Научная статья на тему 'ДИСКУРС ВОКРУГ КОНЦЕПТА «АРКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»'

ДИСКУРС ВОКРУГ КОНЦЕПТА «АРКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРС ВОКРУГ КОНЦЕПТА «АРКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»»

Алексей Григорьевич Пудов,

кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия), г. Якутск

Актуальность цивилизацион-ного подхода

За последние триста лет двадцать ведущих стран осовременили один миллиард человек. Китай сегодня планирует за сотню лет провести беспрецедентный проект по модернизации 1,4 млрд своих жителей. Это будет исключительный вклад в человеческую цивилизацию и одновременно модернизационный вызов России, её регионам, представляющим уникальный социокультурный и культурно-исторический типы.

Даже удалённые от центра российские регионы должны стать современными в среднесрочной и устойчивыми - в долгосрочной перспективе, а концепт множественных цивилизаций [1] послужит гарантом общечеловеческой устойчивости, ведь «ни одна цивилизация не может претендовать на то, чтобы представлять "всё человечество"» [2, с. 55]. Именно в эти годы наступает активная пора фундаментальных исследований уникального по характеристикам региона планеты - «территории дыхания» Ледовитого и Тихого океанов, на которой распласталась «вечная мерзлота». Без сомнений, это регион-локомотив развития российского государства в XXI столетии. Территория ждёт своих исследователей, которые раскроют системное понимание геологических, геокриологических и биологических её свойств и качеств, используют

А. Г. Пудов

DOI: 10.24412/1728-516Х-2023-2-40-45

выявленные закономерности для наращивания ресурсного богатства, включая её криогенный потенциал. История показала, что изучение крио-ресурсов было, есть и будет отличительной особенностью якутской науки, которая де-факто утвердила тему влияния криогенных структур земли и климата на жизнедеятельность человека. Регион должен стать одним из флагманов научно-технологического развития страны по учёту и использованию криоресурсов.

Для учёных макрорегиона «дыхание двух океанов», сегодня объединённых под эгидой Научно-образовательного центра мирового уровня «Север: территория устойчивого развития», интегрирующего научный и промышленный потенциал пяти северо-восточных и дальневосточных регионов, сформирован актуальный вызов глобальной арктической технологической конкуренции. Она продиктована территориальными масштабами, географией, климатическим своеобразием, особенностями криолитосферы, хрупкой экологией, требующей специальных технологий жизнеобеспечения и безопасности человека, адаптированной промышленной и военной техники и энергообеспечения, сжатыми сроками на предложение «холодовых технологий», включающих аспекты продовольственной безопасности, устойчивости технологической инфраструктуры на криоландшафтах.

На фото вверху - горные пейзажи Оймяконья.

Якутская ТЭЦ - теплоэнергетическое сердце северного города

Сегодня возникли объективные условия для комплексного изучения акватории Северного Ледовитого океана, прибрежных и континентальных территорий Арктики и Дальнего Востока в связи с освоением разведанных запасов ископаемых ресурсов редкоземельных металлов и углеводородов, пролеганием кратчайшего торгового маршрута вдоль Арктического побережья России в Индо-Тихоокеанский регион, строительством северного широтного хода, разгружающего рельсы «Транссиба» и «БАМа». Положение республики становится выгодным для развёртывания подобных трансконтинентальных грузопотоков. Этот стратегический статус таит в себе гигантский потенциал. В нём заключается ресурс развития Якутии и всего Дальневосточного региона, укрепления позиций России в политической и экономической сфере. Но сдерживающим фактором-вызовом остаётся холод, которому должны соответствовать технологии его учёта и конструктивного использования.

Отметим, что для всех культур Севера априори отвергается антагонизм к природному холоду. Ими накоплен аутентичный хозяйственно-экономический опыт использования криогенного ресурса [3, 4]. Приро-досоразмерный и культуроёмкий опыт, помноженный на достижения фундаментальной и прикладной наук, обеспечит получение линейки криогенных технологий, активно использующей естественный холод планеты -основу будущей экономики Северо-Восточного региона Евразии. В настоящее время она де-факто уже функционирует в глобальных масштабах и по расчётам, будет потреблять до 40 % всей вырабатываемой электроэнергии к 2050 году [5].

