ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА JOURNALISTIC PRACTICE
УДК 009; 329; 316.77; 316.464 DOI 10.17150/2308-6203.2016.5(3).382-395
Афонасьева Наталья Анатольевна
главный редактор, Информационно-развлекательный портал Peterburg2.ru,
192007, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 60, e-mail: [email protected]
Natalya A. Afonasyeva
Chief editor, Information and entertainment portal Peterburg2.ru, 60 Embankment of Obvodny Canal, 192007, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Хубецова Залина Федоровна
кандидат политических наук, доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9, e-mail: [email protected]
Zalina F. Khubetcova
PhD in Political Sciences, Associate Professor, Chair of Theory of Journalism and Mass Communications, Saint Petersburg State University, 7-9 University Embankment, 199034, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ПАРТИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: СТРАТЕГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ АУДИТОРИИ (ОПЫТ ГЕРМАНИИ)
Аннотация. В статье рассматриваются закономерности развития партийной прессы как особого сегмента медиасферы, качественное состояние которого определяется спецификой современного политического процесса и изменениями социальной среды СМИ, обусловленными влиянием технологического прогресса. Авторы отмечают усиление тенденции к унификации национальных моделей партийной прессы в странах со сходными типами политической системы. На основе анализа актуального опыта партийных сетевых изданий ведущих политических партий ФРГ (СДПГ, ХДС/ХСС и СвДП) авторы делают вывод о сохранении немецкой партийной журналистикой традиций публичной политической полемики и об интенсификации использования в редакционной практике интерактивных сетевых сервисов. Предположение о возрастании значимости немецкой партийной прессы как инструмента рекрутирования новых членов в ходе исследования было опровергнуто.
Ключевые слова. Партийная пресса Германии, сетевые издания, стратегии вовлечения аудитории, интерактивность, обратная связь, эффективность деятельности редакции.
Информация о статье. Дата поступления 4 апреля 2016 г.; дата принятия к печати 20 апреля 2016 г.; дата онлайн-размещения 18 июля 2016 г.
PARTY MEDIA IN THE INTERNET: STRATEGIES FOR AUDIENCE INVOLVEMENT (GERMANY EXPERIENCE)
Abstract. The article considers party media patterns as a special segment of media sphere development. The quality of patterns is determined by the specifics of political processes and changes in the social environment of media, which are the result of technological progress influence. The authors note the increasing trends toward unification of party press national models in the countries with similar types of political systems. They analyze the relevant experience of the party network editions of German leading political parties (Social Democratic Party of Germany, Christian Democratic Union of Germany/Christian Social Union in Bavaria, and Free Democratic Party). The authors conclude that German party journalism traditions of public political debate still exist, and the editorial practices of interactive network technologies are used intensively. The study refutes the hypothesis about growing importance of German party press in recruiting new members.
Keywords. German party mass media, online publications, strategies of audience involvement, interactivity, feedback, efficiency of editorial activity.
Article info. Received April 4, 2016; accepted April 20, 2016; available online July 18, 2016.
Партийная пресса — это особый компонент системы СМИ в странах, для которых характерен парламентаризм как система государственного устройства [1] и «состояние политической жизни» [2, с. 123] и высока роль политических партий в политическом процессе. Партийная журналистика находится в прямой зависимости от особенностей развития партийной системы, от того политического и исторического контекста, в котором функционируют партии. Однако в равной мере она подвержена влиянию всего комплекса факторов, определяющих вектор развития медиасферы.
Очевидно, что в каждой стране, в которой существуют партии и избирательная система, сложилась
своя национальная модель партийной журналистики, сочетающая в себе универсальные и национально-специфические черты. Если взять за основу классификацию типов политического процесса, разработанную в середине ХХ в. американским политологом Люсьеном Паем [3, p. 16], можно разделить партийную прессу на две большие группы. В первую войдет партийная журналистика стран с политической системы западного типа (Германия, Великобритания, Франция, Швеция, США и др.); во вторую — журналистика стран с незападным типом политической культуры (Россия, Китай, страны постсоветского пространства и др.).
Особенностью партийной прессы стран традиционной демократии
является то, что часто наряду с собственно партийными существуют издания, которые не включены в структуру самой партийной организации, но придерживаются близких взглядов. Эту разновидность партийной печати можно проиллюстрировать газетой «Дейли геральд», которая была учреждена в Великобритании в 1911 г., отстаивала интересы рабочих, борющихся за свои политические права, но не была напрямую связана с Федерацией профсоюзов или Лейбористской партией [4]. Еще один широко известный пример — издаваемая с 1864 г. и самая распространенная на сегодняшний день в Скандинавии утренняя буржуазная газета «Дагенс нюхетер», которая принадлежит газетно-издательско-му концерну Бонньеров, формально является «независимой», но вместе с тем отражает позиции Народной партии Швеции [5]. Показательной в этом отношении является американская практика партийной журналистики. Исследователи зарубежной журналистики, как правило, в данном контексте упоминают издававшуюся в Нью-Йорке с 1835 по 1924 гг. газету «Нью-Йорк геральд», которая во время Гражданской войны в США активно поддерживала Демократическую партию, и «Нью-Йорк трибюн» (была основана в 1841 г.), которая разделяла взгляды Консервативной партии. Впрочем, «несмотря на свою изначальную несовместимость с «Нью-Йорк геральд», «Нью-Йорк трибюн» слилась с нею в одно издание «Нью-Йорк геральд трибюн» (1924 г.), которое просуществовало под этим названием 41 год» [6].
