Научная статья на тему 'Феномен человека криолитозоны'

Феномен человека криолитозоны Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
криолитозона / Полюсы холода / Indigenous Methodology / Якутия / экологическая трансформация / культура / холод / человек криолитозоны / cryolithozone (permafrost zone) / the Pole of Cold / Indigenous Methodology / Yakutia / ecological transformation / culture / cold / human of cryolithozone (permafrost zone)

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Винокурова Ульяна Алексеевна

Оттаивание льдов Арктического океана, ледников гор и верхних слоёв многолетней мерзлоты стали реальным вызовом человечеству. В статье выдвигается идея о введении понятия «человек криолитозоны», раскрывающего особенности жизнедеятельности, психологии и ценностей людей, издревле населяющих территории земли, покрытых многолетнемёрзлыми грунтами. Проживание в условиях криолитозоны Якутии усугубляется рекордно низкими температурами воздуха. Автор как исследователь, коренной житель криолитозоны, используя Indigenous Methodology, предпринимает попытку обозначить особенности человека криолитозоны и перспективы его изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Винокурова Ульяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe concept of “human of the cryolithozone (permafrost zone)”

The melting of the Arctic Ocean ice, mountain glaciers and upper layers of permafrost became a real challenge for humanity. The paper introduces the concept of “human of the cryolithozone (permafrost zone)”, revealing particularities of life, psychology and values of people inhabiting the territory covered by the permafrost from ancient times. Living in the permafrost conditions in Yakutia is exacerbated by extremely low air temperatures. The author, being a researcher-native of the cryolithozone (permafrost zone), employs Indigenous Methodology – atempts to identify the particularities of human of the cryolithozone (permafrost zone) and the prospects for its study.

Текст научной работы на тему «Феномен человека криолитозоны»

ВИНОКУРОВА У. А.

Феномен человека криолитозоны

VINOKOUROVA U. A.

The concept of "human of the cryolithozone (permafrost zone)"

Сведения об авторе:

Винокурова Ульяна Алексеевна, доктор социологических, кандидат психологических наук, руководитель научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации ФГБОУ «Арктический государственный институт культуры и искусств»

Uottaah1707@gmail.com Author:

Vinokourova Ulyana Alekseevna, Doctor of Sociology, PhD in Psychology, the Head of the Research Center of Circumpolar Civilization of Arctic State Institute of Culture and Arts

Uottaah1707@gmail.com Аннотация:

Оттаивание льдов Арктического океана, ледников гор и верхних слоёв многолетней мерзлоты стали реальным вызовом человечеству. В статье выдвигается идея о введении понятия «человек криолитозоны», раскрывающего особенности жизнедеятельности, психологии и ценностей людей, издревле населяющих территории земли, покрытых многолетнемёрзлыми грунтами. Проживание в условиях криолитозоны Якутии усугубляется рекордно низкими температурами воздуха. Автор как исследователь, коренной житель криолитозоны, используя Indigenous Methodology, предпринимает попытку обозначить особенности человека крио-литозоны и перспективы его изучения. Abstract:

The melting of the Arctic Ocean ice, mountain glaciers and upper layers of permafrost became a real challenge for humanity. The paper introduces the concept of "human of the cryolithozone (permafrost zone)", revealing particularities of life, psychology and values of people inhabiting the territory covered by the permafrost from ancient times.

Living in the permafrost conditions in Yakutia is exacerbated by extremely low air temperatures. The author, being a researcher-native of the cryolithozone (permafrost zone), employs Indigenous Methodology - atempts to identify the particularities of human of the cryolithozone (permafrost zone) and the prospects for its study.

Ключевые слова:

криолитозона, Полюсы холода, Indigenous Methodology, Якутия, экологическая

трансформация, культура, холод, человек криолитозоны.

Keywords:

cryolithozone (permafrost zone), the Pole of Cold, Indigenous Methodology, Yakutia, ecological transformation, culture, cold, human of cryolithozone (permafrost zone).

