формате, не потеряв при этом по аудиторным и рекламным показателям.
2. Адаптационный - сохранить бренд издания и не растерять потенциальную аудиторию, при этом сместив «центр тяжести» на интернет-версии.
3. Инновационный - инвестирование средств в новейшие разработки по «транспортировке» контента при помощи различных каналов передачи информации.
Какая из этих стратегий более продуктивна - каждая медиакомпания решает индивидуально.
Литература
1. Болецкая К. «Коммерсантъ» смотрит в небо // Ведомости. 2009. 3 августа. - URL: http://www.vedomosti.ru/ newspaper/article/208014/
2. Болецкая, К. «CEO» сменил издателя / К. Болецкая, Г. Милов // Ведомости. 2009. 8 июля. - URL: http:// www.vedomosti.ru/newspaper/article/203977/
3. Гончарова О. «Первый канал» задал «Пресс-код» // Коммерсантъ. - 2009. - 25 июня. - № 112.
4. Дмитриева Е. Готовить и сажать // РБК daily. -2009. - 5 марта.
5. Евставьев, В. Каким видится будущее рекламной индустрии? // Журналист. - 2009. - № 1.
6. ИД «Афиша» сокращает штат из-за кризиса // Газета. ru. - 2008. - 18 ноября. - URL: http://www.gazeta.ru/ news/lenta/2008/ 11/18/n 1297705. shtml
7. Карьеристок поведет за собой Михайловская // Ме-
диаАтлас.ру. - 2009. - 14 июля. - URL: http://www.
mediaatlas.ru/news/?id=26664
8. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - М., 2009.
9. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - М., 2010.
10. Российский рынок печатных СМИ: год кризиса. Обзор изменений и прогноз-2010. Четвертая волна мониторинга: ноябрь 2008 г. - ноябрь 2009 г. Юлия Казакова, по поручению Правления ГИПП к Форуму «Издательский бизнес-2009». - М., 2009.
11. Ростова, Н. «Однако» для интеллектуалов /
Н. Ростова // Slon.ru. - 2009. - 24 июня. - URL: http://
slon.ru/ business/ odnako_dlya_intellektualov-59625.xhtml
12. Ходонова, А. Печатное слово съеживается / А. Ходонова // Новости книгоиздания. - М., 2009.
13. Шкулев, В.М. Реклама в прессе / В.М. Шкулев, Г.А. Микаберидзе // Российский рекламный ежегодник-2009 / под общ. ред. проф. В.П. Коломеец. - М., 2010.
14. «Эдипресс-Конлига» запустил портал для родителей // МедиаАтлас. - 2010. - 3 марта. - URL: http://www. media-atlas.ru/news/?id=27751
15. Car и Empire не прошли кризис // МедиаАтлас. -
2008. - 24 ноября. - URL: http://www.mediaatlas.ru/
news/?id=25510
УДК 82-92=82-95
Н.В. Зиновьева
ДИСКУССИЯ ОБ ИСКУССТВЕ И ПОЛИТИКЕ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ЧИСЛА»
Данная статья посвящена одному из журналов русского зарубежья - литературному журналу «Числа». Дискуссия об искусстве и политике занимала в нем одно из центральных мест; она неразрывно связана с общей концепцией искусства, развиваемой теоретиками журнала.
Журнал «Числа», русское зарубежье, литература, дискуссия, искусство, политика.
This article is devoted to the literary journal of the Russian Diaspora of the 1930-s. called «Tchisla» (« The Numbers»). Discussion about art and politics took there a central place; it was connected with the general concept of art, developed by theorists of the magazine.
«The Numbers», Russian-language literature abroad, discussion, art, politics.
Журнал русской эмиграции «Числа» выходил в Париже с февраля 1930 г. по июнь 1934 г., когда увидел свет последний, десятый, номер. В выходных данных «Числа» именовались «сборниками», однако полностью отвечали формату «толстого» литературного журнала по своему внешнему виду и содержанию, а также мыслились своими создателями как издание периодическое. В связи с этим и в воспоминаниях современников, и в современной научноисследовательской литературе «Числа» практически всегда фигурируют именно как журнал.
