Научная статья на тему 'ДИСБАЛАНС ВЕТЕРИНАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ДИСБАЛАНС ВЕТЕРИНАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕТЕРИНАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ДИСБАЛАНС / ПРОДУКЦИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА / ВЕТЕРИНАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / VETERINARY LEGISLATION / LEGISLATIVE IMBALANCE / ANIMAL PRODUCTS / VETERINARY SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батова В.Н.

Реализация национальных проектов Российской Федерации в агропромышленном комплексе играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности. Одним из факторов, замедляющих устойчивое развитие АПК, является несовершенство ветеринарного законодательства. В современных условиях одной из актуальнейших задач, решение которых необходимо для обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории нашей страны, становится совершенствование административно-правового регулирования ветеринарной деятельности. Ветеринарное законодательство РФ представлено обширным количеством нормативных правовых актов, различающихся по своей юридической силе и нередко противоречащих друг другу. В подобной ситуации возникновение законодательного дисбаланса в сфере административно-правового регулирования ветеринарной деятельности является неизбежным. В статье охарактеризованы конкретные формы проявления дисбаланса, выделены общие направления его преодоления, такие как обеспечение отраслевой чистоты образующих данную отрасль законодательства институтов и консолидация норм, по сути относящихся к ветеринарной деятельности и регламентируемых правовыми актами иной отраслевой принадлежности, с нормами ветеринарного законодательства. Важную роль в плане устранения законодательного дисбаланса в сфере регулирования ветеринарной деятельности следует также отвести корректировке базового закона - закона о ветеринарии. Устранение выявленных в ходе исследования замечаний по ряду позиций представляет собой вполне логичный подход к разработке правовых актов, что будет способствовать преодолению дисбаланса в ветеринарном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMBALANCE OF THE VETERINARY LEGISLATION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

Implementation of national projects of the Russian Federation in the agroindustrial complex plays a key role in ensuring food security. One of the factors that slow down the sustainable development of agriculture is the imperfection of veterinary legislation. In modern conditions, one of the most urgent tasks, the solution of which is necessary to ensure the epizootic and veterinary-sanitary well-being of the territory of our country is the improvement of administrative and legal regulation of veterinary activities. Veterinary legislation of the Russian Federation is represented by an extensive number of legal acts that differ in their legal force, but often contradict each other. In such a situation, the emergence of a legislative imbalance in the field of administrative and legal regulation of veterinary activities is inevitable. The article describes specific forms of manifestation of the imbalance of veterinary legislation. The General directions of overcoming the imbalance of veterinary legislation are also highlighted, such as ensuring the sectoral purity of the institutions forming this branch of legislation and consolidating the norms that are essentially related to veterinary activities and regulated by legal acts of other branches with the norms of veterinary legislation. Also, an important role in eliminating the legislative imbalance in the field of veterinary regulation should be assigned to the adjustment of the basic law - the law on veterinary medicine. The elimination of the comments identified in the course of the study on a number of items is a logical approach to the development of legal acts, which will help to eliminate the imbalance of veterinary legislation.

Текст научной работы на тему «ДИСБАЛАНС ВЕТЕРИНАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

10. Внешняя экономика Китая продолжает оставаться стабилизатором мировой экономики. - URL: https://rg.ru/2019/10/14/vneshniaia-ekonomika-kitaia-prodolzhaet-ostavatsia-stabilizatorom-mirovoj -ekonomiki.html (дата обращения: 01.04.2020)

11. Темпы роста экономики Китая упали до минимума почти за 30 лет. -URL: https://www.rbc.ru/economics/18/10/2019/5da998fd9a7947940c5a7562 (дата обращения: 16.05.2020).

12. Литаврина, С. А. Единообразный торговый кодекс США: история создания и роль в правовой системе США: дис. ... канд. юрид. наук / С. А. Литаврина. - М., 2009. - 197 с.

13. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 1990» (утратили силу в связи с введением в действие с 1 января 2000 года «Инкотермс 2000» (МТП N 560). - URL: http://docs.cntd.ru/document/8000123 (дата обращения: 13.05.2020).

14. Incoterms® 2020: что нужно знать о новой редакции правил? - URL: http://www.iccwbo.ru/meropriyatiya/2019/seminar-incoterms-2020/ (дата об-

■С ращения: 14.05.2020).

