Научная статья на тему 'Дискуссия о приходах в католической архиепархии Матери Божией в Москве: ожидания и механизмы'

Дискуссия о приходах в католической архиепархии Матери Божией в Москве: ожидания и механизмы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискуссия о приходах в католической архиепархии Матери Божией в Москве: ожидания и механизмы»

А. А. ПАЛАМАРЧУК

дискуссия о приходах д

в католической архиепархии матери БожиЕй с

в мо скве : ожидания и механизмы у

о

о

Осенью 2018 г. архиепископ Павел Пецци, ординарий като- Я лической архиепархии Матери Божией в Москве, иницииро- о вал беспрецедентную для современной католической общины в России дискуссию. После длительного периода подготовки ее основной этап прошел в рамках очередной общеепархиальной пастырской конференции, получившей название «Будущее наших приходов». Заседания конференции проходили с 18 по 21 июня 2019 г. в Вильнюсе. На ней присутствовало Т

94 участника: сам архиепископ, 36 священников (как епар- о хиальных, так и монашествующих), один диакон, 24 сестры ч из орденов и конгрегаций, работающих на территории Рос- и сии, и 32 мирянина из различных приходов архиепархии. о

Беспрецедентной дискуссию о приходах можно назвать Ос по двум причинам. Во-первых, из-за высокого уровня ее р публичности — как на этапе подготовки, так и на этапе работы к пастырской конференции. Во-вторых, из-за широкого пред- я ставительства мирян (в итоге составивших треть участников). р В настоящем очерке мне хотелось бы не просто обратить я внимание на очередное событие в жизни российских католиков, . но и поразмышлять о способах и формах ведения диалога внутри поместной церкви, а также о степени их результативности.

Как известно, папа Франциск последовательно выступает за расширение роли мирян в жизни церкви, за возвращение им соответствующей роли и ответственности, проистекающей из факта Крещения и миропомазания. В то же время понтифик справедливо отмечает «отсутствие в поместных Церквах пространства для самовыражения и деятельности вследствие чрезмерного клерикализма, не дающего мирянам права голоса при принятии решений»1.

С проблемами, о которых говорит папа Франциск — излишней клерикализацией и низкой степенью вовлеченности мирян в развитие поместной церкви, — российские католики

1 Папа Франциск. Апостольское обращение Evangelii Gaudium о возвещении Евангелия в современном мире. М., 2014. С. 70.

га сталкиваются в не меньшей степени, чем их единоверцы за рубе-о жом. (Так, например, в 2013 г. проводилась общеепархиальная tj пастырская конференция под названием «Роль мирян в жизни О Церкви», а в 2015 г. — под названием «Церковь. Семья. Миссия», л обе — лишь при формальном, крайне ограниченном участии о лаиката). Российские реалии вносят свою специфику: геогра-g фическая отдаленность приходов (всего их в архиепархии 65) ^ друг от друга даже в Европейской части России, их достаточно ^ высокая замкнутость (особенно заметная в небольших горо-^ дах), отсутствие коммуникации нередко даже между священ-ч никами и монашествующими, не говоря уже о мирянах, — ^ все это осложняет осознание католиками себя как единого, живого и деятельного организма. Обсуждение будущего приходов на общеепархиальном уровне, по замыслу архиепископа Павла Пецци, должно было дать «возможность на новом уровне открыть для себя понимание того, что значит быть частью поместной Церкви в рамках конкретной приходской общины»2.

Нужно отдать должное архиепископу Павлу, который решился на весьма смелый эксперимент. Прежде всего, речь идет о том, что для пастырской конференции 2019 г. был кардинально изменен принцип представительства мирян. Если на предыдущие аналогичные собрания миряне приглашались, как правило, настоятелями по собственному выбору последних (что предполагало абсолютную взаимную лояльность), на этот раз все заинтересованные могли по собственной инициативе заявить об участии в установленные сроки. Подобный принцип дал возможность высказаться на официальном уровне тем прихожанам, суждения которых о состоянии дел в приходских общинах были критичными. Единственным условием была рекомендация из прихода, гарантировавшая, что человек на самом деле является воцерковленным католиком.

