Научная статья на тему 'Папа Франциск, II Ватиканский собор и новая модель Католической Церкви'

Папа Франциск, II Ватиканский собор и новая модель Католической Церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1735
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАПА ФРАНЦИСК / II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР / КЛЕРИКАЛИЗМ / ЦЕЛИБАТ / "СОЮЗ АЛТАРЯ И ТРОНА" / ДУХОВЕНСТВО / МИРЯНЕ / КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ / ЖЕНЩИНЫ / ЕПИСКОПЫ / ПРИМАТ / "LUMEN GENTIUM" / ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ / ВЕРУЮЩИЕ ВНЕ ЦЕРКВИ / ПОСТКОНСТАНТИНОВСКИЙ ПЕРИОД / РИМСКАЯ КУРИЯ / ЕПИСКОПСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ / КРИЗИС СЕМЬИ / POPE FRANCIS / II VATICAN COUNCIL / CLERICALISM / CELIBATE / "ALLIENCE OF THRONE AND ALTAR" / CLERGY / LAITY / СOLLEGIALITY / WOMEN / BISHOPS / PRIMATE / EARLY CHURCH / BELIEVERS WITHOUT CHURCH / POST-CONSTANTINE ERA / ROMAN CURIA / BISHOPS CONFERENCE / CRISIS OF FAMILY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филиппов Борис Алексеевич

Рост населения планеты и рост числа крещеных католиков не сопровождается соответствующим ростом численности католического духовенства. В мире происходит быстрое увеличение доли «верующих вне Церкви» и неверующих (no religion), а центр мирового христианства смещается на Юг. Кроме того, христианство превращается в религию мегаполисов. И, наконец, вызовом для исторических церквей становится быстрый рост харизматических общин. Ни на один из этих вызовов Католическая Церковь в нынешней ее форме ответить не в состоянии. Ее образ искажен непрерывными сексуальными скандалами. В этой ситуации на Папский престол избирается аргентинский кардинал Хорхе Бергольо, который принимает имя Франциск, символизирующее печальное состояние Церкви и готовность к ее возрождению. Свое служение папа начинает с напоминания верующим, что главной задачей Церкви является проповедь Евангелия в современном мире. Для успешного выполнения Католической Церковью своей миссии, считает папа, необходимо изменение ее имиджа. Она должна восприниматься верующими как «бедная» и «милосердная» и избавиться от клерикализма. Другой задачей Франциск считает реализацию решений II Ватиканского собора о формировании постконстантиновской модели Католической Церкви, предполагающей коллегиальность в управлении и увеличение роли мирян (в том числе женщин) в ее жизни. Итогом этой деятельности должна стать новая модель Католической Церкви. Этой теме посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pope Francis, Second Vatican Council and the New Model of the Catholic Church

While the Earth’s population grows exponentially and with it grows the number of baptized Catholics, there is no corresponding growth among the Catholic clergy. On the other hand the number of “believers outside of the Church” and nonbelievers grows each year and the center of the world Christianity moves to the South. At the same time Christianity has become the religion of megalopolises. Finally, the growth of the “Charismatic communities” has become one of the most important challenges to the Catholic Church in the world. But the Catholic Church in its current state is unable to satisfyingly answer to any of these challenges. The image of the Church is tarnished by continuous sex scandals. It is then that an Argentine cardinal Jorge Mario Bergoglio is elected to be the head of the Catholic Church as the new pope. He chooses to be named Francis both acknowledging deeply problematic state of the Church in the world and symbolizing its readiness to restoration. The new Pope begins his work by reminding that the goal of the Church is evangelism, that is spreading the Gospel in the modern world. To be succeed in this the Catholic Church needs to change its image in the public’s eye. The Church needs to be seen merciful and poor, to get rid of the clericalism. Another goal set by Pope Francis is realization of the decisions of the Second Vatican Council on forming post-Constantine model of the Catholic Church, that is on collegiality in governing the Church and increasing the role of lay Catholics, including women, in the Church affairs. By these changes the Pope wants to shape a new model of the Catholic Church. This article describes this process and its implications.

Текст научной работы на тему «Папа Франциск, II Ватиканский собор и новая модель Католической Церкви»

Филиппов Борис Алексеевич, канд. ист. наук., проф. Исторического факультета ПСТГУ.

[email protected]

Папа Франциск, II Ватиканский собор

И НОВАЯ МОДЕЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Б. А. Филиппов

Рост населения планеты и рост числа крещеных католиков не сопровождается соответствующим ростом численности католического духовенства. В мире происходит быстрое увеличение доли «верующих вне Церкви» и неверующих (no religion), а центр мирового христианства смещается на Юг. Кроме того, христианство превращается в религию мегаполисов. И, наконец, вызовом для исторических церквей становится быстрый рост харизматических общин. Ни на один из этих вызовов Католическая Церковь в нынешней ее форме ответить не в состоянии. Ее образ искажен непрерывными сексуальными скандалами. В этой ситуации на Папский престол избирается аргентинский кардинал Хорхе Бергольо, который принимает имя Франциск, символизирующее печальное состояние Церкви и готовность к ее возрождению. Свое служение папа начинает с напоминания верующим, что главной задачей Церкви является проповедь Евангелия в современном мире. Для успешного выполнения Католической Церковью своей миссии, считает папа, необходимо изменение ее имиджа. Она должна восприниматься верующими как «бедная» и «милосердная» и избавиться от клерикализма. Другой задачей Франциск считает реализацию решений II Ватиканского собора о формировании постконстантиновской модели Католической Церкви, предполагающей коллегиальность в управлении и увеличение роли мирян (в том числе женщин) в ее жизни. Итогом этой деятельности должна стать новая модель Католической Церкви. Этой теме посвящена статья.

Конклаву, на котором был избран папа Франциск (12—13 марта 2013 г.), предшествовали бурные заседания кардиналов (генеральные конгрегации)1. Их результатом было осознание кардиналами необходимости избрания на Папский престол человека, способного не только реформировать Римскую курию и очистить Католическую Церковь от «грязи»2, о которой еще говорил перед своим

1 C 4 марта в Ватикане состоялось семь заседаний. На них выступил 161 кардинал. По мнению А. Торнелли, так откровенно о проблемах Церкви кардиналы не говорили никогда (см.: TornielliA. Franciszek: Jorge Mario Bergoglio. Biografia Papieza. Kielce, 2013. S. 57).

2 Избранию Франциска предшествовали годы непрерывных внутрицерковных скандалов, связанных с разоблачением во многих странах практики многолетнего сексуального использования священниками несовершеннолетних, с обвинением Ватиканского банка в отмывании грязных денег, с коррупцией и борьбой между кардинальскими группировками в Римской курии.

избранием Бенедикт XVI3, но «стать лицом бедного Юга», или той части света, где сегодня проживает большинство католиков.

Результат конклава показал, что кардиналы хотят большего, чем просто административной реформы Римской курии. Ее безуспешно пытались реформировать Павел VI (1967)4 и Иоанн Павел II (1988 г.5, с дополнениями в 1989 и 1992 гг.). Некоторые изменения в ее регламент внес (2011) Бенедикт XVI.

Причина «нереформируемости» Римской курии проста. Реформировать необходимо не курию, а всю устаревшую систему монархических церковных взаимоотношений, начиная от взаимоотношений между Папой Римским, епископатами и епископами, между епископами и клиром и кончая взаимоотношением между духовенством и мирянами. И эту проблему нельзя решить без отказа от всей системы взаимоотношений, свойственной «константиновской» модели Церкви.

