ББК Ф011.3 + Ю952:Ф01
К. В. Киуру
ДИСКУРС-ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРИЗМАТИЧНОСТИ ПОЛИТИКА
Проблематика исследований харизмы в целом и харизматического политика в частности достаточно широка и объединяет подходцы самых разных дисциплин, таких как социология, психология, культурология, когнитивистика, лингвистика, дискурс-теория, прагматика. Соответственно и темы, получившие свое развитие в русле «харизма-теории», многогранны. Так, это, во-первых, изучение концепта «харизма» в аналитическом и синтетическом аспектах (разложение понятия на составляющие и попытка осмыслить данное явление во всей его целостности) и, во-вторых, изучение дискурсной природы явления. Общая теория харизмы, таким образом, объединяет в себе типологические, исторические, культурологические, этические, коммуникативные аспекты. Все они, органично вплетаясь друг в друга, «работают» в унисон, но при этом каждая сохраняет свое особое звучание, характеризуя время и место зарождения данного феномена, а также время самого исследования.
Современная наука сосредоточила свое внимание в максимально большой степени на коммуникативном аспекте харизмы, и это не случайно. Настоящий уровень развития СМИ в целом и СМИ-технологий в частности поднял на новый, доселе невиданный, уровень возможности конструирования имиджа политика и воздействия этого имиджа на социально-политический и психологический климат страны. Совершенствование этих технологий приводит к тому, что сама харизма, как отмечают исследователи, также под дается, в определенной степени, конструированию, в результате чего мы имеем дело уже не с собственно харизмой, а с ее аналогом, псевдохарюмой, артефактом. Таким образом, коммуникативная данность может быть представлена не только как аспект проявления феномена харизмы, но и как ее фактическое бытие. В таком случае мы можем говорить о факте ее дискурсного существования и возможности ее изучения дискурс-методиками или, как мы это стремимся продемонстрировать в данном исследовании, с помощью дискурс-экспертизы. Мы полагаем, что в таком случае можно вести речь как о построении дискурс-модели харизмы, так и о наличии такого феномена, как харизматический дискурс, к определению которого нас подводит сама история изучения харизмы.
На сегодняшний день ни одно исследование харизматического лидерства не обходится без ссылки на М. Вебера, который, разработав теорию легитимного господства, среди типов лидерства выделил традиционное лидерство (основанное на традициях и обычаях), рационально-ле-гальное (основанное на законах) и собственно харизматическое лидерство. Вебер полагал, что
последнее основано на вере в необыкновенные качества вождя.
Определение харизматического лидера (вера в необыкновенные качества) содержит в себе концепт данного феномена. Мы обнаруживаем в нем, во-первых, три составляющие: лидер, его аудитория и «незримая» связь лидера с аудиторией. Во-вторых, необходимо признать и учитывать наличие:
1) необыкновенных качеств лидера (качества, актуализированные лидером и коммуницируемые аудитории);
2) веры в то, что эти качества существуют и действительно присущи данному лидеру (качества, декодируемые аудиторией и приписываемые аудиторией лидеру);
3) текста/дискурса, который эту связь означивает.
Как видим, такое развитие концепта позволяет
поместить харизму в плоскость дискурса, дискурс— экспертизу в разряд методик исследования харизмы.
Однако перед тем, как мы приступим к развитию данной идеи в полной мере, обратимся к двум значимым для нас (с учетом анализируемого контекста) исследований, в которых предложены результаты осмысления понятия харизма в коммуникативном аспекте по двум выше обозначенным направлениям —качества лидера и связь лидера с аудиторией.
Изучение особых качеств лидера, исходя из его взаимодействия с аудиторией, позволяет предложить для рассмотрения пять ключевых атрибутов харизматического лидера:
а) способность воздействовать на людей и заряжать энергией;
б) внешность, привлекающая массы;
в) риторический дар и способность к коммуникации;
г) умение вызывать состояние комфорта при восприятии;
д) реализация имиджа сильного человека.
Мы обратились именно к этой модели харизматического лидера, ибо в ней просматриваются четыре значимых для нас аспекта. Это структурный элемент модели: здесь он представлен качеством «сильный», которое заложено в основу имиджа харизматического лидера. Это также иерархический (прагматический) компонент модели, репрезентирующий значимость субъекта — способность воздействовать на людей. Это, наконец, системный и линейный компоненты модели: коммуникативные коды харизматического лидера — невербальные (внешность) и вербальные (риторика) характеристики его речевого поведения.