Введение

Биополитика и политическая климатология проникают в научную сферу, занимающуюся природосбережением и человекосбережением, направляя представителей социогуманитарных наук на поиск ответов на актуальные вызовы природных катаклизмов. Глобальное изменение климата, угрожающее таянием льдов и многолетней мерзлоты, заставляет обращать внимание научного сообщества на феномен человека, издревле проживающего в условиях криолитозоны. Homo Sapiens в условиях ледникового периода и последующих изменений испытал различные уровни коэволюции вместе с трансформацией экологической среды. Значительная часть человечества, покинув оледеневшие места обитания, возвращалась назад лишь на короткие промежутки времени. Однако северная ойкумена человечества не превратилась в страну «белого безмолвия», многовековая коэволюция человека со средой обитания не прекращалась и сформировала феномен человека криолитозоны. Философия выживания в условиях холода была выработана далеко не всеми общностями людей, оказавшихся в тисках оледненения. Уцелевшие создали уникальную циркумполярную цивилизацию... Не имеющий аналога опыт выживания в экстремальных условиях является одним из впечатляющих вкладов народов Арктики и Севера в планетарную цивилизацию, и он полностью будет востребован в третьем тысячелетии1.

Якутским археологом Ю. А. Мочановым на основе артефактов, добытых им в раскопках под Якутском, выдвинута теория

1. Николаев М. Е. Северная доктрина. К итогам первой пятилетки Якутской доктрины здорового образа жизни. М., 2005. С. 9.

о внетропическом происхождении человечества2. Наскальные рисунки в пещерных росписях палеолита, простирающихся далеко за Полярным кругом, ждут осознания истоков духовности человека криолитозоны как «части монолита живого вещества на планете», по выражению В. И. Вернадского, и как северо-азиатский очаг антропогенеза. Выдающийся советский учёный В. П. Казначеев сокрушался, что «за Уралом никто, в сущности, не занимается проблемами человека и живого вещества»3. Он вводил фактор влияния на приспособление человека излучения космических полевых структур, оказывающих более сильное воздействие в условиях Крайнего Севера, чем в средних широтах4.

За Северным полярным кругом у России вдвое больше земель, чем у Канады, в 10 раз больше, чем на Аляске, в 15 раз больше, чем у Норвегии, Швеции и Финляндии вместе взятых5. Якутия характеризуется как самая населённая территория среди холодных регионов планеты. Она как среда обитания человека представляет собой вызов естественному холоду: рекордно низкие температуры воздуха и крио-литозона. Вся территория республики находится в зоне многолетней мерзлоты и расположена между Северным полюсом планеты, Полярным кругом и зафиксированными зонами с рекордно низкими температурами воздуха в Северном полушарии. Доместикация пространства Заполярья, видимо, никогда не прерывалась, изменялись лишь способы адаптации к вмещающему ландшафту в зависимости от ведущих целей освоения территории.

Холод в Indigenous Metodology

Использование Indigenous Metodology6 позволяет обогатить науку мышлением и опытом, интерпретацией глубокого видения перспектив и интересов коренных народов их собственными учёными (indigenous scholars) с целью обеспечить лучшее понимание и принятие коренных народов как субъектов истории, имеющих богатое культурное и интеллектуальное наследие и современный потенциал, что особенно важно для понимания феномена человека криолитозо-

2. Мочанов Ю А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человека. Новосибирск, 1992.

3. Казначеев В. П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск, 1991. С. 7.

4. Там же. С. 31.

5. Хилл Ф., Гэдди К. Сибирское бремя. Просчеты советского планирования и будущее России / Пер. с англ. Л. М. Алексеева, А. Н. Сафронова. М., 2007. С. 27.

6. Vinokurova U. Indigenous methodology in the social and humanitarian sciencesю Gloria Bibliospherae (Нишката на Ариадна). София, 2016. С. 228-237.

ны. Indigenous Metodology нацелена на решение именно тех проблем, которые волнуют коренные народы в соответствии с их ценностями человеческого и этнокультурного достоинства.

В настоящее время остаются актуальными проблемы цивилизаци-онного насилия, процессы сопротивления доминированию, модернизации идентичности и образа жизни коренных народов под давлением новых вызовов. Повестка дня для коренных народов состоит в создании условий формирования их способности быть адекватными крупнейшим цивилизационным переменам, контуры которого проявляются в современных трендах информационного общества с активной миграцией биосферного общества в условиях экологической трансформации Земли и смены технологических укладов. Доверие к научным рекомендациям и дискурсам вырастает при выведении ранее изолированных, искажённых своеобразным научным колониализмом объектов интеллектуального наследия коренных народов из научной периферии и использовании Indigenous Metodology, не полагаясь, как раньше, только на выводы различных научных школ Европы и США.

