Научная статья на тему 'Дискуссия и правила ее проведения'

Дискуссия и правила ее проведения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
19692
1334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЛОГИЧЕСКИЕ ВИДЫ РЕЧИ / ДИСКУССИЯ / ПОЛЕМИКА / СПОР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хачатурова Татьяна Владимировна

Дискуссия одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она представляет собой коллективное обсуждение какого-либо спорного или нерешенного вопроса с целью установления истинности. Результатом дискуссии должно стать общее мнение без разногласий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискуссия и правила ее проведения»

УДК 654.19 ББК 76.32 Х - 29

Хачатурова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сервиса, туризма и связей с общественностью факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета, e-mail: cszum-mgtu@mail. ru

ДИСКУССИЯ И ПРАВИЛА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

(рецензирована)

Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она представляет собой коллективное обсуждение какого-либо спорного или нерешенного вопроса с целью установления истинности. Результатом дискуссии должно стать общее мнение без разногласий.

Ключевые слова: полилогические виды речи, дискуссия, полемика, спор.

Khachaturova Tatyana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the chair of service, tourism and public relations of the faculty of new social technologies, Maikop State Technological University, e-mail: cszum-mgtu@mail.ru

DISCUSSION AND RULES OF ITS CONDUCTING

Discussion is one of the most important forms of communication, a method of settling issues and unique way of knowing. It represents the collective discussion of any contentious or outstanding issues with a view to establishing the truth. The result of the discussion should be the general view without controversy.

Keywords: polylogical types of speech, debate, controversy, dispute.

Дискуссия, не являясь борьбой противоречащих друг другу мнений, представляет собой форму сотрудничества, коллективной работы. Этому соответствует и этимология слова (лат. discussion - исследование, разбор). В дискуссии речь идет об установлении истинности без априорного (т.е. независимого от опыта) принятия одного из мнений как истинного. Она всегда ограничена во времени и требует тщательной подготовки.

Польза дискуссии заключается в следующем: с одной стороны она уменьшает момент субъективности, то есть убеждения отдельного человека или группы людей при обсуждении получают общую поддержку, следовательно, определенную обоснованность; с другой стороны, она если и не приводит участников к всеобщему согласию, то обязательно способствует лучшему взаимопониманию оппонентов [2, с. 300].

Дискуссия представляет собой серию утверждений, которые по очереди высказываются несколькими лицами, касается какого-либо одного предмета или темы. Тема формулируется в некотором утверждении - тезисе, который является исходным пунктом обсуждения. Цель дискуссии - достижение согласия ее участников по спорному вопросу. Все это позволяет охарактеризовать дискуссию как тематическое и корректное по форме обсуждение и отнести ее к высшему, самому качественному разряду спора.

Полемика во многом подобна дискуссии, однако отличается от последней прежде всего своей целью и используемыми при обсуждении средствами.

В зависимости от признака, который можно взять за основу деления, различают следующие основные типы дискуссии:

- стихийная (возникающая по инициативе одной из сторон, без специальной предварительной подготовки) и организованная (проводимая в соответствии с заранее продуманным планом);

- конструктивная (дружеское обсуждение, предполагающее взаимовыгодное соглашение по какой-либо спорной позиции) и деструктивная (враждебная дискуссия, направленная на разрушение общей цели);

- основательная (предполагающая глубину обсуждаемых вопросов и используемых аргументов) и неосновательная (поверхностная, не претендующая на доказательность и убедительность доводов и анализа различных мнений);

- двусторонняя (участие в обсуждении двух сторон) и многосторонняя (участие в дискуссии или полемике более двух сторон);

- диалектическая (направленная на достижение определенных познавательных, социально значимых результатов) и эристическая (предполагающая достижение победы в любой ситуации независимо от истинности или ложности позиции);

- содержательная (характеризуемая определенностью темы дискуссии и направленная на раскрытие ее содержания) и формальная (предполагающая неопределенность предмета обсуждения и соблюдающая принцип «обо всем и ни о чем») [2, с. 307].

В настоящее время на радио и телевидении очень популярны передачи-дискуссии, т.е. обсуждение каких-либо спорных вопросов, полемика на определенную тему. Дискуссия относится к ток-шоу (разговорному шоу), поэтому она имеет определенную структуру: завязка, перипетии, кульминация и развязка. Основную роль в организации и проведении ток-шоу играет ведущий.