О начале такой масштабной реформы было торжественно заявлено в принятой II Ватиканским собором (1962—1965) Догматической конституции о Церкви («Lumen gentium»), которая принципиально изменила статус католических епископов и мирян; объявила о возвращении коллегиальности в управлении Католической Церковью. Но и спустя 50 лет после окончания работы собора она живет по нормам константиновской модели.

Константиновская модель Церкви

Эта модель формировалась как двусоставная, включающая в себя (1) сложную систему внутрицерковных взаимоотношений и (2) не менее сложную систему взаимоотношений с монархами. Если первая (включая церковную структуру) в основном сложилась в доникейский период, то вторая составляющая была заложена в эпоху императоров Константина (306—337) и Феодосия (379—395) Великих, когда христианство из гонимой превратилось в официальную религию Империи. Именно это событие предопределило дальнейший вектор развития взаимоотношений между Церковью и Империей, приобретших характер своеобразного союза (согласия, партнерства), при котором Церковь становилась господствующей, а ересь — государственным преступлением. В этом союзе «алтаря и трона»6 монархия на протяжении всего периода его существования выступала как «светское плечо», как важнейшая опора Церкви в мире. Церковь использовала монархию для распространения и укрепления христианства, для борьбы со своими внутренними (ереси) и внешними (ислам) врагами.

После великого церковного раскола XI—XIII вв., приведшего к разделению между православным Востоком и католическим Западом, их исторические пути окончательно разошлись. Соответствующая константиновскому периоду модель Католической Церкви (в той форме, в какой мы ее знаем) сформировалась в ходе

3 Об этом он говорил во время «Крестного пути» в Колизее (Пасха, 2005 г.).

4 Апостольская конституция «Regimini Ecclesiae universae».

5 Апостольская конституция «Pastor bonus».

6 Следует принять во внимание, что, заключая этот (неписаный) союз, и Церковь, и Империя руководствовались собственными интересами и собственной логикой, которые не всегда совпадали.

Клюнийской и Грегорианской реформ (XI в.) с коррективами, внесенными Кон-станцским (XV в.), Тридентским (XVI в.) и I Ватиканским (XIX в.) соборами.

Основу сложившейся в этот период модели составили не только внешний по отношению к Церкви ее союз с христианским монархом, но и затрагивающий суть внутрицерковных отношений клерикализм, понимаемый не как политическое явление, а как стремление духовенства только себя отождествлять с Церковью, придать себе уникальный сакральный статус. Производной от клерикализма и третьей составной частью этой модели стало деление Католической Церкви на: «церковь учащую» и «церковь слушающую»7. Первая получила монопольное право на духовное и нравственное воспитание второй. Первая состоит из духовенства во главе с папой, вторая из верующих мирян8.

Это был принципиальный отказ от сложившейся в Древней Церкви (III в.) модели взаимоотношений, при которой, как пишет В. В. Болотов, «различая себя от клира, как низших от высшего, миряне имели право широкого участия в делах церковных. <...> Testimonio et sententia cleri, conscientia populi praesentis, suffragio plebis assistentis (свидетельством и мнением клира, согласием присутствующего народа, голосованием наличествующего плебса) делались все важнейшие дела Церкви (выбор в церковные степени, принятие падших). Формы строго выработаны не были: мы не можем решить, чей верх оставался в тех случаях, когда епископы, клир и народ безнадежно расходились между собою»9.

Начиная с V в. миряне постепенно лишаются права управления церковным имуществом, а в решениях провинциальных синодов и в заявлениях римских пап начинает последовательно проводиться мысль о второсортности мирян, неспособных достигнуть совершенства в религиозной жизни10. Превосходство духовенства подчеркивалось тем, что только оно причащалось под двумя видами («хлебом и вином»), его богословским образованием, непонятным для мирян латинским языком литургии и запретом перевода Священного Писания на национальные языки. Духовенство было «первым» привилегированным сословием в феодальном обществе, а Церковь — «богатой».

Клерикализация Церкви еще больше усилилась в период Реформации. Священник, согласно положению, определенному Тридентским собором, «был типом суперхристианина, а миряне — не столько "овчарней", сколько "плебсом", как называл их кардинал Роберто Беллармин, и были подчинены клиру»11.

В рамках этой модели епископы из «учителей» постепенно превратились в церковных феодалов, а затем в администраторов. Дело распространения христианства, как и борьбу с ересями, периодически брала на себя светская власть. Насилие и запугивание, а не милосердие и прощение стали выступать основны-

7 Впервые тезис об обязанности мирян слушать, а не участвовать в управлении сформулировал папа Иннокентий III во время IV Латеранского собора (1215) (см.: Góralski Wojciech, ks. Udzial w sprawowaniu wladzy rz^dzenia w Kosciele // Chrzescijanin w swiecie. 1988. № 178. S. 81).

8 Православная Церковь никогда не знала такого жесткого разделения.

9 Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. II. С. 461.

10 Об этом см.: Congar Y. Jalons pour une theologie du laicat. P., 1964, P. 27, 29.

11 Svidercoschi G. F. Dok^d zmierza Kosciól? Chrzescijanin w kryzysie — rozterki i nadzieje. War-szawa, 2012. S. 61.

ми инструментами этого типа христианизации12, а христианство во все большей степени стало восприниматься как «система запретов» и «система наказаний»13. Только в рамках клерикальной культуры было возможно сокрытие педофилии среди духовенства и многолетнего сексуального использования малолетних, подростков и инвалидов в рамках системы церковных образовательных учреждений, как это было в Ирландии во второй половине XX в. и в других сугубо католических странах.

Монарх как «помазанник Божий» выступал защитником Церкви и хранителем правоверия. Постепенно модель более или менее равноправных партнеров трансформировалась в модель Церкви, состоящей на службе и под контролем монархии (так называемые галликанизм и иосифизм и др.).

И еще одна важная черта константиновской модели: в отличие от Древней Церкви, она стала подчеркнуто мужской (целибат духовенства) и принципиально враждебной женщине14.

С усилением власти римских пап в Церкви возникла проблема места и роли епископов в ней, характера их взаимоотношений с Папой Римским. Активную роль в разрешении этой проблемы играли местные монархи, влияние которых на епископские назначения начиная с XIV в. будет только возрастать. Проблему взаимоотношения пап и епископов пытались решить на соборах: Констанцском (1414—1418), Базельско-Ферраро-Флорентийском (1431—1445), на V Латеран-ском (1512—1517) и Тридентском (1545—1563). Как пишет К. Шац, «среди всех проблем в Триденте не было более спорного (и такого, который привел собор на край раскола), чем проблема примата и отношения примата к епископату»15. И хотя Тридентский собор укрепил позиции пап в Церкви, тем не менее с XVI в. право назначения епископов перешло во многих странах в руки местных монархов. За папой осталось лишь их утверждение. Слабые папы XVII и XVIII вв. были не в состоянии противостоять монархам.

На пути к новой модели Католической Церкви

Первый удар по константиновской модели нанесла Французская революция конца XVIII в. и последующие за ней европейские революции XIX в., принципиально изменившие политическую и экономическую систему большинства стран европейской цивилизации. Одним из последствий этих революций стал приход к власти в середине XIX в. враждебных Католической Церкви и папству политических сил, принятие конституций, ограничивающих власть монархов, в том числе и в вероисповедной области. В результате объединения Италии (1870) была ликвидирована Папская область, а папы потеряли светскую власть. По-

12 Об этом см.: Делюмо Ж. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада. XIII—XVIII. Екатеринбург, 2003.

