Научная статья на тему 'Дебаты - образовательная технология инновационного типа'

Дебаты - образовательная технология инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1638
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АРГУМЕНТАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / TECHNOLOGY TRAINING AND EDUCATION OF PERSONAL POTENTIAL / REASONING / SELF DEVELOPMENT / SELF-EDUCATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лэй Сун

В статье обоснована эффективность использования в учебном процессе интерактивной игры Дебаты как средства саморазвития учащихся и преподавателей, повышения умений ясно и логично формулировать свои взгляды, находить убедительные доводы в их поддержку. Технология применения игры Дебаты и результаты ее воздействия на развитие творческого потенциала учащихся недостаточно изучены педагогической наукой, что обусловливает актуальность данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Debate - the innovative type of educational technology

The article analyses an efficiency of an interactive educational game Debate in activating self-education of all actors of educational process, one's individual potential capability, skills of formulating one's opinion and giving reasons to defend it. The technology of implementing the game Debate into study process and its impact on students haven't been researched enough by pedagogical science yet, and cause the reason for writing this article.

Текст научной работы на тему «Дебаты - образовательная технология инновационного типа»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 2

ГОЛОСА МОЛОДЫХ

ДЕБАТЫ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

Сун Лэй

(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:

eddy123cn @gmail. com)

В статье обоснована эффективность использования в учебном процессе интерактивной игры "Дебаты" как средства саморазвития учащихся и преподавателей, повышения умений ясно и логично формулировать свои взгляды, находить убедительные доводы в их поддержку. Технология применения игры "Дебаты" и результаты ее воздействия на развитие творческого потенциала учащихся недостаточно изучены педагогической наукой, что обусловливает актуальность данного исследования.

Ключевые слова: технология обучения и воспитания, личностный потенциал, аргументация, саморазвитие, самообразование, инновация.

Интерактивная игра "Дебаты" является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в поддержку выдвигаемых идей. Технология игры и ее достижения почти не исследованы педагогической наукой, в связи с этим представляется актуальным проанализировать результаты в саморазвитии и самообразовании, достигаемые студентами и преподавателями вузов, участвующими в школьных дебатах*.

Ценность интерактивной игры "Дебаты" как технологии обучения и воспитания заключается в следующем.

1. Участие студентов в "Дебатах" готовит их к жизни в демократическом обществе. Если у граждан отсутствуют навыки проведения дебатов, это ограничивает реализацию их конституционных прав. Факты свидетельствуют, что если человек не использует свое право на свободу, то он его теряет. У молодого гражданина, владеющего навыками дебатов, многократно возрастает возможность эффективно участвовать в управлении обществом. В книге профессора Тайбэйского педагогического университета Чжан Чжэннаня "Игра Дебаты" (Тай-

* Под школой подразумевается институт воспитания, образования и социализации учащейся молодежи в современном мире.

вань) выражена созвучная точка зрения: «Для того чтобы способствовать распространению демократии, необходимо гарантировать каждому гражданину возможность использовать его право говорить. Игра "Дебаты" помогает студентам отточить навыки ведения дискуссии, повысить качество выступлений, а также учит учащихся говорить логично, конкретно и тем самым способствует ускорению развития демократического общества» [1 : 9].

2. Дебаты формируют у учащейся молодежи качества, необходимые общественным лидерам. Американский историк Артур Шлезингер (Arthur M. Schlesinger), анализируя основные характеристики института президентства в США, отмечает, что президенту, чтобы успешно руководить страной, необходимо два качества: во-первых, умение направлять электорат в ту или другую сторону; во-вторых, умение объяснять избирателям правильность указанного президентом пути [2 : 293]. А. Шлезингер справедливо отмечает, что эти умения не являются природным даром, но могут быть развиты в процессе социализации. Он также справедливо пишет, что в ходе предвыборной борьбы, которая по сути является политическими дебатами, появляется много образованных администраторов и руководителей разного уровня, которые найдут применение не только в политике, но и в других сферах человеческой деятельности.

3. Игры "Дебаты" предоставляют учащимся возможность регулярно упражняться в обосновании своих позиций во всех сферах обыденной жизни. "Умение аргументировать, т. е. отстаивать всегда и везде свою точку зрения, является лучшим способом тренировки в дебатах", — такие наставления адресует своим воспитанникам тьютор студенческой команды клуба "Дебаты" Хэбэйского университета профессор Ли Цзяньцян (КНР) [3 : 20].

