► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378.147 ББК 74.489.26
DOI: 10.31862/2218-8711-2019-6-211-219
ДИСКУССИИ И ДЕБАТЫ КАК МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
DISCUSSION AND DEBATE AS A METHOD OF PROFESSIONAL TRAINING ОF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Баркова Наталия Николаевна
Доцент кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук E-mail: barknat@yandex.ru
Карпенко Алла Владимировна
Доцент кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук E-mail: karpenkoa1512@mail.ru
Аннотация. В статье раскрываются преимущества и проблемы использования методов дискуссии и дебатов в обучении студентов педагогического университета на примере подготовленных и проведенных интеллектуальных встреч между студентами географического и биолого-химического факультетов МПГУ, иллюстрируются формирующиеся компетенции и возможности осуществления межпредметных связей, акцентируется идея личностной самореализации учащихся.
Barkova Natalia N.
Assistant Professor at the Department of Pedagogy of the "Higher School of Education" Institute, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education E-mail: barknat@yandex.ru
Karpenko Alla V.
Assistant Professor at the Department of Pedagogy of the "Higher School of Education" Institute, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education E-mail: karpenkoa1512@mail.ru
Abstract. The article reveals the advantages and problems of using the methods of discussion and debate in teaching students of the pedagogical University on the example of prepared and conducted intellectual meetings between the students of Faculty of Geography and Faculty of Biology and Chemistry of Moscow Pedagogical State University; it also illustrates the emerging competencies and opportunities to the implementation of interdisciplinary connections and emphasizes the idea of personal self-realization of students.
Ключевые слова: образование, студенты, Keywords: education, students, Pedagogy,
педагогика, личность, методы обучения, дебаты, personality, teaching methods, debate,
дискуссия, преподаватель, самореализация, discussion, teacher, self-realization,
компетенции, терминология, критерии. competence, terminology, criteria.
В арсенале современного педагога вуза существует немало методов и средств профессионального обучения будущих учителей. При выборе того или иного метода каждый преподаватель руководствуется набором определенных факторов, таких, например, как тема лекции или семинара, уровень подготовленности студенческой аудитории и даже собственными предпочтениями. При этом главной целью педагога является наибольшая заинтересованность студентов в процессе обучении и его эффективность [1]. Представляется, что такие методы, как дискуссия и дебаты, несмотря на определенную трудность в их подготовке и проведении, в наибольшей степени отвечают указанным требованиям. Важно и то, что они могут использоваться как в учебное, так и во внеучебное время.
В последнее время в МПГУ появилась традиция межфакультетских студенческих интеллектуальных встреч. В частности, студенты биолого-химического и географического факультетов провели панельную дискуссию на тему влияния Интернета на воспитание школьников и педагогические дебаты по проблеме современного гендерного подхода в образовании. Опыт организации и проведения этих встреч позволяет сделать первые выводы, определить положительное значение и вскрывшиеся проблемы.
По определению, дискуссия (от лат. discussio 'рассмотрение, исследование') представляет собой способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Дебаты (от англ. debate < фр. débat 'обсуждение, прения') - четко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным вопросам [2, с. 273]. Первая встреча проходила в рамках дискуссии, так как в начале знакомства факультетских команд легче давалось совместное обсуждение проблемы. В дальнейшем стало возможным проведение дебатов - вида конфликтной дискуссии, в которой стороны занимают и отстаивают противоположные позиции.
В последнее время данные методы нередко рассматриваются как технологии группового взаимодействия, обладающие особыми возможностями в профессиональном образовании. Дискуссия и дебаты являются одними из самых активных методов обучения, поэтому чаще всего с удовольствием и легко принимаются студентами.
При этом важно понять и учесть, что и дискуссия, и дебаты - это не спор. Неудачная организация, превращая их в спор, практически уничтожает главное достоинство -плодотворное взаимодействие. В отличие от дискуссии или дебатов спор характеризуется стремлением каждого из оппонентов одержать победу над идейным противником, победно доказать, что его точка зрения является единственно верной.
Понятно, что именно это стремление отличает молодежную среду в силу особенностей возраста ее представителей. По данной причине, чтобы избежать опасности перехода дискуссии и дебатов в спор, необходимо, прежде всего, выбирать для всестороннего
обсуждения неоднозначную проблему, которая изначально не имеет единственно верного решения. Тогда целью дискуссии или дебатов будет не столько решить проблему, сколько побудить студентов задуматься над ней, уточнить свои взгляды; научиться подбирать аргументы и умело отстаивать свою мысль и в то же время признавать право других иметь свой взгляд на эту проблему, право раскрыть и реализовать свою индивидуальность.