13 Об этом см.: Ratzinger J. Rapporto Sulla Fede. Milano, 1985.

14 Параллельно с сокращением имущественных и социальных прав женщин идет возрождение ветхозаветных представлений о женщине как источнике греха, зла. Об этом свидетельствует богатая обличительная церковная литература (см.: Ястребицкая А. Л. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1994. Вып. 3. С. 283—315).

15 Schatz K. Prymat papieski od pocz^tków do wspólczesnosci. Krakow, 2004. S. 191.

всеместно провозглашалась нарушавшая монополию государственных Церквей свобода вероисповедания. Отныне отношение Церкви и государства в католических странах регулирует вероисповедное право. С конца XIX в. свобода совести и вероисповедания постепенно становится юридической (конституционной) нормой на территории всей Европы. Такой же нормой становится к концу XX в. религиозный плюрализм.

Константиновская эпоха в истории христианства завершилась. Союз монархии с Церковью потерял смысл. Но этим принципиальные изменения в Европе не ограничились. Последствием промышленной революции, массового переселения сельского населения в города (урбанизация), было разрушение всей традиционной церковной инфраструктуры. Рабочий класс формировался уже вне Церкви и ее структур. Можно утверждать, что со второй половины XIX в. начинает меняться социальный состав паствы. Она становится более грамотной и социально активной.

Эти принципиальные перемены послужили основанием для двух параллельно развивавшихся на протяжении XIX в. внутрицерковных процессов. Первый был связан с защитной реакцией папства, духовенства и поддержавшей их части верующих16 на происходящее. В новых условиях укрепление власти папы воспринималось ими как «гарантия автономии и независимости Церкви от государства»17. Отсюда вытекало провозглашение I Ватиканским собором (1870) догмата о папской безошибочности. На соборе вновь обсуждалась проблема взаимоотношения пап и епископов, но, как утверждают некоторые историки и папа Бенедикт XVI, ее «не успели» (!) решить из-за прекращения его работы18. Этому утверждению противоречит последующее укрепление власти папы в Католической Церкви и превращение епископов в «назначенцев папы».

Эта усеченная модель Церкви константиновской эпохи продолжала укрепляться до II Ватиканского собора. Это была негативная реакция. В качестве положительной реакции папства на процессы модернизации можно назвать политику и энциклики Льва XIII (1878—1903), а также принятый папой Бенедиктом XV (подготовлен Пием X) впервые в истории Католической Церкви Кодекс канонического права (1917).

Именно этими папами была предпринята попытка приспособления Церкви к изменившемуся миру и его новому общественно-политическому устройству. Но переход от концепции Церкви господствующей к Церкви сотрудничающей со светской властью и с обществом оказался слишком трудным. В Кодексе сохранились многие пережитки феодального периода: прежде всего концепция

16 Уже с начала XIX в. на защиту Католической Церкви и униженного Французской революцией и Наполеоном папства выступили ультрамонтаны (миряне).

17 Поттмайер Г. Й. Современные дискуссии о первенстве в связи с I Ватиканским собором // Петрово служение. Диалог католиков и православных. М., 1996. С. 244.

18 «Как известно, I Ватиканский собор был прерван в связи с франко-прусской войной, и тем самым возникла некоторая односторонность, некий фрагмент, ибо его учение о папском примате... было лишь элементом обширной экклезиологии, предвидимой и подготовленной» (Benedikt XVI. Tekst wyst^pienia Ojca swiQtego, podczas spotkania z rzymskim duchowienstwem 14 lutego 2013 (URL: http://papiez.wiara.pl/doc/1459189.Benedykt-XVI-o-Soborze-Watykanskim-II/1-7 (дата обращения: 23.02.2015)).

патернализма с сохранением статуса мирян как пассивной части Церкви, папский примат, система бенефициев и привилегий. «Новостью» была попытка признания роли мирян, а также предоставления епископам права организации национальных епископских конференций с ограниченными полномочиями19.

Второй внутрицерковный процесс был связан с возросшей активностью мирян. По инициативе мирян и при поддержке (реже инициативе) отдельных епископов и духовенства развиваются социальный и политический католицизм, католические СМИ. К концу XIX в. можно говорить о появлении католических профсоюзов и политических партий (в 1828 г. в Бельгии, затем с 1870 г. в Германии и Италии).

В 1891 г. инициативы снизу получили официальное признание в посвященной «новым явлениям» энциклике Льва XIII «Rerum novarum» («Новых вещей...»). Отныне те из них, кто принимал от местного епископа церковного ассистента, могли считаться католическими. Папы сами начинают создавать организации мирян.

Но лишь дискредитация церковного руководства, которое активно сотрудничало с авторитарными диктатурами в межвоенный период (1919—1939), с одной стороны, и активное участие членов светских католических организаций в антифашистской борьбе — с другой, создали условия для изменения статуса мирян в Католической Церкви. Именно после окончания Второй мировой войны католические партии и профсоюзы вместе с другими массовыми католическими общественными организациями станут настоящей опорой Церкви в изменившемся мире. Так началось стихийное формирование новой постконстан-тиновской модели Католической Церкви, основанной на частичном признании за мирянами права на самостоятельную активность в ней.

Второй Ватиканский собор

Для установления новой системы отношений Церкви с изменившимся миром и приведения в соответствие с новыми реалиями ее внутренней структуры папой Иоанном XXIII (1958—1963) был созван II Ватиканский собор. Он собрался в период НТР и перехода человечества из индустриальной в постиндустриальную эпоху. Его работа началась уже после полета Ю. А. Гагарина в космос (1961). Задачи собора были определены папой как пастырские. Открывая собор, он призвал учитывать «знамения времени». «Церковь в пути, и задачей того, кто ее ведет, — сказал Иоанн XXIII, — не является ее охрана как музея»20.

Приехавшие на собор со всех концов земного шара епископы не захотели выступать на нем в роли статистов. По воспоминаниям Бенедикта XVI, уже в первые дни собора произошла эмансипация епископов. По его словам, они сказали: «Мы епископы; это мы являемся собором. Мы не хотим лишь одобрять то, что было подготовлено, но хотим сами быть творцами, нести на своих плечах собор». Уже в первый день работы ими был отвергнут предложенный список для голосования кандидатов в руководство собора и подготовленная курией про-

19 Первым документом, определившим статус епископских конференций, стала конституция папы Пия X Sapienti Concilio от 29 июня 1908 г.

20 Цит. по: Lecomte L. Tajemnice Watykanu. Kraków, 2010. S. 141.

грамма его работы. Начались не предусмотренные курией консультации между представителями епископатов различных стран, которые стали нормой21.

Главными обсуждаемыми на соборе проблемами стали реформы богослужения и церковного строя, статус мирян, отношения с другими христианскими конфессиями, а также с секулярным миром. Были приняты принципиальные решения, которые привели к изменению понимания характера Церкви и существа внутрицерковных отношений. И, что важно для темы нашей статьи, они принципиально изменили понимание роли епископов22 и мирян23 в Церкви. Тем самым был подведен богословский фундамент под новую постконстантинов-скую модель Католической Церкви.

