УДК 314.1
Ярославна САРАЙКИНА
ДИСКУРС СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ МИГРАЦИИ ВО ФРАНЦИИ: ОТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ К АЛАРМИЗМУ
Статья поступила в редакцию 07.09.2021
Аннотация. Современный миграционный дискурс способствует секьюритизации миграции во Франции, ее перенесению в сферу безопасности, наделению коннотациями угрозы, интерпретации в качестве причины дефицита безопасности. Агенты секьюритизации -представители верховной власти в стране, правые политические движения, позиционирующие себя как независимые от влияния политических партий писатели и эссеисты, тем не менее разделяющие настроение правого политического течения. Они используют элементы дискурса страха для достижения собственных политических целей, представляют иммигрантов в качестве смертельной угрозы не только национальной идентичности государства и целостности его общества, но и его общественной и национальной безопасности. В дискурсе агентов секьюритизации миграции отчетливо прослеживается тенденция создания образа «покинутой» правительством и «осажденной» иммигрантами Франции, подверженной «колонизации» исламом, не совместимым со светскими ценностями страны. Анализ миграционного дискурса агентов секьюритизации позволяет выявить смелые метафоры и эмоционально окрашенные выражения, которые генерируют чувство страха в обществе и порождают специфические, опосредованные желаемым результатом представления о масштабе иммиграции и численности мусульманского населения в стране.
Ключевые слова: Франция, миграция, секьюритизация, иммигрант, безопасность, ислам, дискурс безопасности.
О секьюритизации - намеренном переносе явления в область безопасности - в широком смысле заговорили в конце XX века. Копенгагенская школа исследований в области безопасности, которая положила начало теории секьюритизации, опиралась на изучение новых вопросов безопасности - экономических, экологических, социетальных, вытесняя традиционные военно-политические аспекты [Buzan et al., 1998]. Основоположниками теории являются исследователи Барри Бузан, Оле Вей-вер и Яап де Вильде, которые в 1998 г. опубликовали фундаментальную работу
© Сарайкина Ярославна Игоревна - аспирант, Российский университет дружбы народов, Институт политических наук Sciences Po Bordeaux. Адрес: 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; 11 All. Ausone, 33600 Pessac, France. E-mail: yaroslavna. saraykina@gmail. com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72021125134
«Безопасность: новая система анализа». Это исследование дает схематическое изображение процесса секьюритизации:
• существует феномен или процесс, сам по себе не являющийся угрозой, однако неугодный агенту секьюритизации (чаще всего - политической элите, пользующейся доверием общества, обладающей определенным авторитетом); агент секьюритизации совершает секьюритизирующее действие, т.е. выставляет неугодное явление в качестве угрозы выживанию референтного объекта1;
• в качестве секьюритизирующего действия выступает речевой акт [Waever, 1989];
• референтный объект представляет особую ценность для аудитории, которая либо принимает, либо отвергает секьюритизирующий речевой акт в зависимости от собственных убеждений, системы ценностей и уровня доверия к агенту секьюритизации;
• особым параметром является контекст - окружающая аудиторию среда, повышающая или понижающая её восприимчивость к секьюритизирующему дискурсу [Balzacq, 2005: 172].
Таким образом, теория секьюритизации фокусируется, прежде всего, на субъективных речевых актах, оставляя за скобками объективные аспекты [Симон, 2018: 11]. Дискурс безопасности в данных параметрах центрируется вокруг «нашего», которому угрожает «чужое».
Что касается секьюритизации миграции, то уже с конца прошлого века в политическом дискурсе иммигранты всё чаще представляются вызовом государству всеобщего благосостояния, угрозой его культурному и национальному составу [Huysmans, 2000] и нередко его этнической идентичности [Chebel d'Appollonia, 2011]. Использование агентами секьюритизации миграции таких метафор для определения последней как «вторжение», «оккупация», нацелены, прежде всего, на устрашение аудитории, поскольку страх является одним из наиболее действенных технологий управления обществом, особенно в случае угрозы предельным основаниям его существования. Одновременно страх может рассматриваться как инструмент, вписанный в онтологию современной политики [Дуткевич, Казаринова, 2017], что делает его действенным ресурсом достижения целей в политической риторике. Обобщающие категории - «группы риска», «внутренние враги», «опасные классы или этничности»2 - осложняют восприятие иммигранта как отдельной личности, генерализируя угрозы и риски3.
