Научная статья на тему 'Сдпг и молодежь в 80-е годы'

Сдпг и молодежь в 80-е годы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сдпг и молодежь в 80-е годы»

СДПГ И МОЛОДЕЖЬ В 80-Е ГОДЫ.

Супрыгина Г. Г.

Социал-демократическая партия Германии (организована в 1875 г. ) является одной из влиятельнейших партий современной Германии. Численность ее членов составляет около 1 млн. человек. Первые социалистические группы рабочей молодежи она создала еще в начале 20-го века [1].

В 1920 г. все социал-демократы в возрасте до 35 лет были объединены в сообщество "Молодые социалисты" /МС/ для лучшего учета их интересов в партии. Организациями "социал-демократической ориентации" считают себя "Профсоюзная молодёжь", "Соколы", "Друзья природы". После второй мировой войны СДПГ создала целую структуру для работы с молодёжью, в частности Комитет по вопросам молодёжной политики при правлении партии, комитеты в региональных организациях партии, комитет "Молодёжь и образование" и пр.

Однако в 60-е годы в связи с подъёмом "нового левого движения молодежи и студентов", выступившего с антимонополистических позиций, эта система , функционировавшая во многом формально , перестала обеспечивать приток молодых членов в партию. В середине 60-х годов в ряде организаций СДПГ более половины членов партии были старше 50 лет [2].

Эти негативные явления вызвали переосмысление руководством СДПГ содержания молодёжной политики, т. к. партия стремилась покончить с ролью оппозиции и "взять на себя правительственную ответственность.

Прежде всего руководители СДПГ сосредоточились на разработке обширного реестра реформ для молодёжи в рамках более широкой программы "внутренних реформ» ФРГ повышение уровня профессиональной подготовки молодёжи, модернизации системы высшего образования , обновления трудового законодательства для молодёжи, расширения прав молодёжи на производстве, в учреждениях, в системе образования и в обществе.

Одобрение молодёжи получил внешнеполитический курс, представленный группой лидеров СДПГ во главе с её председателем В. Брандтом. Он внёс радикальные коррективы прежде всего в так называемую "восточную политику", выразившиеся в признании границ, сложившихся после второй мировой войны в Европе, в урегулировании отношений с социалистическими странами, в установке на разрядку и сотрудничество с ними.

Притягательности СДПГ у молодёжи содействовала активизация ее молодёжных союзов, особо "Молодых социалистов", взявших на себя роль "левосоциалистической оппозиции" в партии. Они потребовали от неё обновления программы, мобилизации широких масс населения для "преодоления" капиталистических порядков ФРГ. Оживление реальной классовой борьбы в стране способствовало возникновению в молодёжных организациях СДПГ дискуссий о содержании и характере рабочего движения, о проблемах молодых трудящихся. Руководство СДПГ было вынуждено вести дискуссии с молодёжью о модернизации доктрины "демократического социализма", обсуждать проблемы "обуздания эгоистических интересов крупного капитала", контроля общества над ВПК, "участия трудящихся в распоряжении средствами производства", повышения их качества жизни.

У части молодёжи возникло впечатление, что СДПГ намерена более решительно выступать за изменение существующего общественного порядка. Поэтому она откликнулась на призыв партии содействовать ей в реализации программы реформ. Поддержка молодых людей в известной мере способствовала приходу СДПГ к власти на период 1969- 1982 гг. во главе "малой коалиции" с СвДП.

В 70-е годы социал-демократы не без оснований считали себя "партией молодёжи". В 1970-1976 гг. до 2/3 новых её членов были молодыми людьми в возрасте до 35 лет [3]. "Малой коалиции" удалось осуществить значительное число рефорад

для молодёжи. Однако вследствие экономического кризиса 1974-1975 гг. , сопротивления со стороны консервативных сил во главе с ХДС/ХСС , а порой и партнера социал-демократов - СвДП , СДПГ не смогла реализовать до конца программу "внутренних реформ». Ей в ряде случаев пришлось приступить даже к "социальному демонтажу" - сокращению ассигнований на нужды образования, здравоохранения, социального обеспечения. СДПГ не решилась искать выход из экономических затруднений путём наступления на крупный капитал , мобилизовать в поддержку такой политики профсоюзное и рабочее движение.

