Научная статья на тему 'ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПОРНОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА'

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПОРНОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / ИНФОРМАЦИЯ ПОРНОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / СВОЙСТВА / ПРИЗНАКИ / НАТУРАЛИСТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / EXAMINATION / INFORMATION OF PORNOGRAPHIC CHARACTER / PROPERTIES / SIGNS / NATURALNESS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнилова Ирина Геннадиевна

Исследуются различные аспекты теоретико-методологического подхода к исследованию признаков информации порнографического характера. Рассматриваются актуальные проблемы экспертного исследования порнографии. Обосновываются методологические принципы исследования: единства процессуального и результативного уровней. Определяются критерии экспертного исследования в рамках компетенции эксперта-психолога: свойства натуралистичности информации порнографического характера; направленности информационного материала на решение задач сексуального возбуждения адресата, удовлетворения половых потребностей коммуникантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROVERSIAL ISSUES OF THEORETICAL-METHODOLOGICAL JUSTIFICATION OF RESEARCH INFORMATION OF A PORNOGRAPHIC NATURE

Various aspects of the theoretical and methodological approach to the study of signs of pornographic information are investigated. The actual problems of expert research of pornography are considered. The methodological principles of research: unity of procedural and effective levels are substantiated. The criteria of expert research within the competence of the expert psychologist are determined: the properties of naturalistic information of a pornographic nature; the orientation of information material to solve the problems of sexual arousal of the addressee, to meet the sexual needs of communicants.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПОРНОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

УДК 343 И. Г. Корнилова

ГБУ г. Москвы «МИЦ»

Дискуссионные вопросы теоретико-методологического обоснования исследования информации порнографического характера

АННОТАЦИЯ. Исследуются различные аспекты теоретико-методологического подхода к исследованию признаков информации порнографического характера. Рассматриваются актуальные проблемы экспертного исследования порнографии. Обосновываются методологические принципы исследования: единства процессуального и результативного уровней. Определяются критерии экспертного исследования в рамках компетенции эксперта-психолога: свойства натуралистичности информации порнографического характера; направленности информационного материала на решение задач сексуального возбуждения адресата, удовлетворения половых потребностей коммуникантов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экспертиза, информация порнографического характера, свойства, признаки, натуралистичность, социально-психологическая направленность.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Корнилова И. Г. Дискуссионные вопросы теоретико-методологического обоснования исследования информации порнографического характера // Научный портал МВД России. 2020. № 1 (49). С. 79.

I. G. Kornilova

Moscow Research Center

Controversial issues of theoretical-methodological justification of research information of a pornographic nature

ABSTRACT. Various aspects of the theoretical and methodological approach to the study of signs of pornographic information are investigated. The actual problems of expert research of pornography are considered. The methodological principles of research: unity of procedural and effective levels are substantiated. The criteria of expert research within the competence of the expert psychologist are determined: the properties of naturalistic information of a pornographic nature; the orientation of information material to solve the problems of sexual arousal of the addressee, to meet the sexual needs of communicants.

KEYWORDS: examination, information of pornographic character, properties, signs, naturalness, social and psychological orientation.

FOR CITATION: Kornilova I. G. Controversial issues of theoretical-methodological justification of research information of a pornographic nature // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 1 (49). P. 79 (in Russ.).

Отечественные ученые-криминалисты неод- полная стандартизация методик представляется нократно акцентировали внимание на том, что при задачей, практически невыполнимой1 [2; 3; 6; 7]. наличии единых основ методического обеспечения

для создания общих стандартов экспертного об- 1 См.: Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей

разования, унификации аттестации государствен- теории : учебник для вузов. М. : Норма, 2009; Бишманов Б. М.

ных экспертов, сертификации и лицензирования негосударственных экспертов будет обеспечено

Эксперт и специалист в уголовном судопроизводстве : учеб.-методич. пособие. М. : Московский психолого-социальный институт, 2003; Зинин А. М., Майлис Н. П. Судебная экспертиза : необходимое единообразие экспертных проце- учебник. М. : Право закон, 2002; Криминалистическое исследо-

дур. Это облегчит оценку заключения эксперта вание документов : учеб. пособие / В. А. Газизов, А. А. Пр°ткин.