Для стран с незападным типом политической системы в большей степени характерна практика существования партийной журналистики в рамках изданий с официальным партийным статусом. Определяю-
щую роль в этом сыграл опыт организации партийных газет социалистического и коммунистического толка XIX — начала ХХ вв. Известно, что «на эволюцию концепций и практики прессы заметное влияние оказала марксистская теория журналистики... Взгляды крупнейших представителей этого направления мысли — К. Маркса, Ф. Энгельса, в дальнейшем В. И. Ленина — находились в неразрывной связи с их пониманием общего хода истории и путей социального прогресса. Печати они отводили исключительно важное место в системе средств идейной и политической борьбы, достижения ее целей. В их собственной общественной деятельности редакционная работа поглощала огромную долю времени и энергии. В историю мировой журналистики каждый из них вошел как человек, сочетавший в себе черты выдающегося исследователя, организатора, редактора периодической печати, а также публициста, регулярно выступавшего в прессе. Нельзя отрицать, что марксисты создали оригинальные теоретические модели печати и сумели добиться успеха в их практической реализации» [7, с. 42]. Возможности печати как инструмента политической борьбы впервые были осознаны и использованы еще Наполеоном [8], однако именно в марксистской модели были реализованы радикальные формы инструментального подхода к журналистике.
Спецификой процесса партстроительства в России (ставшей первым в мире государством с правящей партией коммунистического толка) стал тот факт, что первыми в страну проникли социалистические идеи. Именно социалисты смогли быстрее всех организовать внутрипартийную работу, что проявилось и в системности в подходе к вопросу издания газет [9].
В советское время партийная печать стала определяющей моделью для всей национальной журналистики. Прессе предписывалось придерживаться четких идейных позиций. Работа редакции также строго регламентировалась «начиная от типологии изданий, их объема, периодичности, содержания, оформления и заканчивая организационно-массовой работой, формами... связей с аудиторией» [10].
Распад Советского Союза и крах коммунистической идеологии привели к утрате советской партийной журналистикой своих доминирующих позиций. Стоит, однако, отметить, что марксистско-ленинская модель партийной прессы (с некоторыми поправками) продолжает существовать в других странах. Например, в КНР существует аналогичная советской система китайских партийно-государственных СМИ. Более того, китайские коллеги продолжают проявлять интерес к коммунистической прессе современной России, которая в нашей стране имеет очень небольшую аудиторию. Так, на странице русскоязычной версии центральной китайской партийно-государственной газеты «Женьминь Жибао» можно обнаружить ссылку на сайт старейшей российской коммунистической газеты «Правда».
В несколько ином формате развивается партийная пресса в странах СНГ. Советское наследие все еще сильно сказывается на особенностях организации СМИ, однако устойчивым вектором развития журналистики становится стремление к воспроизводству западных медиамоделей.
Тенденция к унификации, к сближению политического процесса в государственных системах западного и незападного типа и моделей организации медиасистемы, в том числе и сегмента партийной журналисти-
ки, — это один из главных факторов трансформации основ организации работы редакции партийного СМИ. Унификация также обусловлена кардинальными преобразованиями социальной среды журналистики. В условиях, когда информация «обретает... такое же важное значение, как и природная, экономическая и техническая сферы» [11, с. 15], а информационные технологии меняют всю социальную практику, политическая конкуренция перемещается в виртуальную реальность [12]. Если в Европе и Америке рост значения интернет-пространства как среды существования политических партий наметился уже в начале 2000-х гг. [13], то в России — с опозданием в пять — семь лет [14].
В условиях, когда на первый план выходят не конкретные планы экономических, политических и прочих преобразований, а борьба имиджей, политических образов, кандидатов [15], особо актуальной становится проблема организации эффективных коммуникаций в сетевом пространстве, которые помогли бы политическим партиям расширить свою социальную базу и укрепить свои позиции в символическом пространстве.
Обратимся к анализу практики организации обратной связи с интернет-аудиторией редакциями сетевых партийных изданий Германии — страны, которая имеет богатый опыт организации партийной прессы, которая, с одной стороны, является образцом партийной журналистики западного типа, с другой — обогатила мировую политику идеями и успешным опытом организации партийной прессы незападного типа.
