Научная статья на тему 'ДИСКРЕТНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ДИСКРЕТНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ДИСКРЕТНОСТЬ / ДУХОВНОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мерзлякова Ирина Леонидовна

Цель исследования - раскрыть взаимосвязь дискретности исторического сознания и процессов духовного и интеллектуального развития личности; предложить свое видение того, что собой представляет дискретность исторического сознания и определить степень его влияния на процесс духовного и интеллектуального становления личности. В статье акцентировано внимание на том, что дискретность исторического сознания деструктивно сказывается на общественном сознании и его формах. Степень дискретности исторического сознания и уровень духовного и интеллектуального развития личности взаимозависимы и оказывают взаимное влияние друг на друга. В результате проведенного исследования было выявлено, что дискретное историческое сознание - это фрагментарное "разорванное" историческое сознание, которое представляет собой угрозу духовному и интеллектуальному становлению личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISCRETENESS OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS AND ITS INFLUENCE ON THE PROCESS OF SPIRITUAL AND INTELLECTUAL FORMATION OF PERSONALITY

The purpose of the study is to reveal the relationship between the discreteness of historical consciousness and the processes of spiritual and intellectual development of the individual; to offer his vision of what the discreteness of historical consciousness is and to determine the degree of its influence on the process of spiritual and intellectual formation of the individual. The article focuses on the fact that the discreteness of historical consciousness has a destructive effect on public consciousness and its forms. The degree of discreteness of historical consciousness and the level of spiritual and intellectual development of the individual are interdependent and have a mutual influence on each other. As a result of the conducted research, it was revealed that the discrete historical consciousness is a fragmented "torn" historical consciousness, which poses a threat to the spiritual and intellectual formation of the individual.

Текст научной работы на тему «ДИСКРЕТНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

тия человека и его роли во Вселенной. Человек разумный, согласно учениям Циолковского и Вернадского, причастный к космическому бытию, по сути дела, включен в основу мироздания. Главная идея великих ученых имеет философский фундамент, где человек несет в себе космическую роль и вместе с окружающим миром и космосом является единым взаимосвязанным целым. Основной мотив жизни самого Циолковского - "сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед", и пусть это "не давало ни хлеба, ни силы", но в отдаленном будущем это даст обществу "горы хлеба и бездну могущества" [19 с.70] Свою теорию ракетостроения Циолковский разработал лишь как приложение к своим философским изысканиям, а человечество до сих пор ищет свою бездну могущества. И самое время задуматься современному человеку о своих возможностях в преобразовании действительности и ответственности как за свою собственную планету, так и весь космос, направляя бездну могущества в продуктивное русло.

Примечания:

1. Циолковский К.Н. Философия Вселенной. - М.: ЭКСМО, 2018.-264 с.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М. : Айрис Пресс; Рольф, 2002. - 573 с.

3. Саенко Г.Н. Владимир Иванович Вернадский -ученый и мыслитель. - М.: Наука, 2002. - 235 с.

4. Циолковский КЗ. Промышленное освоение космоса. - М.: Машиностроение, 1989. - 278 с.

5. Циолковский К.Э. Монистический материализм: (первоначальное название работы "Что надо знать всякому человеку") / Циолковский К.Э.; Калужский общественный фонд К. Э. Циолковского, Архив Российской акад. Наук // Самообразование. - М., 2007. - 63 с.

6. Избранные труды К. Э. Циолковского (С биогр. очерком проф. Моисеева). - М.; Л.: Госмашметиз-дат, 1934.-21бс.

7. Циолковский К.Э. и становление ноосферы // Земля и Вселенная. - 1991. - №6. - С 34-40.

8. Циолковский К.Э. Космическая философия. - М. : Сфера, 2004// URL: https://ruslit.traumlibrary.net/ book/ciol kovskiy-cosm/ciol kovskiy-cosm. html?from=mirtesen&utm_referrer= mirtesen.ru (дата обращения 15.07.2021).

9. Циолковский К.Э. Любовь к самому себе, или Истинное себялюбие. 1928 г. // URL: https:// www.tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/ lyubov-k-samomu-sebe-ili-istinnoe-sebyalyubie/ (дата обращения: 20.08.2021).

10. Погожина H.H. Проект социальной философии науки как возможность преодоления кризиса // Эпистемология и философия науки. - 2017. -Т. 54. - №4. - С. 234-240.