Первые четыре номера редактировались совместно известной теософкой И. де Манциарли и поэтом Н. Оцупом, остальные - только Н. Оцупом1. Основ-
1 О роли Н.А. Оцупа в редактировании и администрировании сборников (см. напр.: Еремина Л. Рыцарь культуры // Литературное обозрение. - 1996. - № 2. - С. 8 - 10).
ными сотрудниками журнала стали «молодые» (то есть начавшие свою литературную деятельность уже в эмиграции, в отличие от писателей «старшего поколения») прозаики и поэты русского зарубежья -Е. Бакунина, Б. Буткевич, В. Варшавский, Г. Газда-нов, А. Гингер, А. Ладинский, И. Одоевцева, Б. По-плавский, Г. Раевский, В. Сосинский, В. Яновский и многие другие. В истории литературы «Числа» остались как журнал, вокруг которого в основном сложилась так называемая «парижская нота» - не оформленная организационно поэтическая школа, ориентирующаяся на требования, предъявляемые поэзии Г. Адамовичем. Именно в «Числах» сотрудничали главные идеологи «парижской ноты» (по свидетельству В.С. Варшавского): Г. Иванов,
Г. Адамович и сам Н. Оцуп [2, с. 178].
С самого начала «Числа» демонстративно провозгласили свою «аполитичность», за которую заслужи-
ли немало нареканий. В частности, объявление в редакционной статье, открывающей первый номер «Чисел», о том, что «в сборниках не будет места политике» [11, с. 6], вызвало на страницах журнала дискуссию между представителями «старшего» литературного поколения - З. Гиппиус и Д. Мережковским - и Н. Оцупом.
Но действительно ли политики (или того, что редакцией подразумевалось под политикой) в сборниках не было? Ведь были в «Числах» и статья С. Франка «По ту сторону правого и левого» (№ 4), и анкета, в которой предлагалось оценить личность, деятельность и литературный стиль В.И. Ленина (№ 6)... Для того, чтобы лучше понять отношение «Чисел» к политическим вопросам, необходимо рассмотреть редакционную статью, которой открывался первый номер журнала. Цитату, приведенную выше - «в сборниках не будет места политике» - в данном случае никак нельзя рассматривать вне общего контекста данной статьи, отрывок из которой здесь необходимо привести целиком:
«“Числа” должны, конечно, иметь ясное, недвусмысленное и твердое отношение к тому, что происходит в Советской России. Наша связь с эмиграцией не только в том, что сами мы эмигранты, эта связь -в разделении нами всех ее задач, но в сборниках не будет места политике, чтобы вопросы сегодняшней минуты не заслоняли других вопросов, менее актуальных, но не менее значительных. Остается сказать, что «Числа» задуманы как сборники по преимуществу литературные...» [11, с. 6 - 7].
Из данных строк становится понятно, что создатели «Чисел» вовсе не хотели полностью изгнать политические вопросы из журнала. Единственной целью Н. Оцупа как редактора было всего лишь оградить «Числа» от того, чтобы «политика» заняла в них главенствующее место, вытеснив собственно литературу.
Вместе с тем, декларация аполитичности «Чисел» не могла оставить равнодушными представителей «старшего» литературного поколения, в том числе и сотрудников журнала. Уже во втором-третьем номере «Чисел» отдел статей начинает статья З. Гиппиус (под псевдонимом А. Крайний) «Литературные размышления», в которой она утверждает, что отказываясь в журнале от «политики», легко можно отказаться и от «общественности», далее - от «всякой общественности»... И если «Числа» собираются идти по этому пути, их положение можно назвать опасным. Ведь практически каждый жизненно важный сегодня для русских людей вопрос - «эмиграция, Россия, ее паденье, ее страданье, ее гибель, ее воскресенье» [5, с. 153] - так или иначе связан с «политикой», и, отказываясь от обсуждения этих вопросов, «Числа» могут оказаться не только вне политики, но и вне жизни. По мнению З. Гиппиус, если литературный журнал декларирует отказ от общественнополитических вопросов, он должен служить «чистому искусству», однако «Числа» этому критерию не отвечают.
