Научная статья на тему 'Дебаты как средство формирования личностно-значимых качеств студентов высшей школы КНР'

Дебаты как средство формирования личностно-значимых качеств студентов высшей школы КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
959
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕБАТЫ / DEBATE / ВЫСШАЯ ШКОЛА КНР / THE HIGHER SCHOOL OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONAL POTENTIAL / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / MOTIVATION TO LEARN / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / METHOD OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сун Лэй

В статье автор размышляет о коллективном сознании и традиционных стереотипах, которые занимают доминирующие позиции в межличностном и групповом поведении и психологии в традиционном Китае, а также о консервативности китайской школы как социального института. Автор считает необходимым изменение этих черт социального характера для осуществления инновационной политики государства и полагает, что использование ролевой игры Дебаты в учебном процессе в высшей школе КНР призвано помочь решению этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the collective consciousness and traditional stereotypes which take dominating positions in interpersonal and group behavior and psychology in traditional China. It also elaborates on the conservatism of the Chinese school as a social institution. The author considers necessary changing these streaks of social character for implementation of innovative policy of the state and believes that the use of debate in the educational process at the higher school of the Peoples Republic of China will help to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Дебаты как средство формирования личностно-значимых качеств студентов высшей школы КНР»

ДЕБАТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КНР

Сун Лэй

60

Аннотация. В статье автор размышляет о коллективном сознании и традиционных стереотипах, которые занимают доминирующие позиции в межличностном и групповом поведении и психологии в традиционном Китае, а также о консервативности китайской школы как социального института. Автор считает необходимым изменение этих черт социального характера для осуществления инновационной политики государства и полагает, что использование ролевой игры «Дебаты» в учебном процессе в высшей школе КНР призвано помочь решению этой задачи.

Ключевые слова: дебаты, высшая школа КНР, образовательная технология, личностный потенциал, критическое мышление, мотивация к обучению, инновация, метод обучения.

Summary. The article analyzes the collective consciousness and traditional stereotypes which take dominating positions in interpersonal and group behavior and psychology in traditional China. It also elaborates on the conservatism of the Chinese school as a social institution. The author considers necessary changing these streaks of social character for impementation of innovative policy of the state and believes that the use of debate in the educational process at the higher school of the People's Republic of China will help to solve this problem.

Keywords: debate, the higher school of the People's Republic ofChina, educational technology, personal potential, critical thinking, motivation to learn, innovation, method of teaching.

Современное руководство КНР придает особое значение развитию у молодого поколения китайских граждан ораторского мастерства, навыков логического мышления, умения принимать неординарные решения, аргументировано отстаивать свою позицию. Реализуемая руководством КНР стратегия создания экономики, основанной на знании и новых технологиях, предполагает наличие большого числа обладающих межпредметными знаниями, нестандартно мыслящих людей, которые способны разрабаты-

вать и внедрять в производство инновационные проекты. Для этого требуется научить обучающихся самим добывать недостающие знания и применять их в условиях постоянной трансформации исходных условий задач. В современной образовательной среде Китая накапливаются пассионарные силы, которые способны инициировать преобразования как внутри, так и вовне образовательной системы.

Сейчас в большинстве китайских школ и университетов активно внедряется такая форма внеклассной об-

разовательнои деятельности, как ролевая игра «Дебаты». К созданию организационных основ и разработке содержательной стороны игры привлекается не только учащаяся молодежь, но и весь управленческий и преподавательский контингент учебного заведения. В 1980-е гг., когда эта игра только начала распространяться в КНР, ее организаторы столкнулись с многими трудностями объективного и субъективного характера, в частности, с консервативностью китайской школы как социального института.

В традиционном Китае коллективное сознание и традиционные стереотипы занимают доминирующие позиции в межличностном и групповом поведении и психологии. Так, в учебном заведении не принято спорить с преподавателем, поскольку одна из спорящих сторон должна проиграть, а значит, «потерять лицо». И конечно, это не может быть учитель, который всегда в Китае был неоспоримым авторитетом для учащихся! Но и ученик тоже не хочет опозориться и потерять лицо перед своими школьными друзьями и соратниками. Поэтому он предпочитал высказывать ту точку зрения, которая являлась общепринятой. Так формировался конформизм в поведении и шаблонность мышления традиционного китайца. В массовых мероприятиях китайцы привыкли не демонстрировать свою индивидуальность, а сливаться с толпой, как это метко выражено в китайской фразеологеме «в едином порыве с единым помыслом». Именно эти характерные черты традиционного характера необходимо преодолеть, чтобы молодые китайцы смогли стать проводниками инновационной политики государства.

