектора невозможно полноценное развитие страны в целом. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Таджикистана становятся стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан республики, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

В республике возникла необходимость в разработке единого плана по защите национальных интересов и, в первую очередь экономики. С позиций национальной безопасности Таджикистана именно экономика - его наиболее слабое звено. Таджикистан сейчас и в обозримой перспективе нуждается в существенном укреплении экономической безопасности.

Экономическая безопасность означает формирование благоприятных материальных и финансовых условий для населения, непрерывное совершенствование лично-

сти, обеспечение социально-экономической и политической стабильности, поддержание обороноспособности страны на необходимом уровне, сохранение территориальной целостности государства, исключение любых проявлений сепаратизма, терроризма и внешних угроз.

Однако Гражданская война внесла свои коррективы в процесс развития Таджикистана. Главной причиной критического состояния национальной безопасности Таджикистана стал катастрофический спад производства, который на фоне резкого сокращения экономического пространства страны (вследствие распада СССР) привел к сокращению доходной базы государства.

Но основной угрозой, напрямую препятствующей развитию всего производства в Таджикистане, является нехватка энергоресурсов. Обычно при оценке экономической безопасности редко в первую очередь упоминают энергетическую безопасность, но для Республики Таджикистан сложилась такая ситуация, когда процесс обеспечения устойчивого развития экономики полностью зависит от решения энергетической проблемы и обеспечения энергетической безопасности.

В результате нехватки энергоресурсов становится невозможно создавать новые предприятия, а существующие простаивают несколько месяцев в году либо работают не в полную мощность. Негативное влияние оказывается не только на промышленность, но и на сельское хозяйство, где полив во многих случаях осуществляется с использованием насосов, и, следовательно, электроэнергии. Нехватка электроэнергии в период полива напрямую сказывается на качестве и объеме урожая. Также большой проблемой для сельского хозяйства являются высокие цены на импортируемые горюче-смазочные материалы.

Энергоресурсы имеют критически важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира -как развитых, так и развивающихся. Проблема энергетики к началу XXI столетия приобрела глобальный характер и разрослась до невероятных масштабов. Созданная человеком "вторая природа" техники пожирает энергетические ресурсы темпами, внушающими опасения уже не только специалистам, но и простому обывателю.

Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для всего человечества.

В связи с этим, освоение гидроэнергетических ресурсов - одного из самых эффективных возобновляемых источников энергии в мире - полностью соответствует целям тысячелетия, принятым в 1992 году в Рио-де-Жанейро и подтвержденным всеми странами на Саммите в Йоханнесбурге в 2003 году, и способствует реализации целей устойчивого развития.

Это развитие может автоматически обеспечить экологически чистую энергетическую базу экономики не только Таджикистана, но и всего региона в целом в соответствии с Конвенцией по изменению климата 1992 г. и Киотским протоколом 1997 г., причем с получением дополнительных экономических выгод.

Вырабатываемая на ГЭС электроэнергия - самая дешевая из всех возможных, ее себестоимость в 6-8 раз ниже тепловой, и эта разница в будущем будет только возрастать по мере неизбежного роста цен на нефть и газ.

Мощность энергосистемы Центральной Азии - 25 млн. кВт. Она объединяет 5 государств: Туркмению, Таджикистан, Узбекистан, Киргизию и южную часть Казахстана.

Вопросы распределения водных ресурсов в Центральноазиатском регионе входят в разряд стратегических. Они во все времена считались основой экономики, развития социальных процессов и обеспечения благоприятных экологических условий, они формировали нормальные условия жизни населения в регионе.

Сложность заключается прежде всего в том, что на воду претендуют две отрасли экономики: ирригация и энергетика, принадлежащие к тому же еще и разным государствам. Кыргызстан и Таджикистан в силу ограниченных запасов нефти и газа на их территориях заинтересованы в эксплуатации энергетического потенциала водных потоков; Казахстан и Узбекистан, где сосредоточена подавляющая часть сельскохозяйственных земель, заинтересованы в использовании водных ресурсов в ирригационном режиме.

Правительство Таджикистана прилагает последовательные усилия по обеспечению стабильного развития отрасли энергетики. В рамках этих усилий в последние годы в нашей стране были сданы в эксплуатацию ГЭС «Сангтуда-1» и ряд малых гидроэлектростанций. В соответствии с инвестиционными соглашениями с фирмами России и Ирана и за счет отечественных инвестиций началось строительство крупных гидроэнергетических объектов, в том числе ГЭС «Рогун» и «Сангтуда-2».

