Научная статья на тему 'DISCIPLINE AS A SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITY OF PERSONALITY OF A STUDENT – FUTURE TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION.'

DISCIPLINE AS A SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITY OF PERSONALITY OF A STUDENT – FUTURE TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дисциплина / дисциплинированность / студент / педагог / социально значимое качество личности / discipline / student / teacher / socially significant quality of personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Глушко, И.М. Лаврухина, В.А. Квасова

В статье раскрывается проблема исследования дисциплинированности как социально значимого качества личности. Цель исследования – выявление возможностей формирования дисциплинированности как социально ориентированного и значимого качества личности студента. Проблема рассматривается через призму профессионально-педагогической деятельности как особого вида социальной деятельности. Представленный теоретический обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что дисциплинированность не является врожденной, формируется благодаря воспитанию как многокомпонентное, многомерное, интегративное свойство. Как качество личности студента-будущего педагога профессионального образования, дисциплинированность является составной частью профессионального акмеологического потенциала, обеспечивающего возможность достижения высшей ступени индивидуального развития в будущей профессионально-педагогической деятельности. Диагностика выявила средний уровень сформированности дисциплинированности как качества личности студентов – будущих педагогов, проблемы с пониманием сути и природы дисциплины, дисциплинированности. Высоки трудности, связанные с необходимостью соблюдать дисциплину, подчиняться, держать себя в руках. Показано, что дисциплинированность вероятно развить в среде профессионального образования, используя весь арсенал форм, средств и методов обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.В. Глушко, И.М. Лаврухина, В.А. Квасова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА – БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

The article reveals a problem of studying discipline as a socially significant personality quality. The purpose of the study is to identify the ways to develop discipline as a socially oriented and significant quality of a student. The problem is considered through the prism of professional and pedagogical activity as a special type of social activity. The presented theoretical review of the literature allows concluding that discipline is not innate but is formed through education as a multicomponent, multidimensional, integrative property. As a personality quality of a student (a future teacher of vocational education), discipline is an integral part of professional acmeological potential, which provides the opportunity to achieve the highest level of individual development in future professional and pedagogical activities. Diagnostics reveal an average level of discipline formation as a personality quality of students, problems with understanding the essence and nature of discipline. The difficulties associated with the need to observe discipline, obey, and control oneself are high. It is shown that discipline is likely to be developed in the professional education environment, using the entire arsenal of forms, means and methods of teaching and upbringing.

Текст научной работы на тему «DISCIPLINE AS A SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITY OF PERSONALITY OF A STUDENT – FUTURE TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION.»

УДК 377

Glushko I.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, The Azov-Black Sea Engineering Institute, The Don State Agrarian University (Zernograd, Russia), E-mail: glu-ir@mail.ru

Lavrukhina I.M., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, The Azov-Black Sea Engineering Institute, The Don State Agrarian University (Zernograd, Russia), E-mail: Lavruhina_i@inbox.ru

Kvasova V.A., student, The Azov-Black Sea Engineering Institute, The Don State Agrarian University (Zernograd, Russia), E-mail: kv.viktoriaaa@mail.ru

DISCIPLINE AS A SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITY OF PERSONALITY OF A STUDENT - FUTURE TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION. The article reveals a problem of studying discipline as a socially significant personality quality. The purpose of the study is to identify the ways to develop discipline as a socially oriented and significant quality of a student. The problem is considered through the prism of professional and pedagogical activity as a special type of social activity. The presented theoretical review of the literature allows concluding that discipline is not innate but is formed through education as a multicomponent, multidimensional, integrative property. As a personality quality of a student (a future teacher of vocational education), discipline is an integral part of professional acmeological potential, which provides the opportunity to achieve the highest level of individual development in future professional and pedagogical activities. Diagnostics reveal an average level of discipline formation as a personality quality of students, problems with understanding the essence and nature of discipline. The difficulties associated with the need to observe discipline, obey, and control oneself are high. It is shown that discipline is likely to be developed in the professional education environment, using the entire arsenal of forms, means and methods of teaching and upbringing.