Не произошло и подлинной демократизации общественной жизни ФРГ . Под предлогом борьбы с терроризмом правительство приняло ряд законодательных актов, ограничивающих права и свободы Конституции страны. В 1972 г. был принят "указ о радикалах". За 15 лет его действия 3,5 млн. человек, в основном с прогрессивными взглядами, подвергались унизительной проверке на лояльность государству ФРГ [4].

Во внешней политике СДПГ установка на разрядку международной напряженности и сотрудничество с социалистическими странами уступила место курсу на форсирование военной интеграции ФРГ с США и НАТО. В 1980 г. канцлер Г. Шмидт выступил с инициативой по размещению в Европе ракет среднего радиуса действия.

В результате возросло недовольство молодого поколения политикой правительства во главе с СДПГ. Оно выразилось в различных формах: в возрастании неприятия политической системы ФРГ ( в 1981 г. около 50% опрошенных в возрасте 15-30 лет заявили, что не являются её приверженцами), в игнорировании выборов в бундестаг, в повороте к буржуазным партиям - ХДС/ХСС [5].

Недовольство молодых людей аккумулировали и массовые социальные движения, возникшие вследствие обострения глобальных проблем человечества: загрязнения окружающей среды, углубления отсталости и нищеты в развивающихся странах. Наиболее масштабным в ФРГ было антивоенное движение. Лишь в 1981-1982 гг. в его акциях с требованием о неразмещении ракет средней дальности на территории страны участвовало около 2 млн. человек.

Подъем экологического движения был связан с отсутствием у СДПГ эффективной программы защиты окружающей среды, ограничивающей произвол крупного капитала в хищнической эксплуатации природных ресурсов страны, в нарушении природоохранного законодательства. Импульс движению зелёных придало принятие в 1979 г. СДПГ программы строительства атомных электростанций.

Массовые социальные движения не были собственно молодёжными, но молодое поколение принимало в них наиболее активное участие: от 1/2 до 2/3 участников антивоенного и экологического движения были моложе 35 лет [6].

Социал - демократические эксперты, анализируя настроения молодёжи, участвующей в этих движениях, констатировали, что для неё примечателен "антиэтатизм - отчуждение от современной общественной системы ФРГ, её институтов, неприятие традиционных форм политического участия, проникнутых, по их убеждению, бюрократизмом, формализмом, анонимностью, в принятии решений.

В то же время эти "альтернативные" по отношению к официальным институтам движения дают возможность участия в решении как глобальных проблем земной цивилизации, так и проблем отдельной личности и групп, находящихся в бедственном положении: безработных, бездомных, одиноких, стариков. Они ведут "социальный эксперимент" - поиск альтернативного образа жизни, путей духовного развития и самовыражения, новых форм общности. Исследователи считают, что в начале 80-х годов к "альтернативным" относились до 15% западногерманской молодёжи в возрасте 17-23 лет [7].

Бесспорно, на формирование "альтернативных движений" и участие в них молодёжи повлиял крах "политики реформ» СДПГ. По мнению многих молодых лю-

дей, партия, возглавлявшая правительство в 70-е годы, несла основную ответственность за состояние экономики, экологии, социальной инфраструктуры, рост военных расходов и гонку вооружений, массовую безработицу молодёжи.

Место СДПГ на левом фланге политического спектра ФРГ в 80-е годы стала завоёвывать партия "зелёных", стоящая на антиядерных, антимилитаристких позициях. При опросе института общественного мнения ЭМНИД в 1982 г. СДПГ привлекательной партией назвали лишь 8% молодёжи до 19 лет и 23% 20-23-летних, партию "зелёных"- соответственно 46% и 18%. В заключительный период правления СДПГ начался отток молодёжи из партии. С марта 1981 г. по октябрь 1982 г. из СДПГ Франкфурта-на-Майне ушло 13,5% членов, Висбадена -11,1%, Бремена -6,7%, Южного Гессена - 8,6%. Уходили в основном молодые люди, вступившие в партию в последние 10 лет.

