Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КРИЗИСЫ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДИСКРЕТНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КРИЗИСЫ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДИСКРЕТНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ДИСКРЕТНОСТЬ / КОНТИНУАЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНСТАНТЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КРИЗИСЫ / КРИЗИСЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мерзлякова Ирина Леонидовна

Цель исследования заключается в выявлении специфики социокультурных кризисов как факторов развития дискретности исторического сознания. В статье автор акцентирует внимание на таком явлении как социокультурные кризисы, происходящие в разные исторические эпохи под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов, оказывающих деструктивное воздействие на историческое сознание социума. Научной новизной является выявление дискретности исторического сознания как особой характеристики и выявление взаимозависимости степени дискретности и социокультурных трансформаций. В результате исследования было выявлено, что в условиях социокультурных кризисов, создаются условия для фундаментальной трансформации всего жизненного уклада социума, которая, "разрывая" историческое сознание, способствует пролонгации кризисных условий и других деструктивных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL CRISES AS FACTORS OF THE DEVELOPMENT OF THE DISCRETENESS OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS

The purpose of the study is to identify the specifics of sociocultural crises as factors in the development of the discreteness of historical consciousness. In the article, the author focuses on such a phenomenon as sociocultural crises occurring in different historical epochs under the influence of a complex of internal and external factors that have a destructive effect on the historical consciousness of society. The scientific novelty is the identification of the discreteness of historical consciousness as a special characteristic and the identification of the interdependence of the degree of discreteness and socio-cultural transformations. As a result of the study, it was revealed that in conditions of socio-cultural crises, conditions are created for a fundamental transformation of the entire way of life of society, which, "tearing" the historical consciousness, contributes to the prolongation of crisis conditions and other destructive phenomena.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КРИЗИСЫ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДИСКРЕТНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ»

8. От общества массового потребления к обществу массового слабоумия// URL: https:// scientificrussia.ru/articles/zasedanie-zinovevskogo-kluba-29-03-2019?utm_source = pulse_ mail_ru&utm_referrer = https%3A%2F%2 Fpulse.mail.ru (дата обращения 20.10 2021)

9. Попов B.B. Социальное время и альтернативы развития будущего//Философия права - Ростов-на-Дону, 2012 - №4. - 7-10 с.

10. Попов В.В. Социальное время и альтернативы развития будущего//Философия права - Ростов-на-Дону, 2012 - №4. - 7-10 с.

11. Путин В.В. Страницы истории - повод для взаимных претензий или основа для примирения и партнерства? // URL: http://premier.gov.ru/events/ pressconferences/4814/ (дата обращения 10.02. 2021).

12. Сорокин П. Моя философия - интегрализм// http://docplayer.ru/28928328-Moya-filosofiya-integralizm.html (дата обращения 11.08.2021)

13. Сулимов В.А. Апофеоз воли: человек в интеллектуальной культуре современности // Человек. Культура. Образование. - 2017. - №2 (24). - 63 с.

SOCIO-CULTURAL CRISES AS FACTORS OF THE DEVELOPMENT OF THE DISCRETENESS OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS

Merzfyakova trina Leonidovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Rostov State University of Economic (RSUE), Rostov-on-Don

The purpose of the study is to identify the specifics of sociocultural crises as factors in the development of the discreteness of historical consciousness. In the article, the author focuses on such a phenomenon as sociocultural crises occurring in different historical epochs under the influence of a complex of internal and external factors that have a destructive effect on the historical consciousness of society. The scientific novelty is the identification of the discreteness of historical consciousness as a special characteristic and the identification of the interdependence of the degree of discreteness and socio-cultural transformations. As a result of the study, it was revealed that in conditions of socio-cultural crises, conditions are created for a fundamental transformation of the entire way of Ufe of society, which, "tearing" the historical consciousness, contributes to the prolongation of crisis conditions and other destructive phenomena.