I

ц$ В.Н. Батова, V.N. Batova,

О аспирант кафедры административ- Postgraduate student of the Department

^ ного и муниципального права of administrative and municipal law

^ Саратовской государственной of the Saratov state law Academy

^ юридической академии batova.b.n@yandex.ru

S

g ДИСБАЛАНС ВЕТЕРИНАРНОГО

§ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

О И ПРАКТИКИ

о;

4 Аннотация: реализация национальных проектов Российской Федерации § в агропромышленном комплексе играет ключевую роль в обеспечении продоволь-CQ ственной безопасности. Одним из факторов, замедляющих устойчивое развитие

5 АПК, является несовершенство ветеринарного законодательства. В современных ^ условиях одной из актуальнейших задач, решение которых необходимо для обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории

19$ нашей страны, становится совершенствование административно-правового

- регулирования ветеринарной деятельности. Ветеринарное законодательство РФ

О представлено обширным количеством нормативных правовых актов, различаю-çj щихся по своей юридической силе и нередко противоречащих друг другу. В подобной ситуации возникновение законодательного дисбаланса в сфере административ-но-правового регулирования ветеринарной деятельности является неизбежным. В статье охарактеризованы конкретные формы проявления дисбаланса, выделены общие направления его преодоления, такие как обеспечение отраслевой чистоты образующих данную отрасль законодательства институтов и консолидация норм, по сути относящихся к ветеринарной деятельности и регламентируемых правовыми актами иной отраслевой принадлежности, с нормами ветеринарного

см

законодательства. Важную роль в плане устранения законодательного дисбаланса в сфере регулирования ветеринарной деятельности следует также отвести корректировке базового закона - закона о ветеринарии. Устранение выявленных в ходе исследования замечаний по ряду позиций представляет собой вполне логичный подход к разработке правовых актов, что будет способствовать преодолению дисбаланса в ветеринарном законодательстве.

Ключевые слова: ветеринарное законодательство, законодательный дисбаланс, продукция животноводства, ветеринарная безопасность.

The imbalance of the veterinary legislation: questions of theory and practice

Abstract: implementation of national projects of the Russian Federation in the agro-industrial complex plays a key role in ensuring food security. One of the factors that slow down the sustainable development of agriculture is the imperfection of veterinary legislation. In modern conditions, one of the most urgent tasks, the solution of which is necessary to ensure the epizootic and veterinary-sanitary well-being of the territory of our country is the improvement of administrative and legal regulation of veterinary activities. Veterinary legislation of the Russian Federation is represented by an extensive number of legal acts that differ in their legalforce, but often contradict each other. In such a situation, the emergence of a legislative imbalance in the field of administrative and legal regulation of veterinary activities is inevitable. The article describes specific forms of manifestation of the imbalance sÈ1 ofveterinary legislation. The General directions ofovercoming the imbalance of veterinary §» legislation are also highlighted, such as ensuring the sectoral purity of the institutions | forming this branch of legislation and consolidating the norms that are essentially related ° to veterinary activities and regulated by legal acts of other branches with the norms of

veterinary legislation. Also, an important role in eliminating the legislative imbalance in

thefield of veterinary regulation should be assigned to the adjustment of the basic law -the § g

law on veterinary medicine. The elimination of the comments identified in the course of the o

study on a number of items is a logical approach to the development of legal acts, which E g

will help to eliminate the imbalance of veterinary legislation. jjj u

Keywords: veterinary legislation, legislative imbalance, animal products, veterinary "§ §

safety. s £

!

Ш

00 ï

? 0)

Производство продукции животноводства играет клю- I чевую роль в обеспечении продовольственной безопасности РФ, вы- "" ступая в качестве одного из ключевых индикаторов благополучия на- 199 ции. Реализация национальных проектов в сфере агропромышленного комплекса в значительной степени зависит от эффективной организации государственной ветеринарной службы [1, с. 139]. ^ Одним из факторов, замедляющих устойчивое развитие АПК, | является несовершенство ветеринарного законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях. В современных условиях одной их актуальнейших задач, решение которых необходимо для обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благопо-

лучия территории нашей станы, становится совершенствование ад-министративно-правового регулирования ветеринарной деятельности.

Ветеринарное законодательство РФ представлено огромным количеством нормативных правовых актов, различающихся между собой по уровню и юридической силе и нередко содержащих явные противоречия. В подобной ситуации возникновение законодательного дисбаланса в сфере административно-правового регулирования ветеринарной деятельности является практически неизбежным.

Основным законодательным актом, регулирующим ветеринарную деятельность в Российской Федерации, является Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» [2] (далее - Закон о ветеринарии).

Кроме того, существует множество подзаконных нормативных документов, содержащих правовой регламент осуществления ве-теринарной деятельности на территории России. К ним относятся ветеринарные и ветеринарно-санитарные правила, Технические ^ и Административные регламенты.