Осенью 2018 г. в епархиальной курии был составлен документ с материалами для будущей дискуссии. Работа с ним должна была проходить на двух уровнях: в форме живого

2 Жизнь наших приходов. Материалы для дискусми // URL: http:// old.cathmos.ru/files/docs/dioces_documents/ZNP1.pdf (дата обращения 15.09.2019).

А. А. Паламарчук

обсуждения в каждом приходе (в самом различном формате, д

в том числе в группах различных общин и приходских движе- с

ний) и в форме интернет-дискуссии. Для этого в двух самых у

популярных социальных сетях, «ВКонтакте» и в Фейсбуке, О

были созданы открытые группы. Можно было также отпра- Я

вить собственные размышления на специальный электрон- о

ный адрес или передать письмо лично. Материалы для дис- р

куссии представляли собой развернутый опросник из почти ^

сотни вопросов, разбитых на тематические блоки: д

- «Как оценивать приход». Участникам предлагалось оце- о

нить применимость или неприменимость критерия «эффек- К

тивности» к деятельности церковных структур в целом, Т

работе настоятеля и прихода в целом, оценить важность коли- Л

чественного роста своей общины и процесс ее качественной Ч

интеграции — подготовку к принятию Таинств, душепа- О

стырство различных групп, работу с иностранцами, занятия, §

Ос

помогающие углубить веру.

- «Миссионерское обращение прихода». Этот блок предполагал критическую оценку состояния и перспектив приход- е ской миссии в самом широком смысле слова: понимание при- а

хожанами призвания к евангелизации, вовлеченность мирян в дело миссии и их готовность свидетельствовать о Христе и в мире. Наиболее важной частью блока, по моему мнению, был вопрос о соответствии используемого в приходах языка проповеди, ее содержания, самого стиля пастырства реальным запросам людей — как воцерковленных, так и находящихся на периферии общин или еще вне Церкви.

- «Роль священников и монашествующих в приходе». В этом разделе вопросы касались роли приходских настоятелей, открытости и доступности духовенства для нужд своей паствы, необходимости работы в приходах различных монашеских харизм, а также все еще острый для России вопрос о местных призваниях.

- Раздел «Роль мирян в приходе» парадоксальным (или вполне предсказуемым?) образом оказался самым кратким. Речь шла о том, какие функции, в данный момент исполняемые духовенством и монашествующими, следует делеги-

га ровать мирянам и что мешает большему вовлечению мирян

н

о в дела прихода.

^ - «Литургическая жизнь прихода»: этот блок отчасти раз-

О вивал тему вовлеченности мирян, в данном случае в литурги-л ческие практики.

о - «Служение милосердия в приходе» должно было рассма-

^ триваться в двух аспектах: участие в нем прихожан и возмож-^ ность получить помощь в трудных ситуациях. 2 - Вопросы блока «Управление и имущество прихода» оказа-

^ лись наиболее сложными. Прежде всего, они должны были обо-ч значить степень информированности прихожан о финансовых ^ нуждах, источниках дохода и текущих направлениях расходов приходских общин. Предлагалось также оценить возможность общины полностью обеспечивать себя и даже оказывать финансовую помощь более бедным приходам. Наконец, был поднят вопрос о десятине и готовности отдавать ее Церкви.