В свою очередь, проработка специфики реализа-
ции связей харизматического лидера с аудиторией с учетом их формальной организации позволяет выделить такие варианты (типы) харизмы, как:
— Дворцовая харизма — способность лидера привязать к себе ближний круг последователей;
— Институциональная харизма — способность лидера привязывать к себе институциональный круг и себя к институту;
—Харизма для масс—способность лидера привязывать к себе массы.
Среди ключевых условий реализации этих связей можно назвать наличие объединяющей миссии для реализации институциональной харизмы или умение вызывать у толпы сантименты для реализации харизмы д ля масс (что также перекликается с веберовской идеей наличия двух встречных условий: осознания лидером своей особой миссии и судьбы и наличия интенсивной эмоциональной поддержки лидера со стороны аудитории).
Здесь обнаруживается преемственность наших подходов, ибо именно для построения дискурс-портретов ключевых политических лидеров мы задействовали такие дискурс-категории, как целевая аудитория, миссия, риторические практики.
Наконец, обратимся к контекстным позициям — причинам, которые исследователи харизматических лидеров фиксируют в качестве определяющих. Среди них:
— Социальный кризис или его предощущение, сопутствующими элементами которого могут быть осознание потери корней, неверие в политическую эффективность и пр., а значит, и надежда на то, что лидер может восстановить потерянные связи или установить новые, не менее значимые;
—Причины исторического и культурного плана, когда в лидере усматриваются черты народных (былинных) героев, и тогда, даже в случае разрыва с традицией, он воспринимается как носитель мифологии данного общества;
—Политический кризис, когда лидер становится ключевой фигурой политического процесса, подменяя собой все другие политические структуры, которые неэффективны, либо подаются как неэффективные (политические партии и СМИ, потерявшие способность привлечь аудиторию к реальному политическому процессу).
Если рассматривать ситуацию в дискурсе политического лидера, то есть «перевести» эти причины на язык дискурс-исследований, то естественно вести речь об актуализации и различных вариантах наполнения таких категорий, как интерсубъективность, интерсобытийность, интертекстуальность, миф -— реальность, дискурсные практики и ряд др.
Как видим, дискурс-анализ в определенном смысле помогает совмещать наметившиеся подходы в исследовании харизмы: лидер-ориентированные, аудитория-ориентированные и кортеж-ориентиро-ванные, добавляя еще одну (синтезирующую) пози-
цию —дискурс-ориентированные (включающую не только субъективную, но и предметную, а также знаковую ситуации общения). Поэтому дискурс-модель харизмы не является притянутой откуда-то со стороны, а значит, принципиально отличной от предыдущих и может многое прояснить для дальнейших исследований этого уникального явления.
Исходя из вышесказанного наше рабочее определение понятия «харизматический лидер» будет носить синтезированный характер, то есть будет основано (в первичном прочтении) на идентификации и, далее, единении «лидер-фокусиро-ванных» и «аудитория-фокусированных» («свита-фокусированных») подходов. Параллельно в фокусе внимания сохраняются вербальные (речеповеденческие) и невербальные (собственно поведенческие) коды общения. Заданное нами множество создает категориальное поле для анализа типологических свойств харизматического лидера.
Конструируя дискурсное прочтение понятия «харизматический лидер», мы исходим из следующих шести позиций:
1) харизма коммуникативна, что означает наличие определенного схватывающего, промежуточного элемента между лидером и его последователями;
2) харизма—целостное понятие, и ее компоненты значимы не сами по себе, а лишь в совокупности. Поэтому типология лидерства строится в многогранном, а не линейном пространстве;
3) харизма не только атрибутивна, но и деятельностна. Будучи данным от природы (заложенным в генах), харизматическое начало может оставаться в латентном состоянии или получать развитие. Случается, однако, что у лидера нет ярких природных данных, и окружение «раскручивает» его, используя различные политтехнологи. Когда имидж является результатом манипуляций, мы имеем дело с псевдохаризмой;
4) понятие «харизма» приложимо к разным видам деятельности и разным сферам: не только политической, но и педагогической, экономической (бизнес, менеджмент), сценической и пр.;
5) от исследователя требуются объективированный (нейтральный) подход к понятию «харизма». Это важно отметить, поскольку во многих публикациях харизматический субъект «отягощен» ярко выраженной отрицательной или положительной коннотацией (герой или злодей);
6) для нас харизма является рабочим определением. Мы стремимся вписать лидера в национально-исторический контекст и реконструировать его качества из рутинных (обычных) действий. Суть харизматического лидера в сочетании спроса и предложения. Такой подход можно назвать прагматичным, и он представляется нам вполне оправданным и оптимальным.