Своими постановлениями (прежде всего литургической реформой и введением богослужения на национальных языках) собор нанес серьезный удар по церковному клерикализму. Как писал голландский богослов Эдуард Схиллебекс (1914—2009), «если раньше литургия была делом священника, а верные были не более чем его "постоянными посетителями", то Собор посчитал субъектом литургического празднования не только священника, но и всю христианскую общину, народ Божий»24. Теперь уже не священник отправляет службу для мирян, которые лишь присутствуют как зрители, а вся община отправляет службу во главе с предстоятелем — священником25.

На соборе вновь была поставлена проблема соучастия епископов в управлении Церковью. Как пишет об этом протестантский автор Дмитрий Бинца-ровский, «вряд ли можно сказать, что на Соборе была достигнута реальная децентрализация церковного управления. Фактически на Соборе было повторено учение I Ватиканского собора с небольшими дополнениями, которые едва ли что-то изменяют по сути... Возможно, более важным было соборное решение о том, что епископское посвящение носит сакраментальный характер. До собора у епископа фактически не было "горизонтальных" отношений с другими епископами; он был просто "вертикально" (иерархически) подчинен папе. Он мог управлять только своей местной Церковью и не мог коллегиально с другими епископами управлять всей Церковью. И вот с помощью учения о сакраментальном характере епископского посвящения нового епископа словно пытались "приобщить" к другим епископам, к коллегии епископов. Более того, сама коллегия

21 См.: Benedikt XVI. Tekst wystapienia Ojca swiQtego, podczas spotkania z rzymskim duchowieñstwem 14 lutego 2013 r. ...

22 В принятой собором Догматической конституции о Церкви «Lumen gentium» зафиксирован отказ от понимания епископов как «папских викариев». Было подчеркнуто, что «епископы по Божественному установлению наследуют Апостолам как пастыри Церкви» (п. 20) и «епископы преимущественным и очевидным образом замещают Самого Христа, Учителя, Пастыря и Первосвященника и действуют от Его лица» (п. 21). Вместе с епископом Рима они «составляют одну апостольскую Коллегию» (22) (см.: Догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium» // Второй Ватиканский собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992. С. 25-27).

23 Мирянин перестал быть лишь «пассивным получателем благодати», а стал равноправным членом Церкви как «Народа Божия» («Lumen gentium» и «Декрет об апостольстве мирян»).

24 Цит. по: Бинцаровский Д. Второй Ватиканский собор (1962-1965). Ключевые решения (URL: http://www.reformed.org.ua/2/699/Bintsarovskyi (дата обращения: 23.02.2015)).

25 См.: Там же.

епископов виделась не как коллегия "папских назначенцев", а носила определенный сакраментальный характер»26.

В отношениях с государством собор провозгласил принцип сотрудничества при взаимной независимости и автономии Церкви от государства. Этот принцип, называемый в публицистике «благожелательным отделением Церкви от государства», зафиксирован во многих европейских конституциях.

Но между решениями собора и их полной реализаций должно пройти не одно десятилетие27. Завершить этот процесс пытались все папы, в период понтификатов которых проходил II Ватиканский собор. По решению Павла VI (1963—1978) появился Синод епископов (1965) — регулярно созываемый совещательный орган при папе. Повсеместно были сформированы национальные и региональные епископские конференции с ограниченными правами. Но это не привело к ограничению власти папы и Римской курии, власть которых, благодаря сохранению централизации управления Церковью, только усилилась. Другой причиной неудачи провозглашенных собором реформ было нежелание значительной части епископов взять на себя груз дополнительной ответственности, предоставленной им в новом (1983), отражающем решения собора Кодексе канонического права28.

Кодекс канонического права разрешил участие мирян в епархиальных синодах, на которых «все предлагаемые вопросы подлежат свободному обсуждению членами синода на его заседаниях» (канон 465). Но, как пишет бывший редактор польской версии «Osservatore romano» о. Адам Бонецки, «когда в 80-х гг. в Рим начали приходить сообщения с синодальными требованиями допуска женатых мужчин к священству, <...> допущения некоторых лиц разведенных и вступивших в новые браки к таинству исповеди и к Евхаристии, пересмотра некоторых аспектов доктрины о супружеской морали... как ватиканские конгрегации издали инструкцию (1997), запрещающую обсуждение на епархиальных синодах дисциплинарных проблем»29.

Наиболее значимым последствием собора стало возникновение большого числа (ок. 140) массовых организаций и движений активных мирян, ставящих своей целью религиозное образование своих членов, миссионерскую и благотворительную деятельность30. У них сложные отношения с традиционно мыслящими приходским духовенством и епископами, с Римской курией. Но главного — «равновесия в Церкви между мирянами, священниками и монашествующими, с тем, чтобы миряне смогли разделить с духовенством ответственность за Церковь и принять участие в управлении ею, — достигнуто не было»31. Не изменилось и положение женщин в Церкви.

26 Бинцаровский. Указ. соч.

27 К слову сказать, внедрение в жизнь решений Тридентского собора (XVI в.) заняло почти столетие.

28 См.: Кодекс Канонического права Католической Церкви (лат. Codex iuris canonici). М.,

2007.

29 Boniecki Adam, ks. Demokratyzacja Koscióla? (URL: https://www.tygodnikpowszechny.pl/ demokratyzacja-kosciola-25170 (дата обращения: 10.12.2014)).

30 Они обеспечивают до трети абитуриентов в семинарии.

31 Svidercoschi G. F. Dok^d zmierza Kosciól? chrzescijanin w kryzysie — rozterki i nadzieje. War-szawa, 2012. S. 114.

Папа Франциск и завершение формирования новой модели Церкви

С момента окончания II Ватиканского собора прошло 50 лет. За это время в мире произошли затронувшие Церковь кардинальные изменения: начиная от процесса глобализации и кончая научно-техническими открытиями (революция в микроэлектронике, Интернет) и ускоренным развитием биотехнологий. Возросла роль женщин в мировой экономической и политической жизни.

Принципиальные изменения происходят и в самой Католической Церкви. Спустя 50 лет после завершения работы собора оказалось, что центр мирового христианства быстрыми темпами смещается в сторону «бедного Юга»32. И еще одно важное обстоятельство: христианство превращается в религию мегаполисов. Все это требовало кардинальных перемен в способе служения Церкви, в том числе отказа от европоцентризма, изменения ее сохранившегося с константи-новской эпохи имиджа «Церкви богатой».

В последней трети XX в. возникла новая проблема — «верующие вне Церкви»33. О важности проблемы говорит создание в Римской курии Папского совета по содействию новой евангелизации34 и проведение посвященного ей Синода епископов (Рим, октябрь 2013 г.). Если во время конклава 2005 г. говорили о проблемах секуляризованной Европы, то в канун конклава 2013 г. кардиналы констатировали, что секуляризация приняла еще более грозные формы в США и Латинской Америке.

Грозным противником Католической Церкви в Латинской Америке и Африке является харизматическое движение, которое не нуждается в профессиональном духовенстве, ученом богословии, иерархической структуре. Оно не грозит верующим Страшным Судом и апеллирует к опыту Древней Церкви35.

Прогрессирующая нищета в странах Латинской Америки — самого католического региона мира36 — воспринимается значительной частью местного духовенства как вызов, как вопрос о месте и роли христианина на угнетенном континенте37. На защиту достоинства его угнетаемых жителей выступил орден

32 «В 1900 г. из 459 млн католиков 392 млн проживало в Европе и Северной Америке <...> В 2000 г. из 1,1 млрд католиков в Европе и Северной Америке проживало 380 млн, а 720 млн в странах мирового Юга. Рост численности католиков в Африке за столетие составил 7000 %» (Джон Аллен // URL: http://krotov.info/spravki/1_history_bio/21_bio/1969allen.htm (дата обращения: 03.12.2015)).