Непосредственно за «Литературными размышлениями» Антона Крайнего во втором-третьем номере «Чисел» размещена статья Н. Оцупа «Из дневника», в которой соредактор «Чисел» полемизирует с
З. Гиппиус. Он говорит о том, что уже отвечал на одном публичном собрании (имеется в виду вечер «Зеленой Лампы» под названием «”Чего они хотят?” (“Современные Записки” и “Числа”)», состоявшийся 1 апреля 1930-го года [12, с. 278 - 279] на главный задаваемый З. Гиппиус вопрос: «“Числа”, по замыслу их основателей, не против политики, а против ее тирании» [8, с. 155].
Для «Чисел», по мнению Н. Оцупа, оказывается важен не столько взгляд на эмиграцию как на целостное общественно-политическое явление, сколько рассмотрение каждого эмигранта как человека в его индивидуальности, в его собственной трагедии, перед которой многие общественно-политические вопросы меркнут. Об этой же «тирании политики» в эмиграции и стремлении отойти от нее, уделить внимание человеку, его переживаниям, скажет впоследствии в своем докладе «Эмигрантские будни» (доклад был первоначально прочитан на заседании «Зеленой Лампы», а потом опубликован в девятом номере «Чисел») представитель «младшего» эмигрантского поколения А. Алферов: «В борьбе за существование, за самооправдание, в политическом хаосе последних лет мы забыли о человеке (в оригинале разрядка автора - Н. З.)...» [1, с. 202].
Этот вопрос так заинтересовал и читателей журнала, и многих литераторов «русского Парижа», что 12 декабря 1930 г. в зале Дебюсси состоялся организованный редакцией журнала диспут на тему «Искусство и политика». Председательствовал на вечере Г. Иванов; активное участие в диспуте принимали, кроме Н. Оцупа и З. Гиппиус, Г. Адамович, Д. Мережковский, П. Милюков и Г. Федотов. Отчет об этом вечере был впоследствии напечатан в «Числах», причем было отмечено, что «по напряженности спора и по значительности высказанных идей и мнений вечер был знаменателен, быть может, не только для выяснения линии журнала, но и, до известной степени, отношения эмиграции к одному из самых живых для нее вопросов» [9, с. 259].
В это время проводились и другие собрания различных литературных обществ русского зарубежья, на которых обсуждались вопросы искусства и политики. Отчеты о двух таких собраниях также были помещены в четвертом номере «Чисел»: это вечер литературного объединения «Кочевье» и вечер Союза молодых поэтов. На данных вечерах представители «молодого» литературного поколения отнеслись положительно к пресловутой «аполитичности» «Чисел» [3, с. 257 - 259]. Так, выступавший на вечере «Кочевья» А. Эйснер приветствовал в журнале, по словам автора отчета, «свободу от «политиканства», которым так часто в иных изданиях подменяют политику, и возможность, благодаря этой свободе, обратить все внимание на вопросы искусства» [3, с. 257]. На вечере Союза молодых поэтов об этом же говорил Ю. Софиев.
Дискуссия об искусстве и политике продолжилась в четвертом номере «Чисел». В новых «Литературных размышлениях» З. Гиппиус поясняет, что позиция журнала на вечере «Чисел» сделалась ей ясна: оказывается, создатели журнала просто хотели оговорить, что в нем не будет сугубо политических статей: «Это опять только естественно, и вряд ли
кто-нибудь пожелал бы (и я менее всего), чтоб было иначе, чтоб “пирожник” принялся “тачать сапоги” [6, с. 157]». При этом З. Гиппиус подчеркивает, что политика может пониматься и широко, как стихия общественной жизни, от которой не может отказаться ни один истинно литературный журнал, - ведь настоящая литература имеет самое непосредственное отношение к жизни. Но в целом позиция журнала по отношению к политике З. Гиппиус теперь ясна и, по ее мнению, «в существе, правильна» [6, с. 157].
В свою очередь, Н. Оцуп в своей статье, названной «Вместо ответа», говорит о том, что «послесловие Антона Крайнего как будто кладет конец спору этого писателя с «Числами». На вечере о политике и искусстве Крайний услышал то, чего не хотел прочесть между строк на этих страницах» [7, с. 158]. По мнению Н. Оцупа, на этом завершился один цикл важных для журнала вопросов, который должен быть вскоре сменен другими темами.