При проведении указанных межфакультетских встреч в полной мере была реализована идея самостоятельного выбора темы будущими участниками. Формулирование проблемы и целей дискуссии/дебатов осуществлялось также преимущественно студентами, поэтому смысл предстоящего обсуждения был «схвачен» ими почти сразу. Это позволило избежать многих проблем при организации и проведении встреч, в том числе перерождения их в примитивный спор, и в достаточной степени использовать преимущества данных методов.
Организация и проведение данных мероприятий осуществлялась поэтапно:
1. Ориентировка в теме.
2. Постановка макропроблемы; проблемная ситуация; разбивка на микропроблемы.
3. Разбивка участников на группы, распределение проблем по группам (выделилась группа студентов географического и биолого-химического факультета).
4. Определение проблемных задач, рекомендации по организации самостоятельной деятельности участников команд по отбору материала.
5. Этап самостоятельной работы в группах по отбору и осмыслению материала по проблеме.
6. Встреча команд, общая дискуссия/дебаты, где обсуждаются результаты работы групп над проблемой.
7. Подведение итогов - рефлексия, выводы.
Эффективность проведенных мероприятий во многом была обусловлена правилами, которые студенты выработали в процессе подготовки к дискуссии/дебатам и которым неукоснительно следовали.
Правила ведения дискуссии/дебатов:
1. Каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее.
2. Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами.
3. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.
4. Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены всеми участниками дискуссии/дебатов.
5. Необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и говорить только по делу.
6. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», «навешивать ярлыки», допускать уничижительные высказывания.
7. Отстаивать свои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение.
8. Говорить только по заданной теме, избегая любых бесполезных уклонений в сторону.
9. Сразу же следует начинать говорить по существу, лаконично, придерживаясь четкой логики, воздерживаясь от пространных вступлений. Остроту дискуссии/дебатам придают точные высказывания.
Для активного и плодотворного участия в дискуссии/дебатах студентам необходимо:
• быть компетентными в обсуждаемом вопросе;
• уметь работать с информацией на разных носителях;
• иметь навыки общения в группах, обладать коммуникативными умениями;
• быть толерантным к чужому мнению;
• уметь принимать совместные коллективные решения.
Качество работы участников дискуссии/дебатов оценивалось по заранее разработанным критериям:
• соблюдение требований педагогической этики;
• содержательность, глубина, убедительность аргументов/контраргументов сторон;
• соответствие предложенных аргументов/контраргументов теме дискуссии/дебатов;
• смысловое соответствие опровергающих доводов аргументам оппонентов.
Четкость критериев оценки обеспечивала прозрачность мероприятий, а также уважительное, доброжелательное отношение участников друг к другу.
Представляется, что указанные встречи были подготовлены и успешно реализованы в силу значительного преимущества данных методов. Известно, что в рамках дискуссии или дебатов студенты получают возможность вырабатывать, выражать и отстаивать собственную точку зрения на те или иные проблемы современной жизни, а в педагогическом контексте - на вопросы современного воспитания и образования.
Готовясь к дискуссии/дебатам и участвуя в них, они осмысляют свою позицию -человеческую, гражданскую, профессиональную. Данные методы обучения способствуют закреплению теоретических знаний, развитию необходимых будущим учителям умений и навыков, формированию важных профессиональных качеств. Необходимо подчеркнуть, что с помощью указанных методов решается ряд задач, связанных с формированием компетенций будущих педагогов.
В последние годы понимание профессионализма педагога неразрывно связано с овладением необходимыми компетенциями, которые позволяют эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Введение требований освоения компетенций есть требование времени, так как современному учителю невозможно ограничиться простым воспроизведением определенных натренированных действий.
Необходим такой уровень освоения знаний педагогики и психологии, который переводит их из теоретической плоскости в умение их использовать в непростых и нестандартных ситуациях обучения и воспитания. Уже поэтому активные и интерактивные методы подготовки будущих учителей находятся сейчас «на переднем плане» обучения. Круг компетенций, которые нужны эффективному педагогу, достаточно широк: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные.
При этом их содержание взаимосвязано и тесно переплетается. Формирование одних положительным образом сказывается на формировании других. В одних и тех же образовательных ситуациях с помощью одних и тех же методов возможно развивать различные компетенции. Представляется, что дискуссии и дебаты в этом смысле являются наиболее благоприятными и эффективными способами. Уметь построить свое выступление информационно насыщенно, увлекательно и убедительно для слушателей; услышать и понять точку зрения
другого выступающего; выделить и проанализировать проявившиеся аспекты проблемы; принять участие в столкновении мнений, в поиске истины; соотнести и согласовать свою позицию с позицией оппонентов; владеть грамотным построением своей речи, ее эмоциональным наполнением и сдержанностью; умением сохранять ясность мысли и уважение в коммуникации с оппонентами - все эти и многие другие возможности содержат в себе дискуссия и дебаты.