Системный дисбаланс пронизывает все важнейшие уровни и си-^ стемные связи ветеринарного законодательства. Такой тип дисбалан-О са является наиболее опасным для функционирования общественных ^ отношений в области ветеринарии, т.к. разбалансирует отдельные С подсистемы ветеринарного законодательства и характеризуется 5 непропорциональностью развития административно-правового ^ регулирования.

Отраслевой законодательный дисбаланс влечет за собой наруше-ния внутри совокупности нормативных правовых актов, содержит О противоречия между конкретными нормами права [3, с. 10]. Такие ^ нарушения в полной мере присущи законодательству, содержащему Ч правовую регламентацию общественных отношений в сфере ветери-О нарной деятельности.

^ Если рассматривать законодательный дисбаланс в сфере ветери-^ нарии как условно «низший» уровень горизонтального дисбаланса, следует отметить, что выявить универсальную причину его возникно-200 вения практически невозможно. Данное обстоятельство обусловлено совокупностью ряда факторов, каждый из которых в отдельной си-туации выступает основополагающим. Из этого следует, что методы О устранения дисбаланса ветеринарного законодательства должны быть Г1 подобраны в зависимости от его разновидности. ^ Далее обратимся к конкретным формам проявления дисбаланса ветеринарного законодательства.

1. Несмотря на то, что более 10 лет назад Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 761 «Об обеспечении гар-

монизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами» [4] регламентировалось, что «.. .правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, подлежат экспертизе на предмет их соответствия стандартам, рекомендациям и другим документам международных организаций», Закон о ветеринарии содержит единственную ссылку на международные договоры РФ относительно деятельности, связанной с порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов.

2. Законом о ветеринарии следует предусмотреть мероприятия, касающиеся деятельности сельхозпроизводителей, занятых производством и реализацией продукции животноводства. В той экономической ситуации, в которой на сегодняшний момент находится наша страна, необходимо провести оценку влияния Закона о ветеринарии на ряд макро- и микроэкономических показателей (динамика издержек производства и обращения, объем выпускаемой товарной продукции, методы ценообразования и др.).

Тем не менее, Законом о ветеринарии не учтены положения, которые содержатся в ряде государственных программ и Стратегий РФ. В частности, это касается Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ ^ от 12 апреля 2020 г. № 993-р [5], Стратегии устойчивого развития § | сельских территорий до 2030 года, утвержденной Распоряжением о Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р [6], Доктрины про- Е 3 довольственной безопасности Российской Федерации в сфере произ- | | водства продукции животноводства, утвержденной Указом Президента 11 РФ от 21 января 2020 г. № 20 [7]. * |

Существует ряд противоречий норм Закона о ветеринарии с дан- | | ными нормативными документами в области производства и реали- | д зации продукции животноводства, развития малых и средних форм "" хозяйствования организаций, виды экономической деятельности 201 которых связаны с животноводством.

3. Закону о ветеринарии противоречит Распоряжение Президента РФ от 18 марта 2011 г. № 158-рп «Об организации работы по инкорпо- ¡у, рации правовых актов СССР и РСФСР и/или по признанию указанных | актов не действующими на территории Российской Федерации» [8]. Это касается того факта, что в настоящее время действует огромное количество нормативных правовых актов в сфере ветеринарии, принятых еще в СССР (в частности, ряд ветеринарных и ветеринарно-са-

I1

о

00 а:

р 0)

нитарных правил). Аналогичных норм, принятых в период существования РФ, не существует. Несмотря на то, что эти акты были приняты в другом государстве и при другой экономической и политической ситуации, их действие никто не отменял, со времени их принятия у законодателя не было никаких попыток их актуализации или внесения в них изменений, соответствующих современным условиям.

За нарушение требований этих правил Россельхознадзор привлекает нарушителей к административной ответственности по ст. 10.6, 10.7, 10.8 КоАП РФ. Однако ст. 2 ФЗ «О ветеринарии» гласит, что ветеринарное законодательство представлено Законом о ветеринарии и нормативными правовыми актами, которые принимаются в соответствии с этим Законом. То есть в Законе о ветеринарии советские правила не приведены в качестве источников ветеринарного законодательства. Таким образом, является спорным вопрос о законности привлечения к административной ответствен-

в;

ности за нарушения правил, априори не входящих в ветеринарное законодательство РФ.

^ Безусловно, Российская Федерация юридически является право-О преемником бывшего СССР, и частично большая часть правил была ^ перенесена из законодательства СССР. Проблема в том, что в период С интенсивного реформирования АПК во многих службах появилась 5 двоякость по некоторым вопросам, были приняты новые НПА и при ^ этом не отменены старые. Это привело к тому, что принятые нор-мативные правовые акты и старые правила в большинстве своем перестали соответствовать друг другу. Результатом явилось то, что О Министерству юстиции РФ добавилась дополнительная работа, за-^ ключающаяся в отмене ранее действующих НПА, причем отменять Ч их приходилось списками по тысяче штук.