Рассмотрим специфику составляющих понятия «дискурс-харизма» с учетом того опыта, который мы
Политическая коммуникация
приобрели, проводя анализ вербального и невербального поведения политических лидеров и построив их дискурс-портреты, а также с опорой на социальный, профессиональный и просто жизненный опыт исследователей, зафиксированный в специальной и художественной литературе. Иначе говоря, проведем инвентаризацию содержательных компонентов харизмы с учетом общих тенденций поведения харизматического лидера.
Лвдер-фокусированная составляющая харизмы. Среди компонентов этой составляющей есть системные, структурные, линейные, иерархические компоненты, находящиесявовзаимодействии,что делает данную составляющую определенной целостностью, а значит, позволяет нам рассматривать ее в качестве относигель-носамостоятельнойфункциональнойданности.
К системным мы относим такие индивидуальные особенности субъекта, как черты характера, поведения, в том числе речевого, знакового. Любопытно, что анализ дискурса харизматического лидера (то есть того, кого общественное и сугубо профессиональное мнение относит к данной категории лидеров), демонстрирует наличие характерных противоречий: сильная воля, деловая хватка и вместе с тем исключительное обаяние, открытость; любопытство, живой интерес к людям и одновременно четкая нацеленность на достижение результата любым пугем; исключительная скромность, простота, общительность и вместе с тем сверхконцентрация на чем-то определенном, уход от рутины. Другие возможные сочетания — исключительная доброта (к животным или семье) и тут же—исключительная жестокость (к тем, кого хариз-матик называет врагами). Мы полагаем, что наличие такого противоречия, а также интенсивность проявления каждого из дихотомических качеств, представленных в дискурсе лидеров (реконструированных из дискурса), могут рассматриваться в качестве потенциальных маркеров харизматичности.
Среди линейных компонентов — наличие в дискурсе субъекта его жизненной истории (или реконструкция таковой из дискурса), которая может быть представлена как непосредственно (прямым нарративом о себе), так и косвенно (через отдельные разовые выходы на какие-то биографические факты, а также с помощью интертекстуальности и других ин-тер-категорий). Политический лидер без своей истории (из ниоткуда), возможно, и в состоянии претендовать на харизматичность, однако в таком случае его историю будут за него «писать» (домысливать) свита, аудитория, враги. Примеры жизненных историй харизматиков при всей своей исключительности имеют некоторые типовые черты (а возможно, они обрастают этими типовыми чертами со временем, становясь хрестоматийными образцами, примерами для подражания, квазимоделью поведения).
К структурным можно отнести деятельность лидера (представленную в дискурсе и реконструируемую из него) как практическую, так и мыслитель-
ную в их развитии, с учетом направления, глубины, интенсивности, направленности и пр. Здесь предполагается, что исключительность (все тот же неизбежный маркированный компонент содержания понятия «харизма») должна присутствовать в том, как ха-ризматик структурирует основные концепты своей деятельности, то есть на что в конечном итоге эта деятельность выводит, какую миссию он на себя берет, как эту миссию преподносит.
Среди иерархических компонентов следует назвать наличие в дискурсе субъекта телеологических характеристик, то есть формулировок (прямых или косвенных) целей и программных задач (которые лидер ставит перед собой и другими), ценностных приоритетов.
Такая многоплановость, поликомпонентность явления харизмы делает его «живым»,то есть обеспечивает функциональный подход к изучению данного явления в выше обозначенном аспекте.
Понятно, что список непосредственно фиксированных характерных черт «страдает» некоторой относительностью. Этичерты—результат, ане причина того, почему тот или иной субъект относится к категории харизматиков. Иначе говоря, вопрос выбора черт поведения и проявления себя, которые делают харизматика таковым, не настолько однозначен. Здесь «работают» история, культурная традиция, жизненные обстоятельства. Так, простота и скромность сами по себе не могут сделать политика хариз-матиком, однако, являясь важным атрибутом его образа/имиджа (скажем, образа Ленина), эти качества приобретают ореол харизматичности в восточнославянском регионе.