В ФРГ до объединения страны существовали три крупные политические партии, которые сохранили свои позиции и в объединенной Германии. Это Социал-демократическая пар-
тия Германии (СДПГ), Христиан-ско-демократический союз (ХДС), образующий в Бундестаге блок с действующим только в Баварии Христи-анско-социальным союзом (ХСС), и Свободно-демократическая партия Германии (СвДП). Члены коммунистической СЕПГ переименовали свое объединение в Партию демократического социализма (ПДС) и в дальнейшем скооперировались с западногерманской «Избирательной альтернативой за труд и социальную справедливость».
С середины 1960-х гг. в ФРГ практиковалось создание коалиционных правительств. Две основные конкурирующие политические силы — СДПГ и блок ХДС/ХСС искали поддержки у СвДП для формирования так называемого «кабинета большой коалиции». В этом проявляется особенность в развитии современной партийной системы в странах западного типа — постепенное стирание различий между политическими конкурентами и сближение их принципиальных политических позиций.
На последних выборах в объединенной Германии в 2013 г. блоку ХДС/ХСС не удалось сформировать парламентское большинство. Ими было получено 311 мест в Бундестаге против суммарного количества депутатских мандатов 319, полученных их политическими оппонентами: СДПГ, Партией демократического социализма («Левыми») и «Зелеными». В итоге «большую коалицию» составили традиционные соперники — ХДС/ХСС и СДПГ.
Таким образом, для анализа практики взаимодействия в Интернете партийных изданий ФРГ с целевой аудиторией нами были отобраны газеты трех ведущих немецких партий:
- СДПГ — представлена сетевой газетой Vorwärts («Вперед!»);
— ХДС/ХСС — представлена журналом Union Magazine («Союз»);
— СвДП — представлена журналами Elde и Liberal.
Несмотря на то, что последняя из анализируемых партий не входит в настоящее время в Бундестаг, Свободно-демократическая партия продолжает играть заметную роль в партийной системе ФРГ и намерена укрепить свои политические позиции на ближайших выборах, поэтому мы сочли необходимым привлечь материалы партийного издания СвДП к исследованию.
1.Социал-демократическая партия Германии — старейшая политическая партия страны. Ее история начинается с мая 1863 г., когда в Лейпциге был создан Всеобщий германский рабочий союз. Первоначально создававшаяся как партия рабочего класса, в 1954 г. СДПГ меняет курс и позиционирует себя в качестве «левой народной партии» для различных слоев общества. В 1959 г.партия приняла «Годесберг-скую программу», в которой была обозначена модель социальной рыночной экономики, дано согласие на западную ориентацию ФРГ и на возрождение немецкой армии. Также в программе говорилось о необходимости замены капитализма новым социальным строем, целью которого является создание государства социального благоденствия (Wohlfahrtsstaat)1. В 2007 г. на съезде в Гамбурге партия приняла новую программу — «Социал-демократия в XXI столетии». СДПГ поставили своей целью построение в Германии демократического социализма, который выражается в обеспечении со-
1 СДПГ — левая общенародная партия // Дойче велле : офиц. сайт между-нар. телерадиовещателя Германии. URL : http://www.dw.com/ru/сдпг-левая-общенародная-партия^^^/Вб^
циальной справедливости, равенства всех членов общества и общественной солидарности.
До недавнего времени СДПГ была самой крупной политической партией Германией, но теперь она уступает по численности ХДС.
Главным СМИ Социал-демократической партии является газета Vorwärts, основанная 1 октября 1876 г. С самого начала своего существования газета стремилась быть площадкой для обмена мнениями, отражать на своих страницах противоположные взгляды и точки зрения, отстаивала принципы свободы слова, свободы печати и свободы мысли. C 1 января 2013 г. Vorwärts — не только газета, но и дискуссионный портал, который ведет свою деятельность под руководством главного редактора Карины Нинк. Согласно концепции ресурса, Vorwärts призван возродить культуру дискуссии внутри и вне Социал-демократической партии Германии1.
Основное содержания портала составляют новости и статьи, посвященные актуальным проблемам внешней политики, внутренней жизни страны, культуры и истории. Целый раздел посвящен жизни партии. Выясним, какие стратегии вовлечения аудитории во взаимодействие с редакцией используются на сайте Vorwärts.
Все материалы сайта открыты для комментирования. Отметим, что регистрация для получения возможности высказать свое мнение на Vorwärts не требуется. Для того чтобы оставить комментарий, читатель должен лишь ввести в поле его отправки свой электронный адрес и имя. Под каждым опубликованным комментарием появляется ссылка
1 URL : www.vorwaerts.de/seite/vor-waerts-vergessen.
«Ответить» (Antworten), что позволяет другим посетителям портала вступать в дискуссию и получать уведомления о новых сообщениях на свой e-mail. Любой публикацией Vorwärts посетитель сайта может поделиться в одной из социальных сетей — Facebook, Twitter и Google Plus.
