Научная статья на тему 'Дислокация 890-го авиационного полка дальнего действия на аэродроме Летно-исследовательского института в поселке Стаханово'

Дислокация 890-го авиационного полка дальнего действия на аэродроме Летно-исследовательского института в поселке Стаханово Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
405
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ / 890-Й АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ / ЛЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / LONG RANGE AVIATION / 890 AVIATION REGIMENT OF LONG RANGE / FLYING AND RESEARCH INSTITUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Затравкина Татьяна Юрьевна

В данной статье автор рассказывает о боевом пути периода 1942-1944 гг. 890-го авиационного полка дальнего действия, который в это время базировался на аэродроме Летно-исследовательского института в подмосковном поселке Стаханово (ныне г. Жуковский).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Затравкина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dislocation of 890 aviation regiment of long range at the flying and research airfield in Stakhano

In the article the author tells about the military destiny if the 890 aviation regiment of long range during 1942-1944 while it was located at the flying and research airfield in Stakhano (present day Zhukovsky).

Текст научной работы на тему «Дислокация 890-го авиационного полка дальнего действия на аэродроме Летно-исследовательского института в поселке Стаханово»

Отечественная история

Т.Ю. Затравкина

Дислокация 890-го авиационного полка дальнего действия на аэродроме Летно-исследовательского института в поселке Стаханово

В данной статье автор рассказывает о боевом пути периода 1942-1944 гг. 890-го авиационного полка дальнего действия, который в это время базировался на аэродроме Летно-исследовательского института в подмосковном поселке Стаханово (ныне г. Жуковский).

Ключевые слова: авиация дальнего действия, 890-й авиационный полк дальнего действия, Летно-исследовательский институт.

В период с 21 мая по 15 июня 1942 г. по приказу Верховного Глав-номандующего И.В. Сталина в составе 45-й авиационной дивизии дальнего действия сформирован 890-й авиационный полк дальнего действия с дислокацией на аэродроме Летно-исследовательского института в подмосковном поселке Стаханово [2]. Именно в этот период фашистская армия, прорвав фронт на юге, устремились к Воронежу и Сталинграду. И советской армии как никогда была необходима наибольшая поддержка с воздуха. Материальной частью 890-го авиационного полка были самолеты Пе-8. Формирование полка было поручено майору Илюхину, начальнику штаба майору Фещенко и комиссару полка батальонному комиссару Ассонову. Инженером полка был назначен инженер-майор Корнилов. Основные кадры для формирования полка прибыли из 746-го авиационного полка дальнего действия, а остальной летный состав прибывал из других частей ВВС Красной Армии, которые хоть и имели летную практику, но никогда не летали на самолете Пе-8.

Таким образом, вместе с формированием полка одной из первоочередных задач было обучение летного состава летать на Пе-8 днем и ночью в сложных метеоусловиях. Чтобы обучение происходило быстрее, весь состав был сведен в две авиационные эскадрильи, т. к. инструкторов было недостаточно, а это не давало возможности одновременно обучать летчиков и выполнять боевые задания тремя эскадрильями. Все обучение проходило по следующей схеме: перед вывозными полетами состав проходил наземную подготовку по изучению материальной части и эксплуатации Пе-8, далее сдавал зачеты, а уже потом допускался к практическим полетам. Одновременно проходило обучение штурманского и другого летно-технического состава. Экипаж самолета назначался приказом по полку еще до самостоятельного вылета летчика. Именно это позволяло сформировать сплоченный экипаж, готовый приступать к боевой работе.

В задачи наземной подготовки входило «готовить такие экипажи, которые могли бы при плохих метеоусловиях ночью прийти к цели, находясь от аэродрома дальше, чем 1000 км, и грамотно выполнить поставленную задачу» [1]. На занятиях с летчиками и штурманами рассматривались следующие вопросы:

- самолетовождение в сложных условиях (особенно осенью, зимой

и весной);

- подробное изучение самолета Пе-8 и моторов АМ-35а и М-82;

- изучение объектов дальних целей;

- компасная навигация, радионавигация, астрономия;

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

- изучение тактико-технических данных самолетов и тактика действий

ВВС противника;

- тактическая подготовка;

- метеослужба.