Key words: discipline, student, teacher, socially significant quality of personality

И.В. Глушко, д-р филос. наук, доц., Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде, г. Зерноград, E-mail: glu-ir@mail.ru

ИМ Лаврухина, д-р филос. наук, проф., Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ «Донской государственный аграрный университет» в г. Зерноград, г. Зерногорск, E-mail: Lavruhina_i@inbox.ru

В.А. Квасова, студентка, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде, г. Зеленогорск, E-mail: kv.viktoriaaa@mail.ru

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается проблема исследования дисциплинированности как социально значимого качества личности. Цель исследования - выявление возможностей формирования дисциплинированности как социально ориентированного и значимого качества личности студента. Проблема рассматривается через призму профессионально-педагогической деятельности как особого вида социальной деятельности. Представленный теоретический обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что дисциплинированность не является врожденной, формируется благодаря воспитанию как многокомпонентное, многомерное, интегративное свойство. Как качество личности студента-будущего педагога профессионального образования, дисциплинированность является составной частью профессионального акмеологического потенциала, обеспечивающего возможность достижения высшей ступени индивидуального развития в будущей профессионально-педагогической деятельности. Диагностика выявила средний уровень сформированности дисциплинированности как качества личности студентов - будущих педагогов, проблемы с пониманием сути и природы дисциплины, дисциплинированности. Высоки трудности, связанные с необходимостью соблюдать дисциплину, подчиняться, держать себя в руках. Показано, что дисциплинированность вероятно развить в среде профессионального образования, используя весь арсенал форм, средств и методов обучения и воспитания.

Ключевые слова: дисциплина, дисциплинированность, студент, педагог, социально значимое качество личности

Происходящие трансформационные процессы в современном обществе определяют кризис общественного сознания и социальных отношений, который проявляется и в личностных кризисах. Их проявления - социальная апатия и депрессивные настроения, отсутствие ответственности за собственные поступки и нежелание брать на себя ответственность за других, кризис семейных отношений, пролонгация инфантилизма и подростково-юношеского возраста, отсутствие взрослых умений и навыков жизни, соответствующих социальным, моральным и правовым нормам.

Между тем государство в виде образовательных стандартов всех уровней декларирует совокупность требований не только к образованности, но и к воспитанности выпускников: «...у них должны быть сформированы высокий уровень социальной ответственности, способность к командной работе, умение принимать на себя ответственность за собственную жизнь, свои поступки, за отдельных членов общества, навыки гибкого взаимодействия с окружающими и др.» [1, с. 96]. Неслучайно в последнее время процессу социального воспитания уделено столь пристальное внимание, принимая в расчет то обстоятельство, что в данном плане было упущено несколько десятилетий. Все это определяет актуальность проблемы формирования социально ориентированных личностных качеств, которые во многом должны определять содержание воспитательного процесса в профессиональном образовании.

Цель статьи - выявление возможностей формирования дисциплинированности как социально ориентированного и значимого качества личности студента. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие исследовательские задачи:

- провести теоретический анализ проблемы формирования дисциплинированности;

- рассмотреть условия формирования дисциплинированности и ее место в профессионально-педагогической деятельности;

- провести психолого-педагогическую диагностику и определить некоторые общие тенденции и затруднения в процессе формирования дисциплинированности как качества личности студента - будущего педагога.

Научная новизна настоящего исследования определяется выделением общих тенденций и трудностей формирования дисциплинированности как социально значимого качества личности молодого человека студенческого возраста. Теоретическая значимость состоит в расширении психолого-педагогического знания

относительно проблемы формирования дисциплинированности. Практическую значимость можно определить через выявление условий формирования дисциплинированности и ее места в профессионально-педагогической деятельности, которые будут способствовать определению воспитательных задач образовательного учреждения. Методы, используемые в данном исследовании: теоретические (анализ научной литературы, синтез, обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, психолого-педагогическая диагностика; количественный и качественный анализ полученных данных). Методологический подход, предпринятый в практической части исследования, представляет комбинацию контент-анализа опроса студентов и простого статистического анализа. Процедура исследования: работа проводилась индивидуально, участники заполняли бланки, полученные по электронной почте или непосредственно в руки. Все респонденты имели обратную связь по результатам тестирования.

Количественный подсчет публикаций на портале elibrary.ru в поисковике по ключевому слову «дисциплинированность» за период с 2001 по 2023 гг позволяет увидеть 325 публикаций, в том числе в рубрике «Народное образование. Педагогика» 180 публикаций, «Психология» 59 публикаций. В Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) нами обнаружено 247 публикаций, в том числе по ряду ключевых слов: «характер, воля, дисциплинированность - 6, «дисциплина и дисциплинированность» - 5, «дисциплинированность как нравственное качество личности» - 2, «социальная дисциплинированность» - 2, «дисциплинированность личности» - 1, «общая дисциплинированность» - 1, «внешняя и внутренняя дисциплинированность» - 0, «дисциплинированность как личное качество» -0; «нравственная дисциплинированность» - 0.