Одним их эффективных методов преодоления указанных недостатков,

на наш взгляд, являются «Дебаты». Участие студентов в этом виде интерактивной деятельности способствует формированию следующих личностно-значимых позиций по ряду причин.

1. Участие студентов в «Дебатах» готовит студентов к жизни в демократическом обществе. Если у граждан отсутствуют навыки ведения дебатов, это ограничивает реализацию их конституционных прав. Факты свидетельствуют о том, что если человек не использует свое право на свободу, то он его потеряет. У молодого гражданина, владеющего навыками дебатов, многократно возрастает возможность эффективно участвовать в управлении обществом. В книге «Игра Дебаты» профессора Тай-бэйского педагогического университета Чжан Чжэннаня (Тайвань) выражена созвучная точка зрения: «Для того чтобы способствовать распространению демократии, необходимо гарантировать каждому гражданину возможность использовать его право говорить. Игра "Дебаты" помогает студентам отточить навыки ведения дискуссии, повысить качество выступлений, а также учит учащихся говорить логично, конкретно, и тем самым способствует ускорению развития демократического общества» [1, с. 9].

2. «Дебаты» формируют у учащейся молодежи качества, необходимые общественным лидерам. Американский историк Артур Шлезингер, анализируя основные характеристики института президентства в США, отмечает, что для успешного руководства страной президенту необходимы два качества: во-первых, умение направлять электорат в ту или другую сторону; во-вторых, умение объяснять избирателям правильность указанного президентом пути [2, с. 293]. Артур Шлезин-

61

62

гер справедливо отмечает, что эти умения не являются природным даром, но могут быть развиты в процессе социализации. Он также указывает, что в ходе предвыборной борьбы, которая по сути является политическими дебатами, появляется много образованных администраторов и руководителей разного уровня, которые найдут применение не только в политике, но и других сферах человеческой деятельности.

3. Игры «Дебаты» предоставляют учащимся возможность регулярно упражняться в обосновании своих позиций во всех сферах обыденной жизни. «Умение аргументировать, то есть отстаивать всегда и везде свою точку зрения, является лучшим способом тренировки в дебатах», - такие наставления адресует своим воспитанникам тьютор студенческой команды клуба «Дебаты» Хэбэйского университета профессор Ли Цзяньцян (КНР) [3, с. 20].

4. «Дебаты» способствуют созданию у студентов устойчивой мотивации к обучению. Участвующие в дебатах студенты, как правило, преследуют две цели: временную - получить поощрение за участие или победу в соревновании; долговременную - углублять знания и развивать свои способности. Временная цель в сочетании с долговременной формирует активную обучающую среду и стимулирует развитие положительных личных качеств, помогает учащимся корректировать неверные установки и учит самостоятельно проверять качество усвоения знаний и умений.

5. «Дебаты» позволяют студентам более основательно разбираться в социокультурных и политических вопросах. К сожалению, констатирует профессор Ли Цзяньцян, учащиеся, как и обычные люди, плохо ориентируются в проблемах современного мира [3, с. 22]. Уча-

ствуя в дебатах, студенты учатся не только технике аргументации, но и исследованию той проблемы, которая обсуждается во время «Дебатов». Студенты -участники клуба «Дебатов» в процессе подготовки к выступлению на «Дебатах» анализируют большой спектр сопутствующих теме дебатов аспектов. Цель организации наставниками-тьюторами специального курса по дебатам - привить студентам навыки всестороннего анализа проблем, умение добывать новейшие знания об окружающем мире, способность быстро и адекватно реагировать на возникающие трудности, готовность принимать самостоятельные решения. Только в этом случае можно утверждать, что игра «Дебаты» становится полноценной образовательной технологией.