Изучение проблем холодных территорий с позиций научных школ Европы и США сводится к обеспечению экономически эффективных моделей их хозяйственного освоения, преимущественно мобильными трудовыми ресурсами. Под давлением подобной научной парадигмы из поля зрения науки и управления исчезают коренные народы с их стилем жизни и человеческими судьбами. К примеру, исследователи из Института Брукингса Ф. Хилл и К. Гэдди видят политику освоения Сибири как бремя, просчёт советского планирования, не учитывающего фактор холода. Они задались вопросами стоимости холода в России: насколько холодна Россия? Сколько стоит холод? Скольких расходов можно было бы избежать в прошлом (и возможно избежать в будущем)?7 При этом они занялись лишь температурой воздуха, не учитывая самое важное для человека - состояние покрова земли и опыт коэволюции человека со средой обитания.

Холод как условие среды обитания учитывается в сравнительных исследованиях полярной медицины по социоприродной эволюции организма и конституционного типа человека, как «синдром полярного напряжения» в гелиомагнитной среде Заполярья, используется в определении критерия экономического районирования, как вызов экстремального туризма, как фактор физической культуры и спорта высоких достижений в зимних видах спорта и т. д. Однако такие

7. Хилл Ф., Гэдди К. Указ. соч.

чёткие критерии, как «температура на душу населения», в российской экономике не используются.

Холод и Якутия

Метеорологическая наука признаёт территорию Якутии самым холодным обитаемым регионом на северном полушарии Земли. Начиная с 1892 г. на 20 метеостанциях населённых пунктов Якутии были зафиксированы рекорды по абсолютному минимуму температуры воздуха в различные годы. Особо отличаются три точки с самими низкими температурами воздуха: Верхоянск - по абсолютному минимуму температуры воздуха, Де-лянкир - по средней годовой температуре воздуха и Оймякон - по средней месячной температуре января - самого холодного месяца года8.

Как свидетельствуют археологические и этнографические источники, территория Полюса холода заселена с древнейших времён. Люди сумели создать уникальную культуру жизнеобеспечения в условиях вечной мерзлоты и, как говорят якуты, Тымныы Чыпчаала - Вершины Холода. Собрано более 300 археологических памятников, расположенных в арктических районах Якутии, в которых сохранились достижения людей в освоении экстремально холодной дискомфортной якутской зоны обитания северного полушария. Эти сведения влились в золотой фонд истории человечества. Жизнь на Вершине Холода становится источником великого учения сохранения жизни на планете. Человек и Живая Природа взаимопроникающе адаптированы к условиям холода, и мороз стал для них жизненной необходимостью. Люди научились делать из холода своего помощника и оберегать Живую Природу, вместе с ними замерзающую и оживляющуюся в соответствии с циклами льда, снега и воды. Именно холод, лёд и снег дают возможность освоения пространства по зимнику. Сама природа ведёт человека, а выдержавшему испытание дарит тайну жизни безвозмездно и неограничено. Убедительными примерами коэволюции человека криолитозоны с животным миром среды обитания являются янская порода лошадей9, аборигенная порода скота10 и домашние олени чу-

8. Иванова Р. Н. Рекордно низкие температуры воздуха в Евразии // Вестник ЯГУ 2006. Т. 3. № 1. С. 17-18.

9. Слепцов П. И. Лошадь Полюса холода. Якутск, 2003; Священная лошадь саха / Сост. Р. И. Бравина, С. Г. Алексеева, Н. П. Степанов. Якутск, 2011; Ferret C. Techniques iakoutes aux confins de la civilisation altaïque du cheval. Contribution à une anthropologie de l'action. Thèse de doctorat nouveau régime en anthropologie sociale et ethnologie. Paris, 2006 (3 volumes, 1239 p., ill., biblio : 1175-1224).

