Научная статья на тему 'Дискурс и текст художественного произведения'

Дискурс и текст художественного произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4647
600
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ТЕКСТ / ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / КАРТИНА МИРА / ПРОСТРАНСТВО ДИСКУРСА И ТЕКСТА / DISCOURSE / TEXT / UTTERANCE / INSTITUTIONAL DISCOURSE / IMAGINATIVE LITERATURE / PICTURE (IMAGE) OF THE WORLD / SPACE OF A DISCOURSE AND A TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Асратян Зоя Дмитриевна

Рассмотрены проблемы разграничения понятий дискурса и текста. Под дискурсом понимается вся идеологически оформленная деятельность языковой личности (широкое значение), а также результат этой деятельности текст (узкое значение). Показано, что пространство дискурса как в широком, так и в узком понимании этого понятия открыто (в коммуникацию, в различные институциональные дискурсы и тексты, другие тексты того или иного автора и т. д.), а пространство текста закрыто, как результат его целостности и завершенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOURSE AND TEXT IN IMAGINATIVE LITERATURE

The article dwells upon the notions of discourse and text. Discourse is understood as all ideologically determined activity of a language-using personality (the broad meaning of the term) and as the result of such an activity -a text (the narrow meaning of the term). The space of a discourse is shown to be opened (into communication, into various institutional discourses and texts, into other texts of this or that author, etc.), while the space of a text is closed as the result of its integrity and completeness.

Текст научной работы на тему «Дискурс и текст художественного произведения»

Коммуникативные стратегии в дискурсе

УДК 811.111-26 DOI: 10.14529/Ппд150404

ДИСКУРС И ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЗД. Асратян

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов,

г. Набережные Челны

Рассмотрены проблемы разграничения понятий дискурса и текста. Под дискурсом понимается вся идеологически оформленная деятельность языковой личности (широкое значение), а также результат этой деятельности - текст (узкое значение). Показано, что пространство дискурса как в широком, так и в узком понимании этого понятия открыто (в коммуникацию, в различные институциональные дискурсы и тексты, другие тексты того или иного автора и т. д.), а пространство текста закрыто, как результат его целостности и завершенности.

Ключевые слова: дискурс, текст, высказывание, институциональный дискурс, художественная литература, картина мира, пространство дискурса и текста.

В середине прошлого столетия в когнитивной лингвистике появилось понятие дискурса. Вначале оно ассоциировалось с устной речью, но уже в 6070 гг. дискурс начинает пониматься как текст, как связная последовательность предложений и речевых актов. В свете современных подходов дискурс - это сложное коммуникативно-прагматическое явление, которое помимо текста включает в себя еще и необходимые для его понимания экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресанта и т. д.). По определению Н.Д. Арутюновой, «дискурс (от франц. discours-речь) - связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)» [2, с. 136-137].

Однако многие исследователи понимают под дискурсом не только и не столько текст. Так, Ю.С. Степанов определяет дискурс как особое использование языка, «за которым встает особая грамматика, особая лексика, особые правила словоупотребления и синтаксиса, особая семантика». И все это создает особый «возможный (альтернативный) мир» [10, с. 43]. Этот особый мир отражается в различных институциональных дискурсах: философском, психологическом и др., где данное понятие не ограничивается рамками текста и/или текстов, а включает в себя все вербализованное ментальное пространство той или иной науки.

У. Чейф отмечал, что «дискурс многосторонен, и достаточно очевидна ограниченность любых попыток отразить его моделирование, сведя дискурс к одному или двум измерениям...» [12, с. 49].

Дискурс неотделим от языковой личности. Ю.Н. Караулов считает, что за каждым продуктом

дискурса, текстом, стоит языковая личность, владеющая системой языка [5, с. 27]. Более того, как справедливо заметил К.Ф. Седов, «за каждой языковой личностью стоит множество производимых ею дискурсов» [8, с. 4].

По мнению М.Я. Дымарского, дискурс одновременно и семиотизация культурно-исторического события, и речевая деятельность, ее продукт, т. е. текст, и поэтому он шире и глубже текста [4, с. 28].

Эту же мысль подчеркивает Г.Н. Манаенко, которая считает, что «любой дискурс порождает текст - конкретный материальный объект, отображающий специфику взаимодействия людей при создании информационной среды в той или иной сфере деятельности» [6, с. 30].

Часто при анализе дискурса он противопоставляется высказыванию. Так, по мнению Луи Геспена, «высказывание - это последовательность фраз, заключенных между двумя семантическими пробелами, двумя остановками в коммуникации; дискурс - это высказывание, рассматриваемое с точки зрения дискурсного механизма, который им управляет. Таким образом, взгляд на высказывание с позиций его структурирования „в языке" определяет его как текст; лингвистическое исследование условий производства текста определяет его как „дискурс"» [Цит. по: 9, с. 550]. М. Фуко также подчеркивал идеологическую составляющую дискурса, отмечая, что «описать высказывание - не означает анализировать отношения между автором высказывания и тем, что он сказал (или хотел сказать, или сказал, не желая); это означает определить, какова позиция, которую может и должен занять любой индивид, чтобы быть субъектом данного высказывания» [14, с. 126].