М. : МВД России ; Моск. юрид. ин-т, 1999; Криминалистическая СудОм и с-горою^ иСКЛючит исп0льз0вание не- тактика : учеб. пособие / А. Г. Филлипов [и др.]. М. : Юрайт, добросовестными участниками судопроизводства 2018; Россинская Е. р., Галяшина А. М., Занин А. М. Теория су-

методических противоречий в экспертных исследованиях различных ведомств. Однако на совре-

дебной экспертизы (Судебная экспертология) : учебник / под ред. Е. Р. Россинской. М. : Норма, 2009; Седнев В. В. Методология криминалистики и судебной экспертизы : науч.-практ.

менном уровне развития экспертной деятельности руководство. М. : Юрлитинформ, 2017.

Мы полностью разделяем мнение Е. Р. Рос-синской2 о том, что каждое экспертное исследование содержит творческие компоненты и требует от эксперта умения находить нестандартные подходы к решению эвристических (творческих) задач. Действительно, на долю эксперта всегда будут доставаться первоначальный анализ исходных данных (проблемная ситуация) и осмысление результатов проведенных исследований перед формулированием окончательного вывода, даже если само исследование осуществлялось по стандартной методике с высоким уровнем программирования деятельности эксперта на этапе собственно исследования объекта. Методика же содержит рекомендации и обязательные правила по узловым моментам, определяющим схему исследования; в методике невозможно предусмотреть все содержание конкретного экспертного исследования.

Поскольку экспертные методики разрабатываются в различных целях и обслуживают различные роды и виды судебных экспертиз, существует несколько подходов к их классификации. Так, Т. В. Аверьянова3 и Е. Р. Россинская4 предлагают трехчленную классификацию методик: родовая (видовая), типовая, конкретная или частная; О. О. Милешина5, И. Н. Сорокотягин, Д. А. Соро-котягина6 делят методики на два вида: типовые и конкретные (частные).

Первая классификация, более развернутая и подробная, может использоваться при описании стадий процесса экспертного исследования в целом. Вторая - отражает прямые потребности судебно-экспертной практики: типовая методика обеспечивает единообразие и последовательность при исследовании объектов экспертизы, а при необходимости может принять в работу какой-либо нетипичный (редко встречающийся) объект, типовая методика нуждается лишь в эвристической переработке и адаптации, когда разрабатывать новую методику нет необходимости. Тем самым обеспечивается оперативность решения экспертных задач. Вместе с тем сохраняется

2 См.: Россинская Е. Р., Галяшина А. М., Занин А. М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология) : учебник / под ред. Е. Р. Россинской. М. : Норма, 2009.

3 См.: Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей теории : учебник для вузов. М. : Норма, 2009.

4 См.: Россинская Е. Р., Галяшина А. М., Занин А. М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология) : учебник. М. : Норма, 2009.

5 См.: Милешина, О. О. Краткий курс по теории судебной экспертизы : учебник. М. : Окей-книга, 2009.

6 См.: Сорокотягин И. Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология : учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2017.

возможность модернизации и совершенствования уже имеющихся методик.

Конкретная методика как результат деятельности эксперта формируется при условии:

реализации экспертом своего личного опыта для решения какой-либо новой, впервые возникшей в практике экспертной (достигается, как правило, в результате эксперимента, проведенного им в процессе данной экспертизы);

проявления экспертом творческого подхода: усовершенствования стандартного прибора, дополнения общепринятой методики оригинальным приемом и др.;

решения задачи в полном объеме - на основе созданной специально для данного исследования экспертной методики путем синтеза данных и методов различных наук (чаще всего такие ситуации возникают в период зарождения и становления новых родов и видов экспертиз).