33 От 17% в США до 40% в Европе.

34 «Новая евангелизация» — термин, означающий миссионерскую работу среди католиков, которые отошли от Церкви.

35 Например, в «Бразилии 50 процентов христиан составляют члены пятидесятнических и харизматических церквей» (Бывший ректор теологической школы сказал в интервью «CBN NEWS», что папа Франциск открыт для диалога между религиозными конфессиями // URL: http://tbn-tv.ru/news/byvshy-rektor-teologicheskoj-shkoly-skazal-v-intervyu-cbn-news-chto-papa-francisk-otkryt-dlya-dialoga-mezhdu-religioznymi-konfessiyami/ (дата обращения: 20.04.2013)).

36 В странах Латинской Америки проживает 43% всех католиков мира.

37 Бразильский кардинал Алоизиус Лоршейдер сформулировал эти вопросы так: «Как быть и продолжать оставаться христианином, находясь среди миллионов эксплуатируемых и отверженных людей, как решить проблему крайней нищеты миллионов христиан, живущих на христианском континенте?» (цит. по: Григулевич И. Р. Папство. Век XX. М., 2003. С. 307).

иезуитов. В его среде родилась осужденная папами и Римской курией «теология освобождения»38.

Другой вариант ответа на проблему растущей пауперизации был предложен епископами континента в документах, принятых Всеобщими конференциями епископов стран Латинской Америки и Карибского моря в Пуэбло (1979), Сан Доминго (1992) и Апаресиды (2007)39. Они безоговорочно высказались за церковный «выбор в пользу бедных»40. Эта позиция была поддержана Иоанном Павлом II41 и Бенедиктом XVI42.

* * *

Кардинал Хорхе Бергольо принял имя Франциска, которое наряду с такими именами, как Иисус и Петр, никогда не использовалось в качестве папского имени. Оно символизирует не только бедность и смирение, но и печальное состояние Церкви, готовность к ее возрождению43. Именно на печальное состояние Церкви обратил внимание в своем кратком выступлении на генеральной конгрегации кардинал Бергольо, сказав: «Церковь больна, <...> она должна позаботиться о своем излечении. <...> У меня такое впечатление, что Иисус был заключен внутри Церкви, и он стучит в дверь, потому что хочет выйти, хочет уйти»44.

И здесь самое время сказать, что почти все значимое, о чем сегодня говорит папа Франциск, уже сказали его предшественники Иоанн XXIII, Иоанн Павел II (в меньшей степени) и Бенедикт XVI (почти все). Первый призывал различать и учитывать «знамения времени», а также по-новому взглянуть на Церковь, «всегда пребывающую новой и непрестанно обновляющуюся», он утверждал также, что Церковь должна быть «цветущим садом жизни», а не «музеем»45. Второй в конце своего правления говорил о необходимости для Церкви нового Франци-

38 Главное обвинение — использование ее авторами марксистской методологии.

39 Кардинал Бергольо возглавлял редакционный комитет, подготовивший заключительный документ этой конференции.

40 Об этом см.: PietrzakA. Opcja na rzecz ubogich znakiem wiarygodnosci Kosciola. PieniQzno, 2002. S. 56.

41 См. проповедь Иоанна Павла II на Мессе в Сан-Доминго в интенции евангелизации народов (11 октября 1984 г.). Цит. по: Франциск, папа. Апостольское обращение Evangelii Gaudium. М., 2014. С. 130.

42 Речь Святейшего Отца Бенедикта XVI от 2007.05.12 на открытии V Генеральной конференции епископов Латинской Америки и Карибских островов (Апаресида, Бразилия). Цит. по: Франциск, папа. Апостольское. С. 131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Однажды во время молитвы в разрушенной часовне Сан-Домиано возле ворот Асси-зи Франциск трижды услышал голос с Распятия: Франциск, «разве ты не видишь, что обитель моя разрушается, иди и восстанови ее» (см.: Распятие Сан-Дамиано (URL: http://s-franc-esco.narod.ru/san_damiano_crucifix.html (дата обращения: 07.12.2015)).

44 Об этом сказал лионский кардинал Филипп Барбарен в интервью «L'Espresso» (30.10.2013) (URL: http://inosmi.ru/world/20131031/214344234.html#ixzz3j4cvEfnz (дата обращения: 10.02.2014)).

45 См.: РуджериДж. Существует ли богословие папы Иоанна XXIII? // Иоанн XXIII и современный мир — христианское свидетельство, сосуществование и сотрудничество. М., 2002. С. 194-195.

ска46, а последний — об опасности для Церкви отождествления христианства не с «Благой вестью», а с системой запретов47.

Сторонники церковных реформ (Ганс Кюнг, кардинал Карло Мария Мартини) призывали пап созвать новый собор. Судя по всему, Франциск считает, что эти проблемы можно решить, не созывая собор. Свои представления о положении в мире и в Церкви, а также программу действий папа изложил в серии интервью, которые он дал (август 2013 г.) главному редактору журнала «La Civiltä Cattolica» о. Антонио Спадаро, и в Апостольском обращении «Evangelii Gaudium» (24 ноября 2013 г.). В них речь идет о возвращении в Церковь миссионерского духа и выполнении решений II Ватиканского собора.

Образ Церкви

Первым делом папа Франциск обращается к евангельскому пониманию Церкви. Вместо Церкви запрещающей, карающей он хочет видеть Церковь сострадающую — сострадающую человеку. «Двери Церкви, — говорит папа, — должны быть открытыми, она должна быть местом милосердия, а не осуждений», Церковь — это «полевой госпиталь». «Служители Евангелия должны быть людьми, способными согревать души людей <...> Народу Божию нужны пастыри, а не чиновники или штатные клирики». «Исповедальня — это не камера пыток.». «Мы не можем зацикливаться только на вопросах, связанных с абортами, однополыми браками и использованием методов контрацепции. Это невозможно». У Церкви есть более важные проблемы48. Папа уверен, что проповедь Евангелия не будет результативной, если оно не будет проповедоваться с радостью и надеждой (Evangelii Gaudium. 167). Слово «радость» встречается в тексте папского послания 59 раз. Другим ключевым словом послания является «милосердие». Оно упоминается в тексте 40 раз.

Папа обратил внимание духовенства на необходимость соответствия их образа жизни тому, что они проповедуют. Сам он делает все, чтобы его проповедь бедности и его монашеский образ жизни стали примером для духовенства. «Для Церкви выбор в пользу бедных — в первую очередь богословская, а не культурная, социологическая, политическая или философская категория», — написал папа в «Evangelii gaudium». Именно им Бог дарует «Свое первое милосердие» (Evangelii Gaudium. 198) .

Есть еще одна особенность папской деятельности по улучшению имиджа Церкви. Франциск хочет открытого обсуждения проблем Церкви. Его предшественники, которые начали борьбу с педофилией в Церкви, не осмелились

46 Принимая на аудиенции в Ватикане (11.02.2003) делегацию францисканцев из Польши и Украины, Иоанн Павел II сказал: «Мир сегодня нуждается в новом св. Франциске Ассизском. В начале третьего тысячелетия, возможно больше, чем когда-либо, человечество и мир ожидают, чтобы пронизал их дух св. Франциска» (URL: http://www.idziemy.com.pl/kosciol/jan-pawel-ii-swiat-potrzebuje-nowego-sw-franciszka-z-asyzu/) (дата обращения: 12.05.2014)).

