Научная статья на тему 'ДИСКУССИИ И ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ'

ДИСКУССИИ И ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция / способы формирования коммуникативной компетенции / дискуссия / эвристический компонент в обучении / филологические эвристические задачи / обучение русскому языку иностранных студентов-филологов / communicative competence / methods of developing communicative competence / discussion / heuristic component in teaching / philological heuristic tasks / teaching Russian language to foreign philology students

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е.О. Непоклонова

Статья посвящена исследованию способов формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов. В работе представлены результаты эксперимента, цель которого заключалась в определении эффективности использования в процессе формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов таких форм работы, как дискуссия и решение эвристических филологических задач. Основное внимание было уделено принципам комплексного применения избранных форм работы как условия активизации всей совокупности интеллектуально-психологических способностей обучающихся и тем самым достижения наиболее эффективных результатов. Эксперимент был проведен в институте «Полярная академия» Российского государственного гидрометеорологического университета в 2020–2022 учебных годах среди студентов 2–3 курсов, обучающихся по направлению «Филология», направленность (профиль) «Отечественная филология (для иностранных студентов)». В результате проведенного эксперимента удалось выяснить, что системное использование данных форм работы способствует успешному развитию коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Е.О. Непоклонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSIONS AND PHILOLOGICAL TASKS AS A MEANS OF FORMING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS OF PHILOLOGY

The article is devoted to the study of ways to form communicative competence of foreign philology students. The article presents results of an experiment, the purpose of which is to determine the effectiveness of using such forms of work as discussion and solving heuristic philological problems in the process of developing the communicative competence of foreign philology students. The main attention is paid to principles of complex application of selected forms of work as a condition for activation of the totality of intellectual and psychological abilities of students and thus achieving the most effective results. The experiment is conducted at the Polar Academy Institute of the Russian State Hydrometeorological University in the 2020-2022 academic years among 2and 3-year-students majoring in Philology, focus (profile) “National Philology (for foreign students)”. As a result of the experiment, it is possible to find out that the systematic use of these forms of work contributes to the successful development of the communicative competence of foreign philology students.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИИ И ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ»

развитие практических навыков, критического мышления, лидерских качеств и социальной ответственности через использование активных методов обучения и интеграцию теории и практики. Это позволяет создать основу для профессионального развития специалистов в области управления государственными проектами и обеспечить их готовность к эффективному решению сложных задач в сфере государственного управления [5].

Подводя итоги исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1. Компетентность в управлении государственными проектами является ключевым элементом эффективного государственного управления, требующим развития разнообразных навыков и знаний.

2. Педагогический подход к развитию компетентности в управлении государственными проектами представляет собой систему обучения, направленную на формирование технических, лидерских, коммуникативных и социальных навыков.

3. Использование активных методов обучения, интеграция теории и практики, а также постоянное обновление знаний и навыков играют важную роль в процессе развития компетентности в управлении государственными проектами.

Библиографический список

4. Развитие компетентности в управлении государственными проектами с педагогической точки зрения способствует повышению качества государственного управления, улучшению результативности проектной деятельности и достижению стратегических целей государственной политики.

В заключение отметим, что компетентность в управлении государственными проектами, рассмотренная с педагогической точки зрения, представляет собой комплексное понятие, охватывающее не только технические аспекты управления проектами, но и развитие лидерских качеств, коммуникативных навыков, а также этического поведения и социальной ответственности [6, с. 186].

Педагогический подход к развитию компетентности включает в себя использование активных методов обучения, интеграцию теории и практики, а также постоянное обновление знаний и навыков в соответствии с требованиями современного государственного управления.

Эффективное развитие компетентности в управлении государственными проектами через педагогический подход способствует формированию квалифицированных специалистов, способных успешно реализовывать государственные программы и инициативы, учитывая сложные социально-экономические условия и интересы различных заинтересованных сторон.

1. Мильнер Б.З. Теория правительству: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2012.

2. Кузнецов Ю.В. Государственное стратегическое управление: монография. Санкт-Петербург: Питер, 2014.

