Научная статья на тему 'ДИСКУРС ГЛОБАЛИЗАЦИИ В РПЦ'

ДИСКУРС ГЛОБАЛИЗАЦИИ В РПЦ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНСЕРВАТИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексеев Сергей Валерьевич, Сковиков Алексей Константинович, Шумилов Андрей Владимирович

Рассмотрены основные мировые тенденции в развитии глобализационных процессов. Показано, что глобализация приводит к неоднозначным изменениям, которые оказывают влияние на развитие общества. С усилением глобализации в мире укрепляется авторитет массовой культуры. Формируется единая глобалистская культура, которая становится новым вызовом не только для институтов государственной власти, но и для религиозных конфессий, в частности Русской православной церкви (РПЦ). К настоящему времени руководством РПЦ сформирован антиглобализационный курс и выработана официальная позиция по многим современным дискуссионным проблемам, созданным глобализацией. Отношение РПЦ к глобализации в большей степени негативное, чем положительное. Представители высшего духовенства РПЦ видят в ней источник разрушения консервативных ценностей, в том числе и русской самобытности. Церковь непосредственным образом участвует в формировании общественного мнения своих сторонников, отчего у многих из них сформировалось негативное отношение к глобализации. Проведены параллели в развитии глобализационных процессов в историко-политической ретроспективе. Показано, что глобализация как процесс, векторы развития которого отчасти схожи с современными, имеет давние исторические корни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Алексеев Сергей Валерьевич, Сковиков Алексей Константинович, Шумилов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOURSE OF GLOBALIZATION IN THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

The main global trends in the development of globalization processes are considered. It is shown that globalization leads to ambiguous changes that have an impact on the development of society. With the strengthening of globalization, the authority of mass culture is strengthening in the world. A unified globalist culture is being formed, which is becoming a new challenge not only for state institutions, but also for religious denominations, in particular the Russian Orthodox Church (ROC). To date, the leadership of the Russian Orthodox Church has formed an anti-globalization course and developed an official position on many modern controversial issues created by globalization. The attitude of the ROC towards globalization is more negative than positive. Representatives of the highest clergy of the Russian Orthodox Church see it as a source of destruction of conservative values, including Russian identity. The Church is directly involved in shaping the public opinion of its supporters, which is why many of them have formed a negative attitude towards globalization. Parallels are drawn in the development of globalization processes in historical and political retrospect. It is shown that globalization as a process, the vectors of development of which are partly similar to modern ones, has long-standing historical roots

Текст научной работы на тему «ДИСКУРС ГЛОБАЛИЗАЦИИ В РПЦ»

С.В. Алексеев, А.К. Сковиков, А.В. Шумилов

ДИСКУРС ГЛОБАЛИЗАЦИИ В РПЦ

Аннотация

Рассмотрены основные мировые тенденции в развитии глобализационных процессов. Показано, что глобализация приводит к неоднозначным изменениям, которые оказывают влияние на развитие общества. С усилением глобализации в мире укрепляется авторитет массовой культуры. Формируется единая глобалистская культура, которая становится новым вызовом не только для институтов государственной власти, но и для религиозных конфессий, в частности Русской православной церкви (РПЦ). К настоящему времени руководством РПЦ сформирован анти-глобализационный курс и выработана официальная позиция по многим современным дискуссионным проблемам, созданным глобализацией. Отношение РПЦ к глобализации в большей степени негативное, чем положительное. Представители высшего духовенства РПЦ видят в ней источник разрушения консервативных ценностей, в том числе и русской самобытности. Церковь непосредственным образом участвует в формировании общественного мнения своих сторонников, отчего у многих из них сформировалось негативное отношение к глобализации. Проведены параллели в развитии глобализационных процессов в историко-политической ретроспективе. Показано, что глобализация как процесс, векторы развития которого отчасти схожи с современными, имеет давние исторические корни.

Ключевые слова:

Русская православная церковь, глобализация, политика, общественно -

S. Alekseev, A. Skovikov, A. Shumilov

DISCOURSE OF GLOBALIZATION IN THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Abstract

The main global trends in the development of globalization processes are considered. It is shown that globalization leads to ambiguous changes that have an impact on the development of society. With the strengthening of globalization, the authority of mass culture is strengthening in the world. A unified globalist culture is being formed, which is becoming a new challenge not only for state institutions, but also for religious denominations, in particular the Russian Orthodox Church (ROC). To date, the leadership of the Russian Orthodox Church has formed an anti-globalization course and developed an official position on many modern controversial issues created by globalization. The attitude of the ROC towards globalization is more negative than positive. Representatives of the highest clergy of the Russian Orthodox Church see it as a source of destruction of conservative values, including Russian identity. The Church is directly involved in shaping the public opinion of its supporters, which is why many of them have formed a negative attitude towards globalization. Parallels are drawn in the development of globalization processes in historical and political retrospect. It is shown that globalization as a process, the vectors of development of which are partly similar to modern ones, has long-standing historical roots.