Материальная часть в полк поступала очень медленно, поэтому большое внимание уделялось тщательным осмотрам и при необходимости -немедленному ремонту, несмотря на погодные условия и время суток. А ввиду того, что пребывающий летный состав не летал на Пе-8, самолетный парк использовался только на 60-80% от имеющегося на вооружении. В среднем по годам материальная часть Пе-8 использовалась так: в 1942 г. - 66%, в 1943 г. - 84,5%, в 1944 г. - 54% [1].

890-й авиационный полк дальнего действия непосредственно в состав фронтов не входил, а выполнял задания в интересах наземных войск всех фронтов и по особому заданию командующего авиацией дальнего действия в составе 45-й авиационной дивизии дальнего действия, действуя по целям, отдаленным от линии фронта.

Полк к концу начального этапа своего формирования, имея в своем составе 5 боевых экипажей, четырьмя из них 15 июня 1942 г. совершил свой первый боевой вылет с аэродрома Летно-исследовательского института в подмосковном поселке Стаханово, который в годы войны был засекречен. Главной задачей данного вылета было уничтожение материальной части противника и разрушение летного поля на аэродроме Боровское. Данная задача была успешно выполнена, и полк продолжил свое доформирование, участвуя в боях.

К 1 февраля 1943 г. полк уже имел 25 подготовленных летчиков, 17 из которых летали ночью в тяжелых метеоусловиях. С этого времени полк начал выполнять боевые задания в составе 3-х авиационных эскадрилий.

С 18 по 25 сентября 1942 г. полк принимал участие в разгроме немцев под Сталинградом. Также 890-й авиационный полк дальнего действия участвовал в Орловской операции. С 18 июня по 30 декабря 1942 г. полк принимал участие в освобождении Белоруссии, а с 25 января по 29 сентября 1943 г. совершал боевые вылеты в интересах Белорусских фронтов. С 26 июня по 26 сентября 1942 г. и с 25 января по 20 июля 1943 г. полк громил врага на полях Украины. С 1 июля по 20 сентября 1943 г. - участвовал в борьбе за освобождение Ленинграда. С 9 марта по 22 декабря 1944 г. полк совершал боевые вылеты, участвуя в освобождении Прибалтийских республик.

890-й авиационный полк дальнего действия также принимал активное участие в разрушении железнодорожных узлов и военно-

промышленных объектов фашистской Германии и ее союзников. Так, 30 августа 1942 г. силами полка был произведен боевой вылет на Берлин. И, несмотря на интенсивный зенитный огонь со стороны противника, экипажи выполнили свою задачу и без потерь вернулись на свой аэродром. Также полк совершал вылеты на Будапешт, Бухарест, Кенигсберг, Данциг, Тильзит, Инстербург, Бридланд, важные промышленные объекты Варшавы, портовые сооружения и военные объекты Хельсинки, произвел 2 вылета по уничтожению транспорта, живой силы и железнодорожных узлов Резекне и Двинска, бомбил портовые сооружения, подъездные пути и транспорт противника в портах Констанца и Сулино.

Свою боевую работу, за исключением двух вылетов за все время существования, полк производил в ночных условиях. Часто на отдельных участках летные экипажи полка летели в сложной метеообстановке, т.к. полеты были на большие расстояния, и это затрудняло получение точного прогноза погоды на время полета.

Хотя полк не имел непосредственного взаимодействия с наземными войсками, он действовал в их интересах, и результаты бомбардировки целей оказывали влияние на общую обстановку на фронте.

Библиографический список

1. Исторический материал полка // Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 90 АПДД. О. 435394с. Д. 13. Л. 16 об.

2. Постановление ГКО № 1694. Приказ НКО СССР № 0097 от 21 мая 1942 г. // МУК «Жуковский музей истории покорения неба».

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.