11. Антюхова Е.А. Образование как мягкая сила в современных зарубежных и российских политологических исследованиях. - М.: МГИМО, 2018. -№4.-С. 197-209.

12. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (переиздание работ 1903 и 1911 года с некоторыми изменениями и дополнениями. - Калуга, 1926. - 128 с.

13. Там же, С. 130.

14.Фотокопии рукописей К.Э. Циолковского [Электронный ресурс] // URL:http://tsiolkovsky.org/wp-content/uploads/2016/02/ZHizn-v-mezhzvezdnoj-srede.pdf (дата обращения: 22.08.2021)

15.Воробьев Б.Н. Циолковский. - М. : Молодая гвардия, 1940 // URL : https://royallib.com/book/ vorobev_boris/tsiolkovskiy.html

16. Саенко Г.Н. Владимир Иванович Вернадский -ученый и мыслитель. - М.: Наука, 2002. - 235 с.

17. Ваганова Н.И., Коробейникова B.C., Невмятул-лина Х.А. Стандартизация в области устойчивого развития общества // Успехи в химии и химической технологии. - XXXII том. - 2018. - № 8. - С. 86-89.

18. Циолковский К.Э. Воля Вселенной. - М. : ACT, Neoclassic, 2018.-135 с.

19. Там же, С. 70.

THE DISCRETENESS OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS AND ITS INFLUENCE ON THE PROCESS OF SPIRITUAL AND INTELLECTUAL FORMATION OF PERSONALITY

Merzfyakova irina Leonidovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Rostov State University of Economic (RSUE), Rostov-on-Don

The purpose of the study is to reveal the relationship between the discreteness of historical consciousness and the processes of spiritual and intellectual development of the individual; to offer his vision of what the discreteness of historical consciousness is and to determine the degree of its influence on the process of spiritual and intellectual formation of the individual. The article focuses on the fact that the discreteness of historical consciousness has a destructive effect on public consciousness and its forms. The degree of discreteness of historical consciousness and the level of spiritual and intellectual development of the individual are interdependent and have a mutual influence on each other. As a result of the conducted research, it was revealed that the discrete historical consciousness is a fragmented "torn" historical consciousness, which poses a threat to the spiritual and intellectual formation of the individual.

Keywords: historical consciousness; discreteness; spiritual and intellectual development; personality; historical reality. DOI10.24923/2222-243X.2021 -41.30

ДИСКРЕТНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ удк 140.8

И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО ВАК РФ 09.00.11

И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Цель исследования - раскрыть взаимосвязь дискретности исторического со- @Мерзлякова И.Л., 2027 знания и процессов духовного и интеллектуального развития личности; предложить свое видение того, что собой представляет дискретность исторического сознания и определить степень его влияния на процесс духовного и интеллектуального становления личности. В статье акцентировано внимание на том, что дискретность исторического сознания деструктивно сказывается на общественном сознании и его формах. Степень дискретности исторического сознания и уровень духовного и интеллектуального развития личности взаимозависимы и оказывают взаимное влияние друг на друга. В результате проведенного исследования было выявлено, что дискретное историческое сознание - это фрагментарное "разорванное"историческое сознание, которое представляет собой угрозу духовному и интеллектуальному становлению личности.

Ключевые слова: историческое сознание;дискретность;духовное и интеллектуальное развитие; личность; историческая действительность.

Введение

Актуальность заявленной темы заключается в том, что историческое сознание, являясь формой общественного сознания, проникает во все его формы и оказывает на них влияние. Если историческое сознание дискретно, то есть фрагментарно, разорвано или искажено, то это отражается на общественном сознании социума, его социальной структуре и социокультурных процессах, протекающих на определенном историческом этапе. Камертоном повестки современного общества является "сложный человек в сложном мире - акцент переносится на венчурные личностные коалиции. Институты и правила играют меньшую роль. В мире утверждается в качестве доминанты влиятельный персонаж - таг^егршег, человек-пред-приятие", который институализирует себя как аутосуверена, следуя формуле: "Нет общества, есть только индивиды", "это новый политический класс - сгустки сознаний и воль, субъекты и агенты драматичных перемен, совершающихся в человеческом космосе" [7 . Драматические перемены часто связаны с деструктивным процессами и явлениями, которые в первую очередь затрагивают духовную и интеллектуальную сферу, ставится вопрос о роли личности в этом многообразии, духовном и интеллектуальном становлении "влиятельных персонажей", которые определяют "повестку дня". В условиях формирования нового общества, цифровизации, технологиза-ции социума "на процесс трансформации человека, как в психофизиологическом плане, так и в социокультурном, существенное влияние оказывает само осмысление, моделирование и концептуализация самого понятия "человек". Понимание того, что "человеком" не рождаются, а становятся - сегодня вновь актуально. Современное общество находится перед очередным выбором - какие люди ему нужны, какого "человека" создавать?!" [2, с. 245].