Keywords: historical consciousness; discreteness; continuality; socio-cultural constants; historical reality; historical representations; socio-cultural crises; crises of historical consciousness.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -41.31

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КРИЗИСЫ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДИСКРЕТНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Цель исследования заключается в выявлении специфики социокультурных кризисов как факторов развития дискретности исторического сознания. В статье автор акцентирует внимание на таком явлении как социокультурные кризисы, происходящие в разные исторические эпохи под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов, оказывающих деструктивное воздействие на историческое сознание социума. Научной новизной является выявление дискретности исторического сознания как особой характеристики и выявление взаимозависимости степени дискретности и социокультурных трансформаций. В результате исследования было выявлено, что в условиях социокультурных кризисов, создаются условия для фундаментальной трансформации всего жизненного уклада социума, которая, "разрывая" историческое сознание, способствует пролонгации кризисных условий и других деструктивных явлений.

Ключевые слова: историческое сознание; дискретность; континуальность; социокультурные константы; историческая реальность; исторические репрезентации; социокультурные кризисы; кризисы исторического сознания.

Введение

В условиях социокультурных кризисов и трансформаций возрастает актуальность изучения общественного сознания и его форм, к которым относится историческое сознание. Интерес к изучению исторического сознания обусловлен тем, что оно, являясь особой формой общественного сознания, проникает и оказывает влияние на другие его формы, способствует оптимизации или пролонгации кризисных условий, связанных с процессами социокультурных трансформаций.

УДК 140.8 ВАК РФ 09.00.11

©Мерзлякова И.Л., 2021

МЕРЗЛЯКОВ А Ирина Леонидовна, кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону

Исследовательские задачизаключались в следующем, определить: 1) специфику и сущность социокультурных кризисов как факторов развития дискретности исторического сознания; 2) сущность понятия и специфику исторического сознания как социокультурного феномена, 3) дискретность как сущностную характеристику исторического сознания, которая способна проявляться в периоды социокультурных кризисов.

На современном этапе дискретность является метапроблемой и приобретает новый статус, отличный от статуса, который ей придавали естественнонаучные исследования. Дискретность как мета-проблема представляет междисциплинарный интерес и проявляется в предметном поле многих современных научных направлений. Для осмысления дискретности как сущностной характеристики исторического сознания, в статье применяется междисциплинарный подход, диалектический метод и социокультурная концепция "интегральной философии" П. Сорокина.

Теоретической базой исследования послужили публикации зарубежных и отечественных исследователей, таких как: Г.В.Ф. Гегель, Л. Блум-фильд, А. Мегилл, И. Рюзен, П. Сорокин, П.Д. Иваненко, В.Г. Лысенко, В.В. Попов, В.А. Таранова, В.А. Сулимов.

Основная часть

В современной науке "дискретность рассматривается как разрозненность состояния материи (планеты, тела, кристаллы, молекулы, атомы, ядра и т.д.), степень ее дифференциации в виде отдельных устойчивых элементов различных систем, качественно определенных структурных уровней; как скачкообразный характер процесса развития, изменения" [10], "В первой четверти XXI века становится все более ясным, что речь идет о быстро нарастающем и неумолимом феномене расширения сознания человека, включающего в свои структуры понимания все больше информационных единиц и целостных ресурсов, объединенных по функционально-сете-вому и кластерному типу. Они могут обладать концентрической и/или полевой внутренней структурой, быть дискретными или дисперсными, иерархическими или распределенными" [10, с. 63].

Следует обратить внимание, что в социаль-но-философской науке одним из первых, кто обратил внимание на дискретность как деструктивное социокультурное явление, был П. Сорокин. Для решения этой проблемы им была выдвинута идея целостного понимания

социокультурной реальности, отраженной в историческом сознании социума на основе трех модусов. "Из бесчисленных модусов бытия наиболее важными являются три формы дифференциации: 1) эмпирически-чувствен-ная; 2) рационально-умственная; 3) сверхчув-ственно-сверхрациональная.

Эмпирический аспект всеобщей реальности постигается нами с помощью наших органов чувств и инструментов их дополняющих: микроскопа, телескопа и т.д. Наука занимается главным образом (хотя и не исключительно) познанием этого чувственного аспекта.

Рациональный аспект действительности постигается главным образом разумом: математической и логической мыслью во всех ее рациональных формах. Математика, логика и рациональная философия концентрируют свое внимание на познании этой формы бытия конечного X; проблески же сверхрационального и сверхчувственного аспекта даны нам лишь посредством поистине творческой сверхчувственной и сверхрациональной интуиции, или "божественного вдохновения" или "вспышки озарения". Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания - чувства, разума и интуиции - это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов.