Преобладающее число публикаций, судя по названию и ключевым словам, статей, связаны с исследованием дисциплины (дисциплинированности) среди дошкольников, школьников, а также курсантов учебных заведений системы МВД и военных учебных заведений. Немногочисленны исследования дисциплины в контексте физического воспитания. Что же касается проблемы формирования дисциплинированности педагогов, то она достаточно ограниченно представлена в современных исследованиях.

Известно, что личность представляет собой устойчивую систему социально значимых черт. Теоретико-методологическую основу исследований формирования социально значимых качеств личности составляют положения таких общенаучных подходов, как системный, а также деятельностный, подчеркивающий

роль деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев); философские, социологические и психолого-педагогические концепции развития и профессионального становления личности (Б.П Ананьев, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, Ж. Пиаже, В.А. Сластенин); современные теории и концепции социального воспитания (Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, И.П. Иванов, В.А. Кара-ковский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков) и др. Анализ научной литературы и результатов исследований таких авторов, как B.C. Агеев, ПМ. Андреева, Т.С. Борисова, Т.А. Бунакова, И.Ю. Половина, М.П. Дубинина, Н.Н. Колмагорцева, И.П. Лукичев, Н.Б. Русских, В. Тетерский, А.А. Сухарева и др., позволил А.Н. Саржановой и ПС. Квасных предположить, что социально значимые качества представляют собой целый набор свойств личности. Они связаны с ядром личности (мировоззрением), участвуют в определении жизненных целей, принципов, установок, в организации взаимодействия с окружающим миром, людьми [2, с. 179-180]. Социально-психологические свойства - составляющая характера личности, а характер формируется на основе темперамента, сложноструктурирован, может изменяться на протяжении жизни.

Набор социально значимых качеств и свойств личности является многовариантным и многокомпонентным. Е.А. Шанц относит к ним социальную активность, направленность на самореализацию в деятельности, ответственность, самостоятельность, инициативность [3, с. 55]. А.Н. Саржанова и ПС. Квасных уточняют и расширяют этот список, включая в него коммуникабельность, толерантность, образованность, целеустремленность, организованность, дисциплинированность [3, с. 179-182].

В совокупности перечней социально значимых свойств личности такое качество, как дисциплинированность, привлекает своей многомерностью. Полагаем, что дисциплинированность наиболее тесно коррелирует с таким качеством личности, как социальная ответственность, которая представляет собой «значимое личностное качество, стимулирующее к выполнению обязанностей перед социумом, определенных действий и социальных ролей». Формирование социальной ответственности происходит на протяжении всего периода развития личности, и наиболее значимыми периодами, как полагают исследователи, являются подростковый период и ранняя юность [4, с. 98].

Дисциплинированность помогает достигать жизненных целей, ориентированных на интересы самой личности, но не только. Дисциплинированность лежит в основе взаимоотношений личности и общества, на ней основаны моральные и законотворческие нормы и правила. Без данного качества отношения личности и общества обречены на дисбаланс.

Дисциплинированность, среди прочих качеств личности, является предметом психолого-педагогической науки. В психологии дисциплинированность относят к разряду волевых качеств характера, определяющих поведение человека. В данном ракурсе дисциплинированность должна коррелироваться с общепринятыми правилам и нормами поведения. Формирование волевых качеств, и в том числе дисциплинированности, связано с умением человека контролировать свое поведение. Социальное поведение зависит от позиции личности, от ее склонности к сотрудничеству, активности, ответственности. Дрягалова Е.А., Степанова А.А. представляют дисциплинированность как часть акмеологического потенциала личности [5, с. 112]. Это представление основано на том положении, что акме-ология как раздел психологической науки исследует механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени индивидуального развития (максимального развития физических, интеллектуальных и духовных возможностей) [6, с. 13].

Д.Д. Полянин выявил в большинстве исследований по проблеме дисциплинированности (с 1991 г.) аксиологический подход, представляющий дисциплинированность с точки зрения ценностного отношения к самому себе и к другим людям [7, с. 13-16].