Key words:

Russian Orthodox Church, globalization, politics, socio-political process, tradi-

политический процесс, традиционные tional values, conservatism. ценности, консерватизм.

На территории России с конца XX вв. процессы глобализации приобрели широкомасштабный характер и затронули все сферы общественной жизни. Глобализация - это, в первую очередь, экономический процесс, направленный на установление гегемонии капитализма через внедрение единых финансовых стандартов, созданных мировым истеблишментом. Происходит интеграция национальных экономик в единую мировую экономическую систему. Преобразуется духовная сфера, в которой также усиливаются тенденции к унификации и детрадиционализации, что, конечно же, вызывает негативный отклик со стороны консервативно настроенных граждан. Другим немаловажным общественно-политическим веянием становится вестернизация. Всюду господствуют прозападные ценности и прерогативы, чуждые национальным интересам. Национальная культура утрачивает главенствующее положение, и на смену ей приходит мировая культура, созданная глобализацией. Повсеместно формируется культ массовости. Где бы люди ни находились, встречаются одни и те же бренды, фирменные магазины, музыка, формируется единый язык и прочее. В этом и кроется основная причина глобализации, против которой выступают консервативно настроенные группы, желающие сохранения статичности в мирском образе жизни, так как все эти нововведения изменяют привычный мир до неузнаваемости.

В свою очередь активизировались отдельные представители правящего класса и сторонники традиционных религиозных конфессий, выступающие за великодержавность, против процессов глобализации. Неоднозначность протекания современных трансформаций приводит к тому, что в последнее время в СМИ, на ТВ, в интернете всё чаще поднимаются злободневные вопросы и проводятся дискуссии, которые напрямую затрагивают процессы глобализации. Частыми гостями на различных мероприятиях, симпозиумах, научных конференциях становятся представители религиозных культов, выступающие в качестве специалистов и экспертов в данной области. Говорить о том, что эта тема обошла их стороной и мало интересует, - неправильно. Они, наоборот, зачастую готовы дать оценку происходящим мировым событиям. Среди них наиболее консервативную позицию, конечно же, занимает Русская православная церковь (РПЦ).

Православное духовенство ко всем нововведениям глобализирующегося мира относится крайне настороженно и в большей степени негативно. Все беды и кризисы, происходящие в российском обществе, руководство РПЦ напрямую связывает с процессами глобализации и созданными ею продуктами. Религиозные традиции используются в качестве ответа на глобализацию [19, p. 1].

Первые шаги со стороны руководства РПЦ были сделаны ещё в годы патриаршества Алексия II. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе по его инициативе принимается документ «Основы социальной концепции», где давались ответы на многие дискуссионные вопросы, в том числе касающиеся глобализации. В документе также подчёркивалось, что с усилением глобализационных процессов мир видоизменяется до неузнаваемости, поэтому опасения православной паствы небезосновательны. Складывается «взрывоопасная» ситуация во всех сферах жизни. Во-первых, глобализация, наряду с изменением привычных способов орган и-зации хозяйственных процессов, начинает менять традиционные способы организации общества и осуществления власти. Во-вторых, многие положительные плоды глобализации доступны лишь нациям, составляющим меньшую часть человечества, но имеющим похожие экономические и политические системы [7, с. 120]. Документ впервые отразил официальную позицию церкви, в котором подчёркивалась неоднозначность глобализа-ционных изменений, происходящих в мире, а также предлагались пути по сохранению русской самобытности с помощью принятия основ православного учения. Целенаправленное отстаивание РПЦ русской идентичности будет происходить через налаживание сотруднических отношений с органами власти. Идеи патриотизма и духовности выступят в качестве основы по поддержанию общественного порядка [18, рр. 170-171]. В дальнейшем духовенство примет деятельное участие в воспитании подрастающего поколения. Представители церкви с согласия светских властей получат прямой доступ к системе школьного образования. Они прекрасно понимают, что молодёжь является тем субъектом, который наиболее подвержен влиянию глобализирующегося мира, и склонна к единогласному принятию прозападных идей. Им приходится постоянно реагировать на различные молодёжные тренды [16, р. 13]. Согласно данным «Левада-центр», около 60% молодых россиян положительно относятся к Европейскому союзу и США, тогда как среди людей старше 65 лет - не более