Сайт Vorwärts оснащен сложной системой поиска — для этого заведена отдельная страница «Искать» (Suchen). Искомый контент можно фильтровать по видам материалов, рубрикам, тегам и авторам.
Редакция газеты предлагает подписаться на страницы Vorwärts в социальных сетях для того, чтобы вовремя получать новости сайта в своей ленте Facebook, Twitter или Google Plus. Также можно воспользоваться сервисом RSS. Подписка на рассылку новостей по электронной почте не предусмотрена, но на сайте можно оформить заявку на получение печатной версии Vorwärts.
Но, пожалуй, наиболее интересной и эффективной формой взаимодействия с аудиторией на сайте газеты Vorwärts являются «Дебаты» (Debatten). Раздел «Дебаты» представляет собой список актуальных проблем и вопросов, по которым высказываются эксперты в той или иной области. Среди заявленных тем: «Беженцы — вызов для Европы»; «Свободное распространение конопли?!», «Современная семейная политика», «Культура для всех?», «Цифровая жизнь», «Исламское государство — на пути к террористическому государству» и многие другие. Рассмотрим, как работает данная стратегия вовлечения аудитории на примере дебатов об эвтаназии2.
Начало «Дебатов» обрамляет небольшое вступление, в котором
2 URL : http://www.vorwaerts.de/de-batte/sterbebegleitung-wuerde-lebensende.
объясняется, почему эта тема представляется важной и требующей обсуждения. Далее следуют ссылки на различные мнения по этому вопросу. Среди экспертов — президент Немецкой Ассоциации паллиативной медицины Луках Радбрух, журналистка Ивонн Холл, священнослужитель Карл Юстен, бывший судья и член партии СДПГ Ингрид Матте-ус-Майер. Таким образом, редакция стремится представить спектр мнений по обсуждаемой проблеме, представляет читателю точки зрения экспертов из разных сфер деятельности. Все это позволяет лучше понять суть дискуссионного вопроса и найти оптимальные способы его разрешения. Посетители сайта имеют возможность включаться в обсуждение, оставляя комментарии под публикациями, но делают это не слишком охотно. Большинство публикаций не получило отклика читателей. Наиболее животрепещущими для пользователей ресурса оказались дебаты о легализации легких наркотиков — по этой теме высказалось 224 пользователя.
На сайте Vorwärts опубликован свод правил «сетевого этикета»1 с целью ведения обсуждений в русле культурного общения. Редакция призывает к серьезному и конструктивному диалогу, а также к уважению всех участников дискуссии. В 14 пунктах расписывается, за какие нарушения опубликованные комментарии могут быть удалены. Среди них — клеветнические заявления, дискриминация, записи, нарушающие авторские права, призывы голосовать за другую партию, реклама и не поддающиеся проверке предположения и подозрения.
Для связи с редакцией газеты указаны почтовый адрес, телефон и
1 URL : http://www.vorwaerts.de/ seite/netiquette.
несколько электронных адресов, по которым необходимо обращаться в соответствии с вопросом. Обратиться можно непосредственно к редактору, дистрибьютору, менеджеру по рекламе и специалисту по работе с прессой.
Итак, несмотря на достаточно низкую активность аудитории сайта газеты Vorwärts, мы можем отметить использование интересных форм интерактивности, которые нацелены на реальное обсуждение, а впоследствии и решение проблем. Сайт не перегружен сервисами — пользователь может выбрать удобный для себя способ подписки на новости газеты, обратиться к редакции, получить разноплановую информацию по актуальным вопросам, волнующим граждан Германии, и высказаться по ним, не прибегая к процедуре регистрации.
2. Политический блок ХДС/ ХСС — один из так называемых народных партий ФРГ. Христианско-демократический союз возник в 1945 г., в том же году был создан его баварский партнер — Христианско-социальный союз. Партии поделили сферы влияния — ХСС занимается только Баварией и не составляет конкуренции ХДС в других федеральных землях. Тем не менее, выступая единым блоком, обе партии являются самостоятельными.
ХДС/ХСС — блок партий умеренного консерватизма. В числе их программных принципов — соблюдение в политике этических основ христианства, идея «социальной рыночной экономики», прочная интеграция ФРГ в западные структуры и приверженность западной системе ценностей. Председатель ХДС — Ангела Меркель.
Центральный печатный орган ведущей партии Германии — журнал Union Magazine. В сети Интернет пар-
тия позиционирует его принципиально иначе, нежели СПЕГ представляет свою газету Vorwärts.
Журнал Union Magazine имеет свою электронную версию, которая расположена на собственной интернет-платформе http://www.union-magazin.de/. Но он представляет собой не информационный портал, а мультимедиа-журнал в 3D-формате, который позволяет листать журнал на экране компьютера. Впрочем, в Интернете Union Magazine претерпел некоторые преобразования, которые созданы для удобства читателей.