По мнению Г. А. Игнатьевой и В. И. Слободчи-кова [1], полноценная экспертиза возможна при выявлении трех ее содержательных моментов: 1) если известно, что оценивается (объект экспертизы); 2) если существуют способы оценивания (процедуры экспертизы); 3) если выявлены исходные основания оценки (критерии экспертизы). Соответственно какие-либо сбои в определении хотя бы одного из этих компонентов делают метод непригодным для экспертной практики.

В качестве примера рассмотрим некоторые особенности применения действующей методики исследования порнографических материалов или предметов, разработанной В. Н. Куликовым в рамках раскрываемой им «юридической теории порнографии» [4]. Указанная методика предназначена для комплексной сексологической и искусствоведческой судебной экспертизы с привлечением к производству сексологов, литераторов, киноведов, журналистов, искусствоведов.

Автор методики В. Н. Куликов допускает грубую ошибку, акцентируя внимание на применении понятия «развратные действия» к содержанию ст. 242 УК РФ, произвольно расширяет квалификационные признаки преступления за счет внесения понятий, обозначенных им как «извращения», «насильственные сексуальные действия». Под насильственными сексуальными действиями в методике понимаются исключительно следующие сексуальные перверсии: садомазохизм, педофилия, зоофилия, некрофилия, копрофилия, уролагния; избирательность такого подхода ничем не обосновывается. В качестве важнейшего компонента своей теории автор представляет идейную направленность порнографии. Этот критерий

служит основанием для дифференциации эротики и порнографии соответственно на «допустимую к обращению в обществе порнографию» и «не допустимую к обращению в обществе порнографию».

Более того, автор берет на себя труд квалифицировать эротические произведения по степени возрастания признака общественной опасности: первая категория (FF - Full Freedom) - произведения с изображением знакомства, встреч, ухаживаний, объятий и поцелуев между лицами, находящимися «еще в одежде», либо неэротическое изображение наготы. Согласно утверждению автора, обозначение F (от анг. «freedom») может выступать как метка информационных материалов -показатель допустимой свободы производства и распространения произведений. Ко второй категории (Fx) автор предлагает отнести изображение любовных сцен, следующих после раздевания героев, включая показ полового акта независимо от степени открытости и детализации. Эти материалы, по мнению автора, должны быть недоступны для просмотра лицам моложе 16 лет. Третья категория (Fxx) обозначается как «общественно полезная порнография». Четвертая категория (Fxxx) - криминальная порнография, квалифицируемая автором как пропаганда развратных действий.

Можно заметить, что, если первые две категории относятся автором к эротике, то две последние - уже характеризуются им как порнография. Однако лишь последняя, четвертая категория, представляется как криминальная порнография. Как следует из текста методики, криминальность образуется лишь в том случае, когда в материале демонстрируются вышеперечисленные «извращения», т. е. «развратные действия». В то время как половое сношение, изображенное в открытом, натуралистическом виде, не является криминальной порнографией, поскольку содержит изображение «нормального» полового акта.

Указанная методика изобилует необоснованными авторскими трактовками понятий: «сексуальная норма», «сексуальные аномалии», «извращения», «порнография», «эротика» и др., в которых отражено крайне поверхностное понимание терминов юридической науки, медицины, психиатрии и психологии[3].

Помимо множества необоснованных и противоречивых заявлений, автор предлагает и особую последовательность действий в производстве судебных экспертиз: первым экспертом, назначаемым для исследования поступивших материалов, должен быть сексолог. По мнению автора, для того чтобы к исследованию подключился ис-

кусствовед, сексолог должен положительно ответить на вопрос: Является ли представленное на экспертизу произведение порнографическим? В ином случае идейно-тематический анализ произведения искусствоведом оказывается уже ненужным и экспертиза завершается.