3. Борисов С.А. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью. Российское предпринимательство. 2013; № 13 (235): 91-96.

4. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. Москва: Издательство «ДИС», 2003.

5. Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами. Москва: Инфра-М, 2008.

6. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. Москва: Издательство «Омега-Л», 2008.

References

1. Mil'ner B.Z. Teoriya pravitel'stvu: uchebnik. Moskva: INFRA-M, 2012.

2. Kuznecov Yu.V. Gosudarstvennoe strategicheskoe upravlenie: monografiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2014.

3. Borisov S.A. Sravnitel'nyj analiz proektnogo i processnogo podhodov v upravlenii innovacionnoj deyatel'nost'yu. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2013; № 13 (235): 91-96.

4. Grej K.F., Larson 'E.U. Upravlenieproektami. Moskva: Izdatel'stvo «DIS», 2003.

5. Popov Yu.I., Yakovenko O.V. Upravlenie proektami. Moskva: Infra-M, 2008.

6. Mazur I.I., Shapiro V.D. Upravlenie proektami. Moskva: Izdatel'stvo «Omega-L», 2008.

Статья поступила в редакцию 28.03.24

УДК 372.881.161.1

Nepoklonova Е.О., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language and Literature, Russian State Hydrometeorological University

(Saint Petersburg, Russia), E-mail: elenaneocom@gmail.com

DISCUSSIONS AND PHILOLOGICAL TASKS AS A MEANS OF FORMING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS OF PHILOLOGY. The article is devoted to the study of ways to form communicative competence of foreign philology students. The article presents results of an experiment, the purpose of which is to determine the effectiveness of using such forms of work as discussion and solving heuristic philological problems in the process of developing the communicative competence of foreign philology students. The main attention is paid to principles of complex application of selected forms of work as a condition for activation of the totality of intellectual and psychological abilities of students and thus achieving the most effective results. The experiment is conducted at the Polar Academy Institute of the Russian State Hydrometeorological University in the 2020-2022 academic years among 2- and 3-year-students majoring in Philology, focus (profile) "National Philology (for foreign students)". As a result of the experiment, it is possible to find out that the systematic use of these forms of work contributes to the successful development of the communicative competence of foreign philology students.

Key words: communicative competence, methods of developing communicative competence, discussion, heuristic component in teaching, philological heuristic tasks, teaching Russian language to foreign philology students

Е.О. Непоклонова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет», г. Санкт-Петербург,

Е-mail: elenaneocom@gmail.com

ДИСКУССИИ И ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

Статья посвящена исследованию способов формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов. В работе представлены результаты эксперимента, цель которого заключалась в определении эффективности использования в процессе формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов таких форм работы, как дискуссия и решение эвристических филологических задач. Основное внимание было уделено принципам комплексного применения избранных форм работы как условия активизации всей совокупности интеллектуально-психологических способностей обучающихся и тем самым достижения наиболее эффективных результатов. Эксперимент был проведен в институте «Полярная академия» Российского государственного гидрометеорологического университета в 2020-2022 учебных годах среди студентов 2-3 курсов, обучающихся по направлению «Филология», направленность (профиль) «Отечественная филология (для иностранных студентов)». В результате проведенного эксперимента удалось выяснить, что системное использование данных форм работы способствует успешному развитию коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, способы формирования коммуникативной компетенции, дискуссия, эвристический компонент в обучении, филологические эвристические задачи, обучение русскому языку иностранных студентов-филологов

Коммуникативная компетенция в современном мире общепризнанно является одной из ключевых составляющих профессиональной деятельности специалиста фактически любой профессиональной сферы, имеющей как информационную, так и языковую составляющие. При этом особой спецификой обладает процесс формирования данной компетенции у будущих специалистов гуманитар-

ного профиля, где преобладает языковая составляющая [1; 2]. Поэтому формирование коммуникативной компетенции у иностранных обучающихся, например, студентов-филологов, является, с одной стороны, сложным специфическим процессом, а с другой - основополагающей задачей, которой посвящено множество научно-методических работ отечественных и зарубежных авторов, среди которых

можно выделить исследования Е.И. Пассова и Н.Е. Кузовлевой [3], Ю.В. Троицкой [4], Д.Н. Хаймса [5], М.А. Ярмашевич [6] и др.

