Научная статья на тему 'Дискурс «Мягкой силы» в приграничных регионах РФ: опыт эмпирического исследования'

Дискурс «Мягкой силы» в приграничных регионах РФ: опыт эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
143
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / POLITICAL DISCOURSE / "МЯГКАЯ СИЛА" / "SOFT POWER" / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESSES / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Негров Евгений Олегович

Представленная статья является результатом исследования, проведенного в части приграничных регионов Северо-Западного федерального округа (Республика Карелия, Ленинградская, Мурманская и Псковская области) в 2012-2014 гг., цель которого изучение механизмов реализации «мягкой силы» как в рамках международного сотрудничества, так и в ходе проводимой внутренней политики, учитывающей международный аспект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Discourse of “Soft Power” in the Border Regions of Russia: the Experience of Empirical Research

Submitted article is the result of research conducted in parts of border regions of the North-West Federal District (Republic of Karelia, Leningrad, Murmansk and Pskov regions) in 2012-2014, which goal was to investigate mechanisms of realizations of the soft power in the framework of international cooperation, and in the course of domestic policies, taking into account the international aspect.

Текст научной работы на тему «Дискурс «Мягкой силы» в приграничных регионах РФ: опыт эмпирического исследования»

УДК 32.019.51

Е. О. Негров

ДИСКУРС «МЯГКОЙ СИЛЫ» В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ РФ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Представленная статья является результатом исследования, проведенного в части приграничных регионов Северо-Западного федерального округа (Республика Карелия, Ленинградская, Мурманская и Псковская области) в 2012-2014 гг., цель которого — изучение механизмов реализации «мягкой силы» как в рамках международного сотрудничества, так и в ходе проводимой внутренней политики, учитывающей международный аспект.

Ключевые слова: политический дискурс, «мягкая сила», политический процесс, средства массовой информации, региональная политика.

Основным объектом исследования выступают дискурсивные практики процесса реализации soft power, и первый наш тезис посвящен дефиниции самого понятия дискурсивных практик и рядоположенных конструктов.

Политический дискурс в целом определяется как текст, отображающий политическую и идеологическую практику какого-либо государства, отдельных партий и течений в определенную эпоху. Процесс осуществления политического дискурса понимается как актуальное использование языка в социально-политической сфере общения и, шире, публичной сфере общения. Принадлежность текста к числу политических обусловливается как его тематикой, так и местом в системе политической коммуникации. Такое понимание «политического языка» как языка, используемого в публичной сфере, учитывает растущее влияние средств массовой коммуникации, развитие новых коммуникационных технологий, расширение процессов глобализации и процесс коммерциализации политической коммуникации (подробнее см.: Гаврилова, 2003, с. 72-78). В ходе подобных процессов актуализируется общественное сознание, и политический дискурс, таким образом, отражает политическую ситуацию, а его изучение дает более наглядную картину предпочтений в современном обществе, существенно дополняющую иные способы решения данной задачи, к примеру, социологические исследования. При анализе языка политического дискурса обнаруживается совокупность всех речевых актов, использованных в политических дискуссиях в современном обществе.

Специфика организации публичного пространства в современной России делает релевантным с точки зрения анализа интенций основных политических акторов лишь изучение официального и лоялистского политического дискурса, причем на региональном уровне, и, учитывая финансовый и организационный аспекты функционирования СМИ, провести четкую границу между этими типами дискурса практически невозможно.

© Е. О. Негров, 2014

Под официальным политическим дискурсом (далее — ОПД), в отличие от просто официального текста, понимается устойчивый набор высказываний на темы важнейших общественных категорий, норм, ценностей и теорий, используемый для публичного объяснения намерений и действий элиты того или иного общества. Определение «публичное» имеет здесь принципиальное значение, поскольку иные, неофициальные высказывания и труднодоступны, и не являются официальным дискурсом по определению. Лоялистский дискурс, в свою очередь, представляет собой корпус приемов, направленных на легитимацию дискурсивных практик и реальных действий официальной власти в общественно-политическом пространстве (подробнее о понятии лоялистского дискурса см.: Вязовик, 2011; Мирошников, 2005; Негров, 2012а; Негров, 2013). Подчеркнем еще раз, что от идеологии, картины мира, системы взглядов дискурс отличается своей социальной составляющей, а именно подразумеваемым существованием не только носителя (или коммуникатора), но и аудитории. При этом для продуцента дискурса важна не только собственная позиция, но и предполагаемая позиция аудитории. Важнейшей целью как ОПД, так и лоялистского дискурса выступает воздействие на слушателя, одновременно изучение таких дискурсов дает возможность аудитории и экспертному сообществу получить представление о самих коммуникаторах.