6. «Дебаты» способствуют развитию критического мышления. Критическое мышление как неотъемлемая часть научного мышления играет важную роль в образовании. Существует много толкований термина «критическое мышление». В данной статье мы исходим из определения, данного Дж. Кэрфиссом, ученым американского Научно-исследовательского института высшего образования: «Критическое мышление является свойством человека, который способен разносторонне изучить проблему, интегрировать всю сопутствующую информацию, выработать решение, сформулировать гипотезу, и доказать ее достоверность» [4, с. 2]. Результаты исследования, проводимого в США в 19401970 гг. показали, что у учащихся, которые принимали участие в состязаниях клуба «Дебаты», результат экзамена по логике был выше, чем у тех, которые в дебатах не участвовали [5, с. 197].

7. «Дебаты» являются действенным способом интеграции знаний. Американский исследователь А.С. Бэрд отме-

чал, что решение любой обсуждаемой проблемы в процессе дебатов увязано на многие области знаний. Он рекомендовал тем педагогам, которые нацелены на формирование у учащихся интегрированной картины мира, изучать опыт деятельности клубов «Дебаты» и перенимать у их участников технологии приобретения и применения межпредметных знаний [6, с. 59].

Действительно, игра «Дебаты» представляет собой уникальный способ интеграции знания. Если студент юридического факультета участвует в игре «Дебаты» по теме «Должна ли эвтаназия быть разрешена законом», то ему необходимо узнать мнения специалистов из других научных сфер: медицины, философии, социологии, психологии, этики и религии, и только после этого на базе интегрированного восприятия проблемы представить собственное суждение. Конечно, студенты могут изучать каждую научную дисциплину по отдельности, но участие в «Дебатах» обязывает состязающиеся стороны рассматривать проблему углубленно, обобщать разносторонние данные, связанные с темой «Дебатов». Исследования зарубежных ученых свидетельствуют, что участие в играх «Дебаты» учит студентов более тщательно проводить исследования, добиваться весомых результатов, приобретать ценный опыт оптимизации работы [7, с. 24; 8, с. 18].

8. «Дебаты» развивают навыки более полного сбора информации. Очевидно, что умение собрать в кратчайшие сроки разнообразную информацию на интересующую тему является одним из обязательных условий как успешного выступления в состязаниях «Дебаты», так и в любом виде профессиональной деятельности.

9. «Дебаты» способствуют улучшению качества педагогического руковод-

ства учебно-познавательной и учебно-организационной деятельностью учащихся (quality instruction). Организаторы и тьюторы команды «Дебатов» планируют процесс исследования проблемы с позиций каждой из двух противоборствующих сторон, помогают сторонам нападения и защиты сформулировать аргументы и контраргументы, проводят пробные дебаты между студентами, анализируют и вместе с командами совершенствуют позиции сторон.

Китайские ученые выражают тревогу, что в процессе превращения высшего образования в массовое, трудно организовать индивидуальное обучени-естудентов. Опыт работы тьютором-консультантом клуба «Дебатов» учит преподавателей налаживать более эффективное сотрудничество с учащимися. При традиционном формате обучения индивидуальное обучение в вузе сводится, как правило, к преподавательским консультациям перед экзаменами, написанию курсовых и дипломных работ, то есть носит временный характер, а тьютор и руководитель команды «Дебаты» взаимодействует с каждым членом команды на протяжении всей четырехлетней студенческой жизни.

10. «Дебаты» расширяют кругозор учащихся. Подготовка к дебатам, с одной стороны, требует большого времени для подготовительной работы, но с другой, дает студентам такой объем расширенной информации, что полученные в процессе подготовки знания помогают лучше сдавать экзамены, написать курсовую работу, поступить в магистратуру. Навыки, полученные в процессе подготовки к участию в «Дебатах», применимы во многих научных областях, а также в повседневной жизни. Участие в «Дебатах» способствует формированию активной гражданской

63

64

позиции, позволяющей молодым людям влиять на решение важных проблем современного мира.