Наряду с этим, Министерством энергетики и компанией «Барки тоджик» был разработан проект Специальной долгосрочной программы строительства серии малых гидроэлектростанций за счет отечественных и зарубежных инвестиций на период до 2020 года.

При этом следует учесть, что гидроэнергетические ресурсы Таджикистана просто уникальны. Республика занимает по их запасам одно из первых мест в мире. На ее территории формируется 55% всех водных ресурсов Центральной Азии, а располагаемые водные ресурсы республики составляют 70% от общерегиональных.

К сожалению, большинство подписанных за период после обретения республикой независимости соглашений и протоколов с другими странами (с Пакистаном в 1994-1996 гг., с Россией в 1992-2004 гг., с Ираном в 1998-2004 гг.) долгое время носили рамочный характер и не выходили на уровень реальных контрактов с привлечением иностранных инвестиций в строительство гидроэлектростанций.

Затем ситуация несколько улучшилась. В 2002 году возникли предпосылки для возобновления работ на Рогунской ГЭС.

Крупным успехом в сфере освоения гидроэнергетических ресурсов стало завершение строительства ГЭС «Сангтуда-1». Это один из самых крупных проектов такого рода на территории СНГ. Новая станция дает возможность удовлетворить внутренние потребности Таджикистана, а также обеспечить экспорт электроэнергии в Иран, Пакистан, Афганистан и даже энергодефицитные области России. Кроме того, гидроэлектростанция играет важную роль в регулировании водного баланса региона.

Однако проект строительства Сангтудинской ГЭС остается по сути единственным реально действующим крупным энергетическим проектом в республике, что не способствует решению энергетических проблем Таджикистана.

Проектом, имеющим сегодня первостепенное значение не только для экономики, но и для обеспечения национальной безопасности в целом, является завершение строительства Рогунской ГЭС, которая обеспечит орошение значительных площадей сельскохозяйственного назначения в Таджикистане и Узбекистане.

Кроме того, это будет способствовать решению проблемы Арала и позволит приостановить дальнейшее обмеление этого естественного водоема. Рогунский гидроузел будет играть немалую роль и в ирригационной системе региона. Так, ГЭС позволит осуществлять многолетнее регулирование стока воды в интересах орошаемого земледелия среднего и нижнего течения реки Амударья. Прирост орошаемых земель за счет регулирования стока Рогунским водохранилищем составит около 460 тыс га.

Введение в строй самой мощной в Средней Азии Рогунской ГЭС не только решит энергетические проблемы Таджикистана, но и обеспечит экспорт значительных объемов электроэнергии. Рогунская ГЭС - чрезвычайно выгодный проект. Еще по советским подсчетам себестоимость производства 1 кВт электроэнергии Рогуна была намного ниже себестоимости электроэнергии на Нурекской ГЭС, а нурекская электроэнергия самая дешевая в регионе.

Вместе с тем, для полного обеспечения внутренних потребностей страны в электроэнергии и ее экспорта в страны региона нам необходимо, наряду с сооружением гидроэлектростанций, ускорить создание инфраструктуры по ее транспортировке.

В целом вопросы развития инфраструктуры для Таджикистана, оказавшегося в коммуникационной изоляции, имеют стратегическое значение. Сегодня в республике уже созданы предпосылки для решения этой проблемы. Страна не может осуществлять развитие инфраструктуры своими средствами, поэтому были привлечены иностранные инвестиции и кредиты. Первый этап - строительство линий электропередач - почти завершен. Но помимо этого необходима реконструкция внутригородских и междугородных сетей и линий электропередач, так как большая часть элементов бытовой инфраструктуры не обновлялась около 30 лет и находится в аварийном состоянии. Кроме того, необходимо в сотрудничестве с международными финансовыми организациями ускорить разработку проекта строительства линий электропередачи Рогун-Кабул-Герат-Мешхед и Рогун-Кабул-Исламабад для обеспечения возможностей экспорта электроэнергии в соседние страны.