Специфика современной российской ситуации состоит в том, что официальный политический дискурс в современной России стал, по сути, «вещью в себе». Сегодняшнее политическое пространство распалось на узкий круг лиц, формирующих политическую повестку дня, и всех остальных, причем в числе последних оказалось и экспертное сообщество. Механизм принятия политических решений становится все более недоступным для людей, напрямую к нему не причастных, и, таким образом, усиливается неадекватность традиционных инструментов политологических исследований, основанных на анализе публичной политики. Более того, сегодняшняя ситуация привела к такому неожиданному и крайне нуждающемуся в своем описании последствию, как проблема интерпретации интенций официального политического дискурса, проявляемой в том числе и в такой, казалось бы, аполитичной теме, как потребление, чему, собственно, и посвящена эмпирическая часть исследования. Небольшое количество адресантов такого дискурса, входящее в состав высшей политической элиты страны, сталкивается с тем, что его адресаты, т. е. в первую очередь те, кто по долгу службы должен реализовывать эти интенции, среднее и низшее звено исполнительной власти (и только потом представители общества) интерпретируют их, основываясь на своем представлении о тактических и стратегических задачах, стоящих за исполнением того или иного решения, что в условиях непрозрачности и непубличности описываемых процессов приводит зачастую к непрогнозируемым заранее последствиям. Так как электорально значимое большинство (далее — ЭЗБ) ограничено в своем доступе к информации и вынуждено или вполне осознанно желает пользоваться только предложенными официальным дискурсом каналами трансляции, именно такое большинство, на наш взгляд, представляет собой наиболее благодарную аудиторию с точки зрения применения различного рода манипулятивных технологий.

Очевидно, что в современной России невозможно говорить о едином дискурсивном пространстве. Публичная сфера крайне фрагментирована, у каждого из сегментов российского общества свои СМК, свои СМИ, свой дискурс, очень немного тем, вокруг которых можно было бы обнаружить консенсус. Однако с политологической точки зрения наибольший интерес представляют именно медиа, выполняющие две на первый взгляд взаимоисключающие функции: с одной стороны, обслуживающие электорально значимое большинство, с другой — имеющие в качестве основного адресата ту самую номенклатуру уровня исполнения решений.

Существует и еще одна проблема, вытекающая из несоответствия слов и действий основных продуцентов ОПД: нынешняя политическая элита четко осознает, что «язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли», поэтому можно зафиксировать, начиная от самых высших представителей власти и заканчивая ее рядовыми представителями, противоположные суждения по одним и тем же вопросам. Решить эти проблемы и призваны методы дискурс-анализа, направленные на «выуживание» скрытой информации, стоящей за тем или иным текстом, раскрытие истинных мотивов и интенций адресантов дискурса и, как следствие, определение истинной «повестки дня» политической элиты. И именно здесь на первый план выходит лоялистский дискурс, с одной стороны, четко следующий в фарватере официального политического дискурса, а с другой — намного более свободный как в стиле и тезаурусе, так и в тех фундаментальных предпосылках, строящихся на классическом разделении «свой — чужой», с которыми связаны его основные интенции, касающиеся текущей политической повестки дня.

Необходимо отметить и трансформацию политических функций СМИ в ходе социально-экономических реформ в стране, результатом чего можно считать изменение границ и конфигурации пространства политического дискурса в медиасфере. В начале 1990-х годов российская пресса была одним из активных организаторов публичного дискурса, предоставляя слово всем субъектам политического пространства и предавая гласности их позиции, благодаря чему вырабатывалось новое знание о целях и способах дальнейшего взаимодействия. В настоящий момент количество субъектов политического дискурса в медиасфере резко сократилось, и политическое «посредничество» СМИ «больше похоже на деятельность торгового агента, заинтересованного в выгодной сделке и получении соответствующего денежного вознаграждения» (Дзялошинский, 2006, с. 84). Сам язык российского политического дискурса также претерпел плавную эволюцию — от чрезвычайной подвижности, эмоциональной окрашенности политических статей, выступлений публичных деятелей, с их ярко выраженным авторским началом, тесно связанным с ценностными ориентирами в обществе, до почти возвращения к «суконному языку» советского времени, что особенно характерно для провинциальной прессы, контролируемой официальными структурами.