Целью исследования является выявление взаимосвязи степени дискретности исторического сознания и процессов духовного и интеллектуального развития личности в современных условиях. В соответствии с целью исследования были определены исследовательские задачи-. 1) раскрыть специфику дискретного исторического сознания; 2) охарактеризовать современные условия, в которых происходит духовное и интеллектуальное становление личности.

МЕРЗЛЯКОВА Ирина Леонидовна, кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону

Следует отметить, что заявленная проблематика носит междисциплинарный характер и нуждается в комплексном исследовании, которое не может ограничиваться рамками представленной статьи. Наиболее эвристичными подходами, на наш взгляд, при рассмотрении проблем дискретность исторического сознания и его влияния на процесс духовного и интеллектуального становления личности являются диалектический метод, социокультурная концепция "интегральной философии" П. Сорокина, социосинергетический подход в рамках которого "вполне уместны исследования, связанные с построением модельных конструкций, раскрывающих механизм нестабильных ситуаций в социальной структуре социальных процессов сточки зрения их преодоления в социальном времени с учетом его альтернативности в будущих сценариях" [9, с. 8].

Теоретико-методологическую базу составляют исследования Г.В.Ф. Гегеля [3], П. Сорокина [12], В.А. Сулимова [13], А.И. Неклесса, В. Ме-жуева, Н.И. Воронова,В.В. Попова [9],О.А. Музыка, Г.И. Колесниковой [5].

Основная часть

Историческое сознание является важнейшим фактором интеллектуального и духовного становления личности, осознающей движение во времени, социальную значимость своей роли и роли своей страны в происходящих социокультурных трансформациях. В условиях, в которых вынуждена развиваться духовно и интеллектуально личность характеризуются своей сложностью, которые создают определенные модели неупорядоченного, центробежного, асимметричного мира, в котором личности сложно найти "точку опоры". Такими "точками опоры" всегда служило прошлое, история, отраженная в историческом сознании личности и социума. Оставшись без этих опор, процесс духовного и интеллектуального становления личности развивается в соответствии с ризоматическими принципами. В таком современном ризоматическом обществе, в котором формируется личность, происходят разные "разрывы" (межпоколенческие разрывы, сословные разрывы, возрастные, цифровые и т.д.), которые не означают разрыва в привычном значении, но приводят к образованию новых связей, а, следовательно, к разрастанию ризоматического общества. Такие дискретныеусловия способствуют возникновению новыхусловий духовного и интеллектуального развития личности в соответствии с принципом "разрывной неразрывности" на основе неких фрагментов. Результатом такого

развития является дискретность исторического сознания или "раскол", который приводит к кризису идентичности как отдельной личности, так и социума в целом, способствует формированию нового социального слоя, обладающего особым сознанием: "люди воздуха", "новый интеллектуальный класс", "новые идеологи". Эти "новые люди", как выясняется, не имеют "изначальной природы, сущности, нормы у человека нет; человек - продукт подчинения / сопротивления экономическим, соци-альным, политическим, идеологическим, культурным практикам, формам нормализации. Он не столько результат, сколько процесс. Неотъемлемыми характеристиками становятся: ростличной свободы в неразрывной взаимосвязи с ростом неопределённости и незащищённости; неукоренённость, неспособность контролировать внешние обстоятельства, прогнозировать будущее; отсутствие г лобальных смысложизненных целей как у человека, так и у человечества; превалирование краткосрочных и среднесрочных планов над долговременными; разрушение аутентичности и идентичности личности, выбор в качестве стиля жизни ускользающего бытия, существования "здесь и сейчас" [1].