30%. По этому вопросу также наблюдается заметный разрыв между жителями городских и сельских территорий: молодежь городов лучше относится к Западу, чем молодые люди из небольших населённых пунктов [12]. По этой причине представители старшего поколения укоряют молодежь в неправильном образе жизни и прочих нелепостях, господствующих на Западе. Громче звучат реплики, что молодёжь совсем отбилась от рук и подвержена дурному влиянию Запада. А церковь, наблюдая за подобной ситуацией, пытается с помощью взрослых и не только, путём духовных наставлений воздействовать на подрастающее поколение, чтобы сохранить исконно-консервативные ценности в российском обществе. Для этой цели за последние десятилетия со стороны религиозного института предпринимались немалые усилия по лоббированию религиозных дисциплин, таких как «Основы православной культуры», среди органов государственной власти [17, р. 292], в результате чего в системе школьного образования постепенно появляются предметы «Основы православной культуры», «Духовное краеведение», «Основы религиозных культур и светской этики» и т.п. По этим дисциплинам проводятся олимпиады, конкурсы и т.д. Так, Патриарх Алексий II в одном из своих выступлений подчеркивал: «Именно поэтому мы так настойчиво стараемся ввести в России «Основы православной культуры», потому что они показывают наши корни, традиции» [1]. В 2010 году Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на базе основного общего образования, а с 1 сентября 2012 года этот курс переименовали в «Основы религиозных культур и светской этики».

Когда речь заходит о глобализации, представители церкви акцентируют наибольшее внимание на тех проблемах, которые связаны с духовностью и нравственностью, нежели с социально-политическими отношениями. Проводятся религиозные и общественные дискуссии об утрате духовно-нравственных идеалов из-за господства культа аморальности, где исконно российская национально-культурная идентичность подменяется идеалами массовой культуры. Так, руководство РПЦ в лице следующего патриарха Кирилла не раз обращало внимание россиян на то, что «в эпоху глобализации нам необходимо сосредоточиться на собственной самобытности, не стесняться своей непохожести, идя собственным историческим путем и сохраняя свои ценности, где бы мы ни находились» [2]. РПЦ предлагает активно реагировать на большинство новшеств глобализации

через сплочение вокруг церкви и тех архетипных установок, благодаря которым на протяжении столетий в государстве поддерживалась стабильность и устойчивое развитие государственности. Й. Бланк считает, что, вместо того чтобы быть аполитичной организацией, сосредоточенной исключительно на духовных вопросах, руководство РПЦ полностью присоединилось к курсу российского правительства [15, pp. 186-187].

Поэтому, когда речь заходит о позиции РПЦ в области глобализации, всегда следует обращать внимание на высказывания её руководителей. В частности, обратимся к позиции патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который за последние годы фактически сформировал анти-глобализационный курс РПЦ и выразил антиглобализационную повестку, проводимую государственными служащими, находящимися у руля власти российского общества. Отметим, что патриарх всегда считался той фигурой в лоне церкви, к мнению которой прислушиваются церковные служащие и представители политического истеблишмента. С каждым годом его риторика по отношению к глобализации приобретает всё более отрицательный оттенок. И, когда патриарх выступает с антиглобализацион-ными речами, они сразу же находят поддержку среди представителей Кремля. В 2018 г. на XXII Всемирном русском народном соборе патриарх в очередной раз поднял главные проблемы глобализирующегося мира, которые получили одобрение среди правящего класса. В своём выступлении он сделал акцент на том, что «в последнее время Собор фокусируется на таких проблемах, как вызовы глобализации, агрессивного секуля-ризма, трансгуманизма» [10]. А присутствовавший на церковном съезде президент России В.В. Путин согласился с ним и подчеркнул: «Мы видим, какие усилия предпринимаются сегодня, чтобы «переформатировать» мир, разрушить традиционные ценности и те культурно-исторические пространства, которые складывались веками» [4]. Руководители церкви, приглашая на подобные мероприятия правящий класс, в первую очередь, желают донести до общества и власти повестку, отвечающую церковным интересам и направленную против тех новшеств, которые подрывают основы государственности и общественной стабильности. По их мнению, именно под влиянием современных трансформаций в нынешней России видоизменяются национально-культурные приоритеты, способные пагубно отразиться на становлении нового российского общества.

