Научная статья на тему 'Дискуссии в СДПГ по проблеме соучастия в управлении предприятиями и экономикой'

Дискуссии в СДПГ по проблеме соучастия в управлении предприятиями и экономикой Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискуссии в СДПГ по проблеме соучастия в управлении предприятиями и экономикой»

Дискуссии в СДПГ по проблеме соучастия в управлении предприятиями и экономикой*

Соучастие как выражение требования демократического контроля над производством

Соучастие трудящихся в управлении предприятиями и экономикой - часть общей проблемы демократизации всех сфер жизни общества, которая стала особенно актуальной на современном этапе общественного развития.

Требование соучастия является выражением всеобщего требования установления демократического контроля над производством, осуществляемого представителями трудящихся и их организаций. Демократический контроль над производством - понятие емкое, содержание которого определяется по-разному в зависимости от политических позиций различных партий и организаций рабочего класса, от соотношения классовых сил. Свое выражение оно находит в требовании мероприятий, позволяющих наблюдать за процессами, происходящими в экономике, в известной степени регулировать их. Речь идет о действиях, направленных против единоличного права капитала распоряжаться производством. Демократический контроль предполагает широкую информацию о деятельности предприятий и о процессах в экономике, эакрепление в коллективных договорах элементов прав трудящихся на участие в процессе приня-

* Т.Н. Мацонашвили была ответственным редактором реферативного сборника «Теория и практика "соучастия в политике" в развитых капиталистических странах». - М.: ИНИОН РАН, 1976. - 295 с. Фрагменты рукописи книги (не публиковалось). - Прим. ред.

тия решений по экономическим, кадровым и социальным вопросам; контроль за механизмами принятия решений и их осуществлением; контроль за направлением капиталовложений; законодательное закрепление прав участия трудящихся в самом процессе принятия решений в органах предприятий, компаний, отраслей, в экономических органах на национальном и наднациональном уровнях.

Мероприятия по установлению демократического контроля над экономикой в совокупности с национализацией ключевых отраслей и демократическим планированием экономики нацелены на глубокие антимонополистические преобразования в рамках широких демократических программ экономического и социального развития, разрабатываемых коммунистическими и рабочими партиями капиталистических стран в противовес мероприятиям государственно-монополистического регулирования.

Проблема обеспечения демократического контроля над производством в настоящее время остро стоит во всех капиталистических странах Западной Европы. Возникновение этой проблемы обусловлено целым рядом причин как экономического, так и политического характера. Структурные изменения в развитых капиталистических странах в течение последних десятилетий привнесли много нового в положение трудящихся. Технический прогресс, создавший ряд объективных предпосылок для улучшения материального положения широких масс, во многих других отношениях ухудшил условия их труда и жизни, так как использовался прежде всего в интересах получения монополиями максимальной прибыли. Трудящийся человек испытывает потребность в большей надежности своего экономического положения, в получении большей информации, он хочет активно участвовать в принятии решений по важнейшим экономическим и социальным вопросам и в контроле за их исполнением. Современная общественно-политическая дискуссия о демократическом контроле над производством в странах развитого капитализма отразила и процесс роста требований личности по отношению к обществу как протест против усиления зависимости личности в условиях бюрократического индустриального общества. Эти требования относятся прежде всего к сфере экономики, к предприятиям, где работает большинство трудящихся и где они больше всего ощущают свое отчуждение, зависимое положение.

Повторяющиеся кризисные явления в экономике со всей очевидностью свидетельствуют о том, что проводимые государством мероприятия по регулированию экономических процессов недостаточны ни для предотвращения кризисов, ни для ликвидации их социальных последствий, таких как безработица. Мероприятиям национальных правительств в области экономической и социальной политики во многом препятствует деятельность крупных монополий, в связи с чем вопрос об ограничении экономической власти крупных монополий, о контроле над ними стал одной из центральных тем общественно-политической дискуссии на Западе.