При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют. Интегральное познание означает также, что "мы получаем знания о действительности не только от эмпириков-ученых и мыслителей-логиков, но также и от великих религиозных и нравственных вождей, подобно Будде и Иисусу, Конфуцию и Лао-цзе, а также от великих деятелей искусства, таких как Бетховен и Бах, Гомер и Шекспир, Фидий и Микеланджело" [9].

В рамках нашего исследования социокультурная концепция "интегральной философии" П. Сорокина должна способствовать поиску гносеологических подходов, способствующих преодолению дискретизации исторического сознания и исторического сознания в целом. "Интегральная социальная философия П. Сорокина представляет собой оригинальную версию преодоления фрагментации социального знания. Особое значение в "интегральной философии" П. Сорокина уделяется личности, который представлен "сверхсознательным творцом", "рациональным мыслителем" и "человеком-эмпирическим наблюдателем и экспериментатором".

Исходя из поставленной цели, на наш взгляд, необходимо определить типы исторических кризисов, которые переживает историческое сознание, и рассмотреть особенности дискретных состояний исторического сознания, их влияние на общественное сознание. Выявляя специфику такого концепта, как "дискретное", следует обратить внимание, что методологически верно будет рассматривать его в паре с таким концептом, как "континуальное". Являясь бинарной парой как отношения прерывистого/непрерывного; простого/сложного; части/целого, они могут быть рассмотрены как сущностные характеристики, отражающие взаимосвязь противоположных свойств исторического сознания. В работе"Историческая эпистемология" А. Мегилл обращает внимание, что "исторические исследования имеют дело с отношениями части и целого. Факт может рассматриваться как "часть", но часть бессмысленна, если она не вписана в границы больших структур, которые придают фактам значение" [5, с. 109-110].

Рассматривая особенности и соотношение континуального и дискретного в историческом сознании,уместно использовать метод диалектики и рассматривать континуальное и дискретное как "единство тождества и разности" [2, с. 46]. Выявляя сущность противоположных понятий, необходимо учитывать, что противоположности рассматриваются как внутренне отрицающие друг друга в себе, которые "снимают себя в своем отношении, так что результат равен нулю" [2, с. 52], уравновешивая друг друга,

В.Г. Лысенко отмечает, что дискретность и континуальность - это разные способы мыслить предмет и являются свидетельствами социокультурного развития и становления исторического сознания социума [4]. Понять логику развития и становления исторического сознания невозможно, если отталкиваться от того, что все сложные системы стремятся к максимальной стабильности, устойчивости, континуальности. Относительно стабильные континуальные этапы формирования исторического сознания являются характеристикой исторического процесса, но в контексте современных научных репрезентаций каждый новый уровень системы связывается с кризисными состояниями, под воздействием которых историческое сознание как система становится дискретной.

Научные репрезентации о дискретности и континуальности исторического сознания носят междисциплинарный характер. Следует отметить, что проблемы дискретности и кон-

тинуальности, в первую очередь, интересовали представителей точных и естественных наук как состояния материи, степень ее дифференциации, которая может проявляться в наличие определенных элементов различных систем, в скачкообразном характере процесса развития, изменения. Континуальность выявляется в целостности систем, состоящих из отдельных дискретныхэлементов, в бесконечности их связей, постепенности изменения состояний, плавном переходе из одного в другое [11, с. 455]. Исходя из этого, историческое сознание, развиваясь в условиях преемственности и относительной стабильности, представляет собой темпоральный феномен, частями которого являются его временные параметры, этапы, исторические феномены, субъекты исторического процесса и т.д. "Это то, что математики называют континуумом, состоящим из любого желаемого количества последовательных частей [1, с. 74].

В работах В.В. Попова, В.А. Тарановой исследователи обращают внимание на специфику самих социокультурных процессов или кри-зисов, которые способствуют развитию дискретности или континуальности исторического сознания, отмечая, что "в современной философской литературе нет однозначных подходов к проблеме самих переходных состояний и к выявлению характерных особенностей переходных состояний в рамках социального противоречия" [6]. Авторы отмечают, что в современном научном дискурсе, понятие "процесс" и "социальный процесс" принимаются как исходное неанализируемые феномены, которые не в меньшей степени нуждаются в изучении. Социокультурный кризис представляет собой вид социального процесса, в рамках которого возникают условия для развития социальных противоречий, различных деструктивных социальных феноменов и дискретности исторического сознания.