11. «Дебаты» вырабатывают у учащихся бойцовые качества, учат не бояться трудностей. Участие в «Дебатах» приучает студента планомерно и систематизировано осуществлять значительно большую исследовательскую работу, чем это делает среднестатистический студент. К тому же участник клуба «Дебатов» умеет преподнести свою работу в выгодном свете, свободно выступить перед аудиторией и мастерски защитить результат своего исследования, используя разнообразные ораторские приемы. Пассивное посещение лекций не дает таких результатов. Подготовка и участие в «Дебатах» повышает общую эрудицию студентов, максимально развивает их работоспособность, помогает раскрывать заложенный природой потенциал. Как свидетельствует зарубежный опыт, большинство игроков клуба «Дебаты» продолжают обучение на послевузовской ступени и получают научные степени. По данным обследования американских ученых, проведенном в 1984 г., 90% игроков американского общенационального турнира «Дебаты» продолжили обучение на послевузовской ступени [9, с. 194205]. Это еще раз доказывает, что участие в конкурсах «Дебатов» развивает индивидуальные способности, усиливает интерес к знаниям, способствует формированию научного мировоззрения человека. Американский педагог Дон Р. Сван-сон провел в 1970 г. опрос деканов 98 юридических институтов и сделал следующие выводы: 69,9% респондентов рекомендуют студентам-юристам прослушать курс лекций по дебатам; 70,3% респондентов советуют студентам участвовать в межвузовских дебатах; 84,2% респондентов считают, что студентам-

юристам необходима тренировка ораторского мастерства; 81,9% респондентов считают, что студенты должны на практике использовать навыки исследования; 89,6% респондентов считают, что необходим постоянный тренинг применения логического мышления; 75,85% респондентов считают, что необходима тренировка навыков опровержения аргументов оппонента [10].

12. «Дебаты» воспитывают у участников быстроту и точность реакции. В процессе дебатов участник не может зачитывать написанные заготовки ответов. Такое выступление было бы скучным и не выразительным. Тем более что вопросы, задаваемые оппонентами, могут быть абсолютно неожиданными. Участники дебатов, основываясь на проработанном материале, должны уметь четко отвечать на разнообразные, в том числе достаточно провокационные и парадоксальные вопросы противников и моментально приводить убедительные, яркие контраргументы, развинчивая позицию противника, даже в том случае, когда их собственные взгляды не совпадают с высказанными [3, с. 23].

13. «Дебаты» не только формируют способность критического высказывания, но и критического восприятия чужих высказанных мыслей, другими словами, формируют навыки критического слушания (сгШсаХ^ет^). Авторы книги «Ты слушаешь», исследователи из США Ральф Г Николас и Леонард А. Стивенс провели эксперимент по исследованию восприятия человеком информации на слух. Ученые пришли к выводу, что среднестатистический человек запоминает только 25% услышанной информации [11, с. 141]. Сможет ли игрок клуба «Дебатов» успешно участвовать в конкурсе, если не способен воспринять 75% полезной информа-

ции? Безусловно, нет. Из этого следует, что участнику дебатов необходимо научиться концентрировать внимание, слушать, запоминать и анализировать аргументы оппонента. Умение слушать критически характерно для высокообразованного человека, каким и должен стать участник клуба «Дебаты».

14. «Дебаты» развивают способность писать эссе и публично выступать, хотя «Дебаты» на первый взгляд являются исключительно устным видом полемики. Как уже упоминалось, перед дебатами участник должен предварительно проработать найденную информацию, обобщить ее и подготовить текст выступления на заданную тему. Игрок под номером один, начинающий состязание команд, как правило, в своем выступлении использует письменный текст. В его выступлении в очень лаконичной форме должны быть озвучены все аргументы, подтверждающие верность представленной гипотезы, поэтому озвученный им текст много раз исправляется и редактируется руководителем и всеми членами команды. Первоначальное представление темы «Дебатов» обусловливает структуру всего первого раунда. Выступления других участников состязания должны быть выстроены в одном ключе, тщательно написаны, исправлены, откорректированы. Участник должен аргументировано отстаивать свою позицию, убедить слушателей, победить соперников, привлечь на свою сторону судей. Именно поэтому способность выразительно и ярко писать формируется в процессе подготовки к играм «Дебаты» у каждого участника команды. Полученные навыки помогают слушателям готовиться к экзаменам, разрабатывать структуру курсовой работы или диссертации, формулировать свои мысли научным языком, правильно выстраивать

стратегию защиты диссертации. После окончания вуза, молодой специалист, умеющий четко излагать свои мысли в письменной форме, ценится работодателями больше, чем выпускник, не приобретший таких навыков.