Наконец, сама концепция «мягкой силы» (soft power) имеет довольно непродолжительную историю. Введший этот термин в научный и публицистический обиход американский исследователь Д. Най сделал его весьма популярным,

предложив достаточно яркую и афористичную метафору для давно известного и вполне очевидного факта: приверженность человека к чему-либо или кому-либо означает, что источник такой приверженности обладает некоей притягательной силой и тем самым приобретает над своим приверженцем определенного рода власть, настолько, что в своем стремлении как-то приобщиться к источнику силы он готов модифицировать свое поведение и, возможно, даже убеждения. Как сформулировал Д. Най, «мягкая сила» — это способность достигать результатов через убеждение и притягательность, а не через принуждение или плату.

По наблюдению П. Паршина, ведущего научного сотрудника Центра глобальных проблем ИМИ МГИМО, «если отвлечься от самого факта использования выражения "мягкая сила", то единственное, по-видимому, в чем сходятся все, кто в России о ней высказывается — от руководителей государства до разнообразных по идейной ориентации блоггеров, — это признание того, что с "мягкой силой" дела у России обстоят неважно, причем это признание сочетается с весьма распространенными декларациями относительно того, что роль "мягкой силы" в мировом развитии явно возрастает» (Паршин, 2014). Причины такого положения дел достаточно очевидны: «мягкая сила» — как важнейший элемент позиционирования государства на международной арене — не может быть эффективно реализована в отрыве от совокупности факторов (внешних и внутренних), определяющих имидж государства и его восприятие мировым сообществом. Чем позитивнее образ государства, тем больше у него возможностей эффективно использовать инструментарий «мягкой силы», и наоборот.

Выводы нашего исследования строятся на количественном анализе его эмпирической базы — контента следующих средств массовой информации:

• Республика Карелия (далее — РК) — общественно-политическая газета «Карелия» (учредители: Правительство РК, Законодательное Собрание РК) и литературно-художественный и общественно-политический журнал «Север» (финансово зависим от Правительства РК, организационно связан с Союзом писателей РФ).

• Ленинградская область (далее — ЛО) — телевизионные сюжеты пресс-центра «Вуокса» (муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района ЛО), сетевое издание «Газета Вести он-лайн» и муниципальная газета «Выборг».

• Мурманская область (далее — МО) — газета «Вечерний Мурманск» (учредители: Администрация города и трудовой коллектив редакции) и программа «Вести-Мурманск», «События недели» ГТРК «Мурман».

• Псковская область (далее — ПО) — общественно-политическая газета «Псковская провинция», районная газета Пыталовского района «Наша жизнь» и районная газета Себежского района «Призыв».

Результаты исследования на конец 2014 г. (середину декабря) позволяют выявить некоторые механизмы реализации «мягкой силы» в конкретных случаях, а также послужить основой для дальнейших исследований по теме.

Результаты количественного анализа, представленные в табл. 1, отражают

Таблица 1. «Мягкая сила» в ряде СМИ Северо-западного федерального округа, 1 сентября 2012 г. — 15 декабря 2014 г.

СМИ (регион) Тип СМИ Кол-во материалов на международные темы

общее % от общего числа связанных с реализацией «мягкой силы» % от материалов на международные темы

«Карелия»(РК) Печатное 258 12,1 190 73,7

«Север»(РК) Печатное 81 8,6 66 81,5

«Вуокса» (ЛО) ТВ 198 29,3 109 55,1

«Вести он-лайн» (ЛО) Интернет 312 19,5 179 57,3

«Вечерний Мурманск» (МО) Печатное 215 17,6 156 72,5

«Вести-Мурманск» (МО) ТВ 298 19,4 98 32,9

«Псковская провинция»(ПО) Печатное 216 14,1 113 52,3

«Наша жизнь» (ПО) Печатное 112 10,5 68 60,7

«Призыв» (ПО) Печатное 110 10,8 62 56,3

* Примечание: Учтены материалы, касающиеся международных отношений — со странами, граничащими с регионом; другие материалы, в частности, посвященные общей международной обстановке, не учитывались.