4. Дебаты способствуют созданию у студентов устойчивой мотивации к обучению. Участвующие в дебатах студенты, как правило, преследуют две цели: временную — получить поощрение за участие или победу в соревновании; долговременную — углублять знания и развивать свои способности. Временная цель в сочетании с долговременной формирует активную обучающую среду и стимулирует развитие положительных личных качеств, помогает учащимся исправлять неверные установки и учит самостоятельно проверять качество усвоения знаний и умений.

5. Дебаты позволяют студентам более основательно разбираться в социокультурных и политических вопросах. К сожалению, констатирует профессор Ли Цзяньцян, учащиеся, как и обычные люди, плохо ориентируются в проблемах современного мира [3 : 22]. Участвуя в дебатах, студенты учатся не только технике аргументации, но и исследованию той проблемы, которая обсуждается во время дебатов. Студенты, участники дебатов, в процессе подготовки к выступлению анализируют боль-

шой спектр аспектов, сопутствующих теме дебатов. Цель организации наставниками-тьюторами специального курса по дебатам — привить студентам навыки всестороннего анализа проблем, умение добывать новейшие знания об окружающем мире, способность быстро и адекватно реагировать на возникающие трудности, готовность принимать самостоятельные решения. Только в этом случае можно утверждать, что игра "Дебаты" становится полноценной образовательной технологией.

6. Дебаты способствуют развитию критического мышления. Критическое мышление как неотъемлемая часть научного мышления играет важную роль в образовании. Существует много толкований термина "критическое мышление". В данной статье мы исходим из определения, данного Дж. Кэрфиссом, ученым американского Научно-исследовательского института высшего образования: "Критическое мышление является свойством человека, который способен разносторонне изучить проблему, интегрировать всю сопутствующую информацию, выработать решение, сформулировать гипотезу и доказать ее достоверность" [4 : 2]. Участвуя в дебатах, студенты одновременно тренируют способность к критическому мышлению. Результаты исследования, проводимого в США в 1940—1970 гг., показали, что у учащихся, которые принимали участие в состязаниях клуба "Дебаты", результат экзамена по логике был выше, чем у тех, которые не участвовали в дебатах [5 : 197].

7. Дебаты являются действенным способом интеграции знаний. Американский исследователь А.С. Бэрд отмечал, что решение любой обсуждаемой проблемы в процессе дебатов связано со многими областями знаний. Он рекомендовал тем педагогам, которые нацелены на формирование у учащихся интегрированной картины мира, изучать опыт деятельности клубов "Дебаты" и перенимать у их участников технологии приобретения и применения межпредметных знаний [6 : 59].

Действительно, "Дебаты" представляют собой уникальный способ интеграции знания. Если студент юридического факультета участвует в игре "Дебаты" по теме "Должна ли эвтаназия быть разрешена законом", то ему необходимо узнать мнения специалистов из других научных сфер — медицины, философии, социологии, психологии, этики и религии — и только после этого на базе интегрированного восприятия проблемы представить собственное суждение. Конечно, студенты могут изучать каждую научную дисциплину по отдельности, но участие в дебатах обязывает состязающиеся стороны рассматривать проблему углубленно, обобщать разносторонние данные. Исследования зарубежных ученых свидетельствуют, что участие в дебатах учит студентов более тщательно проводить исследования, добиваться весомых результатов, приобретать ценный опыт оптимизации работы [7: 24; 8:18].

8. Дебаты развивают навыки более полного сбора информации. Очевидно, что умение собрать в кратчайшие сроки разнообразную инфор-

мацию на интересующую тему является одним из обязательных условий как успешного выступления в состязаниях "Дебаты", так и в любом виде профессиональной деятельности.

9. Дебаты способствуют улучшению качества педагогического руководства учебно-познавательной и учебно-организационной деятельностью учащихся (quality instruction) . Организаторы и тьюторы команды "Дебатов" планируют процесс исследования проблемы с позиций каждой из двух противоборствующих сторон, помогают сторонам нападения и защиты сформулировать аргументы и контраргументы, проводят пробные дебаты между студентами, анализируют и вместе с командами совершенствуют позиции сторон.

Китайские ученые выражают тревогу, что в процессе превращения высшего образования в массовое трудно организовать индивидуальное обучение студентов. Опыт работы тьютором-консультантом клуба "Дебаты" учит преподавателей налаживать более эффективное сотрудничество с учащимися. При традиционном формате обучения индивидуальное обучение в вузе сводится, как правило, к преподавательским консультациям перед экзаменами, написанию курсовых и дипломных работ, т.е. носит временный характер. Тьютор и руководитель команды постоянно взаимодействуют с каждым членом на протяжении всей четырехлетней студенческой жизни.