В дискурсе агентов секьюритизации - представителей верховной власти страны, крайне правых политиков и других источников информации, якобы независимых от идей крайне правого течения4, - выделяются три наиболее часто встречаю-
1 Professor Buzan discusses the concept of security in a series of five videos from Foreign Affairs and International Trade Canada. 2010. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dqdzRjSlz34 (дата обращения: 20.09.2021)
2 Bigo D. (1998) Sécurité et immigration: vers une gouvernementalité par l'inquiétude ? Cultures & Conflicts. 31-32. URL: http://journals.openedition.org/conflits/539. DOI: 10.4000/conflits.539 (дата обращения: 20.09.2021)
3 Farny E. (2016) Implications of the Securitisation of Migration. E-International Relations. URL: http://www.e-ir.info/2016/01/29/implications-of-the-securitisation-of-migration/ (дата обращения: 20.09.2021)
4 В нашем исследовании к третьей группе относятся «независимые» писатели и публицисты, имеющие широкий авторитет и являющиеся «лидерами мнений».
Современная Европа, 2021, № 7
щихся образа: «осажденной» иммигрантами Франции, самих иммигрантов-варваров, ислама, несовместимого со светским началом.
Мы рассмотрим дискурс первой категории агентов секьюритизации - представителей верховной власти, а именно трёх последних президентов Французской республики: Николя Саркози, Франсуа Олланда и Эммануэля Макрона.
Вторая категория агентов секьюритизации - крайне правые политические партии, умело манипулирующие националистическими, ксенофобскими и расистскими чувствами общества, возникающими при политическом конструировании образа врага в лице иммигранта [Потемкина, 2015: 23]. К таким партиям относится, прежде всего, старейшая крайне правая партия Франции, известная граничащей с экстремистскими идеями антииммигрантской риторикой, - «Национальное объединение» (бывший «Национальный фронт»).
Третья категория агентов секьюритизации во Франции - писатели-эссеисты, отвергающие свою принадлежность к крайне правому политическому течению, однако поддерживающие их антииммигрантские настроения. Этот тип агентов стремительно завоевывает доверие аудитории: они часто появляются на телевидении, комментируя то или иное происшествие, связанное с иммигрантами, их мнением интересуются; общество подкупают заявления таких агентов об объективности их самостоятельного журналистского расследования.
Секьюритизирующий дискурс: образ Франции
В президентской риторике чаще всего проскальзывает идея «щедрой» в отношении иммигрантов страны, чувствующей себя обязанной помочь нуждающимся, но в то же время не способной «принимать у себя всех, кто захочет приехать»1, приютить на своей территории «жертв Исламского государства (запрещенная в РФ организация)»2 и всех тех, «кто бежит от сирийской диктатуры»3. Эммануэль Макрон, поднимая вопрос о проведении больших дебатов в Национальной ассамблее для поисков механизмов, которые сделали бы управление миграционными потоками более эффективным, отметил, что страна «не может принять всех [иммигрантов], если она хочет принимать их эффективно»4.
Крайне правые партии часто рисуют образ «осажденной» Франции, «оккупированной» иммигрантами, страдающей от «территориальной и культурной раздроб-
1 Interview de M. Nicolas Sarkozy, ministre de l'intérieur et de l'aménagement du territoire et président de l'UMP, à France 2 le 18 septembre 2006, sur les critères de régularisation des étrangers sans-papiers et l'évacuation du squat de Cachan. Vie publique. URL: https://www.vie-publique.fr/discours/163401-interview-de-m-nicolas-sarkozy-ministre-de-linterieur-et-de-lamenage (дата обращения: 20.09.2021)
2 Baumard M. Politique migratoire: François Hollande garde le cap. Le Monde. 16.11.2015. URL: https://www.lemonde.fr/attaques-a-paris/article/2015/11/16/politique-migratoire-le-chef-de-l-etat-garde-le-cap_4811347_4809495.html (дата обращения: 20.09.2021)
3 Там же.