Напомним, что объектами исследования являются, по словам самого В. Н. Куликова, произведения эротического и порнографического содержания - тексты, рисунки, кинофильмы и др., т. е. предметный, вещный мир, но не состояние психического здоровья подозреваемых, преступников, потерпевших. В интерпретации автора экспертиза информационных материалов приобретает черты медико-социальной экспертизы, а эксперт наделяется функциями и ответственностью судебного органа.

С нашей точки зрения, разработка теоретико-методологических аспектов экспертизы психологических признаков порнографических материалов основана на исследовании непрерывной связи правовых феноменов с феноменами социальной жизни, динамикой морально-нравственных формаций общества. Следует принимать во внимание существование в нашем обществе определенных нравственных эталонов, культурно-духовных канонов, социальных норм, а также действий тех правовых инструментов, определенных высшим органом государственной власти, в соотношении с которыми трактуются и обосновываются основные понятия методики. Полагаем, что комплексная экспертиза информационных материалов порнографического характера должна осуществляться с участием психолога, чьи специальные знания обеспечат полное и всестороннее выполнение исследования на высоком научном уровне.

Методологически определение границ компетенции эксперта-психолога в решении вопроса о выделении и исследовании психологических признаков информации порнографического характера осуществляется на следующих основаниях.

В связи с трудностями нормативного закрепления признаков порнографии, существованием разночтений в описании квалификационных признаков объективной стороны преступлений в сексуальной сфере наш подход ориентирован на описание основных и второстепенных признаков, функциональных элементов порнографии как информации, представленной на исследование в определенном виде.

Ведущим свойством информации, содержащей признаки порнографического характера, является натуралистичность (описания/изобра-

жения), которая формируется из основных и второстепенных признаков:

основные признаки - это всегда анатомически верное описание/изображение половых органов в детализированном, натуралистическом виде; анатомически верное описание/изображение полового сношения и иных действий сексуального характера в детализированном, натуралистическом виде;

второстепенные признаки - описание/изображение поз, жестов, расположения в пространстве; тех или иных действий, в том числе неявных, угадываемых, предположительно связанных с сексуальной сферой. К примеру, на исследование предоставлена видеозапись, на которой мужчина предположительно мастурбирует: при этом мужчина находится в верхней одежде, брюки расстегнуты, но не спущены, рука находится под нижним бельем, демонстрируются возвратно-поступательные движения рукой под одеждой. Казалось бы, указанные действия имеют вполне однозначную трактовку. Однако изображение не содержит основных признаков -половые органы прикрыты одеждой. На основании имеющейся информации эксперт-психолог делает вывод о том, что из-за отсутствия натуралистического, открытого изображения половых органов и действий с ними указанное изображение не имеет признаков информации порнографического характера.

Натуралистичность выражается в изображении или описании в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах. Додумывание или угадывание действий (описываемых, изображаемых), их мысленная реконструкция, визуальное достраивание композиции не могут использоваться в качестве приемов экспертной деятельности.

На наш взгляд, в качестве критериев исследования свойства натуралистичности информации порнографического характера необходимо выделить следующие.

1. Качественный (номинативный, классификационный) критерий - основание, по которому объект можно отнести к какому-либо множеству (классу) сходных объектов. Здесь речь идет о наличии признаков класса без анализа их степени выраженности. Например, определение признаков пола, возраста изображенных лиц; количества участников; наличия обнаженных фраг-

ментов тела; расположения в пространстве; взаимодействия и др. Это касается «огрубленной» первичной информации и является основой для отнесения исследуемой информации к отражающей сферу сексуальных отношений.

Полагаем, что к сексуальной сфере относятся все формы половых отношений, совокупность психических реакций, переживаний, установок и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Сексуальная сфера представляет собой особый феномен взаимоотношения полов, обусловленный биологическим инстинктом продолжения рода, но выходящий далеко за его пределы, покрывающий широкий ареал межличностных экзистенциально-интимных и социально-психологических отношений.

2. Компаративный (от лат. «сотрэгэПмив» -сравнительный) критерий - основание, по которому объекты можно сравнивать по степени выраженности их признаков в системе оценок «больше-меньше».

