29.Willaschek,Marcus: Verstehen Sie Kant? Interview von Barbara Bleisch mit Marcus Willaschek aus der Reihe Sternstunde Philosophie. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=jdOBzYxjH1 g.
30.Winterhoff, Michael: Wie die Digitalisierung unsere Kinder verblödet - Psychiater spricht Режим доступа: Klartext! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://'www.youtube.com/watch?v=zzLM3CrfYmO.
MAN AS A GLOBAL AND COSMIC BEING IN THE WORKS OF V.I. VERNADSKY AND K.E. TS/OLKOVSKY Makeeva Oksana Evgenievna, Postgraduate student, Surgut State University; Head of Externa! Communications, Renewable Energy Development Association, Moscow
The article reveals the approaches to the essence of man by one of the founders of Russian cosmism K.E. Tsiolkovsky and V.I. Vernadsky. the teaching of which is attributed to the natural-scientific direction of Russian cosmism, during the emergence of the vector of technical and technological development of mankind. The idea of a holistic, harmonious approach to the material and spiritual world of man united the philosophical world view of K.E. Tsiolkovsky and V.I. Vernadsky, who viewed man and the surrounding world in unity from an objective standpoint, and the mind was the source of man's conquest of the Universe. The approaches of K.E. Tsiolkovsky and V.I. Vernadsky have much in common and are characterized by the scale of views on man as a global and cosmic being. At the same time, two great cosmologists approached their conclusions from different research positions. Each of them has his own way of philosophical view of a person and the world around him. The article provides a comparative analysis of the teachings of K.E. Tsiolkovsky and V.I. Vernadsky, analyzes the general and different. The relevance of the topic is determined by the modern problems of the biosphere, which as a global system has already lost its stability under human influence. A more in-depth study of the philosophy of K.E. Tsiolkovsky and V.I. Vernadsky allows us to trace the relationship of their peculiar ideas with global approaches to the microcosm of man, understanding the transcendental and spiritual foundations of the philosophy of cosmism.
Keywords: cosmos; man; cosmism; thinker; noosphere; biosphere; society; Universe; mind; matter; being; atom.
DON 0.24923/2222-243X.2021 -41.29
ЧЕЛОВЕК КАК СУЩЕСТВО ГЛОБАЛЬНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ В ТРУДАХ В.И. ВЕРНАДСКОГО И КЗ. ЦИОЛКОВСКОГО
В статье раскрываются подходы к сущности человека одними из основателей русского космизма КЗ. Циолковским и В.И. Вернадским, учение которых относят к естественнонаучному направлению русского космизма, в период появления вектора технико-технологического развития человечества. Идея целостного гармоничного подхода к материальному и духовному миру человека объединяла философское мировоззрение КЗ. Циолковского и В.И. Вернадского, которые рассматривали с объективных позиций человека и окружающий мир в единстве, а разум - источником покорения человеком Вселенной. Подходы КЗ. Циолковского и В.И. Вернадского имеют много общего и характеризуются масштабностью взглядов на человека как на существо глобальное и космическое. В тоже время к своим выводам два великих косм иста подошли с разных позиций исследования. У каждого из них - собственный путь философского взгляда на человека и окружающий его мир. В статье проводится сравнительный анализ учений КЗ. Циолковского и В.И. Вернадского, анализируется общее и различное. Актуальность темы определяется современной проблематикой биосферы, которая как глобальная система уже утратила свою устойчивость под воздействием человека. Более углубленное изучение философии КЗ. Циолковского и В.И. Вернадского позволяет проследить взаимосвязь их своеобразных идей с глобальными подходами к микрокосмосу человека, понимания трансцендентных и духовных оснований философии космизма.
Ключевые слова: космос; человек; космизм; мыслитель; ноосфера; биосфера; общество; Вселенная; разум; материя; существо; атом.
Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью выработки философских подходов воздействия человека на окружающий мир, что в современных условиях становится определяющим фактором развития человечества. Биосфера как глобальная система утрачивает свою устойчивость, а какая роль в этом процессе отведена человеку? Идеи великих космистов КЗ Циолковского и
УДК 101.1 ВАК РФ 09.00.03
©Макеева O.E., 2021
МАКЕЕВА Оксана Евгеньевна, аспирант, Сургутский государственный университет; руководитель по внешним коммуникациям, Ассоциация развития возобновляемой энергетики, Москва
В.И. Вернадского, обозначенные задолго до выявления особой значимости этой проблематики, проясняют философские подходы к возможностям человека в воздействии на Космос и Вселенную.