Дисциплинированность вызывает наш исследовательский интерес в контексте профессионально-педагогической деятельности как разновидности социальной деятельности. Дисциплина очень важна в любом возрасте, в любой сфере профессиональной деятельности. Педагогическая сфера имеет множество особенностей. Ранее мы определили, что социальные функции педагогической деятельность многогранны. Среди них мы выделили, с одной стороны, личност-но значимые социальные функции, связанные с социализацией личности при участии социального института образования, а с другой - «социально значимые социальные функции», призванные обеспечивать сохранение и приумножение культуры как специфически человеческого способа существования [8, с. 37].

Педагог должен обладать высокой мотивацией к собственной деятельности. Помочь обрести и закрепить эту мотивацию сможет дисциплинированность. Благодаря дисциплинированности будут оттачиваться такие личностные качества, которые позволят достичь успеха в профессионально-педагогической социальной деятельности: целеустремленность, оптимизм, трудолюбие, уверенность в себе, профессиональное совершенствование. В силу этого дисциплинированность как социально ориентированное качество личности педагога актуализирована, с одной стороны, требованиями компетентностного подхода в современном образовании, с другой - необходимостью развития профессионально-педагогического мышления в процессе построения собственной профессиональной и образовательной траектории [9, с. 62-63].

Рассматривая исторические истоки понятия «дисциплинированность», исследователи полагают, что впервые оно использовано в XIII веке для обозна-

чения в ракурсе самодисциплинированности («самобичевания») и носило религиозный характер [10, с. 39]. Позднее, начиная с 30-х гг. XIX в., понятие обрело светский смысл и стало означать самоконтроль в плане поведения, манер.

Первая попытка унификации средств и методов регулирования дисциплины в учебных заведениях Российской империи была предпринята во второй половины XIX - начале XX века [11, с. 301].

Что же касается дисциплинированности как качества личности, то полагаем, что его истоки следует искать в античных системах воспитания (Спарта, Афины), основанных на концепции здорового образа жизни, включающей сбалансированное питание, отказ от алкоголя, закаливание, физические упражнения и др. составляющие, способствующие становлению, закалке характера и воли [12, с. 75].

Можно ли воспитать в себе дисциплинированность? Ответ очевиден - да. Развивать свой характер - в возможностях личности. Большинство авторов рассматривают дисциплинированность как качество личности, вырабатываемое в процессе воспитания. Дисциплинированность как социальное качество получает развитие в среде профессионального образования при использовании всех составляющих педагогического процесса - форм, методов, средств воспитания и обучения.

С.Н. Щур полагает, что молодой возраст и, в частности, возраст студенчества, плодотворен в плане воспитания дисциплинированности в процессе социализации личности, и отмечает, что исполнение требований дисциплины относится к ряду условий социализации [13, с. 103]. Данный автор рассматривает взаимоотношения категорий дисциплины и свободы личности и отмечает, что в условиях свободного выбора путей и решений дисциплина является частью этой свободы, без которой, как известно, невозможно быть подлинно свободной, самостоятельной, инициативной, творческой личностью [13; 14].

Поэтому дисциплина сочленяет определенную степень свободы и социальную ответственность личности. В таком ракурсе сущность дисциплины следует рассматривать в тесной связи с сознательностью. Только сознательная дисциплина во многом характеризует нравственный облик в целом. Это еще раз доказывает зависимость дисциплинированности от других социально значимых качеств личности.

Мы попросили студентов - будущих педагогов сформулировать ответ на вопрос о том, какие качества должны быть у дисциплинированного человека. 90% отметили такие, как честность, порядочность, пунктуальность, уравновешенность и ответственность. Очевидно, что в данном ракурсе речь идет, скорее, о самодисциплине, развиваемой в образовательном процессе, основу которой составляет обязательное «формирование нравственной позиции» обучающихся [15, с. 71-73]. В.А. Игнатенко также приходит к выводу, что на настоящем этапе развития современного российского общества при отсутствии унифицированных норм правового регулирования дисциплины в учебных заведениях на первый план выступает самодисциплина обучающихся, вырабатываемая у них в процессе обучения [16, с. 846]. Недисциплинированный студент нарушает порядок, не соблюдает правила, нормы поведения, ведет себя негативно. Наш опрос студентов показал, что они считают себя дисциплинированными людьми и полагают, что дисциплина нужна для того, чтобы достигать поставленных целей, успешно учиться, для карьерного роста, положительного отношения окружающих нас людей. Отсутствие дисциплины в жизни может привести к различным неприятностям и неудачам. Важно знать и понимать, что дисциплина - это не просто соблюдение каких-либо правил и их подчинение, она является неотъемлемой частью личностного развития обучающихся и их профессионального успеха.