Целью данной статьи является обрисовка тематического поля сложившихся концептов, отражающих специфику арктической технологической цивилизации в синонимичном смысловом ряде идей: «северная цивилизация», «арктический фронтир», «циркумполярная цивилизация», «арктическая цивилизация», «арктическая циркумполярная цивилизация». Возникла необходимость семантической систематизации дискурса, посвящённо-го концепту «арктическая технологическая цивилизация» в ряду схожих понятий, сформировавших с начала 2000-х годов пласт актуальных научных исследований.

Дискурс вокруг концепта «Арктическая технологическая цивилизация»

Нам представляется, что лучше начать анализ с наиболее широкого философско-культурологического аспекта, рассмотрев концепт «арктический фронтир». Мы считаем уместным говорить об арктическом фрон-тире, как культурном этапе. Таких этапов для ситуации культурного саморазвития нами выделяется три: домо-дерн, премодерн и этномодерн [6]. Концептуализация относительно этих этапов ценностным рядом, ассоциированным с термином «Арктика», будет являться искомым арктическим фронтиром, фигурируемым в общественном сознании.

В то время как термин «Арктика» актуализируется в научном дискурсе чёткой принадлежностью к эпохе модерна с его индустриализмом, термин «арктический фронтир» своё эвристическое значение приобрёл в культурной парадигме этномодерна. Данное смысловое значение передаёт новое качество культуры, а именно его «фронтирные эффекты» сочетания в культурной форме мифологического и универсального метафизического символизма сознания, а также культурного по-граничья с арктическим и тихоокеанским побережьями, оказавших историко-культурное влияние на территорию

Символ Года - Дьвhвгвй о^ото -священный конь народа саха из льда

Ледяные скульптуры Чысхаана (якутского Деда мороза, духа холода) и Харчааны (Снежинки) у здания АГАТУ

Якутии, на вовлечённость её в стратегически долгосрочные экономические связи России со странами АТР, АСЕАН, БРИКС и Китаем, предлагающим в рамках мегапроекта Председателя КНР Си Цзиньпиня «Один пояс - один путь» проложить «Великий ледовый шёлковый путь» по Северному морскому пути.

Внимание к северным цивилизациям связано с самобытностью евразийской культуры, с многообразием этносов, населяющих Россию и страны СНГ а главное, со спецификой хозяйствования в условиях сурового континентального климата. Также это связано с социально-экономическим развитием Арктической зоны и, вместе с тем, с интересами крупного бизнеса - нефте- и газодобычей и освоением Северного морского пути.

Парадигма ресурсно-индустриального отношения к Арктике на волне либерализации конца 90-х - начала 2000-х годов и пристального отношения к сохранению культурно-цивилизационных оснований коренных народов этой территории подвигла к формулировке идеи международного консорциума, партнёрства и кооперации на этой стратегической ресурсной территории. Были выдвинуты идеи организации «Северного форума», «Арктического совета», «Северного совета», «Совета Баренцева евроарктического региона», «Университета Арктики», «Ассоциации коренных, малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и использования термина «циркумполярная цивилизация», подразумевающих взаимодействие приарктичес-ких государств.

К этому моменту стало ясно, что Арктика реально стала территорией серьёзных цивилизационных вызовов, порождённых глобализацией и регионализацией [7]. Голос самоуправляемых этнических общин ярко заявил о себе на международном уровне именно в эти годы. Мир, по крайней мере, декларативно получил шанс формирования арктической солидарности, объединения

сил арктических государств для решения возникших проблемных вопросов. Термины «мультициркумполярная цивилизация» и «циркумполярная цивилизация», кроме упомянутой повестки, в философском и политическом дискурсе также приобрели символическое звучание, как своеобразный горизонт мысли, определяющий качество сознания северян и ориентир для социокультурных и экономических преобразований. Здесь за основу цивилизационной модели взято определение А. Тойнби об общности людей, проживающих на опредёлен-ной территории и сплочённых единой системой ценностей. Ментальная целостность циркумполярной цивилизации в этом подходе вырастает из этнического символизма, сочетаемого с завоеваниями метафизики европейских символических конструктов гражданско-правового сознания [8]. Первое актуализирует вопрошание к нравственной закваске, к сохранению и развитию человеческого в человеке, в отличие от вопрошания к Космосу-порядку у