4 Immigration: « La France ne peut pas accueillir tout le monde si elle veut accueillir bien », déclare Emmanuel Macron. Franceinfo, AFP. 25.09.2019. URL: https://www.francetvinfo.fr/monde/europe/migrants/immigration-la-france-ne-peut-pas-accueillir-tout-le-monde-si-elle-veut-accueillir-bien-declare-emmanuel-macron_3631085.html (дата обращения: 20.09.2021)
Современная Европа, 2021, № 7
ленности»1, «оставленной» на произвол судьбы собственным правительством, но трепетно любимой самими правыми политиками. «Национальное объединение» («Национальный фронт») уже в начале 2000-х гг. заявляло: правительство Франции давно считает страну «мёртвой цивилизацией» [Libérons la France!.., 2002:16].
Что касается дискурса третьей группы агентов секьюритизации миграции во Франции, Лоран Обертон, французский профессиональный журналист, писатель и эссеист, отвергающий принадлежность к правому политическому движению, говорит о «трайбализации» Франции, её регрессе в развитии, одичании. Франция «денационализируется» на фоне массовой иммиграции, не способной «адаптироваться к французскому образу жизни»2 и «унижающей» коренное французское население3.
Скандально известный автор «Самоубийства Франции»4 писатель Эрик Земмур, в свою очередь, прямо заявляет: особый вклад в уничтожение Франции вносят сами французы - народ, «маргинальный в собственной стране»5, а также «прогрессист-ская» политическая элита, которая привела страну к «дезинтеграции», «декультури-зации», потере «национальной памяти»6. Современная Франция, по мнению Эрика Земмура, - «взрывоопасная» территория «войны рас и религий»7. Писатель официально выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах 2022 года.
Таким образом, в представлении агентов секьюритизации Франция - исключительная цивилизация, «покинутая» как правительством, так и своим коренным народом, и её одичание есть не что иное, как результат массовой иммиграции.
Секьюритизирующий дискурс: образ французского иммигранта
Николя Саркози, будучи министром внутренних дел Франции, артикулировал проблему определения национальной идентичности страны и тотального повсеместного неуважения идеалов Республики со стороны иммигрантов8. Он стремился
1 Joly T. L'immigration de peuplement conduit à une catastrophe civilisationnelle. Le blog politique de Thomas Joly. 28.08.2018. URL: http://www.thomasjoly.fr/2018/08/l-immigration-de-peuplement-conduit-a-une-catastrophe-civilisationnelle.html (дата обращения: 12.09.2021)
2 Hugues B. Trois choses à savoir sur Laurent Obertone, le journaliste fétiche du FN. France TV info. 7.03.2013. URL: https://www.francetvinfo.fr/france/trois-choses-a-savoir-sur-laurent-obertone-le-journaliste-fetiche-du-fn_273941.html (дата обращения: 15.09.2021)
3 Там же.
4 Zemmour E. Le Suicide français. Paris, Éditions Albin Michel, 2014. 544 с. В этой книге Эрик Земмур выдвигает тезис о постепенном (начавшемся с 1970-х гг.) ослаблении Франции в качестве национального государства. В том числе, Эрик Земмур демонстрирует отказ французской политической элиты контролировать нарастающие миграционные потоки.
5 Zemmour: "tous nos problèmes aggravés par l'immigration sont aggravés par l'islam". Le Point, AFP. 20.09.2019. URL: https://www.lepoint.fr/politique/zemmour-tous-nos-problemes-aggraves-par-l-immigration-sont-aggraves-par-l-islam-28-09-2019-2338299_20.php# (дата обращения: 15.09.2021)
6 Le suicide français - Eric Zemmour. Editions Albin Michel. 2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QIJbTUm-0ds (дата обращения: 15.09.2021)
7 Eric Zemmour: "L'immigration est très dangereuse pour les pays occidentaux". Face à l'info. 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XY-5kl0dxBE (дата обращения: 15.09.2021)
8 Le bilan de Sarkozy sur l'immigration: de plus en plus dur. L'OBS. 29.01. 2012. URL: https://www.nouvelobs.com/election-presidentielle-2012/le-bilan-de-
sarkozy/20111229.OBS7722/le-bilan-de-sarkozy-sur-l-immigration-de-plus-en-plus-dur.html
Современная Европа, 2021, № 7
«вернуть французам чувство гордости [за своё происхождение]»1. С его именем связан закон от 24 июля 2006 г., который ужесточал миграционную политику Франции: он поощрял селективную иммиграцию и провозглашал форсированную интеграцию иммигрантов во французское светское общество необходимой.