Важно и то, что, являясь, по сути, интерактивными методами, дискуссия и дебаты способствуют сиюминутной интенсивной мыслительной деятельности, которая доставляет удовольствие участникам и сохраняет определенное интеллектуальное «послевкусие» по окончании интеллектуальной встречи. Указанное достоинство методов было в полной мере отражено на этапе рефлексии обеими командами факультетов.
Несомненно, что дискуссия и дебаты очень эффективны для профессионального обучения еще и тем, что при подготовке к ним студентам необходимо найти, выбрать соответствующую теме выступления информацию. Работа с различными источниками помогает развивать информационные компетенции, а также расширять профессиональный и общекультурный кругозор, удовлетворять познавательный интерес. В процессе подготовки и проведения дискуссии/дебатов создаются условия для проявления индивидуальности каждого участника, ярко и свободно раскрываются многогранные способности студентов, их интеллектуальные возможности, таланты аналитика, импровизатора и логиста.
Более того, дискуссия и дебаты имеют мощный потенциал для привлечения знаний и умений из разных областей наук, что активизирует процесс усвоения знаний, увеличивает широту и диапазон их применения. Связи смежных дисциплин позволяют глубже проникнуть в сущность проблемы, раскрыть причинно-следственные связи, отношения. Межпредметные связи вызывают обновление уже известного материала, объединяют новые и прежние знания в систему. Это дает возможность полнее изучить проблему науки, ее современные достижения и тенденции. Сам процесс познания, обогащенный межпредметными связями, активизируя мыслительные процессы, служит источником устойчивого интереса студентов к науке, в рамках которой проводится дискуссия/дебаты.
Способствуя осознанию диалектической связи предметов и методов их познания, межпредметные связи оказывают значительное влияние на познавательную самостоятельность и выступают фактором формирования предметной направленности интересов студентов. Развитие познавательной самостоятельности в деятельности на основе межпредметных связей происходит в тесной взаимосвязи с формированием мировоззренческих, ценностных ориентаций личности, регулирующих ее социальную активность, обеспечивающих педагогический рост и профессиональную успешность.
Исследователи этих методов утверждают, что для успешности дискуссии и дебатов необходимо соблюдение ряда дополнительных условий, в числе которых большое внимание уделяется использованию специальных понятий и терминов по теме встречи. Лишь достаточный для свободного владения уровень их освоения, современное и точное их толкование способны сделать дискуссию и дебаты осмысленными и содержательными. Следует признать, что реализация этого условия в студенческой среде представляет определенную трудность. Устоявшийся научный язык с трудом воспринимается современными студентами, стремящимися к упрощению образовательного процесса, а также, в силу
возраста, отличающихся критическим отношением к классическим научным устоям, сложившимся традициям трактовок.
При подготовке к межфакультетским встречам педагогам пришлось столкнуться с этими тенденциями. Желание выразить свое отношение к проблеме часто базируется на бытовой аргументации, на личном жизненном опыте студента (обычно достаточно скромном), на собственных ощущениях, но не на прочном научном фундаменте. Обратной стороной этой проблемы, вероятно, является кризис современной научной педагогики, многообразие трактовок, наличие авторских подходов, порой противоположных, к изложению педагогического учебного материала.
Условием успешности дискуссии и дебатов считается участие в них тех студентов, которые владеют собой в разгар столкновения мнений и ведут дискуссионную беседу, сохраняя корректность поведения и уважение к оппонентам. Не оспаривая данное утверждение, хочется заметить, что вместе с тем реальное проведение дискуссии и дебатов показало: огромную пользу они принесли именно тем участникам команд, которым не хватало указанных качеств. Это еще раз подтверждает эффективность использования данных методов для самосовершенствования, самовоспитания, формирования необходимых коммуникативных компетенций.
Для реализации всех условий проведения подобных интеллектуальных встреч обязательно активное и заинтересованное взаимодействие преподавателя и студентов на этапе инициации, подготовки и проведения дискуссии. На этапе подготовки дискуссии педагогу необходимо совместно со студентами выработать не только регламент будущей дискуссии, но и четкие правила взаимодействия, которые нельзя нарушать. Являясь главным организатором дискуссии, педагогу приходится во многом брать на себя и элементы технической подготовки мероприятия, и постоянного контроля, и стимулирования подготовительной работы студентов. Очень сложно избежать давления на студентов, подсказывая им «правильный» подход к проблеме, аргументы в его защиту. Однако личная позиция педагога может быть выражена только в процессе проведения дискуссии или дебатов, как один из возможных вариантов трактовки и решения обсуждаемой проблемы.