Прежде чем приступить к изучению онлайн-издания, предлагается ознакомиться с «Помощью по навигации» (Hilfe zur Navigation). Дело в том, что страницы журнала оснащены рядом ярлыков — «К статье» (Zum Beitrag), «К Видео» (Zum Video), «Справка» (Hintergrund), «Галерея изображений» (Bildergalerie). Также страницы журнала можно увеличивать в процессе чтения, получать дополнительную информацию об изображениях, получить ссылки на ресурсы, где ознакомиться с темой можно более подробно.
В онлайн-формате Union Magazine предоставляет своим читателям информацию в удобной форме, позволяя обращаться только к той, которая им кажется наиболее интересной, а также расширяет возможности печатной версии — использует в своей работе дополнительные источники информации в различных форматах.
Конечно, подобная электронная версия ограничивает участие аудитории в обсуждении материалов. Читатель также не может подписаться на электронную рассылку, страницы журнала в социальных сетях и RSS-ленту. Но, как и на большинстве партийных сетевых изданиях, на сайте Union Magazine присутствует поиск и
архив номеров. Также читатели журнала имеют возможность выразить свое мнение. Для этого на сайте существует специальная кнопка «Ваше мнение» (Ihre Meinung), клик на которую переводит на страницу со специальной формой отправки сообщения. Читателю предлагается задать вопрос, сделать предложение или выразить свое мнение по волнующему вопросу.
Также на печатную версию журнала можно подписаться прямо на сайте, заполнив анкету. Для членов партии ХДС существует отдельный сервис по подписке на журнал. Они могут получать сообщения о выходе новой электронной версии Union Magazine на свой электронный адрес.
На сайте онлайн-версии журнала можно найти ссылки на страницы партии в социальных сетях — Facebook, Google Plus, Twitter и YouTube. Также представлены ссылки на аккаунты лидеров партии — Ангелы Меркель и Петера Таубера. Непосредственно страниц журнала в социальных сетях нет.
Несмотря на необычную форму представления журнала, партия находит интересные решения, которые позволяют вовлечь аудиторию во взаимодействие с редакцией. Такой способ подачи информации — новый шаг в развитии партийной прессы, переход от архивов журналов и газет в формате pdf, размещенных на сайтах партий, к мультимедиа.
3. Свободная демократическая партия Германии была образована в 1948 г. в результате объединения различных групп социально-либерального толка. Сегодня основными принципами программы партии являются правовое государство, свободная рыночная экономика, необходимость соблюдения индивидуальных прав и свобод и сокращение полномочий государства. В целом СвДП
считает себя партией нового среднего класса Германии и находит поддержку, в частности, у представителей бизнеса, служащих, чиновников и части интеллигенции.
Центральный печатный орган СвДП — журнал Elde. Его электронная версия функционирует в формате, подобном Union Magazine блока ХДС/ХСС.
На сайте издания можно как скачать журнал в формате pdf, так и ознакомиться с его содержанием в 3D-формате благодаря специально созданному ридеру (программе для чтения книг, газет и журналов на экране компьютера или мобильного устройства) на платформе Pressmatrix.
Как и в случае с Union Magazine электронная версия журнала предполагает использование облегчающих процесс чтения и восприятия информации навигаторов и ссылок. Так, все текстовые элементы оказываются кликабельными — нажатие на заголовок или абзац материала вызывает окно, где та же самая публикация представлена вне журнального оформления. Это значительно упрощает чтение текста на экране компьютера или мобильного устройства. Пользователю не нужно увеличивать размер страницы, приближать изображение, чтобы прочитать необходимое.
Оглавление журнала также оснащено ссылками на материалы. Читателю не нужно пролистывать все издание в поисках необходимого, он может перейти на интересные ему публикации уже из оглавления.
Кликабельны и фотографии, иллюстрирующие публикации журнала. Нажав на изображение, пользователь видит его увеличенную версию. Это опять же облегчает восприятие информации — читатель не должен вглядываться в неболь-
шие изображения, с целью их рассмотреть.
На страницах журнала часто встречаются ссылки на сторонние ресурсы — официальные ресурсы партии СвДП и ее сторонников, а также образовательные и предвыборные проекты. На каждый из них читатель может перейти, кликнув по соответствующей ссылке.
Непосредственно на сайте издания Elde читатель может воспользоваться следующими сервисами: скачать приложение для мобильного устройства, сделать запрос на получение так называемого «пробного» бесплатного выпуска журнала, для того чтобы определиться — нужна ли ему полноценная подписка на печатную версию, собственно подписаться на журнал, ознакомиться с архивом Elde и написать письмо в редакцию, воспользовавшись специальной формой отправки сообщения. Также на сайте указаны способы связи с редакцией — адрес, телефон, факс и электронная почта.