По инициативе Николя Саркози было создано министерство по вопросам иммиграции, интеграции, национальной идентичности и развития солидарности (20072010). Сама идея создания такого министерства подвергалась критике, в частности, из-за укоренения связи между понятиями «иммиграция» и «национальная идентичность» [Valluy, 2008]. Такое политическое решение, как создание министерства, рассматривалось в качестве секьюритизирующего миграцию действия, в котором отсутствовало откровенное проявление расизма и ксенофобии, что характеризовалось большей эффективностью, нежели выступления крайне правых политических партий.
Африканских иммигрантов Николя Саркози изображал варварами, «в достаточной мере не вошедшими в историю»2, а в одной из своих наиболее скандальных речей после волны стычек между полицией и молодежью из неблагополучных районов в Гренобле в 2010 г. Николя Саркози объявил «войну <...> наркоторговцам и преступникам», имеющим иностранное происхождение, «не достойным» французского гражданства, «презирающим важнейшие ценности французского общества». Такие высказывания президента были направлены на укоренение в сознании французов связи между иммигрантами и преступностью: «.мы терпим последствия недостаточно регулируемой в течение последних 50 лет иммиграции, которые привели к провалу политики интеграции»3.
В риторике правых партий секьюритизация иммигрантов изначально затрагивала социально-экономический аспект, со временем уступивший место проблеме сохранения идентичности Франции как параметра самобытности общества, политической и культурной. По мнению лидеров правых партий, в результате массовой иммиграции французская нация теряет свою территорию, память, историю и иден-
4
тичность ; страна переживает новое «великое переселение», подвергается вторжению «варварских поселенцев», которые в итоге приведут её к упадку: так когда-то варвары разрушили Римскую империю.
Таким образом, агенты секьюритизации рисуют негативный образ иммигранта-преступника, не заслуживающего гражданства принимающей его страны, теряющей свою идентичность под «наплывом» новых варваров. Постепенно, уже основывая своё
(дата обращения: 15.09.2021)
1 L'identité nationale selon Sarkozy. Libération. 2.11.2009. URL: https://www.liberation.fr/france/2009/11/02/l-identite-nationale-selon-sarkozy_591481 (дата обращения: 15.09.2021)
2 Discours à l'Université de Dakar. M. le Président de la République Française. L'OBS. 2007. URL: https://www.nouvelobs.com/politique/20121122.0BS0195/l-integralite-du-discours-de-dakar-prononce-par-nicolas-sarkozy.html (дата обращения: 15.09.2021)
3 L'intégralité du discours de Nicolas Sarkozy le 30 juillet 2010 à Grenoble. Le Blog de Sylvain Rakotoarison. URL: http://rakotoarison.over-blog.com/article-doc-54866609.html (дата обращения: 15.09.2021)
4 Villiers et le Grand remplacement: "Je suis inquiet pour mon pays". Valeurs Actuelles. 12.01.2018. URL: https://www.valeursactuelles.com/politique/villiers -et-le-grand-remplacement-je-suis-inquiet-pour-mon-pays-92385 (дата обращения: 12.09.2021)
Современная Европа, 2021, № 7
беспокойство на статистических данных, даже умеренный электорат начал проводить связь между иммиграцией и возрастающей преступностью [Марусенко, 2015].
Секьюритизирующий дискурс: образ ислама
Чаще всего провал европейского мультикультурализма1 в Европе и интеграционной политики Франции, в частности, в политическом и научном дискурсе связывается с иммигрантами-мусульманами и появлением «параллельного мусульманского общества» [Трофимова, 2019: 106]. На фоне террористических атак 20152016 гг. Франсуа Олланд заявлял о жизненно важной необходимости создания «ислама Франции», способного адаптироваться к французскому образу жизни2. Эммануэль Макрон, в свою очередь, называл коммюнотаризм3 главной проблемой французского общества. По мнению президента, к коммюнотаризму в стране привел
4
провал политики интеграции иммигрантов в сочетании с «кризисом ислама» .