10. Granberg L., Soini K. Sakha Ynaga. Cattle of the Yakuts. Helsinki, 2009; Саха ынага. Дар предков / Сост. Р. Г. Попов, Р. И. Бравина и др. Якутск, 2013.

котских, ненецких, эвенкийских и эвенских пород11. Многовековая народная селекция вывела породы домашних животных, приспособленных к экстремальным природно-климатическим условиям холода Заполярья.

Холод повлиял и на особенности теплообмена человека криолито-зоны. Феноменальную жизнеспособность народа саха с точки зрения историко-генетической медицины изучал д. м. н. М. А. Тырылгин12. Он пришёл к выводу об огромном жизненном потенциале народа саха, накопленном благодаря народной гигиене, хозяйственной революции в условиях Севера и этнопсихологическим особенностям воспитания. Якуты создали уникальную технологию скотоводства для создания устойчивого продовольственного запаса в условиях длительной зимы и основу этнической пищи.

Холод и спорт

Медицинские исследования адаптации организма человека в условиях холода и его работоспособности в зависимости от температуры окружающей среды были научной основой международного меж-континтельного заплыва 5-11 августа 2013 г. через Берингов пролив, в котором участвовали 66 пловцов из 17 стран пяти континентов мира13. Время плавания каждого пловца составило от 5 до 15 минут до наступления холодовой позы «съёживание». В течение шести суток на протяжении 134 км маршрута плавания пловцы преодолевали волны ледяной воды высотой от 2 до 4 м, боковые и встречные течения, холод и ветер, дождь с мокрым снегом, плотный туман. По функциональным критериям пловцы подразделялись на группы «спринтер», «стайер» и «марафонец» в зависимости от уровня адаптации организма человека к экстремальным условиям Севера. Во время заплыва через Берингов пролив пловцы из тёплых стран - «спринтеры» отказались плавать в холодной воде (с 3,6°С по 7°С). А пловцы-«марафонцы» из России и др. стран продолжали плавать в холодной

11. Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977; AlekseyevА., P Vitebsky P. What is a reindeer? Indigenous perspectives from northeast Siberia // Polar Record (Cambridge University Press). ISSN: 0032-2474. 2014 http://dx.doi.org/10.1017/ S0032247414000333 - Дата обращения: 03.09.2016.

12. Тырылгин М. А. Истоки феноменальной жизнеспособности народа саха. Якутск, 2000.

13. Тимофеев Д. С., Докучаев О. Е. Международный заплыв через Берингов пролив. Медицинские проблемы // Успехи современного естествознания. 2014. Вып. № 10. С. 18-20.

воде без отказа. Они проявили марафонскую выдержку и преодолели холодные воды с Чукотской стороны Берингова пролива.

Этнопедагогические методы использования холода в физическом воспитании детей на основе исследования якутской народной системы закаливания были описаны Н. К. Шамаевым14, разработавшим программу по физическому воспитанию для сельских общеобразовательных школ, рекомендации для семейного физического воспитания на национальных традициях15. Он отметил, что якутские дети играют на открытом воздухе при любых погодных условиях, даже в самую холодную погоду устравают гонки, играют в мяч, в прятки, борются на снегу, состязаются в национальных прыжках. Особое значение придаётся закаливанию кистей рук и верхних дыхательных путей. Физический труд никогда не прекращается по причине холода. В зимний период многие северяне могут позволить себе в лёгкой домашней одежде кратковременно пребывать на холодном воздухе для разных дел. В условиях обжигающего холода основным средством закаливания является постоянное пребывание человека под открытым небом во время атмосферных осадков, а также гигиена тела и одежды, правильное употребление горячей и холодной пищи. В зимнее время года у коренных жителей Севера холод вызывает жажду. Они употребляют тёпло-горячий чай с молоком, таким путём согревают организм и восполняют потерянную жидкость. Снег и лёд были основной средой игр народов Севера. Одной из подобных игр является состязание на скорость скольжения по льду: сидя на традиционных камусных лыжах «туут» и отталкиваясь с помощью ноги. Дети преодолевают расстояние 60 м, взрослые - 100 м. Лыжи стали символом победы народов Якутии в годы Великой Отечественной войны.