Итог спора о политике на страницах «Чисел» подводит один из самых известных сегодня представителей «младшего» литературного поколения -Б. Поплавский. В последнем, десятом, номере журнала, в своей статье «Вокруг «Чисел»» он, характеризуя «Числа» как культурное явление и как - прежде всего - журнал «молодых» эмигрантских литераторов, он пишет: «В «Числах» впервые кончился политиканский террор эмигрантщины и поэтому новая литература вздохнула свободнее, освободившись от невыносимого лицемерия общественников, не удостаивавших внимания личную жизнь, над которыми так горько смеялся Розанов, говоря что они “при свете огарка не разглядели святого православного брака”» [10, с. 204].
Эту цитату достаточно часто приводят, говоря о «Числах», и, действительно, она дает очень яркую характеристику тем представлениям о задачах литературы, которыми обладали «молодые» прозаики и поэты, группировавшиеся вокруг журнала. «Числа» впервые в эмиграции предоставили «молодым» возможность говорить в полный голос не о политике, а о личной жизни.
Литература
1. Алферов, Ан. Эмигрантские будни (Доклад, прочитанный в «Зеленой Лампе») / Ан. Алферов // Числа. - Париж, 1933. - № 9. - С. 200 - 206.
2. Варшавский, В.С. Незамеченное поколение / В.С. Варшавский. - Нью-Йорк, 1956.
3. Вечера, посвященные «Числам» // Числа. - Париж, 1930. - № 4. - С. 257 - 259.
4. Еремина, Л. Рыцарь культуры / Л. Еремина // Литературное обозрение. - 1996. - № 2. - С. 8 - 10.
5. Крайний, А. Литературные размышления / А. Крайний // Числа. - Париж, 1930. - № 2 - 3. - С. 148 - 154.
6. Крайний, А. Литературные размышления / А. Крайний // Числа. - Париж, 1930. - № 4. - С. 149 - 157.
7. Оцуп, Н. Вместо ответа / Н. Оцуп // Числа. - Париж, 1930. - № 4. - С. 158 - 160.
8. Оцуп, Н. Из дневника / Н. Оцуп // Числа. - Париж, 1930. - № 2 - 3. - С. 155 - 156.
9. Политика и искусство. Вечер «Чисел» // Числа. - Париж, 1930. - № 4. - С. 259 - 261.
10. Поплавский, Б. Вокруг «Чисел» / Б. Поплавский // Числа. - Париж, 1934. - № 10. - С. 204 - 209.
11. Редакционная статья («Случается в истории литературы...») // Числа. - Париж, 1930. - № 1. - С. 5 - 7.
12. Числа. - Париж, 1930. - № 2 - 3. - С. 278 - 279.
УДК 400
М. Г. Исаева
КОДОВЫЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ В СМИ (ГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ)
Автор статьи рассматривает один из аспектов изучения кодовых переключений в печатных СМИ - особенности их графического оформления. С точки зрения графики, кодовые переключения могут быть полностью или частично ассимилированными и неассимилированными. Графическая ассимиляция - критерий разграничения двух контактных явлений - заимствований и кодовых переключений, изучаемых в рамках контактной лингвистики.
Кодовое переключение, контактная лингвистика, матричный язык, гостевой язык, графическая ассимиляция.
The researcher deals with one of the aspects of code switches studies - the special features of their graphic style in printed mass-media. Code switches can be graphically unassimilated and assimilated (fully or in part). Graphic assimilation is a criterion for differentiation of two contact phenomena - borrowings and code switches.
Code switching, contact linguistics, matrix language, guest language, graphic assimilation.
Кодовые переключения - предмет изучения контактной лингвистики, новой науки о формах взаимодействия языков в устной и письменной речи. Кодовые переключения - это единицы различных уровней гостевого языка (морфема, слово, словосочетание, предложение) в высказывании на матричном языке. Их структура обусловлена конгруэнтностью со структурой, семантикой и прагматикой единиц матричного языка на глубинном уровне порождения вы-
сказывания [1]. Матричный язык обеспечивает морфосинтаксическую рамку высказывания, т.е. определяет порядок слов в предложении и является источником системных (функциональных) морфем. Гостевой язык1 обеспечивает высказывание иноязычными единицами [3].
1 Далее КП - для «кодовые переключения», МЯ - для «матричный язык», ГЯ - для «гостевой язык».