Актуальность проблематики, рассматриваемой в данной статье, определяется ростом исследовательского интереса к способам эффективного формирования коммуникативной компетенции у иностранных обучающихся. Вместе с тем многообразие методов и приемов формирования коммуникативной компетенции у иностранных студентов иногда не столько помогает, сколько затрудняет их системное и последовательное применение из-за недостаточной четкости понимания их функциональных возможностей и принципов взаимосвязи. Далее мы предложим и опишем идеи системного применения нескольких форматов учебной работы с данной категорией студентов, используемых в качестве способов формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов.

В связи с недостаточным вниманием в современной методике к принципам системного применения форм работы с иностранными студентами-филологами в процессе формирования коммуникативной компетенции целью исследования является анализ способов системного и комплексного использования таких форм обучения, как дискуссия и филологическая задача. Объектом исследования являются дискуссия, а также моделирование и решение филологических задач как средства формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов.

Задачи исследования связаны с определением актуальности и степени теоретической и практической разработанности данной темы, выявлением наиболее эффективных средств формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов и принципов их комплексного системного применения.

Научная новизна исследования состоит в обосновании необходимости системного применения взаимосвязанных форм учебной работы с иностранными студентами-филологами, стимулирующих весь комплекс интеллектуально-психологических способностей обучающихся, как условия эффективного формирования коммуникативной компетенции.

Практическая значимость данного исследования заключается в разработке учебно-методических материалов, системы заданий и филологических задач для комплексного применения на занятиях с целью формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов.

С целью изучения принципов взаимосвязи методов и приемов формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов представляется эффективным проведение эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности данной компетенции у иностранных студентов-филологов в рамках дисциплины «История литературы страны изучаемого языка». Так, в институте «Полярная академия» Российского государственного гидрометеорологического университета (г Санкт-Петербург) в 2020-2022 уч. гг проводился эксперимент для студентов 2-3 курсов направления «Филология», профиль «Отечественная филология (для иностранных студентов)» в количестве 60 человек.

Эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и контрольного. В 2020-2021 уч. г был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции в рамках изучения дисциплины «История литературы страны изучаемого языка». В 2021-2022 уч. г осуществлялся контрольный эксперимент с целью выявления результатов непрерывной и последовательной работы, включавшей такие форматы, как дискуссия и решение филологических эвристических задач, а также определение роли данных видов работы в формировании коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов. В контрольном эксперименте участвовали две группы по 30 человек: контрольная и экспериментальная.

При подготовке эксперимента мы исходили из системы показателей уровня сформированности коммуникативной компетенции иностранных студентов, описанной в трудах отечественных и зарубежных исследователей, среди которых следует выделить ряд известных работ [7; 8; 9] и др. К основным показателям вслед за указанными исследователями мы будем относить в первую очередь умения правильно понять и сформулировать тему, проблему, основную мысль устного или письменного высказывания; использовать знание языковых норм и понимание коммуникативной ситуации; правильно отбирать языковые средства с учетом коммуникативной ситуации, типа, целей высказывания; строить высказывание с учетом особенностей устной и письменной коммуникации, функционально-стилистических особенностей и социальной дифференциации языка, а также строить высказывание в рамках профессиональной сферы - области филологического знания.

Среди данных показателей, как мы уже отмечали ранее в наших публикациях [10; 11; 12], особенно важным является умение иностранных студентов осуществлять успешную коммуникацию в рамках сферы филологического знания. Развитие этого умения связано с учетом основных задач обучения иностранных студентов-филологов, к которым относится, в частности, «развитие умений и навыков, связанных с филологической специальностью» [10, с. 101].