47 См.: Benedykt XVI. «Papiez tQskni za swoja Ojczyzn^». Wywiad z Benedyktem XVI. Castel Gandolfo 5 sierp. 2006 r. // Gosc Niedzielny. Katowice, 2006. 20 sierp. № 34.

48 Франциск, папа. Интервью папы Франциска главному редактору журнала «La Civilta Cattolica» отцу Антонио Спадаро. 19 авг. 2013 г. ( URL: http://www.jesuit.ru/en/offers?catid=0&id=255 (дата обращения: 08.01.2014)).

лишать сана виновных в ней епископов49. Франциск отправил в отставку нескольких епископов, виновных в сокрытии преступления, и распорядился начать канонический процесс для лишения сана против архиепископа, виновного в педофилии50. Под следствием находятся еще три епископа. Отныне епископы обязаны информировать светские власти о такого рода преступлениях в церковной среде. «Родители должны знать, что Церковь — безопасное место», — написал папа в адресованном председателям епископских конференций и главам орденов послании (март 2014 г.)51.

В этом же русле заботы о положительном образе Церкви находится и призыв папы к изменению языка проповеди: «Современный человек эпохи Интернета, — говорит папа, — нуждается в ясном и коротком послании. Меньше научной теологии, философии, но больше соотнесения с реальной жизнью»52.

Коллегиальность

Еще во время II Ватиканского собора было высказано пожелание о создании при папе (над курией) постоянно действующего Совета кардиналов. Спустя месяц после своего избрания Франциск создает комиссию из восьми авторитетных кардиналов, которые представляют все континенты и регионы, и поручает им подготовить проект реформы курии.

Следующий шаг показал, какими средствами папа внедряет коллегиальность в Церкви. Было объявлено о созыве в октябре 2014 г. и октябре 2015 г. двух сессий Синода епископов, посвященных проблемам семьи53. Епископам впервые после II Ватиканского собора была предоставлена возможность серьезного обсуждения проблемы, которая затрагивает интересы всей Церкви.

Для получения более полной информации о позиции Церкви по отношению к способам разрешения кризиса семьи был избран метод анкетирования. Подробная анкета с 39 вопросами (в том числе об отношении к причастию второбрачных, об отношении к однополым бракам, контрацептивам. ) была разослана во все католические епархии мира (и в зависимости от воли местных епископов в приходы и размещена в Интернете) и послужила толчком к откровенной дискуссии в Церкви. Письменные ответы на анкету синодальных отцов и епископских конференций послужили материалом для сводного доклада, в свою очередь послужившего отправной точкой для бурного обсуждения54 на

49 Обвиненный в педофилии кардинал Г. Г. Гроэр (Вена) покинул кафедру в 1995 г., но только в 1998 г. «по просьбе Иоанна Павла II прекратил совершать любые церковные обряды и отказался от привилегий архиепископа и кардинала». Не был лишен сана и изобличенный в насилии над семинаристами глава Конгрегации легионеров Христа Марсель Масьель.

50 Этот архиепископ умер в августе 2015 г.

51 Papiez: Trzeba zrobic wszystko, by wykorzenic pedofiliQ w Kosciele (URL: http://

wyborcza.pl/1,75477,17363647,Papiez__Trzeba_zrobic_wszystko__by_wykorzenic_pedofilie.

htmI#ixzz3Y0syBBT3 (дата обращения: 22.04.2015)).

52 Zakonczylo siQ XIV Zgromadzenie Zwyczajne Synodu Biskupöw (URL: http://ekai.pl/ wydarzenia/temat_dnia/x93619/zakonczylo-sie-xiv-zgromadzenie-zwyczajne-synodu-biskupow/ (дата обращения: 26.10.2015)).

53 «Задачи пастырского попечения о семье в контексте евангелизации».

54 Присутствовавший на заседаниях папа в дискуссии не вмешивался.

заседаниях Синода (6—19 октябрь 2014 г.)55. Принятый епископами в результате постатейного голосования текст был разослан в епархии для дальнейшего обсуждения. О том, в каком направлении Франциск видит разрешение возникших во взаимоотношении Католической Церкви и верующих проблем, связанных с вопросами семьи и брака, папа показал, провозгласив (01 сентября 2015 г.) «Год милосердия» (с 8 декабря 2015 г. по 20 ноября 2016 г.), во время которого он разрешил всем священникам отпускать раскаявшимся женщинам грех за совершенный аборт.

На состоявшейся второй сессии Синода (4—25 октября 2015 г.) обсуждение предложенного руководством Синода документа «Instrumentum laboris» было еще более бурным. В процессе обсуждения в него было внесено 1355 поправок и еще 248 замечаний, было высказано после прочтения епископами проекта итогового документа «Relatio finale» и последующих дебатов56. Все 94 статьи были приняты необходимым большинством голосов (177 из 265)57.

Синод продемонстрировал существование серьезных региональных и национальных отличий в понимании способов разрешения встающих перед епископатами и епископами проблем58. О том, как сам Франциск представляет себе механизм их разрешения, можно составить представление исходя из совета, который папа дал бразильскому епископу Эрвину Кройтлеру. Тот возглавляет самую обширную епархию Бразилии (Шингу), насчитывающую 800 приходов, которые окормляет 27 священников. Во время беседы с папой (4 апреля 2014 г.) епископ обратился к нему с просьбой разрешить рукополагать в сан женатых мужчин с хорошей репутацией (viri probati59), которые являются лидерами церковных общин60. Сославшись на невозможность для папы разрешать все возникающие проблемы на местах, Франциск предложил, чтобы этим занялась местная Конференция епископов, которая со своим предложением может обратиться в Рим. Эту же мысль папа повторил в своем выступлении (17 октября 2015 г.) перед участниками Синода епископов, посвященного 50-летию основания

55 На открытии Синода папа сказал: «Сделайте же слышимым голос Поместных Церквей, собранных на региональном уровне через Конференции епископов». При этом он «заверил синодальных Отцов, что они могут обсуждать все проблемы совершенно свободно и спокойно». См.: Первый день работы Синода ( URL: http://sibcatholic.ru/2014/10/07/pervyj-den-raboty-sinoda-episkopov/ (дата обращения: 26.10.2014)).

56 Хроника Синода: 1355 поправок к Рабочему документу (URL: http://ru.radiovaticana.va/ news/2015/10/24/хроника_синода_1355_поправок_к_рабочему_документу/1181638 (дата обращения: 25.10.2015)).

57 Ни одна статья не получила 100% голосов одобрения. Одобренный итоговый документ представлен папе на утверждение.

58 Можно сказать, что дискуссии как во время пленарных заседаний, так и во время работы в малых языковых группах склонялись к двум полюсам — «социологического» и «теологического» понимания проблем семьи. Многие из синодальных отцов, особенно из Африки и Азии, обращали внимание, что описание ситуации и вызовов, стоящих перед семьей, слишком связаны с контекстом западного мира. См.: Zakoñczylo siQ XIV Zgromadzenie Zwyczajne Synodu Biskupów (URL: http://ekai.pl/wydarzenia/temat_dnia/x93619/zakonczylo-sie-xiv-zgro-madzenie-zwyczajne-synodu-biskupow/ (дата обращения: 26.10.2015)).

59 «Проверенных мужей» (лат.).