Вопросам энергообеспечения, оказавшимся основным элементом в процессе обеспечения экономической безопасности Таджикистана и защиты национальных интересов, в республике должно уделяться самое пристальное внимание. Проблемы, так или иначе связанные с экономической безопасностью страны, а тем более находящиеся в ее основе, должны быть четко дифференцированы и при этом ясно указывать на внешнюю и внутреннюю уязвимость государства. Решение этих проблем в экономической, денежно-финансовой и социальной сферах, определение

путей преодоления экономической зависимости Таджикистана должны быть учтены при разработке всех перспективных программ и проектов.

Возникает необходимость разработки основных задач, стоящих перед Правительством при реализации проектов в сфере развития энергетического комплекса. Это уже нашло отражение в Программе экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, где в качестве одной из основных стратегических задач в ближайшем будущем было определено завершение строительства Сангту-динской ГЭС, строительство малых ГЭС и продолжение строительства Рогунской ГЭС (3).

Определение основных направлений развития позволило обозначить направление действий для поддержания экономической стабильности и обеспечения развития экономики. Однако реализация программы натолкнулась на ряд препятствий, вызванных недостаточной проработкой отдельных ее элементов, и тем, что в ней не было учтено влияние мировых кризисов на экономическое состояние Таджикистана. При этом программа развития не имеет механизма внесения корректировок. В результате в ходе ее реализации вопросам, требующим безотлагательного решения, должное внимание не уделяется.

С другой стороны, своеобразной стратегией национальной безопасности республики явились ежегодные послания Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона Маджлиси Оли. В ходе реализации данной стратегии защиты экономических интересов Таджикистана были обозначены основные направления деятельности всех государственных органов, в том числе обеспечение энергетической безопасности республики.

Однако проблема энергодефицита все еще остается нерешенной. Для ее ликвидации необходимо:

1) продолжить строительство гидроэлектростанций (малых, средних, крупных);

2) путем строительства линий электропередач создать единую энергетическую систему страны;

3) произвести ремонт и модернизацию существующих гидроэнергетических объектов;

4) реконструировать сети транспортировки энергоносителей (электроэнергии, газа);

5) осуществить переход на энергосберегающие технологии;

6) произвести разведку и разработку собственных месторождений углеводородов (нефти и газа).

Гидроэнергетический комплекс играет ключевую роль в процессе возрождения и развития экономики нашей страны. Руководитель отдела международного права Научного центра Регенсбурга профессор Ф.К. Шредер отметил, что развитие этой важной и привлекательной отрасли экономики Таджикистана отвечает интересам всех государств региона и его южных соседей и в ближайшей перспективе может стать надежным альтернативным источником энергии (6, 25).

Пока энергетический дефицит не будет устранен, обеспечения экономической безопасности республике достигнуть не удастся.

Список использованной литературы:

1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли// Народная газета, 28 апреля 2010, № 17.

2. Эмомали Рахмон: стратегия действия//Народная газета. 13 января 2009, № 3.

3. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 года № 86. - Душанбе, 2005.

4. Положение о Совете по энергетической политике при Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества. - М., 2002.

5. Низомова Т.Д. Промышленность Таджикистана: современное состояние и перспективы развития//Вестник Таджикского государственного национального университета -Душанбе: Сино, 2008. -№ 1 (45).

6. Шевченко М. Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации// Мировая экономика. -2005. -№ 2.

Н.Ю. Блиничкина

Значение энергетического комплекса в процессе обеспечения экономической безопасности Республики Таджикистан

Ключевые слова: энергетическая безопасность, национальные интересы,

энергетический потенциал Республики Таджикистан, гидроэнергетика, Рогунская ГЭС, энергообеспечение

Кризисное положение экономики Республики Таджикистан вызвано дефицитом энергоресурсов. Для обеспечения безопасности экономики и ее стабильного развития необходимо устранить данный дефицит, что осуществимо при использовании гидроэнергетического потенциала республики в полном объеме. Целенаправленная энергетическая политика позволит в значительной мере улучшить экономическое положение Таджикистана.

N. Yu. Blinichkina

The Importance of Power Complex in the Process of Economic Safety Provision in

Tajikistan Republic

Key words: power safety, national interests, energy potential of Tajikistan Republic,

hydroenergetics, Rogun HEPS, power provision

The crisis state of Tajikistan Republic economy is caused by power resources deficiency. In order to provide economy safety and stable development one ought to obviate this deficiency; it being feasible by utilizing hydroenergetic potential of the republic in full amount. Targeted power policy will enable to improve Tajikistan economy state to a considerable extent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.