Е.Ю. Шлюбуль, Н.А. Синельникова, М.Л. Романова, Д.А. Романов отмечают, что, поскольку в господствующей сегодня парадигме личностно ориентированного образования развитие личностных качеств является ключевой целью образовательного процесса, важна и необходима диагностика личностных качеств и, в частности, дисциплинированности [17, с. 145]. Между тем модели дисциплинированности как личностно-профессионального качества в рофессиограмме с заданными параметрами не существует. Упомянутые выше авторы, занимаясь конструированием модели и методов количественной оценки дисциплинированности, выделяют четыре ее типа - истинная (сознательная) - как высший тип дисциплинированности, а также низшие ее типы - прагматическая, критическая и конформная (подражательная). Дисциплинированность имеет многокомпонентный состав, включающий структурные и функциональные ее компоненты. К структурным относятся способность выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок; умение планировать и распределять время (использовать его), чтобы его хватало на все неотложные дела; умение в точности исполнять взятые на себя обязательства и данные кому-либо (в том числе себе) обещания; умение сосредоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенного; умение в точности выполнять приказы и соблюдать все установленные требования. Функциональные компоненты определяют сущность, строение, значение для развития качеств, свойств и возможностей личности, к ним относятся операционный (когнитивный), волевой, мотивационный (ориентационный); диагностический (рефлексивно-оценочный); поведенческий (деятельностный) компоненты. Вышеупомянутые авторы делают вывод, что высшему типу (сознательная дисциплинированность) соответствует сформированность всех пяти функциональных компонентов [17, с. 150].

Внося свой вклад в решение проблемы измерения сформированности дисциплинированности как качества личности, мы провели диагностику студентов,

обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям в нескольких вузах и колледжах Ростовской области: Азово-Черноморском инженерном институте, Донском государственном техническом университете, Зерноградском педагогическом колледже. В опросе участвовали 85 студентов в возрасте 17-23 лет. Для диагностики использовался опросник «Многомерно функциональная диагностика дисциплинированности» (Д-К), (В.П. Прядеин, Н.В. Воротникова) [18]. Опросник состоял из двадцати шкал. Результаты опроса представлены в табл. 1.

Анализ ответов позволяет обнаружить средний уровень выраженности большинства шкал опросника дисциплинированности. С одной стороны, не выявлено таких студентов, которые отличались бы высочайшей дисциплиной. С другой стороны, нет и студентов, у которых по всем шкалам дисциплинированность была бы на низком уровне.

Низкие результаты ответов по шкале № 8 (осознания) выявили главную проблему - опрашиваемые не понимают сути и природы дисциплины, дисциплинированности. Одна из самых показательных шкал - десятая шкала - также выявила высокий показатель трудностей, связанных с необходимостью соблюдать дисциплину, подчиняться, держать себя в руках. Возможно, это объясняется тем, что вместе с четко регламентированным временем учебного расписания у студентов нет регламентации внеурочной деятельности в условиях отсутствия строгого контроля со стороны педагогов и родителей («от сессии до сессии живут студенты весело»). Как правило, студенты не следуют определенному расписанию, не составляют план на день и не выполняют его. Большинство считают, что их жизнь хаотична. Данный вывод подтверждается и ответами по шкале 14 (инициативность). Очевидно, что в будущей педагогической деятельности студентам предстоит преодолевать эти трудности, воспитывая сознательную дисциплину.

По результатам теоретического и практического этапов исследования можно сделать следующие выводы.

1. Дисциплинированность, не являясь врожденным качеством, появляется благодаря воспитанию и становится социально значимым качеством личности.

2. Это многокомпонентное, многомерное, интегративное качество личности.

3. Дисциплинированность является составной частью профессионального акмеологического потенциала личности студента - будущего педагога, этот потенциал выступает в качестве индивидуальной системы особым образом организованных внутренних ресурсов, предпосылок и возможностей, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени индивидуального развития в профессионально-педагогической деятельности, которая сама является особым видом социальной деятельности.

4. Диагностика дисциплинированность показала в целом средний уровень сформированности ее характеристик у студентов - будущих педагогов. Наиболее

Библиографический список

1. Саенко Л.А., Ситникова А.Д. Развитие социальной ответственности у обучающихся на разных возрастных этапах. Мир науки, культуры и образования. 2023; № 6 (103): 96-98.