60 Sikora P. Franciszek, biskupi i celibat //Tygodnik Powszechny. Kraków, 2014. № 19. 11 maja.

Павлом VI этого церковного института, заявив о необходимости «"благотворной децентрализации"61 так, чтобы Папа Римский не заменял собой поместные епископаты "в распознавании проблем" на их территориях»62.

Проблема коллегиальности — это одновременно и проблема взаимоотношений папа — епископы. Констатируя, что «чрезмерная централизация не облегчает, а усложняет жизнь Церкви и препятствует миссионерской динамике» (Evangelii Gaudium. 32), папа говорит о необходимости переосмысления роли «епископа Рима»63. В своем выступлении (17 октября 2015 г.) Франциск сказал: «Папа не стоит в одиночку над Церковью, но он находится в ней как крещеный среди крещеных, находится внутри Коллегии епископов как архиерей среди архиереев, одновременно призванный — как Преемник апостола Петра — управлять Церковью Рима, которая председательствует в любви над всеми Церквами»64.

Возможны принципиальные изменения и в статусе папы. Об этом Франциск сказал в интервью испанской «La Vanguardia» (16 июня 2014 г.). Речь идет об идее возрастного ограничения епископского служения (или добровольной отставки) для Папы Римского. Наряду с отставниками-епископами могут появиться папы-отставники. Бенедикт XVI показал пример (по словам Франциска, «открыл дверь, создал новый институт, или возможных пап-отставников»)65. В случае, если Франциск уйдет в отставку, это станет уже «нормой» и изменит восприятие роли папы в Церкви и в мире.

Антиклерикализм, или О роли мирян в Церкви

Следующая тема папских интервью и проповедей — это осуждение церковного клерикализма, который он характеризует как зло («Господи, избавь свой народ от клерикального духа»). Его проявление в Католической Церкви многолико, и папа не устает обличать его66.

61 На вопрос журналиста, не будет ли подвергнута риску вселенскость Церкви «здоровой децентрализацией», о которой говорит папа Франциск, кардинал Шенборн ответил, что такой опасности нет, поскольку речь идет не о создании национальных Церквей, подобно Англиканской, а о равновесии между центром и поместными структурами. Со своей стороны кардинал Ассис добавил, что децентрализация означает не что иное, как особые полномочия, которыми обладают епископские конференции. См.: Хроника Синода: последний день. Кардиналы разъяснили, что такое «здоровая децентрализация» // (URL: http://ru.radiovaticana.va/ news/2015/10/24/хроника_синода_последний_день/1181754 (дата обращения: 27.10.2015)).

62 Франциск, папа. Соборность как путь Церкви третьего тысячелетия. Речь папы по случаю 50-летия учреждения Синода Епископов (URL: http://ru.radiovaticana.va/news/2015/10/17/ речь_папы_по_случаю_50-летия_синода_епископов/1180065 (дата обращения: 21.10.2015)).

63 Возможно, речь идет о возвращении к практике Древней Церкви и Церкви периода раннего Средневековья, в которые папа выступал по отношению к локальным Церквам в роли духовного авторитета, арбитра, а не администратора.

64 Франциск, папа. Соборность как путь Церкви ...

65 Papiez nie wyklucza, ze w przyszlosci ustapi z urz^du z powodu wieku (URL: http://www. rp.pl/artykul/1117974.htmI?print=tak&p=0(обращение 14.07. 2014)).

66 Bielecki T. Papiez Franciszek w wywiadzie dla «La Repubblica»: Czasem stajQ siQ antyklerykalem

(URL: http://wyborcza.pl/1,76842,14705588, Papiez_Franciszek_w_wywiadzie_dla_La_Repub-

blica_.html (дата обращения: 10.10.2013)).

Выступая перед епископами на Синоде, папа говорил о Церкви как «совместном пути мирян, пастырей и Римского епископа», добавив: «.это концепция, которую легко выразить словами, но не так просто осуществить на практике». В этом же выступлении Франциск напомнил, что у основанной Христом Церкви, «как у перевернутой пирамиды, вершина находится ниже основания. Поэтому те, кто осуществляют авторитет, называются служителями: согласно первоначальному смыслу этого слова, они наименьшие из всех»67. «Народ Божий, — сказал папа, — свят в силу помазания, полученного от Бога, которое со-делало его "безошибочным в вере"»68.

Изменение условий, которые сделали вопрос об отказе от клерикализма и целибата, как и о новом статусе духовенства в Церкви, неизбежным, вызвано катастрофической нехваткой священников при постоянном росте числа крещеных (членов Церкви). За последние 50 лет численность католиков увеличилась с 500 млн до 1 млрд 250 млн крещеных, при практически неизменной численности приходского духовенства (433—415 тыс. священников). Среди причин нежелания верующей молодежи принимать сан называют кризис мужской самоидентификации (ответственности), которая поразила нашу европейскую цивилизацию, и неприемлемый для культур Латинской Америки и Африки целибат.

Для клерикальной модели в Церкви места уже не остается даже в самых благополучных для католицизма странах. Прием в семинарии в Польше за последние пять лет сократился на 40%.

Рост численности и активности мирянских организаций поставил на повестку дня перестройку традиционной приходской системы организации Церкви. А пока Франциск учредил в рамках Курии новую конгрегацию по делам мирян, вопросам семьи и жизни69.

Женщины в Церкви

Социологи обратили внимание на продолжающийся «тихий исход» женщин из Церкви. По их данным, «в течение 20 лет численность практикующих женщин уменьшилась аж на 26 %»70. Особенно этот процесс заметен в городах. Одна из причин — женщины не могут найти в Церкви возможности для самореализации.

Папа пообещал изменить место женщин в Церкви. При этом речь не идет о рукоположении женщин в сан. «Это исключено», — сказал папа. В интервью на пути из Бразилии (31 июля 2013 г.) он сказал: «Богоматерь была более важной, чем апостолы, епископы, диаконы и священники. Церковь женского рода, потому что она является Невестой и Матерью. Женщины играют роль, которая важнее, чем епископы или священники. Каким образом? Это то, что мы должны объяснить, лучше публично»71.

67 Франциск, папа. Соборность как путь ...

68 Там же.

69 См.: URL:http://ru.radiovaticam.va/news/2015/10/23/папа_учредил_конгрегацию_по_ делам_мирян/1181386 (дата обращения: 03.12.2015).

70 RadzikZ. Cichy eksodus // Tygodnik powszechny. Krakow, 2011. № 29. 17. lipca.

71 Первое интервью папы Франциска (полная версия) (URL: http://glavcom.ua/articles/ 12979.html (дата обращения: 7.08.2014)).

А пока этого документа нет, в руководство новообразованных структур Римской курии папой были сделаны демонстративные назначения женщин, в том числе светской специалистки по пиару. Это не решает проблему. Замещение женщинами, в том числе мирянками, должностей в епархиальных куриях началось давно. И дело здесь не в признании особых достоинств женщин. Просто в Церкви ощущается катастрофическая нехватка не только священников, но и желающих (и способных) занять эти места мужчин72.