Далее рассмотрим позицию духовенства, которое наиболее приближено к патриарху. Так, во время выступления на одном из форумов митрополит Волоколамский Иларион заявил, что глобализация имеет опасные явления, связанные с ростом социального неравенства. Он подчеркнул, что она «создает преимущества для небольшого числа людей и риски для огромного количества населения планеты. По признанию экономистов, открытие рынков в развивающихся странах в основном сыграло на руку богатым государствам и привело к увеличению, а не сокращению разрыва между ними и бедными странами» [3]. Церковь кроме духовных проблем иногда не забывает упомянуть и про экономические проблемы. Аналогичные заявления можно услышать также и из уст патриарха: «Совершенно очевидно, что современная глобализация укрепляет позиции сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены колоссальные материальные ресурсы, а поэтому — и огромная власть, не подконтрольная ни правительствам, ни народам» [8]. Глобализация как экономический процесс ускорила рост социального неравенства, что провоцирует образование конфликтов на почве экономического расслоения и классового неравенства. Как показывает практика, в условиях кризисов ежегодно увеличивается численность бедных людей в мире. В то же время наблюдаются противоположные процессы по отношению к власть имущим классам, когда их состояние увеличивается на фоне обнищания всех остальных. Согласно проводимым исследованиям, в 2019 году в мире насчитывалось 2 825 миллиардеров, что на 221, или на 8,5%, больше, чем годом ранее [13]. Данный факт приводит в возмущение многих жителей, но и представителей религиозных конфессий. Однако проблема социального неравенства фактически никак не регулируется. Бедные с каждым днём продолжают беднеть, а богатые становятся ещё богаче. Схожая ситуация на протяжении столетий коррелировала во многих государствах, где происходило укрепление рыночных отношений. Если обратиться к опыту исторической ретроспективы, то особенно наглядно это отражено в культурно-бытовой жизни простых людей.

Процесс глобализации имеет далёкие исторические корни, которые особенно ярко прослеживались в период установления римской модели власти: Pax Romana «Римский мир». Изначальная история Древнего Рима олицетворяется с небольшим полисом, который через политику «разделяй и властвуй» сумел разрастись до одной из величайших империй мира.

Исследователь А. Халапсис, верно, констатирует, что римляне, ведя завоевательную политику и насаждая римскую культуру, «даже предавая огню и мечу чужие поселения, ... не считали себя разбойниками и бандитами, завоевывая то, что по праву принадлежало им» [11, с. 176]. Следовательно, имеет смысл проследить ряд аспектов глобализации в рамках Pax Romana и на основании этого провести параллели с современными процессами глобализации.

В то время, как и в наши дни, были аналогичные явления в общественно-политической жизни. Обратившись к их опыту социального расслоения, следует подчеркнуть, что наличие колоссального социального неравенства приводило к гражданским войнам. Помимо войн, стоит выделить и другую негативную сторону - процветание работорговли. Рабовладельцы спокойно торговали рабами, которые выступали мерилом материальных ценностей власть имущих. Жизнь рабов ни во что не ставилась, что и приводило к частым восстаниям. Наиболее точно классовую неприязнь передал римский историк Т. Моммзен, - это война «имущих против восставших рабов» [6, с. 400]. Реакцией на все ужасы, которые происходили в римском обществе, стало рождение и возвеличивание христианского учения. Изначально оно всецело было обращено к обездоленным народным массам. Учение Иисуса Христа перевернуло мировоззрение колеблющихся мирян, поскольку многие из них в то время соизмеряли счастье с количеством материальных ценностей и отводили второстепенное значение проблемам духовности. Из-за того, что человек утрачивал свою сущность, погряз в материальных грехах и физиологических утехах, основатель христианства предлагал им лишь один-единственный источник искупления - покаяние в грехах. Со временем появились последователи и истинно верующие сторонники, которые стали жить по его заповедям, несмотря на испытываемые трудности на жизненном пути, потому что итогом всех бедствий рано или поздно станет обретение небесного покоя. Неслучайно, по мнению ряда исследователей, самые первые христианские общины, появившиеся в эпоху Римской империи, проповедовали культ аскетизма и равенства паствы друг перед другом. Они отрицали богатство и роскошную жизнь. Им были чужды материальные богатства. Основа их существования - это жизнь по заповедям Божьим, прописанным в Священном писании. По этой причине

К. Каутский констатировал, что «христиане должны стремиться к царству божьему, т.е. к своему собственному царству: тогда они получат все, в чем нуждаются» [5, с. 287]. И уже спустя столетия христианство официально признают на государственном уровне и в ряде стран примут в качестве государственной религии.