Крайне правые партии артикулируют в своем дискурсе «исламизацию» Франции, которая идет полным ходом [Libérons la France!.., 2002: 23]. «Национальное объединение» еще в начале века первым заговорило о «несовместимости» ислама и Французской республики как политического образования. Ислам для представителей партии - «религия», «государство» и «система управления» в одном лице [Libérons la France!.., 2002: 24]. Иммигранты-мусульмане в риторике крайне правых опаснее других иммигрантов: это «завоеватели»5, «вырванные с корнем [из собственной страны]» [Libérons la France!.., 2002: 24], живущие на захваченной территории «со своим <...> образом жизни, убеждениями, цивилизацией»6.
Эрик Земмур дает различные характеристики сущности ислама, называя его тоталитарной религией, законом, правом, нацией. Вывод о «колонизации» Франции исламом он подкрепляет иллюстрациями неблагополучных районов в крупных городах, где население живет не по-французски, а «по-мусульмански»7.
1 «Признание возможности параллельного существования и взаимовыгодного взаимодействия этнических, многосоставных общин, представляющих не только разные культуры, но и разные цивилизации». См. [Громыко, 2011: 405].
2 Benjamin A. Islam, terrorisme, présidentielle... Ce qu'il faut retenir du discours de Hollande. L'Express. 8.09.2016. URL: http://www.lexpress.fr/actualite/politique/ps/hollande-et-le-terrorisme-islamiste-ce-qu-il-faut- retenir-de-son-discours_1828502.html (дата обращения: 11.09.2021)
3 Социально-политический неологизм, обозначающий устремления меньшинств к самодифференциации по религиозным или этническим признакам и к самоотмежеванию от общества - созданию закрытых анклавов, живущих по собственным законам. См. [Чернега, 2016: 93-114].
4 Immigration, communautarisme, voile: Macron s'explique dans « Valeurs actuelles ». Europe 1. 30.10.2019. URL: https://www.europe1.fr/politique/immigration-communautarisme-voile-macron-sexplique-dans-valeurs-actuelles-3928389 (дата обращения: 11.09.2021)
5 Philippe de Villiers: «La France n'a pas vocation à devenir la fille aînée de l'islam». Valeurs Actuelles. 7.10.2016. URL: https://www.valeursactuelles.com/politique/philippe-de-villiers-la-france-na-pas-vocation-a-devenir-la-fille-ainee-de-lislam-65638 (дата обращения: 13.09.2021)
6 Там же.
7 Éric Zemmour: «Il n'y a pas de différence entre islam et islamisme». RTL. 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4RASDjtfef0 (дата обращения: 15.09.2021)
Современная Европа, 2021, № 7
Таким образом, секьюритизация миграции переливается в секьюритизацию ислама: агенты считают, что ислам категорически несовместим с идеалами французского общества. К тому же, по мнению агентов секьюритизации миграции, сам ислам в данный момент якобы повсеместно переживает «кризис», что приводит к неискоренимому сепаратизму в обществе, опасному для страны.
Однако некоторые исследователи опровергают тезис о неспособности мусульманских иммигрантов к интеграции во французское светское общество. Скорее, невнимание правительства к социально-экономическим проблемам и дискриминации, с которой сталкиваются иммигранты1 , а не их религиозная идентичность, осложняет их адаптацию к французским реалиям и интеграцию в общество [Гордон, 2019].
Ужесточение секьюритизации миграции в современной Франции
В 2021 г. во Франции наблюдается ужесточение процесса секьюритизации как иммигрантов в целом, так и ислама как привнесенной религии, которая перетекает из политического дискурса в политико-институциональные шаги, такие, как политические обращения представителей французских силовых структур.
21 апреля журнал Valeurs actuelles опубликовал открытое письмо двадцати отставных французских генералов, адресованное президенту Франции и французскому правительству. В письме генералы призывают защитить страну, которой угрожает «распад» и «гражданская война» из-за фундаментализма, исламизма, коммю-нотаризма, сепаратизма2.
В начале мая 2021 г. обращение отставных генералов поддержали действующие военные, обвинив правительство в уступках исламизму и трусости перед лицом опасности. Позже к военным присоединились отставные полицейские, предупреждавшие президента о насилии, «отсутствии безопасности» и коммюнотаризме3 во Франции.