как информационное сопровождение, так и информационный повод усилий региональных и/или местных властей в рамках реализации «мягкой силы» (совместные культурные, спортивные, общественные и иные мероприятия, поддержка малого бизнеса, связанного с ситуацией трансграничья, исторические материалы и т. п.). Выводы в рамках полученных количественных данных достаточно очевидны. Наиболее активно (хотя, с нашей точки зрения, и недостаточно) концепция «мягкой силы» применяется в рамках российско-финских (в Карелии и Ленинградской области) и российско-норвежских (в Мурманской области) отношений, российско-эстонские отношения (Псковская область) представлены значительно меньше.

Качественный анализ выявленного сравнительно небольшого материала основывался на исследовании тематики и направленности заметок, в той или иной степени касающихся реализации «мягкой силы» в приграничных регионах (табл. 2).

Итак, по всем СМИ можно зафиксировать преобладание экономической тематики (30,1%), связанной в первую очередь со взаимной торговлей — как государственной, так и частной. Второе-третье места практически делят культурные (26,9%) и политические события (22,4%), далее с существенным отставанием следуют иные процессы (11,5%) и спорт (9,1%). В рамках региона есть свои особенности: показатели Карелии и Ленинградской области

Таблица 2. Тематика и направленность материалов, связанных с реализацией «мягкой силы», 1 сентября 2012 г. — 15 декабря 2014 г.

Регион, всего СМИ Культурное сотрудничество Политика Спортивные мероприятия Экономика Иное

+ 0 - + 0 - + 0 - + 0 - + 0 -

Республика Карелия, 256 60 14 5 33 5 3 20 6 0 46 23 18 4 16 3

Ленинградская область, 288 39 6 2 52 28 5 10 5 1 71 38 14 1 10 6

Мурманская область, 254 65 28 4 16 29 3 19 4 0 34 15 9 10 15 3

Псковская область, 243 37 10 11 39 4 16 21 4 4 9 9 28 9 25 17

Всего по направленности 201 58 22 140 66 27 70 19 5 170 85 69 24 66 29

Всего по тематике 281 (26,9%) 233 (22,4%) 94 (9,1%) 314 (30,1%) 119 (11,5%)

Направленность материалов: + — положительная, 0 — нейтральная, — — отрицательная.

практически совпадают, только у Карелии на втором месте культурные события, а у Ленинградской области — политические, что можно объяснить культурными и историческими особенностями этих регионов. В Мурманской области значительно преобладает информационное сопровождение культурных событий, существенно опережая как экономику, так и политику. Здесь важно отметить и усилия норвежской стороны, традиционно выдвигающей на первый план в трансграничных отношениях культурную составляющую. Наконец, у Псковской области показатели экономики, политики и культуры практически совпадают, но существенно более высок процент негативного контекста почти по всем тематикам. Это также легко объясняется традиционно непростыми российско-эстонскими отношениями, усложнившимися за 2014 г, что связано как с общей международной обстановкой и известными событиями на юго-западной границе РФ, так и с более локальными трудностями (многочисленные «шпионские» скандалы).

Здесь необходимо еще раз подчеркнуть такую особенность официального политического дискурса в современной России, как его ярко выраженную инфократическую направленность. Наряду с созданием чистой воды симулякров можно наблюдать большое количество «фигур умолчания» в случаях, когда фиксация общественного мнения на том или ином аспекте жизнедеятельности страны не выгодна для власти — как федеральной, так и региональной. Поскольку среднее звено политической элиты прекрасно осознает, что

в вертикально интегрированной стране основные интенции всегда идут сверху, официальному политическому дискурсу достаточно не высказываться по каким-то вопросам, и оно (а вместе с ним и общество) как бы получает индульгенцию «по умолчанию» на все свои последующие действия. Можно утверждать, таким образом, что непредставленность той или иной конкретной ситуации или факта в официальном политическом дискурсе, т. е. его формальное отсутствие, само по себе является важным сигналом — как для трансляторов и адресатов, так и для его исследователей. Турбулентность международных отношений в 2014 г и их отражение на страницах анализируемых СМИ лишь подтверждают данный вывод. Вместе с тем следует помнить, что в современных условиях российской действительности необходимо оперировать действиями основных политических акторов, а не их заявлениями. Поскольку заявления одного и того же адресанта могут зависеть от текущей политической ситуации и прямо противоречить друг другу, на первый план выходят методы дискурс-анализа, направленные на составление когнитивной картины мира того или иного политического актора на основе большого массива его выступлений, или, что еще более важно, — общие тенденции официального политического дискурса, заключенного в соответствующих трансляторах. Именно эти тенденции являются теми интенциями, которыми руководствуется среднее звено политической элиты в своей повседневной практике.