15. «Дебаты» воспитывают способность здраво и логично рассуждать, развивают абстрактную логику. Каждый участник игры «Дебаты» должен научиться рассматривать предмет дебатов как с позиции стороны утверждения, так и с позиции стороны отрицания. Участие в коллективных «мозговых штурмах» в процессе обсуждения темы конкурса позволяет уйти от личной субъективности и ошибок в восприятии проблемы дебатов, «примерить» на себя взгляды оппонентов. Например, на одном из конкурсов, прошедших в посольстве КНР в Москве, две команды из китайских студентов МГУ должны были выступать с позиций об обоснованности и необоснованности использования терроризма в борьбе наций за право на самоопределение. Безусловно, команда, которой по жребию выпало быть «защитниками» терроризма, отнюдь не состояла из сторонников экстремистских сил, но приводимые ими доводы помогали лучше увидеть истоки современного терроризма, а значит, способствовали поиску справедливых решений этой глобальной «язвы» человечества.

Очевидно, что участие в конкурсах «Дебатов» в вузах способствует развитию структуры языка, вербальных и невербальных индикаторовразговорной речи. Следовательно, дебаты тренируют разностороннее мышление (multivalued orientation). В процессе обсуждения и разбора конкретного факта/явления утверждающей стороной или отстаивания позиции отрицающей стороны участник узнает, что существуют

65

66

множество подходов на разных уровнях, относящихся к теме дебатов, и при таком обилии подходов, методов и информации не может быть абсолютной «истины». В процессе подготовки к дебатам, участник приобретает привычку анализировать и обдумывать проблему спора со всех сторон, не делать поспешных выводов. Эту точку зрения подтверждают и исследования американских ученых [12, с. 13].

16. «Дебаты» требуют от участника уверенной защиты своей позиции от нападок оппонентов. Тревога, уступка, уход от проблем есть проявление неспортивного поведения. Каждому игроку необходима уверенность в себе и смелость, умение держать себя в руках, организовать свою мыслительную деятельность, опровергать мнение оппонентов, способность концентрировать внимание на конкретной теме.

17. «Дебаты» помогают овладеть ораторским искусством. Как бы хорошо не были заранее подготовлены члены команд, всегда надо помнить, что дебаты - импровизированное речевое соревнование (Extemporaneous Speech Contest). Импровизированное выступление требует от участника способности думать самостоятельно, принимать собственные решения, выступать перед различной публикой, в частности, перед жюри отборочного турнира, членами бизнес-клуба, слушателями и зрителями. Участник дебатов должен уметь быстро адаптироваться к специфике слушателей и среде, в которой проводится конкурс. Конкурс «Дебатов» -удобная и эффективная форма проведения занятий для преподавателей-лингвистов и философов. Это бесспорное утверждение продемонстрировано на примерах из практики организации турниров в США [13, с. 134-139].

18. «Дебаты» способствуют развитию коммуникативных навыков общения и поведения. Конкурсы «Дебаты» дают участникам возможность общения в дружеской неофициальной обстановке со студентами из разных вузов и разных стран. Студенты учатся этикету, сдержанности и уверенности в себе. Участие в соревнованиях приучает их встречать победу и поражение в позитивном психологическом состоянии. Невзирая на результат соревнований, они должны с уважением реагировать на решение судей, которыми, как правило, являются педагоги вузов. Встречи и общение с профессорами разных вузов в публичной обстановке полезны для социализации студентов.

19. «Дебаты» развивают у студентов актерский талант. Участники конкурсов в процессе дебатов выступают в разных ролях, поэтому при подготовке они изучают основы актерского мастерства.