Особенно следует обратить на это внимание, если педагог обладает большим авторитетом и является ведущим участником в дискуссии/дебатах. Но преподавателем может и должна быть оказана помощь студентам в поиске справочных материалов, литературы по теме встречи, проработке ее возможных аспектов, поисков аргументов и контраргументов. Необходимо заметить, что данная работа напрямую связана с развитием профессиональных компетенций будущего учителя - овладением информационной средой, поиском, подбором и анализом имеющихся в ней данных.
Также на этапе подготовки необходимо продумать то, как будут рассажены участники дискуссии и дебатов, так как от этого во многом зависит их результативность. На настоящий момент существует несколько видов расположения участников и слушателей: по кругу, или друг против друга, или в единый ряд с ведущим в центре этого ряда и другие варианты.
Выбор расположения участвующих в дискуссии/дебатах осуществляется в зависимости от ряда факторов, главным из которых является цель обмена мнениями, содержание встречи. Первая панельная дискуссия, проведенная на биолого-химическом факультете,
отражала идею обмена мнениями по вопросам влияния Интернета на воспитание школьников, поэтому участники были рассажены в один ряд, имея возможность индивидуально выступить и задать вопросы выступающим коллегам и оппонентам. В случае проведения дебатов команды занимали отдельные круглые столы, находясь за которыми обсуждали аргументы и контраргументы по ходу встречи и столкновения мнений.
После проведения любой интеллектуальной встречи необходимо осуществить рефлексию или подведение итогов. Это требование существует как для участников-студентов, так и для педагогов и может быть реализовано в устной или письменной форме.
В рамках данной статьи представляется важным сделать акцент на этапе рефлексии, которая обычно упоминается вскользь при анализе педагогической работы. Однако ее значение не следует приуменьшать. Последние исследования показывают, что формирование необходимых компетенций при профессиональной подготовке педагога невозможно без правильно организованной рефлексии - личной и групповой, позволяющей «увязать» самоосмысление с развитием коммуникативных навыков.
Общепризнано, что творческий педагогический труд - необходимая основа эффективного процесса образования. Это творчество существует по отношению к ученикам и по отношению к себе, как постоянное стремление к саморазвитию. В этом смысле необходимым условием становится формирование рефлексивной компетентности - основы педагогического мастерства учителя, и данная компетентность развивается, прежде всего, через организованную рефлексивную деятельность.
Важно заметить, что рефлексия должна проводиться как непосредственными участниками события, так и педагогом-организатором. Наилучших результатов достигает совместное обсуждение итогов. Механизм взаимоотношений при такой рефлексии «педагог - студенты», как единые участники-единомышленники дискуссии или дебатов, представляет значительную ценность для развития каждого участника рефлексии. Именно так раскрываются силы и возможности, обогащается внутренний опыт, зреет педагогическое мастерство.
По результатам проведения межфакультетских студенческих встреч можно констатировать, что наибольшее удовлетворение участникам доставила именно командная работа, которая ярко вскрыла личностные особенности каждого, особенно такие важные, как способность слушать и слышать членов команды, способность к быстрому анализу услышанного, личностно безоценочное восприятие мнения другого. Участники команды отметили, что их межличностные контакты поднялись на новый уровень товарищества, доверительного отношения, а также помогли развитию личной отзывчивости и проницательности.
Для педагогов рефлексивные размышления студентов наглядно показали позитивность использования групповой мыслительной работы. В частности, командные формы семинарской работы, которые преподаватели вузов часто избегают ввиду их сложной организации, наилучшим образом решают проблемы взаимопонимания и взаимоуважения, учат взаимодействовать и приходить к общему результату самых разных представителей студенчества. В процессе рефлексии участниками было отмечено не только удовольствие от интеллектуального труда, но и повышение самооценки в ходе командной работы. Дискуссия и дебаты, стимулировавшие интеллектуальный и волевой потенциал, явились фактором самосовершенствования, гармонизации внутреннего мира, обогащения «Я-концепции» участников.