Для полноты картины перечислим ряд качеств харизматического лидера, которые отмечены исследователями на более широком политическом пространстве. Эти качества учитывают все этапы их ценностей характеристики. Они касаются как их убеждений, так и непосредственной деятельности. Это состояние постоянной борьбы (бойцовская позиция в интересах группы) с элементом некоторого остракизма (или создания видимости остракизма, в ретроспективе — гонений). И преодоления трудностей. У него особое происхождение, особая роль (слуга народа), он носитель знаков, обладатель высокой идеи, он превосходит других, влияет на подчиненных, формирует идеологию. Он последователен на всем жизненном пути. На нем лежит некий сексуально-мистический налет. Он одарен особыми качествами: выдающийся оратор, пророк, его речь образна, жест выразителен, в нем ощущается определенная театральность. У него некое артистическое амплуа (например, благородный отец, «батька»). Обладает запоминающимся, выделяющим его стилем, голосом (афористические находки в речи), манерой одеваться, вести себя. В нем глубинный смысл. Он не должен быть соглашателем. Он активен, энергичен, динамичен. С ним —
престиж. Есть определенные черты избранности — озарение (голос свыше), свои ритуалы (например, игра в хоккей или военные единоборства), «миропомазание» (меня народ поставил), даже может быть какая-то особая болезнь (которая не только не разрушает, но и усиливает харизму). Его деятельность характеризуется как новаторская (восстание против изживших себя порядков или хотя бы претензии на новизну). Для него характерен выход за пределы обыденной коммуникации, умение брать на себя ответственность, стремление расширить свое пространство и влияние. Харизматик не склонен кого-то успокаивать, преуменьшать трудности, опасности, а скорее — держать в напряжении.
Аудитория-фокусированная составляющая. Здесь целостный набор характеристик лидера, востребованные обществом качества, идеи и формы деятельности, запрашиваемые обществом. Функциональное бытие этой целостности можно представить как постоянное перераспределение элементов от центра к периферии. Это перераспределение осуществляет аудитория в зависимости от ее качеств или от времени, места, стечения обстоятельств. К примеру, сегодня может быть важна скромность, а завтра — воля, сегодня—нарратив о себе, а завтра—действие. Отсюда противоречивость качеств харизматика — он должен владеть всем арсеналом качеств и по необходимости пользоваться каждым из них. Как бы он себя ни проявил (добрым или злым), харизматический лидер всегда остается на определенном удалении от аудитории, на некоем условном пьедестале.
Если харизма, как проявление определенной целостности, состоялась, то аудитория безразлична ко многому другому, например, к морально-этическому аспекту (вот почему обвинение харизматического лидера в нарушении морально-этических норм не работает), здоровью, в том числе психическому (что, наоборот, может рассматриваться как констатация избранности субъекта, о чем мы говорили выше).
Кортеж-фокусированная составляющая. Для харизматика, безусловно, важны также сильные (экстраординарные) интерактивные качества. Среди них обычно называют такие качества, как впечатлительность, доверие, привязанность. Харизматик направляет аудиторию, удерживает внимание, имеет успех. С ним обаяние, притягательность, архаический магнетизм. Он редко вызывает безразличие. Его либо любят, либо ненавидят. Тот факт, что аудитория в общении с харизматшсом подвержена сильному эмоциональному воздействию (конструктивному или деструктивному), способствует, в свою очередь, быстрому установлению контакта и тем самым усиливается воздействие на других уровнях общения.
Когда есть предложение со стороны индивидуума (набор составляющих) и есть запрос общества (а это может быть и другой набор составляющих), то оправдана и необходима с учетом места и времени (здесь и сейчас) аналитическая работа
по выявлению совпадающих и несовпадающих элементов. Лидер вынужден создавать себя и конструировать «свое» общество, искать рычаги влияния на общественное мнение, если эта способность не дана субъекту «по наитию». Не думаем, что такая «настройка» хоть как-то преуменьшает харизму. Просто следует, как всегда, отличать талантливость от гениальности, но они равно «работают» в сцепке. В любом случае мы вправе говорить об исключительности лидера. Однако в первом случае ему, вероятно, требуется пройти гораздо более долгий путь восхождения к своему «звездному часу», а во втором случае это дается сразу и навсегда. А, возможно, это связано и с точкой отсчета: те, кто живут с нами, — просто талантливы, те, кто умер, — гениальны.