Как уже было сказано выше, готовность церковных властей к открытому обсуждению насущных вопросов приходской жизни может вызывать лишь уважение и радость. Не менее примечательна и попытка наладить адекватную «механику» диалога. Вынесение дискуссии о приходах в социальные сети должно было вовлечь в нее гораздо большее количество участников, чем какие бы то ни было приходские встречи, охватить тех — в том числе и молодежь, семьи — кто по самым разным причинам не озвучил бы свое мнение оффлайн. Информационная служба епархии, сайты и группы приходов активно распространяли приглашения к обсуждению опросника. Был выбран продуктивный, на первый взгляд, механизм: еженедельно в соцсетях публиковались четыре-пять вопросов из списка, чтобы каждый мог озвучить свое мнение или оценку. Однако уже интернет-дискуссия показала неоднозначную картину: участников дискуссии было не так много, как можно было бы ожидать, и практически все, кто оставил на страницах групп свои мнения, уже являлись активными прихожанами, вовлеченными в жизнь общин. Состав «референтной группы» был, по сути, неизменным с начала и до конца обсуждения.

А. А. ПАлАмАрчук

Работа в приходах также дала повод для раздумий. Тогда

Марии в Москве, в приходе Успения Девы Марии в Нижнем Новгороде и других) обсуждение активно происходи-

епархии о. Георгия Кромкина, в документе удалось учесть практически все высказывания по существу, полученные

более чем двух десятилетий активного возрождения россий-

3 Рабочий документ VI Общеепархиальной пастырской конференции // URL: http://old.cathmos.ru/content/ru/publication-2019-06-09-09-43-09. html#.XZDWoFUzapp (дата обращения 15.09.2019).

как в одних приходах (в приходе Непорочного зачатия Девы с

к

ло в несколько этапов в малых группах, в других настоятели Я

ограничились одной общей встречей, а в некоторых общи- о

нах живая полемика, увы, не состоялась вовсе. Всего от при- р

ходов было получено 16 официальных письменных отчетов х

о дискуссии. Трое настоятелей сообщили, что предложенные д

>

вопросы не вызвали у их прихожан интереса, а из остальных о

46 приходов информации не поступило. к

В июне 2019 г. был представлен Рабочий документ VI Обще- Т

епархиальной пастырской конференции3. Из всех материа- Л

лов, опубликованных в ходе дискуссии, он видится наиболее Ч

интересным, поскольку резюмирует полученные мнения при- О

хожан. По словам директора информационной службы архи- §

ос

х

в письмах и опубликованные в соцсетях. Обрисованная е

в документе ситуация видится вполне предсказуемой: после а

р

ских католических приходов, возвращения и ремонта храмов, и

самых разнообразных катехетических, миссионерских и куль- • турных инициатив и всеобщего энтузиазма вхождение церковной жизни в стабильную колею мирной и обеспеченной жизни оказалось непреодолимым вызовом.

В документе отмечается, что до сего дня остается незавершенным процесс формирования идентичности российских католиков: это уже явно не «церковь иностранцев», однако понимание собственного места как во вселенской Церкви, так и в российском обществе у большинства людей все еще отсутствует.

Мне видится, что значимость текста Рабочего документа состоит прежде всего в честном и публичном озвучивании тех — к сожалению, очень многих — проблем, на которые обра-

га тила внимание активная часть католического сообщества. о К слову, и в сетевом, и в живом обсуждении призыв к взаимной tj честности со стороны духовенства и мирян, а также к потребно-О сти в гораздо более прозрачном освещении организационной л и финансовой деятельности церкви проходил красной нитью. о Сама пастырская встреча длилась четыре дня и, помимо

g совместного участия в Евхаристии, Литургии часов и паломни-^ честве к образу Матери Божией Остробрамской, заключалась 2 в работе малых смешанных по составу межприходских групп. ^ В конце каждого дня результаты обмена мнениями в каждой ч из них озвучивались спикерами, подавляющее количество ^ которых были мирянами. И снова обращу внимание на публичный аспект проведения встречи: ежедневно на странице архиепархии и в официальной группе соцсетях появлялась полная информация о происходившем. Это были фото- и видеорепортажи, но самое главное — полные тексты выступлений, к которым позднее были добавлены видеоверсии. Именно эта часть конференции вызвала наибольшее внимание тех, кто наблюдал за ее ходом со стороны. Тексты выступлений оказались весьма объемными и содержательными; не сомневаюсь, что они еще неоднократно будут перечитываться и изучаться.