Необходимость усиления регулирования экономических процессов, нарастание требований со стороны трудящихся, сопровождающееся ростом забастовочного движения, новые требования, предъявляемые НТР к организации производства, - все это способствовало тому, что в рабочем движении демократический контроль стал осознаваться как назревшая общественная потребность. Эта потребность соответствует давнему стремлению рабочих, до сих пор не реализованному в странах капитализма, - стремлению к общественному контролю над экономической жизнью в интересах трудящихся.

В условиях ФРГ это стремление вылилось в движение за соучастие. Требование об участии работающих по найму в принятии решений на всех уровнях экономики и его законодательном закреплении не является для немецкого рабочего требованием новым. Оно было выдвинуто еще в период революции 1848 г. Первые попытки осуществить это требование законодательным путем были сделаны в период Веймарской республики, когда под давлением социал-демократов и профсоюзов был принят ряд законов о соучастии, однако на практике эти законы имели малое значение. Новая глава в истории движения за соучастие началась после Второй мировой войны. Соучастие заняло важное место в общественно-политической жизни. В развернувшейся вокруг него дискуссии приняли участие все политические партии, организации предпринимателей, профсоюзы, церковь.

Проблема соучастия в экономике - на предприятии, в компании, на региональном, национальном, наднациональном уровнях -приобрела в ФРГ политический характер, поскольку речь идет о проблеме, с решением которой тесно связан вопрос о возможных

изменениях в общественных отношениях. При этом следует, на наш взгляд, иметь в виду, что речь идет об укоренении и расширении реального явления социальной действительности, поскольку соучастие в ФРГ уже существует, хотя масштабы его ограничены и оно не в полной мере отвечает требованиям трудящихся.

Следует отметить, что понятие «соучастие» (Mitbestimmung) в западной общественно-политической литературе левого направления долгое время истолковывалось непременно как средство интеграции рабочего класса в государственно-монополистическую систему, как воплощение идеи «социального партнерства» (т.е. как подчинение рабочих интересам капитала). Что касается официальной точки зрения социал-демократов, отраженной в программных документах СДПГ, то социал-демократы понимают соучастие не как подчинение интересов рабочих капиталу, но как выравнивание прав на принятие решений на предприятиях, поскольку принятие решений было всегда прерогативой капиталовладельцев, как совместное принятие решений на основе паритетности по всем важным вопросам политики предприятий - социальным, кадровым, экономическим. Конечно, такой подход включает в себя и неизбежные компромиссы с капиталом, но он предполагает столкновение мнений, борьбу (что и имеет место в действительности), предполагает разделение власти на предприятии; именно поэтому представители крупного бизнеса и партии, выражающие их интересы, упорно сопротивляются осуществлению паритетного соучастия, стремясь с помощью обходных маневров выхолостить его.

Общепризнанного определения понятия «соучастие» в научной литературе нет. «Соучастие» стало ныне ключевым словом, охватывающим все формы и средства влияния наемных работников и их организаций на решения, принимаемые руководящими органами на предприятиях и в экономике на всех ее уровнях. Соучастие понимают и как простое присутствие при обсуждении вопросов деятельности предприятия, и как право на доступ к информации, и как контроль за действиями предпринимателей без участия в принятии решений, и как ограниченное участие в их принятии, и, наконец, как принятие решений на основе паритетности между представителями труда и капитала.

В таком расширенном понимании соучастия порой смешиваются понятия «соучастие» (Mitbestimmung) и «содействие»

(Mitwirkung). Понятие «содействие» значительно уже, чем «соучастие». Содействие предполагает, что представители трудящихся присутствуют при обсуждении вопросов политики предприятий, но при этом решения могут приниматься и осуществляться против их воли. Право на получение информации не является правом на соучастие, хотя и может служить предпосылкой для компетентного использования права на соучастие. Подлинное соучастие - это совместная выработка и принятие решений при строго паритетном представительстве сторон.

В ФРГ различают несколько уровней соучастия: соучастие на рабочем месте (Mitbestimmung am Arbeitsplatz), соучастие на отдельном предприятии, входящем в качестве производственной единицы в крупное предприятие или концерн (Mitbestimmung im Betrieb, betriebliche Mitbestimmung), соучастие на крупном предприятии и в концерне (Mitbestimmung im Unternehmen) - все эти виды соучастия включают в понятие «внутрипроизводственное соучастие (innerbetriebliche Mitbestimmung); соучастие в органах принятия экономических решений на региональном, земельном, федеральном, наднациональном уровнях - эти виды соучастия включают в общее понятие «надпроизводственное соучастие» ^ber-betriebliche Mitbestimmung).