Руководство СДПГ в 80-е годы особо беспокоил кризис в отношениях с рабочей молодежью, из которой на выборах 1969-1982 гг. порой более половины голосовали за социал-демократов. Ослабли контакты МС с молодыми рабочими. "Соколы", "Молодые друзья природы" стали ограничиваться мероприятиями культурно-просветительного, оздоровительного характера. Председатель "Соколов" В. Киндсмюллер заявил в 1985 г., что его организация не знает, как работать с молодыми безработными [9] (в 1986 г. их было 0,5 млн. ).

Безработица молодёжи, недостаток учебных мест в системе профобучения обострили чувство социальной незащищенности в молодом поколении, осложнили деятельность "Профсоюзной молодёжи" ( ПМ ).

Она столкнулась с трудностями в привлечении новых членов, с нежеланием многих молодых рабочих защищать свои права на производстве из-за страха потерять работу. В 80-е годы ПМ не удалось организовать ни одной кампании в федеральном масштабе за улучшение условий труда, против безработицы, за сохранение молодежных представительств на производстве. Особо уязвимым было положение производственных учеников и молодых рабочих мелких предприятий и в сфере обслуживания, где зачастую отсутствовали профсоюзы. В 1985 году здесь насчитывалось 957 тыс. молодых трудящихся. Среди них распространилось убеждение, что у профсоюзов, да и у СДПГ, отсутствует заинтересованность в их судьбе, что они оставлены на произвол предпринимателей.

Западногерманский социолог профессор М. Бетге констатировал в 1985 году, что 80% опрошенной молодёжи определяет своё отношение к профсоюзам как индифферентное, критическое, а порой даже враждебное. Лишь 10% участников опроса считают профсоюзы организацией, способной противостоять предпринимателям [10]. Подобное отношение молодёжи отразилось численности профсоюзов. В 1981-1985 гг. число молодых людей в возрасте до 25 лет Объединении немецких профсоюзов, сотрудничающим с СДПГ, сократилось на 97,5 тыс. человек. Лишь 1% членов "Профсоюзной молодёжи" считают себя её активистами. Лидеры профсоюзов констатировали исчезновение традиции у выходцев из рабочих семей вступать в ОНПиСДПГ[11].

Тревогу у руководства СДПГ вызывало распространение среди молодежи не только консервативных, но и праворадикальных взглядов.

Хотя по официальным данным численность правоэкстремистских группировок сравнительно невелика: опрос института СИНУС показал, что лишь 1% молодёжи в возрасте до 24 лет являются их членами, однако потенциал их значительно выше: 10% опрошенных заявили, что вполне приемлют неонацизм. Центральный орган СДПГ газета "Форвертс" в 1984 г. обратилась к проблеме влияния неонацизма на молодёжь.

Было указано на связь между ростом числа членов молодёжных ультраправых организаций и безработицей, растущей бедностью, нехваткой учебных мест, вызывающими страх у молодёжи. Действительно, известный исследователь правого

экстремизма в ФРГ Р. Штос свидетельствует, что в начале 80-х годов 30% опрошенных молодых безработных видят причину безработицы в демократии, 40% считают её следствием отсутствия у власти "сильной личности" [12]. "Форвертс" отмечала, что правоэкстремистские группировки активно привлекают молодёжь, "выброшенную из общества", и стараются дать ей возможность общаться с себе подобными, обрести "психологическое пристанище", порой помогают решать материальные проблемы. СДПГ подчеркнула, что задача социал-демократов - не отмежевание от этой группы молодёжи, а усилия по её интеграции в общество.

СДПГ наметила некоторые направления работы с праворадикальной молодёжью: изучение её среды, привлечение к участию в мероприятиях культурного характера, использование диско-клубов, домов молодёжи и пр. [13]. Однако в 80-е годы эта работа не получила необходимого развития.

Таким образом в первой половине 80-х годов перед СДПГ встала серьезная проблема: восстановить утраченный у молодёжи престиж и остаться её политической представительницей.

В поисках новых подходов к молодёжной политике у руководителей СДПГ порой звучали самокритичные ноты. Так ещё в тезисах "СДПГ и молодёжный протест" (1981 г. ) отмечалось, что партию молодые люди интересовали лишь в качестве избирателей, а в практической политике она упустила из виду их проблемы. При обсуждении " VI Сообщения о молодёжи" в бундестаге в 1982 г. депутаты СДПГ признали ухудшение положения молодёжи, недостатки в развитии демократии в ФРГ, бюрократизацию западногерманского государства, усиление контроля с его стороны над гражданами, разрушение окружающей среды [14].