2. Саржанова А.Н., Квасных ГС. Воспитание социально-значимых качеств личности студентов. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015; № 1 (20): 179-182.

3. Шанц Е.А. Развитие социально значимых качеств личности студента в процессе профессиональной подготовки. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2013; № S2: 51-55.

4. Саенко Л.А., Ситникова А.Д. Развитие социальной ответственности у обучающихся на разных возрастных этапах. Мир науки, культуры и образования. 2023; № 6 (103): 96-98.

5. Степанова А.А., Дрягалова Е.А. Анализ взаимосвязи акмеологического потенциала и профессиональной направленности личности. VI Всероссийский фестиваль науки: сборник докладов: в 2 т. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный институт, 2016; Т. 1: 108-112.

6. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г Введение в акмеологию. Калуга: КГПУ, 2006.

7. Полянин Д.Д. Анализ периода с 1991 по настоящее время на предмет понятия «дисциплинированности» в монографиях и диссертациях учёных. Ростовский научный вестник. 2023; № 2: 13-16.

8. Глушко И.В., Зуева Т.М. Профессионально-педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности. Современные научные исследования: проблемы и перспективы: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Киров: Издательство МЦИТО, 2021: 36-39.

9. Глушко И.В. Психологические особенности деятельности преподавателя высшей школы в контексте профессионального стандарта педагога. Вестник Донского ГАУ. Социально-гуманитарные науки. 2018; Ч. 2, № 4 (30.2): 62-65.

10. Харченко Т.Д., Лямзин Е.Н. К вопросу о генезисе понятия «дисциплинированность» в современной научной литературе. Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ИД «Среда», 2023: 39-40.

11. Игнатенко В.А. Правила для учеников гимназий и прогимназий (1874 г): попытка унификации дисциплинарных норм. Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Красноярск, 2023: 300-303.

12. Колыбельникова Е.А., Лаврухина И.М. Опыт воспитания: Спарта versus Афины. Молодая наука аграрного Дона: традиции, опыт, инновации. 2020; № 4: 75-83.

13. Щур С. Н. Психолого-педагогические подходы к пониманию сущности дисциплины: исторический аспект и современное состояние. Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина. 2019; №2 (54): 102-108.

14. Щур С.Н. Соотношение зависимости и свободы как философское основание рассмотрения проблемы обеспечения дисциплины в образовательной среде. Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина. 2022; № 1 (59): 69-74.

15. Дроздов А.М. Теоретическое исследование формирования нравственной позиции у подростков к самодисциплине. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 72-2: 71-73.

16. Игнатенко В.А. Самодисциплина как психолого-педагогическое явление: сущность и способы ее апробации в процессе обучения. Инновационные тенденции развития российской науки: материалы XVI Международной научно-практической конференции молодых ученых. Красноярск, 2023: 842-846.

17. Шлюбуль Е.Ю., Синельникова Н.А., Романова М.Л., Романов Д.А. Квалиметрическая оценка дисциплинированности студентов вуза. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012; № 7 (89): 145-150.

18. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты: монография. Сургут: РИО СурГПУ 2013.

References

1. Saenko L.A., Sitnikova A.D. Razvitie social'noj otvetstvennosti u obuchayuschihsya na raznyh vozrastnyh 'etapah. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 96-98.

2. Sarzhanova A.N., Kvasnyh G.S. Vospitanie social'no-znachimyh kachestv lichnosti studentov. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2015; № 1 (20): 179-182.

3. Shanc E.A. Razvitie social'no znachimyh kachestv lichnosti studenta v processe professional'noj podgotovki. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2013; № S2: 51-55.

Таблица 1

Содержание и уровни сформированности дисциплинированности

Шкала Диапазон ответов (баллы) Уровень сформированности

1. Практически «врожденная» дисциплина 35-49 высокий

2. Сознательная, внутренняя дисциплина 21-34 средний

3. Подчинения 35-49 высокий

4. Энергичности 35-49 высокий

5. Оптимистичности 35-49 высокий

6. Локус контроля интернальность 21-34 средний

7. Конформности 21-34 средний

8. Осознания 7-20 низкий

9. Деятельности 21-34 средний

10. Трудности 35-49 высокий

11. Импульсивности 21-34 средний

12. Социальной желательности 7-20 низкий

13. Нонкомформности 21-34 средний

14. Инициативности 35-49 высокий

15. Пессимистичности 21-34 средний

16. Локус контроля экстернальность 21-34 средний

17. Нормативности 21-34 средний

18. Нравственности 21-34 средний

19. Эгоцентризма 7-20 низкий

20. Достоверности 7-20 низкий

низкие показатели - в части понимания сути и природы дисциплины, дисциплинированности. Высоки трудности, связанные с необходимостью соблюдать дисциплину, подчиняться, держать себя в руках.