Слушатель (зритель) должен отчетливо представлять себе сущность точек зрения спорящих и уровень конфликта. Журналист за это в ответе - организовал ли он публичный обмен мнениями или сам участвует в диалоге или полемике.

Спорящие стороны пытаются доказать истинность своего и ложность противоположного высказывания, при этом они прибегают к различным уловкам в процессе доказательства своей мысли. Уловки могут быть позволительными (добросовестными) и непозволительными (недобросовестными).

К позволительным уловкам относятся:

- оттягивание возражения (участник дискуссии намеренно не отвечает на вопрос, зная, что за его ответом последует возражение и опровержение ответа противником, поэтому он задает уточняющие вопросы, переспрашивает и т.д.);

- давление на слабости (если участник дискуссии видит, что после его вопроса противник смутился, разозлился, старается ускользнуть от ответа или не в состоянии дать вразумительный ответ, этим можно воспользоваться и, не позволяя противнику прийти в себя, перейти в нападение и закрепить свой успех);

- доводы вразброс (доводы приводятся в пользу доказываемой мысли так, чтобы противник не заметил, для чего они предназначены; потом они собираются в одно целое, и спор выигрывается);

- использование противоречащего довода (если противник отрицает все доводы, ему специально советуют противоречащий его утверждениям довод; увлекшись отрицанием, он отвергает и эту мысль; отрицая ее, он автоматически признает все предыдущие доводы, следовательно, признает тезис, который собирался оспаривать);

- субъективный довод (доводы противника используются с целью доказательства собственной точки зрения; оппонент из-за использования близких ему доказательств может принять другую точку зрения) [3, с. 51].

Одним из видов дискуссии является диалог единомышленников. Для этого варианта обсуждения проблем характерна демонстрация понимания, желания слушать и вслушиваться. Журналист, организующий такую встречу, должен суметь персонифицировать мнения, подобрать собеседников, резюмировать прозвучавшие идеи, ориентируясь на зрителя (слушателя). Ведущий также следит за тем, чтобы положение партнеров по диалогу было равноправным и происходило постепенное движение к комплексному, системному видению проблемы.

Другим видом дискуссии является конфликтный диалог. Для такой формы избирается тема, по которой уже сформировались противоположные мнения. Часто спорящие стремятся к взаимоисключающим целям, говорят об одном и том же, но в разных плоскостях. Наиболее характерные ошибки конфликтного общения: резкость противопоставлений; уклонение от сопоставлений (каждая сторона остается при своем мнении); уклонение от совместных поисков истины; ссылки на «естественное течение событий»; упрощение проблем. Из-за подобных ошибок конфликтный диалог часто заходить в тупик, и задача ведущего - такую ситуацию предусмотреть и предупредить.

Успех дискуссии во многом зависит от состава ее участников. Главные требования к ним - это профессиональное знание предмета обсуждения и важность их точек зрения для аудитории. Не менее важно, чтобы приглашенные умели отстаивать свою позицию ярко, оригинально, интересно и темпераментно.

Дискуссия имеет три основные стадии:

1. Вступительная часть: ведущий должен побудить к разговору участников обсуждения; для этого он во вступительном слове обозначает проблему.

2. Процесс дискутирования. На этом этапе начинается публичное обсуждение проблемы. Ведущий при этом сосредотачивает внимание аудитории на собравшихся. Его роль заключается в том, что он - ведущий дискуссии, а не участник. Ведущий предоставляет каждому из участников дискуссии возможность в коротком выступлении выразить свою точку зрения. После этого идет обсуждение позиций. В какой-то момент ведущему следует заострить конфликт мнений, для чего вниманию собравшихся предлагается проблемный вопрос.

3. Заключительный этап. Дискуссия завершается подведением итогов. Ведущий дает каждому из участников возможность произнести заключительное слово, выступает сам и благодарит участников дискуссии [4, с. 122].

Таким образом, дискуссия, полемика на радио и телевидении - популярный и интересный жанр. Успех публичного обсуждения важной проблемы зависит от многих факторов: место и время проведения дискуссии, социальная ситуация, актуальность обсуждаемых вопросов, психологический настрой участников, эрудиция ведущего, его популярность у аудитории и умение управлять дискуссией.

Литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2003.

2. Граудина Л.К., Мищерина М.А., Соловьева Н.Н. Риторика и стилистика. М.,

2008.

3. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. М., 2004.

4. Русская риторика: хрестоматия / сост. Л.К. Граудина. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.