"Люди воздуха" "неспособны к диалогу ни с прошлым, ни друг с другом. У каждого из них своя история и свое прошлое, не совпадающие и взаимоотрицающие друг друга. И когда такой идеолог приходит к власти, история меняется до неузнаваемости" [6], начинается борьба со своим прошлым и его "перелицовка", призывы предать травмирующие историческое сознание "места памяти" забвению. Трудно представить, что возможно забыть "две мировые войны, нацистскую оккупацию б?лыией части Европы и трагедию Холокоста... К сожалению, с подобными примерами перелицовки прошлого нередко приходится сталкиваться в наши дни. Мы видим попытки переписать историю под нужды сиюминутной политической конъюнктуры. В некоторых странах зашли еще дальше - героизируют нацистских пособников, ставят в один ряд жертв и палачей, освободителей и оккупантов" [11]. Результатами "перелицовки" прошлого в итоге являются разрушение суверенных государств, интеллектуальная, духовная и политическая деградация в первую очередь политических элит.

Конечные цели "переписывания истории", фрагментации и раскола исторического сознания, который проявляется в борьбе со своим прошлым ярко представлены в произведении А. Иванова "Вечный зов", в котором описыва-

ется исторический период с 1908 по 1961 гг., насыщенный общими для нас и представителей мирового сообщества "местами памяти". В романе автор вскрывает определенную деструктивную технологию разрушения страны, которая включает в себя на первых этапах раскол исторического сознания, духовную и интеллектуальную деградацию: "...будем уничтожать главные основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением... Общими силами мы низведем все ваши исторические авторитеты ваших философов, ученых, писателей, художников - всех духовных и нравственных идолов, которыми когда-то гордился народ, которым поклонялся до примитива. - И когда таких, кому это безразлично, будет много, дело сделается быстро. Всю историю России, историю народа мы будем трактовать как бездуховную, как царство сплошного мракобесия и реакции. А с народом, лишенным такой памяти, можно делать что угодно. Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов. Что и требуется!" [4, с. 682.-684.

Дискретные состояния исторического сознания оказывают деструктивное влияние на духовное и интеллектуальное становление личности, мозаичность реальности и фрагментарность приводят к тому, что "наше общество утратило веру и разум как высшие цели бытия, а на место им пришло нескончаемое потребление и даже гедонизм. Стремясь к потреблению и слепо следуя западным традициям, которые совершенно не вписываются в российскую реальность, люди забыли о своей собственной культуре и своих высших ценностях. Общество нуждается в переменах. Вспомните любую историческую эпоху, и вы осознаете, что все глобальные перемены начинались с одного человека. Для построения нового общества большевикам тоже нужен был новый человек - и они нашли его. То же самое должно произойти и сегодня" [8]. "Гедонистический стиль жизни современного общества или же ценности "общества потребления" привели современное общество к тому, что оно забыло о главном: о своей истории, культуре, традициях, а это в свою очередь привнесло в его жизнь психосоматические расстройства, деградацию, нервозность и тревожность. Сегодня люди живут ради того, чтобы получить ту или иную эмоцию. Разум уже не нужен, а значит скоро не будет и образования, которое его

и развивает. Как победить в этой ситуации?" [8]. Сегодня пришло время, когда необходимо "опознать актуальную повестку, отличив ее от ложной. Правильно выбранное направление: "великое будущее своей страны" возможно определить только духовно и интеллектуально зрелой личности, обладающей историческим сознанием, которое должно формироваться на опыте исторического прошлого и объективных знаний о нем.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

- дискретность исторического сознания является существенной угрозой духовному и интеллектуальному становлению личности:

- в условиях множества реальностей, формируется дискретность исторического сознания, его фрагментация;

- дискретность исторического сознания объясняет особенности субъекта "новых людей", которые выделяют определенные части-фрагменты, являющиеся актуальными для них, вкладывают собственное содержание, подменяя систему ценностей той, которая для него актуальна, собственной умственной составляющей, которая является результатом подогнанных или "урезанных" представлений о мире. Обретая затем статус независимого конструкта, она как бы тем самым уже подменяет собой выделяемый ранее нами фрагмент.

Литература:

1. Волков В.Н. Постмодерн и его основные характеристики//.// URL: http://www.publishing-vak.ru/ file/archive-philosophy-2013-5/3-volkov-vladimir. pdf (дата обращения: 21.10.2021)

2. Воронова Н.И. Эволюция социально-историчес-кого самосознания субъекта в контексте современности: новая модель "эффективного человека" или "фиктивная эффективность"//Философия и методология истории: сб. науч. ст. Vi Всероссийской науч. конф., Коломна, 27-28 ноября 2015 г. / Минобрнауки РФ, М-во образования Моск. обл.. Гос. соц-гум. ун-т; отв. ред. С.Г. Калашников. - Коломна : ГСГУ, 2015. - 507 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики : в 3-х т. 1.2. Учение о сущности. - М., 1971.