Социокультурные кризисы, которые могут представлять собой фундаментальную смену исторических репрезентаций, способствуют развитию кризисов исторического сознания. Й. Рюзен выделяет три типа кризисов исторического сознания: нормальный кризис; критический кризис; катастрофический кризис, или травма [7, с.41-42]. В основе предложенной классификации лежит принцип преемственности. По мере снижения степени преемственности историческое сознание переживает разной степени кризисы и, на наш взгляд, в рамках катастрофического кризиса создаются все условия, которые способствуют разрывам пре-

емственности, проявляя дискретности исторического сознания.

Дискретные состояния исторического сознания, их влияние на общественное сознание способствуют трансформации социокультурных систем, обновляя модели социокультурного взаимодействия и развития. В зависимости от типа кризиса исторического сознания сохранению или восстановлению континуальности исторического сознания могут способствовать его сущностные элементы (исторические знания, исторические репрезентации, способы трансляции исторического опыта и т.д.) или формы реализации (когнитивная, нравственная или эстетическая). Дискретность исторического сознания, являясь формой общественного сознания, пронизывает все его формы (наука, мораль, право и т.д.) и в условиях социокультурных кризисов оказывает дестабилизирующее воздействие на общественное сознание и его формы в зависимости от их специфики, углубляя социокультурные кризисы

В работе П.Д. Иваненко "дискретность права" рассматривается как негативный фактор, "прерывистость в процессе плавно текущего преемства права, историческая прерывистость в процессе развития права конкретного государства, отражающаяся в нефункционировании той правовой системы, которая номинально существует в данный промежуток времени (ее неприменимость к регулированию существующих в обществе правоотношений), либо в прекращении существования ранее функционировавшей системы права в результате внешнеполитических, внутриполитических или внешних и внутреннеполитических факторов одновременно" [3, с.80].

Дискретность и континуальность являются фундаментальными свойствами исторического сознания как сложной системы, особая роль в рамках которой отводится человеку как субъекту истории и носителю исторического сознания. "Человек не познает существующий вне его смысл истории, но и не продуцирует их из себя, - он "достраивает" смыслами исторический процесс, при этом сам, пребывая внутри него" [7, с.77].

Степень дискретности или/и континуальности исторического сознания способствует трансформации социокультурных систем, моделей социокультурного взаимодействия и социокультурных констант. В зависимости от типа кризиса исторического сознания сохранению или восстановлению континуальности исторического сознания могут способствовать

его сущностные элементы (исторические знания, исторические репрезентации, способы трансляции исторического опыта и т.д.) или формы реализации (когнитивная, нравственная или эстетическая).

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Социокультурные кризисы, порождающие кризисы исторического сознания, способствуют формированию дискретного исторического сознания как отдельного индивида, так и социума.

2. Историческое сознание, являясь формой общественного сознания, находясь в дискретном состоянии, оказывает негативное воздействие на остальные формы общественного сознания и создает условия для развития кризисных явлений.

3. Дискретность,являясь сущностной характеристикой исторического сознания, препятствует формированию континуальности, в рамках которой происходит передача социального опыта в определенном социокультурном контексте - это "разрыв", "травма", которая отражается в историческом сознании и нарушает преемственность этапов исторического развития социума.

Литература:

1. Блумфильд Л. Язык / Л. Блумфильд; коммент. Е.С. Кубряковой ; под ред. и с предисл. М.М. Гух-ман. - М.: Прогресс, 1968.

2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3-х т. - Т.2. Учение о сущности. - М., 19/1.

3 Иваненко П.Д. "Дискретность права" и "дискретность законодательства": содержание явлений, формы, причины // ВестникЮУРГУ. Серия "Право"/ / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskretnost-prava-i-diskretnost-zakonodatelstva-soderzhanie-yavleniy-formy-prichiny (дата обращения 15.09.2021)

4 Лысенко В.Г. Дискретное и континуальное в истории индийской мысли: лингвистическая традиция и вайшешика: дис. д-ра философских наук. Институт философии РАН. - М„ 1998. // URL: http:/ /www.dissercat.com/content/diskretnoe-i konti nualnoe-v -istorii-indiiskoi-mysli-lingvistiche skaya-traditsiya-i-vaisheshi.21 (дата обращения 15.09.2021)

5. Мегилл А. Историческая эпистемология / А. Мегилл. - М., 2007.