10. Дебаты расширяют кругозор учащихся. Подготовка к дебатам, с одной стороны, требует много времени для подготовительной работы, с другой — дает студентам такой объем расширенной информации, что полученные в процессе подготовки знания помогают лучше сдавать экзамены, написать курсовую работу, поступить в магистратуру. Навыки, полученные в процессе подготовки к дебатам, применимы во многих научных областях, а также в повседневной жизни. Участие в дебатах способствует формированию активной гражданской позиции, позволяющей молодым людям влиять на решение важных проблем современного мира.

11. Дебаты вырабатывают у учащихся бойцовские качества, учат не бояться трудностей. Участие в дебатах приучает студента планомерно и систематизированно осуществлять значительно большую исследовательскую работу, чем это делает среднестатистический студент. К тому же участник дебатов умеет преподнести свою работу в выгодном свете, свободно выступить перед аудиторией и мастерски защитить результат своего исследования, используя разнообразные ораторские приемы. Пассивное посещение лекций не дает таких результатов. Подготовка и участие в дебатах повышают общую эрудицию студентов, максимально развивают их работоспособность, помогают раскрывать заложенный природой потенциал. Как свидетельствует зарубежный опыт, большинство игроков клуба "Дебаты" продолжают обучение на послевузовской

ступени и получают научные степени. По данным исследования американских ученых, проведенного в 1984 г., 90% игроков американского общенационального турнира "Дебаты" продолжили обучение на послевузовской ступени [9 : 194—205]. Это еще раз доказывает, что участие в дебатах развивает индивидуальные способности, усиливает интерес к знаниям, способствует формированию научного мировоззрения человека. Американский педагог Дон Р. Свансон провел в 1970 г. опрос деканов 98 юридических институтов и сделал следующие выводы: 69,9% респондентов рекомендуют студентам-юристам прослушать курс лекций по дебатам; 70,3% респондентов советуют студентам участвовать в межвузовских дебатах; 84,2% респондентов считают, что студентам-юристам необходима тренировка ораторского мастерства; 81,9% респондентов считают, что студенты должны на практике использовать навыки исследования; 89,6% — что необходим постоянный тренинг применения логического мышления; 75,85% — что необходима тренировка навыков опровержения аргументов оппонента [10].

12. Дебаты воспитывают у участников быстроту и точность реакции. В процессе дебатов участник не может зачитывать написанные заготовки ответов. Такое выступление было бы скучным и невыразительным. Тем более что вопросы, задаваемые оппонентами, могут быть абсолютно неожиданными. Участники дебатов, основываясь на проработанном материале, должны уметь четко отвечать на разнообразные, в том числе достаточно провокационные и парадоксальные, вопросы противников и моментально приводить убедительные, яркие контраргументы, развенчивая позицию противника даже в том случае, когда их собственные взгляды не совпадают с высказанными [3 : 23].

13. Дебаты не только формируют способность критического высказывания, но и критического восприятия чужих высказанных мыслей, другими словами, формируют навыки критического слушания (critical listening). Авторы книги "Ты слушаешь", исследователи из США Ральф Г. Николас и Леонард А. Стивенс, провели эксперимент по исследованию восприятия человеком информации на слух. Ученые пришли к выводу, что среднестатистический человек запоминает только 25% услышанной информации [11 : 141]. Сможет ли игрок клуба "Дебаты" успешно участвовать в конкурсе, если не способен воспринять 75% полезной информации? Безусловно, нет. Из этого следует, что участнику дебатов необходимо научиться концентрировать внимание, слушать, запоминать и анализировать аргументы оппонента. Умение слушать критически характерно для высокообразованного человека, каким и должен стать участник клуба "Дебаты".