Со свойством натуралистичности тесно связан признак непристойности. Как оценочные категории они лишены объективности и находятся в прямой зависимости от наличия у самого эксперта декларируемой, явной или скрытой системы морально-нравственных ценностей и ориентиров. В этом случае велика опасность ригидного, пристрастного отношения к исследуемой информации со стороны самого эксперта.

К определению непристойности может быть применен критерий компаративности, поскольку в части научной литературы непристойность определяется как усиленный признак неприличия (в системе оценок «больше-меньше»)7. Содержательно непристойность выражается в нарушении тематических табу в ходе публичной демонстрации (описании, обсуждении) сексуальных действий, сексуальных фантазий, физиологических процессов; акцентуации любых ведущих к удовлетворению половых потребностей аспектов поведения.

Однако форма выражения этого признака не всегда связана напрямую с вульгарной, откровенной демонстрацией обнаженных половых органов. Непристойность действий, сексуальный контекст коммуникативной ситуации могут быть замаскированы при помощи разного рода:

изобразительно-выразительных средств

7 «Неприличный - 1) несоответствующий, противоречащий правилам приличия, хорошего тона, непристойный; 2) несоблюдающий правил приличия, неблаговоспитанный» // Большой толковый словарь русского языка : А-Я. СПб. : Норинт, 1998. С. 635.

языка (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворения, гипербол), фигур речи. При этом, на первый взгляд, в нормативной (литературной, разговорной), казалось бы, лексике лишь эксперты, обладающие специальными познаниями в области психологии и лингвистики, могут обнаружить маркеры, которые позволят раскрыть истинную направленность такого рода информации;

приемов сокрытия половых органов от прямого визуального восприятия. При этом у лица, воспринимающего такого рода изображение, складывается представление о сексуальном подтексте наблюдаемой ситуации, о направленности демонстрации изображения на возбуждение интереса к сфере сексуальных отношений и др.

Мы полагаем, что любая порнография априори непристойна, поскольку выражает пренебрежение нормами общественной нравственности. Однако формы ее воплощения настолько разнообразны, что для формирования убедительного заключения по ним требуется привлечь к исследованию экспертов различных специальностей, что успешно реализуется в рамках комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы.

В отличие от непристойности циничность напрямую связана с одобрением, оправданием вызывающего, аморального поведения; неприкрытым отрицанием норм общественной нравственности; целенаправленным их нарушением путем изготовления, публичной демонстрации, распространения материалов порнографического характера, в том числе с привлечением несовершеннолетних/малолетних лиц.

Один из главных методологических принципов исследования - принцип единства процессуального и результативного уровней. Согласно ему любое психическое явление имеет два аспекта - процессуальный и результативный, т. е. может изучаться посредством анализа как целостных актов психической деятельности, так и их различных продуктов. То есть кристаллизация намерений и определенные действия по их реализации образуют ту область психической активности, которая может быть исследована в зафиксированном виде - в визуальной, вербальной и иной информации, содержащейся в объекте экспертного исследования. Это синтетический продукт, в котором отражена потребность, требующая удовлетворения, и интеллектуальная активность, посредством которой человек осознает средства, позволяющие достичь удовлетворения потребности.

Следовательно, исследуемые психологом-экспертом информационные материалы явля-

ются результатом, итогом деятельности лица (адресанта), изготавливающего, рекламирующего, тиражирующего, распространяющего информацию порнографического характера; связаны с осознанным удовлетворением им своих потребностей (элементарных или сложных), эксплуатацией различных потребностей тех, кому эта информация адресована (адресата). Эта деятельность как форма активности направлена на достижение сознательно поставленных преступных целей, в том числе получение материальной выгоды.