О Дело в том, что НПА, принятые во времена СССР, устарели ^ морально, они не соответствуют современной действительности, не ^ учитывают современную экономическую, санитарно-эпидемиологи-ческую, политическую ситуации, в некоторых случаях их применение 202 или нецелесообразно с учетом сегодняшнего времени, или затруднено, а часто даже и невозможно.

4. Закон о ветеринарии не регламентирует процесс обращения О с биологическими отходами различных классов опасности, не учи-^ тывает при этом положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. ^ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) [9]. Кроме того, сам Закон об отходах не содержит четких положений, касающихся процесса обращения, перемещения, транспортировки, утилизации данного вида отходов.

Отсутствие четкой правовой регламентации в обозначенной области снижает уровень биологической и ветеринарной безопасности в нашей стране. В указанные законодательные акты должны быть внесены нормы, касающиеся данной сферы деятельности.

5. Законом о ветеринарии наряду с применением лекарственных препаратов для борьбы с заболеваниями, общими для человека и животных, не предусмотрено обращение дезинфицирующих средств, при использовании которых ликвидируются последствия вспышек заразных заболеваний. При этом законодательство не регламентирует привлечение к данной деятельности специалистов государственных ветеринарных служб. Таким образом, предприятиями самостоятельно производятся препараты, не прошедшие соответствующих испытаний, дезинфицирующие качества которых нередко вызывают сомнения.

Данное обстоятельство потенциально провоцирует дальнейшие вспышки заразных заболеваний, тем самым представляя угрозу ветеринарной безопасности. Исходя из вышеизложенного, в текст Закона о ветеринарии или в подзаконные правовые акты вполне целесообразно включить в перечень лекарственных препаратов дезинфицирующие средства санитарной защиты.

Таким образом, устранение вышеуказанных замечаний по ряду позиций представляет собой вполне логичный подход к разработке правовых актов, что будет способствовать нивелированию дисбаланса ветеринарного законодательства. ^

В условиях, когда дисбаланс ветеринарного законодательства § | является уже реальностью, а не потенциальной угрозой, представля- о ется целесообразным и обоснованным выделить следующие общие Е 3 направления его преодоления: | |

1) обеспечение отраслевой чистоты образующих данную отрасль 11 законодательства институтов; * |

2) консолидация норм, по сути относящихся к ветеринарной дея- |

* О"

~ а о

и 3 а

5

тельности и регламентируемых правовыми актами инои отраслевой | з

3 0)

принадлежности, с нормами ветеринарного законодательства.

Важное значение для устранения законодательного дисбаланса 203 в сфере регулирования ветеринарной деятельности следует придать корректировке базового закона-закона о ветеринарии, выступающего центром интеграции, каркасом административно-правовой регламен- № тации общественных отношений в сфере ветеринарии, образовываю- 3

Ов

щего правовой фундамент системы ветеринарного законодательства. 04 Он должен отражать своеобразие законодательства в сфере ветеринарной деятельности, формирующего единую концепцию, особые принципы в области общественных отношений, регулируемых им.

оо а:

Список литературы:

1. Заводчиков, Н.Д. Исследование факторов экономической эффективности государственной ветеринарной службы Оренбургской области / Н.Д. Заводчиков, C.B. Хабарова // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 4. - С. 139-142.

2. О ветеринарии: закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 24, ст. 857; 2019. - № 52, ст. 7765.

3. Белоусов, С.А. Внутриотраслевой законодательный дисбаланс: понятие, причины и пути устранения / С. А. Белоусов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. -№ 1 (25).-С. 10-14.

4. Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами: постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 761 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 40

.0 (ч. 2), ст. 4698.

pj 5. Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохо-§ зяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года: * распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 993-р. ^ 6. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских терри-щ торий до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. § № 151-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 6, ст. 1014. 5 7. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности С Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 // S Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 4, ст. 345. Я 8. Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР 5 и РСФСР и/или по признанию указанных актов не действующими на террито-^ рии Российской Федерации: распоряжение Президента РФ от 18 марта 2011 г. 5 № 158-рп// Собр. законодательства Рос. Федерации. -2011. -№ 12, ст. 1627. ^ 9. Об отходах производства и потребления: федеральный закон О- от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -g 1998. - № 26, ст. 3009; 2020. - № 77.

204

см

О

СМ

•ч

см

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.