После убийства школьного учителя Самюэля Пати иммигрантом из Чечни и других нападений, квалифицированных как теракты, осенью 2020 г. французское правительство начало форсированную компанию по борьбе с сепаратизмом, в том числе религиозным. Так, была проведена проверка мечетей на экстремизм, увеличилось количество депортаций иммигрантов, которых правительство посчитало
4
приверженцами радикального исламизма .
1 Создание благоприятных условий для эффективной интеграции иммигранта требует от государства принятия согласованных мер в различных сферах жизни общества, начиная со сферы охраны здоровья и заканчивая сферой социальной защиты населения. К сожалению, удовлетворить такое требование чрезвычайно сложно или даже невозможно. См. [Потемкина, 2020: 100-110].
2 Pour un retour de l'honneur de nos gouvernants: 20 généraux appellent Macron à défendre le patriotisme. Texte intégral repris par Jean-Pierre Fabre-Bernadac de Valeurs Actuelles. 21.04.2021. URL: https://www.valeursactuelles.com/politique/pour-un-retour-de-lhonneur-de-nos-gouvernants-20-generaux-appellent-macron-a-defendre-le-patriotisme/ (дата обращения: 06.09.2021)
3 Exclusif: Signez la nouvelle tribune des militaires. Valeurs Actuelles. 11.05.2021. URL: https://www.valeursactuelles.com/societe/exclusif-signez-la-nouvelle-tribune-des-militaires/ (дата обращения: 06.09.2021)
4 Noll A. France hopes deporting more alleged radicals will bring security. DW. 04.07.2021. URL:
Современная Европа, 2021, № 7
Более того, в конце августа 2021 г. был обнародован закон № 2021-1109, «подтверждающий уважение принципов Республики»1, его проект был представлен к обсуждению Советом министров 9 декабря 2020 г. Закон является следствием речей президента республики, произнесенных в связи с 150-летием Республики 4 сентября 2020 г. в Париже и призыва к борьбе против сепаратизма в обществе 2 октября 2020 г. в Ле-Мюро. Таким образом, в ответ на коммюнотаризм во французском обществе и распространение радикального исламизма Закон направлен на укрепление республиканских принципов страны: вновь провозглашается нейтральность обязанных соблюдать республиканские принципы государственных структур (Глава 1 полностью), ассоциации или фонды, запрашивающие государственную субсидию, отныне обязаны уважать светскость и принципы Республики, подписывая новый республиканский контракт (Статья 12). Помимо этого, с нового 2022-2023 учебного года очное обучение детей в школах станет обязательным, тогда как обучение на дому будет разрешено в исключительных ситуациях, связанных, например, с состоянием здоровья ребенка (Статья 49). Религиозные организации и места отправления культа подвергаются усиленному контролю со стороны правительства: они обязуются проходить процесс регистрации каждые пять лет (Статья 37), декларировать иностранный доход в виде пожертвований на сумму более 10 000 евро (Статья 74). Одновременно подстрекательство к дискриминации, ненависти и насилию со стороны священнослужителя или проведение политического митинга в местах отправления культа отныне наказуемы (Статьи 74, 87).
Таким образом, новый нормативно-правовой акт, законодательно закрепляющий принцип светскости и республиканские идеалы французского государства, дополняет и расширяет уже принятые ранее нормы, в частности, закон 1905 г. о разделении государства и церкви, часто называемый Законом о светскости.
* * *
В политическом дискурсе современной Франции одним из доминирующих нар-ративов стала связь миграции с параметрами национальной безопасности в логике рисков и угроз, что в ряде теоретических парадигм получило название секьюрити-зации. Его расширению способствует миграционный дискурс агентов - французских президентов, лидеров крайне правых партий и независимых писателей-эссеистов. Агенты секьюритизации представляют иммигрантов смертельной угрозой французской национальной идентичности и безопасности страны, социеталь-ной и национальной. В президентской риторике звучит призыв к контролю миграционных потоков и реставрации принципов республиканской интеграции. Правые партии придерживаются традиционной антииммигрантской риторики, утверждая, что современная Франция переживает процесс «исламизации». Суждения некоторых известных писателей-эссеистов - лидеров мнений, заявляющих об объективности своих работ, мало отличаются по своей сути от идей крайне правых движений.