Человеку всегда хотелось расширить границы своего знания. Человек эпохи Сократа и Аристотеля с любопытством смотрел вокруг, осмысливал происходящее и делал робкие попытки сопоставления себя и окружающего мира. Человек эпохи Возрождения расширял границы за счет веры в возможности саморазвития. Человек начала XX века, опираясь на развитие научно-технологической мысли,уже пытался заглянуть в будущее. Позже человек XXI века будет уверен в том, что в его распоряжении все современные достижения научно-технического прогресса, а в будущем будет еще больше космических открытий и планетарных исследований. Этотже человекXXI века вынужден будет осознать не только свои возможности, но и пагубное воздействие технологического развития и использования биосферы для предотвращения экологической катастрофы Но основы философского осмысления взаимодействия человека"нового" времени и окружающего мира были заложены еще во времена великих мыслителей Константина Циолковского и Владимира Вернадского. Именно в этот период пространственно-временная картина существовавших философских учений будет подкреплена учением о человеке как существе глобальном и космическом. Человек, который через несколько десятилетий в буквальном смысле покорит космос, в начале XX века в космической философии Циолковского и Вернадского сделает первые шаги в поисках гармонии со Вселенной. Этот человек будет мечтать о космических полетах. И эти мечты как никогда будут близки к тому, чтобы стать явью.
Основоположник теорий космонавтики, исследователь, ученый, учитель Константин Циолковский, который по собственному признанию стремлению к космическим путешествиям заразился рассказами Жюль-Верна, опираясь на научное знание, в 1928 году напишет: "Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство" [1, с.2]. Мыслитель-естество-испытатель, создатель учения о ноосфере, академик Владимир Вернадский, впервые исследуя жизнь как своеобразное живое вещество с весом, химическим составом, энергией и геохимической активностью, придет к выво-
ду: "Мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение - ноосферы" [2, с. 243].
Исследователи космизма привычно ставят рядом имена Константина Циолковского и Владимира Вернадского рядом, "через запятую" в ряду других представителей естественнонаучного направления русского космизма. Хотя два великих космиста и пришли к схожим глобальным выводам учения о человеке, исходные философские позиции исследователей основывались на разных "вводных", продиктованных предпосылками самой жизни.
Ученые никогда не встречались и не взаимодействовали, имели разное происхождение, воспитание, образование, социальное положение. Выходец из обеспеченной дворянской семьи, получивший прекрасное образование Владимир Вернадский,быстро сделавший академическую карьеру, и самоучка Циолковский, открывающий свой собственный мир через самостоятельное глубокое внутреннее познание действительности, прошли разные жизненные дороги. Но этих великих людей объединяли мечты о "космическом" будущем, к которому они так стремились. Оно было основано не столько на практическом пути освоения человеком космоса, сколько на осмыслении формирования нового этапа развития человечества с органической взаимосвязью технологически подкованного человека и природы, земного мира и космоса. Космисты Вернадский и Циолковский пытались определить роль человека, который имеет свой ограниченный срок жизнепребы-вания и деятельности во Вселенной, как силы, способной изменить мир, покоряя пространство и время.
Человек, который живет в конкретный момент времени или мгновение жизни, человек как часть социума, нации, страны, рассматривается Вернандским еще шире - как часть Вселенной, ее информационно-энергетической составляющая. "Человек как существо космическое - звучит масштабно и громко с позиции нашего времени, человека XXI века", - пишет Вернадский [3, с. 26]. Или Циолковский разрушает стереотипы смертности человека, снимает ограничение человеческих возможностей и верит, что "лучшая часть человечества никогда не погибнет, но будет переселяться от солнца к солнцу: "нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен!" [4, с. 66-67]. Тот самый Циолковский позже, в период расцвета своей научной деятельности, признает распростра-
нение жизни в космосе, построит свою гипотезу на совершенстве жизни, исходящей из человеческого разума, которая не имеет никаких пределов и может развиваться без всяких условий: даже без атмосферного давления, без пищи, без кислорода, лишь с лучами солнца.