Полюс холода

Душа холода проникает в творческую душу человека. Потому здесь сохраняется уникальное живое культурное, духовное наследие коренных народов, исконные виды жизнеобеспечения, хозяйственно-культурный уклад, древние доместикационные виды оленей, лошадей и крупного рогатого скота. Здесь можно увидеть и изучить способы использования холода, льда, снега и сосуществования человека с природой. Холод становится одним из активных элементов физической

14. Шамаев Н. К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера. Якутск, 1996.

15. Шамаев Н. К. Семейное физическое воспитание на национальных традициях. Якутск, 2003.

культуры и обладает возрастающим значением для развития этноспор-та народов, проживающих в криолитозоне. Накоплена своеобразная духовность местного населения, заповеди гласят, что Бог и природа говорят на одном языке, а оскорбление природы и друг друга обернётся прямым и непосредственным воздействием на их жизнь. Здесь люди хорошо осведомлены о природе и говорят о ней по-своему, они знают, как надо её слушать, чтобы понять Дух земли, который хранит холод для общего баланса жизни человека и всего живого на планете. Холод правит в Якутии, и в особенности в Оймяконской котловине. Он почитаем местными жителями. Холод одухотворяет жизнь, и мерой холода измеряется ценность жизни. В духовной жизни холод занимает центральное место, и о нём говорят с уважением, пишут, изучают, слагают легенды, поэмы, создают тотемы и произведения искусства16.

В настоящее время территория Полюса холода позиционируется как географический, туристический объект и как зона промышленного освоения и ГУЛАГа. Так получилось, что там, где в наибольшей степени сохранился свободный Дух Холода, был заточён человеческий Дух Свободы в 38 лагерях ГУЛАГа. Мы должны восстановить первозданную силу дикой природы, чтобы вернуть и укрепить достоинство самосознания местного населения, самодостаточную ментальность свободных людей криолитозоны. Культура коренных этносов, их повседневный быт не оценены ни ими самими, ни теми, кто добывает ресурсы их исконных земель. Человек криолитозоны прозябает в ментальных застенках несвободы.

Мы намерены разработать сайт о людях и природе Полюса холода как площадку для самоосознания местных сообществ, создавших самобытные образцы человеческого поселения, жизнеобеспечения в уникальных условиях территории Полюса холода в северном полушарии.

Задачи:

Собрать голоса - мнения, мысли, рассказы, истории жизни людей, живущих на территории Полюса холода.

16. Винокурова У А. Экодуховное влияние холода на развитие спорта в условиях криолитозоны с экстремально низкими температурами воздуха // Международные спортивные игры «Дети Азии» - фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва. Материалы международной научной конференции, посвя-щённой 20-летию 1-х Международных спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию Олимпийского движения в стране. Якутск, 2016. С. 153-155.

Экопросветительская деятельность по восстановлению знаний и ценностей экософии коренных народов, живущих по законам коэволюции с природой.

Формировать локальную идентичность жителей как преемников обустроителей жизни в условиях Полюса холода.

Информировать мировое сообщество об особенностях жизни природы на Полюсе холода.

Информировать общество об экологическом состоянии мест промышленного освоения на территории Полюса холода.

Популяризировать деятельность общественных экологических инициатив на территории Полюса холода.

Освещать деятельность в особо охраняемых природных территориях местного, республиканского и федерального уровней на зоне Полюса холода.

Реализация проекта является основой для достижения более ответственной цели - продвижения идеи включения территории Полюса холода в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря созданию сайта будет услышан голос местных сообществ продолжится укрепление их достоинства и свободы как преемников уникальной культуры жизнеобеспечения в условиях Полюса холода. Активизация местных сообществ будет направлена на выделение особой социально-экономической зоны на Северо-Востоке России - территории Полюса холода и разработку соответствующей целевой государственной программы с приоритетом экологической, природоохранной и соци-огуманитарной составляющих. Проект охватывает непосредственные интересы людей, проживающих на территории Полюса холода, и будет способствовать повышению их экологического активизма по сохранению дикой природы и соблюдению экологических требований при использовании природных и недровых ресурсов территории. От сохранности состояния устойчивости многолетнемёрзлых грунтов на территории Полюса холода в значительной степени зависят сохранение культуры человека криолитозоны, экологическое благополучие планеты и её населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.