Замороженный в глыбе льда букет из роз радовал жителей г. Якутска всю зиму

Меховая одежда - необходимый и красивый атрибут для якутян

немцев и французов, бизнес-действия у англосаксов и интерпретации у семитов. Это цивилизация символо-творческого синтеза указанных культурных эгрегоров «этно» народов «Арктики» и гражданских завоеваний «Европы», это цивилизация сохранения и развития достояний тысячелетних северных культур в современных наукоёмких технологических и социальных формах, без которых жизнь в суровых условиях будет немыслима. Это цивилизация возможности проведения органичной модернизации на современном этапе этномодер-на культур, испытавших с конца XIX - начала XX веков «внешнюю демифологизацию» традиционного мировоззрения. Авторы отмечают, что народы циркумполярного мира, который будет интенсивно, промышленно осваиваться, уже не могут стоять в стороне. Их интересует цивилизация как форма, как духовное изобретение для испытания чего-то нового человеком, стоящим между традицией и желанием органично модернизироваться, учитывая, что они имеют один из самых низких уровней вторичной модернизированности. Это конструирование особенного в форме «цивилизация», отличной от варварства, выявляющей особенное культур Севера и Арктики, «от связи по крови, к связи по идее, труду и духу» [8, с. 122].

«...Циркумполярная цивилизация - это цивилизация коллективной воли... Это цивилизация будущего» - отмечал в своей работе первый Президент Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев [9], подчёркивая важную социально-политическую роль народа саха, как сравнительно многочисленного в приарктических и арктических территориях мира по сравнению с эскимосами, чукчами, коми и саами. Полумиллионному народу саха, внёсшему свой вклад в создание новых традиционных отраслей Севера и Арктики - коневодства и скотоводства, «выпала судьба определять культурное развитие циркумполярной цивилизации в XXI веке и на дальнейшую перспективу» [10, с. 37]. За Арктикой и Севером, по его мнению, отработка широкого спектра инновационных подходов, новых типов автономных поселений, форм общения и телекоммуникаций, новых типов энергии, социально-организационных технологий

и видов транспорта. Эти территории по ряду объективных обстоятельств призваны стать лидерами развития природосберегающих технологий и воплотить опережающую модель взаимоотношений природы, человека и устойчивого развития региона на длительную перспективу в рамках многополярного мира.

Вместе с тем, предлагается вполне обоснованная публицистическая версия об идеологическом смещении внимания коллективного Запада [11] к ресурсам Арктики в форме «мягкой силы» борьбы последнего с Россией, а также с предложенным термином «циркумполярная цивилизация». В надежде заявить о принадлежности ресурсов всем коренным народам циркумполярного региона мира, без учёта национально-государственных интересов России, они проводят работу на уровне общественного сознания о возможности будущего перераспределения ресурсных зон добычи полезных ископаемых акватории Ледовитого океана. В данной статье, собственно, подвергнуты критике основания для выделения локализованной циркумполярной цивилизации, выглядящие несколько надуманными относительно цивилизационных критериев, в частности численности населения, их культурно-исторического развития, стадиальности и прибавочного продукта.

Настроенность на воспроизводство универсального духовного опыта в новых поколениях людей взывает культура арктической цивилизации, представляющей этап завершения инфантильной ментальности и непрерывного самообучения человечества. Здесь арктическое самосознание перекликается с идеями русского космизма, как формы вселенского мировосприятия человечества.

Антропологические характеристики, определяющие социокультурные типы «северного человека», также могут выступать особенными чертами арктической цивилизации. Это бессознательный хабитус или, другими словами, социальный код взаимодействия, правила удовлетворения жизненных потребностей, автономные механизмы конституирования телесности, традиционные практики воспитания, традиционные формы жизнедеятельности, восприятие пространства и времени, одним словом всё то, что определяет жизненный мир северянина.