Прослеживается, что учение о человеке как существе космическом в трудах ученого проходит стадию осмысления и вызревания. Родившийся в небогатой дворянской семье, потеряв частично слух после перенесенной болезни, Константин Циолковский не окончил ни одного учебного заведения. Возможно, именно эти условия, когда юному гению нужно было осваивать в одиночку университетские науки, проявляя упорство и настойчивость, подтолкнули к думам о том, о чем даже не догадывались сверстники. В свои 18 лет, юный Циолковский все свободное время станет посвящать научным изысканиям. Безграничные возможности эксперимента и человеческого разума приведут Циолковского к мыслям о человеке как представителе Вселенной. Он напишет о том, что "нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ, нет всемогущего бога, но есть Вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей". Человека и Вселенную, по Циолковскому, объединяет разум, поскольку "ни один атом Вселенной не избегнет ощущений высшей разумной жизни" [5, с. 10]. Разум, по Циолковскому, может позволить перешагнуть миры и пространства, если такой выбор сделает само человечество. Саму планету Земля Циолковский называл колыбелью разума, в то же самое время подчеркивал, что вечно в колыбели жить нельзя. Сама теория Циолковского, который скажет о возможности выхода человека в космос и необходимости космического расселении человечества в будущем, подталкивала к новому освоению мира. А слова Циолковского о том, что за мыслью и сказкой идет научный расчет, а все "венчает мысль", станут лейтмотивом научного освоения окружающего мира [ б, с. 54-56].
Свой особый взгляд на человека предложил и Владимир Вернадский. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, ученик химика Менделеева и ботаника Бекетова защитит докторскую диссертацию в 1897 году и будет верен естественным наукам. В основе его учения о человеке лежит натурализм, биологическая эволюция и геологический процесс. Вернадский не концентрирует внимание личности человека, а последовательно прово-
дит свои натуралистические исследования Homo sapiens как одного из видов живого мира. Если схематично изложить представление Вернадского о человеке: живое вещество
- это космическое явление, живое вещество, как и материя, является вечным, человечество
- ничтожная часть массы всей планеты, но в то же время - ее главная геологическая сила. По Вернадскому, мощь человека связана не с его материей, веществом, а с его мозгом, разумом и направленным этим разумом трудом. Человек здесь - такой же объект исследования как все живое вещество, как фауна и флора. Поскольку сущность человека определяется жесткими причинно-следственными связями, у него отсутствует всякая возможность свободы, так как подчиняется он, интегрированный в биосферу, законам биохимического развития, и не имеет возможности свободного выбора и самоопределения.
А что мы видим в космизме Циолковского? Видим основу разумного мира, основанную на тех же законах науки, в частности, законах физики. Если точнее, то основа разумного мира -вечные и неуничтожимые атомы, которые обладают чувствительностью и зачатками духовности, "атомы-духи" (по терминологии ученого) как "неделимая основа или сущность мира", которая везде одинакова [7, с. 36]. Человек для Циолковского - союз бессмертных атомов, блуждающих во Вселенной, потому космос -тоже живое существо, а мыслительное путешествие - безгранично. Если атомы гуляют по организмам, то они могут переходить и на другие планеты. Так "совершенные" существа, которые опередили другие планеты и достигли высокой ступени по уровню разума и могущества, обладают моральным правом регулировать жизнь на более примитивных планетах. По Циолковскому, в мире нет ничего мертвого, а наоборот, все живо - и атомы, и камни, и звезды, а разница лишь в чувствительности и в сознательности разных предметов.
Развивающаяся в космосе сфера земного по своему происхождению разума ведет к космо-ноосфере, а объединение космоноосфер различного происхождения, по Циолковскому, является атроноосферой. Циолковский уверен, что объединение космоноосфер должно быть непременно, "ибо этого требуют выгоды существ, если они зрелы, то разумны, а если разумны,то не станут сами себе делать зла" [8,л.2]. Так Циолковский учит, что степень гуманистичное™ разума неразрывно связана с объединением космоноосфер, что ведет к всеобщему благу, счастью и наивысшему развитию.