СДПГ заявила, что в бундестаге она будет выполнять роль "энергичной и конструктивной оппозиции" и в первую очередь обратилась к социально-экономическим проблемам молодёжи. В мае 1983 г. фракция СДПГ выдвинула требования по обеспечению занятости молодёжи.

Они стали основой резолюции съезда СДПГ в Эссене в 1984 г. под девизом "Преодолеть безработицу молодёжи". Она требовала от правительства увеличения числа рабочих мест в системе профессионально-технического обучения, первоочередное финансирование его современных типов: профтехшкол и меж-производсвенных мастерских; увеличение отчислений от прибылей предпринимателей для этих целей; оказание финансовой поддержки мелким предприятиям, желающим повысить качество профобучения молодых людей; установление квоты для девушек при открытии дополнительных мест с целью обучения их современным профессиям; расширение материальной помощи молодым безработным; контроль государства за сохранностью рабочих мест.

Фракция социал-демократов выступила против ревизии закона об охране труда молодёжи в интересах крупного капитала.

Резкой критике со стороны СДПГ подвергся "консервативный поворот" в сфере образования. Она обратилась против углубления дифференциации системы школьного образования по социальному признаку, затрудняющей доступ демократических слоев населения в школы, дающие более качественное образование; против введения в систему высшего образования сокращенных курсов обучения (3-3,5 года) для большинства студентов и программ для элиты, сочетающих учёбу и научно-исследовательскую подготовку; против усиления зависимости вузов от монополий через субсидирование ими учебных и научных программ, имеющих нередко антигуманную, милитаристскую направленность [15]. СДПГ протестовала против фактической ликвидации системы государственных стипендий для учащихся и студентов и расширенного введения ссудной формы их материальной поддержки, что ведёт к сокращению числа студентов из рабочих семей. Находясь в оппозиции, социал-демократы пересмотрели ряд внешнеполитических позиций. В ноябре 1982 г.

на съезде СДПГ было принято решение, отвергающее размещение американских ракет в ФРГ.

Затем в 1982-1985 гг. партия выдвинула требование отказа от атомного оружия как средства устрашения, поставила задачу выработки концепции безопасности, базирующейся на принципах ненападения, выступила против гонки вооружений в космосе. Ряд членов партии, прежде всего из числа молодых социалистов, даже ставили вопрос о целесообразности пребывания ФРГ в НАТО.

В 1986 г. на съезде в Нюрнберге СДПГ отказалась от программы развития атомной энергетики и призвала правительство в течение 10 лет перейти на альтернативные виды источников энергии. В 1987 г. была поставлена задача разработать концепцию экономики, пронизанной экологическими принципами.

С 1983 г. правление партии перестало препятствовать участию молодых социалистов в массовых социальных движениях. В 1987 г. оно даже призвало социал-демократов поддержать антивоенные демонстрации.

Всё же СДПГ не выработало чёткой линии в отношении "альтернативных" движений, хотя позитивный подход к ним содействовал бы сближению партии и молодого поколения. В. Брандт, Э. Эпплер, ряд более молодых лидеров СДПГ выступили за то, чтобы "открыть двери СДПГ протестующим". Однако весьма влиятельная группа правых и центристских политиков - Р. Левенталь, Г. Венер, А. Рангер, Г. Шмидт выразили твердое сопротивление этой линии. Они аргументировали свои опасения тем, что "альтернативная молодёжь" слишком склонна к "индивидуальному самовыражению" и отличается недостатком самодисциплины. По их мнению, приход молодёжи из движений протеста, как и 60-70-е годы, повлечёт "разжигание конфликтов", дискуссий и ослабит СДПГ [16]. В целом в партии утвердился курс на выборочную интеграцию участников этих движений.

Партия пыталась перестроить организационные принципы работы с молодёжью. Специальная комиссия правления СДПГ выработала рекомендации, в которых призвала членов партии доходить до каждого молодого человека, знать его проблемы и убеждать, что многие из них могут быть решены с помощью партии. Комиссия рекомендовала практиковать "открытые формы» работы , которые не предполагают вступления в СДПГ, изучать опыт работы с молодежью церкви, культурно-просветительских организаций, спортивных объединений [17].

