Международные финансы
Удк 339.72.015
дисбалансы в мировых торговых и капитальных потоках и их регулирование
М. Г. ЕРМОЛАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: [email protected] Московский авиационный институт (технический университет)
В статье рассматриваются вопросы закономерности формирования торговых и капитальных дисбалансов в мире и оценка эффективности международного взаимодействия в сфере регулирования мировых финансов.
Ключевые слова: мировые торговые и капитальные потоки, дисбаланс, профицит счета текущих операций, дефицит счета текущих операций, сбережения и инвестиции, подъем внутреннего спроса, кризис мировой финансовой системы, «Большая двадцатка», международное финансовое регулирование.
Снижение остроты кризисных явлений в конце 2009 — начале 2010 г не уменьшило накала в обсуждении дальнейших путей преобразования мировой финансовой системы. Осмысление глубинных причин текущего кризиса мировой финансовой системы является важной задачей наряду с задачами по поэтапному принятию на национальных уровнях стран—участниц «Большой двадцатки» практических мер финансового регулирования, согласованных в Декларации по укреплению финансовой системы от 02.04.2009 [2], и необходимостью решения каждой страной-участницей вопроса о временных рамках антикризисных мер по поддержке национальных экономик.
В этой связи знаковыми стали выступления председателя ФРС США Бена Бернанке (19.10.2009) [1] и главы Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана (23.11.2009) [3]. В этих докладах, прозвучавших на международных конферен-
циях, была предпринята попытка проанализировать закономерности глобальных финансовых и товарных потоков и их влияние на положение отдельных групп стран в современном мире.
Так, Бен Бернанке пытался определить, почему многие страны азиатского региона, финансовые системы которых в значительной степени избежали серьезных проблем с кредитами, характерными для США и Европы, так тяжело пострадали от глобального спада? Что позволило азиатским экономикам прийти столь быстро в норму в дальнейшем? И почему экономики некоторых стран (во всем мире и в пределах Азии) переживают намного более глубокое «сжатие», чем другие?
Кризис, который начался на Западе, воздействовал на Азию по различным каналам, относительная важность которых зависела в некоторой степени от специфических особенностей экономики каждой из стран этого региона. Однако, по мнению Бена Бернанке, фактически для всех азиатских экономических систем именно международная торговля оказалась критическим каналом передачи кризисных явлений. После периода сильного роста международная торговля потеряла в начале 2009 г. приблизительно 20 % в реальном исчислении от ее предкризисного уровня1 и 35 % в номинальном
1 Расчет изменения объемов экспорта 44 стран мира в долларах США по курсу 2000 г.
10
финансы и кредит
исчислении. Столь сильное падение мировой торговли Бен Бернанке связывает не только с общим падением в период кризиса импортных расходов развитых экономик, но и со значительным ростом отложенного спроса домашних хозяйств (на товары длительного пользования) и фирм (на закупку средств производства) в связи с общей неуверенностью в дальнейшем развитии экономической конъюнктуры.
При этом более открытые экономики испытали и более значительное снижение темпов роста реального ВВП (в наибольшей степени это было характерно для Гонконга и Сингапура, а также для Кореи, Тайваня, Таиланда и Малайзии). Падение реального ВВП в этих азиатских экономиках и в Японии составило в первой четверти 2009 г. по сравнению с последней четвертью 2008 г. от 13 до 20 %. При этом степень торговой открытости определялась как суммарная доля экспорта и импорта каждой страны в ее ВВП за 2007 г. Сходные тенденции снижения реального ВВП испытала и экономика Германии.
Хотя финансовые системы стран азиатского региона не были непосредственно «задеты» крахом рынка структурированных кредитных продуктов (деривативов), характерным для США, финансовое напряжение охватило и эти страны. Традиционный отток капитала во время кризиса в страны своего происхождения (для поддержания собственной финансовой стабильности) способствовал усилению финансовой напряженности в азиатском и латиноамериканском регионах. В результате, существенные трудности испытала оптовая торговля в Корее, ранее на 1 /3 финансируемая банками, ухудшились капитальные позиции ряда банков Японии.
В целях смягчения недостатка долларового финансирования ФРС США установила с некоторыми центральными банками азиатских стран (Австралия, Япония, Корея, Новая Зеландия и Сингапур) линии обмена ликвидностью (соглашения о валютном свопе).
Оценивая корреляцию финансовой открытости стран с глубиной кризисного падения, Бен Бернанке пришел к выводу о ее существенно меньших значениях по сравнению с торговой открытостью экономик, в том числе азиатских. При этом финансовая открытость определяется как суммарная доля международных активов и пассивов каждой страны в ее ВВП за 2007 г. Примерами максимальной финансовой открытости и максимального падения ВВП в последней четверти 2008 г. и первой четверти 2009 г. служат Сингапур и Тайвань. В то же время азиатские экономики, продемонстрировавшие на-
ибольшую устойчивость к кризисным потрясениям (Китай, Индия и Индонезия), характеризуются наименьшей финансовой открытостью.