Как мы видим, из-за глобализации во всём мире актуализируются проблемы стирания государственных границ и национально-культурных идентичностей, формируется культ массовости и новые концепции миро-устроения, противоречащие церковно-православным интересам. Распространяются прозападные интересы в общественно-политической жизни, которые коренным образом модернизируют общественное мировоззрение и поведение граждан в социально-политической и духовной жизни. Так, по мнению патриарха Кирилла, в них «...скрывается легитимизация западного принципа глобального развития, чертами которого являются либеральный секуляризм и современные формы колониализма» [10], в результате которых прежний мир утрачивает былые прерогативы и видоизменяется в интересах мировой глобалистской элиты, поскольку «превращается в некое единое целое, когда происходит проникновение разных идей, мыслей, религий, убеждений, когда действительно исчезают границы, защищавшие политическую независимость и самобытность стран и народов» [9]. В любом случае нивелирование национальных границ между странами, а также формирование единой культуры, охватывающей и влияющей на все сферы общественно-политической жизни, может иметь и положительные стороны для мирового сообщества.

Таким образом, вопросы, связанные с глобализацией на протяжении последних лет, интересуют не только ученых и политиков, но и представителей религиозных конфессий. Несмотря на единство мнения среди руководства РПЦ о глобализации, здесь могут сохраняться противоположные точки зрения. При этом стоит понимать, что Московский патриархат в случае появления злободневных дискуссий старается в кратчайшие сроки сформировать официальную позицию церкви, дабы не было расхождения во мнениях среди прихожан. Сформированный РПЦ однозначный дискурс о глобализации привел к тому, что большинство православной паствы настроено к ней негативно. Официальная позиция РПЦ МП во всех спорных темах всегда остается ведущей. Поэтому согласимся с высказыванием П. Бергера, что современный мир «является таким же религиозным,

как и в прошлом» [14, р. 2]. Можно по-разному относиться к самой глобализации, тем не менее данный процесс остаётся неизбежным, и помимо негативной риторики можно увидеть положительную динамику. По этой причине перед РПЦ регулярно открываются новые вызовы.

Литература

1. Алексий II: глобализация может привести к утрате самобытности культур. URL: https://ria.ru/religion/20050607/40483667.html (дата обращения 16.08.2021).

2. Видеообращение Святейшего Патриарха Кирилла к участникам VII Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5853375.html (дата обращения 16.08.2021).

3. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на международном форуме христианских журналистов «Христианство в современном мире». URL: https://mospat.ru/ru/news/46140/ (дата обращения 15.08.2021).

4. Заседание Всемирного русского народного собора. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59013 (дата обращения 15.08.2021).

5. Каутский К. Происхождение христианства / Под. ред. Д. Рязанова. Москва: Государственное издательство «Москва - Ленинград», 1930.

6. Моммзен Т. История Рима. Москва: АСТ: Астрель, 2011.

7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Церковь и время. 2000. №4 (13).

8. Патриарх Кирилл подверг критике «демократии» и призвал бороться с бедностью. URL: https://ria.ru/20170608/1496140380.html (дата обращения 14.08.2021).

9. Патриаршая проповедь в день памяти благоверного князя Александра Невского после Литургии в Храме Христа Спасителя. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5869899.html (дата обращения 17.08.2021).

10. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXII Всемирного русского народного собора. URL: https://pravoslavie.ru/116968.html (дата обращения 17.08.2021).

11. Халапсис А. Сакральные аспекты римской «глобализации» // Нау-кове тзнання: методолопя та технолопя. 2014. №2(33).

12. Ценности, ориентации и участие в политической жизни российского молодого поколения. URL: https://www.levada.ru/2020/06/30/tsennosti-

orientatsii-i-uchastie-v-politicheskoj-zhizni-rossijskogo-molodogo-pokoleniya/ (дата обращения 17.08.2021).

13. Число миллиардеров в мире выросло до рекордного уровня. URL: https://www.rbc.ru/society/30/06/2020/5efb859a9a79474d70248c14 (дата обращения 17.08.2021).

14. Berger P. The Desecularization of the World. Resurgent Religion and World Politics. Washington, D.C.: Ethics and Public Policy Center, 1999.