14. Дебаты развивают способность писать эссе и публично выступать. Принято считать дебаты устным видом полемики. Как в таком случае игра "Дебаты" развивает способность писать? Как уже упоминалось,

перед дебатами участник должен предварительно проработать найденную информацию, обобщить ее и подготовить текст выступления на заданную тему. Игрок под номером один, начинающий состязание команд, как правило, в своем выступлении использует письменный текст. В его выступлении в очень лаконичной форме должны быть озвучены все аргументы, подтверждающие верность представленной гипотезы, поэтому озвученный им текст много раз исправлялся и редактировался руководителем и всеми членами команды. Первоначальное представление темы дебатов обусловливает структуру всего первого раунда. Выступления других участников состязания должны быть выстроены в одном ключе, тщательно написаны, исправлены, откорректированы. Участник должен аргументированно отстаивать свою позицию, убедить слушателей, победить соперников, привлечь на свою сторону судей. Именно поэтому способность выразительно и ярко писать формируется в процессе подготовки к дебатам у каждого участника команды. Полученные навыки помогают слушателям готовиться к экзаменам, разрабатывать структуру курсовой работы или диссертации, формулировать свои мысли научным языком, правильно выстраивать стратегию защиты диссертации. После окончания вуза молодой специалист, умеющий четко излагать свои мысли в письменной форме, ценится работодателями больше, чем выпускник, не приобретший таких навыков.

15. Дебаты воспитывают способность здраво и логично рассуждать, развивают абстрактную логику. Каждый участник игры "Дебаты" должен научиться рассматривать предмет дебатов как с позиции стороны утверждения, так и с позиции стороны отрицания. Участие в коллективных "мозговых штурмах" в процессе обсуждения темы конкурса позволяет уйти от личной субъективности и ошибок в восприятии проблемы дебатов, "примерить" на себя взгляды оппонентов. Например, на одном из конкурсов, прошедших в посольстве КНР в Москве, две команды китайских студентов МГУ должны были выступать с позиций обоснованности и необоснованности использования терроризма в борьбе наций за право на самоопределение. Безусловно, команда, которой по жребию выпало быть "защитниками" терроризма, отнюдь не состояла из сторонников экстремистских сил, но приводимые ими доводы помогали лучше увидеть истоки современного терроризма, а значит, и способствовали поиску справедливых решений этой глобальной "язвы" человечества.

Очевидно, что участие в дебатах в вузах способствует развитию структуры языка, вербальных и невербальных индикаторов разговорной речи. Следовательно, дебаты тренируют разностороннее мышление (multi-Valued orientation) . В процессе обсуждения и разбора конкретного факта/явления утверждающей стороной или отстаивания позиции отрицающей стороны участник узнает, что существует множество под-

ходов на разных уровнях, относящихся к теме дебатов, но и при таком обилии подходов, методов и информации не может быть абсолютной истины. В процессе подготовки к дебатам участник приобретает привычку анализировать и обдумывать проблему спора со всех сторон, не делать поспешных выводов. Эту точку зрения подтверждают и исследования американских ученых [12, 13].

16. Дебаты требуют от участника уверенной защиты своей позиции от нападок оппонентов. Тревога, уступка, уход от проблем есть проявление неспортивного поведения. Каждому игроку необходимы уверенность в себе и смелость, умение держать себя в руках, организовать свою мыслительную деятельность, опровергать мнение оппонентов, способность концентрировать внимание на конкретной теме.

17. Дебаты помогают овладеть ораторским искусством. Как бы хорошо ни были заранее подготовлены члены команд, всегда надо помнить, что дебаты — импровизированное речевое соревнование (extemporaneous Speech Contest) . Импровизированное выступление требует от участника способности думать самостоятельно, принимать собственные решения, выступать перед различной публикой, в частности перед жюри отборочного турнира, членами бизнес-клуба, слушателями и зрителями. Участник дебатов должен уметь быстро адаптироваться к специфике слушателей и среде, в которой проводится конкурс. Дебаты — удобная и эффективная форма проведения занятий для препо-дователей-лингвистов и философов. Это бесспорное утверждение продемонстрировано на примерах из практики организации турниров в США [14 : 134-139].

18. Дебаты способствуют развитию коммуникативных навыков общения и поведения. Конкурсы "Дебаты" дают участникам возможность общения в дружеской неофициальной обстановке со студентам из разных вузов и разных стран. Студенты учатся этикету, сдержанности и уверенности в себе. Участие в соревнованиях приучает их встречать победу и поражение в позитивном психологическом состоянии. невзирая на результат соревнований, они должны с уважением реагировать на решение судей, которыми, как правило, являются педагоги вузов. Встречи и общение с профессорами разных вузов в публичной обстановке полезны для социализации студентов.

19. Дебаты развивают у студентов актерский талант. Участники конкурсов в процессе дебатов выступают в разных ролях, поэтому при подготовке они изучают основы актерского мастерства.

20. Дебаты помогают режиссировать любой процесс, в том числе и учебный. Для организации конкурса дебатов, также как и для организации любого другого живого процесса, необходима централизованная подготовка и эффективное использование всех необходимых ресурсов для расширения объема знаний и кругозора участников. Отличие со-

стоит в том, что режиссуре подвергается не только подготовительный этап, но и сам процесс дебатов.