Таким образом, дискурс, по нашему мнению, можно определить как идеологически оформленную речевую деятельность языковой личности, которая формирует вербальное пространство той

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2015. Т. 12, № 4. С. 17-20

Коммуникативные стратегии в дискурсе

или иной науки или искусстваво взаимодействии с другими участниками этой деятельности (активными или пассивными), а также как результат этой деятельности - текст или совокупность текстов с учетом их коммуникативных и экстралингвистических характеристик.

Из этого следует, что всякий текст с учетом его коммуникативных и экстралингвистических характеристик является дискурсом, т. е. продуктом дискурса, или, по-другому, дискурсом в узком смысле слова. По этой причине древние тексты, которые не вступают напрямую в коммуникацию, а нуждаются в расшифровке, не могут рассматриваться как дискурс. Текст, написанный на незнакомом читателю языке, также не является дискурсом.

Другими словами, пространство дискурса, как в узком, так и в широком значении этого понятия, открыто (в коммуникацию, в другие институциональные тексты, другие тексты того или иного автора и т. д.), а пространство текста закрыто, как результат его завершенности.

Текст - это завершенный продукт речемысли-тельной деятельности, характеризующийся концептуальной обусловленностью, формальной связностью и содержательной целостностью, прагматически ориентированный и существующий как в письменной, так и в устной форме. «Текст, например, текст романа, - считает Ю.С. Степанов, -является... именно текстом, связной совокупностью высказываний, а дискурсом романа будет картина мира, создаваемая посредством этого текста, вплоть до «идеологии», авторских предпочтений, его симпатий и антипатий, «подтекста», отношений к другим романам и вообще к другим текстам, и т. д.» [11, с. 36].

Текст - это сложное явление, поэтому существует множество его определений в зависимости от тех задач, которые ставят перед собой исследователи.

В художественной литературе наряду с общими для всех текстов характеристиками имеются и свои специфические особенности. Как образно заметил Х.Г. Гадамер, «в языковом оформлении человеческого опыта мира происходит не измерение или учет наличествующего, но обретает голос само сущее в том виде, в каком оно в качестве сущего и значимого являет себя человеку» [3, с. 527]. Еще Аристотель, рассматривая эту проблему, отмечал, что опыт есть знание единичного, а искусство - знание общего: «.поэзия философичнее и серьезнее истории, ибо поэзия больше говорит об общем, история - о единичном» [1, с. 655].

Мир художественного текста имеет креативную природу и создается воображением писателя. Художественный текст или дискурс в узком понимании этого термина вымышленный, в котором изображаемый мир соотносится с действительностью опосредованно, преломляясь через индивидуально-авторское его восприятие, преобразуясь в соответствии с интенцией автора, т. е. концептуа-лизируясь. Важнейшими функциями художественного текста являются не информативность, а эмотивность, а также эстетическая функция, кото-

рая обусловлена взаимодействием интеллективной и эмотивной информации. Эстетическая информация возникает, если произведение искусства отвечает эстетическим запросам своего времени, которые не остаются неизменными, а меняются вместе со временем, отражая ментальность своей эпохи, ее эстетические ценности и приоритеты. Следует отметить исключительную важность формы для произведения искусства. Художественное произведение не допускает никакого изменения формы, ибо форма в произведении искусства содержательна, и любая ее трансформация влечет за собой изменение содержания произведения.

Однако картина мира создается не только автором и порождаемым им текстом, но и тем, кто этот текст читает: его интеллектом, культурой, образованием, эмпатией, его идеологией. И в этой практике взаимодействия картины мира субъекта с картиной мира объекта и рождается практика дискурса.

Более того, как совершенно справедливо заметил Г. Кресс, «любой отдельно взятый текст <...> может быть результатом множества дискурсов, часто противоречивых, поскольку текст редко бывает цельным с точки зрения лингвистических особенностей, которые он содержит, или дискурсов, которые он выражает» [Цит. по: 7, с. 11]. И в свете такого подхода текст шире дискурса, поскольку способен включать множество дискурсов. В этом случае текст или дискурс в узком смысле этого понятия можно определить как идеологически оформленный результат речемыс-лительной деятельности языковой личности, выражающий или отражающий дискурс или дискурсы в широком смысле (институциональные дискурсы). В художественной литературе это проявляется в том, что текст, отражая различные аспекты реального мира, как бы отчасти уподобляется им, внося в свою структуру элементы тех функциональных стилей, которым он (текст) подражает, и, соответственно, элементы тех дискурсов, которые в нем отражаются.