Торговые и финансовые каналы оказали свое воздействие в передаче кризисных явлений и в экономику стран Латинской Америки и Восточной Европы. Многие из этих экономик не только резко «сжались», но и достаточно медленно восстанавливались по сравнению с азиатскими экономиками. Для Латинской Америки дополнительным источником ослабления послужила ее тесная связь с американской экономикой (особенно для Мексики) и ее большая зависимость от товарного экспорта, цены на который существенно уменьшились во время самой интенсивной фазы кризиса. В Восточной Европе предшествующая макроэкономическая нестабильность и структурные изъяны усилили неблагоприятные эффекты глобального шока.
По мнению Бена Бернанке, важно сделать правильные выводы из установленного факта, что более открытые экономики были серьезнее затронуты глобальным спадом. Хотя более тесная интеграция с мировой экономикой, естественно, увеличивает уязвимость к глобальным экономическим шокам, очевидно также и то, что открытость национальной экономики обеспечивает более сильный экономический рост в долгосрочной перспективе. В этой связи следует настоятельно сопротивляться протекционизму и установлению барьеров на пути движения капитала. Вместо этого лучшей стратегией, обеспечивающей экономическое развитие, является составление обоснованного баланса внешней торговли и роста внутреннего спроса.
Чтобы достичь более сбалансированного и прочного экономического роста, сократить риски финансовой нестабильности, необходимо, по мнению Бена Бернанке, остерегаться постоянно растущих дисбалансов в торговых и капитальных потоках. Внешние дисбалансы уже существенно сузились в результате кризиса. Сокращение доходов и сужение кредитной базы заставили домашние хозяйства в США и в других промышленно развитых странах больше сберегать и меньше тратить, в том числе и на импортные товары. Дефицит счета текущих операций США уменьшился с 5 % ВВП в 2008 г. до 3 % — во второй четверти 2009 г. Вследствие сокращения спроса на импорт со стороны США профицит счета текущих операций Китая снизился с 10 % ВВП в первой половине 2008 г. до 6,5 % — в первой половине 2009 г.
Поскольку мировая экономика выздоравливает, и объемы мировой торговли восстанавливаются,
глобальные дисбалансы могут возобновиться. Как подчеркивали на недавней встрече лидеры стран «Большой двадцатки», политические власти по всему миру должны действовать против такого исхода. По мнению Бена Бернанке, США должны увеличить национальную норму сбережения. Несмотря на необходимость развития разнообразных форм частных сбережений, наиболее эффективным методом достижения поставленной цели является разработка жизнеспособной фискальной программы, направленной на долгосрочное сокращение дефицита федерального бюджета. В свою очередь, страны с бюджетным профицитом (большинство азиатских стран) должны способствовать уменьшению разрыва между сбережениями и инвестициями и поднимать внутренний спрос. В большинстве случаев такие действия сосредоточиваются на поддержке потребления. Такая поддержка необязательно должна быть прямой. Она может выражаться в развитии в странах с бюджетным профицитом пенсионной системы, увеличении государственных расходов на здравоохранение и образование. Такие меры не только улучшат благосостояние и производительность, но также будут способствовать более сбалансированному, сильному и устойчивому экономическому росту.
Во многом сходные идеи были высказаны и в докладе главы Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана. Так, он отметил, что «старая парадигма мертва, ее время сочтено». В соответствии с нею, домашние хозяйства в США и в некоторых других странах двигали вперед глобальную экономику за счет ненасытной жажды потребления, выкачивая импорт из стран, полагающихся в своем росте в большей степени на экспорт. Большая часть потребления обеспечивалась пристрастием к дешевому и легкому кредитованию, и этот источник был отсечен финансовым кризисом. В соответствии с текущей ситуацией, с учетом в перспективе новых форм финансового регулирования, «кран» не будет открыт в ближайшее время снова.
Потребительское поведение должно измениться. Проблемы сбалансирования домашних расходов и затянувшейся безработицы будут увеличивать сбережения. Кризисный опыт может сделать потребителей более осмотрительными, менее склонными занимать и предпочитающими сберегать. Кризис и резкий подъем уровня безработицы должны оставить отпечаток в коллективной памяти.
Доминик Стросс-Кан также отметил, что некоторые сдвиги в нужном направлении уже появи-
лись. Китай и другие новые азиатские экономики переключаются с экспорта на внутренний спрос, поддерживаемый экспансионистской налоговой политикой. Переменам могут помочь усиление систем социального обеспечения и повышение расходов на здравоохранение и образование, так же, как и реформы, направленные на облегчение доступа к кредитным ресурсам. Повышение обменного курса юаня вместе с курсом ряда других азиатских валют должно, по мнению Доминика Стросс-Кана, войти в общий пакет принимаемых мер.