20. «Дебаты» помогают режиссировать любой процесс, в том числе и учебный. Для организации конкурса дебатов, так же как и для организации любого другого живого процесса, необходимо централизованная подготовка и эффективное использование всех необходимых ресурсов для расширения объема знаний и кругозора участников. Отличие состоит в том, что режиссуре подвергается не только подготовительный этап, но и сам процесс дебатов. Подытоживая вышесказанное, следует указать:

«Дебаты» - это способ столкновения различных мнений. Самая сложная задача для студента - отстаивание собственной позиции. И одновременно это - самая сложная выполняемая им форма деятельности. Для успешного отстаивания своей позиции студент должен комплексно изучить проблему

(пользоваться библиотекой и архивом), структурировать, проанализировать, синтезировать материалы, и, наконец, обобщить рассуждение по теме.

«Дебаты» - это комплексная учебная тренировка. Она воспитывает у студентов навыки письма, мышления, чтения, выступления и слушания, проведения научного исследования.

«Дебаты» - это разновидность образовательной технологии инновационного типа. Игра «Дебаты» как форма обучения выходит за рамки традиционного обучения в классе. Участие в открытых дебатах дает учащимся возможность повысить мобильность и конкурентоспособность, усилить мотивацию к освоению новых знаний и компетенций, ускорить процесс их обучения.

«Дебаты» как метод обучения помогают режиссировать как урок, так и более длительный этап обучения, развивают у студентов личные качества, способствующие лучшему усвоению учебного материала и расширению кругозора.

Несомненно, что развитие креативности и индивидуальности в обществе, где крепки корни конфуцианского коллективного сознания, задача многоуровневая и недостижимая в короткий период времени. Чтобы добиться поставленных целей, необходимо не только преобразовать традиционную китайскую школу с ее косными методами пассивного обучения, но и изменить ментальность подрастающего поколения в нужном для развития страны направлении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Zhang Zhengnan. Bianlun Youxi. - Taibei: Youshi. 1980. - 188 p. (Чжан Чжэннань. Игра Дебаты. - Тайбэй: Изд-во Юши, 1980. - 188 с.) (на кит. яз.).

2. Schlesinger Arthur M. The Cycles of American History. - Boston: Houghton Mifflin, 1986. - 512 р.

3. Li Jianqiang. Bianlun yu Lunbian. -Baoding: Hebei Daxue, 1996. - 343 р. (Ли Цзяньцян. Дебаты и аргументация. Бао-дин: Изд-во «Хэбэйский университет», 1996. - 343 с.) (на кит. яз.).

4. Kurfiss J.G. Critical Thinking: Theory, Research, Practice, and Possibilities. -Washington DC: Association for the Study of Higher Education, 1988. - 148 р.

5. Kent R. Colbert. The Effects of CEDA and NDT Debate Training on Critical Thinking Ability // Journal of the American Forensic Association. - 1987. - Vol. 21. -Р. 178-199.

6. Baird A. Craig. General Education in the course in Argumentation // The Grovel. -

1956. - Vol. 38. - Р. 56-68.

7. Freeley A.J., Steinberg D.L. Argumentation and Debate: Critical Thinking for Reasoned Decision Making. - Belmont, CA: Wadsworth, 2000. - 478 p.

8. Yu Zixiang, Wen Weichun. Pipan Sikao Bian.

- Taibei: Yeqiang, 1988. - 149 p. (Ю Цзы-сян, Вэнь Вэйчюн. Критика мышление и дебаты. - Тайбэй: Изд-во «Ечан», 1988. -149 с.) (на кит. яз.).

9. Keele L.M., Matlon R.J. A Survey of Participants in the National Debate Tournament 1947-1980 // Journal of American Forensic Association. - 1984. -Vol. 20. - Р. 178-199.

10. Swanson Don R. Debate as Preparation for Law: Law Dean's Reactions // Presented at the Western Speech Communication Association Convention. - 1970. - Р. 13-21.

11. Nicholas Ralph G., Stevens Leonard A. Are you listening? - New York: McGraw-Hill,

1957. - 235 p.

12. Wood R.V. Strategic debate. - Lincoln wood IL: National Textbook Company, 1995. -421 p.

13. Pearce W.B. Attitudes toward forensics // Journal of the American Forensic Association.

- 1974. - Vol. 10. ■

67

1ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.