Научная статья на тему 'Дискурсы академического капитализма и традиции образования: контексты взаимодействия в исследловательских университетах'

Дискурсы академического капитализма и традиции образования: контексты взаимодействия в исследловательских университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISCOURSE / RESEARCH UNIVERSITIES / CORPORATE CULTURE / ACADEMIC CAPITALISM / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинурова Р. И., Тузиков А. Р.

В статье на основе авторских исследований анализируются дискурс путей развития высшего образования в России. Показано сущность противоречия между традиционной академической культурой вузов и становящейся новой корпоративной культурой, отражающей дискурс «академического капитализма». Намечены дальнейшие направления исследования данной проблематики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинурова Р. И., Тузиков А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic and political discourse on higher education development in Russia is in the focus of the article. The clash between traditional academic culture and new market style corporate culture is revealed. The last is connected with the discourse of so called academic capitalism. New directions of research work in this field are presented.

Текст научной работы на тему «Дискурсы академического капитализма и традиции образования: контексты взаимодействия в исследловательских университетах»

Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков

ДИСКУРСЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА И ТРАДИЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ:

КОНТЕКСТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИССЛЕДЛОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Ключевые слова: дискурс, исследовательский университет, корпоративная культура, академический капитализм, высшее

образование.

В статье на основе авторских исследований анализируются дискурс путей развития высшего образования в России. Показано сущность противоречия между традиционной академической культурой вузов и становящейся новой корпоративной культурой, отражающей дискурс «академического капитализма». Намечены дальнейшие направления исследования данной проблематики.

Key words: discourse, research universities, corporate culture, academic capitalism, higher education.

Academic and political discourse on higher education development in Russia is in the focus of the article. The clash between traditional academic culture and new "market style" corporate culture is revealed. The last is connected with the discourse of so called academic capitalism. New directions of research work in this field are presented.

Основные решения в сфере высшего профессионального образования, принятые нашим государством в последние годы, очевидно указывают на принятие курса модернизации высшей школы как инструмента моделирования инновационного развития страны. Содержанием провозглашаемой модернизации выступает интеграция науки, передовой

инновационной промышленности и образования. Центр тяжести ожидаемой интеграции, как показывают основные правительственные документы (Создание Федеральных университетов, Конкурс национальных исследовательских университетов, разрешение в вузах предпринимательской деятельности, Постановление 218,219,220 и др.) возложен на одного из трех партнеров - вузы или систему высшего образования в целом. Бизнес-сообщество и академическая наука при этом призываются к созданию благоприятных условий, при которых вузы смогли бы выполнить возложенную на них миссию в полном объеме.

Корпоративная культура и корпоративное управление являются решающими факторами, определяющими эффективность любого современного предприятия. Переход к корпоративному управлению учебными заведениями практически означает переход к социотехническим приемам с использованием систем мотивации, при этом преподаватели должны рассматриваться как персонал организации, в принципе не отличающейся от других социальнопрофессиональных групп: рабочих, служащих и

другого наемного персонала.

Вместе с тем, сам феномен корпоративной культуры, ввиду не очень большого временного периода, в течение которого он начал приниматься в расчет в системах управления предприятиями, не имеет достаточной четкости и определенности. Существует, по крайней мере несколько аспектов этой проблемы.

Корпоративная культура, вне всякого сомнения, представляет из себя систему отношений людей, работающих в данной организации. Определяющим фактором для этих отношений может быть несколько системообразующих элементов,

каждый из которых образует отдельный тип корпоративной культуры [4]. Навскидку можно выделить два типа корпопоративной культуры:

А) Тип корпоративной культуры определяет сильная фигура лидера, исходящий от лидера стиль управления (например, авторитарный или демократический), определенный порядок планирования и отчетности, принятия решений и контроля за их исполнением, система морального и материального стимулирования, заданный этим стилем характер отношений с внешними партнерами и т. д. Системообразующим элементом такого типа корпоративной культуры является лидер, с этим сопряжены и все достоинства и недостатки ее влияния на эффективность всей организации. В случае наличия в организации формального и неформального лидера, корпоративная культура также может приобрести двойственный - формальный и неформальный -характер, что резко снижает степень ее положительного воздействия на эффективность.

Б) Тип корпоративной культуры определяется неким набором общих духовных ценностей, которые разделяются всеми

сотрудниками организации и находят свою опору в действительных или мифологизированных элементах ее истории, традициях, обычаях и соответствующих им поведенческих установках. Системообразующим элементом в данном случае выступает миссия организации. Все остальные -выбор стратегий, стиль управления, фигура лидера, общие ценности, традиции, - все это входит в корпоративную культуру лишь в той мере, в какой способствуют выполнению миссии организации. Миссия здесь понимается, как жизненная цель организации, в которой заключен смысл ее существования [6].