Подытоживая вышесказанное, следует указать: дебаты — это способ столкновения различных мнений. Самая сложная задача для студента — отстаивание собственной позиции. И одновременно это — самая сложная выполняемая им форма деятельности. Для того чтобы успешно отстаивать свою позицию, студент должен комплексно изучить проблему (пользоваться библиотекой и архивом), структурировать, анализировать и интегрировать материалы и, наконец, обобщить рассуждение по теме. Дебаты — это комплексная учебная тренировка. Она воспитывает у студентов навыки письма, мышления, чтения, выступления и слушания, проведения научного исследования.

Дебаты — это разновидность образовательной технологии инновационного типа. Игра "Дебаты" как форма обучения выходит за рамки традиционного обучения в классе. Участие в открытых дебатах дает учащимся возможность повысить мобильность и конкурентоспособность, усилить мотивацию к освоению новых знаний и компетенций, ускорить процесс их обучения. Дебаты как метод обучения помогают режиссировать как урок, так и более длительный этап обучения, развивают у студентов личные качества, способствующие лучшему усвоению учебного материала и расширению кругозора.

Список литературы

1. ZhangZhengnan. Bianlun Youxi. Taibei: Youshi, 1980. P. 188. (Чжан Чжэн-нань. Игра Дебаты. Тайбэй: Издательство "Юши", 1980. С. 188) (на кит. яз.)

2. Schlesinger A.M. The Cycles of American History. Boston: Houghton Mifflin, 1986. Р. 512.

3. Li Jianqiang. Bianlun yu Lunbian. Baoding: Hebei Daxue, 1996. Р. 343. (Ли Цзяньцян. Дебаты и аргументация. Баодин: Издательство Хэбэйского университета, 1996с. 343.) (на кит. яз.)

4. Kurfiss J.G. Critical thinking: theory, research, practice, and possibilities. Washington DC: Association for the Study of Higher Education, 1988. Р. 148.

5. Colbert K.R. The effects of CEDA and NDT debate training on critical thinking ability // Journal of the American Forensic Association. 1987. Vol. 21. Р. 178—199.

6. BairdA. C. General Education in the Course in Argumentation // The Grovel. 1956. Vol. 38. Р. 56-68.

7. Freeley A.J., Steinberg D.L. Argumentation and debate: critical thinking for reasoned decision making. Belmont, CA Wadsworth, 2000. P. 478.

8. Yu Zixiang, Wen Weichun. Pipansi Kaobian. Taibei: Yeqiang, 1988. P. 149. (Ю Цзысян, Вэнь Вэйчюн. Критика мышление и дебаты. Тайбэй: Издательство "Ечан", 1988. С. 149.) (на кит. яз.)

9. Keele L.M., Matlon R.J. A survey of participants in the national debate tournament 1947-1980 // Journal of American Forensic Association. 1984. Vol. 20. Р. 178-199.

10. Swanson D.R. Debate as preparation for Law: Law Dean's Reactions // Presented at the Western Speech Communication Association Convention. 1970. Р. 13—21.

11. Stevens R.G.N. Are you listening? New York: McGraw-Hill, 1957. P.235.

12. WoodR.V. Strategic debate. Lincolnwood IL: National Textbook Company, 1995. Р. 421.

13. Pearce W.B. Attitudes toward forensics // Journal of the American Forensic Association, 1974. Vol. 10.

14. Semlak W.D., Shields D. The effect of debate training on students participation in Bicentennial Youth Debates // Journal of American Forensic Association. 1977. Vol. 13.

"DEBATE" - THE INNOVATIVE TYPE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Song Lei

The article analyses an efficiency of an interactive educational game — "Debate" in activating self-education of all actors of educational process, one's individual potential capability, skills of formulating one's opinion and giving reasons to defend it. The technology of implementing the game "Debate" into study process and its impact on students haven't been researched enough by pedagogical science yet, and cause the reason for writing this article.

Key words: technology training and education of personal potential, reasoning, self development, self-education, innovation.

Сведения об авторе

Сун Лэй — аспирант факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, организатор и участник нескольких турниров клуба "Дебаты" в Пекине, Гуанчжоу, Гонконге, Тайбее, Москве и Сингапуре. Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент О.А. Машкина. Тел.: 8-962-948-27-64; е-mail: eddy123cn@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.