Молодёжь в сценических национальных костюмах

Коневод Оймяконья перегоняет табун лошадей якутской породы

Комплексным концептуальным подходом отличается концепция арктической циркумполярной цивилизации в трактовке У. А. Винокуровой [12] а также многих других исследователей. У. А. Винокурова выявляет локальную Арктическую циркумполярную цивилизацию (далее «АЦЦ»), пространственно расположенную за Полярным кругом, вокруг Арктического океана. Ценностью здесь являются природосбережение и коэволюция с природой, а культурной особенностью - синтез культур традиций и техногенно модернизированных сообществ, сформированный креативной трудовой коэволюцией в природно-климатических условиях Арктики. Важно, что, по мнению У. А. Винокуровой, АЦЦ станет моделью симбиоза высокотехнологичной экономики и природы, связующей Запад и Восток, организующей диалог государств и цивилизаций.

В нашем случае Арктическая технологическая цивилизация вбирает в себя как символичность (в виде устремлённости к цели), как это было в случае циркумполярной цивилизации, так и прагматизм в виде суммы традиционных императивов коренных северных народов, а именно гармоничные отношения с природой, нравственные основания, использование наукоёмких технологий, творчески и инновационно развивающих криогенные технологии традиционного общества, социальные формы взаимодействия, поселения и правовые основания на основе вырабатываемого циркумполярного права. Это будет цивилизация инновационных форм, способных сделать «сущность холода своей субстанциональной основой» [13, с. 69], причём технологический аспект подчёркивает использование криотехноло-гий с намерением построения в будущем российской «экономики холода», а также важность экологичности и устойчивости оборудования и механизмов, что говорит о соотвествующей сертификации промышленного оборудования и инструментрия, работающего в Арктических широтах в условиях морских угроз и ледовой обстановки. Таким образом, принципиальная дуальность мировоззрения северян, сочетающая пласт традиций народного этноса и научно-технологическую рациональность, обусловленные культурно-историческими особенностями модернизационного процесса в

ХХ-ХХ1 столетиях, выразили её уникальные особенности. Это цивилизация-символ, детерминирующая модернизационный потенциал не только в отношении экономических показателей, но этического наполнения и инновационно и наукоёмко применённого потенциала традиций использования холода природы. У неё должна быть сформирована социальная и правовая база и институты, материально-техническая инфраструктура поселений, транспорта, технологическая линейка базовых криотехнологий хозяйствования, сохранения, аккумулирования и приумножения холода. Для неё холод - это главный ресурс, а товаром является то, что начинает цениться больше всего - натуральные, экологические продукты питания и продукция биотехнологий.

Заключение

1. Смысловой ряд, определяющий «семантику Арктики» в XX веке и «арктическую цивилитарность» с начала 2000-х годов, испытал внимание в такой обобщённой хронологической последовательности: Арктика - северная цивилизация - циркумполярная цивилизация - арктическая цивилизация - арктическая циркумполярная цивилизация - арктический фронтир - арктическая технологическая цивилизация. Данная последовательность отражала существовавшие социально-политические тренды к определённым аспектам рассматриваемого объекта. Исследователей интересовала географическая локализация территории неизведанного, которую необходимо научно исследовать и покорять (Арктика досоветской и советской поры). Постепенно прояснился дискурс географической и природно-климатической особенности российского государства в целом на фоне иных, как правило, параллельно существующих цивилизационных типов. При этом естественные природные характеристики дополнились культурологическим наполнением внимания к коренным народам, проживающим на данной территории, их отличиями в мировоззрении, хозяйственном укладе, а также возникшим проблемным вопросам социокультурной адаптации и модернизации («северная цивилизация» конца советской и постсоветской поры). Постсоветский дискурс на волне либерализации,

Спортивный комплекс «Триумф» (слева) и новый жилой комплекс г. Якутска у озера Сайсары