6. Попов В.В., Таранова В.А. Переходные состояния в социальном развитии и социальные противоречия // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/perehodnye-sostoyaniya-v-sotsialnom-razvitii-i-sotsialnye-protivorechiya (дата обращения 15.09.2021)

7 Рюзен, Й. Кризис, травма и идентичность / Й. Рю-зен // "Цепь времен": проблемы исторического сознания. - М., 2005.

8. Словарь общенаучных терминов / под ред. В.В. Шабанова. URL http://msuee.ru/sdence/Voc%200ND/ SL0VA/5.htrn. (дата обращения 11.08.2021)

9. Сорокин П. Моя философия - интегрализм // http://docplayer.ru/28928328-Moya-filosofiya-integralizm.html (дата обращения 11.08.2021)

10. Сулимов В.А. Апофеоз воли: человек в интеллектуальной культуре современности // Человек. Культура. Образование. - 2017.-2 (24). - С. 63. 11 Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1981.

PHENOMENOLOGICAL AND HERMENEUTiCANALYSIS OF COMMUNICATION BARRIERS Pogonina Elena Alekseevna, Postgraduate student ^ Leshchenko Nadezhda Gennadievna, Postgraduate student

Department of Philosophy, North-Caucasus Federal University, Stavropol

The purpose of the study is to analyze the phenomenon of communicative barriers in the context of phenomenological and hermeneutic representations, to identify the main semantic causes of the formation of conflict barriers inherent in the communicative consciousness. The scientific novelty of the research lies in the fact LU that the phenomenon of communicative barriers is considered in the context of the ontological foundations of S communication interaction, the semantic aspects of the barriers of misunderstanding, their role in the historical and social development of consciousness are analyzed. The combination of phenomenological and hermeneutic U approaches creates justifications for revealing the causal - target orientation of communication dynamics. In this regard, the dialectical essence of communication barriers is pointed out. As a result, the conclusion is made about the creative role of communicative barriers in the development of human consciousness, culture and social existence.

o

O Keywords: communicative barriers; intentionality; understanding; meaning; conscience; suggestion; counter-O suggestion.

С

172

D0I 10.24923/2222-243Х.2021 -41.32

УДК 130.121 ФЕНОМЕНОЛОГО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ВАК РФ 09.00.11 КОММУНИКА ТИВНЫХБАРЬЕРОВ

© Погонина Е.А, 2021 Цель исследования -провести анализ феномена коммуника тинных барьеров

©ЛещенкоН.Т., 2021 8 контексте феноменологических и герменевтических представлений, выя-

вить основные смысловые причины образования конфликтных барьеров, присущих коммуницирующему сознанию. Научная новизна заключается в том, что феномен коммуникативных барьеров рассматривается в контексте онтологических оснований коммуникационного взаимодействия, анализируются смысловые аспекты барьеров непонимания, их роль в историко-социальном развитии сознания. Объединение феноменологического и герменевтического подходов создаёт обоснования для раскрытия причинно-целевой направленности динамики коммуникаций. В связи с этим указывается на диалектическую суть коммуникативных барьеров. В результате делается вывод о созидательной роли коммуникативных барьеров в процессе развития человеческого сознания, культуры и социального бытия.

Ключевые слова: коммуникативные барьеры; интенциональность; понимание; смысл; сознание; суггестия; контрсуггестия.

ПОГОНИНА Елена Алексеевна, аспирант

ЛЕЩЕНКО Надежда Гэннадьевна, соискатель

кафедра Философии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Введение

Виды коммуникативных барьеров, причины их возникновения, способы преодоления - это краеугольные темы коммуникавистики, без разработки которых невозможно выстроить полноценную теорию общения. Изменение статуса феномена коммуникации в современном обществе, дефициты созидательного смысла в коммуникативной реальности обосновывает перемещение этой проблематики из периферии в центр научных исследований.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в значимости понимания сущности и структуры универсума коммуникации, произведённого в обобщённом рассмотрении, на пересечении различных философских подходов.

Исходя из цели, структурированы следующие задачи. 1) провести общий анализ понятия коммуникативного барьера; 2) рассмот-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.