4. Иванов A.C. Вечный зов. - М.: ЭКСМО, 2007. - 900 с.

5. Колесникова Г.И. Социальный механизм манипуляции сознанием личности: монография / Г.И. Колесникова.- Ростов-н/Д.: ЮФУ,2010. - 272 с.

6. Межуев В. Единственный путь к исторической объективности - это путь диалога с прошлым... // Независимая газета № б от 10 июня 2001.

7. Неклесса А.И. Кризис истории. Мир как незавершенный проект. - Полис. Политические исследования. - 2018. - № 1. - С. 80-95. // URL: https:// doi.org/10.17976/jpps/2018.01.06 (дата обращения: 21.09.2020)

8. От общества массового потребления к обществу массового слабоумия// URL: https:// scientificrussia.ru/articles/zasedanie-zinovevskogo-kluba-29-03-2019?utm_source = pulse_ mail_ru&utm_referrer = https%3A%2F%2 Fpulse.mail.ru (дата обращения 20.10 2021)

9. Попов B.B. Социальное время и альтернативы развития будущего//Философия права - Ростов-на-Дону, 2012 - №4. - 7-10 с.

10. Попов В.В. Социальное время и альтернативы развития будущего//Философия права - Ростов-на-Дону, 2012 - №4. - 7-10 с.

11. Путин В.В. Страницы истории - повод для взаимных претензий или основа для примирения и партнерства? // URL: http://premier.gov.ru/events/ pressconferences/4814/ (дата обращения 10.02. 2021).

12. Сорокин П. Моя философия - интегрализм// http://docplayer.ru/28928328-Moya-filosofiya-integralizm.html (дата обращения 11.08.2021)

13. Сулимов В.А. Апофеоз воли: человек в интеллектуальной культуре современности // Человек. Культура. Образование. - 2017. - №2 (24). - 63 с.

SOCIO-CULTURAL CRISES AS FACTORS OF THE DEVELOPMENT OF THE DISCRETENESS OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS

Merzfyakova trina Leonidovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Rostov State University of Economic (RSUE), Rostov-on-Don

The purpose of the study is to identify the specifics of sociocultural crises as factors in the development of the discreteness of historical consciousness. In the article, the author focuses on such a phenomenon as sociocultural crises occurring in different historical epochs under the influence of a complex of internal and external factors that have a destructive effect on the historical consciousness of society. The scientific novelty is the identification of the discreteness of historical consciousness as a special characteristic and the identification of the interdependence of the degree of discreteness and socio-cultural transformations. As a result of the study, it was revealed that in conditions of socio-cultural crises, conditions are created for a fundamental transformation of the entire way of Ufe of society, which, "tearing" the historical consciousness, contributes to the prolongation of crisis conditions and other destructive phenomena.

Keywords: historical consciousness; discreteness; continuality; socio-cultural constants; historical reality; historical representations; socio-cultural crises; crises of historical consciousness.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -41.31

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КРИЗИСЫ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДИСКРЕТНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Цель исследования заключается в выявлении специфики социокультурных кризисов как факторов развития дискретности исторического сознания. В статье автор акцентирует внимание на таком явлении как социокультурные кризисы, происходящие в разные исторические эпохи под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов, оказывающих деструктивное воздействие на историческое сознание социума. Научной новизной является выявление дискретности исторического сознания как особой характеристики и выявление взаимозависимости степени дискретности и социокультурных трансформаций. В результате исследования было выявлено, что в условиях социокультурных кризисов, создаются условия для фундаментальной трансформации всего жизненного уклада социума, которая, "разрывая" историческое сознание, способствует пролонгации кризисных условий и других деструктивных явлений.

Ключевые слова: историческое сознание; дискретность; континуальность; социокультурные константы; историческая реальность; исторические репрезентации; социокультурные кризисы; кризисы исторического сознания.

Введение

В условиях социокультурных кризисов и трансформаций возрастает актуальность изучения общественного сознания и его форм, к которым относится историческое сознание. Интерес к изучению исторического сознания обусловлен тем, что оно, являясь особой формой общественного сознания, проникает и оказывает влияние на другие его формы, способствует оптимизации или пролонгации кризисных условий, связанных с процессами социокультурных трансформаций.

УДК 140.8 ВАК РФ 09.00.11

©Мерзлякова И.Л., 2021

МЕРЗЛЯКОВ А Ирина Леонидовна, кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.