Вернадский назовет это понятие новым словом- ноосферой,хотя содержание и направленность концепций сферы разума у обоих ученых развивались примерно в одном направлении [9, л.4]. Понятие ноосферы, где неразрывно единство человека и космоса, человека и Вселенной, обосновал именно Вернадский. Его суть концепции о человеке как существе космическом в том, что в процессе эволюции усиливается преобразующая деятельность человека в отношении окружающей природы. Так зарождается ноосфера как сфера разума, жизни человека, его духовной культуры. Расширяясь, ноосфера охватывает другие области бытия. Как считал Вернадский, в будущем ноосфера должна стать ведущей на Земле и переместиться в космос, а в стадию ноосферы должна привести необратимая эволюция биосферы, человечество станет мощной геологической силой, где сможет проявиться его мысль, сознание, разум [10, с. 235].
Вернадский, который высоко ценил научную мысль, с помощью которой человек меняет биосферу, в то же время считал, что "изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс" [11, с. 105]. Сам человек, по Вернандскому,является средством геологического процесса по переводу биосферы в сферу разума, где нет места сознательным, волевым, целенаправленнымдействиям человека.
Циолковский вводит еще один этап - возникновения ноосферы из социосферы,при этом не трансформируя биосферу, а всячески сохраняя ее. Как полагал Циолковский, необходимо сохранять биосферу не только на планете: "Земля необходима как опора, как базис для распространения могущества человека в Солнечной системе и на ее планетах" [12, с. 130]. Так Циолковский стал энтузиастом космического расселения человеческого разума не только в солнечной системе, но и в других звездных мирах. А средством решения этой проблемы ученый назвал ракетно-космичес-кую технику, которая даст возможность "одолеть земную тяжесть и путешествовать по всей Солнечной системе", а затем заселять другие солнечные системы Млечного Пути [14, л. 11]. И даже космическая иерархия разума, по учению Циолковского, - не венец совершенства, а взаимодействие разума во Вселенной, в процессе эволюции образуется союз всех разумных высших существ космоса. Таким образом, только стремление материи к самоорганизации, союз "атомов-духов" и образует смысл
развития Вселенной, способствует возникновению более высоких форм космического разума. Это и стало центральной идеей космической этики Циолковского. Человек как существо глобальное и космическое ответственен не только перед собой, но и перед будущим Вселенной, частью которой он является, где "нет начала и конца Вселенной, нет начала и конца также жизни и её блаженству [15, с. 3].
Великий Циолковский, космическая философия которого стала толчком для основных направлений научно-технической революции и зарождения космонавтики, создал образцовое учение целостной философско-мировоз-зренческой системы. "Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным" [16, с. 205], - уверенные слова ученого призывают к действию.
Научная мысль как планетное явление и мощная геологическая сила в биосфере, согласно учению Вернадского, тоже выводит человека далеко за пределы земли, преодолевая расстояния и пространство, изменяя биосферу [17, с. 87]. Однако необходимое условие для этого процесса - организованный человеческий труд, обусловленный процессом эволюции на протяжении миллионов лет. Место человека, преобразующего облик биосферы, Вернадский определяет во взаимосвязи трех начал - в существовании человека в природе вместе со всеми живыми организмами, в проявлениях человека как закономерной части биосферы, в способности мыслящего человека быть мерой всего или планетным явлением.
Циолковский оставил свой след в истории науки, прежде всего, как основоположник космонавтики, где главным действующим лицом является человек глобальный, человек космический, человек, предпринимающий попытки изучения космоса. "Проникните в солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроется ли тогда тайны вселенной? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камешка или раковины не раскроет ещё тайны океана", - пишет Циолковский в 1926 году [18, с 25]. Циолковский нарисовал человечеству картину будущей жизни и работы в космосе, а Вернадский представил научное объяснение о том, что выход человечества в космос подготовлен всей предшествующей историей Земли и ее органического мира. Современная космонавтика опирается на труды и Циолковского и Вернадского, где развитие технологий имеет под собой мивоззренческую философскую основу разви-
тия человека и его роли во Вселенной. Человек разумный, согласно учениям Циолковского и Вернадского, причастный к космическому бытию, по сути дела, включен в основу мироздания. Главная идея великих ученых имеет философский фундамент, где человек несет в себе космическую роль и вместе с окружающим миром и космосом является единым взаимосвязанным целым. Основной мотив жизни самого Циолковского - "сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед", и пусть это "не давало ни хлеба, ни силы", но в отдаленном будущем это даст обществу "горы хлеба и бездну могущества" [19 с.70] Свою теорию ракетостроения Циолковский разработал лишь как приложение к своим философским изысканиям, а человечество до сих пор ищет свою бездну могущества. И самое время задуматься современному человеку о своих возможностях в преобразовании действительности и ответственности как за свою собственную планету, так и весь космос, направляя бездну могущества в продуктивное русло.