Экуменизм

Называя разделение между христианами «антисвидетельством», которое особенно болезненно для Церкви в Азии и Африке, Франциск говорит о насущной необходимости поиска путей к единству (Evangelii Gaudium. 26). Для обоснования необходимости преодоления разделения христиан папе есть на что сослаться и кроме Евангелия (Ин 17. 21). Начиная с Декрета об экуменизме Unitatis redintegratio II Ватиканского собора, все папы писали и говорили об этом. Бенедикт XVI был в этом вопросе значительно сдержаннее. Франциск пошел дальше своих предшественников, придав контактам с представителями других христианских и нехристианских вероисповеданий менее официальный и более личный характер. Наиболее значительный шаг на пути достижения христианского единства ожидается к 2017 г., 500-летию начала Реформации и раскола Западной Церкви.

Заключение

В новой модели Католической Церкви папы Франциска речь не идет о нарушении или изменении христианской догматики. Прежде всего меняется понимание Церкви, изменяются концепции христианской общины и пастырского служения. В первом случае речь идет о Церкви как об общине, объединенной духовным единством, во втором случае — о большей ответственности духовенства (священников и епископов) и мирян за проповедь Евангелия.

Ключевые слова: папа Франциск, II Ватиканский собор, клерикализм, целибат, «союз алтаря и трона», духовенство, миряне, коллегиальность, женщины, епископы, примат, «Lumen gentium», Древняя Церковь, верующие вне Церкви, постконстантиновский период, Римская курия, епископские конференции, кризис семьи.

72 На Синоде 2015 г. был поставлен вопрос о восстановлении в Католической Церкви института дьяконисс.

Pope Francis, Second Vatican Council and the New Model of the Catholic Church

B. Philippov

While the Earth's population grows exponentially and with it grows the number of baptized Catholics, there is no corresponding growth among the Catholic clergy. On the other hand the number of "believers outside of the Church" and nonbelievers grows each year and the center of the world Christianity moves to the South. At the same time Christianity has become the religion of megalopolises. Finally, the growth of the "Charismatic communities" has become one of the most important challenges to the Catholic Church in the world. But the Catholic Church in its current state is unable to satisfyingly answer to any of these challenges. The image of the Church is tarnished by continuous sex scandals. It is then that an Argentine cardinal Jorge Mario Bergoglio is elected to be the head of the Catholic Church as the new pope. He chooses to be named Francis both acknowledging deeply problematic state of the Church in the world and symbolizing its readiness to restoration. The new Pope begins his work by reminding that the goal of the Church is evangelism, that is spreading the Gospel in the modern world. To be succeed in this the Catholic Church needs to change its image in the public's eye. The Church needs to be seen merciful and poor, to get rid of the clericalism. Another goal set by Pope Francis is realization of the decisions of the Second Vatican Council on forming post-Constantine model of the Catholic Church, that is on collegiality in governing the Church and increasing the role of lay Catholics, including women, in the Church affairs. By these changes the Pope wants to shape a new model of the Catholic Church. This article describes this process and its implications.

Keywords: Pope Francis, II Vatican Council, clericalism, celibate, "Allience of Throne and Altar", clergy, laity, collegiality, women, bishops, primate, "Lumen gentium", Early Church, believers without church, Post-Constantine era, Roman curia, bishops conference, crisis of family.

Список литературы

1. Бинцаровский Д. Второй Ватиканский собор (1962—1965): Ключевые решения (URL: http://www.reformed.org.ua/2/699/Bintsarovskyi/ (дата обращения: 23.02.2015)).

2. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. II.

3. Бывший ректор теологической школы сказал в интервью «CBN NEWS", что папа Франциск открыт для диалога между религиозными конфессиями (URL: http:// tbn-tv.ru/news/byvshij-rektor-teologicheskoj-shkoly-skazal-v-intervyu-cbn-news-chto-papa-francisk-otkryt-dlya-dialoga-mezhdu-religioznymi-konfessiyami/ (дата обращения: 20.04.2013)).

4. Второй Ватиканский собор: Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992.

5. Григулевич И. Р. Папство. Век XX. М., 2003.

6. Делюмо Ж. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада. XIII— XVIII. Екатеринбург, 2003.

7. Кодекс Канонического права Католической Церкви. М., 2007.

8. Маттеи П. Римский примат в восприятии африканских христиан: предыстория, содержание и исторические следствия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 4(47). С. 40—61.

9. Поттмайер Г. Й. Современные дискуссии о первенстве в связи с I Ватиканским собором // Петрово служение: Диалог католиков и православных. М., 1996. С. 236—256.

10. Распятие Сан-Дамиано (URL: http://s-francesco.narod.ru/san_damiano_crucifix.html (дата обращения: 07.12.2015)).

11. Руджери Дж. Существует ли богословие папы Иоанна XXIII? // Иоанн XXIII и современный мир — христианское свидетельство, сосуществование и сотрудничество. М., 2002. С. 188-209.

12. Франциск, папа. Апостольское обращение "Evangelii gaudium" (Радость Евангелия). О возвещении Евангелия в современном мире. (2013). М., 2014.

13. Франциск, папа Римский. Интервью папы Франциска главному редактору журнала "La Civiltá Cattolica" отцу Антонио Спадаро. 19 авг. 2013 г. (URL: http://www.jesuit.ru/ en/offers?catid=0&id=255 (дата обращения: 08.01.2014)).

14. Франциск, папа Римский. Первое интервью папы Франциска (полная версия) (URL: http://glavcom.ua/articles/12979.html (дата обращения: 7.08.2014)).

15. Франциск, папа Римский. Соборность как путь Церкви третьего тысячелетия: Речь папы по случаю 50-летия учреждения Синода Епископов (URL: http://ru.radiovaticana. va/news/2015/10/17/речь_папы_по_случаю_50-летия_синода_епископов/1180065 (обращение 21.10.2015)).

16. Ястребицкая А. Л. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1994. Вып. 3. С. 283-315.

17. Allen J. L, Jr. The Future Church: How Ten Trends Are Revolutionizing the Catholic Church. N. Y., 2009.

18. BenediktXVI. Tekst wyst^pienia Ojca áwiQtego, podczas spotkania z rzymskim duchowieñstwem 14 lutego 2013 (URL: http://papiez.wiara.pl/doc/1459189.Benedykt-XVI-o-Soborze-Watykanskim-II/1-7 (дата обращения: 23.02.2015)).

19. Benedykt XVI. "Papiez tQskni za swoja Ojczyzna". Wywiad z Benedyktem XVI. Castel Gandolfo 5 sierp. 2006 r. // Goáé Niedzielny. Katowice, 2006. 20 sierp. № 34.

20. Bielecki T. Papiez Franciszek w wywiadzie dla «La Repubblica»: Czasem stajQ siQ antyklerykafem

(URL: http://wyborcza.pl/1,76842,14705588, Papiez_Franciszek_w_wywiadzie_dla_La_

Repubblica_.html (дата обращения: 10.10.2013)).

21. Boniecki Adam, ks. Demokratyzacja Koációfa? (URL: https://www.tygodnikpowszechny.pl/ demokratyzacja-kosciola-25170 (дата обращения: 10.12.2014)).

22. Lecomte L. Tajemnice Watykanu. Kraków, 2010.

23. Pietrzak A. Opcja na rzecz ubogich znakiem wiarygodnoáci Koáciofa. PieniQzno, 2002.

24. Radzik Z. Cichy eksodus // Tygodnik powszechny. Krakow, 2011. № 29. 17 lipca.

25. Ratzinger J. Rapporto Sulla Fede. Milano, 1985.

26. Schatz K. Prymat papieski od poczatków do wspófczesnoáci. Kraków, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Svidercoschi G. F. Dokad zmierza Koációf? Chrzeácij anin w kryzysie — rozterki i nadzieje. Warszawa, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.