В заключение отметим, что поскольку фиксируемые нами тенденции — это преимущественно те интенции, которыми руководствуется среднее звено политической элиты в своей повседневной практике, для дальнейшего развития политического дискурса в нашем Отечестве весьма важно не только его изменение на высших уровнях трансляции, но и соответствующие процессы на среднем уровне, в том числе и на уровне самих средств массовой информации. Запрос на такие изменения существует и сверху — у политической элиты, озабоченной улучшением имиджа страны, и снизу — у слабо развитого, но все же существующего гражданского общества, обеспокоенного своей неспособностью хоть как-то влиять на формирование текущей повестки дня. Именно в этом обоюдном желании, пронизывающем многие слои нашего общества, кроется пусть и не великий, но все же не равный нулю шанс на развитие политического дискурса в соответствии с общепринятыми демократическими нормами и реальное движение российского общества в сторону модернизационного развития.

В самом конце исследования полагаем необходимым сказать о том, что само поле политической дискурсологии представляется весьма и весьма перспективным для изучения общественно-политической ситуации в России, так как сегодня все более очевидным становится ограниченная применимость классического политологического инструментария для исследования реальной российской политики. Как справедливо указывает российский исследователь Л. Бляхер, политолог все более оказывается в положении «просвещенного», но не «посвященного» в реальные условия принятия политических решений (Бляхер, 2006, с. 3). Для того чтобы мнение политолога-наблюдателя имело право на существование именно как мнение эксперта, а не «одного из миллионов»,

наблюдающих за видимыми проявлениями политики, и возникает необходимость в выработке нового аппарата описания политики, фиксации новых пространств, где принятие политических решений еще можно зафиксировать. И здесь возможности анализа политического дискурса могут сыграть весьма важную роль.

Литература

БляхерЛ. Е. Новые пространства политики и способы их изучения // Новости РАПН. 2006. № 6 (25) (Blyakher L. E. New Spaces of Politics and Methods of Their Research // News of Political Science Association. 2006. N 6 (25)).

Вязовик Т. П. Роль публичной сферы в распространении консервативно-охранительного дискурса начала XIX века // Гражданское общество в России — 2011 // http://www.civisbook.ru/ files/File/Vyazovik_role.pdf (дата обращения: 11.12.2014) (VyazovikT. P. Functions of Public Sphere in Conveyance of Conservative Discourse in the Beginning of the XIXth Century // Civil Society in Russia — 2011 // http://www.civisbook.ru/files/File/Vyazovik_role.pdf Accessed date: 11.12.2014)).

Гаврилова М. В. Лингвистический анализ политического дискурса // Политический анализ. Вып. 3. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. С. 72-78 (Gavrilova M. V. Linguistic Analysis of Political Discourse // Political Analysis. Vol. 3. SPb.: Publ. St. Petersburg State University, 2003. P. 72-78).

Давыдов Ю. Понятие «жесткой» и «мягкой» силы в теории международных отношений // Международные процессы: журнал теории международных отношений и мировой политики. 2013. № 2 // http:///www.intertrends.ru/four/006.htm. (дата обращения: 11.12.14) (Davydov Yu. Concept of "Hard" and "Soft" Power in the Theory of International Relations // International Processes: Journal of International Relations and World Politics. 2013. N 2 // http:// www.intertrends. ru/four/006.htm) Accessed date: 11.12.2014).

Дзялошинский И. М. Роль СМИ в организации диалога власти и общества // Роль СМИ в формировании гражданского общества. М., 2006. С. 84-86 (Dzyaloshinsky I. M. Role of Media in Organization of Dialogue between Authorities and Society // Role of Media in Formation of Civil Society. M., 2006. P. 84-86).