Высшее учебное заведение является специфическим типом корпорации, в связи с чем и корпоративная культура в нем приобретает важные функции, которые влияют на процесс формирования будущих специалистов.

В практическом плане все вышеизложенное означает, что образование должно осуществляться не только с помощью передачи знаний, но и путем приобщения к ценностям. А отсюда вытекает и новый уровень требований к всей системе социальных взаимодействий в вузе в тесной увязке с взаимодействиями в организациях-партнерах (предприятиях). В значительной степени

корпоративная культура вуза - это та среда, в которой поведенческие установки преподавателей,

администрации, потенциальных работодателей не только передаются студентам, но и определяют весь спектр социальных взаимодействий в научной образовательной, инновационной и производственной деятельности вуза.

Формирование и управление корпоративной культурой - важный, принципиальный момент в становлении и развитии учебного заведения, почва для качественного управления изменениями и повышения его социального статуса и значимости в проектах регионального инновационного развития. Управление корпоративной культурой осуществляется в рамках корпоративных проектов.

В условиях формирования корпоративной культуры становится очевидно, что высшее учебное заведение поворачивается лицом к бизнес-сообществу и само уже в какой-то степени начинает выступать бизнес-организацией. В то же время представители бизнес-сообщества и государственного сектора до сих пор не видят в лице вузов реального партнера по бизнесу и по подготовке кадров именно для этого бизнеса [3]. Эти противоречия и стали фокусом исследовательской проблемы - как определить точки соприкосновения в корпоративной культуре вузов и предприятий России [5].

Предыдущие исследования авторского коллектива были направлены на выявление роли корпоративных университетов в решении задач

инновационного развития регионов ПРИФО [1, 2]. Вместе с тем ход исследований в предыдущие годы (2009-20011) показал, что крайне значимым является выявление особенностей складывающейся

корпоративной культуры в университетах

ориентированных на интеграцию с бизнес-средой, так

как с одной стороны университеты являются носителями в определенной степени консервативных традиций, а бизнес-среда, ориентируется на развитие предпринимательского типа культуры. Поэтому актуальными направлениями продолжения

исследований выступают:

Определение специфики и типов корпоративной культуры в организациях различной направленности и отраслевой принадлежности (вузов и предприятий).

Разработка программы и методики выявления содержания и специфики корпоративной культуры в

университетах, созданных на основе партнерства академического и бизнес-сообшества.

На основании социологических исследований выявление типов корпоративных культур в вузах, ориентированных на интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности.

Определение необходимого перечня нормативных документов, регламентирующих интеграцию корпоративной культуры в университетах,

Разработка модельного Корпоративного Кодекса Университета.

Методология исследования опирается на концепцию идеальной типизации М.Вебера, рационально-прагматическую концепцию

корпоративной культуры Э.Шейна, управленческий подход Коула и Базарова, динамическую концепцию К. Камерона и Р. Куинна.

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации на 2012 год (темы № № 6.3213, 6.3131, 6.3172, 6. 3162).

Литература

1. Тузиков А.Р., Гаязова Э.Б., Зинурова Р.И. Инновационное образование в российской высшей школе - опыт социологического исследования // Вестник Казанского технологического университета -2011. - №18. - С. 278 - 284.

2. Зинурова, Р.И., Тузиков, А.Р. Инновационное образование в региональных технологических вузах РФ: проблемы критериев, типологии и социального заказа // Вестник Казанского технологического университета - 2010. - №9.

3. Зинурова, Р.И., Тузиков, А.Р. Типы корпоративных университетов и их роль в инновационном развитии химической и нефтехимической отрасли ПРиФО// Вестник казанского технологического университета -2010. - №9.

4. Тузиков А.Р. Зинурова Р.И. Особенности социального заказа на двухуровневую профессиональную подготовку // Высшее образование в России. - 2008. -№ 5.- С. 113-121.

5. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Электронный ресурс, код доступа:М1р://%'%глг.та81еге.(1опп1;и.е11и.иа/2008/£ет/ dolzhenkova/library/article4 .htm

6. Зинурова, Р.И., Тузиков, А.Р. Профессиональное образование в 21 веке: региональный ответ на вызовы модернизации: монография. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. - 392 с.

7. В.А. Пушных Инновационная корпоративная

культура и конкурентная среда университета -электронный ресурс, код доступа: http://za-

kadry.ru/article/

© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф., дир. Института управления инновациями КНИТУ, rushazi@rambler.ru; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф., зав. каф. государственного, муниципального управления и социологии, tuzikov@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.