Весьма актуальной для формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов представляются дискуссионный формат общения, связанный с филологической проблематикой, который относится к интерактивным формам обучения. Для ведения дискуссии требуются умения построить монологическое высказывание по филологической тематике; выразить согласие/

несогласие с положениями, высказанными в научных работах; раскрыть основные положения научного текста; соблюдать языковые нормы в процессе построения устного монологического высказывания и ведения дискуссии; сопоставлять собственные и чужие суждения по поводу предложенной для обсуждения филологической проблематики.

В качестве темы дискуссии была предложена следующая: «Как различать произведения вершинной и массовой литературы?». Особенностью данной дискуссии было совмещение разных видов работы в процессе подготовки, в частности, был использован такой эвристический метод, как решение филологических задач, помогающих лучше понять предмет обсуждения и подготовить систему аргументации.

На первом этапе подготовки к дискуссии студентам были предложены высказывания М.М. Бахтина, например: «Произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, то есть в большом времени, притом часто (а великие произведения - всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности» [13].

Студентам было отведено 20 минут для самостоятельного обдумывания предложенных тезисов в аспекте проблематики критериев и границ вершинной литературы по отношению к массовой, после чего на втором этапе работы студентам было предложено решить филологическую задачу, прежде чем приступить к обсуждению дискуссионной проблемы.

Филологическая эвристическая задача, на наш взгляд, является одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативной компетенции студентов-филологов. Как ранее мы указывали, под филологической задачей следует понимать «проблемно представленный языковой или литературный материал, требующий рациональных методов филологического объяснения, комментирования или структурирования» [10]. В филологической задаче может быть использован любой языковой материал: слово, словосочетание, предложение, различные типы текстов, в том числе художественный. Такие задачи позволяют моделировать разнообразные исследовательские ситуации, требующие последовательного применения логических операций в процессе получения знания об исследуемом объекте [10]. Активизация исследовательской деятельности, в свою очередь, стимулирует языковую рефлексию, необходимую в процессе успешной коммуникации. С целью формирования языковой рефлексии для упоминавшейся выше экспериментальной группы были предложены задачи, формирующие языковую рефлексию в области семантики морфем.

Приведем пример филологической задачи: Проанализируйте группы глаголов и определите, сколько значений можно обнаружить у постфикса -ся:

A. Подниматься, умываться, одеваться, вооружаться.

Б. Освещаться, осаждаться, омываться, изгоняться;

B. Печалиться, беспокоиться, расстраиваться, мучиться;

Г. Обниматься, целоваться, драться, встречаться.

Д. Бросаться, бодаться, кусаться, бодаться.

С методической точки зрения такого рода задачи требуют поиска скрытого критерия, лежащего в основе классификации, и выявления системных отношений в языке. Совместное обсуждение данной задачи позволяет обнаружить различные оттенки значения постфикса -ся, что способствует развитию языковой рефлексии, а в дальнейшем - навыкам филологического анализа художественных текстов.

В продолжение этой тематики заметим, что такое семантическое варьирование постфикса -ся является характерной особенностью творчества И.А. Крылова. В качестве подведения итогов наблюдения над данным материалом можно предложить студентам проанализировать фрагмент басни И.А. Крылова «Слон и Моська», демонстрирующий активное использование автором семантики данного постфикса в художественных целях:

«..УУвидевши Слона, ну на него метаться

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться,

- Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?...»

Анализ данного фрагмента позволит студентам самостоятельно опознать различные значения постфикса, которые используются И.А. Крыловым для создания образа Моськи и формирования проблематики произведения, с помощью последовательно выстраиваемых семантических оппозиций (ср., например, семантическая оппозиция на основе значения -ся в словах метаться, рваться - срамиться, демонстрирующих оппозицию Я-для-себя и Я-перед-другими как центральную смысловую оппозицию произведения). Обсуждение данной задачи, на наш взгляд, позволит студентам составить представление о профессиональной работе И.А. Крылова со словом как материалом словесного искусства, о литературном творчестве как сложной работе автора со всеми языковыми уровнями текста, что, в свою очередь, станет убедительным аргументом в дискуссии об отличительных свойствах вершинной литературы на фоне массовой.