Незаконный оборот порнографических материалов - это прежде всего бизнес, основанный на коммерциализации интимной жизни и эксплуатации сексуальных потребностей людей; кроме того, этот бизнес сопряжен с целым рядом других преступлений - торговлей людьми (ст. 127.1), вовлечением в занятие проституцией (ст. 240) и организацией занятия проституцией (ст. 241). Следовательно, корыстная направленность преступника очевидна. Однако исследование моти-вационно-потребностной сферы преступника не входит в задачи психолога-эксперта и не может быть осуществлено по ряду причин (в частности, отсутствует возможность очного исследования адресата, адресанта и др.).

Эксперт-психолог рассматривает объекты исследования (визуальную, вербальную информацию в их различном сочетании, поликодовые тексты и др.) как продукт, материальное выражение психической деятельности. Качественный анализ продуктов позволяет раскрыть признаки направленности как ведущей обобщенной характеристики - динамической тенденции8, смыслоо-бразующего мотива [5] и др.

Для решения задачи сексуального возбуждения как можно более разнообразной аудитории (будем помнить о том, что одной из важнейших целей публикации, распространения порнографии является извлечение материальной выгоды) порнографические материалы должны отвечать требованиям:

1) универсальности - направленности на сексуальное возбуждение и удовлетворение половых потребностей адресата, реагирующего на широкий спектр сексуальных стимулов, в первую очередь отвечающих представлениям обывателя о нормальных сексуальных отношениях (гетеросексуальный половой контакт) либо представляющихся с подвижными границами (гетеросек-

8 См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учебник. СПб. : Питер, 2017.

суальный половой контакт в групповой форме; бисексуальные отношения; использование предметов, имитирующих репродуктивные органы, и др.);

2) специфичности - направленности на сексуальное возбуждение и удовлетворение половых потребностей адресата, реагирующего на специфический спектр сексуальных стимулов, в том числе тех, реализация которых влечет за собой уголовные санкции (половой контакт с несовершеннолетними детьми; развращающие беседы, переписка, демонстрация несовершеннолетним изображения половых актов в различных формах и др.).

С точки зрения психологии невозможно говорить о том, какой сексуальный стимул будет эффективным (возбуждающим) для абстрактного адресата. Механизм возбуждения формируется под воздействием целого комплекса уникальных условий, поэтому вопрос о направленности порноматериалов на сексуальное возбуждение остается открытым, но не спорным.

Следовательно, можно говорить, что направленность на сексуальное возбуждение - это попытка сформировать у адресата возбуждающий образ, фантазию, сценарий, наиболее универсальный для любого адресата, или, напротив, шокирующий, необычный, запретный и тем самым более возбуждающий.

Образ - это результат эмоциональной реакции на стимул.

Что может быть стимулом? Это риторический вопрос, поскольку единственно правильного ответа на него не существует. Мы ориентируемся либо на относительно стандартные сексуальные стимулы, в той или иной мере отражающие привычные (нормативные) виды сексуальной активности человека; либо на стимулы, содержащие крайние, нестандартные, извращенные представления о сексуальной активности человека (крайняя жестокость, насилие, педофилия и иные формы сексуальной активности как составляющие расстройства сексуальной сферы, полового влечения).

При этом экспертная оценка и выводы эксперта ни в коей мере не зависят от наличия или отсутствия в уголовном деле заключений сексологов, психиатров о каком-либо психическом расстройстве преступника, поскольку цель исследования - обнаружение психологических признаков информации порнографического характера, а не вынесение каких-либо оценочных определений и характеристик личности преступника.

Полагаем, что к критериям исследования на-

правленности информационных материалов порнографического характера на сексуальное возбуждение адресата следует отнести:

сложность: наличие какого-либо сюжета (сценария), пояснений и комментариев; определенная последовательность действий, развитие событий; описание/изображение технического разнообразия поз, действий, актов; разнообразие сексуальных партнеров; использование предметов-имитаторов; смена мест действия и др.;

ригидность: однообразие изображаемых действий или хаотичное, фрагментарное, бессистемное изображение сексуальных действий; однотематические (только оральный секс, например) или политематические сюжеты и др.;

конвенциональность: соответствие нормам общественной нравственности или выход за них (описание/изображение сексуальных действий с детьми, животными, трупами и др.);

удовлетворенность: достижение желаемой цели (в том числе сексуального возбуждения/ удовлетворения адресанта, адресата; физиологической разрядки сексуального возбуждения).