Доминик Стросс-Кан считает, что все извлекут пользу из этой новой парадигмы. У мировой экономики появится новый двигатель развития. Уменьшив глобальную неустойчивость, мир станет более безопасным, менее склонным к кризисам. Это будет соответствовать и долгосрочным интересам Китая.
По мнению Доминика Стросс-Кана, во время кризиса, возможно, впервые в истории, страны объединились, чтобы ответить на общие вызовы общими решениями, и в выигрыше оказалась мировая экономика. Это беспрецедентное сотрудничество было возглавлено «Большой двадцаткой», сосредоточившей ответственность за глобальное экономическое управление в руках большего количества стран, чем когда-либо прежде.
«И это только начало, — сказал Доминик Стросс-Кан, — мы нуждаемся в сотрудничестве по стратегиям выхода из кризиса, по новой модели развития, по регулированию финансового сектора. Мы живем в едином, взаимосвязанном мире, в котором разделительная линия между национальными и глобальными интересами становится все более стертой. И возврата назад нет».
Однако возникают некоторые сомнения по поводу предложенных этими специалистами рецептов борьбы с глобальной нестабильностью в распределении торговых и финансовых потоков между разными странами мира.
Не отрицая пользы от вспомогательного ориентирования стран-экспортеров на свой собственный внутренний рынок, вряд ли можно представить, что в ближайшем будущем в международном разделении труда они сменят свою экспортную специализацию. Кроме того, вряд ли капитало-избыточные развитые экономики в обозримом будущем расстанутся со своей специализацией в качестве международных финансовых центров, хотя поддержка собственного отечественного производства может отчасти повысить их общую стабильность.
12
финансы и кредит
Проблема взаимодействия финансовых и торговых потоков на глобальном уровне, определяющая устойчивые диспропорции в экономике стран — участниц международного разделения труда, раскрытая ведущими мировыми финансовыми специалистами, вряд ли может быть решена в одночасье и только исходя из политической воли участников. Поэтому глобальные диспропорции будут самовоспроизводиться и в дальнейшем. Смена ролей возможна, но не в ближайшей перспективе.
Кроме следования международным нормам финансового регулирования, актуальность и важность разработки которых вполне правомерно была признана всеми странами-участницами «Большой двадцатки», нужно также руководствоваться и проверенными временем двухсторонними отношениями. Накопленные дисбалансы в торговых и финансовых отношениях США и Китая вполне могут разрешаться на двухсторонней основе, используя методы взаимозачетов, купли-продажи активов и обязательств.
Предложения ФРС США и МВФ по укреплению обменного курса юаня не встречают одобрения со стороны китайских властей. Справедливо считая, что американские власти за счет обесценения доллара США пытаются отчасти решить свои финансовые проблемы (например через удешевление своих долговых обязательств), китайское руководство продолжает проводить политику удержания курса юаня на уровне, который выгоден своей ориентированной на экспорт экономике.
Взаимодействие глобального и национального начала (или интереса) в настоящее время в политике стран — участниц мирового хозяйства скорее может быть рассмотрено по типу диалектического противоречия (в качестве взаимополагающих и взаимоотрицающих друг друга полюсов взаимодействия). В ходе процесса глобализации накал борьба
этих противоположных сторон во взаимодействии между странами будет только нарастать.
Формами разрешения такого противоречия могут служить принимаемые странами нормы международного регулирования, осуществляемые международными функциональными организациями. Понятна в этой связи и необходимость разработки четких правил регулирования международных финансов странами — участницами «Большой двадцатки» под эгидой Совета по финансовой стабильности при участии МВФ и Всемирного банка.
Кроме того, интеграционные формы более тесного взаимодействия отдельных стран между собой могут быть рассмотрены как диффузные, переходные по отношению к национальным и глобальным интересам. В результате, одна и та же страна может одновременно состоять в разных интеграционных союзах, заключаемых с теми или иными странами.
Список литературы
1. Bernanke Ben S. Asia and the Global Financial Crisis //Speech at the Federal Reserve Bank of San Francisco's Conference on Asia and the Global Financial Crisis. Santa Barbara, California. 19 October 2009. URL: http://www.federalreserve. gov/ newsevents/speech/bernanke20091019a. htm.
2. Declaration on strengthening the financial system. London. 2 April 2009. P. 1-6. URL: http://www. londonsummit. gov. uk/resources/en/PDF/annex-strengthening-fin-sysm.
3. Dominique Strauss-Kahn. Take-Off or Holding Pattern? Prospects for the Global Economy. An Address to the Confederation of British Industry Annual Conference. London. 23 November 2009. URL: http://www.imf.org/external/np/ speeches/2009/112309.htm.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки
(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]