URL: https://www.dw.com/en/france-hopes-deporting-more-alleged-radicals-will-bring-
security/a-58153079 (дата обращения: 01.10.2021)
1 LOI n° 2021-1109 du 24 août 2021 confortant le respect des principes de la République (1). Légi-france: le service public de la diffusion du droit. 24.08.2021. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/J0RFTEXT000043964778 (дата обращения: 23.09.2021)
Современная Европа, 2021, № 7
Это приводит к секьюритизации миграции в общественном сознании и политической практике, что актуализирует проблему дефицита безопасности и страха перед тотальностью данной угрозы.
Алармистская картина образа иммигранта, исповедующего ислам и «захватившего» Францию, формирует угрожающий и враждебный образ ислама, якобы чуждого стране и виновного в назревающей гражданской войне, что маркирует дефицит безопасности - социальной, политической, культурной, ценностной. В последнее время процесс секьюритизации миграции приводит к идее о неизбежности подобной гражданской войны как результата массовой иммиграции во Франции, а также к секьюритизации ислама как враждебной религии и образа жизни.
Список литературы
Гордон А.В. (2019) Ислам во Франции: опыт интеграции. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал, № 3. С. 5-53. DOI: 10.31249/rva/2019.03.01.
Громыко Ал.А. (2011) Иммиграция, мультикультурализм и исламский экстремизм в Европе. «Безопасность Европы» серии «Старый свет - новые времена», Весь мир, Москва. С. 402-427.
Дуткевич П., Казаринова Д.Б. (2017) Страх как политика. Полис. Политические исследования, № 4. С. 8-21. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.04.02.
Марусенко М. (2015) Шарли или не Шарли: проблемы французской идентичности и иммигрантский конфликт во Франции. Древняя и Новая Романия, № 15. С. 369-386.
Потемкина О.Ю. (2015) Иммиграционная политика Европейского союза: итоги и новые вызовы. Миграционные проблемы в Европе и пути их решения. Под ред. Н.Б. Кондратьевой (отв. ред.), О.Ю. Потемкиной. Доклады Института Европы РАН, № 315, Ин-т Европы РАН, Москва. C. 10-27.
Потемкина О.Ю. (2020) Многоуровневое управление миграцией в Европейском союзе. Современная Европа, № 2. С. 100-110. DOI:http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020100110
Симон М.Е. (2018). Секьюритизация миграционных процессов в Европе: особенности взгляда из России. Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы, № 48 (64). C. 11-15.
Трофимова О.Е. (2019) Фрагментация европейского общества: особенности культурного и религиозного многообразия. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, № 4. C. 104-110. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42019104110
Чернега В.Н. (2016) Франция в поисках ответа на исламистскую угрозу. Актуальные проблемы Европы, № 3. C. 93-114.
References
Balzacq T. (2005) The Three Faces of Securitization: Political Agency, Audience and Context. European Journal of International Relations, 11(2), pp. 171-201. DOI: 10.1177/1354066105052960.
Bigo D. (1998) Sécurité et immigration: vers une gouvernementalité par l'inquiétude? Cultures & Conflicts, (31-32). URL: http://journals.openedition.org/conflits/539. DOI: 10.4000/conflits.539 (accessed: 20.09.2021)
Buzan B., Waever O. and de Wilde J. (1998) Security: a new framework for analysis. Boulder, Colo: Lynne Rienner Pub.
Chebel d'Appollonia A. (2011) Les frontières du racisme. Identités, ethnicité, citoyenneté. Presses de Sciences Po.
Chernega V.N. (2016) Franciya v poiskah otveta na islamistskuyu ugrozu [France looking for the answer on the Islamist threatl. Aktual'nye problemy Evropy, No 3, pp. 93-114. (In Russian).
Dutkevich P., Kazarinova D.B. (2017) Strah kak politika [Fear as a Politics]. Polis. Politicheskie issledo-vaniya, No 4, pp. 8-21. (in Russian).
Farny E. (2016) Implications of the Securitisation of Migration. E-International Relations [Electronic]. URL: http://www.e-ir.info/2016/01/29/implications-of-the-securitisation-of-migration/ (accessed: 20.09.2021)
Gordon A.V. (2019) Islam vo Francii: opyt integracii [Islam in France: the experience of integration]. Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura, 9, Vostokovedenie i afri-kanistika: Referativnyj zhurnal, No 3, pp. 5-53. (In Russian).