5. Дисциплинированность можно развить в среде профессионального образования, используя весь арсенал форм, средств и методов обучения и воспитания.

4. Saenko L.A., Sitnikova A.D. Razvitie social'noj otvetstvennosti u obuchayuschihsya na raznyh vozrastnyh 'etapah. Mir nauki, kul'tury iobrazovaniya. 2023; № 6 (103): 96-98.

5. Stepanova A.A., Dryagalova E.A. Analiz vzaimosvyazi akmeologicheskogo potenciala i professional'noj napravlennosti lichnosti. VI Vserossijskij festival' nauki: sbornik dokladov: v 2 t. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj institut, 2016; T. 1: 108-112.

6. Bogdanov E.N., Zazykin V.G. Vvedenie v akmeologiyu. Kaluga: KGPU, 2006.

7. Polyanin D.D. Analiz perioda s 1991 po nastoyaschee vremya na predmet ponyatiya «disciplinirovannosti» v monografiyah i dissertaciyah uchenyh. Rostovskij nauchnyj vestnik. 2023; № 2: 13-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Glushko I.V., Zueva T.M. Professional'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' kak osobyj vid social'noj deyatel'nosti. Sovremennye nauchnye issledovaniya: problemy iperspektivy: sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kirov: Izdatel'stvo MCITO, 2021: 36-39.

9. Glushko I.V. Psihologicheskie osobennosti deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly v kontekste professional'nogo standarta pedagoga. Vestnik Donskogo GAU. Social'no-gumanitarnye nauki. 2018; Ch. 2, № 4 (30.2): 62-65.

10. Harchenko T.D., Lyamzin E.N. K voprosu o genezise ponyatiya «disciplinirovannosf» v sovremennoj nauchnoj literature. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': vektory issledovatel'skih iprakticheskih perspektiv: sbornik statej VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: ID «Sreda», 2023: 39-40.

11. Ignatenko V.A. Pravila dlya uchenikov gimnazij i progimnazij (1874 g.): popytka unifikacii disciplinarnyh norm. Nauka iobrazovanie: opyt, problemy, perspektivyrazvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk, 2023: 300-303.

12. Kolybel'nikova E.A., Lavruhina I.M. Opyt vospitaniya: Sparta versus Afiny. Molodaya nauka agrarnogo Dona: tradicii, opyt, innovacii. 2020; № 4: 75-83.

13. Schur S. N. Psihologo-pedagogicheskie podhody k ponimaniyu suschnosti discipliny: istoricheskij aspekt i sovremennoe sostoyanie. Vestnik Mozyrskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.P. Shamyakina. 2019; №2 (54): 102-108.

14. Schur S.N. Sootnoshenie zavisimosti i svobody kak filosofskoe osnovanie rassmotreniya problemy obespecheniya discipliny v obrazovatel'noj srede. Vestnik Mozyrskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.P. Shamyakina. 2022; № 1 (59): 69-74.

15. Drozdov A.M. Teoreticheskoe issledovanie formirovaniya nravstvennoj pozicii u podrostkov k samodiscipline. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 72-2: 71-73.

16. Ignatenko V.A. Samodisciplina kak psihologo-pedagogicheskoe yavlenie: suschnost' i sposoby ee aprobacii v processe obucheniya. Innovacionnye tendencii razvitiya rossijskoj nauki: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh. Krasnoyarsk, 2023: 842-846.

17. Shlyubul' E.Yu., Sinel'nikova N.A., Romanova M.L., Romanov D.A. Kvalimetricheskaya ocenka disciplinirovannosti studentov vuza. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2012; № 7 (89): 145-150.

18. Pryadein V.P. Psihodiagnostika lichnosti: izbrannye psihologicheskie metodiki i testy: monografiya. Surgut: RIO SurGPU, 2013.