Итак, мы полагаем, что на основании вышеуказанного можно согласиться, что харизматический лидер — это лидер, обладающий очень многими, в том числе противоречивыми качествами, среди которых интерактивные, позволяющие ему оказывать сильное воздействие (рациональное/эмоциональное) на аудиторию. Его качества проявляются в нем достаточно сильно (интенсивно), и это осознается другими, благодаря чему он сразу же выделяется из общей массы людей. Это человек состоявшийся, демонстрирующий уверенность в себе, владеющий ситуацией (т. е. четко проецирующий себя на настоящее), к тому же он обладает четким видением перспективы. Он имеет определенную, четко очерченную, выдающуюся, ценностно-высокую миссию (great mission). Это лидер, проецирующий себя в реальность и общество посредством запоминающейся жизненной истории, в которой актуализированы и субъект-предметные и субъект-субъективные содержательные компоненты, — много труда, борьбы, достижений, много последователей, учеников, друзей, врагов. Это лидер, знающий, что и зачем делает, он своими идеями освещает людям путь. Все это он успешно ком-муницирует, легко устанавливает контакт с аудиторией, обнаруживая при этом необходимые для своего времени ораторские способности и владение наиболее эффективным (для своего времени и своей страны) средством массовой коммуникации. Это лидер, который вобрал в себя качества, актуальные для времени (современен), данной страны (возрождает/развивает традиции или способствует зарождению новых традиций), для данного пола (гендерный аспект).
Тест
В данной работе мы предлагаем дискурс-тест на харизматичность. Мы строим такой тест на следующих составляющих дискурса политика:
1. Декларируемые качества лидера с учетом их: а) многообразия; б) противоречивости; в) интенсивности; г) современности; д) привязанности к национальной почве; е) сильной позиции в гендерном аспекте.
Политическая коммуникация
2. Репрезентация себя с учетом наличия сильного «я» (эксплицитного или имплицитного).
3. Проекция «я» политика во времени и пространстве на актуализацию позиции «здесь и сейчас».
4. Присутствие прогноза, пророчеств (разовое, многоразовое, с интерпретацией, поддерживаемое другими категориями).
5. Наличие особой миссии (какой именно).
Категории анализа.
Качества лидера:
а) многообразие
б) противоречивость
в)интенсивность
г) современность
д) привязанность к национальной почве
е) сильная позиция в гендерном аспекте
Самоидентификация (наличие сильного «я»: имплицитного + эксплицитного с учетом интенсивности их проявления)
«Здесь и сейчас»
Присутствие прогноза, пророчеств
Наличие особой миссии (какой именно)
Качественная характеристика миссии (ее интерпретация)
Наличие предмета разговора с учетом аудитории
Наличие идеи
Ораторские качества (использование всего арсенала риторических приемов)
Владеет жанром интервью Умение коммуницировать идеи Интерактивность (контакте аудиторией) Соответственно каждая из этих составляющих замеряется либо по одномерной шкале (да / нет), либо по многомерной («да» в какой степени: от «+» до «++++»). Подсчет общего количества плюсов, а также специфических качеств, как мы полагаем, позволяет выявить наличие/отсутствие черт харизматичности у лидера, а также степень проявления данного типологического качества. Здесь следует подчеркнуть тот факт, что количество плюсов (максимальное число «четыре») мы ставили исходя из соотнесенности дискурс-данных представителей выборки. Так, максимальное число плюсов не означает, что та или иная категория абсолютно актуальна для дискурса данного политика, а лишь что она наиболее актуальна и значима по сравнению с дискурсами других лидеров выборки. Соответственно, один «+» означает просто факт наличия того или иного признака, как «—» означает факт отсутствия данного признака в дискурсе политического лидера.
Следует добавить также, что данный тест на харизматичность замеряет такое явление, как «харизма для масс» (но не «дворцовая» или «институциональная харизма»), ибо проводится по результатам анализа текстов, адресованных самой широкой аудитории — аудитории СМИ.