Современная Европа, 2021, № 7
Gromyko Al.A. (2011) Immigraciya, mul'tikul'turalizm i islamskii ekstremizm v Evrope [Immigration, multiculturalism and Islamic Extremism in Europe]. "Bezopasnost' Evropy" serii "Staryj svet - novye vreme-na", Ves' mir, Moscow, pp. 402-427. (In Russian).
Huysmans J. (2000) The European Union and the Securitization of Migration. Journal of Common Market Studies, 38(5), pp. 751-777. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-5965.00263
Libérons la France! Programme du Front national. 2002. URL: http://h16free.com/wp-content/uploads/2011/11/prg-fn-2002.pdf (accessed: 13.09.2021)
Marusenko M. (2015) Sharli ili ne Sharli: problemy francuzskoj identichnosti i immigrantskij konflikt vo Francii [Charlie or not Charlie: problems of French identity and the immigrant conflict in France]. Drevnyaya i Novaya Romaniya, No 15, pp. 369-386. (In Russian).
Potemkina O.Yu. (2015) Immigracionnaya politika Evropejskogo soyuza: itogi i novye vyzovy [European Union's Immigration Policy: achievements and new challenges], In Migracionnye problemy v Evrope i puti ih resheniya. Doklady Instituta Evropy RAN, No 315, Institut Evropy RAN, pp. 10-27. (In Russian).
Potemkina O.Yu. (2020) Mnogourovnevoe upravlenie migraciej v Evropejskom soyuze [Multilevel migration management in the European Union]. Sovremennaya Evropa, No 2, pp. 100-110. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020100110. (In Russian).
Simon M.E. (2018) Sek'yuritizaciya migracionnyh processov v Evrope: osobennosti vzglyada iz Rossii [Securitization of Migration Processes in Europe: Peculiarities of the View from Russia]. Evropejskaya bezopasnost': sobytiya, ocenki, prognozy, No 48 (64), pp. 11-15. (In Russian).
Trofimova O.E. (2019) Fragmentaciya evropejskogo obshchestva: osobennosti kul'turnogo i religioznogo mnogoobraziya [Fragmentation of European Society: Features of Cultural and Religious Diversity]. Nauch-no-analiticheskij vestnik IE RAN, No 4, pp. 104-110. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42019104110 (In Russian).
Valluy J. (2008) Quelles sont les origines du ministère de l'Identité nationale et de l'Immigration? Cultures & Conflits [Electronic], No 69, pp. 7-18. URL: http://journals.openedition.org/conflits/10293. DOI: https://doi.org/10.4000/conflits.10293 (accessed: 23.09.2021)
Waever O. (1989) Security, the Speech Act. Analysing the Politics of a Word. URL: https://www.academia.edu/2237994/Security_the_Speech_Act_working_paper_1989 (accessed: 6.09.2021)
Discourse of the Securitization of Migration in France: from Republican Integration to Alarmism
Received 07.09.2021
Author: Saraykina Ya., Postgraduate Student at the Peoples' Friendship University of Russia and Sciences Po Bordeaux Address: 6, Miklukho-Maklaya Str., Moscow, Russia, 117198; 11 All. Ausone, 33600 Pessac, France. E-mail: [email protected]
Abstract. Modern migration discourse contributes to the securitization of migration in France: it is transferred to the security field, endowed with threat connotations, and thus is becoming the direct cause of the security deficit. The agents of securitization (representatives of the country's supreme power or right-wing political movements, or writers and essayists who recognize themselves as independent from any political party's influence and who, however, still share the anti-immigration mood of the right-wing political movement. They use elements of the discourse of fear to achieve their own political goals; they present immigrants as a mortal threat not only to the national identity of the state and the integrity of its society, but also to its public and national security. In the discourse of these agents, there is a clear tendency to create an image of a France "abandoned" by the government and "besieged" by immigrants, a France as a subject to "colonization" by Islam that is incompatible with the secular principle the country that supports republican ideals. Analysis of the migration discourse of securitization agents reveals bold metaphors and emotionally charged expressions that generate a sense of fear in society and give rise to misconceptions about the scale of immigration and the size of the Muslim population in the country.
Key words: France, migration, securitization, immigrant, security, Islam, security discourse.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72021125134
Современная Европа, 2021, № 7