Некоторые организации СДПГ получили небольшой приток молодёжи, но в целом не смогли добиться кардинального сдвига, т. к. с обещаниями реформ и подобными призывами к молодёжи обращались и другие политические партии ФРГ. Местные отделения СДПГ, испытывающие организационные, финансовые трудности, противодействие ХДС/ХСС, оказались не в состоянии осуществить пожелания и требования руководства СДПГ. В результате численность СДПГ в 1985 г. увеличилась всего на 10. тыс. человек.

Учитывая склонность молодёжи к проблемам духовного содержания, интенсивное использование их в работе с молодыми людьми ХДС/ХСС руководители СДПГ поставили вопрос о "возрождении социал-демократической политической культуры" и приобщении к ней молодёжи.

Секретарь СДПГ по оргвопросам П. Глотц подчеркивал, что для социал-демократии примечательно наряду с учётом материальных потребностей масс и молодёжи, забота об их духовном развитии, опека нуждающихся, способность преодолевать разочарование и отчуждение, жертвовать в случае необходимости личными интересами ради партии [18]. Сменившая его на этом посту в 1987 г. А. Фукс, призывала молодёжь способствовать сплочению партии, укреплять союз рабочих и интеллигенции, оказаться от деления на "правых" и "левых" социал-демократов. Она убеждала, что необходима толерантность, искренность и фантазия в обновлении СДПГ [19].

Одним из главных направлений курса на модернизацию СДПГ стала дискуссия вокруг новой программы партии, начатая в 1984 г. Лидеры партии подчеркивали, что при сохранении приверженности принципам "демократического социализма" в ней должны быть учтены процессы, получившие развитие в последние десятилетия: длительные экономические затруднения, негативные проявления научно-технического прогресса, загрязнения среды обитания человека, обострение проблем в странах "третьего мира", поиски совместной безопасности, глубокие сдвиги в общественном сознании, вызвавшие подъём новых массовых движений.

Программа, принятая на съезде СДПГ в 1987 г. в Берлине, провозглашает своей целью создание "социального справедливого общества",". . . общества без классов, привилегий, дискриминации и отчуждения". В ней ставится задача "преодоления классового общества", т. е. подчеркивается социалистическая направленность установок СДПГ. Традиционно важное место занимают проблемы демократизации всех сфер общественной жизни ФРГ.

Как и другие принципиальные документы последних десятилетий Берлинская программа имеет молодёжный раздел: "Будущее для молодых женщин и мужчин". В нём отмечается правомерность возросших претензий молодёжи влиять на характер общественного развития страны, их стремления к реализации личных перспектив. В отличие от консервативных партий ХДС/ХСС, которые стремятся внедрить в молодёжную политику "стратегию индивидуального успеха", социал-демократы считают, что персональные результаты молодежи по самореализации возможны лишь на основе "социальных гарантий для всех со стороны государства. Каждый молодой человек должен "получить шанс от общества для воплощения собственной жизни" [20].

Эти установки СДПГ , бесспорно, позитивны, однако носят в основном декларативный характер, не отражают места, роли, особенностей положения западногерманской молодёжи в обществе. Почти не нашли отражения в программе пути и методы, а также социальные силы, при помощи которых СДПГ намеревается разрешить проблемы молодого поколения. Эти слабые места вызвали критику даже в самой партии ещё на стадии обсуждения проекта. Председатель МС М. Гугемос заявил, что СДПГ нужна как цельная программа реформ, так и готовность действовать для её реализации [21]. Эта программа, как и предыдущая Бад-Годесбергская ( 1959 г.), не посягает на коренные интересы крупного капитала.

Меры, предпринятые СДПГ после ухода в оппозицию, для привлечения молодёжи, оказались недостаточными, чтобы на выборах в бундестаг 1987 г. обеспечить её поддержку. На них СДПГ потерпела неудачу, получив лишь 37% голосов молодых избирателей.

Неудачный исход выборов был обусловлен рядом факторов. Сказался благоприятный для правящих партий умеренный экономический подъём падение цен на энергоносители, повышение курса марки. Это дало возможность правительству оживить инвестиционную политику, на 4-5% повысить зарплату рабочим и служащим. Используя связи с предпринимателями, ХДС/ХСС удалось создать для молодёжи дополнительные учебные места в системе профобучения. Эти меры способствовали распространению настроений конформизма среди молодёжи ФРГ.