Возможность открытого и развернутого высказывания — в том числе и возможность честной конфронтации — уже сама по себе представляла большую ценность. В повседневной жизни католических приходов возможность высказаться и быть услышанным весьма ограничена, причем это относится как к клиру, так и к мирянам. Если настоятель для того, чтобы обозначить свою позицию по какому-либо вопросу может использовать формат приходских объявлений, то мирянам оставлен исключительно путь индивидуальных обращений, которые не всегда бывают услышаны.

Итоги дискуссий на пастырской конференции подвел архиепископ Павел Пецци в традиционном послании на начало 2019-2020 пастырского года4. «Смысл этого послания

4 «Община, постоянно обновляющая себя». Послание архиепископа Павла Пецци на начало Пастырского года 2019-2020 // URL: http://old. cathmos.ru/content/ru/publication-2019-09-01-20-02-36.html#.XZJl7lUzapo (дата обращения 15.09.2019).

А. А. ПАЛАМАРЧУК

не в том, чтобы закончить дискуссию и дать готовые ответы, д

но указать возможные измерения и направления деятельно- с

сти, на которые приход призван ориентироваться, если хочет у

принять призыв к новой евангелизации и стать способным с

непрерывно реформироваться и адаптироваться, чтобы всё Я

больше становиться самой Церковью, которая живёт среди о

я

домов своих сынов и дочерей — домом среди домов», — пояс- р

нил ординарий. Рассуждая о миссии приходов, архипастырь х

выделил четыре их основополагающие функции: д

>

Приход принимает В Прежде всего, нужно помнить, что приход принимает своих членов, а не сам производит их. Присутствие каждого чело-

в общину — это благодать, это праздник. И благодать Божия требует от нас принимать приходящих к нам людей.

века в приходе, первая встреча или возвращение каждой души и

Ч

Приход интегрирует ос

Принятие новых людей невозможно, если мы не готовы х интегрировать их, то есть дать им постоянное место в прихо- и де, показать им, что без них приход «хромает», что ему чего- я то не хватает. Интеграция прихожан — это дар проявления х взаимной любви. и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приход сопровождает :

Под сопровождением я, прежде всего, понимаю не столько опеку, сколько приглашение к сотрудничеству, диалогу. Диалог — это почва, необходимая для того, чтобы что-то родилось. Диалог позволяет нам не мешать благодати Божией действовать.

Приход делегирует

Делегирование — это не вынужденное признание того факта, что я, к сожалению, не могу всё сделать сам, а как раз напротив — радостная возможность быть верными Христу и миссии, порученной приходу. Делегировать для прихода — значит обновляться в духе евангелизации5.

5 «Община, постоянно обновляющая себя». Послание архиепископа Павла Пецци на начало Пастырского года 2019-2020 // URL: http://old.

га Любопытно отметить, что после подведения итогов рабо-

о ты пастырской конференции, после сетевых обсуждений tj в официальных и неофициальных группах миряне-участники О встречи и те, кто следил за ее ходом в сети, оценивали ее лишь л как начало, первый шаг к честному обсуждению животрепе-о щущих вопросов с церковной иерархией. Одновременно предел ставители духовенства трактовали происходившее как уже ^ успешно реализованный диалог6.

2 Уважительная и конструктивная коммуникация внутри

К

^ общин не может возникнуть только лишь из высказанной, пусть ^ и очень достойной инициативы. Это долговременный процесс, ^ требующий приложения осознанных усилий со стороны всех участвующих в приходской жизни групп: молодежи, семей, людей старшего поколения, монашествующих, священства. Хочется надеяться, что дух диалога будет развиваться в наших общинах, а его плодом будет любовь и единство.