культурной эмансипации, глобализации и «международной разрядки», - мягкой ресурсной колонизации и перераспределения ресурсов России и стран бывшего советского лагеря в пользу коллективного Запада, выдвинул декларативное внимание к общим вопросам сохранения культурной самобытности, экологии циркумполярных арктических и приарктических территорий, а вместе с тем, региональные приоритеты на волне экономической суверенизации субъектов Российской Федерации, роста их национального самосознания («циркумполярная цивилизация» конца 90-х - начала 2000-х); комплексной интерпретации в парадигме сценариев-образов и сценариев-идеологий, обрисовывающих контуры будущего как сторонниками, так и противниками, обоснование идей, которые могут стать сценариями-проектами («арктическая цивилизация», «арктическая циркумполярная цивилизация» 2010-х - начала 2020-х); отраслевой интерпретации в парадигме сценариев-проектов, отвечающих современным геополитическим вызовам и трансформации мировой экономической системы («арктическая технологическая цивилизация» 2022-2030 гг.).

2. Под арктической технологической цивилизацией мы определяем философию и практику наукоёмкого высокотехнологичного эко- и криохозяйствования, учитывающего культурный капитал традиционных обществ Севера и Арктики при наличии эффективной транспорт-но-логистической инфраструктуры, новой поселенческой идеологии и правовых основ. Результат наличия этого концепта в XXI веке - это условие сохранения уникальных культур и хозяйственного опыта народов северных и арктических территорий мира, а также выстраивание модели жизни на Севере, у которой стратегическая геополитическая функция - перманентное присутствие человека на территории криолитозоны Евразии, принципами которой являются экологичность, высокий уровень и качество жизни людей.

Список литературы

1. Eisenstadt, S. N. Multiple Modernities / S. N. Eisenstadt//Daedalus. - 2000. - Vol. 129 (1). - P. 1-29.

2. Юйлин, Чэ. Критика русской мыслью западной модернизации и её современное звучание / Чэ Юйлин, Тэн Яньцзяо // Вопросы философии. - 2023. - № 3. -С. 47-57.

3. Сулейманов, А. А. Холод на службе человека: модернизация практик использования криогенных ресурсов в экономике и повседневной жизни сельской Якутии в советский период / А. А. Сулейманов // Oriental Studies. - 2022. - Т. 15, № 4. - С. 788-807.

4. Пудов, А. Г. Философия северного хозяйствования : к постановке проблемы / А. Г. Пудов // Философия хозяйства. - 2022. - № 2 (140). - С. 25-45.

5. Роль холода в мировой экономике : 38-я Информационная записка МИХ по холодильным технологиям (июнь 2019 г.) //Холодильная техника. - 2020. - № 5. -С. 6-13.

6. Пудов, А. Г. Арктический фронтир как парадигма саморазвития культуры Северо-Востока России / А. Г. Пудов // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. -2020. - № 3 (8). - С. 51-58.

7. Бушуев, В. В. Арктический потенциал евразийской цивилизации / В. В. Бушуев, В. В. Первухин // Энергия : экономика, техника, экология. - 2019. - № 2. -С. 5-15.

8. Новиков, А. Г. Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации / А. Г. Новиков, А. Г. Пудов. - Якутск, 2005. - 178 с.

9. Николаев, М. Е. Единое циркумполярное культурное пространство : сайт Президентского центра М. Е. Николаева (Николаев Центр). URL: https://nikolaevcentre.ru/news/406 (дата обращения 31.01.2024)

10. Егоров, Е. Г. Вклад народа саха в развитие северной цивилизации : аграрный аспект / Е. Г. Егоров // Наука и образование. - 2005. - № 3. - С. 37-43.

11. Семушин, Д. «Циркумполярная» лженаука -против Русской Арктики. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/article/1501301 (дата обращения: 31.01.2024)

12. Винокурова, У. А. Циркумполярная цивилизация : идеи и проекты / У. А. Винокурова. - Якутск, 2011. - 311 с.

13. Шачин, С. В. К вопросу о стратегии освоения Арктики на основе реализации потенциала арктической антропологии / С. В. Шачин // Человек. Культура. Образование. - 2020. - № 2 (36). - С. 58-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.