Примечания:
1. Циолковский К.Н. Философия Вселенной. - М.: ЭКСМО, 2018.-264 с.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М. : Айрис Пресс; Рольф, 2002. - 573 с.
3. Саенко Г.Н. Владимир Иванович Вернадский -ученый и мыслитель. - М.: Наука, 2002. - 235 с.
4. Циолковский КЗ. Промышленное освоение космоса. - М.: Машиностроение, 1989. - 278 с.
5. Циолковский К.Э. Монистический материализм: (первоначальное название работы "Что надо знать всякому человеку") / Циолковский К.Э.; Калужский общественный фонд К. Э. Циолковского, Архив Российской акад. Наук // Самообразование. - М., 2007. - 63 с.
6. Избранные труды К. Э. Циолковского (С биогр. очерком проф. Моисеева). - М.; Л.: Госмашметиз-дат, 1934.-21бс.
7. Циолковский К.Э. и становление ноосферы // Земля и Вселенная. - 1991. - №6. - С 34-40.
8. Циолковский К.Э. Космическая философия. - М. : Сфера, 2004// URL: https://ruslit.traumlibrary.net/ book/ciol kovskiy-cosm/ciol kovskiy-cosm. html?from=mirtesen&utm_referrer= mirtesen.ru (дата обращения 15.07.2021).
9. Циолковский К.Э. Любовь к самому себе, или Истинное себялюбие. 1928 г. // URL: https:// www.tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/ lyubov-k-samomu-sebe-ili-istinnoe-sebyalyubie/ (дата обращения: 20.08.2021).
10. Погожина H.H. Проект социальной философии науки как возможность преодоления кризиса // Эпистемология и философия науки. - 2017. -Т. 54. - №4. - С. 234-240.
11. Антюхова Е.А. Образование как мягкая сила в современных зарубежных и российских политологических исследованиях. - М.: МГИМО, 2018. -№4.-С. 197-209.
12. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (переиздание работ 1903 и 1911 года с некоторыми изменениями и дополнениями. - Калуга, 1926. - 128 с.
13. Там же, С. 130.
14.Фотокопии рукописей К.Э. Циолковского [Электронный ресурс] // URL:http://tsiolkovsky.org/wp-content/uploads/2016/02/ZHizn-v-mezhzvezdnoj-srede.pdf (дата обращения: 22.08.2021)
15.Воробьев Б.Н. Циолковский. - М. : Молодая гвардия, 1940 // URL : https://royallib.com/book/ vorobev_boris/tsiolkovskiy.html
16. Саенко Г.Н. Владимир Иванович Вернадский -ученый и мыслитель. - М.: Наука, 2002. - 235 с.
17. Ваганова Н.И., Коробейникова B.C., Невмятул-лина Х.А. Стандартизация в области устойчивого развития общества // Успехи в химии и химической технологии. - XXXII том. - 2018. - № 8. - С. 86-89.
18. Циолковский К.Э. Воля Вселенной. - М. : ACT, Neoclassic, 2018.-135 с.
19. Там же, С. 70.
THE DISCRETENESS OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS AND ITS INFLUENCE ON THE PROCESS OF SPIRITUAL AND INTELLECTUAL FORMATION OF PERSONALITY
Merzfyakova irina Leonidovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Rostov State University of Economic (RSUE), Rostov-on-Don
The purpose of the study is to reveal the relationship between the discreteness of historical consciousness and the processes of spiritual and intellectual development of the individual; to offer his vision of what the discreteness of historical consciousness is and to determine the degree of its influence on the process of spiritual and intellectual formation of the individual. The article focuses on the fact that the discreteness of historical consciousness has a destructive effect on public consciousness and its forms. The degree of discreteness of historical consciousness and the level of spiritual and intellectual development of the individual are interdependent and have a mutual influence on each other. As a result of the conducted research, it was revealed that the discrete historical consciousness is a fragmented "torn" historical consciousness, which poses a threat to the spiritual and intellectual formation of the individual.
Keywords: historical consciousness; discreteness; spiritual and intellectual development; personality; historical reality. DOI 10.24923/2222-243X.2021 -41.30