На следующем этапе работы состоялась дискуссия, включавшая следующие вопросы, затронутые М.М. Бахтиным: Как отличить произведения вершинной литературы от множества массовой продукции? Что такое литературное мастерство? Почему произведения вершинной литературы познаются,

по мнению М.М. Бахтина, в «большом времени культуры»? Почему мы иначе прочитываем тексты У. Шекспира, А.С. Пушкина, И.А. Крылова и других авторов, чем современники? Какие функции выполняет массовая литература? Как она соотносится с вершинной?

Для подготовки к дискуссии студентам был предложен текст, посвященный характеристике вершинной литературы, созданный по материалам статьи М.М. Бахтина «Ответ на вопрос редакции "Нового мира"» [13, с. 538]. Текст был разделен на части, к каждой из которых прилагались вопросы на понимание прочитанного. После работы с текстом состоялось обсуждение основных вопросов, обозначенных автором в этой статье.

Как показали результаты проведенной работы, у студентов экспериментальной и контрольной групп повысились показатели сформированности коммуникативных умений в совокупности с навыками владения филологической проблематикой. В экспериментальной группе показатели коммуникативных умений оказались больше 80%. Это, прежде всего, умение построить монологическое высказывание с опорой на прочитанный текст и результаты обсуждения филологических задач, умение использовать филологическую аргументацию в ходе дискуссии. В контрольной группе данные показатели оказались в границах от 70 до 85%; это свидетельствует о более низком уровне владения коммуникативными умениями. Наиболее сложными для овладения оказались умения выбирать

Библиографический список

выразительные языковые средства для филологической аргументации, соответствующие стилю научной дискуссии.

Изложенное выше показывает, что эффективному формированию коммуникативной компетенции у иностранных студентов-филологов способствует содержание, цели и задачи дисциплины «История литературы страны изучаемого языка». Так, в частности, изучение в рамках дисциплины лингвопоэтических приемов в творчестве поэтов первой половины XIX в. позволяет иностранным студентам самостоятельно осуществлять групповые мини-исследования в процессе решения филологических задач и представлять результаты своей работы в формате дискуссии. Такие формы работы направлены на весь спектр интеллектуально-психологических способностей обучающихся, что, в свою очередь, стимулирует активное формирование коммуникативной компетенции в профессиональной филологической сфере. В связи с этим представляется необходимым системное внедрение в процесс освоения дисциплин филологического цикла коммуникативных форм работы, таких, в частности, как решение эвристических филологических задач и дискуссия. Данные формы учебной деятельности позволят осуществлять комплексную работу по развитию коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов, позволяющей им четко и логично выражать свои мысли; аргументировано излагать свою позицию и участвовать в коммуникации на профессиональные темы.

1. Литвиненко М.В., Рыжова Н.И., Фомин В.И. Профессиональная компетентностьспециалиста в области информационных технологий. Информатика и образование. 2007; № 8: 121-123.

2. Медянова П.В., Рыжова Н.И. Структура и компоненты языковой составляющейсоциально-коммуникагивной компетентности специалиста туристской индустрии. Мир науки, культуры, образования. 2012; № 3 (34): 8-12.

3. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. Москва: Русский язык. Курсы, 2010.

4. Троицкая Ю.В. Коммуникативная компетенция: демократизация значения. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020; № 7 (150): 112-119.

5. Hymes D.H. On communicative competence. Sociolinguistics: Selected Readings. Harmondsworth. Penguin, 1972: 269-293. Available at: https://wwwhomes.uni-bielefeld.de/ sgramley/Hymes-2.pdf/

6. Ярмашевич М.А. Обучение профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020; № 2 (180): 482-486.

7. Basturkmen H., Elder C. The practice of LSP. The handbook of applied linguistics. Blackwell Publishing. 2004. Available at: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=1 0.1.1.461.5358&rep=rep1&type=pdf/

8. Douglas D. ESP and assessment. The handbook of 18 Language Education & Assessment, 1(2) English for specific purposes. 2013: 367-383.

9. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для вузов. Москва: Флинта, 2017.

10. Непоклонова Е.О. Формирование основ исследовательской деятельности обучающихся на примере решения лингвистических задач. Наука и школа. 2020; № 1: 95-107.

11. Кипнес Л.В., Васильева И.В., Виноградова М.В., Непоклонова Е.О., Никифорова И.Н. Актуальные средства формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 167-171.

12. Непоклонова Е.О., Кипнес Л.В., Токарева П.В. Формирование поликультурной образовательной среды в процессе подготовки современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 289-292.

13. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. Москва: Художественная литература, 1986.

References

1. Litvinenko M.V., Ryzhova N.I., Fomin V.I. Professional'naya kompetentnost'specialista v oblasti informacionnyh tehnologij. Informatika i obrazovanie. 2007; № 8: 121-123.

2. Medyanova P.V., Ryzhova N.I. Struktura i komponenty yazykovoj sostavlyayuschejsocial'no-kommunikativnoj kompetentnosti specialista turistskoj industrii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2012; № 3 (34): 8-12.

3. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Osnovy kommunikativnoj teorii i tehnologii inoyazychnogo obrazovaniya: metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva: Russkij yazyk. Kursy, 2010.

4. Troickaya Yu.V. Kommunikativnaya kompetenciya: demokratizaciya znacheniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 7 (150): 112-119.

5. Hymes D.H. On communicative competence. Sociolinguistics: Selected Readings. Harmondsworth. Penguin, 1972: 269-293. Available at: https://wwwhomes.uni-bielefeld.de/ sgramley/Hymes-2.pdf/

6. Yarmashevich M.A. Obuchenie professional'noj kommunikativnoj inoyazychnoj kompetencii. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020; № 2 (180): 482-486.

7. Basturkmen H., Elder C. The practice of LSP. The handbook of applied linguistics. Blackwell Publishing. 2004. Available at: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=1 0.1.1.461.5358&rep=rep1&type=pdf/

8. Douglas D. ESP and assessment. The handbook of 18 Language Education & Assessment, 1(2) English for specific purposes. 2013: 367-383.

9. Schukin A.N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Flinta, 2017.

10. Nepoklonova E.O. Formirovanie osnov issledovatel'skoj deyatel'nosti obuchayuschihsya na primere resheniya lingvisticheskih zadach. Nauka i shkola. 2020; № 1: 95-107.

11. Kipnes L.V., Vasil'eva I.V., Vinogradova M.V., Nepoklonova E.O., Nikiforova I.N. Aktual'nye sredstva formirovaniya kommunikativnoj kompetencii inostrannyh studentov-filologov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 167-171.

12. Nepoklonova E.O., Kipnes L.V., Tokareva P.V. Formirovanie polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy v processe podgotovki sovremennyh specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 289-292.

13. Bahtin M.M. Literaturno-kriticheskie stat'i. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1986.

Статья поступила в редакцию 30.03.24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 837

Nechina E.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ennechina@fa.ru

DEVELOPMENT OF GROWTH MINDSET AMONG UNIVERSITY STUDENTS AS A WAY TO INCREASE MOTIVATION FOR THE LEARNING PROCESS. The

article proposes to consider a problem of motivation from the point of view of a student's personality. The problem of the lack of motivation worries all teachers, psychologists and students themselves. As a rule, the solution to this problem is seen in changing the content of the learning process, making it playful, exciting, personalized, technological and adaptive. At the same time, one must not forget that the subject of study is only one of the main components of the learning process. In addition, it is necessary to take into account the personality of the teacher and the student. The attitude towards the subject of study, the teacher and oneself depends on the type of thinking that the student has. There are two types of thinking: growth thinking and fixed thinking. The first type of thinking is characterized by the belief that a person can cope with any task with the necessary amount of effort. People with the second type of thinking believe that it is possible to master knowledge or skill if they have abilities given from birth. The task of the teacher is to change the paradigm of students with fixed thinking. Fixed-mindset attitudes act as stereotypes that limit devel-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.