Интересно, что на сайте Elde отсутствуют ссылки на официальный сайт партии и отсутствуют даже упоминания о программе партии. Направленность журнала можно понять только благодаря указанию на обложке — Liberale Depesche. Elde (в отличие от Vorwärts) не позиционирует себя как площадка для обсуждения политических и социальных проблем. Читатель не имеет возможности высказать свое мнение непосредственно под публикациями, для этого не предусмотрено и создание форума или гостевой книги. Нет и ссылок на страницы издания в социальных сетях, следовательно, дискуссия не может разворачиваться и на других площадках. В целом журнал Свободной демократической партии Германии выполняет функции информирования избирателя и членов
партии и поддержания ее имиджа. В связи с этим редакции предпринимает определенные шаги, которые позволяют знакомиться с журналом в удобном для читателя виде — печатном, электронном или посредством мобильного приложения.
Существенно отличается по своему характеру от Elde другой журнал СвДП — Liberal, электронная версия которого существует в формате целого портала о политической, социальной, экономической и культурной жизни общества.
Портал Liberal включает в себя ряд разделов: Liberal bestellen (Подписка на журнал), Autor der Freiheit (Автор свободы), Artikel (Статьи), Heftinhalte (Содержание выпуска), Multimedia (Мультимедиа) и Kontakt (Контакты). Рассмотрим, каждый из них.
В разделе Liberal Bestellen пользователь может подписаться на журнал. Подписка открыта как на печатную версию, так и на электронную. Последняя осуществляется бесплатно. Также предлагается скачать приложение для чтения журнала на планшете.
Интересным форматом взаимодействия с аудиторией представляется проект Autor der Freiheit. Каждый месяц редакция выбирает три материала, в которых так или иначе поднимаются темы свободы и либерализма. Примечательно, что выбираются публикации не авторов Liberal, а других ресурсов — например, Welt, Wiwo, Faz и т. д. Ссылки на статьи публикуются в разделе Autor der Freiheit. Затем пользователю предлагается выбрать одного из трех авторов, который, по его мнению, достоин носить звание «Автор свободы». В конце года подводятся итоги проекта — выбирается «Автор свободы» уже не месяца, а целого года1.
1 URL : http://www.libmag.de/wer-wird-autor-der-freiheit-2014/.
Публикации авторов журнала Liberal можно найти в разделах Artikel и Heftinhalte. В последнем также анонсируются новые выпуски журнала. Тут же предлагается информация о том, где можно найти выпуск: адреса точек продаж, ссылка на скачивание журнала в формате pdf, на подписку и на приложения для мобильных устройств. Журнал можно просмотреть и онлайн. Правда, Liberal не использует удобных сервисов для навигации, облегчающих чтение электронной версии, как это делают Union Magazine и Elde. В разделе Multimedia публикуются заметки, подкрепленные видеосюжетами.
Все публикации, размещенные на портале, доступны для комментирования. Для того чтобы оставить комментарий, пользователь обязательно должен зарегистрироваться на сайте, заполнив специальную анкету. Отметим, что редакция газеты акцентирует внимание на комментарии — на сайте существует сквозной блок Letzte Kommentare (Последние комментарии), который отображает новые комментарии к публикациям. Окошко для комментария сопровождается фразой Ihre Meinung ist uns wichtig («Ваше мнение важно для нас»). Читатель может также поделиться ссылкой на понравившуюся ему публикацию в социальных сетях — Facebook, Twitter и Google Plus. Для поиска необходимой информации существует соответствующий удобный сервис.
Обратиться к редакции можно посредством открытых контактных данных — на сайте представлен адрес редакции, телефон и факс, электронная почта, а также ссылки на страницы журнала в социальных сетях.
На сайте журнала пользователям предлагается сыграть в игру — Zitate der Freiheit (Цитаты свободы). Смысл игры заключается в том, что-
бы определить автора указанных цитат. Таким образом, сервис носит не только развлекательный, но и образовательный характер. Посетитель сайта в игровой форме может познакомиться с высказываниями известных людей о свободе, демократии и правах человека.
Журнал Liberal позиционирует себя как площадка для дебатов, которые могут помочь обществу стать более свободным. На сайте журнала представлен ряд сервисов, которые позволяют читателям высказывать свое мнение и принимать участие в обсуждениях. Как и большинство партийных изданий, Liberal стремится доносить информацию до своих читателей в удобной для них форме — посредством печатной версии, электронной версии, мобильных приложений.
Сводные данные по использованию редакциями партийных СМИ ФРГ онлайн сервисов для взаимодействия с аудиторией представлены в таблице.