Отдельная рефлексия должна быть проведена педагогом-руководителем. Для анализа своего поведения в ходе дискуссии педагогу целесообразно ответить на ряд вопросов. Так, например, в работах М. В. Кларина [3-4] перечисляются такие вопросы педагога к самому себе, как:
• какие были цели инициированной дискуссии и были ли они достигнуты;
• соответствовала ли выбранная тема форме проведенной дискуссии;
• удалось ли добиться активного участия студентов в обсуждении;
• удалось ли удерживать и стимулировать внимание и интерес аудитории к выступлению участников;
• что удалось в процессе проведения дискуссии больше всего, а что было неудачно;
• какие приемы, примененные ведущим в ходе дискуссии, сделали ее более эффективной;
• удалось ли активизировать обычно застенчивых и пассивных студентов;
• смогли ли все желающие высказать свою точку зрения;
• удалось ли избежать педагогу категоричности суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций;
• удалось ли сохранить тактичность при корректировке выступавших студентов, которые отклонились от темы;
• сохранялся ли регламент выступлений и общей продолжительности дискуссии.
Подобная рефлексия позволяет педагогу не только дополнительно проанализировать прошедшую дискуссию, но и понять, на какие моменты необходимо обратить внимание в своей педагогической работе.
В заключение необходимо подчеркнуть, что проблемы обучения и поиска новых методов преподавания дисциплин в учебных заведениях, дающих не только знания, но и профессию, возникают по мере научно-технического прогресса и развития человеческого общества. Однако высшая школа столкнулась сегодня с задачами, которые ранее не решались в рамках высшего образования. Это, прежде всего, формирование саморазвивающейся и творческой личности, профессионала, ориентированного не просто на реализацию своих профессиональных навыков и приложение их в жизни, но и на постоянное обучение, самосовершенствование.
Для этого в процессе обучения студента в вузе необходимо сформировать у него систему профессионально значимых качеств, включающих основные функциональные компоненты профессиональной деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Однако в силу ряда объективных причин - временных ограничений в рамках аудиторных занятий эти качества не всегда могут быть сформированы. Поэтому важный элемент педагогической деятельности в вузе - «научить студента учиться», что является необходимым условием эффективной организации профессиональной деятельности. Представляется, что методы дискуссии и дебатов - важнейшие средства в решении этой задачи, поскольку мотивируют студентов на более глубокое и детальное изучение науки, способствуют как расширению и закреплению знаний, полученных в аудитории, так и активному приобретению новых знаний; развитию творческого подхода к решению поставленных проблем; проявлению индивидуальности студента; формированию практических навыков в решении ситуационных
задач. Дискуссия и дебаты инициируют студентов к самообразованию, вследствие чего происходит процесс самостоятельного поиска и усвоения определенных знаний, умений и навыков, развития познавательных сил, непрерывного саморазвития и самовоспитания.
Список литературы
1. Высшее образование в немецкой и русской традициях: колл. моногр. / М. В. Богуславский, Е. В. Неборский, В. В. Неборская [и др.]; под общ. ред. М. В. Богуславского. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2016. 272 с.
2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. 608 с., ил. Т. 1: А-М.
3. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 1997. 223 с.
4. Кларин М. В. Технологии обучения. Рига, 1999. 180 с.
5. Баркова Н. Н. Особенности педагогической подготовки студентов географического факультета МПГУ // Современное географическое образование: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. М., 2017. С. 174-178.
6. Валицкая А. П. Диалог в образовании // Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», вып. 22. СПб.: С.-Петербургское философское о-во, 2002. 350 с.
7. Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Бонфи, 2001. 296 с.
References
1. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V., Neborskaya V. V. et al. Vysshee obrazovanie v nemetskoy i russkoy traditsiyakh: koll. monogr. Izhevsk: In-t kompyuternykh issledo-vaniy, 2016. 272 p.
2. Davydov V. V. (ed.) Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: in 2 vols. Moscow: BRE, 1993. 608 p., il. Vol. 1: A-M.
3. Klarin M. V. Innovatsii v obuchenii: metafory i modeli. Moscow, 1997. 223 p.
4. Klarin M. V. Tekhnologii obucheniya. Riga, 1999. 180 p.
5. Barkova N. N. Osobennosti pedagogicheskoy podgotovki studentov geograficheskogo fakulteta MPGU. In: Sovremennoe geograficheskoe obrazovanie: problemy i perspe-ktivy. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference. Moscow, 2017. Pp. 174-178.
6. Valitskaya A. P. Dialog v obrazovanii. In: Sbornik materialov konferentsii. Seriya "Symposium", Iss. 22. St. Petersburg: S.-Peterburgskoe filosofskoe o-vo, 2002. 350 p.
7. Debaty: Uchebno-metodicheskiy komplekt. Moscow: Bonfi, 2001. 296 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 6
Статья поступила в редакцию 24.09.2019 The article was received on 24.09.2019