Таким образом, в компетенцию психолога-эксперта входит самостоятельное исследование основных свойств информации порнографического характера - натуралистичности описания/ изображения сферы сексуальных отношений, психологической направленности указанной информации на удовлетворение половых потребностей адресанта и/или адресата.

Указанные научные положения и методологические принципы легли в основу проектируемой методики исследования информационных материалов на предмет наличия юридически значимых психологических признаков информации порнографического характера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Игнатьева Г. А., Слободчиков В. И. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов // Инноватика и экспертиза : научные труды ФГБНУ «Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». -М. : ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2011. № 2. С. 78-98.

2. Колдин В. Я. Идентификационные признаки и свойства // Теория и практика судебной экспертизы. 2013. № 6. С. 12-13.

3. Корнилова И. Г. Пределы дозволенного: порнография и общественная нравственность // Публичное и частное право. 2018. № 2. С. 59-80.

4. Куликов В. Н. Юридическая теория порно-

графии : монография. - М. : Юрлитинформ, 2012. - 200 с.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : монография - М. : Смысл ; Academia, 2005. - 352 с.

6. Митричев В. С. Труды по судебной экспертизе : монография. - М.: Наука, 2006. - 398 с.

7. Толстухина Т. В. Современные тенденции развития судебной экспертизы на основе информационных технологий : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1999. - 39 с.

REFERENCES

1. Ignat'eva G. А., Slobodchikov V. I. In-novatika i ehkspertiza : nauchnye trudy FGBNU "Nauchno-issledovatel'skij institut - Respublikanskij issledovatel'skij nauchno-konsul'tatsionnyj tsentr ehkspertizy" (Innovation and examination: scientific works of the Federal State Budgetary Scientific Institution Scientific Research Institute - Republican Research Scientific and Consulting Center of Expertise), Moscow: Federal State Budgetary Scientific Institution Scientific Research Institute - Republican Research Scientific and Consulting Center of Expertise, 2011, No. 2, pp. 78-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Koldin V. Ya. Teoriya ipraktika sudebnoj ehkspertizy (Theory and practice of forensics), 2013, No.6, pp. 12-13.

3. Kornilova I. G. Publichnoe i chastnoe pravo (Public and private law), 2018, No. 2, pp. 59-80.

4. Kulikov V. N. Yuridicheskaya teoriya porno-grafii: monografiya (Legal theory of pornography: monograph), Moscow: Yurlitinform, 2012, 200 p.

5. Leont'ev А. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lich-nost': monografiya (Activity. Consciousness. Person-

ality: monograph), Moscow: Smysl; Academia, 2005, 352 p.

6. Mitrichev V. S. Trudy po sudebnoj ehksper-tize: monografiya (Proceedings on forensic examination: monograph), Moscow: Science, 2006, 398 p.

7. Tolstukhina T. V. Sovremennye tendent-sii razvitiya sudebnoj ehkspertizy na osnove infor-matsionnykh tekhnologij: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk (Modern trends in the development of forensic examination on the basis of information technologies: Extended abstract of Doctor's thesis), Moscow, 1999, 39 p.

Рукопись поступила в редакцию 22.05.2019, принята к публикации 26.12.2019.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ирина Геннадиевна Корнилова, кандидат психологических наук, главный эксперт Государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Московский Исследовательский Центр» (Российская Федерация, 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 5, стр. 3).

E-mail: KornilovaIG@bez.mos.ru

Тел.: 8 (495) 917-40-05

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Irina G. Kornilova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Chief expert of the Moscow Investigation Center (Moscow, Lower Syromyatnicheskaya str., d. 5, p. 3, 105120, Russian Federation).

E-mail: KornilovaIG@bez.mos.ru

Tel.: 8 (495) 917-40-05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.