СДПГ не сумела своевременно разработать концепцию преодоления экономического кризиса, не ущемляющую интересы трудовых слоев населения. Её руководство не осмелилось взять курс на серьезное сотрудничество с "зелёными". С явным опозданием была осуществлена ревизия внешнеполитического курса социал-демократов. Поэтому поиски эффективной молодёжной политики остались одной из важных задач партии, которые предстояло решить в 90-е годы.

Примечания:

1. Мухамеджанов М М. Молодёжь и революция. М. ,1972,с. 22,24,38.

2. Кааск Н. Geschichte und Jtruktur des dentschen Parteiensystems Opladen,1971,s. 479.

3. Millers. Die SPD vor und nach Godesberg. Bol. 2. Bonn,1974,s. 67.

4. Blatter für deutsche und international Politik, 1986, 9,s. 1105.

5. Du verunsicherte Generation Jugend und Wertwandel. Orladen, 1983,s. 52.

6. Blatter für deutsche und international Politik, 1981, 11, s. 1401.

7. Baciay, Scherer K.-J. Passt bloss auf. B. ,1981, s. 19.

8. Meng R. Du sozialdemokratische wende. Giessen, 1985, s. 66,98.

9. Statistisches Jahrbuch für du Bundesrepublik Duitchland. 1986. s. 347.

10. Vorwärts, 28, September 1985.

11. Vorwärts, 23. November 1985, S. August 1985.

12. Stoss R. Du Entwicklung des Rechtsextremismus. - Jn: Die Bundesrepubliki in den 70 Jahren. Stuttgart, 1982, s. 56.

13. Vorwärts, 23. Februar 1984.

14. Meng R., Op. cit., s. 65,329.

15. Dokumente. SRD Parteitag Essen. 17-21 Mai 1984. Beschlüsse. Bonn, 1984, s. 52.

16. Oderdahl D. Zukunft der Bildung. Konservative Hochschulpolitik und Sozialdemokratische Gegenposition. - Jn: Hochschschule 2000. Marburg, 1988, s. 113-121.

17. Meng R. Op. cit., s. 330-331.

18. GlotsP. Die Beweglichkeit oles Tankers. München. 1982 s. 97,103.

19. Vorwärts, 20,27. Juni 1987.

20. Grundsatprogramm der lozialdemokratischen Partei Deutschlands. Beschlossen Von Programmpatei der Sozialdemokratischen Partei Deutsehlands am. Dezember 1989 in Berlin Bonn, 1989, s. 5,20.

21. Marxistische Blatter, 1987, 11, s. 24.

ПРОБЛЕМА АНГЛО-ЕВРОПЕЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АМЕРИКАНО-АНГЛИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ НАКАНУНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «ПЛАНА ШУМАНА» ЛОНДОНСКОМУ СОВЕЩАНИЮ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ В МАЕ 1950 г. (январь-апрель 1950 г.)

Лысенко Г.В.

К началу 1950г. в европейской политике США произошли изменения, вызванные смещением акцентов в решении германской проблемы. Осознав, что возникшее западногерманское государство будет непростым партнером, отмечает в своей работе A.M. Филитов, «наиболее дальновидные американские политики пришли к необходимости создания долговременного механизма контроля над ФРГ, «который сменил бы методы прямого вмешательства и давления со стороны оккупационных властей.» [1]

Идея нейтрализации Германии, предусматривавшаяся «планом Бирнса» 1946-47 гг. или «программой А» 1948 г., в то время, когда «СССР нужен был динамизм политико-идеологической конфронтации для сохранения своей внутренней стабильности», не способствовала стабилизации западноевропейского региона [2]. В результате в апреле 1950г. была принята известная директива СНБ-68, направленная на то, чтобы посредством первостепенного решения проблем общей безопасности замедлить рост послевоенной национальной гетерогенности стран Западней Европы.

В этих условиях проблема уравнивая ФРГ с ее западноевропейскими соседями через интегрирование Западной Германии в общеевропейские экономические и военно-политические структуры стала одной из наиболее приоритетных целей европейской политики Соединенных Штатов. В решении этой задачи американская ди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.