Источники И ЛИТЕРАТУРА

Жизнь наших приходов. Материалы для дискуссии // URL: http://old.cathmos.ru/files/docs/dioces_documents/ZNP1.pdf (дата обращения 15.09.2019).

«Община, постоянно обновляющая себя». Послание архиепископа Павла Пецци на начало Пастырского года 2019-2020 // URL: http://old.cathmos.ru/content/ru/publication-2019-09-01-20-02-36. html#.XZJl7lUzapo (дата обращения 15.09.2019).

Папа Франциск. Апостольское обращение Evangelii Gaudium о возвещении Евангелия в современном мире. — М.: Издательство францисканцев, 2014. — 184 с.

Пастырская конференция в Вильнюсе: свидетельства участников // URL: https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2019-06/pastyrskaya-konferenciya-v-vilnyuse-svidetelstva-uchastnikov. html (дата обращения 15.09.2019).

Рабочий документ VI Общеепархиальной пастырской конференции // URL: http://old.cathmos.ru/content/ru/

cathmos.ru/content/ru/publication-2019-09-01-20-02-36.html#.XZJl7lUzapo (дата обращения 15.09.2019).

6 См., напр.: Пастырская конференция в Вильнюсе: свидетельства участников // URL: https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2019-06/pastyrskaya-konferenciya-v-vilnyuse-svidetelstva-uchastnikov.html (дата обращения 15.09.2019).

А. А. Паламарчук

publication-2019-06-09-09-43-09.html#.XZDWoFUzapp (дата обращения 15.09.2019).

References

«Obshchina, postoyanno obnovlyayushchaya sebya». Poslanie arkhiepiskopa Pavla Petstsi na nachalo Pastyrskogo goda 2019-2020 [«A congregation constantly renewing itself». Archbishop Paolo Pezzi's address to the beginning of Pastoral Year 2019-2020], URL: http://old.cathmos.ru/content/ru/publication-2019-09-01-20-02-36. html#.XZJl7lUzapo (15.09.2019). (in Russian)

Papa Frantsisk (2014) Apostol'skoe obrashchenie Evangelii Gaudium o vozveshchenii Evangeliya v sovremennom mire [Apostolic address Evangelii Gaudium on proclaiming the Gospel in the modern world], Moscow: Izdatel'stvo frantsiskantsev, 184 p. (in Russian)

Pastyrskaya konferentsiya v Vil'nyuse: svidetel'stva uchastnikov [Pastoral conference in Vilnius: the conference members' witnesses], URL: https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2019-06/ pastyrskaya-konferenciya-v-vilnyuse-svidetelstva-uchastnikov.html (15.09.2019). (in Russian)

Rabochiy dokument VI Obshcheeparkhial'noy pastyrskoy konferen-tsii [Working paper of VI General diocesan pastoral conference], URL: http://old.cathmos.ru/content/ru/publication-2019-06-09-09-43-09. html#.XZDWoFUzapp (15.09.2019). (in Russian)

Zhizn' nashikh prikhodov. Materialy dlya diskussii [Life of our congregations. Materials for discussion], URL: http: //old.cathmos.ru/ files/docs/dioces_documents/ZNP1.pdf (15.09.2019). (in Russian)

Анастасия Андреевна Паламарчук д. ист. н., доцент, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет (Университетская наб., д. 7, Санкт-Петербург, Россия, 199034)

a.palamarchuk@spbu.ru

Anastasia Andreyevna Palamarchuk, Doctor in History, assistant professor, Department of Medieval History, Institute

of History, Saint-Petersburg State University (Universitetskaya naberezhnaya, 7, Saint-Petersburg, Russia, 199034)

a.palamarchuk@spbu.ru

К

О у

О О

к о о я ►d К X О й A о

о к

A

н о

t=l К

л и о я

о

»

A ►d X К

И

я A ►d X К К

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.