15. Blank J. Religion and Stability in the Former Soviet Union: Policy Implications of Analysis // Religion, Conflict, and Stability in the Former Soviet Union. Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, 2018.

16. Luehrmann S. The politics of prayer books: Delegated intercession, names, and community boundaries in the Russian Orthodox Church // Religious and Political Practice. 2016. Vol. 2. Issue 1.

17. Papkova I.A. Contentious Conversation: Framing the Fundamentals of Orthodox Culture' in Russia // Religion, State & Society. 2009. Vol. 37. №3.

18. Quenoy du I. Russia: The Stability Implications of State Policies Toward Religion and the Russian Orthodox Church // Religion, Conflict, and Stability in the Former Soviet Union. Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, 2018.

19. Waalkes S., Toly N. J. Responding to globalization: religion and human flourishing // The Review of Faith & International Affairs. 2011. Vol. 9. Issue 3.

References

1. Aleksii II: globalizatsiya mozhet privesti k utrate samobytnosti kul'tur. URL: https://ria.ru/religion/20050607/40483667.html (data obrashcheniya 16.08.2021).

2. Videoobrashchenie Svyateishego Patriarkha Kirilla k uchastnikam VII Vsemirnogo kongressa rossiiskikh sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5853375.html (data obrashcheniya 16.08.2021).

3. Doklad mitropolita Volokolamskogo Ilariona na mezhdunarodnom forume khristianskikh zhurnalistov «Khristianstvo v sovremennom mire». URL: https://mospat.ru/ru/news/46140/ (data obrashcheniya 15.08.2021).

4. Zasedanie Vsemirnogo russkogo narodnogo sobora. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59013 (data obrashcheniya 15.08.2021).

5. Kautskii K. Proiskhozhdenie khristianstva / Pod. red. D. Ryazanova. Moskva: Gosudarstvennoe izdatel'stvo «Moskva - Leningrad», 1930.

6. Mommzen T. Istoriya Rima. Moskva: AST: Astrel', 2011.

7. Osnovy sotsial'noi kontseptsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi // Tserkov' i vremya. 2000. №4(13).

8. Patriarkh Kirill podverg kritike «demokratii» i prizval borot'sya s bednost'yu. URL: https://ria.ru/20170608/1496140380.html (data obrashcheniya 14.08.2021).

9. Patriarshaya propoved' v den' pamyati blagovernogo knyazya Aleksan-dra Nevskogo posle Liturgii v Khrame Khrista Spasitelya. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5869899.html (data obrashcheniya 17.08.2021).

10. Slovo Svyateishego Patriarkha Kirilla na otkrytii XXII Vsemirnogo russkogo narodnogo sobora. URL: https://pravoslavie.ru/116968.html (data obrashcheniya 17.08.2021).

11. Khalapsis A. Sakral'nye aspekty rimskoi «globalizatsii» // Naukove piznannya: metodologiya ta tekhnologiya. 2014. №2(33).

12. Tsennosti, orientatsii i uchastie v politicheskoi zhizni rossiiskogo molodogo pokoleniya. URL: https://www.levada.ru/2020/06/30/tsennosti-orientatsii-i-uchastie-v-politicheskoj-zhizni-rossijskogo-molodogo-pokoleniya/ (data obrashcheniya 17.08.2021).

13. Chislo milliarderov v mire vyroslo do rekordnogo urovnya. URL: https://www.rbc.ru/society/30/06/2020/5efb859a9a79474d70248c14 (data obrashcheniya 17.08.2021).

14. Berger P. The Desecularization of the World. Resurgent Religion and World Politics. Washington, D.C.: Ethics and Public Policy Center, 1999.

15. Blank J. Religion and Stability in the Former Soviet Union: Policy Implications of Analysis // Religion, Conflict, and Stability in the Former Soviet Union. Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, 2018.

16. Luehrmann S. The politics of prayer books: Delegated intercession, names, and community boundaries in the Russian Orthodox Church // Religious and Political Practice. 2016. Vol. 2. Issue 1.

17. Papkova I.A. Contentious Conversation: Framing the Fundamentals of Orthodox Culture' in Russia // Religion, State & Society. 2009. Vol. 37. №3.

18. Quenoy du I. Russia: The Stability Implications of State Policies Toward Religion and the Russian Orthodox Church // Religion, Conflict, and Stability in the Former Soviet Union. Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, 2018.

19. Waalkes S., Toly N. J. Responding to globalization: religion and human flourishing // The Review of Faith & International Affairs. 2011. Vol. 9. Issue 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.