Большое внимание уделяет соучастию СДПГ, партия, претендующая на то, чтобы отражать интересы трудящихся масс. СДПГ насчитывает примерно 1 млн. членов, на выборах в Бундестаг она собирает, как правило, порядка 40% голосов; более 10 лет она находилась у власти в коалиции с партией либералов (СвДП), а после 2004 г. - в коалиции с ХДС/ХСС.

СДПГ усиленно разрабатывает проблематику соучастия и заявляет о намерении осуществить его на практике. Социал-демократы всех направлений выступают за паритетное соучастие, за институционализацию соучастия, однако они в зависимости от своей ориентации выделяют различные стороны проблемы соучастия, по-разному подходят к содержанию соучастия и его цели.

Специальных дискуссий только о соучастии, съездов, посвященных только этой проблеме, в СДПГ не было - для социал-демократов соучастие связано с широкой постановкой проблемы об общественно-политическом строе ФРГ. Вопрос о соучастии возникал в партии каждый раз при обсуждении принципиальных во-

просов создания лучшего общественного строя, в дискуссиях об обобществлении, планировании, об ограничении власти крупных монополий, о контроле за капиталовложениями.

В настоящей работе предпринята попытка выявить разницу в подходах к соучастию в СДПГ, проследить эволюцию в официальной линии партии в зависимости от эволюции ее общественно-политических представлений; выяснить место соучастия в программных требованиях СДПГ и задачи, возлагаемые на него различными течениями в СДПГ; выявить сходство и различия в отношении к соучастию со стороны СДПГ и профсоюзов. Работа охватывает период с 1946 г. (восстановление СДПГ как партии) по 1976 г. (принятие Закона о соучастии на крупных предприятиях в условиях правительственной коалиции СДПГ-СвДП).

30-летняя внутрипартийная дискуссия по проблематике соучастия распадается на несколько периодов. Первый период включает в себя послевоенную дискуссию о новом строе, в ходе которой вопрос о соучастии рассматривался в тесной связи с обобществлением средств производства и закончился в 1952 г. принятием Дор-тмундской программы действий. В течение второго периода (19521959) отношение к соучастию изменилось в связи с изменением подхода к вопросу об обобществлении; это нашло отражение в принятой в 1959 г. Годесбергской программе СДПГ. С 1960 по 1966 г. интенсивной борьбы мнений по вопросу о соучастии в партии не было; это был период борьбы профсоюзов и СДПГ, находившейся в длительной оппозиции, за сохранение достигнутого. Оживление дискуссии последовало на Дортмундском съезде 1966 г., когда в связи с вхождением СДПГ в правительственную коалицию с ХДС левое крыло в партии потребовало немедленно выступить в Бундестаге с инициативой реформы соучастия. Дискуссия шла вплоть до принятия Закона о соучастии в 1976 г. С учетом этих обстоятельств в данной работе прослеживаются этапы дискуссии по вопросу о соучастии.

Соучастие есть акт участия наравне с другими в некотором действии. Политическое соучастие соответственно есть участие в политическом действии. «Политическое соучастие можно кратко определить как участие в формулировании, утверждении или осуществлении политики общества».

Соучастие предполагает более активные действия, чем социальное партнерство. Социальное партнерство предполагает определение и формулирование интересов, определение представительства интересов, диалог, спор, поиск согласия, разделение ответственности. Цель - не допустить превращения конфликта интересов в антагонистический конфликт.

Теории «соучастия как средства» рассматривают политическое соучастие как средство достижения ограниченных целей, например, лучшей защиты личных или групповых интересов.

В теории «развития личности» соучастие является частью политического и нравственного образования. Цель его в том, чтобы развивать чувство ответственности. Соучастие развивает личность, заставляя выявлять ее скрытые возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.