Мирошников М. Ю. Российская политическая ментальность и дискурс идентичности // Дискурс-ПИ. Вып. 5. Екатеринбург: Дискурс-ПИ, 2005. С. 78-82 (Miroshnikov M. Yu. Russian Political Mentality and Discourse of Identity // Discourse-PI. Vol. 5. Ekaterinburg: Discourse-PI, 2005. P. 78-82).

Най Дж. Гибкая власть. М.: Фонд социопрогностических исследований «Тренды», 2006. 224 с. (Nye J. Flexible Power. M.: The Fund of Socio-Prognostics Research "Trends", 2006. 224 p.).

Негров Е. О. Интенции «антиоранжевого» дискурса в ходе думской и президентской кампаний 2011-2012 гг. // ПОЛИТЭКС. 2012a. T. 8, № 2. С. 35-57 (Negrov E. O. Intentions of "Anti Orange" Discourse in the Duma and Presidential Campaigns of 2011-2012 // POLITEX. 2012a. Vol. 8, N 2. P. 35-57).

Негров Е. О. Лоялистский политический дискурс в современной России: сотрудничество или конфронтация? // Власть, бизнес, гражданское общество в условиях модернизации России: институты, стратегии и практики политического сотрудничества. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 22-23 ноября 2013 г / ред.-сост. О. В. Гаман-Голутвина, С. В. Патрушев, Л. В. Сморгунов, Л. Н. Тимофеева. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. С. 171-173 (NegrovE. O. Loyalist Political Discourse in Modern Russia: Cooperation or Confrontation? // Government, Business and Civil Society in Conditions of Modernization of Russia: Institutions, Politics and Practices of Political Cooperation. Proceedings of All-Russian Scientific Conference with International Participation. Moscow, 22-23 November 2013 / еd. O. V. Gaman-Golutvina, S. V. Patrushev, L. V. Smorgunov, L. N. Timofeeva. M.: RIC MGGU named after Mikhail Sholokhov, 2013. P. 171-173).

Негров Е. О. Публичная политика в ходе электорального цикла 2011-2012 гг. Стратегии охранительного политического дискурса // Символическая политика: сб. науч. трудов / отв.

ред. О. Ю. Малинова. Вып. 1. Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. М.: Центр социальных научно-информационных исследований РАН, 20126. С. 202-221 (Negrov E. O. Public Policy During the Electoral Cycle of 2011-2012: Strategies of Conservative Political Discourse // Symbolic Politics: Proceedings / е^ O.Yu. Malinova. Vol. 1. Constructing of Representations of the Past as Power Resource. M.: INION, Center for Social Science and Information Studies RAN, 2012. P. 202-221).

Негров Е. О. Современный охранительный дискурс: анализ сетевых стратегий // Сетевые ресурсы и практики в публичной политике: материалы Всероссийской конференции молодых политологов 8-11 октября 2012 г Краснодар: Просвещение-Юг, 2012в. С. 135-139 (NegrovE. O. Modern Conservative Discourse: Analysis of Network Strategies // Network Resources and Practices in Public Politics: Materials of All-Russian Conference of Young Political Scientists, 8-11 October 2012. Krasnodar: Education South, 2012. 245 p. P. 135-139).

Нежданов Д. В. Особенности становления современного политического дискурса: значение метафорического терминотворчества // Вопросы управления (Екатеринбург). 2011. Вып. 4 (17). С. 14-26 (NezhdanovD. V. Characteristics of Formation of Modern Political Discourse: Value of Metaphorical Creations of Terms // Management Issues (Ekaterinburg). 2011. Vol. 4 (17). P. 14-26).

Паршин П. Б. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России // Перспективы: сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. Публикация 03.03.14 // http://www.perspektivy.info/book/problematika_magkoj_sily_vo_vnesh-nej_politike_rossii_2014-03-03.htm (дата обращения: 11.12.2014) (Parshin P. B. Problematics of «Soft Power» in Russian Foreign Policy // Prospects: Network Edition of The Centre for Research and Analytics of the Fund of Historical Perspective. Publication 03.03.14 // http://www.perspektivy. info/book/problematika_magkoj_sily_vo_vneshnej_politike_rossii_2014-03-03.htm Accessed date: 11.12.2014)).

Nye J., Jr. Why China is week on soft power // New York Times. 2012. 17 jan. // http://www. nytimes. com/2012/01/18/opinion/why-china-is-weak-on-soft-power.html?_r=0. Accessed date: 11.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.