Таким образом, анализ немецкой практики вовлечения аудитории во взаимодействие с редакцией сетевого партийного издания позволяет сделать ряд выводов:
1. Партийные СМИ Германии, имеющие отдельную платформу для реализации своей деятельности в Интернете, стремятся к созданию дискуссионного сообщества. Для этого они предоставляют своим пользователям такие базовые интерактивные сервисы, как комментирование, возможность поделиться ссылкой на интересующую публикацию в социальных сетях или написать письмо в редакцию. В некотором смысле показателен опыт газеты Vorwärts, которая отказалась от процедуры обязательной регистрации для пользователей, желающих высказаться под дискуссионным материалом. Часто нежелание регистрироваться на сайте ведет к отказу участвовать в обсуждениях, и облегченная процедура комментирования воспринимается активным пользователем как стимул.
Интерактивные сервисы в практике немецких партийных сетевых изданий
Сервисы Vorwärts Union Magazine Elde Liberal
Связь с редакцией + + + +
Комментирование + - - +
Поделиться ссылкой в социальных + - - +
сетях
Наличие мобильного приложения - - + +
Подписка на новости сайта - - - -
Подписка на печатную/ + + + +
электронную версию издания
Опросы - - - +
Регистрация на сайте - - - +
Навигация по электронной версии - + + -
издания
Конкурсы и премии + Премия «Autor der Freiheit»
Игры + Игра «Zitate der Freiheit»
Поиск по сайту + + - +
2. Все анализируемые издания предлагают читателя возможность подписаться либо на печатную версию журнала/газеты, либо на электронную. При этом практика рассылки по электронной почте собственно обновлений сайта или новостей партии не предусмотрена.
3. Немецкие партийные СМИ создают специальные приложения для мобильных устройств — смартфонов и планшетов, которые позволяют пользователю оперативно получать информацию, делают чтение журналов и газет более комфортным.
4. Главная функция, которую выполняют партийные издания в Германии — это укрепление бренда. Под брендом в данном случае мы понимаем представление о политической партии, сформировавшееся в сознании как существующих, так и потенциальных сторонников партии. Создавая сайт партийного СМИ и поддерживая его, партия хочет укрепить в сознании потенциальных избирателей определенное представление о себе.
5. Функция партстроительства на сайтах немецких партийных СМИ реализуется не так явно. В большинстве случаев наблюдается тенденция отказа от регистрации, но сведения о своих читателях редакции получают на основании заполнения форм
подписки. Функция привлечения в партию новых членов возложена на официальные сайты партий, а не на партийные издания.
Политические партии Германии перешли от создания отдельных сайтов, представляющих их позицию в Сети, к целым порталам, которые выполняют разнообразные функции. Именно сайты они стремятся сделать мощным организационным и финансовым ресурсом.
В целом стоит отметить, что партийные СМИ в странах с западным типом политического устройства в настоящее время выполняют меньше задач, чем это было во времена кардинальных социально-политических преобразований. Они являются качественными ресурсами, которые предоставляют читателям актуальную информацию о деятельности партии, отражают ее взгляд на различные общественные проблемы, убеждают и предлагают участвовать в обсуждениях. Очевидна тенденция перемещения интерактивных форм взаимодействия с аудиторией в специально созданные ресурсы, которые представляют собой коммуникационные площадки, цель которых — формирование партийного сообщества и привлечение финансовых средств на развитие партии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хасбулатов Р. И. Великая российская трагедия : в 2 т. / Р. И. Хасбулатов. — М. : Симс, 1994. — Т. 1. — 332 с. ; Т. 2. — 514 с.
2. Бакушев В. В. К профессиональному парламентаризму: методологический анализ / В. В. Бакушев // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2013. — № 3. — С. 122-127.
3. Руе L. W. Political Culture and Political Development / L. W. Pye, S. Verba. — Princeton : Princeton University Press, 1965. — 584 p.
4. Соколов В. С. Периодическая печать Великобритании / В. С. Соколов, С. М. Виноградова. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.— 112 с.
5. Михайлов С. А. Журналистика стран Северной Европы / С. А. Михайлов. — СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2003. — 368 с.
6. Михайлов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки / С. А. Михайлов. — СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. — 448 с.
7. Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. — М. : Аспект Пресс, 2004. — 287 с.
8. Засурский Я. Н. Журналистика: от Гутенберга до Билла Гейтса [Электронный ресурс] / Я. Н. Засурский // Отечественные записки. — 2003. — № 4. — Режим доступа : http://www.strana-oz.rU/2003/4/zhurnalistika-ot-gutenberga-do-billa-geytsa.
9. Федоринов В. Е. Роль печати в формировании политических партий в России в конце XIX — начале XX в. / В. Е. Федоринов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. — 2012. — № 5 (109). — С. 293-299.
10. Мутовкин Л. А. Печатные СМИ [Электронный ресурс]. Часть вторая. Характер и условия газетного труда / Л. А. Мутовкин. — Режим доступа : http://www.promgups.com/ blog/wp-content/uploads/2007/02/1_12.pdf.