Однако, будучи произведением одного автора, художественный текст одновременно объединяет различные институциональные дискурсы.

Рассмотрим это на конкретном примере из современной британской литературы. В романе Себастьяна Фолкса «Неделя в декабре» [13] представлена пестрая картина современного британского общества. Герои произведения различаются по социальному положению, по возрастным характеристикам, по уровню образования, по национальной и религиозной принадлежности, по идеологии и нравственным ценностям. И все эти различия обусловливают обращение автора к различным институциональным дискурсам: экономическому, педагогическому, психологическому, медицинскому, юридическому и т. д. Кроме того, являясь художественным произведением, роман принадлежит к дискурсу художественной литературы, а будучи произведением С. Фолкса, входит в дискурс произведений данного автора. В

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.

2015, vol. 12, no. 4, pp. 17-20

Асратян З.Д.

Дискурс и текст художественного произведения

двух последних случаях он представляет собой дискурс в узком смысле этого понятия, т. е. текст.

Однако в отличие от дискурса текст имеет и свои собственные характеристики, важнейшими из которых являются его целостность и завершенность. Несмотря на многообразие сюжетных линий и институциональных дискурсов в романе его целостность обеспечивается рядом факторов, среди которых следует выделить время и место действия: Лондон, неделя в декабре. Время действия (A Week in December) вынесено в заглавие произведения и занимает, таким образом, сильную позицию в тексте.

Роман состоит из семи глав по количеству дней недели, описанных в нем. Связь между этими главами достигается в том числе и тем, что в них описываются события, связанные с одними и теме же героями. Кроме того, героев данного произведения или их ближайших родственников и знакомых объединяет состоявшаяся в конце недели (в субботу) в доме члена парламента Ланса Топпинга и его жены Софи вечеринка, куда они были приглашены.

Есть и еще один связующий элемент в этом романе - это анонимный велосипедист, который с выключенными фарами очень опасно ездит по улицам Лондона и неожиданно возникает перед нашими героями, пугая их, а иногда и заставляя их переосмыслить жизненные ценности и свои поступки, как это произошло с террористом Хасаном аль-Рашидом.

Завершенность романа проявляется в создании образа современной британской столицы с ее многочисленными социальными, нравственными, психологическими и религиозными противоречиями.

Тема данного произведения - образ современной Англии, представленный различными социальными группами и слоями. Эта тема соотносится с авторской трактовкой по схеме: х есть у, где х - это тема художественного текста, а у - ее авторская интерпретация. Возвращаясь к тексту романа С. Фолкса, данную схему можно представить следующим образом: современное британское общество - это пестрая социальная, национальная, конфессиональная и культурная среда, в которой для выживания необходимо находить точки соприкосновения.

Литература

1. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1984. Т. 4. -С. 645-681.

2. Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова //Лингвистический энциклопедический словарь;

под ред. В.И. Ярцевой. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 136-137.

3. Гадамер, Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 700 с.

4. Дымарский, М.Я. Проблемы текстообразо-вания и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.) /М.Я. Дымарский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эдиториал УРСС, 2006. - 328 с.

5. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность /Ю.Н. Караулов. -М., 1987. - 264 с.

6. Манаенко, Г.Н. Когнитивные основания информационно-дискурсивного подхода к анализу языковых выражений и текста /Г.Н. Манаенко // Язык. Текст. Дискурс: межвузовский научный альманах / под ред. Г.Н. Манаенко. - Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2005. Вып. 3. - С. 22-32.

7. Русакова, О. Ф. Основные теоретико-методологические подходы к интерпретации дискурса / О.Ф. Русакова // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2007. Вып. 7. - С. 5-34. www.ifp.uran.ru/files/publ/ eshegodnik/2007/2.pdf (дата обращения: 09.10.2014).

8. Седов, К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: психо- и социолингвистические аспекты / К.Ф. Седов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - 180 с.

9. Серио, П. Анализ дискурса во Французской школе (дискурс и интердискурс) / П. Серио // Семиотика: антология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -С. 549-562.

10. Степанов, Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принципы Причинности / Ю.С. Степанов // Язык и наука конца XX века: сб. ст. М.: РГГУ, 1995. - С. 35-73. http://philologos. narod.ru/ling/stepanov.htm (дата обращения: 21.01.2015).

11. Степанов, Ю.С. В мире семиотики / Ю.С. Степанов // Семиотика: Антология / сост. Ю.С. Степанов. - Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 5-42.

12. Chafe W. Beyond Beads on String and Branches in a Tree // Conceptual Structure, Discourse, and Language. - Stanford, 1996. - P. 49-66.