Статья поступила в редакцию 23.03.24

УДК 378

Grinko O.A., senior teacher, English Language Department, Odintsovo Campus of MGIMO University (Odintsovo, Russia), E-mail: o.grinko@odin.mgimo.ru

SELECTION OF THE CONTENT OF MODULAR PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE COURSES IN HIGHER EDUCATION. The article discusses the ways to apply principles of professional linguodidactics to selecting the content for professionally oriented foreign language courses in higher education. The author identifies the most relevant principles based on the system of principles formulated by Russian researchers in this field of study. They are then described in terms of their application to the practical work of a teacher. In the practical part of the article, the content of textbooks for students in economic fields of study is analyzed in relation to these principles. This analysis helps to identify areas where textbooks could be improved in order to better reflect the principles of professional linguodidactics. Results of the study provide valuable insights into the subject matter and procedural aspects of the training content presented in educational publications. They also identify areas for further research and practical suggestions for authors of educational materials.

Key words: teaching content of foreign language course, selection of teaching content, professionally oriented foreign language, professional linguodidactics

О.А. Гринько, ст. преп., Одинцовский филиал МГИМО МИД России, г. Одинцово, E-mail: o.grinko@odin.mgimo.ru

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЬНЫХ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются возможности применения и актуализация принципов профессиональной лингводидактики на этапе отбора содержания курсов профессионально ориентированного иностранного языка в высшей школе. Опираясь на сформулированную отечественными исследователями систему принципов профессиональной лингводидактики как нового междисциплинарного направления исследований в области профессионально ориентированного обучения иностранному языку, автор выделяет принципы, наиболее релевантные на этапе отбора содержания обучения и предлагает описание их актуализации (отражения в практической работе преподавателя). В практической части работы анализируется содержание учебников профессионально ориентированного иностранного языка для студентов экономических направлений подготовки. Результаты исследования позволяют сделать обобщенный вывод о предметной и процессуальной стороне отобранного для учебных изданий содержания обучения, а также обозначить направления дальнейших исследований в данной области и сформулировать практические рекомендации для авторов учебных изданий.

Ключевые слова: содержание обучения иностранному языку, отбор содержания обучения, профессионально ориентированный иностранный язык, профессиональная лингводидактика

Актуальность: динамично меняющиеся требования к содержанию и организации высшего образования способствуют все большему распространению модульного принципа в построении образовательных программ. Пришедшая в отечественное образование вместе с Болонской системой кредитно-модульная система European Credit Transfer System (ECTS) была призвана способствовать академической мобильности студентов и возможности интеграции в образовательный процесс компонентов профессионального образования, реализуемых за пределами вуза. После отказа от Болонской системы требование к гибкости и индивидуализации образовательных программ сохраняется, а значит, модульный принцип структурирования содержания обучения может быть эффективно применен для формирования как образовательных программ, так и для отдельных дисциплин, их образующих, в частности для курсов иностранного языка.

Поворя о структурировании содержания обучения в профессиональной языковой подготовке студентов вузов, под модулем мы понимаем относительно небольшой и сравнительно автономный блок содержания, обладающий определенным набором характеристик и состоящий из ряда компонентов. Использование модульного принципа позволяет эффективно регулировать объем изучаемого материала в зависимости от доступного количества аудиторных часов, уровня и скорости работы конкретной учебной группы, а также обеспечить дифференциацию содержания курса для разных направлений и профилей подготовки. Структурированию содержания обучения по модульному принципу предшествует

системно организованный отбор содержания, определяемый рядом факторов и принципов, как лингводидактических, так и обусловленных необходимостью обеспечить профессиональную направленность языковой подготовки в вузе.

Цель данной статьи - определить основополагающие и дополнительные принципы отбора содержания обучения в профессиональной языковой подготовке студентов экономических специальностей и проанализировать реализацию данных принципов в подготовке учебных пособий по профессионально ориентированному иностранному (английскому) языку. Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач: 1) опираясь на анализ теоретической литературы в данной сфере, выявить современные принципы преподавания профессионально ориентированного иностранного языка, наиболее релевантные на этапе отбора содержания обучения; 2) на материале актуальных учебных изданий по профессионально ориентированному иностранному языку проследить, каким образом данные принципы реализуются авторами; 3) сформулировать дальнейшие направления научных и практических исследований по данной теме.

Научная новизна исследования проистекает из его опоры на современное направление лингводидактики, отражающее актуальные реалии преподавания профессионально ориентированного иностранного языка в вузах, а также обусловлено материалом практической части исследования, который составили современные учебные издания, использующиеся в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.