11. Демина И. Н. Синергетика и теория журналистики: аспекты исследования медиа-системы / И. Н. Демина, М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 1. — С. 14-28. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(1).14-28.
12. Мамаева О. А. Роль виртуального в современном российском парламентаризме / О. А. Мамаева // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования : материалы Междунар. конф. Барнаул, 11-14 нояб. 2014 г. — Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. — С. 2510-2513.
13. Political Parties and the Internet: Net Gain? / ed. by R. Gibson, P. Nixon, S. Ward. — London : Routledge ; New York : Taylor & Francis Group, 2003. — 244 p.
14. Хубецова З. Ф. Новые медиа в системе коммуникаций политической партии: российская практика управления политическим имиджем / З. Ф. Хубецова // PR и журналистика. Алматы, 2012. — № 1. — С. 48-52.
15. Кислицына И. С. Политические партии в коммуникативном пространстве Интернета : дис. ... канд. полит. наук : 10.01.10 / И. С. Кислицына. — М., 2009. — 152 с.
REFERENCES
1. Khasbulatov R. I. Velikaya rossiiskaya tragediya [Great Russian tragedy]. Moscow, Sims Publ., 1994. Vol. 1. 332 p. ; Vol. 2. 514 p.
2. Bakushev V. V. To professional parliamentarism: methodological analysis. Gosudarstven-noe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS = Public and municipal administration. Scientific notes of SKAGS, 2013, no. 3, pp. 122-127. (In Russian).
3. Pуе L. W., Verba S. Political Culture and Political Development. Princeton University Press, 1965. 584 p.
4. Sokolov V. S., Vinogradova S. M. Periodicheskaya pechat' Velikobritanii [Periodicals of Great Britain]. Saint Petersburg State University Publ., 2000. 112 p.
5. Mikhailov S. A. Zhurnalistika stran Severnoi Evropy [Journalism of countries of Northern Europe]. Saint Petersburg, Mikhailov V. A. Publ., 2003. 368 p.
6. Mikhailov S. A. Zhurnalistika Soedinennykh Shtatov Ameriki [Journalism of the United States of America]. Saint Petersburg, Mikhailov V. A. Publ., 2004. 448 p.
7. Korkonosenko S. G. Osnovy zhurnalistiki [Basics of journalism]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2006. 287 p.
8. Zasurskii Ya. N. Journalism: from Gutenberg to Bill Gates. Otechestvennye zapiski = Notes of the Fatherland, 2003, no. 4. Available at: http://www.strana-oz.ru/2003/4/zhurnalistika-ot-gutenberga-do-billa-geytsa. (In Russian).
9. Fedorinov V. E. Press role in formation of political parties in Russia at the end of 19 — the beginning of the 20th century. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2012, no. 5 (109), pp. 293-299. (In Russian).
10. Mutovkin L. A. Pechatnye SMI. Chast' vtoraya. Kharakter i usloviya gazetnogo truda [Print media. Part second. Character and conditions of newspaper work]. Available at: http:// www.promgups.com/blog/wp-content/uploads/2007/02/1_12.pdf. (In Russian).
11. Demina I. N., Shkondin M. V. Synergetics and theory of journalism: aspects of research of media systems. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 14-28. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).14-28. (In Russian).
12. Mamaeva O. A. Role virtual in modern Russian parliamentarism. Lomonosovskie chteniya na Altae: fundamental'nye problemy nauki i obrazovaniya. Materialy Mezhdunarodnoi konfer-
entsii. Barnaul, 11 — 14 noyabrya 2014 g. [Lomonosov readings in Altai: fundamental problems of science and education. Materials of International Conference, Barnaul, 2014, November 11—14]. Barnaul, Altai State University Publ., 2014, pp. 2510-2513. (In Russian).
13. Gibson R., Nixon P., Ward S. (eds). Political Parties and the Internet: Net Gain? London, Routledge; New York, Taylor & Francis Group, 2003. 244 p.
14. Khubetsova Z. F. New media in system of communications of political party: Russian practice of management of political image. PR i zhurnalistika. Almaty = PR and journalism. Almaty, 2012, no. 1, pp. 48-52. (In Russian).
15. Kislitsyna I. S. Politicheskie partii v kommunikativnom prostranstve Interneta. Kand. Diss. [Political parties in communicative space of the Internet. Cand. Diss.]. Moscow, 2009. 152 p.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Афонасьева Н. А. Партийные издания в интернете: стратегии вовлечения аудитории (опыт Германии) / Н. А. Афонасьева, З. Ф. Хубецова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 3. — С. 382-395. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(3).382-395.
REFERENCE TO ARTICLE
Afonasyeva N. A., Khubetcova Z. F. Party media in the internet: strategies for audience involvement (Germany experience). Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 3, pp. 382-395. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(3).382-395. (In Russian).