13. Faulks, S. A Week in December /S. Faulks. -London: Vintage Books. 2010. - 392 p.

14. Foucault, M. 1969. Archaeology of Knowledge and the Discourse on Language. Tran. A.M. Sheridan Smith / M. Foucault. - Pantheon Books, New York, 2002. - 254 p. - http:// en.wikipedia.org/wiki/Special:BookSources/0415287537 (дата обращения: 14.11.2014).

Асратян Зоя Дмитриевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов (Набережные Челны), asratyan@mail.ru

Поступила в редакцию 2 февраля 2015 г.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2015. Т. 12, № 4. С. 17-20

Коммуникативные стратегии в дискурсе

DOI: 10.14529/ling150404

DISCOURSE AND TEXT IN IMAGINATIVE LITERATURE

Z.D. Asratyan, asratyan@mail.ru

Naberezhnye Chelny Institute of Socio-Pedagogical Technologies and Resourses, Naberezhnye Chelny, Russian Federation

The article dwells upon the notions of discourse and text. Discourse is understood as all ideologically determined activity of a language-using personality (the broad meaning of the term) and as the result of such an activity -a text (the narrow meaning of the term). The space of a discourse is shown to be opened (into communication, into various institutional discourses and texts, into other texts of this or that author, etc.), while the space of a text is closed as the result of its integrity and completeness.

Keywords: discourse, text, utterance, institutional discourse, imaginative literature, picture (image) of the world, space of a discourse and a text.

References

1. Aristotel'. Poetica [Poetics]. Moscow, 1984, vol. 4, pp. 645-681.

2. Arutyunova N.D. Diskurs [Discouse]. Moscow, 1990, pp. 136-137.

3. Gadamer H. G. Istina imetod: osnovy filosofskoy germenevtiki [Truth and Method: the Basis of Philosophic Hermeneutics]. Moscow, 1988, 700 p.

4. Dymarskiy M.Ya. Problemy tekstoobrazovaniya i khudozhestvennyy text (na materiale russkoy prozy XIX-XX v.) [Text Formation Problems in Imaginative Literature (on the Basis of Russian Prose of the XIX-XX c.)]. Moscow, 2006, 328 p.

5. Karaulov Yu.N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost' [The Russian Language and a Language-using Personality]. Moscow, 1987, 264 p.

6. Manaenko G.N. Kognitivnye osnovaniya informatsionno-diskursivnogo podkhoda k analizu yazykovykh vyrazheniy i teksta [Kognitive Basis of the Informative-discourse Approach to the Analysis of Language Utterances and aText]. Stavropol', 2005, issue 3, pp. 22-32.

7. Rusakova O.F. Osnovnye teoretiko-metodologicheskie podkhody k interpretatsyi discursa [The Main Theoretico-methodological Approaches to the Interpretation of Discourse]. Available at: www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/2007/2.pdf (date of access: 09.10.2014).

8. Sedov K.F. Stanovlenie diskursivnogo myshleniya yazykovoy lichnosti: psiho- i sotsiolingvisticheskie as-pekty [Formation of Discourse Thinking of Language-using Personality: Psycho- and Sociolinguistic Aspects]. Saratov, 1999, 180 p.

9. Seriot P. Analiz diskursa vo frantsuzskoy shkole (diskurs i interdiskues) [French School Analysis of Discourse]. Moscow, 2001, pp. 549-562.

10. Stepanov Yu.S. Al'ternativnyi mir, Diskurs, Fakt i printsypy prichinnosti [The Alternative World, Discourse, Fact and Causality Principles]. Moscow, 1995, p. 35-73. Available at: http://philologos.narod.ru/ ling/stepanov.htm (date of access: 21.01.2015).

11. Stepanov Yu.S. Vmire semiotiki [In the World of Semiotics]. Moscow, 2001, pp. 5-42.

12. Chafe W. Beyond Beads on String and Branches in a Tree. Conceptual Structure, Discourse, and Language. Stanford, 1996. Pp. 49-66.

13. Faulks S. A Week in December. London: Vintage Books. 2010. 392 p.

14. Foucault M. 1969. Archaeology of Knowledge and the Discourse on Language. New York, 2002. 254 p. Available at: http://en.wikipedia.org/wiki/Special:BookSources/0415287537(date of access: 14.11.2014).

Zoya D. Asratyan, Candidate Degree in Philology, Associate Professor, Naberezhnye Chelny Institute of So-cio-Pedagogical Technologies and Resourses (Naberezhnye Chelny), asratyan@mail.ru

Received 2 February 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Асратян, З.Д. Дискурс и текст художественного произведения / З.Д. Асратян // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2015. - Т. 12, № 4. - С. 17-20. DOI: 10.14529/1^150404

FOR CITATION

Asratyan Z.D. Discourse and Text in Imaginative Literature. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2015, vol. 12, no. 4, pp. 17-20. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling 150404

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.

2015, vol. 12, no. 4, pp. 17-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.